Социальное пространство
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( ноябрь 2023 г. ) |
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Ноябрь 2023 г. ) |
Социальное пространство — это физическое или виртуальное пространство, такое как социальный центр , социальные сети в Интернете или другое место сбора , где люди собираются и взаимодействуют. Некоторые социальные пространства, такие как городские площади или парки, являются общественными местами ; другие, такие как пабы , веб-сайты или торговые центры, находятся в частной собственности и регулируются. [1] Эмиль Дюркгейм ввел термин «социальное пространство» ; [2] Среди других писателей социолог Анри Лефевр эту концепцию разработал в 1960-х годах.
Концепция
[ редактировать ]Лефевр подчеркивал, что в человеческом обществе все «пространство социально: оно предполагает присвоение более или менее соответствующих мест социальным отношениям ... Таким образом, социальное пространство всегда было социальным продуктом». [3] Таким образом, социальное пространство становится метафорой самого опыта социальной жизни – «общество воспринимается альтернативно как детерминированная среда или сила ( среда ) и как сам наш элемент или благотворная оболочка ( окружение )». [4] В этом смысле «социальное пространство охватывает дихотомию между «общественным» и «частным» пространством … оно также связано с субъективным и феноменологическим пространством». [5] Максимилиан Сорр и Поль-Анри Шомбар де Лове развили концепцию социального пространства. [2]
Как метафора
[ редактировать ]В качестве метафоры «социальное пространство имеет скорее реляционное, чем абстрактное измерение … оно получило большое разнообразие атрибутов, интерпретаций и метафор». [6] Такое «социальное пространство ... представляет собой сложное пространство обязательств, обязанностей, прав, запретов, долгов, привязанностей, оскорблений, союзников, контрактов, врагов, увлечений, компромиссов, взаимной любви, законных ожиданий и коллективных идеалов». [7]
По мнению Лефевра, «семья, школа, рабочее место, церковь и т. д. – каждая из них обладает «подходящим» пространством … для использования, определенного в рамках социального разделения труда». [8] В таких социальных пространствах «система «адаптированных» ожиданий и реакций – редко артикулируемых как таковые, поскольку они кажутся очевидными – приобретают квазиестественную самоочевидность в повседневной жизни и здравом смысле»: таким образом, каждый по обоюдному согласию «знает, о чем он говорит». когда он говорит о ратуше, почте, полицейском участке, продуктовом магазине, автобусе и поезде, вокзалах и бистро» – обо всех основных аспектах « социального пространства как такового»; (искусственное) здание иерархически упорядоченных институтов, законов и условностей». [9] [10]
Морфология
[ редактировать ]Определяя стратифицированную морфологию как серию «дискретных единиц, вложенных друг в друга в определенном порядке», можно увидеть, что в социальном пространстве существует отчетливая «морфология — от «комнаты» или хижины до дома и здания; от строительство группы домов, деревни и района, от района до города, региона, нации и штата … континента [и] планеты». [11]
Взаимодействие на разных уровнях может быть симбиотическим или конфликтным: как незадолго до Гражданской войны в США член кабинета министров из Мичигана сказал двум коллегам с Юга : «Я понимаю, как это происходит: вы вирджинец и вы житель Южной Каролины; Я не мичиганец, я американец». [12]
Для личности, как и для социального института, в разное время на первый план выходят разные уровни социального пространства. Например, для британца слово «мы» иногда сужается до южной Англии, иногда расширяется до «Британии и Америки», «Европы» или «Запада». [13] Точно так же «житель Рима может с разной степенью интенсивности определять себя как римлянин, итальянец, католик, христианин, европеец, западник» [14] – последовательность стратифицированных социальных пространств.
Пре/постмодернистское пространство
[ редактировать ]«В досовременных обществах пространство и место во многом совпадали ... Современность все больше отрывает пространство от места». [15] В то время как в домодерн «каждая вещь имеет свое место в социальном пространстве», [16] постмодернисты с гордостью заявляли бы, что «нам необходимо заменить властное пространство прошлого … менее прямым, менее евклидовым пространством, где никто никогда не окажется на своем последнем месте ». [17]
То, как «миграция, рассматриваемая как метафора, присутствует повсюду» в постмодерне – «мы мигранты и, возможно, гибриды, но не в любой ситуации, в которой мы находимся» [18] – коренится в постмодернистских формах производства социального пространства.
Лефевр рассматривал глобализацию как создание и наложение на природу «всемирного социального пространства ... с сильными точками (центры) и более слабыми и доминируемыми базами ( периферии )». [19]
Безумие места
[ редактировать ]Образование, формальное и неформальное, можно охарактеризовать как в значительной степени процесс, в ходе которого новобранец в человеческую расу «должен научиться представлять многие измерения местного социального пространства ... сквозь завесу деградировавших ресурсов, хронической двусмысленности и случайный преднамеренный обман». [7] Столкнувшись с такими сложностями, Р. Д. Лэнг пришел к выводу, что «это хорошо, что человек является социальным животным, поскольку явная сложность и противоречивость социального поля, в котором ему приходится жить, настолько огромна». [20]
Сумасшедший, напротив, не является «тем, кто знает свое место»: во многих отношениях «психические симптомы являются умышленными ситуативными нарушениями». [21] [22] В то время как в «общественных и полуобщественных местах — улицах, магазинах, кварталах, общественном транспорте и т.п. —... возникает тонкая сетка обязательств, которая обеспечивает упорядоченное движение и смешение участников ... многие классические симптомы психозы представляют собой точные и явные нарушения этих территориальных механизмов». [23]
Лакан считал, что «было бы полезно составить карту мест в социальном пространстве, которые наша культура отвела этим [психотическим] субъектам», и видел в их трудностях отчасти «эффекты разрушения, вызванного символическими диссонансами, которые характеризуют сложные структуры». цивилизации»: [24] то, что Гофман назвал «безумием места». [25]
Культурные примеры
[ редактировать ]- В «Гордости и предубеждении » Дарси изначально раздирается «неуверенностью в том, сможет ли он заставить себя пересечь великое социальное пространство, которое, как он его видит (он все еще гордится), отделяет Элизабет от него самого». [26]
- В «постмодернистском искусстве … кубистская живопись представляет множество перспектив одновременно, разрушая «пространство» и буквально требуя от каждого отдельного зрителя находиться в нескольких разных местах одновременно … этот постмодернистский кризис субъективности». [27]
- «Лефевр предполагает, что искусство можно определить «не как код пространства, а как код репрезентативных пространств»». [28] – «пространство представлений и представление пространства … ментальное пространство » [8] которое одновременно отражает и взаимодействует с социальным пространством.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дайер, Хэдли; Нгуи, Марк. (2010). Посмотрите это пространство: проектирование, защита и совместное использование общественного пространства . Дети могут прессовать. стр. 12, 23–24, 34, 78. ISBN 978-1-55453-293-3
- ^ Jump up to: а б Баттимер, Энн (1986) [1969]. «Социальное пространство в междисциплинарной перспективе» . Географическое обозрение . ЛИКС (3): 417–426 . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Анри Лефевр, Государство, Пространство, Мир (Лондон, 2009), стр. 186–187.
- ^ Джон О'Нил, Социология как торговля кожей (Лондон, 1972), с. 174
- ^ Пол Сметерст. (2000). Постмодернистский хронотип . п. 44
- ^ Аарон Келлерман, Интернет на Земле (2002), стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б Черчленд, Пол М. (2007). Двигатель разума, место души: философское путешествие в мозг . МТИ Пресс . п. 123. ИСБН 9780262531429 .
- ^ Jump up to: а б Лефевр, с. 225
- ^ Лефевр, стр. 224–225.
- ^ Шобер, Анна (2013). Создатели кино. Общественная жизнь и демонстрация различий в Юго-Восточной и Центральной Европе с 1960-х годов, Эксетер: книги интеллекта. п. 33
- ^ Лефевр, стр. 235–236.
- ^ HG Николас, Американский Союз (1950), с. 162
- ^ Роджер Фаулер, Язык в новостях (Лондон, 1994), с. 49
- ^ С. П. Хантингтон, Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (1996), с. 43
- ^ Энтони Гидденс, цитируется по Келлерману, стр. 46
- ^ Эмиль Дюркгейм, Элементарные формы религиозной жизни (Лондон, 1971), с. 442
- ^ Ролан Барт, в ED Ermath, Продолжение истории (Оксфорд, 1992), с. 18
- ^ Саид, Эдвард В. (сентябрь 1986 г.). После Последнего Неба: Жизни палестинцев . Фотография Мора Жана (1-е изд.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус; Пантеон. п. 164. ИСБН 978-0-394-74469-8 .
- Позже цитируется: Рушди, Салман (1991). Воображаемая родина: очерки и критика 1981-1991 гг . Лондон: Гранта; Пингвин. стр. 171, 278. ISBN. 9780140140361 .
- ^ Лефевр, стр. 199, 213.
- ^ Р. Д. Лэнг, Политика опыта (Penguin 1984), стр. 81–82.
- ^ Гофман 1972 , с. 407.
- ^ Гофман 1972 , с. 411.
- ^ Гофман 1972 , с. 415.
- ^ Жак Лакан, Ecrits: A Selection (Лондон, 1997), с. 69
- ^ Гофман 1972 , с. 389.
- ^ Тони Таннер, «Введение», Джейн Остин: Гордость и предубеждение (Пингвин, 1972), стр. 33–34.
- ^ Эрмат, стр. 107–108.
- ^ Сметерст, с. 52
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гоффман, Ирвинг (1972). Отношения в обществе . Харпер и Роу . п. 396. ИСБН 9781412845199 .
- Десмонд Моррис, «Наблюдение за людьми» (Лондон, 1987)
- Анри Лефевр, Производство космоса (1991)
- Альфред Шютц, Феноменология социального мира (Иллинойс, 1997).