Jump to content

Реляционная мобильность

Реляционная мобильность — это социологическая переменная, которая показывает, насколько свободно люди могут выбирать, с какими людьми вступать в отношения, включая дружбу, рабочие отношения и романтическое партнерство в данном обществе. Общества с низкой реляционной мобильностью имеют менее гибкие межличностные сети . Люди формируют отношения, основываясь на обстоятельствах, а не на активном выборе. В этих обществах отношения более стабильны и гарантированы, а возможностей оставить неудовлетворительные отношения и найти новые меньше. Членство в группах, как правило, фиксировано, и люди имеют меньше свободы выбирать или изменять эти отношения, даже если бы они этого хотели.

Напротив, общества с высокой реляционной мобильностью предоставляют людям выбор и свободу выбирать или прекращать межличностные отношения на основе своих личных предпочтений. Такие отношения основаны на взаимном согласии и не гарантируют, что они продлятся долго.У людей есть много возможностей знакомиться с новыми людьми и выбирать, с кем им взаимодействовать или к каким группам они принадлежат в таких обществах. [1] [2]

Реляционная мобильность рассматривается как социоэкологический фактор, а это означает, что она зависит от социальной и природной среды. Теория реляционной мобильности привлекла повышенный интерес с начала 2000-х годов, поскольку было обнаружено, что она объясняет важные межкультурные различия в поведении и образе мышления людей. [3]

Шкала реляционной мобильности

[ редактировать ]

Шкала реляционной мобильности — это социометрическая шкала, используемая для измерения реляционной мобильности в опросах населения . Эта шкала основана на серии вопросов, в которых людям задают не их собственную ситуацию, а ситуацию окружающих их людей, таких как группы дружбы, кружки по интересам, спортивные команды и компании. Вопросы исследуют, в какой степени эти люди способны выбирать людей, с которыми они взаимодействуют в своей повседневной жизни, в соответствии со своими собственными предпочтениями. [1]

Географические различия

[ редактировать ]

Реляционная мобильность низка в культурах с натуральным стилем существования , который ставит людей в тесные отношения с взаимными обязанностями, такими как сельское хозяйство , требующее координации труда. В частности, выращивание риса-сырца требует тесной координации труда и ирригации . Самый низкий уровень реляционной мобильности наблюдается в странах Восточной Азии , где выращивание риса является преобладающим средством существования. Сравнительное исследование выявило значительные различия в образе мышления между районами Китая, где преобладает выращивание риса, и районами, где преобладает выращивание пшеницы . Эту разницу нельзя объяснить другими теориями. [4]

На противоположной стороне спектра находится кочевое скотоводство . Пастухи часто переезжают, а это означает, что у них меньше стабильных, долгосрочных отношений и больше возможностей формировать и разрывать отношения. Исследования показали, что в скотоводческих культурах больше внимания уделяется индивидуальному принятию решений, в то время как близлежащие культуры земледелия и рыболовства подчеркивают гармоничную социальную взаимозависимость и целостное мышление . [5]

Крупное межкультурное исследование показало, что реляционная мобильность самая низкая в каждой азиатской стране, где распространено выращивание риса. Реляционная мобильность выше в промышленно развитых европейских странах и англоязычных странах , а самая высокая – в странах Южной Америки . Это исследование выявило сильную корреляцию между реляционной мобильностью и стилем существования, а также несколько более слабую корреляцию с экологическими угрозами, которые требуют групповой сплоченности и сотрудничества. [1]

Последствия для поведения и образа мышления людей

[ редактировать ]

Люди в культурах с низкой реляционной мобильностью стараются избегать конфликтов и разногласий, чтобы поддерживать гармонию в социальных группах , от которой они не могут уйти. Они стараются не обидеть других, чтобы избежать плохой репутации . Таким образом, культурное предпочтение конформизма , распространенное в культурах Восточной Азии, на самом деле является стратегией, позволяющей избежать плохой репутации и социальной изоляции . [6] Люди в этих культурах более чувствительны к социальному неприятию. [7] и с большей вероятностью будут стыдиться своих друзей (но не незнакомцев), чтобы скрыть информацию, которая может нанести ущерб их репутации. [8]

Степень реляционной мобильности влияет на образ мышления людей. Низкая реляционная мобильность приводит к когнитивным тенденциям, которые теоретики называют целостным мышлением, тогда как высокая реляционная мобильность связана с аналитическим мышлением. Эта разница в социальном познании определяется как разница в том, как люди приписывают свое поведение и поведение других либо внутренним причинам ( предрасположенностям действующих лиц ), либо внешним причинам (ситуативным факторам). Потребность людей координировать свои действия и избегать конфликтов подчеркивает влияние внешних сил, в том числе влиятельных сил в окружающей среде, на их собственную ситуацию. Внешний локус контроля характерен для культур с низкой реляционной мобильностью. В этих культурах люди уделяют больше внимания ситуационным факторам, случайности, судьбе и удаче , чем индивидуальным предрасположенностям. Напротив, высокая реляционная мобильность связана с внутренним локусом контроля с большим вниманием к личности и меньшим вниманием к социальной среде. . [9]

Социальные отношения и членство в группах легче формируются и прекращаются в культурах с высокой реляционной мобильностью. Межличностные связи здесь основаны на взаимном удобстве и поэтому менее стабильны и надежны. [9] Меньше внимания уделяется гарантиям занятости , а развод более распространен и более приемлем. [1] Люди вкладывают больше усилий в привлечение, формирование и поддержание социальных связей, где отношения не могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Здесь люди проявляют больше самоусовершенствования и более высокую самооценку , чтобы рекламировать свою ценность как товарищей и способствовать формированию социальных связей. [10] Люди более склонны развивать личную уникальность в обществах с высокой реляционной мобильностью, чтобы повысить свою ценность в рыночной конкуренции за социальные отношения. Идиосинкразическое поведение менее распространено в обществах с низкой реляционной мобильностью, где оно может привести к остракизму . [11]

Люди склонны вкладывать больше средств в поддержание дружеских и романтических партнерских отношений, где высока реляционная мобильность, поскольку стабильность связи не может восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Такое связывающее поведение включает в себя помощь, близость , страсть и дарение подарков . [12] [13] [14] Люди даже раскрывают личную информацию друзьям, чтобы показать свою приверженность отношениям. [15]

Существуют разные способы борьбы с неопределенностью в отношении качества потенциального партнера или сотрудника. В обществах с низкой реляционной мобильностью, таких как Япония , фирмы часто поддерживают долгосрочные отношения с лояльными партнерами, даже если можно получить более выгодные условия с новыми партнерами. Бизнес-стратегии, как правило, различаются в обществах с более высокой реляционной мобильностью, таких как Северная Америка , где новые отношения формируются на основе доверия . выше В новых деловых отношениях риск , но и больше выгоды можно получить, найдя потенциально лучшего делового партнера, чем тот, который уже есть. [16] В целом было обнаружено, что уровень межличностного доверия выше в обществах с высокой реляционной мобильностью не только в деловых отношениях, но также в общих межличностных отношениях и в социальных сетях . [1] [17]

Аналогии с животными

[ редактировать ]

Теория реляционной мобильности имеет аналогии в брачном поведении, кооперативном поведении и межвидовом симбиозе среди животных. Было замечено, что такое поведение приспособлено к стабильности отношений, степени конкуренции на «рынке» отношений и возможностям мошенничества среди различных видов, включая птиц и насекомых. [1] [18]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Томсон, Роберт; и др. (2018). «Реляционная мобильность предсказывает социальное поведение в 39 странах и связана с историческим сельским хозяйством и угрозами» . Труды Национальной академии наук . 115 (29): 7521–7526. Бибкод : 2018PNAS..115.7521T . дои : 10.1073/pnas.1713191115 . ПМК   6055178 . ПМИД   29959208 .
  2. ^ Юки, Масаки; Шуг, Джоанна (2012). «Относительная мобильность: социоэкологический подход к личным отношениям». В Гиллате, О .; Адамс, Г.; Кункель, А. (ред.). Наука о взаимоотношениях: интеграция эволюционных, нейронаучных и социокультурных подходов . Американская психологическая ассоциация. стр. 137–151. дои : 10.1037/13489-007 . hdl : 2115/52726 . ISBN  978-1-4338-1123-4 . S2CID   53496958 .
  3. ^ «Реляционная мобильность» . Веб-сайт реляционной мобильности . Проверено 9 ноября 2021 г.
  4. ^ Тальхельм, Томас; и др. (2014). «Крупномасштабные психологические различия внутри Китая, объясняемые выращиванием риса и пшеницы». Наука . 344 (6184): 603–608. Бибкод : 2014Sci...344..603T . дои : 10.1126/science.1246850 . ПМИД   24812395 . S2CID   206552838 .
  5. ^ Ускуль, Айше К.; Китаяма, Синобу; Нисбетт, Ричард Э. (2008). «Экокультурная основа познания: фермеры и рыбаки более целостны, чем скотоводы» . Труды Национальной академии наук . 105 (25): 8552–8556. Бибкод : 2008PNAS..105.8552U . дои : 10.1073/pnas.0803874105 . ПМЦ   2438425 . ПМИД   18552175 .
  6. ^ Ямагиси, Тосио; Хасимото, Хирофуми; Шуг, Джоанна (2008). «Предпочтения против стратегий как объяснение поведения, специфичного для культуры». Психологическая наука . 19 (6): 579–584. дои : 10.1111/j.1467-9280.2008.02126.x . ПМИД   18578848 . S2CID   3273290 .
  7. ^ Сато, Косуке; Юки, Масаки; Норасаккункит, Винай (2014). «Социально-экологический подход к межкультурным различиям в чувствительности к социальному отвержению: частично посредническая роль реляционной мобильности». Журнал межкультурной психологии . 45 (10): 1549–1560. дои : 10.1177/0022022114544320 . S2CID   145394000 .
  8. ^ Шницер, Даниэль; и др. (2012). «Межкультурные различия и сходства в склонности к стыду: адаптационный и экологический подход» . Эволюционная психология . 10 (2): 352–370. дои : 10.1177/147470491201000213 . ПМК   3604996 . ПМИД   22947644 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Сан-Мартин, Альваро; Шуг, Джоанна; Мэддукс, Уильям В. (2019). «Относительная мобильность и культурные различия в аналитическом и целостном мышлении». Журнал личности и социальной психологии . 116 (4): 495–518. дои : 10.1037/pspa0000142 . ПМИД   30614727 . S2CID   58601844 .
  10. ^ Фальк, Карл Ф.; Хейне, Стивен Дж.; Юки, Масаки; Такемура, Косуке (2009). «Почему жители Запада самосовершенствоваются больше, чем жители Восточной Азии?». Европейский журнал личности . 23 (3): 183–203. дои : 10.1002/пер.715 . S2CID   30477227 .
  11. ^ Такемура, Косуке (2014). «Быть ​​разными ведет к связям: об адаптивной функции уникальности в «открытых» обществах». Журнал межкультурной психологии . 45 (10): 1579–1593. дои : 10.1177/0022022114548684 . S2CID   53985677 .
  12. ^ Ямада, Джунко; Кито, Миэ; Юки, Масаки (2015). «Относительная мобильность и близость в дружеских и романтических отношениях: межсоциальное исследование между Канадой и Японией» . Японский журнал экспериментальной социальной психологии . 55 (1): 18–27. дои : 10.2130/jjesp.1409 .
  13. ^ Ямада, Джунко; Кито, Миэ; Юки, Масаки (2017). «Страсть, реляционная мобильность и доказательство приверженности: сравнительный социально-экологический анализ адаптивных эмоций на сексуальном рынке» . Эволюционная психология . 15 (4). дои : 10.1177/1474704917746056 . ПМЦ   10480844 . ПМИД   29237298 . S2CID   9220858 .
  14. ^ Комия, Аска; Оцубо, Ёсуке; Наканиси, Дайсуке; Оиси, Сигэхиро (2019). «Подарки в романтических парах служат сигналом обязательства: реляционная мобильность связана с более частым дарением подарков». Эволюция и поведение человека . 40 (2): 160–166. Бибкод : 2019EHumB..40..160K . doi : 10.1016/j.evolhumbehav.2018.10.003 . S2CID   149744620 .
  15. ^ Шуг, Джоанна; Юки, Масаки; Мэддукс, Уильям (2010). «Реляционная мобильность объясняет межкультурные и внутрикультурные различия в самораскрытии близким друзьям». Психологическая наука . 21 (10): 1471–1478. дои : 10.1177/0956797610382786 . hdl : 2115/47193 . ПМИД   20817913 . S2CID   21074390 .
  16. ^ Ямагиси, Тосио; Ямагиси, Мидори (1994). «Доверие и приверженность в США и Японии». Мотивация и эмоции . 18 (2): 129–166. дои : 10.1007/BF02249397 . S2CID   144863790 .
  17. ^ Томсон, Роберт; Юки, Масаки; Ито, Наоя (2015). «Социально-экологический подход к национальным различиям в вопросах конфиденциальности в Интернете: роль реляционной мобильности и доверия». Компьютеры в поведении человека . 51 : 285–292. дои : 10.1016/j.chb.2015.04.068 .
  18. ^ Ноэ, Рональд; Хаммерштейн, Питер (1994). «Биологические рынки: спрос и предложение определяют эффект выбора партнера в сотрудничестве, мутуализме и спаривании». Поведенческая экология и социобиология . 35 (1): 1–11. дои : 10.1007/BF00167053 . S2CID   37085820 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2dd0ac397af9e176f29e18c86055b155__1715584920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/55/2dd0ac397af9e176f29e18c86055b155.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Relational mobility - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)