Духовная экология
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( апрель 2021 г. ) |
Духовная экология — это новая область в религии, охране окружающей среды и научных кругах, которая предполагает, что существует духовный аспект всех вопросов, связанных с сохранением окружающей среды , защитой окружающей среды и управлением землей . [1] Сторонники духовной экологии утверждают, что современная работа по охране природы должна включать духовные элементы, а современная религия и духовность должны включать осознание и участие в решении экологических проблем. [1]
Введение
[ редактировать ]Специалисты в области духовной экологии утверждают, что в основе экологических проблем лежат духовные элементы. [1] Те, кто работает в области духовной экологии, также предполагают, что существует острая необходимость признать и устранить духовную динамику, лежащую в основе деградации окружающей среды. [2]
Эта область в основном развивается через три отдельных направления формальных исследований и деятельности: наука и академические круги, религия и духовность и экологическая устойчивость. [3]
Несмотря на различные области изучения и практики, принципы духовной экологии просты: чтобы решить такие экологические проблемы, как истощение видов, глобальное потепление и чрезмерное потребление, человечество должно изучить и переоценить наши основные взгляды и убеждения о Земле. и наши духовные обязанности перед планетой. [4] Советник США по вопросам изменения климата Джеймс Гюстав Спет заявил:
Раньше я думал, что главными экологическими проблемами являются потеря биоразнообразия , коллапс экосистем и изменение климата. Я думал, что тридцать лет хорошей науки смогут решить эти проблемы. Я был неправ. Главными экологическими проблемами являются эгоизм, жадность и апатия, и чтобы справиться с ними, нам необходимы культурные и духовные преобразования. [5]
Таким образом, утверждается, что экологическое обновление и устойчивость обязательно зависят от духовного сознания и чувства ответственности. Духовные экологи сходятся во мнении, что это включает в себя как признание творения священным , так и поведение, уважающее эту священность.
Недавние письменные и устные вклады Папы Франциска , особенно его энциклика Laudato si' , выпущенная в мае 2015 года , а также беспрецедентное участие религиозных лидеров в Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата 2015 года в Париже. [6] отражают растущую популярность этой новой точки зрения. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил 4 декабря 2015 года, что
Религиозные сообщества имеют жизненно важное значение для глобальных усилий по решению климатической проблемы. Они напоминают нам о моральных аспектах изменения климата и о нашей обязанности заботиться как о хрупкой окружающей среде Земли, так и о наших нуждающихся соседях. [6]
История
[ редактировать ]Духовные экологи определили, что научная революция , начавшаяся в 16 веке и продолжавшаяся в эпоху Просвещения и вплоть до промышленной революции , способствовала критическому сдвигу в человеческом понимании, оказывающему отразившееся воздействие на окружающую среду. Радикальное расширение коллективного сознания в эпоху рациональной науки включало в себя коллективный переход от восприятия природы как живого, духовного присутствия к утилитарным средствам достижения цели . [7]
В современную эпоху разум стал цениться выше веры, традиций и откровения. Индустриальное общество пришло на смену аграрным обществам и старым способам отношения к временам года и циклам. Более того, утверждается, что растущее преобладание глобального, механизированного и коммерциализированного мировоззрения, коллективного чувства священного было разорвано и заменено ненасытным стремлением к научному прогрессу и материальному процветанию без какого-либо чувства границ или ответственности. [7]
Некоторые представители духовной экологии утверждают, что повсеместное патриархальное конкурентное мировоззрение и монотеистическая религиозная ориентация на трансцендентную божественность в значительной степени ответственны за деструктивное отношение к земле, телу и священной природе творения. [8] Таким образом, многие считают, что мудрость коренных народов , для которых физический мир до сих пор считается священным, является ключом к решению наших нынешних экологических проблем.
Духовная экология является ответом на ценности и социально-политические структуры последних столетий с их траекторией ухода от близости с землей и ее сакральной сущностью. Оно формировалось и развивалось как интеллектуальная и практикоориентированная дисциплина на протяжении почти столетия. [9]
Духовная экология включает в себя огромное количество людей и практик, которые переплетают духовный и экологический опыт и понимание. Кроме того, внутри самой традиции заключено глубокое, развивающееся духовное видение коллективной эволюции человека/земли/божества, которое расширяет сознание за пределы двойственности человека/другого, человека/земли, неба/земли, разума/тела. Это принадлежит современному движению, признающему единство и взаимосвязь, или «взаимобытие», взаимосвязь всего того, что есть творение.
Среди духовных провидцев, несущих эту нить, есть Рудольф Штайнер (1861–1925), который основал духовное движение антропософии и описал «совместную эволюцию духовности и природы». [10] и Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955), французский иезуит и палеонтолог, который говорил о переходе коллективного сознания к сознанию божественности в каждой частице жизни, даже в самом плотном минерале. Этот сдвиг включает в себя необходимое устранение различий между областями обучения, как упоминалось выше. «Наука, философия и религия неизбежно сойдутся, поскольку они приближаются к целому», - сказал Тейяр. [11]
Томас Берри (1914–2009), американский священник -пассионист , известный как «геолог», был одной из самых влиятельных фигур в этом развивающемся движении, делая упор на возвращение к чувству удивления и благоговения перед миром природы. Он разделял и развивал многие взгляды Тейяра де Шардена , включая понимание того, что человечество не находится в центре вселенной, а интегрировано в божественное целое, имеющее свой собственный эволюционный путь. Эта точка зрения заставляет переосмыслить отношения между землей и человеком: «Настоящая необходимость состоит в том, чтобы начать думать в контексте всей планеты, целостного земного сообщества со всеми его человеческими и нечеловеческими компонентами». [12]
Лидеры буддизма, включая движение «Вовлеченный буддизм» , исторически идентифицируют необходимость вернуться к ощущению своей врожденной природы, которая является частью Земли. [13] [14] Джоанна Мэйси описывает коллективный сдвиг, называемый « Великим поворотом », который приводит человечество к новому сознанию, в котором Земля не воспринимается как отдельная. [15] Суфийский учитель Ллевелин Воган-Ли аналогичным образом обосновывает свою работу по духовной экологии контекстом коллективного эволюционного расширения в направлении единства, приводя всех нас к ощущению земли и человечества – всей жизни – как взаимозависимых. В видении и переживании единства термин «духовная экология» сам по себе становится излишним. То, что поддерживает землю, является духовным; то, что духовно, чтит священную землю. [16] [17]
Важным элементом работы этих современных учителей является призыв к полному принятию человечеством ответственности за то, что мы сделали – физически и духовно – с землей. Только через принятие ответственности произойдет исцеление и трансформация. [16] [17] [18]
Включая необходимость духовного ответа на экологический кризис, Чарльз, принц Уэльский, в своей книге 2010 года «Гармония: новый взгляд на наш мир » пишет: «Специально механистическая наука лишь недавно заняла позицию такого авторитета в мир... (и) это не только помешало нам больше рассматривать мир философски, наш преимущественно механистический взгляд на мир также исключил наши духовные отношения с Природой. Любые подобные проблемы игнорируются в основных дебатах о мире. что мы делаем с Землей». [19] Принц Чарльз, который пропагандирует экологическую осведомленность с 1980-х годов, [20] продолжает:
... продолжая отрицать эту глубокую, древнюю, интимную связь с Природой, я боюсь, что мы усугубляем наше подсознательное чувство отчуждения и дезинтеграции, которое отражается во фрагментации и нарушении гармонии, которую мы создаем в окружающем нас мире. . В настоящий момент мы разрушаем огромное разнообразие жизни и поддерживающие ее «экосистемы» — леса и прерии, лесные массивы, вересковые пустоши и болота, океаны, реки и ручьи. И все это увеличивает степень «болезни», которую мы причиняем сложному балансу, регулирующему климат планеты, от которого мы так тесно зависим. [21]
В мае 2015 года энциклика Папы Франциска « Laudato Si': О заботе о нашем общем доме » подтвердила необходимость духовного и морального ответа на наш экологический кризис и, таким образом, косвенно выводит тему духовной экологии на передний план нашей нынешней экологической проблематики. дебаты. В этой энциклике признается, что « экологический кризис по сути является духовной проблемой». [22] в соответствии с идеями этой развивающейся области. Американский эколог, писатель и журналист Билл Маккиббен , который много писал о влиянии глобального потепления , говорит, что Папа Франциск «приложил всю тяжесть духовного порядка к глобальной угрозе, создаваемой изменением климата , и тем самым присоединился к его сила с научным порядком». [23]
Ученый, защитник окружающей среды и лидер в области устойчивой экологии Дэвид Судзуки также подчеркивает важность включения священного в решение экологического кризиса:
То, как мы видим мир, формирует то, как мы к нему относимся. Если гора — это божество, а не куча руды; если река является одной из жил земли, а не потенциальной оросительной водой; если лес — священная роща, а не лес; если другие виды являются биологическими родственниками, а не ресурсами; или если планета — наша мать, а не возможность, — тогда мы будем относиться друг к другу с большим уважением . В этом и состоит задача — взглянуть на мир с другой точки зрения. [24]
Католическая монахиня, в интервью которой взяла интервью Сара МакФарланд Тейлор, автор книги 2009 года « Зеленые сестры: духовная экология» , формулирует эту точку зрения на единство: «Нет разделения между посадкой новых полей и молитвой». [25]
Местная мудрость
[ редактировать ]Многие в области духовной экологии согласны с тем, что особый поток опыта, пронизывающий всю историю, имеет в своей основе живое понимание принципов, ценностей и взглядов духовной экологии: местная мудрость. Термин «коренной» в этом контексте относится к тому, что является родным, оригинальным и проживает в определенном месте, точнее, к обществам, которые разделяют и сохраняют способы познания мира в отношении земли. [26] Для многих коренных традиций земля является центральным духовным контекстом. [27] Это принципиальное состояние отражает отношение и способ существования в мире, который укоренен в земле и закреплен в ней. [28] Духовная экология призывает нас обратиться к уважаемым носителям этих традиций, чтобы понять источник нашего нынешнего экологического и духовного кризиса и найти руководство для перехода в состояние баланса.
Особенности многих учений коренных народов включают жизнь как постоянный акт молитвы и благодарения , знание и симбиотические отношения с живой природой, а также осознание своих действий на будущие поколения. Такое понимание обязательно предполагает взаимность и взаимность между людьми, землей и космосом.
Вышеуказанная историческая траектория расположена преимущественно в иудео-христианском европейском контексте, ибо именно в этом контексте человечество пережило утрату сакральной природы творения с ее разрушительными последствиями. Например, с колонизацией местная духовная экология исторически была заменена навязанной Западом верой в то, что земля и окружающая среда являются товарами, которые нужно использовать и эксплуатировать, с эксплуатацией природных ресурсов во имя социально-экономической эволюции. Эта точка зрения «... имела тенденцию устранять любую духовную ценность земли, учитывая только экономическую ценность , и это служило еще большему отдалению сообществ от близких отношений с окружающей их средой», [29] часто с «разрушительными последствиями для коренных народов и природы во всем мире». [30] [31] Исследования ранней доисторической деятельности человека во время четвертичного вымирания показывают, что мегафауна охотилась задолго до европейской колонизации в Северной Америке, Южной Америке и Австралии. [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] Хотя это может поставить под сомнение точку зрения на местную мудрость и священное отношение к земле и окружающей среде на протяжении всей человеческой истории, это не отменяет недавних разрушительных последствий, о которых говорилось.
Наряду с основными принципами и моделями поведения, пропагандируемыми духовной экологией, некоторые традиции коренных народов придерживаются тех же эволюционных взглядов, которые сформулированы перечисленными выше западными духовными учителями. Понимание человечества, развивающегося к состоянию единства и гармонии с Землей после периода раздора и страданий, описано во многих пророчествах по всему миру. К ним относятся пророчество о Белом Буйволе равнинных индейцев, пророчество об Орле и Кондоре от жителей Анд, а также пророчества Онондага, хранимые и пересказанные Ореном Лайонсом . [39] [40] [41]
Текущие тенденции
[ редактировать ]Духовная экология развивается в основном в трех областях, указанных выше: наука и академические круги, религия и духовность и охрана окружающей среды.
Наука и академия
[ редактировать ]Среди ученых, внесших вклад в духовную экологию, выделяются пятеро: Стивен Кларк Рокфеллер , Мэри Эвелин Такер , Джон Грим , Брон Тейлор и Роджер С. Готлиб . [42]
Мэри Эвелин Такер и Джон Грим — координаторы Йельского форума по религии и экологии . [43] международный мультирелигиозный проект, исследующий религиозные мировоззрения, текстовую этику и практики с целью расширить понимание сложной природы текущих экологических проблем.
Стивен Рокфеллер — автор многочисленных книг о религии и окружающей среде, а также почетный профессор религии в колледже Миддлбери . Он сыграл ведущую роль в разработке Хартии Земли . [44]
Роджер С. Готлиб [45] — профессор философии Вустерского политехнического института. Автор более 100 статей и 16 книг по вопросам защиты окружающей среды, религиозной жизни, современной духовности, политической философии, этики, феминизма и Холокоста.
Брон Тейлор из Университета Флориды придумал термин «Темно-зеленая религия», чтобы описать набор верований и практик, основанных на убеждении, что природа священна. [46]
Среди других лидеров в этой области: Лесли Э. Спонсел из Гавайского университета , [47] Сара МакФарланд Тейлор из Северо-Западного университета, [48] Митчелл Томасшоу из Антиохийского университета Новой Англии и программ колледжа Шумахера . [49]
В области науки духовная экология появляется в таких областях, как физика, биология (например, Урсула Гуденаф ), исследования сознания (например, Брайан Свимме из Калифорнийского института интегральных исследований ), теория систем (например, Дэвид Лой ) и гипотеза Геи , которая Впервые была сформулирована Джеймсом Лавлоком и Линн Маргулис в 1970-х годах. [ нужна ссылка ]
Другим примером является ученая и писательница Диана Бересфорд-Крегер , всемирно признанный эксперт по химическому воздействию деревьев на окружающую среду, которая объединяет области этноботаники , садоводства , экологии и духовности в связи с текущим экологическим кризисом и управлением миром природы. Она говорит: «... мир, дар этого мира фантастичен и феноменален. Молекулярное устройство мира необычно, математика мира необычна... священное и наука идут рука об руку». [50] [51]
Религия и экология
[ редактировать ]Во многих конфессиях защита окружающей среды становится областью изучения и пропаганды. [52] Папы Франциска Энциклика Laudato si' , выпущенная в мае 2015 года , предложила убедительное подтверждение духовной экологии и ее принципов внутри Католической церкви. Кроме того, более 150 лидеров различных конфессий подписали письмо на Саммите ООН по климату в Париже в 2015 году, в котором признали Землю «даром» от Бога и призвали к действиям по борьбе с изменением климата. [53]
Христианские защитники окружающей среды подчеркивают экологическую ответственность всех христиан как управителей Божьей земли, в то время как современная мусульманская религиозная экология вдохновлена кораническими темами, такими как то, что человечество является халифом или доверенным лицом Бога на земле (2:30). Существует также еврейская экологическая точка зрения, основанная на Библии и Торе, например, на законах бал ташит (не разрушать бессмысленно и не тратить ресурсы без необходимости). Вовлеченный буддизм применяет буддийские принципы и учения к социальным и экологическим проблемам. Коллекцию буддийских ответов на глобальное потепление можно увидеть в Экологическом буддизме. [54]
Помимо Папы Франциска , другие мировые традиции в настоящее время, похоже, включают группу лидеров, приверженных экологическим взглядам. « Зеленый Патриарх » Варфоломей I , Вселенский Патриарх Восточной Православной Церкви , [55] с конца девяностых годов работает над объединением ученых, защитников окружающей среды, религиозных лидеров и политиков для решения проблемы экологического кризиса, и говорит, что защита планеты является «священной задачей и общим призванием… Глобальное потепление — это моральный кризис и моральный кризис». испытание." [56] Исламский фонд экологии и наук об окружающей среде (IFEES) [57] были одним из спонсоров Международного исламского симпозиума по изменению климата, состоявшегося в Стамбуле в августе 2015 года, по итогам которого была принята « Исламская декларация о глобальном изменении климата » — декларация, одобренная религиозными лидерами, отметили исламские ученые и преподаватели из 20 стран. [58] В октябре 2015 года 425 раввинов подписали «Письмо раввинов о климатическом кризисе», призывающее к решительным действиям по предотвращению усугубления климатических нарушений и к достижению эко-социальной справедливости. [59] Индуистские писания также сильно и часто намекают на связь между людьми и природой, и эти тексты составляют основу Индуистской декларации об изменении климата, представленной на заседании Парламента мировых религий в 2009 году . [60] Многие мировые религиозные и религиозные лидеры, такие как Далай-лама XIV , присутствовали на конференции по изменению климата 2015 года и разделяли мнение, что: «Спасение планеты — это не только политический долг, но и моральный». [61] [62] Кармапа Огьен Тринле Дордже также заявил: «Чрезвычайная экологическая ситуация, с которой мы сталкиваемся, — это не только научная проблема и не только политическая проблема — это также моральная проблема». [63]
Эти религиозные подходы к экологии также приобретают все большее межконфессиональное выражение, например, в Межконфессиональном центре устойчивого развития, где мировые религиозные лидеры высказываются об изменении климата и устойчивом развитии . [ нужна ссылка ] А на своем собрании осенью 2015 года Парламент мировых религий принял декларацию о межконфессиональных действиях по изменению климата и «собрал более 10 000 активистов, профессоров, духовенства и мировых лидеров из 73 стран и 50 конфессий для борьбы с изменением климата». . [64]
Земные традиции и земная духовность
[ редактировать ]Забота и уважение к Земле как к священной – как к Матери-Земле ( Мать-Природе ), – которая обеспечивает жизнь и питание, являются одной из форм земной духовности. ПаГайская космология — это традиция внутри такой земной духовности. Гленис Ливингстон описывает это в своей книге как
экодуховность, основанная на коренном западном религиозном праздновании годового цикла Земля-Солнце. Связываясь с историей разворачивающейся Вселенной, эту практику можно углубить. И чувство Тройной Богини – центральное в цикле и известное в древних культурах – может быть развито как динамика, присущая всему существу. Ритуальные сценарии и процесс ритуальных событий, представленные здесь, могут представлять собой путешествие в самопознание через личную, общественную и экологическую историю: познаваемое «я» является неотъемлемой частью места. [65] [ нужен неосновной источник ]
Духовность и экология
[ редактировать ]Хотя религиозно ориентированный энвайронментализм основан на Священных Писаниях и теологии, существует движение, которое формулирует необходимость экологического подхода, основанного на духовном сознании, а не на религиозных убеждениях. Люди, формулирующие этот подход, могут иметь религиозное происхождение, но их экологическое видение исходит из их собственного жизненного духовного опыта. [66] [67] Разницу между этой духовно-ориентированной экологией и религиозным подходом к экологии можно рассматривать как аналог того, как Междуховное движение выходит за рамки межконфессионального и межрелигиозного диалога и фокусируется на реальном опыте духовных принципов и практик. [68] Духовная экология аналогичным образом исследует важность этого экспериментального духовного измерения по отношению к нынешнему экологическому кризису. [16]
Буддийский учитель «Обрученный» Тик Нат Хан говорит о важности осознанности в заботе о нашей Матери-Земле и о том, что высшая форма молитвы — это настоящее общение с Землей. [69] Францисканский монах Рихард Рор подчеркивает необходимость воспринимать весь мир как божественное воплощение. Суфийский мистик Ллевелин Воган-Ли обращает наше внимание не только на страдания физического мира, но и на его внутреннюю духовную сущность, или anima mundi (мировую душу). [ нужна ссылка ]
Культурный эколог и геофилософ Дэвид Абрам , который придумал фразу «более чем человеческий мир» (чтобы описать природу как царство, которое полностью включает в себя человечество со всей нашей культурой, но при этом обязательно превосходит человеческое творчество и культуру), стремится к осторожному языку. его письма и речи направлены на повторное зачарование материи. Он был первым философом, призвавшим к внимательной переоценке «анимизма» как уникального экологического способа восприятия, речи и мышления; [70] его произведения теперь связаны с широким движением как среди ученых, так и среди активистов-экологов, которое часто называют «новым анимизмом». [71]
Охрана окружающей среды
[ редактировать ]Область охраны окружающей среды формировалась, формировалась и возглавлялась людьми, которые рассказали о своем глубоком опыте священности природы и боролись за ее защиту.
Робин Уолл Киммерер , профессор экологической и лесной биологии Университета штата Нью-Йорк , основал Центр коренных народов и окружающей среды. [72] который соединяет научно обоснованные исследования экологии и окружающей среды с традиционными экологическими знаниями , включая духовность. Как она написала в журнале BioScience :
Традиционные экологические знания все чаще используются академиками, научными учреждениями и политиками в качестве потенциального источника идей для новых моделей управления экосистемами, природоохранной биологии и экологического восстановления. Оно было признано дополняющим и эквивалентным научным знаниям... Традиционные экологические знания не являются уникальными для культуры коренных американцев, но существуют во всем мире, независимо от этнической принадлежности. Оно рождается из долгой близости и внимания к родине и может возникнуть везде, где люди материально и духовно интегрированы в свой ландшафт. [73]
Всемирный фонд природы разработал программу «Священная Земля: Веры за сохранение» — программу сотрудничества с духовными лидерами и религиозными сообществами всех различных духовных традиций по всему миру для решения экологических проблем, включая вырубку лесов, загрязнение окружающей среды, неустойчивую добычу полезных ископаемых, таяние ледников. и повышение уровня моря. [74] Программа Sacred Earth работает с религиозными лидерами и сообществами, которые «лучше всего формулируют этические и духовные идеалы, связанные с священной ценностью Земли и ее разнообразия, и привержены ее защите». [74]
Одним из природоохранных проектов, разработанных в рамках программы WWF «Священная Земля», является «Хорюг». [75] базирующаяся в Восточных Гималаях, которая представляет собой объединение нескольких тибетских буддийских монастырей, которое занимается защитой окружающей среды Гималайского региона посредством применения ценностей сострадания и взаимозависимости по отношению к Земле и всем живым существам, которые здесь обитают. Проект Хорьюг , организованный под эгидой 17-го Кармапы Огьена Тринле Дордже , привел к публикации экологических руководств для буддистов и «более 55 проектов под руководством монастырей, направленных на решение проблем деградации лесов , потери воды, торговли дикими животными, отходов, загрязнения и климата ». изменять". [76]
Кришна Кант Шукла , физик и музыкант, известен своими лекциями на тему «Индийские деревни как модели устойчивого развития» и своей работой по созданию Саха Аститвы, образцовой экодеревни и органической фермы в племенном Махараштре , Индия. [ нужна ссылка ]
Женщины продемонстрировали уникальную приверженность и способность защищать ресурсы Земли, о чем свидетельствует жизнь Вангари Маатаи , основательницы Африканского движения «Зеленый пояс» , которое первоначально состояло из женщин, сажающих деревья; Джейн Гудолл , новатор местных устойчивых программ в Африке, многие из которых предназначены для расширения прав и возможностей девочек и женщин; и Вандана Шива , индийская активистка-феминистка, занимающаяся различными вопросами, включая сохранение семян , защиту мелких ферм в Индии и протесты против агробизнеса.
Среди других современных междисциплинарных защитников окружающей среды — Уэнделл Берри , фермер, поэт и академик, живущий в Кентукки, который борется за небольшие фермы и критикует агробизнес; и Сатиш Кумар , бывший джайнский монах и основатель Колледжа Шумахера , центра экологических исследований.
Противоположные взгляды
[ редактировать ]Хотя энциклика Папы Франциска, выпущенная в мае 2015 года, выдвинула важность темы духовной экологии на первый план в основной современной культуре, эта точка зрения не получила широкого распространения в работах основных защитников окружающей среды и экологов. Академические исследования по этому вопросу также вызвали некоторую критику. [77] [78] [ нужны дальнейшие объяснения ]
Кен Уилбер раскритиковал духовную экологию, предполагая, что «духовно ориентированные глубинные экологи » не могут признать трансцендентный аспект божественной или иерархической космологии и, таким образом, исключают важный аспект духовности, а также представляют то, что Уилбер называет одномерной «одномерностью». плоская земля», в которой священное в природе полностью имманентно. Но взгляды Уилбера также подвергаются критике за то, что они не включают глубокого понимания духовности коренных народов. [79]
См. также
[ редактировать ]- Культурная экология
- Глубокая экология
- Экопсихология
- Экодуховность
- Религия и защита окружающей среды
- Ресакрализация природы
- Экофеминизм
- Анимизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Спонсел, Лесли Э. (2014). «Духовная экология». В Лиминге, Дэвид А. (ред.). Энциклопедия психологии и религии (2-е изд.). Бостон : Спрингер . стр. 1718–1723. дои : 10.1007/978-1-4614-6086-2_9295 . ISBN 978-1-4614-6087-9 .
- ^ Уайт, Линн (10 марта 1967 г.). «Исторические корни нашего экологического кризиса». Наука . 155 (3767): 1203–1207. Бибкод : 1967Sci...155.1203W . дои : 10.1126/science.155.3767.1203 . ISSN 1095-9203 . ПМИД 17847526 . S2CID 8076858 .
- ^ Спонсел, Лесли Э. (2012). Духовная экология: тихая революция . Прегер. стр. XIII. ISBN 978-0-313-36409-9 .
- ^ Эта тема получила дальнейшее развитие в работах Ллевеллина Воган-Ли , Сандры Ингерман, Джоанны Мэйси , Дэвида Абрама , Мэри Эвелин Такер и Джона Грима : http://fore.research.yale.edu , Лесли Спонсел: http:// Spiritecology.info и другие.
- ^ Крокетт, Дэниел (22 августа 2014 г.). «Связь станет следующей большой человеческой тенденцией» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 5 января 2016 года.
- ^ Jump up to: а б Видал, Джон. «Религиозные лидеры усиливают давление с целью принятия мер по борьбе с изменением климата », The Guardian , 4 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Мэри Эвелин Такер, «Полное интервью» , видео Проекта Глобального Единства. См. также: Мировоззрение и экология: религия, философия и окружающая среда , Мэри Эвелин Такер и Джон А. Грим (ред.), а также Йельский форум по религии и экологии .
- ^ См. Ллевелин Воан-Ли, Возвращение женского начала и мировой души , гл. 3, «Патриархальные божества и подавление женского начала».
- ^ См. Лесли Э. Спонсел, Духовная экология: тихая революция , глава III, «Ветви», страницы 69–83 и, в частности, глава 12, «Сверхновые».
- ^ Лесли Э. Спонсел, Духовная экология: тихая революция , стр. 66.
- ^ Пьер Тейяр де Шарден, Феномен человека , стр. 30.
- ^ Томас Берри, Великая работа , стр. 105.
- ^ Мастер Достопочтенный, Шэн (2002). Отпечаток копыта Быка . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198031314 .
- ^ Конфино, Джо. «За пределами окружающей среды: снова влюбиться в Мать-Землю» , The Guardian , февраль 2010 г.
- ^ Джоанна Мэйси (07 октября 2009 г.). «Великий поворот» . Joannamacy.net . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Ллевелин Воан-Ли. «Духовная экология» . Духовная экология . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б "Дом" . Работа с Единством . Проверено 28 августа 2015 г.
- ↑ Также см. видео « Принятие духовной ответственности за планету» с Ллевеллином Воган-Ли и «Вовлеченный буддизм».
- ^ Чарльз, Его Королевское Высочество, принц Уэльский. Гармония: новый взгляд на наш мир , глава 1, страницы 10–11.
- ^ Гаятри, Амрута. «Принц Чарльз предупреждает о «шестом вымирании» и просит людей сократить потребление» , International Business Times , 9 сентября 2011 г.
- ^ Чарльз, Его Королевское Высочество, принц Уэльский. Гармония: новый взгляд на наш мир , глава 1, стр. 27.
- ^ « Митрополит Иоанн Зизиулас: Лаудато Си» доставляет православным «великую радость »», Радио Ватикана , 16 июня 2015 г.
- ^ МакКиббен, Билл. «Папа Франциск: Крик Земли» , New York Review of Books, NYDaily , 18 июня 2015 г.
- ^ Читатель Дэвида Сузуки , страница 11.
- ^ См . издательство Гарвардского университета, интервью с Сарой Макфарланд Тейлор в подкасте HUP.
- ^ Джон Грим, «Восстановление религиозной экологии с помощью традиций коренных народов», доступно онлайн по адресу: Традиции коренных народов и экология , Йельский форум по религии и экологии .
- ^ Мэри Эвелин Такер и Джон А. Грим (ред.), Мировоззрение и экология: религия, философия и окружающая среда , стр. 11.
- ^ Ту Вэй-Мин, «Менталитет за пределами просветления», опубликовано в журнале «Мировоззрения и экология: религия, философия и окружающая среда» , Мэри Эвелин Такер и Джон А. Грим (ред.), стр. 27.
- ^ Рицкес, Эрик. « Упало великое дерево: сообщество, духовная экология и африканское образование », AJOTE, Институт исследований в области образования Онтарио, Торонто, Канада, Vol. 2, № 1, 2012.
- ^ См . «Окружающая среда и империализм: почему колониализм все еще имеет значение» , Джозеф Мерфи, Институт исследований устойчивого развития (SRI), Школа Земли и окружающей среды, Университет Лидса, Великобритания, октябрь 2009 г., стр. 6.
- ↑ См. также «Исцеление экологических и духовных связей через обучение быть не-субъектами» , Шарлотта Шунде, Австралийский электронный журнал теологии, 8 октября 2006 г.
- ^ Эдвардс, Уильям Эллис. (1967). «Позднеплейстоценовое вымирание и уменьшение размеров многих видов млекопитающих». В книге «Плейстоценовые вымирания: поиск причины» . Пол С. Мартин и Х. Э. Райт-младший, ред. Страницы 141–154. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ^ «...все эти [данные] указывают на участие человека в вымирании мегафауны как не только правдоподобное, но и вероятное». «Люди и вымирание мегафауны в Америке» , Дартмутский студенческий научный журнал , весна 2009 г.
- ^ Гиббонс, Робин (2004). Изучение вымирания плейстоценовой мегафауны . Стэнфордский журнал исследований студентов, весна 2004 г., страницы 22–27.
- ^ Грейсон, Дональд К. (1984). «Археологические ассоциации с вымершими млекопитающими плейстоцена в Северной Америке». Журнал археологической науки 11 (3): 213–221.
- ^ Мартин, Пол С. (1967). «Доисторическое сверхубийство». В книге «Плейстоценовые вымирания: поиск причины» . Пол С. Мартин и Х. Э. Райт-младший, ред. страницы 75–120. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ^ Мартин, Пол С. (1984). «Доисторическое чрезмерное убийство: глобальная модель». В «Четвертичных вымираниях: доисторическая революция» . Пол С. Мартин и Ричард Г. Кляйн, ред. Страницы 354–403. Тусон: Издательство Университета Аризоны.
- ^ Робертс, Ричард Г. и др. (2001). «Новый век последней австралийской мегафауны: общеконтинентальное вымирание около 46 000 лет назад». Наука 292: 1888–1892.
- ^ «Вождь Арвол, смотрящий на лошадь, рассказывает о пророчестве о белом буйволе» . Ютуб. 26 августа 2010 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Вон, Эммануэль (25 апреля 2015 г.). «Приглашение» . Проект Глобального Единства . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ «Хранитель веры | Обзоры фильмов | Фильмы | Духовность и практика» . Spiritualityandpractice.com . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Лесли Э. Спонсел, Духовная экология: тихая революция , глава 12, «Сверхновые», стр. 83.
- ^ «Йельский форум по религии и экологии» . Fore.research.yale.edu . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ «Хартия Земли | Обзор» . Развивающееся сообщество Земли . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Роджер С. Готлиб, профессор философии Вустерского политехнического института
- ^ «Изучение экологической этики и истории, природной религии, радикального энвайронментализма, духовного серфинга, глубокой экологии и многого другого» . Брон Тейлор . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ «Духовная экология | Лесли Э. Спонсел» . Spiritualecology.info . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Сара Макфарланд Тейлор (2008). Зеленые сестры: духовная экология . Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674034952 .
- ^ «Преобразующее обучение через устойчивый образ жизни» . Колледж Шумахера . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Харрис, Сара, (репортер и продюсер) «Священное и наука идут вместе» для ботаника Дианы Бересфорд-Крегер Общественное радио Северной страны, 15 мая 2014 г.
- ^ См. также: Хэмпсон, Сара. Заклинатель деревьев: наука, духовность и неизменная любовь к лесам The Globe and Mail, 17 октября 2013 г.
- ^ Кёрсен, Йенс (01 июня 2018 г.). «Религиозное агентство в переходе к устойчивому развитию: между экспериментированием, расширением масштабов и поддержкой режима». Экологические инновации и социальные переходы . 27 : 4–15. дои : 10.1016/j.eist.2017.09.003 . ISSN 2210-4224 . S2CID 96427331 .
- ^ «Заявление религиозных и духовных лидеров о предстоящей конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата COP21 в Париже в декабре 2015 года» (PDF) . http://actalliance.org . Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2015 г. Проверено 21 декабря 2015 г.
- ^ "Дом" . Экобуддизм . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ «Главная — Вселенский Патриархат» . Патриархат.org . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Бингхэм, Джон. « Наука сама по себе не может спасти планету, - настаивает духовный лидер Православной Церкви » The Telegraph , 3 ноября 2015 г.
- ^ Исламский фонд экологии и наук об окружающей среде (IFEES)
- ^ Исламская декларация о глобальном изменении климата
- ^ «Ссылка на текст Раввинского письма и его подписавших» . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 г. Проверено 27 декабря 2015 г.
- ↑ Индуистская декларация об изменении климата, представленная в Парламенте мировых религий, Мельбурн, Австралия, 8 декабря 2009 г.
- ↑ Религиозные лидеры как активисты по борьбе с изменением климата: спасение планеты — моральный долг », DPA (Новости немецкого агентства печати), 4 ноября 2015 г.
- ↑ См. также Гринфилд, Николь «В духовном движении по борьбе с изменением климата Папа не одинок» , первоначально опубликовано Советом по защите природных ресурсов , 22 июня 2015 г.
- ^ Рон, Роджер. «Для буддийского лидера религия и окружающая среда едины: интервью с Его Святейшеством Кармапой» , Yale Environment 360 , 16 апреля 2015 г.
- ^ «7 способов, с помощью которых парламент активизировал борьбу с изменением климата в 2015 году» , Парламент мировых религий, 14 декабря 2015 г.
- ^ «ПаГейская космология» . Пагеанская космология. 16 июля 2013 г. Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Тейлор, Брон Рэймонд (2010). Темно-зеленая религия: духовность природы и планетарное будущее . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520237759 . OCLC 313078466 .
- ^ Керсен, Йенс (2018). «Эко-духовность в экологических действиях: изучение темно-зеленой религии в период энергетического перехода в Германии» (PDF) . Журнал по изучению религии, природы и культуры . 12 : 34–54. дои : 10.1558/jsrnc.33915 .
- ↑ Междуховность выходит за рамки межконфессионального диалога и представляет собой концепцию и термин, разработанный католическим монахом Уэйном Тисдейлом в 1999 году в его книге «Мистическое сердце: открытие универсальной духовности в мировых религиях» . См. также «Новое монашество: междуховный манифест для созерцательной жизни в 21 веке» Рори МакЭнти и Адама Бако, стр. 22, и Уэйна Тисдейла, «Монах в мире» , стр. 175. Кроме того, междуховность имеет экологическое измерение. См. «Междуховный век: практический мистицизм третьего тысячелетия», Уэйн Тисдейл (1999).
- ^ «Тэй: За пределами окружающей среды» . Экобуддизм . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Абрам, Дэвид; Чары чувственного: восприятие и язык в более чем человеческом мире . Пантеон, Нью-Йорк, 1996 год.
- ^ Харви, Грэм; Справочник современного анимизма . Рутледж, Лондон, 2015 г.
- ^ См. Центр коренных народов и окружающей среды SUNY-ESF.
- ^ Киммерер, Робин Уолл. «Вплетение традиционных экологических знаний в биологическое образование: призыв к действию» , BioScience , том 52, выпуск 5, страницы 432–438.
- ^ Jump up to: а б «Священная Земля: Вера за сохранение в WWF» . www.worldwildlife.org .
- ^ См . Хорюг .
- ^ «Священная Земля: Вера за сохранение | Инициативы | WWF» .
- ^ См. Мюррей, Тим. В поисках экологического спасения: нужно ли нам духовное пробуждение или научное понимание? , Гуманистические перспективы: Канадский журнал гуманизма, выпуск 86, осень 2013 г.
- ^ См. также Спонсел, Лесли Э. Религия, природа и защита окружающей среды. Архивировано 30 мая 2014 г. в Wayback Machine , опубликовано 2 июля 2007 г. (обновлено в марте 2013 г.). Энциклопедии Земли
- ^ Циммерман, Майкл Э. (август 2003 г.). «Критика экологической духовности Кена Уилбера» . Интегральный мир .
- По состоянию на 15 декабря 2015 г. эта статья полностью или частично взята с сайта Spiritecology.org . Владелец авторских прав лицензировал контент таким образом, чтобы его можно было повторно использовать в соответствии с CC BY-SA 3.0 и GFDL . Все соответствующие условия должны быть соблюдены. Оригинальный текст был в «О духовной экологии».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абрам, Дэвид, Чары чувственного: восприятие и язык в более чем человеческом мире . Книги Пантеона, Нью-Йорк, 1996 г. ISBN 067943819X
- Абрам, Дэвид, Становление животным: земная космология . Винтажные книги, Нью-Йорк, 2011 г. ISBN 0375713697
- Бересфорд-Крегер, Диана, Глобальный лес: сорок способов, которыми деревья могут нас спасти . Книги Пингвинов, 2011. ISBN 978-0143120162
- Берри, Томас, Сон о Земле . Книги Sierra Club, Сан-Франциско, 1988. ISBN 1578051355
- Берри, Томас, Священная Вселенная . Эссе под редакцией Мэри Эвелин Такер. Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 2009 г. ISBN 0231149522
- Хайден, Томас, Утерянное Евангелие Земли . Книги Sierra Club, Сан-Франциско, 1996.
- Юнг, К.Г., У Земли есть душа, Сочинения К.Г. Юнга о природе . North Atlantic Books, Беркли, 2002. ISBN 1556433794
- Керсен, Йенс, «Религиозное агентство в переходе к устойчивому развитию: между экспериментированием, расширением масштабов и поддержкой режима», в: Экологические инновации и социальные переходы 27 , страницы 4–15. дои : 10.1016/j.eist.2017.09.003
- Ласло, Эрвин и Аллан Кумбс (ред.), Томас Берри, Мечтатель Земли: Духовная экология отца энвайронментализма . Внутренние традиции, Рочестер, 2011 г. ISBN 1594773955
- Ливингстон, Гленис, Пагайская космология: новое изобретение земной религии богини . АйЮниверс, Инк, 2008. ISBN 978-0-595-34990-6
- Мэйси, Джоанна, Мир как возлюбленный, Мир как я . Parallax Press, Беркли, 2007. ISBN 188837571X
- Макфарланд Тейлор, Сара, Зеленые сестры: духовная экология . Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс. ISBN 9780674034952
- Нельсон, Мелисса (редактор), Оригинальные инструкции, Учения коренных народов для устойчивого будущего . Bear & Co., Рочестер, 2008 г. ISBN 1591430798
- Маатаи, Вангари, «Наполнение Земли: духовные ценности для исцеления себя и мира» . Doubleday Religion, Нью-Йорк, 2010. ISBN 030759114X
- Маккейн, Мариан Ван Эйк (редактор), GreenSpirit: путь к новому сознанию . O Books, Вашингтон, 2010. ISBN 184694290X
- Макдональд, Барри (ред.), Видя Бога повсюду, Очерки о природе и священном . Мировая мудрость, Блумингтон, 2003. ISBN 0941532429
- Ньюэлл, Джон Филип, Новая гармония, Дух, Земля и Человеческая душа . Джосси-Басс, Сан-Франциско, 2011 г. ISBN 0470554673
- Спонсел, Лесли Э., «Духовная экология в экологической антропологии» в журнале «Экологическая антропология сегодня» . Эд. Хелен Копнина и Элеонора Шорман-Уимет. Рутледж, 2011. ISBN 978-0415781565 .
- Сузуки, Дэвид; МакКоннелл, Аманда; и ДеКамбра, Мария Священное равновесие: заново открывая наше место в природе . Книги Грейстоуна, ISBN 978-1553651666
- Стэнли, Джон, Дэвид Лой и Гьюрме Дордже (ред.), Буддийский ответ на чрезвычайную климатическую ситуацию . Публикации мудрости, Бостон, 2009 г. ISBN 0861716051
- Тит Нат Хан, Мир, который у нас есть . Parallax Press, Беркли, 2008. ISBN 1888375884
- Воган-Ли, Ллевелин Духовная экология: Крик Земли . Золотой Суфийский Центр, 2013. ISBN 978-1-890350-45-1 ; можно скачать в формате PDF