Jump to content

Культурный ландшафт

Неккерталь Пастбище на склоне холма, Швейцария .

Культурный ландшафт — это термин, используемый в области географии , экологии и исследований наследия для описания симбиоза человеческой деятельности и окружающей среды. По определению Комитета всемирного наследия , это «культурные объекты, [которые] представляют собой совокупность творений природы и человека» и делятся на три основные категории: [1]

  1. « пейзаж , спроектированный и созданный человеком намеренно»
  2. «органически развитый ландшафт», который может быть « реликтовым (или ископаемым) ландшафтом» или «продолжающимся ландшафтом».
  3. «ассоциативный культурный ландшафт», который может быть ценен благодаря «религиозным, художественным или культурным ассоциациям природного элемента».

Историческое развитие

[ редактировать ]

Понятие «культурные пейзажи» можно встретить в европейской традиции пейзажной живописи . [2] Начиная с XVI века, многие европейские художники рисовали пейзажи в пользу людей, сводя людей на своих картинах к фигурам, включенным в более широкие, региональные пейзажи. [3]

Само слово « пейзаж » объединяет слово «земля» с глаголом германского происхождения «scapjan/schaffen», что буквально означает «земли, имеющие форму». [4] Тогда считалось, что земли сформированы силами природы, и уникальные детали таких ландшафтов (земель в форме) сами стали предметом «пейзажных» картин. [3]

Географу Отто Шлютеру приписывают то, что он впервые официально использовал «культурный ландшафт» как академический термин в начале 20 века. [5] В 1908 году Шлютер утверждал, что, определив географию как Landschaftskunde (науку о ландшафте), это даст географии логический предмет, не разделяемый ни одной другой дисциплиной. [5] [6] Он определил две формы ландшафта: Urlandschaft (перевод «исходный пейзаж») или ландшафт, существовавший до серьезных изменений, вызванных деятельностью человека, и Kulturlandschaft (перевод «культурный ландшафт»), ландшафт, созданный человеческой культурой. Главной задачей географии было проследить изменения в этих двух ландшафтах. [7]

Именно Карл О. Зауэр , географ-человек , оказал, вероятно, наибольшее влияние на продвижение и развитие идеи культурных ландшафтов. [8] Зауэр был полон решимости подчеркнуть роль культуры как силы в формировании видимых особенностей земной поверхности в ограниченных областях. В его определении физическая среда сохраняет центральное значение как среда, с помощью которой действуют человеческие культуры. [9] Его классическое определение «культурного ландшафта» звучит следующим образом: [7]

«Культурный ландшафт формируется из природного ландшафта культурной группой. Культура — это агент, природная территория — это среда, культурный ландшафт — это результат»

Со времени первого официального использования этого термина Шлютером и эффективного продвижения этой идеи Зауэром концепция «культурных ландшафтов» по-разному использовалась, применялась, обсуждалась, развивалась и уточнялась в академических кругах. Например, в 1950-х годах Дж. Б. Джексон и его публикация «Пейзаж» оказали влияние на целое поколение американских ученых, в том числе на историков архитектуры Дениз Скотт Браун и Гвендолин Райт . [10]

К 1992 году Комитет всемирного наследия решил созвать совещание «специалистов» для консультирования и оказания помощи в переработке Оперативного руководства Комитета, включив «культурные ландшафты» в качестве варианта включения в список объектов наследия, которые не были ни чисто природными, ни чисто культурными по форме ( т.е. «смешанное» наследие). [11]

Актуальность концепции

[ редактировать ]
Национальный парк Улуу-Ката Тьюта , священный ландшафт австралийских аборигенов , классифицированный ЮНЕСКО как «культурный ландшафт».

Принятие и использование Комитетом всемирного наследия концепции «культурных ландшафтов» привело к тому, что многие специалисты во всем мире и многие страны идентифицировали «культурные ландшафты», оценивали «культурные ландшафты», вносили «культурные ландшафты» в списки наследия, управляли «культурными ландшафтами». и эффективно сделать «культурные ландшафты» известными и видимыми всему миру, с весьма практическими последствиями и проблемами. [11]

В научном обзоре совместных усилий Комитета всемирного наследия, множества специалистов со всего мира и стран по применению концепции «культурных ландшафтов», проведенном в 2006 году, было отмечено и сделано следующее заключение:

«Хотя концепция ландшафта в течение некоторого времени была оторвана от своих первоначальных художественных ассоциаций... все еще существует доминирующий взгляд на пейзажи как на вписанную поверхность, подобную карте или тексту, из которой культурный смысл и социальные формы могут просто быть прочитанным». [12]

В академических кругах любая система взаимодействия между деятельностью человека и естественной средой обитания рассматривается как культурный ландшафт. В некотором смысле это понимание шире, чем определение, применяемое в ЮНЕСКО, и включает почти всю оккупированную поверхность мира, а также почти все виды использования, экологию, взаимодействия, практики, верования, концепции и традиции людей, живущих в культурных ландшафтах. [11] Вслед за этим географ Хоан Паредес определяет культурный ландшафт как:

«...окружающая среда, измененная человеком с течением времени, долгосрочная комбинация антропогенного воздействия на эту среду и физических ограничений, ограничивающих или обусловливающих человеческую деятельность. Это географическая область, включающая природные и культурные ресурсы – связано с исторической эволюцией, которая уступает место узнаваемому ландшафту для конкретной человеческой группы, вплоть до того, что другие могут его идентифицировать как таковой». [13] [14]

Концепция культурного ландшафта полезна для устойчивого управления и сохранения наследия. Принятие подхода к культурному ландшафту может связать отдельные аспекты культурного наследия, такие как исторические здания, региональные материальные ресурсы и народные методы строительства, в единое понятие идентичности и места. [15] [16] Это может объединить материальное и нематериальное наследие, выявить риски в рамках сложной системной динамики и переключить фокус сохранения с защиты прошлого на управление будущими изменениями. Это может стать средством реализации подходов, ориентированных на людей, которые поддерживают местную собственность и участие в объектах культурного наследия. [17] Эта парадигма увязывает управление исторической средой с современным отношением к управлению окружающей средой в целом, на которое также влияют перспективы культурного ландшафта. [18] [19]

Некоторые университеты теперь предлагают степени специалиста по изучению культурных ландшафтов, в том числе, например, университеты Неаполя, Сент-Этьена и Штутгарта, которые выдают диплом магистра культурных ландшафтов.

Комитет всемирного наследия определил и внес в список ряд территорий или объектов как культурные ландшафты, имеющие универсальную ценность для человечества, включая следующие: [20]

Национальный парк Тонгариро, Новая Зеландия (1993 г.)

[ редактировать ]
Река Тонгариро-Махуя в национальном парке Тонгариро , Новая Зеландия.

«В 1993 году национальный парк Тонгариро стал первым объектом, включенным в Список всемирного наследия в соответствии с пересмотренными критериями, описывающими культурные ландшафты. Горы в центре парка имеют культурное и религиозное значение для народа маори и символизируют духовные связи между это сообщество и его окружающая среда. В парке есть действующие и потухшие вулканы, разнообразные экосистемы и впечатляющие пейзажи».

Национальный парк Улуру-Ката Тьюта, Австралия (1994 г.)

[ редактировать ]

«Этот парк, ранее называвшийся национальным парком Улуру (Айерс-Рок – гора Ольга), представляет собой впечатляющие геологические образования, которые доминируют над обширной красной песчаной равниной центральной Австралии. Улуру, огромный монолит, и Ката Тьюта, скальные купола, расположенные к западу от Улуру, являются частью традиционной системы верований одного из старейших человеческих обществ в мире. Традиционными владельцами Улуру-Ката Тьюта являются Анангу ». аборигены

Рисовые террасы Филиппинских Кордильер (1995)

[ редактировать ]
Рисовые террасы Батад, Рисовые террасы Филиппинских Кордильер , первый объект, включенный в Списка всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 году. категорию культурных ландшафтов [21]

«В течение 2000 лет высокие рисовые поля Ифугао повторяли контуры гор. Плоды знаний, передаваемые от одного поколения к другому, а также выражение священных традиций и хрупкого социального баланса, они помогли создать пейзаж невероятной красоты, который выражает гармонию между человечеством и окружающей средой».

Культурный ландшафт Синтры, Португалия (1995)

[ редактировать ]

«В 19 веке Синтра стала первым центром европейской романтической архитектуры. Фердинанд II превратил разрушенный монастырь в замок, где эта новая чувствительность проявилась в использовании готических, египетских, мавританских и ренессансных элементов и в создании парка, сочетающего местные и экзотические породы деревьев. Другие прекрасные жилища, построенные в том же духе в окружающей Серре, создали уникальное сочетание парков и садов, которое повлияло на развитие ландшафтной архитектуры по всей Европе».

Портовенере, Чинкве-Терре и острова (Пальмария, Тино и Тинетто), Италия (1997)

[ редактировать ]

« Лигурийское побережье между Чинкве-Терре и Портовенере представляет собой культурный ландшафт огромной живописной и культурной ценности. Планировка и расположение небольших городов, а также формирование окружающего ландшафта, преодолевающее недостатки крутой, неровной местности, воплощают в себе непрерывную историю. человеческих поселений в этом регионе за последнее тысячелетие».

Национальный парк Хортобадь, Венгрия (1999 г.)

[ редактировать ]
Венгерский серый скот в национальном парке Хортобадь .

Национальный парк Хортобадь является крупнейшим сплошным естественным лугом в Европе, а это означает, что он образовался не в результате вырубки лесов или контроля рек. Первый венгерский национальный парк (создан в 1973 году), это крупнейшая охраняемая территория страны (82 тыс. га). Значительная часть его является биосферным заповедником, а четверть его площади находится под международной защитой в соответствии с Рамсарской конвенцией по сохранению водно-болотных угодий. [22]

Матобо Хиллз, Зимбабве (2003)

[ редактировать ]

Район Матобо-Хиллз представляет собой множество характерных скальных форм рельефа, возвышающихся над гранитным щитом, покрывающим большую часть Зимбабве. Большие валуны служат обильным естественным укрытием и были связаны с деятельностью человека с раннего каменного века до ранних исторических времен, а с тех пор периодически. Здесь также представлена ​​выдающаяся коллекция наскальных рисунков. Холмы Матопо продолжают оставаться в центре внимания местного сообщества, которое до сих пор использует святыни и священные места, тесно связанные с традиционной, социальной и экономической деятельностью.

Королевский ботанический сад, Кью (2003)

[ редактировать ]

Королевский ботанический сад Кью ( Kew Gardens ) — это исторический ландшафтный сад, который иллюстрирует важные садовые стили 18-20 веков. [23] Кью-Гарденс является домом для ботанических коллекций (сохранившихся растений, живых растений и документов), которые имеют глобальное историческое значение и продолжают использоваться сегодня, включая коллекцию гербария с более чем 8,5 миллионами сохранившихся образцов растений и грибов. [24] Живые коллекции садов насчитывают более 27 000 таксонов. [25] С момента своего создания в 1759 году сады вносят значительный и постоянный вклад в исследования разнообразия растений и экономической ботаники. [26]

Дрезден, долина Эльбы, Германия (2004 г.)

[ редактировать ]

18-го и 19-го веков «Культурный ландшафт дрезденской долины Эльбы ... включает низкие луга и венчается дворцом Пильниц и центром Дрездена с его многочисленными памятниками и парками 16-20 веков. Пригородные виллы и сады XIX и XX веков и ценные природные объекты».

Этот пейзаж был исключен из списка всемирного наследия в 2009 году из-за строительства четырехполосного шоссе через Эльбу. [27]

Сент-Килда, Великобритания (2005)

[ редактировать ]

Архипелаг Сент-Килда на Внешних Гебридских островах Шотландии был первоначально внесен в список объектов природного наследия в 1986 году по рекомендации МСОП. [28] благодаря своим превосходным природным особенностям и местам обитания редких и исчезающих видов птиц. В 1986 году ИКОМОС также рекомендовал внести этот объект в список по культурному критерию (касающемуся традиционного населенного пункта), заявив, что «архипелаг Сент-Килда идеально соответствует определению культурного и природного объекта, ценность которого должна приниматься во внимание в оценка, дополняющая оценку МСОП», [29] однако это не было выполнено ЮНЕСКО.

МСОП прокомментировал свою первоначальную оценку, и комитет ЮНЕСКО также заявил при включении, что морская среда, окружающая архипелаг, должна быть рассмотрена для внесения в список, а границы расширены. Государство-участник не указало это в своем первоначальном заявлении. В ответ на отчет, подготовленный Гринпис в 1998 году, в котором выражалась обеспокоенность по поводу потенциального воздействия на этот объект разведки нефти на окружающем морском дне, граница была продлена в 2004/5 году, и объект был дополнительно внесен в список по дополнительному природному критерию (касающемуся экологического критерия). процессы). [30] В рамках процесса повторного включения в список он был повторно номинирован по двум культурным критериям, рекомендованным для включения в список ИКОМОС: [31] и на этот раз внесен в список ЮНЕСКО в 2005 году и обозначен как «органически развившийся реликтовый культурный ландшафт».

«На впечатляющий природный ландшафт и придание всему этому масштаба — богатый культурный ландшафт, который является исключительным свидетельством тысячелетий человеческой деятельности».

Террасы виноградников Лаво, Швейцария (2007)

[ редактировать ]
Виноградники Лаво в Сен-Сафорене

«Ландшафт виноградников Лаво наглядно демонстрирует свою эволюцию и развитие на протяжении почти тысячелетия благодаря хорошо сохранившимся ландшафтам и зданиям, которые демонстрируют продолжение и эволюцию давних культурных традиций, характерных для этой местности».

Ранний сельскохозяйственный участок Кук (2008 г.)

[ редактировать ]

Ранний сельскохозяйственный участок Кук ( Болото Кук ) расположен в западном высокогорье Папуа-Новой Гвинеи, на высоте 1500 метров и занимает площадь 116 га. [32] Кук — одно из немногих мест в мире, где археологические данные свидетельствуют о независимом развитии сельского хозяйства, а водно-болотные угодья сохраняют археологические свидетельства сельскохозяйственной практики, насчитывающей 10 000 лет. [33]

Культурный ландшафт Западного озера в Ханчжоу, Китай (2011 г.)

[ редактировать ]

« Культурный ландшафт Западного озера в Ханчжоу , включающий Западное озеро и холмы, окружающие его с трех сторон, вдохновлял известных поэтов, ученых и художников с 9-го века. Он включает в себя многочисленные храмы, пагоды, павильоны, сады и декоративные деревья, а также как дамбы и искусственные острова».

Дорожная система инков, северо-запад Аргентины, Южная Колумбия, Эквадор, Боливия, Перу, Чили (2014 г.)

[ редактировать ]

Капак-Нан — это обширная коммуникационная, торговая и оборонительная сеть дорог инков, простирающаяся на 30 000 км. Построенная инками на протяжении нескольких столетий и частично основанная на доинкской инфраструктуре, эта необычная сеть, проходящая через одну из самых экстремальных географических территорий мира, соединила заснеженные вершины Анд – на высоте более 6000 м – с побережьем. , пролегающий через жаркие тропические леса, плодородные долины и абсолютные пустыни. Максимального расширения он достиг в 15 веке, когда распространился по всей длине Анд. Система дорог Капак Ньян, Анд, включает в себя 273 составных участка протяженностью более 6000 км, которые были выбраны для того, чтобы подчеркнуть социальные, политические, архитектурные и инженерные достижения сети, а также связанную с ней инфраструктуру для торговли, проживания и хранения, а также как места религиозного значения. [ нужна ссылка ]

Западное озеро Ханчжоу, объект Всемирного наследия . По мнению ЮНЕСКО , оно отражает «идеализированное слияние человека и природы». [34]


См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ЮНЕСКО (2012 г.) Оперативное руководство по осуществлению Конвенции о всемирном наследии [1] . Архивировано 27 ноября 2019 г. в Wayback Machine . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Париж. Страница 14.
  2. ^ Паннелл, С. (2006) Примирение природы и культуры в глобальном контексте: уроки из Списка всемирного наследия. Университет Джеймса Кука. Кэрнс, Австралия. Страница 62
  3. ^ Перейти обратно: а б ГИБСОН, WS (1989) Зеркало Земли: мировой пейзаж во фламандской живописи шестнадцатого века. Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси
  4. ^ ХАБЕР, В. (1995) Концепция, происхождение и значение ландшафта . Культурные ландшафты ЮНЕСКО, имеющие универсальную ценность: компоненты глобальной стратегии. ЮНЕСКО, Нью-Йорк. Страницы 38-42.
  5. ^ Перейти обратно: а б ДЖЕЙМС, П.Е. и МАРТИН, Дж. (1981) Все возможные миры: история географических идей . Джон Уайли и сыновья. Нью-Йорк, стр.177.
  6. ^ ЭЛКИНС, TH (1989) Человеческая и региональная география в немецкоязычных странах в первые сорок лет двадцатого века . ЭНТРИКЕН, Дж. Николас и БРУНН, Стэнли Д. (редакторы) Размышления о книге Ричарда Хартшорна «Природа географии». Периодические публикации Ассоциации американских географов, Вашингтон, округ Колумбия. Страница 27
  7. ^ Перейти обратно: а б К. Бхаратдвадж (2009). Физическая география: оценки ландшафта . Издательство Дискавери. п. 6. ISBN  978-81-8356-441-0 . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 10 ноября 2020 г.
  8. ^ ДЖЕЙМС, П.Е. и МАРТИН, Дж. (1981) Все возможные миры: история географических идей. Джон Уайли и сыновья. Нью-Йорк. Стр. 321-324.
  9. ^ Зауэр, C (1925) Морфология ландшафта . Публикации Калифорнийского университета по географии. Номер 22. Страницы 19-53.
  10. ^ Повседневная Америка: исследования культурного ландшафта после Дж. Б. Джексона . Уилсон, Крис, 23 декабря 1951 г., Грот, Пол Эрлинг. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. 2003. ISBN  9780520935907 . OCLC   56028907 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  11. ^ Перейти обратно: а б с ФАУЛЕР, П.Дж. (2003) Культурные ландшафты всемирного наследия, 1992–2002 гг. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Париж, Франция.
  12. ^ Паннелл, С. (2006) Примирение природы и культуры в глобальном контексте: уроки из Списка всемирного наследия. Университет Джеймса Кука, Кэрнс. Страница 63
  13. ^ ПАРЕДЕС, XM (2015a) Полезность кельтизма. Кельтский кельтизм в 21 веке . Труды Jornadas das Letras Galician-Portugueses 2012–2014, DTS и SAGA. Страницы 175-190
  14. ^ ПАРЕДЕС, XM (2015b): «Ни порядка, ни прогресса на нашей территории. Территориальная (дез)организация в Галичине». Журнал Интер. Междисковый. ИНТЕРТЕЗ , т.12, н. 12, Федеральный университет Санта-Катарины, Флорианополис, Бразилия, стр. 95-115
  15. ^ Друри, Энн; Макферсон, Пи Джей (2008). Политика и руководство принципами сохранения для устойчивого управления исторической средой . Английское наследие. OCLC   938989498 .
  16. ^ Уилан, Ивонн (22 апреля 2016 г.). Мур, Ниам (ред.). Наследие, память и политика идентичности . дои : 10.4324/9781315586694 . ISBN  9781317122265 .
  17. ^ «Подходы, ориентированные на человека: вовлечение сообществ и развитие потенциала для управления наследием» , Heritage, Conservation and Communities , Routledge, стр. 54–69, 01 декабря 2016 г., doi : 10.4324/9781315586663-13 , ISBN  978-1-315-58666-3 , получено 03 марта 2021 г.
  18. ^ Джонс, Майкл (2003), Паланг, Ханнес; Фрай, Гэри (ред.), «Концепция культурного ландшафта: дискурс и повествования» , «Ландшафтные интерфейсы: культурное наследие в меняющихся ландшафтах» , серия «Пейзаж», том. 1, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 21–51, номер документа : 10.1007/978-94-017-0189-1_3 , ISBN.  978-94-017-0189-1 , получено 03 марта 2021 г.
  19. ^ Фарина, Альмо (1 апреля 2000 г.). «Культурный ландшафт как модель интеграции экологии и экономики» . Бионаука . 50 (4): 313–320. doi : 10.1641/0006-3568(2000)050[0313:TCLAAM]2.3.CO;2 . ISSN   0006-3568 .
  20. ^ Культурный ландшафт. Архивировано 16 декабря 2019 г. в Wayback Machine ЮНЕСКО. По состоянию на 9 января 2008 г.
  21. ^ Малиг, Джоджо (26 июня 2012 г.). «Рисовые террасы Филиппин больше не в опасности» . Новости АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 26 июня 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
  22. ^ Венгерская туристическая компания, Национальный парк Хортобадь
  23. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Королевский ботанический сад Кью» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 августа 2022 г.
  24. ^ «Запуск стратегии научных коллекций на 2018–2028 годы | Кью» . www.kew.org . Проверено 9 августа 2022 г.
  25. ^ «Живые коллекции | Кью» . www.kew.org . Проверено 9 августа 2022 г.
  26. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Королевский ботанический сад Кью» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 августа 2022 г.
  27. ^ «Дрезден исключен из списка всемирного наследия ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО. 25 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 14 октября 2018 г.
  28. ^ Оценка Консультативного совета МСОП (1986 г.) https://whc.unesco.org/document/153340
  29. ^ Оценка Консультативного совета ИКОМОС (1986) https://whc.unesco.org/document/153338
  30. ^ Оценка Консультативного совета МСОП (2004 г.) https://whc.unesco.org/document/153344
  31. ^ Оценка Консультативного совета ИКОМОС (2005 г.) https://whc.unesco.org/document/155192
  32. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Раннеземледельческий участок Кук» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 августа 2022 г.
  33. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Раннеземледельческий участок Кук» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 августа 2022 г.
  34. ^ «Древний китайский культурный ландшафт, Западное озеро Ханчжоу, внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 г. Проверено 26 декабря 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Конзен, М., 1993, «Исторический импульс в географических сочинениях о Соединенных Штатах, 1850–1990 годы», в книге Конзен, М., Рамни, Т. и Винн, Г., « Руководство для ученых по географическим сочинениям о прошлом Америки и Канады». , Издательство Чикагского университета, Чикаго, стр. 3 90.
  • Деневан Уильям М., 1992, «Америка до и после 1492 года: текущие географические исследования», Анналы Ассоциации американских географов , Vol. 82, № 3, стр. 369–385.
  • Элкинс, TH, 1989, «Человеческая и региональная география в немецкоязычных странах в первые сорок лет двадцатого века», в книге Дж. Николаса Энтрикина и Стэнли Д. Брунна (ред.). Размышления о книге Ричарда Хартшорна «Природа географии» , периодические публикации Ассоциации американских географов, Вашингтон, округ Колумбия. 17-34.
  • Джеймс П.Е. и Мартин Г., 1981, Все возможные миры: история географических идей , John Wiley & Sons, Нью-Йорк.
  • Джонс, М., 2003, «Концепция культурного ландшафта: дискурс и нарративы», в Х. Паланге и Г. Фрае (ред.), Ландшафтные интерфейсы. Культурное наследие в меняющихся ландшафтах , Дордрехт, 21-51
  • Зауэр, К., 1925, Морфология ландшафта , Публикации Калифорнийского университета по географии, 22:19-53.
  • Федоров, Роман (2013). «Генезис культурного ландшафта Урала и Сибири» . Журнал евразийских исследований . 4 (2): 207–216. дои : 10.1016/j.euras.2013.03.010 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa1652fa16f38ec6fc2862b7e6a3c868__1715874000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/68/fa1652fa16f38ec6fc2862b7e6a3c868.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cultural landscape - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)