Jump to content

Использование человеком живых существ

(Перенаправлено из «Живые существа в культуре »)
Сельское хозяйство , здесь показано зерновых сбор и вспашка с использованием домашнего скота , имело решающее значение для человеческой цивилизации со времен Древнего Египта . Книга Мертвых , заклинание 110: Поля Иару. Сцена из гробницы Рамзеса III (1186–1155 до н. э.)

Использование человеком живых существ , включая животных. [1] растения , [2] грибы и микробы принимают множество форм, как практических, таких как производство продуктов питания и одежды, так и символических, как в искусстве, мифологии и религии. Соответствующие навыки и практики передаются человеческой культурой посредством социального обучения . [3] Социальные науки, включая археологию , антропологию и этнографию, начинают принимать многовидовой взгляд на взаимодействие человека с природой, в котором живые существа являются не просто ресурсами, которые можно эксплуатировать практически или символически, но и участвуют в них в качестве участников.

Растения обеспечивают большую часть пищи для людей и их домашних животных : большая часть человеческой культуры и цивилизации возникла благодаря сельскому хозяйству . Хотя многие растения использовались в пищу, небольшое количество основных культур, включая пшеницу , рис и кукурузу , сегодня обеспечивают большую часть продуктов питания в мире. В свою очередь, животные обеспечивают большую часть мяса, потребляемого человечеством, будь то сельское хозяйство или охота, и до появления механизированного транспорта наземные млекопитающие обеспечивали большую часть энергии, используемой для работы и транспорта. Разнообразные живые существа служат моделями в биологических исследованиях , таких как генетика и тестирование лекарств . До 19 века растения давали большую часть лекарственных средств широко используемых , как описано в 1 веке Диоскоридом . Растения являются источником многих психоактивных веществ , некоторые из которых, например, кока , как известно, использовались на протяжении тысячелетий. Дрожжи , грибы, использовались для ферментации злаков, таких как пшеница и ячмень, для приготовления хлеба и пива ; другие грибы, такие как Псилоцибе и мухоморы собирали как психоактивные препараты.

Многие виды животных содержатся в качестве домашних питомцев , наиболее популярными являются млекопитающие , особенно собаки и кошки . Растения выращивают для удовольствия в садах и теплицах, давая цветы, тень и декоративную листву; некоторые, например кактусы , способные переносить засушливые условия, выращиваются как комнатные растения .

Животные, такие как лошади и олени, являются одними из самых ранних предметов искусства , их можно найти в верхнего палеолита, наскальных рисунках таких как Ласко .

Кроме того, живые существа играют самые разнообразные символические роли в литературе, кино, мифологии и религии. Иногда такое серьезное заболевание , как туберкулез , вызываемое бактерией , в культуре играет роль в этом случае оно почему-то связано с художественным творчеством.

Контекст

[ редактировать ]

Культура

[ редактировать ]

Культура состоит из социального поведения и норм, существующих в человеческих обществах и передаваемых посредством социального обучения . Культурные универсалии во всех человеческих обществах включают такие выразительные формы, как искусство , музыка , танец , ритуалы , религия и технологии, такие как использование инструментов , приготовление пищи , жилье и одежда . Понятие материальной культуры охватывает физические выражения, такие как технология, архитектура и искусство, тогда как нематериальная культура включает в себя принципы социальной организации , мифологию , философию , литературу и науку . [3] [4] Термин «биокультура» был предложен для обозначения всех практических (но не символических) видов использования живых существ в культуре, включая сельское хозяйство, производство продуктов питания и одежды, лесное хозяйство, разведение и дрессировку животных, торговлю домашними животными, использование живых существ. вещи в науке, зоопарках и аквариумах, спорте с животными и выращивании диких животных для спортивной охоты. [5]

Три типа использования

[ редактировать ]

Исследователи человеческой культуры традиционно делят использование живых существ на две категории: практическое использование в пищу. [6] и другие ресурсы; и символическое использование, например, в искусстве [7] и религия. [8] Совсем недавно ученые добавили третий тип взаимодействия, в котором в качестве участников выступают живые существа, будь то животные, растения, грибы или микробы. Это делает отношения двунаправленными, явно подразумевая различные формы симбиоза в сложной экологии . [9] [10] [11] [12] Эти три типа описываются по очереди.

Практическое использование

[ редактировать ]

На еду и материалы

[ редактировать ]
Вспашка рисовых полей водяными буйволами в Индонезии

Человеческое население эксплуатирует и зависит от многих видов животных и растений в качестве пищи , в основном посредством сельского хозяйства , важнейшего компонента человеческой культуры, а также путем эксплуатации диких популяций, особенно морских рыб . [13] [14] [15] Домашний скот выращивается на мясо во всем мире; в их число входят (2011 г.) около 1,4 миллиарда крупного рогатого скота , 1,2 миллиарда овец и 1 миллиард домашних свиней . [15] [16] [17]

Растения обеспечивают большую часть пищи для человека и домашних животных . Они сыграли ключевую роль в истории мировых цивилизаций . Сельское хозяйство включает агрономию для выращивания пахотных культур, садоводство для выращивания овощей и фруктов и лесное хозяйство для производства древесины. [18] Около 7000 видов растений использовались в пищу, хотя большая часть сегодняшних продуктов питания получена только из 30 видов. Основные продукты питания включают зерновые, такие как рис и пшеница , крахмалистые корнеплоды и клубнеплоды, такие как маниока и картофель , а также бобовые, такие как горох и фасоль . Растительные масла, такие как оливковое масло, обеспечивают липиды , а фрукты и овощи добавляют витамины и минералы. в рацион [19]

Растения, выращиваемые как технические культуры, являются источником широкого спектра продукции, используемой в производстве, иногда настолько интенсивно, что возникает риск нанесения вреда окружающей среде. [20] К непищевым продуктам относятся эфирные масла , натуральные красители , пигменты, воски, смолы , дубильные вещества , алкалоиды, янтарь и пробка . Продукты, полученные из растений, включают мыло, шампуни, парфюмерию, косметику, краски, лаки, скипидар, резину, латекс , смазочные материалы, линолеум, пластмассы, чернила и камеди . Возобновляемые виды топлива из растений включают дрова , торф и другое биотопливо . [21] [22] Ископаемое топливо уголь , нефть и природный газ получены из останков водных организмов, включая фитопланктон , в геологическом времени . [23] Структурные ресурсы и волокна растений используются для строительства жилищ и производства одежды. Древесина используется не только для строительства зданий, лодок и мебели, но и для изготовления более мелких предметов, таких как музыкальные инструменты и спортивное оборудование. древесины Из делают бумагу и картон. [24] Ткань часто изготавливается из хлопка , льна , рами или синтетических волокон, таких как вискоза и ацетат, полученный из растительной целлюлозы . Нитки, используемые для шитья ткани, также в основном изготавливаются из хлопка. [25] Растения являются основным источником основных химических веществ , как из-за их медицинского и физиологического воздействия, так и для промышленного синтеза огромного количества органических химикатов. [26]

Текстиль изготавливается из волокон животного происхождения, включая шерсть и шелк . [27] [28] и растительные волокна, включая хлопок и лен . Красители тоже производятся из животных, включая кармин. [29] [30] из тел насекомых и из растений, включая индиго , [марену] и лишайники .

Для работы и транспорта

[ редактировать ]

Рабочие домашние животные, включая крупный рогатый скот, лошадей, яков, верблюдов и слонов, использовались для работы и транспорта с самого начала сельского хозяйства, их численность сокращается с появлением механизированного транспорта и сельскохозяйственной техники. В 2004 году они по-прежнему обеспечивали около 80% электроэнергии преимущественно мелких ферм в странах третьего мира и около 20% мирового транспорта, опять же в основном в сельских районах. В горных районах, непригодных для колесного транспорта, вьючные животные . грузы продолжают перевозить [31]

Лабораторные мыши широко используются в медицинских исследованиях.

Биология изучает весь спектр живых существ.

Такие животные, как плодовая мушка Drosophila melanogaster , рыбка данио , курица и домовая мышь , играют важную роль в науке в качестве экспериментальных моделей . [32] как в фундаментальных биологических исследованиях, например в генетике , [33] и в разработке новых лекарств, которые должны быть тщательно протестированы, чтобы продемонстрировать их безопасность. [34] [35] используются миллионы млекопитающих, особенно мышей и крыс. в экспериментах Ежегодно [36] Нокаутные мыши используются для открытия функций генов. [37] [38]

Фундаментальные биологические исследования часто проводились с растениями. В генетике селекция растений гороха позволила Грегору Менделю вывести основные законы наследственности. [39] а исследование хромосом кукурузы позволило Барбаре МакКлинток продемонстрировать их связь с наследственными признаками. [40] Растение Arabidopsis thaliana используется в лабораториях в качестве модельного организма , чтобы понять, как гены контролируют рост и развитие структур растения. [41] Космические станции или космические колонии однажды смогут полагаться на растения в качестве источника жизнеобеспечения . [42]

Для лекарств и лекарств

[ редактировать ]
Мандрагора в Диоскорида » «De Materia Medica , одно из сотен лекарственных растений, используемых со времен классической античности.

Вакцины изготавливались с использованием животных с момента их открытия Эдвардом Дженнером в 18 веке. Он отметил, что прививка живой коровьей оспой обеспечивает защиту от более опасной оспы . В 19 веке Луи Пастер разработал аттенуированную (ослабленную) вакцину от бешенства . В 20 веке вакцины против вирусных заболеваний, паротита и полиомиелита, были разработаны с использованием клеток животных, выращенных in vitro . [43]

Все большее разнообразие лекарственных препаратов основано на токсинах и других молекулах животного происхождения. Противораковый препарат Йонделис был выделен из оболочника Ecteinascidia turbinata . Один из десятков токсинов, вырабатываемых смертоносной конусной улиткой Conus geographus, используется в качестве приалта для облегчения боли. [44]

С античных времен , а возможно и раньше, сотни видов растений служили лекарствами для лечения широкого спектра заболеваний. В книге Диоскорида « De Materia Medica» , написанной в 70 году нашей эры, перечислено около 600 лекарственных растений и около 1000 лекарств, изготовленных из них, включая вещества, известные своей эффективностью, такие как аконит , алоэ , колоцинт , безвременник , белена , опиум и морской перец . Книга оставалась стандартным справочником на протяжении почти двух тысяч лет и составляла основу европейской фармакопеи до конца XIX века. [45] [46]

Кроме того, с древнейших времен люди использовали некоторые из множества психоактивных веществ, вырабатываемых растениями, в религиозных ритуалах и для удовольствия. [47] Среди наиболее широко используемых на протяжении всей истории спиртов , получаемых путем сбраживания злаков дрожжами (грибками), [48] табак , кофе , чай , шоколад , каннабис , кока (используется в качестве листьев около 8000 лет в Перу, [49] [50] а в последнее время также очищены до кокаина ), мескалина (из кактуса) и псилоцибина (из грибка). [51]

Для удовольствия

[ редактировать ]
Красочная цветочная экспозиция на плантации Изабеллы в Ричмонд-парке в Лондоне привлекает множество посетителей.

И животные, и растения используются для получения удовольствия посредством различных видов деятельности, включая содержание домашних животных, охоту, рыбалку и садоводство.

держат самых разных животных В качестве домашних животных : от беспозвоночных, таких как тарантулы и осьминоги, до насекомых, включая богомолов , [52] рептилии, такие как змеи и хамелеоны , [53] и птицы, включая канареек , попугаев и попугаев [54] все находят место. Млекопитающие — самые популярные домашние животные в западном мире, причем наиболее часто сохраняемыми видами являются собаки , кошки и кролики . Например, в Америке в 2012 году насчитывалось около 78 миллионов собак , 86 миллионов кошек и 3,5 миллиона кроликов . [55] [56] [57] Существует противоречие между ролью животных как компаньонов человека и их существованием как личностей с собственными правами. [58]

На многих животных охотятся ради спорта. [59] Водными животными, на которых чаще всего охотятся в спортивных целях, являются рыбы, в том числе многие виды, от крупных морских хищников, таких как акулы и тунец , до пресноводных рыб, таких как форель и карп . [60] [61] Птицы, такие как куропатки , фазаны и утки , а также млекопитающие, такие как олени и кабаны , входят в число наземных охотничьих животных, на которых чаще всего охотятся . [62] [63] [64]

Тысячи видов растений выращиваются в эстетических целях, а также для создания тени, изменения температуры, уменьшения ветра, снижения шума, обеспечения конфиденциальности и предотвращения эрозии почвы. Растения составляют основу многомиллиардной индустрии туризма, которая включает в себя поездки в исторические сады , национальные парки , тропические леса , леса с яркими осенними листьями и фестивали, такие как японский. [65] и американские фестивали цветения сакуры . [66] Хотя некоторые сады засажены продовольственными культурами, многие из них посажены в эстетических, декоративных или консервационных целях. Дендрарии и ботанические сады представляют собой общественные коллекции живых растений. В частных открытых садах используются газонные травы, тенистые деревья, декоративные деревья, кустарники, виноград, травянистые многолетники и клумбовые растения. Сады могут выращивать растения в натуралистическом состоянии или скульптурировать их рост, например, топиарии или шпалеры . Садоводство является самым популярным видом досуга в США, а работа с растениями или садоводство полезно для реабилитации людей с ограниченными возможностями. Растения также можно выращивать или хранить в помещении как комнатные растения или в специализированных зданиях, таких как теплицы , предназначенные для ухода и выращивания живых растений. Венерина мухоловка , чувствительное растение и воскрешающее растение — примеры растений, продаваемых как новинки. Существуют также виды искусства, специализирующиеся на аранжировке срезанных или живых растений, такие как бонсай , икебана , а также аранжировка срезанных или засушенных цветов. Декоративные растения иногда меняли ход истории, как в случае с тюльпаноманией . [67]

Символическое использование

[ редактировать ]

В искусстве

[ редактировать ]

И животные, и растения играют важную роль в искусстве, будь то в качестве фона или в качестве основных сюжетов.

Животные, часто млекопитающие, но включая рыб и насекомых среди других групп, были предметами искусства с древнейших времен, как в ранней истории, например в Древнем Египте , так и в доисторические времена, как в наскальных рисунках в Ласко и других местах Дордони . Франция и другие страны. Основные художественные изображения животных включают Альбрехта Дюрера 1515 года «Носорог» и картину Джорджа Стаббса ок. 1762 г. Портрет лошади Свисток . [68]

Растения появляются в искусстве либо для иллюстрации их ботанического вида, либо для иллюстрации их ботанического вида. [69] или для целей художника, которые могут включать украшения или религиозную символику. Например, Деву Марию сравнил Преподобный Беда с лилией , белые лепестки которой обозначали чистоту тела, а желтые пыльники обозначали сияющий свет души; Богородицы соответственно, европейские портреты Благовещения могут изображать вазу с белыми лилиями в ее комнате, чтобы указать на ее атрибуты. Растения также часто используются в качестве фона или элемента портретов, а также в качестве основных предметов в натюрмортах . [70] [71]

В литературе и кино

[ редактировать ]
«Как слон получил свой хобот» в « » Редьярда Киплинга , Просто так рассказах 1902 год. Под основным изображением парад животных по два идет в Ноев ковчег .

Животные, растения и микробы фигурируют в литературе и кино.

Такие разнообразные животные, как пчелы, жуки, мыши , лисы , крокодилы и слоны, играют самые разнообразные роли в литературе и кино. [72] Жанр фильмов основан на огромных насекомых, в том числе новаторский фильм 1954 года « Они!» с изображением гигантских муравьев, мутировавших под воздействием радиации, и «Смертельного богомола» 1957 года . [73] [74] [75] Птицы время от времени появлялись в фильмах, как, например, в фильме Альфреда Хичкока « » 1963 года Птицы , основанном на Дафны дю Морье , одноименном рассказе в котором рассказывается история о внезапных нападениях на людей жестоких стай птиц. [76] Кен Лоуч восхищается [77] 1969 «Кес» , основанный на романе Барри Хайнса 1968 года «Пустельга для мошенника» , рассказывает историю мальчика, достигшего совершеннолетия, дрессировав пустельгу . [77] Паразитоиды вдохновили авторов научной фантастики и сценаристов на создание отвратительных и устрашающих инопланетных видов-паразитов, убивающих своих хозяев-людей. [78] например, в фильме Ридли Скотта 1979 года «Чужой» . [79] [80]

Растения, как настоящие, так и вымышленные, играют множество ролей в литературе и кино . [81] Роли растений могут быть злыми, как в случае с триффидами , плотоядными растениями с ядовитым жалом, похожим на кнут, а также подвижностью, обеспечиваемой тремя похожими на ноги придатками, из Джона Уиндема 1951 года научно-фантастического романа «День триффидов » и последующих адаптации для кино и радио. [82] Дж. Р. Р. Толкина В вымышленном мире Средиземье обитает множество названных видов растений , в том числе целебная трава ателас. [83] желтый звездчатый цветок эланор , который растет в особых местах, таких как Керин Амрот в Лотлориэне , [84] и высокое Мэллорн дерево [85] из эльфов. Толкин называет несколько отдельных деревьев, имеющих значение для повествования, в том числе Дерево вечеринок в Шире с его счастливыми ассоциациями, [85] и злобный старик Уиллоу [86] в Старом лесу . [87] Деревья фигурируют во многих книгах Урсулы К. Ле Гуин , в том числе о лесном мире Атше и Имманентной роще. [88] о Роке в сериале «Земноморье » до такой степени, что во введении к своему сборнику « Двенадцать четвертей ветра » она признается в «определенной одержимости деревьями» и описывает себя как «самого древесного писателя-фантаста». [89] В фильме Джеймса Кэмерона » 2009 года «Аватар изображено гигантское дерево по имени Домашнее дерево, священное место сбора гуманоидного племени На'ви ; взаимосвязанному дереву, племени и планете угрожает добыча полезных ископаемых: племя и герой фильма борются за их спасение. [90] Деревья являются обычными темами в поэзии , включая лирическое стихотворение Джойс Килмер 1913 года под названием « Деревья ». [91] [92] Цветы также являются темами многих стихотворений таких поэтов, как Уильям Блейк , Роберт Фрост и Рабиндранат Тагор . [93]

Бактериальное , заболевание туберкулез играло роль в культуре связанной почему-то с художественным творчеством. Это заболевание было известно как «романтическая болезнь». [94] Многие деятели искусства, включая поэта Джона Китса , композитора Фредерика Шопена и художника Эдварда Мунка, либо страдали этим заболеванием, либо были близки к другим людям, у которых оно было. Туберкулез играл заметную и повторяющуюся роль в различных областях. К ним относятся литература , например, » Томаса Манна , «Волшебная гора действие которой происходит в санатории ; в музыке , как в Ван Моррисона песне « TB Sheets »; в опере , как в Пуччини » «Богеме и Верди » «Травиате ; в искусстве , как в ; картине Моне, изображающей его первую жену Камиллу на смертном одре и в фильмах , таких как « Колокола Святой Марии» в главной роли 1945 года с Ингрид Бергман в роли монахини, больной туберкулезом. [95] [96] [97] [98] [99]

В мифологии и религии

[ редактировать ]
Животные играют важную роль в таких религиях, как индуизм . Здесь скот слушает музыку Кришны .

Животные, включая множество насекомых [100] и млекопитающие [101] особенность в мифологии и религии; действительно, животные и растения появляются в том, что считается первой в мире религией эпохи палеолита . [102] Среди насекомых, как в Японии, так и в Европе, еще в Древней Греции и Риме бабочка рассматривалась как олицетворение души человека как при его жизни, так и после его смерти. [100] [103] [104] Жук -скарабей был священным в Древнем Египте. [105] в то время как богомол считался богом в южноафриканских традициях хой и сан из-за своей молитвенной позы. [106] Среди млекопитающих крупный рогатый скот , [107] олень , [101] лошади , [108] львы [109] и волки оборотни ), [110] являются предметом мифов и поклонения.Из двенадцати знаков западного зодиака шесть — Овен ( баран ), Телец ( бык ), Рак ( краб ), Лев ( лев ), Скорпион ( скорпион ) и Рыбы ( рыбы ) — являются животными, а двое других — Стрелец . (лошадь/человек) и Козерог (рыба/коза) — животные-гибриды; название «зодиак» действительно означает круг животных. Все двенадцать знаков китайского зодиака — животные. [111] [112] [113]

Растения, включая деревья, играют важную роль в мифологии и религии, где они символизируют такие темы, как плодородие , рост, бессмертие и возрождение , и могут быть более или менее магическими. [114] [115] в латышской мифологии Так , Аустрас кокс — это дерево, которое растет с самого начала ежедневного путешествия Солнца по небу. [116] [117] Другое космическое дерево — Иггдрасиль , Мировое дерево скандинавской мифологии , на котором Один . висел [118] [119] Другое дело – ракушечное дерево, у которого в средние века считалось , что ракушки открываются, чтобы увидеть гусей . [120] история, которая, возможно, началась с наблюдения за гусиными ракушками, растущими на корягах . [121] Греческая мифология упоминает множество растений и цветов, [122] где, например, дерево лотоса приносит плоды, вызывающие приятную сонливость, [123] Моли Гомером — волшебная трава, упомянутая в « Одиссее», с черным корнем и белыми цветками. [124] Волшебные растения встречаются и в сербской мифологии , где расковник должен уметь открыть любой замок . [125] [126] В буддийской символике большое значение имеют как лотос , так и Дерево Бодхи . Лотос — один из Аштамангала (восьми благоприятных знаков), разделяемых буддизмом , джайнизмом и индуизмом , олицетворяющий изначальную чистоту тела, речи и ума , плавающую над мутными водами привязанности и желаний. [127] Дерево Бодхи — священное фиговое дерево, под которым, как говорят, Будда достиг просветления; это имя также дано другим деревьям Бодхи, которые, как полагают, произошли от исходного дерева. [128]

В качестве участников

[ редактировать ]

Социальные науки, включая антропологию , этнографию и археологию, уже давно исследуют взаимодействие человека с живыми существами. Антропология и этнография традиционно изучали роль живых существ в человеческой культуре двумя противоположными способами: как физические ресурсы, которые использовали люди; [6] и как символы или концепции через тотемизм и анимизм . [8] Совсем недавно эти ученые также стали рассматривать живые существа как участников социальных взаимодействий человека. [9] в так называемой «многовидовой этнографии». [10] [11] [129] Антропологи С. Эбен Киркси и Стефан Хельмрайх писали:

Существа, ранее появлявшиеся на задворках антропологии — как часть ландшафта, как пища для людей, как символы — в новейших этнографиях оказались вытеснены на передний план. Животные, растения, грибы и микробы, когда-то ограниченные в антропологических описаниях сферой zoe или «голой жизни» — той, которую можно убить, — начали появляться рядом с людьми в сфере биоса, с четко выраженной биографической и политической жизнью. [10]

Археология также традиционно сосредотачивала экологические взаимодействия на стороне человека, а не, по словам Сюзанны Э. Пилаар Бёрч, [12]

подчеркивая уникальность нашего вида, а не рассматривая [экологическую] новизну как коллективный сдвиг, присущий множеству видов и их средам обитания. [12]

Береза ​​включает животных, растения, грибы и микробы в число важнейших взаимодействий с человеком: [12]

Растения также являются невероятно важным определяющим фактором: для мобильных охотников-собирателей они могут диктовать сезонные перемещения; для оседлых земледельцев надежность урожая означает разницу между выживанием и вымиранием. [12]

В археологии грибам и микробам также не уделяют должного внимания, потому что их труднее изучать... возможно, только... их физические следы... И все же они являются огромными определяющими факторами, которые нельзя упускать из виду. Точно так же мы могли бы включить белки и ДНК в наш обзор того, что можно определить как многовидовую археологию. [12]

В то время как исторически, утверждает Берч, люди считали себя исключительными, например, в великой средневековой цепи бытия , интегрированный многовидовой подход позволил бы собрать опыт «в различных областях, включая археологию, исследования человека и животных, биологию, экологию, теорию эволюции и философия». [12]

  1. ^ «Цель гуманималии» . Университет Де Пау . Проверено 12 сентября 2018 г. Взаимодействие между животными и людьми оставалось областью исследований, которой пренебрегали, учитывая повсеместное распространение животных в человеческой культуре и истории, а также драматические изменения в наших материальных отношениях с момента появления агробизнеса, сельского хозяйства и фармакологических исследований, генетических экспериментов и эрозии среды обитания животных. .
  2. ^ Шумейкер, Кэндис А. (2 августа 1994 г.). «Растения и человеческая культура». Журнал домашнего и потребительского садоводства . 1 (2–3): 3–7. дои : 10.1300/j280v01n02_02 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Масьонис, Джон Дж.; Гербер, Линда Мари (2011). Социология . Пирсон Прентис Холл. п. 53. ИСБН  978-0137001613 . OCLC   652430995 .
  4. ^ Черчман, Дэвид (1987). Образовательная роль зоопарков: синтез литературы (1928-1987) с аннотированной библиографией . Калифорнийский государственный университет. п. 8. Решение широкого вопроса о взаимосвязи между животными и человеческой культурой. Комитет утверждает, что зоопарки должны способствовать повышению осведомленности об участии животных в литературе, музыке, истории, искусстве, медицине, религии, фольклоре, языке, торговле, еде и украшении мировой культуры, настоящего и прошлого.
  5. ^ Тейлор, Пол В. (2011). Уважение к природе: теория экологической этики (изд., посвященному 25-летию). Издательство Принстонского университета. стр. 53–54. ISBN  978-1-4008-3853-0 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Минц, Сидни В.; Дюбуа, Кристин М. (2002). «Антропология еды и еды». Ежегодный обзор антропологии . 31 (1): 99–119. дои : 10.1146/annurev.anthro.32.032702.131011 . ISSN   0084-6570 . S2CID   7808250 .
  7. ^ Левин, Мортон Х. (декабрь 1957 г.). «Доисторическое искусство и идеология». Американский антрополог . 59 (6): 949–964. дои : 10.1525/aa.1957.59.6.02a00030 . JSTOR   666458 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Инсолл, Тимоти (2012). Оксфордский справочник по археологии ритуалов и религии (PDF) . Издательство Оксфордского университета. стр. 1004–1016. ISBN  978-0191743450 . OCLC   986504637 . [ мертвая ссылка ]
  9. ^ Перейти обратно: а б Уайт, Томас; Кандеа, Матей (23 мая 2018 г.). «Животные». В Штейне, Феликс (ред.). Открытая энциклопедия антропологии . дои : 10.29164/18 животных .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Киркси, С. Эбен; Хельмрайх, Стефан (13 октября 2010 г.). «Появление многовидовой этнографии». Культурная антропология . 25 (4). Уайли: 545–576. дои : 10.1111/j.1548-1360.2010.01069.x . hdl : 1721.1/61966 . ISSN   0886-7356 . S2CID   145087075 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Огден, Лаура А.; Холл, Билли; Танита, Кимико (1 января 2013 г.). «Животные, растения, люди и вещи: обзор многовидовой этнографии» (PDF) . Окружающая среда и общество . 4 (1): 1–24. дои : 10.3167/ares.2013.040102 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Берч, Сюзанна Э. Пиллар (2018). Многовидовая археология . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 1–7 (Введение). ISBN  978-1-317-48064-8 .
  13. ^ Ксенжек, Октавиан С.; Волков, Александр Георгиевич (1998). «Человек и растения». Завод Энергетика . Эльзевир. стр. 335–345. дои : 10.1016/b978-012427350-4/50016-9 . ISBN  978-0-12-427350-4 .
  14. ^ «Рыболовство и аквакультура» . ФАО . Проверено 8 июля 2016 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Графическая деталь. Графики, карты и инфографика. Подсчет кур» . Экономист . 27 июля 2011 года . Проверено 23 июня 2016 г.
  16. ^ Крупный рогатый скот сегодня. «Породы крупного рогатого скота в КРС СЕГОДНЯ» . Крупный рогатый скот-сегодня.com . Проверено 15 октября 2013 г.
  17. ^ Люкефар, SD; Чик, PR «Стратегии развития проектов по кроликам в системах натурального хозяйства» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация . Проверено 23 июня 2016 г.
  18. ^ «Развитие сельского хозяйства» . Нэшнл Географик . 2016. Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 года . Проверено 20 июня 2016 г.
  19. ^ «Еда и питье» . Кью Гарденс . Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 20 июня 2016 г.
  20. ^ «Промышленное растениеводство» . Фонд Грейс Коммуникейшнс. 2016 . Проверено 20 июня 2016 г.
  21. ^ «ПРОМЫШЛЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ И ПРОДУКЦИЯ: Международный журнал» . Эльзевир . Проверено 20 июня 2016 г.
  22. ^ Круз, фон Марк В.; Дириг, Дэвид А. (2014). Технические культуры: селекция для получения биоэнергии и биопродуктов . Спрингер. стр. 9 и пассим. ISBN  978-1-4939-1447-0 .
  23. ^ Сато, Мотоаки (1990). Термохимия образования ископаемого топлива (PDF) . Геохимическое общество. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  24. ^ Сикста, Герберт, изд. (2006). Справочник по целлюлозе . Том. 1. Винхайм, Германия: Wiley-VCH. п. 9. ISBN  978-3-527-30997-9 .
  25. ^ «Натуральные волокна» . Откройте для себя натуральные волокна . Архивировано из оригинала 15 мая 2019 года . Проверено 20 июня 2016 г.
  26. ^ «Химические вещества из растений» . Ботанический сад Кембриджского университета . Проверено 2 августа 2019 г. Обратите внимание, что подробная информация о каждом растении и химических веществах, которые оно дает, описаны на связанных подстраницах.
  27. ^ «Животные, используемые для изготовления одежды» . РЕТА. 17 февраля 2011 г. Проверено 8 июля 2016 г.
  28. ^ «Древние ткани, высокотехнологичный геотекстиль» . Натуральные волокна. Архивировано из оригинала 15 мая 2019 года . Проверено 8 июля 2016 г.
  29. ^ «Кошениль и кармин» . Основные красители и красители, в основном производимые в садоводческих системах . ФАО . Проверено 16 июня 2015 г.
  30. ^ «Руководство для промышленности: экстракт кошенили и кармин» . FDA . Проверено 6 июля 2016 г.
  31. ^ Пруд, Уилсон Г. (2004). Энциклопедия зоотехники . ЦРК Пресс. стр. 248–250. ISBN  978-0-8247-5496-9 .
  32. ^ Док, Сонали К.; Дхавале, Шашикант К. (июль 2015 г.). «Альтернативы испытаниям на животных: обзор» . Саудовский фармацевтический журнал . 23 (3): 223–229. дои : 10.1016/j.jsps.2013.11.002 . ПМЦ   4475840 . ПМИД   26106269 .
  33. ^ «Генетические исследования» . Фонд здоровья животных. Архивировано из оригинала 17 декабря 2018 года . Проверено 24 июня 2016 г.
  34. ^ «Разработка лекарств» . Исследования животных.info . Проверено 24 июня 2016 г.
  35. ^ «Опыты на животных» . Би-би-си . Проверено 8 июля 2016 г.
  36. ^ «Статистика ЕС показывает снижение количества исследований на животных» . Кстати об исследованиях. 2013 . Проверено 24 января 2016 г.
  37. ^ Хелен Р. Пилчер (2003). «Это нокаут» . Природа . дои : 10.1038/news030512-17 . Проверено 24 июня 2016 г.
  38. ^ Y Зан и др., Производство нокаутных крыс с использованием мутагенеза ENU и скринингового анализа на основе дрожжей, Nat. Биотехнология. (2003). Архивировано 11 июня 2010 года в Wayback Machine.
  39. ^ Блумберг, Роджер Б. «Статья Менделя на английском языке» .
  40. ^ «БАРБАРА МАККЛИНТОК: Краткий биографический очерк» . Вебцит. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 21 июня 2016 г.
  41. ^ «Об арабидопсисе» . ТАИР . Проверено 21 июня 2016 г.
  42. ^ «Инженерная жизнь» . НАСА . Архивировано из оригинала 2 апреля 2010 года . Проверено 21 июня 2016 г.
  43. ^ «Вакцины и технологии животных клеток» . Промышленная платформа по технологиям клеток животных. 10 июня 2013 года . Проверено 9 июля 2016 г.
  44. ^ «Лекарства по дизайну» . Национальный институт здоровья. Архивировано из оригинала 4 июня 2016 года . Проверено 9 июля 2016 г.
  45. ^ Осбалдестон, Тесс Энн (переводчик) (2000). Введение . Йоханнесбург: Ибидис Пресс. стр. XXI – XXVI. Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 г. {{cite book}}: |author= имеет родовое имя ( помощь ) ; |work= игнорируется ( помогите )
  46. ^ Де Вос, Паула (2010). «Европейская Materia Medica в исторических текстах: долговечность традиции и последствия для будущего использования» . Журнал этнофармакологии . 132 (1): 28–47. дои : 10.1016/j.jep.2010.05.035 . ПМЦ   2956839 . ПМИД   20561577 .
  47. ^ Мерлин, доктор медицины (2003). «Археологические свидетельства традиции использования психоактивных растений в Старом Свете». Экономическая ботаника . 57 (3): 295–323. doi : 10.1663/0013-0001(2003)057[0295:AEFTTO]2.0.CO;2 . S2CID   30297486 .
  48. ^ «Будет ли в вашем доме престарелых лицензия на продажу спиртных напитков?» . Форбс . 26 декабря 2013 г.
  49. ^ Жевание коки в раннем голоцене на севере Перу Том: 84 Номер: 326 Страница: 939–953
  50. ^ «Листья коки впервые были жеваны 8000 лет назад, говорят исследования» . Новости Би-би-си . 2 декабря 2010 г.
  51. ^ «ГЛАВА 1 Алкоголь и другие наркотики» . Обзор алкоголя и других проблем, связанных с наркотиками . ISBN  978-0-7245-3361-9 . Архивировано из оригинала 28 марта 2015 г.
  52. ^ «Другие ошибки» . Содержание насекомых. 18 февраля 2011 года . Проверено 8 июля 2016 г.
  53. ^ Каплан, Мелисса. «Итак, ты думаешь, что тебе нужна рептилия?» . Анапсид.org . Проверено 8 июля 2016 г.
  54. ^ «Домашние птицы» . ПДСА. Архивировано из оригинала 7 июля 2016 года . Проверено 8 июля 2016 г.
  55. ^ «Животные в медицинских учреждениях» (PDF) . 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
  56. ^ Гуманное общество США. «Статистика владения домашними животными в США» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 года . Проверено 27 апреля 2012 г.
  57. ^ Министерство сельского хозяйства США. «Профиль кролиководческой отрасли США» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 года . Проверено 10 июля 2013 г.
  58. ^ Плюс, С. (1993). «Роль животных в человеческом обществе». Журнал социальных проблем . 49 (1): 1–9. дои : 10.1111/j.1540-4560.1993.tb00906.x .
  59. ^ Хаммел, Ричард (1994). Охота и рыбная ловля для спорта: коммерция, противоречия, популярная культура . Популярная пресса. ISBN  978-0-87972-646-1 .
  60. ^ «100 лучших промысловых рыб мира» . Журнал спортивной рыбалки. 5 мая 2015 года . Проверено 8 июля 2016 г.
  61. ^ «Виды рыб для любительского рыболовства» . Словения.info . Проверено 8 июля 2016 г.
  62. ^ «Охота на оленей в Соединенных Штатах: анализ демографии и поведения охотников, дополнение к отчету о национальном обследовании рыболовства, охоты и отдыха, связанного с дикой природой, 2001–2006 гг.» . Служба рыболовства и дикой природы (США) . Проверено 24 июня 2016 г.
  63. ^ «Рост популярности рекреационной охоты на свиней» . Гранд-Вью на открытом воздухе. 05.04.2014. Архивировано из оригинала 12 декабря 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
  64. ^ Нгуен, Дженни; Уитли, Рик (2015). Охота за едой: Руководство по сбору урожая, полевой обработке и приготовлению дичи . Ф+В Медиа. стр. 6–77. ISBN  978-1-4403-3856-4 . Главы об охоте на оленя, кабана (кабана), кролика и белку.
  65. ^ Сосновский, Дэниел (1996). Знакомство с японской культурой . Таттл. п. 12 . ISBN  978-0-8048-2056-1 . ханами.
  66. ^ «История цветущей сакуры и праздника» . Национальный фестиваль цветения сакуры: О. Национальный фестиваль цветения сакуры. Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 22 марта 2016 г.
  67. ^ Ламберт, Тим (2014). «Краткая история садоводства» . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 21 июня 2016 г.
  68. ^ Джонс, Джонатан (27 июня 2014 г.). «10 лучших портретов животных в искусстве» . Хранитель . Проверено 24 июня 2016 г.
  69. ^ Антенисс, Макс (2009). "О" . Иллюстрации растений . Проверено 20 июня 2016 г.
  70. ^ Мигер, Дженнифер (август 2007 г.). «Ботанические образы в европейской живописи» . Метрополитен-музей .
  71. ^ Раймонд, Франсин (12 марта 2013 г.). «Почему ботаническое искусство процветает и сегодня» . «Дейли телеграф» . Проверено 19 июня 2016 г.
  72. ^ Патерсон, Дженнифер (29 октября 2013 г.). «Животные в кино и медиа» . Оксфордские библиографии. дои : 10.1093/обо/9780199791286-0044 . Проверено 24 июня 2016 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  73. ^ Грегерсдоттер, Катарина; Хёглунд, Йохан; Холлен, Никлас (2016). Кино ужасов о животных: жанр, история и критика . Бег. стр. 147. ISBN  978-1-137-49639-3 .
  74. ^ Уоррен, Билл; Томас, Билл (2009). Продолжайте смотреть в небо!: Американские научно-фантастические фильмы пятидесятых, издание 21 века . МакФарланд. п. 32. ISBN  978-1-4766-2505-8 .
  75. ^ Крауз, Ричард (2008). Сын из 100 лучших фильмов, которые вы никогда не видели . ЕСВ Пресс. п. 200. ИСБН  978-1-55490-330-6 .
  76. ^ Томпсон, Дэвид (2008). «Вы видели…?» Личное знакомство с 1000 фильмов . Кнопф. п. 97. ИСБН  978-0-375-71134-3 .
  77. ^ Перейти обратно: а б «Кес (1969)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 года . Проверено 22 апреля 2016 г.
  78. ^ Моисеев, Марика (23 января 2014 г.). Инопланетяне как инвазивная репродуктивная сила в научной фантастике . Полис, София. стр. 239–257. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  79. ^ Паппас, Стефани (29 мая 2012 г.). «5 инопланетных паразитов и их реальные аналоги» . Живая наука.
  80. ^ Уильямс, Робин; Филд, Скотт (27 сентября 1997 г.). «Поведение, эволюционные игры и….инопланетяне» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 30 ноября 2017 г.
  81. ^ «Литературные растения» . Природные растения . 1 (11): 15181. 2015. doi : 10.1038/nplants.2015.181 . ПМИД   27251545 .
  82. ^ «Топ-10: злые растения из фильмов» . «Дейли телеграф» . Проверено 19 июня 2016 г.
  83. ^ Толкин, Дж. Р. Р. (1954) Братство Кольца , I 12 «Бегство к Форду».
  84. ^ Толкин, JRR (1954) Братство Кольца , II 6 «Лотлориэн».
  85. ^ Перейти обратно: а б Толкин, Дж. Р. Р. (1954) Возвращение короля , VI 9 «Серые гавани».
  86. ^ Толкин, Дж.Р.Р. (1954) Братство Кольца , I 6 «Старый Лес».
  87. ^ Хейзелл, Дина (2007). Растения Средиземья: ботаника и подтворение . Издательство Кентского государственного университета. п. 73. ИСБН  978-0-87338-883-2 . В обычном лесу это было бы достаточно пугающе, но деревья Старого Леса обладают подвижностью и интеллектом, и ими управляет злобная сила, сосредоточенная в Старике Иве.
  88. ^ Ле Гуин, Урсула К. (2001). Сказки Земноморья . Харкорт. п. 59 . ISBN  978-0-15-100561-1 .
  89. ^ Фридман, Карл Ховард (2008). Беседы с Урсулой К. Ле Гуин . Университетское издательство Миссисипи. стр. 12–13. ISBN  978-1-60473-094-4 .
  90. ^ Кэмерон, Джеймс. «Аватар» (PDF) . Показы аватаров . Fox и связанные с ней организации. п. 25. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2010 года . Проверено 9 февраля 2010 г.
  91. ^ «Поэзия» . Дух деревьев . Проверено 21 июня 2016 г.
  92. ^ «Деревянные стихи» . Стихотворение Охотник . Проверено 21 июня 2016 г.
  93. ^ «Цветочные стихи» . Стихотворение Охотник . Проверено 21 июня 2016 г.
  94. ^ Лоулор, К. (2006). Потребление и литература: возникновение романтической болезни . Пэлгрейв Макмиллан. п. 215. ИСБН  978-0-230-62574-7 .
  95. ^ Лемлейн, Рода Ф. (1981). «Влияние туберкулеза на творчество художников: несколько ярких примеров». Леонардо . 14 (2): 114–11. дои : 10.2307/1574402 . JSTOR   1574402 . S2CID   191371443 .
  96. ^ Уилси, Эшли М. (май 2012 г.). « Наполовину влюблен в легкую смерть: туберкулёз в литературе» . Главные гуманитарные проекты (докторская диссертация), Тихоокеанский университет. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 13 марта 2018 г.
  97. ^ Моренс, Дэвид М. (ноябрь 2002 г.). «У смертного одра чахоточного искусства» . Новые инфекционные заболевания . 8 (11): 1353–1358. дои : 10.3201/eid0811.020549 . ПМЦ   2738548 . ПМИД   12463180 .
  98. ^ «Легочный туберкулез/В литературе и искусстве» . История болезней Университета Макмастера . Проверено 9 июня 2017 г.
  99. ^ «Туберкулез на протяжении всей истории: искусство» (PDF) . ЮСАИД. Архивировано из оригинала (PDF) 30 июня 2017 года . Проверено 12 июня 2017 г.
  100. ^ Перейти обратно: а б Хирн, Лафкадио (1904). Квайдан: Истории и исследования странных вещей . Дувр. ISBN  978-0-486-21901-1 .
  101. ^ Перейти обратно: а б "Олень" . Деревья для жизни . Проверено 23 июня 2016 г.
  102. ^ Конклин, Эдвард Д. (июль 2002 г.). Первая религия: свидетельства ее возникновения и древнейших художественных выражений . Университет Южной Австралии (докторская диссертация) . Проверено 12 сентября 2018 г. Я утверждаю, что изображения животных, растений и отпечатков рук были нарисованы в основном женщинами в результате перцептивных процессов анимизма, антропоморфизма, образов сновидений и аналогично обоснованного гиноцентрического взгляда на то, что внутренняя часть Земли представляет собой женское начало. как высшее происхождение жизни.
  103. ^ Луи, шевалье де Жокур (биография) (январь 2011 г.). «Бабочка» . Энциклопедия Дидро и Даламбера . Проверено 10 июля 2016 г.
  104. ^ Хатчинс, М., Артур В. Эванс, Россер В. Гаррисон и Нил Шлагер (редакторы) (2003) Энциклопедия жизни животных Гржимека, 2-е издание. Том 3, Насекомые. Гейл, 2003.
  105. ^ Бен-Тор, Дафна (1989). Скарабеи, отражение Древнего Египта . Иерусалим. п. 8. ISBN  978-965-278-083-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  106. ^ «Калейдоскоп насекомых: «лицемерный» готтентоцгот» . Mailiestronk.com . Архивировано из оригинала 24 мая 2019 года . Проверено 9 октября 2015 г.
  107. ^ Бисвас, Сутик (15 октября 2015 г.). «Почему скромная корова является самым противоречивым животным Индии» . Новости Би-би-си . Би-би-си . Проверено 9 июля 2016 г.
  108. ^ Роберт Ханс ван Гулик. Хаягрива: Мантраянский аспект культа лошади в Китае и Японии . Архив Брилла. п. 9.
  109. ^ Грейнджер, Ричард (24 июня 2012 г.). «Изображение льва в древних и современных религиях» . ТРЕВОГА. Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 6 июля 2016 г.
  110. ^ Маккоун, Ким Р. (1987). Мейд, В. (ред.). Собака, волк и воин у индоевропейцев . Инсбрук. стр. 101–154. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  111. ^ Лау, Теодора, Справочник китайских гороскопов , стр. 2–8, 30–5, 60–4, 88–94, 118–24, 148–53, 178–84, 208–13, 238–44, 270. –78, 306–12, 338–44, Сувенир Пресс, Нью-Йорк, 2005 г.
  112. ^ «Зодиак и эклиптика». Университет Западного Вашингтона. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  113. ^ Тестер, С. Джим (1987). История западной астрологии . Бойделл и Брюэр. стр. 31–33 и пассим. ISBN  978-0-85115-446-6 .
  114. ^ «Растения в мифологии» . Энциклопедия мифов . Проверено 20 июня 2016 г.
  115. ^ Лейттен, Ребекка Роуз. «Растительные мифы и легенды» . Консерватория Либерти-Хайд-Бейли Корнелльского университета . Проверено 20 июня 2016 г.
  116. ^ Кенцис, Томс (2011). «Латвийское мифологическое пространство в научное время» (PDF) . Археология Балтика . 15 (15): 144–157. дои : 10.15181/ab.v15i1.28 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
  117. ^ Вике-Фрейберга, Вайра (2005). «Сауле». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 12 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 8131–8135.
  118. ^ [[Урсула Дронке| Дронке, Урсула (Пер.)]] (1997). Поэтическая Эдда: Том II: Мифологические стихи . Издательство Оксфордского университета . стр. 7. ISBN  978-0-19-811181-8 .
  119. ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1993). Утраченные верования Северной Европы . Рутледж . п. 69. ИСБН  978-0-203-40850-6 .
  120. ^ «Белоснежный гусь» . Средневековый бестиарий . Проверено 20 июня 2016 г.
  121. ^ Беатрис Уайт (1945). «Охота на китов, белощекий гусь и дата «Анкрен Риул». Три заметки о древнем и среднеанглийском языке». Обзор современного языка . 40 (3): 205–207. дои : 10.2307/3716844 . JSTOR   3716844 .
  122. ^ «Флора 1: Растения греческого мифа» . Теой . Проверено 20 июня 2016 г.
  123. ^ Брюэр, Эбенезер Кобэм. Лотосовое дерево . п. 526. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  124. ^  Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Моли ». Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 681. цитирует: Гомер, Одиссея , х. 302–306.
  125. ^ Стойнев, Анани; Димитар Попов; Маргарита Васильева; Рачко Попов (2006). «Черепаха». Болгарская мифология. Энциклопедический словарь (на болгарском языке). ред. Захари Стоянов. п. 165. ИСБН  978-954-739-682-1 .
  126. ^ Старева, Лилия (2007). Болгарская магия и гадания (на болгарском языке). Труд. стр. 243–244. ISBN  978-954-528-772-5 .
  127. ^ Андерсон, EN; Пирсолл, Дебора; Ханн, Юджин; Тернер, Нэнси (2012). Этнобиология . Джон Уайли и сыновья. п. 602. ИСБН  978-1-118-01586-5 .
  128. ^ Гетин, Руперт (1998). Основы буддизма . Издательство Оксфордского университета . п. 22 . ISBN  978-0-19-289223-2 .
  129. ^ Мерритт, Карл (1 ноября 2010 г.). «Появление многовидовой этнографии: специальный выпуск культурной антропологии под редакцией гостя: дополнительный материал» . Общество культурной антропологии . Проверено 18 октября 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2122456607cea539060b72e8d6a39131__1699300380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/31/2122456607cea539060b72e8d6a39131.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human uses of living things - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)