Реляционная мобильность
Реляционная мобильность — это социологическая переменная, которая показывает, насколько свободно люди могут выбирать, с какими людьми вступать в отношения, включая дружбу, рабочие отношения и романтическое партнерство в данном обществе. Общества с низкой реляционной мобильностью имеют менее гибкие межличностные сети . Люди формируют отношения, основываясь на обстоятельствах, а не на активном выборе. В этих обществах отношения более стабильны и гарантированы, а возможностей оставить неудовлетворительные отношения и найти новые меньше. Членство в группах, как правило, фиксировано, и люди имеют меньше свободы выбирать или изменять эти отношения, даже если бы они этого хотели.
Напротив, общества с высокой реляционной мобильностью предоставляют людям выбор и свободу выбирать или прекращать межличностные отношения на основе своих личных предпочтений. Такие отношения основаны на взаимном согласии и не гарантируют, что они продлятся долго.У людей есть много возможностей знакомиться с новыми людьми и выбирать, с кем им взаимодействовать или к каким группам они принадлежат в таких обществах. [1] [2]
Реляционная мобильность рассматривается как социоэкологический фактор, а это означает, что она зависит от социальной и природной среды. Теория реляционной мобильности привлекла повышенный интерес с начала 2000-х годов, поскольку было обнаружено, что она объясняет важные межкультурные различия в поведении и образе мышления людей. [3]
Шкала реляционной мобильности
[ редактировать ]Шкала реляционной мобильности — это социометрическая шкала, используемая для измерения реляционной мобильности в опросах населения . Эта шкала основана на серии вопросов, в которых людям задают не их собственную ситуацию, а ситуацию окружающих их людей, таких как группы дружбы, кружки по интересам, спортивные команды и компании. Вопросы исследуют, в какой степени эти люди способны выбирать людей, с которыми они взаимодействуют в своей повседневной жизни, в соответствии со своими собственными предпочтениями. [1]
Географические различия
[ редактировать ]Реляционная мобильность низка в культурах с натуральным стилем существования , который ставит людей в тесные отношения с взаимными обязанностями, такими как сельское хозяйство , требующее координации труда. В частности, выращивание риса-сырца требует тесной координации труда и ирригации . Самый низкий уровень реляционной мобильности наблюдается в странах Восточной Азии , где выращивание риса является преобладающим средством существования. Сравнительное исследование выявило значительные различия в образе мышления между районами Китая, где преобладает выращивание риса, и районами, где преобладает выращивание пшеницы . Эту разницу нельзя объяснить другими теориями. [4]
На противоположной стороне спектра находится кочевое скотоводство . Пастухи часто переезжают, а это означает, что у них меньше стабильных, долгосрочных отношений и больше возможностей формировать и разрывать отношения. Исследования показали, что в скотоводческих культурах больше внимания уделяется индивидуальному принятию решений, в то время как близлежащие культуры земледелия и рыболовства подчеркивают гармоничную социальную взаимозависимость и целостное мышление . [5]
Крупное межкультурное исследование показало, что реляционная мобильность самая низкая в каждой азиатской стране, где распространено выращивание риса. Реляционная мобильность выше в промышленно развитых европейских странах и англоязычных странах , а самая высокая – в странах Южной Америки . Это исследование выявило сильную корреляцию между реляционной мобильностью и стилем существования, а также несколько более слабую корреляцию с экологическими угрозами, которые требуют групповой сплоченности и сотрудничества. [1]
Последствия для поведения и образа мышления людей
[ редактировать ]Люди в культурах с низкой реляционной мобильностью стараются избегать конфликтов и разногласий, чтобы поддерживать гармонию в социальных группах , от которой они не могут уйти. Они стараются не обидеть других, чтобы избежать плохой репутации . Таким образом, культурное предпочтение конформизма , распространенное в культурах Восточной Азии, на самом деле является стратегией, позволяющей избежать плохой репутации и социальной изоляции . [6] Люди в этих культурах более чувствительны к социальному неприятию. [7] и с большей вероятностью будут стыдиться своих друзей (но не незнакомцев), чтобы скрыть информацию, которая может нанести ущерб их репутации. [8]
Степень реляционной мобильности влияет на образ мышления людей. Низкая реляционная мобильность приводит к когнитивным тенденциям, которые теоретики называют целостным мышлением, тогда как высокая реляционная мобильность связана с аналитическим мышлением. Эта разница в социальном познании определяется как разница в том, как люди приписывают свое поведение и поведение других либо внутренним причинам ( предрасположенностям действующих лиц ), либо внешним причинам (ситуативным факторам). Потребность людей координировать свои действия и избегать конфликтов подчеркивает влияние внешних сил, в том числе влиятельных сил в окружающей среде, на их собственную ситуацию. Внешний локус контроля характерен для культур с низкой реляционной мобильностью. В этих культурах люди уделяют больше внимания ситуационным факторам, случайности, судьбе и удаче , чем индивидуальным предрасположенностям. Напротив, высокая реляционная мобильность связана с внутренним локусом контроля с большим вниманием к личности и меньшим вниманием к социальной среде. . [9]
Социальные отношения и членство в группах легче формируются и прекращаются в культурах с высокой реляционной мобильностью. Межличностные связи здесь основаны на взаимном удобстве и поэтому менее стабильны и надежны. [9] Меньше внимания уделяется гарантиям занятости , а развод более распространен и более приемлем. [1] Люди вкладывают больше усилий в привлечение, формирование и поддержание социальных связей, где отношения не могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Здесь люди проявляют больше самоусовершенствования и более высокую самооценку , чтобы рекламировать свою ценность как товарищей и способствовать формированию социальных связей. [10] Люди более склонны развивать личную уникальность в обществах с высокой реляционной мобильностью, чтобы повысить свою ценность в рыночной конкуренции за социальные отношения. Идиосинкразическое поведение менее распространено в обществах с низкой реляционной мобильностью, где оно может привести к остракизму . [11]
Люди склонны вкладывать больше средств в поддержание дружеских и романтических партнерских отношений, где высока реляционная мобильность, поскольку стабильность связи не может восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Такое связывающее поведение включает в себя помощь, близость , страсть и дарение подарков . [12] [13] [14] Люди даже раскрывают личную информацию друзьям, чтобы показать свою приверженность отношениям. [15]
Существуют разные способы борьбы с неопределенностью в отношении качества потенциального партнера или сотрудника. В обществах с низкой реляционной мобильностью, таких как Япония , фирмы часто поддерживают долгосрочные отношения с лояльными партнерами, даже если можно получить более выгодные условия с новыми партнерами. Бизнес-стратегии, как правило, различаются в обществах с более высокой реляционной мобильностью, таких как Северная Америка , где новые отношения формируются на основе доверия . выше В новых деловых отношениях риск , но и больше выгоды можно получить, найдя потенциально лучшего делового партнера, чем тот, который уже есть. [16] В целом было обнаружено, что уровень межличностного доверия выше в обществах с высокой реляционной мобильностью не только в деловых отношениях, но также в общих межличностных отношениях и в социальных сетях . [1] [17]
Аналогии с животными
[ редактировать ]Теория реляционной мобильности имеет аналогии в брачном поведении, кооперативном поведении и межвидовом симбиозе среди животных. Было замечено, что такое поведение приспособлено к стабильности отношений, степени конкуренции на «рынке» отношений и возможностям мошенничества среди различных видов, включая птиц и насекомых. [1] [18]
См. также
[ редактировать ]- Дорогостоящая сигнальная теория в эволюционной психологии
- Межкультурная психология
- Межкультурные исследования
- Культурная психология
- Культурная сфера Восточной Азии
- Локус контроля
- Долгосрочная и краткосрочная ориентация
- Социоэкология
- Социально-экологическая система
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Сайт реляционной мобильности
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Томсон, Роберт; и др. (2018). «Реляционная мобильность предсказывает социальное поведение в 39 странах и связана с историческим сельским хозяйством и угрозами» . Труды Национальной академии наук . 115 (29): 7521–7526. Бибкод : 2018PNAS..115.7521T . дои : 10.1073/pnas.1713191115 . ПМК 6055178 . ПМИД 29959208 .
- ^ Юки, Масаки; Шуг, Джоанна (2012). «Относительная мобильность: социоэкологический подход к личным отношениям». В Гиллате, О .; Адамс, Г.; Кункель, А. (ред.). Наука о взаимоотношениях: интеграция эволюционных, нейронаучных и социокультурных подходов . Американская психологическая ассоциация. стр. 137–151. дои : 10.1037/13489-007 . hdl : 2115/52726 . ISBN 978-1-4338-1123-4 . S2CID 53496958 .
- ^ «Реляционная мобильность» . Веб-сайт реляционной мобильности . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Тальхельм, Томас; и др. (2014). «Крупномасштабные психологические различия внутри Китая, объясняемые выращиванием риса и пшеницы». Наука . 344 (6184): 603–608. Бибкод : 2014Sci...344..603T . дои : 10.1126/science.1246850 . ПМИД 24812395 . S2CID 206552838 .
- ^ Ускуль, Айше К.; Китаяма, Синобу; Нисбетт, Ричард Э. (2008). «Экокультурная основа познания: фермеры и рыбаки более целостны, чем скотоводы» . Труды Национальной академии наук . 105 (25): 8552–8556. Бибкод : 2008PNAS..105.8552U . дои : 10.1073/pnas.0803874105 . ПМЦ 2438425 . ПМИД 18552175 .
- ^ Ямагиси, Тосио; Хасимото, Хирофуми; Шуг, Джоанна (2008). «Предпочтения против стратегий как объяснение поведения, специфичного для культуры». Психологическая наука . 19 (6): 579–584. дои : 10.1111/j.1467-9280.2008.02126.x . ПМИД 18578848 . S2CID 3273290 .
- ^ Сато, Косуке; Юки, Масаки; Норасаккункит, Винай (2014). «Социально-экологический подход к межкультурным различиям в чувствительности к социальному отвержению: частично посредническая роль реляционной мобильности». Журнал межкультурной психологии . 45 (10): 1549–1560. дои : 10.1177/0022022114544320 . S2CID 145394000 .
- ^ Шницер, Даниэль; и др. (2012). «Межкультурные различия и сходства в склонности к стыду: адаптационный и экологический подход» . Эволюционная психология . 10 (2): 352–370. дои : 10.1177/147470491201000213 . ПМК 3604996 . ПМИД 22947644 .
- ^ Перейти обратно: а б Сан-Мартин, Альваро; Шуг, Джоанна; Мэддукс, Уильям В. (2019). «Относительная мобильность и культурные различия в аналитическом и целостном мышлении». Журнал личности и социальной психологии . 116 (4): 495–518. дои : 10.1037/pspa0000142 . ПМИД 30614727 . S2CID 58601844 .
- ^ Фальк, Карл Ф.; Хейне, Стивен Дж.; Юки, Масаки; Такемура, Косуке (2009). «Почему жители Запада самосовершенствоваются больше, чем жители Восточной Азии?». Европейский журнал личности . 23 (3): 183–203. дои : 10.1002/пер.715 . S2CID 30477227 .
- ^ Такемура, Косуке (2014). «Быть разными ведет к связям: об адаптивной функции уникальности в «открытых» обществах». Журнал межкультурной психологии . 45 (10): 1579–1593. дои : 10.1177/0022022114548684 . S2CID 53985677 .
- ^ Ямада, Джунко; Кито, Миэ; Юки, Масаки (2015). «Относительная мобильность и близость в дружеских и романтических отношениях: межсоциальное исследование между Канадой и Японией» . Японский журнал экспериментальной социальной психологии . 55 (1): 18–27. дои : 10.2130/jjesp.1409 .
- ^ Ямада, Джунко; Кито, Миэ; Юки, Масаки (2017). «Страсть, реляционная мобильность и доказательство приверженности: сравнительный социально-экологический анализ адаптивных эмоций на сексуальном рынке» . Эволюционная психология . 15 (4). дои : 10.1177/1474704917746056 . ПМЦ 10480844 . ПМИД 29237298 . S2CID 9220858 .
- ^ Комия, Аска; Оцубо, Ёсуке; Наканиси, Дайсуке; Оиси, Сигэхиро (2019). «Подарки в романтических парах служат сигналом обязательства: реляционная мобильность связана с более частым дарением подарков». Эволюция и поведение человека . 40 (2): 160–166. Бибкод : 2019EHumB..40..160K . doi : 10.1016/j.evolhumbehav.2018.10.003 . S2CID 149744620 .
- ^ Шуг, Джоанна; Юки, Масаки; Мэддукс, Уильям (2010). «Реляционная мобильность объясняет межкультурные и внутрикультурные различия в самораскрытии близким друзьям». Психологическая наука . 21 (10): 1471–1478. дои : 10.1177/0956797610382786 . hdl : 2115/47193 . ПМИД 20817913 . S2CID 21074390 .
- ^ Ямагиси, Тосио; Ямагиси, Мидори (1994). «Доверие и приверженность в США и Японии». Мотивация и эмоции . 18 (2): 129–166. дои : 10.1007/BF02249397 . S2CID 144863790 .
- ^ Томсон, Роберт; Юки, Масаки; Ито, Наоя (2015). «Социально-экологический подход к национальным различиям в вопросах конфиденциальности в Интернете: роль реляционной мобильности и доверия». Компьютеры в поведении человека . 51 : 285–292. дои : 10.1016/j.chb.2015.04.068 .
- ^ Ноэ, Рональд; Хаммерштейн, Питер (1994). «Биологические рынки: спрос и предложение определяют эффект выбора партнера в сотрудничестве, мутуализме и спаривании». Поведенческая экология и социобиология . 35 (1): 1–11. дои : 10.1007/BF00167053 . S2CID 37085820 .