Волки в фольклоре, религии и мифологии

Волк . является распространенным мотивом в основополагающих мифологиях и космологиях народов Евразии и Северной Америки (что соответствует историческим размерам ареала обитания серого волка), а также играет роль в древних европейских культурах Современный образ Большого Злого Волка зародился в европейском фольклоре. Волк имеет большое значение в культурах и религиях многих кочевых народов, например, жителей евразийских степей и равнин Северной Америки .
Волки иногда ассоциировались с колдовством как в культурах Северной Европы, так и в некоторых индейских культурах: в скандинавском фольклоре вёльва Хиндла и гигр Хюррокин изображаются использующими волков в качестве ездовых животных, тогда как в культуре навахо волки иногда интерпретировались как ведьмы . волчья одежда. [1] Традиционные верования цилкот'инов предупреждают, что контакт с волками в некоторых случаях может привести к психическим заболеваниям и смерти. [2]
аккадский
[ редактировать ]Одно из самых ранних письменных упоминаний о черных волках встречается в вавилонском эпосе «Гильгамеш» , в котором главный герой отвергает сексуальные домогательства богини Иштар , напоминая ей, что она превратила предыдущего любовника, пастуха, в волка, превратив таким образом его в то самое животное, от которого нужно защищать его стада. [3]
Кавказский
[ редактировать ]Названия gorğān народа Грузии происходят от древнеперсидского обозначения грузин vrkān ( 𐎺𐎼𐎣𐎠𐎴 ), означающего «земля волков», которое в конечном итоге превратилось в , термин, который найдет свое применение в большинстве европейских языков как «Грузия». . [4]
Волк – национальный символ Чечни . [5] Согласно фольклору, чеченцы «рождены от волчицы», что включено в центральную линию национального мифа. [5] «Одинокий волк» символизирует силу, независимость и свободу. [5] Пословица о тейпах (родах) – «равны и свободны, как волки». [6]
Индоевропейский
[ редактировать ]
В протоиндоевропейской мифологии волк предположительно ассоциировался с классом воинов ( kóryos ), которые «превращались в волков» (или собак) после своего посвящения. Это отражено в Европе железного века, среди прочего, в изображениях Тиркригера из германской сферы. Стандартный сравнительный обзор этого аспекта индоевропейской мифологии представлен Маккоуном (1987). [7]
Балтика
[ редактировать ]По преданию, основание литовской столицы Вильнюса началось, когда великому князю Гедиминасу приснился железный волк воющий возле холма . Литовскую богиню Медейну описывали как одинокую, не желающую выходить замуж, но сладострастную и красивую охотницу. Ее изображали в виде волчицы в сопровождении волков.
Дакийский
[ редактировать ]В своей книге «От Залмоксиса до Чингисхана » Мирча Элиаде попытался дать мифологическое обоснование предполагаемым особым отношениям между даками и волками: [8]
- Даки могли называть себя «волками» или «такими же, как волки». [9] [8] намекая на религиозное значение. [10]
- Даки получили свое имя от бога или легендарного предка, который появился в образе волка. [10]
- Даки получили свое название от группы беглых иммигрантов, прибывших из других регионов, или от собственных молодых преступников, которые вели себя подобно волкам, кружащим по деревням и живущим за счет грабежей. Как и в других обществах, эти молодые члены общины проходили посвящение, возможно, до года, в течение которого они жили как «волки». [11] [10] Для сравнения, в хеттских законах беглых преступников называли «волками». [12]
- Существование ритуала, дающего возможность превратиться в волка. [13] Такая трансформация может быть связана либо с самой ликантропией , явлением широко распространенным, но засвидетельствованным особенно в Балканско - Карпатском регионе, [12] или ритуальная имитация поведения и внешнего вида волка. [13] Подобный ритуал, по-видимому, был военным посвящением, потенциально предназначенным для тайного братства воинов (или Männerbünde ). [13] Чтобы стать грозными воинами, они переняли поведение волка, надев волчьи шкуры во время ритуала. [10] Следы, связанные с волками как с культом или тотемами, были обнаружены в этой области со времен неолита , в том числе артефакты культуры Винча : статуи волков и довольно элементарные фигурки, изображающие танцоров в волчьей маске. [14] [15] Эти предметы могли обозначать обряды посвящения воинов или церемонии, во время которых молодые люди надевали сезонные маски волков. [15] Элемент единства представлений об оборотнях и ликантропии существует в магико-религиозном опыте мистической солидарности с волком, какими бы способами он ни был достигнут. Но у всех есть один оригинальный миф, главное событие. [16] [17]
германский
[ редактировать ]
В скандинавской мифологии широко представлены три злобных волка, в частности: гигант Фенрисульфр или Фенрир, старший ребенок Локи и Ангрбоды, которого боялись и ненавидели асы , и дети Фенрисульра, Скёлль и Хати . Фенрир связан богами, но в конечном итоге ему суждено вырасти слишком большим для своих уз и поглотить Одина во время Рагнарёка . К этому времени он вырастет настолько большим, что его верхняя челюсть будет касаться неба, а нижняя — земли, когда он будет открывать рот. По разным сведениям , он будет убит сыном Одина, Видарром , который либо ударит его ножом в сердце, либо разорвет ему челюсти. [18] Согласно легенде, двое отпрысков Фенрира пожрут солнце и луну в Рагнарёке. С другой стороны, волки Гери и Фреки были верными домашними животными скандинавского бога Одина и считались «несущими доброе предзнаменование». [19]
Волки воспринимались скандинавами как негативно, так и позитивно. С одной стороны, они олицетворяют неукротимые силы природы (например, Фенрир, Сколл и Хати), а с другой стороны, они также могут олицетворять храбрость, верность, защиту и мудрость.
В саге о Хервараре короля Хейдрека ) спрашивает Гестумблинди ( Один : «Что это за лампа, которая освещает людей, но пламя поглощает ее, и варги всегда хватаются за нее». Хейдрек знает, что ответ - Солнце , и объясняет: «Она освещает каждую землю и сияет над всеми людьми, а Сколла и Хатти называют варгами. Это волки, один идет перед солнцем, другой после луны».
Но волки также служили ездовыми животными для более или менее опасных человекоподобных существ. Например, Гунна лошадь была обозначением слова «волк» на руническом камне Рёк , в « Слове о Хиндле » вёльва Хиндла ездит на волке, а на гигр похороны Бальдра Хюррокин прибыл на волке.
Вольф или Вульф используются как фамилия, имя и имя среди германоязычных народов. «Волк» также является компонентом других германских имен:
- Вольфганг ( волк + банда («путь, путешествие»))
- Адольф , происходит от древневерхненемецкого Athalwolf , сочетания слов athal или adal , что означает благородный , и волка ; его англосаксонский родственник — Этельвульф .
- Рудольф , происходящий от двух основ: Rod или Hrōð , что означает «слава», и olf, означающий «волк» ( см. также Hroðulf ).
Греческий
[ редактировать ]Древние греки ассоциировали волков с богом солнца Аполлоном . [2]
Гора Ликайон ( Λύκαιον ὄρος ) — гора в Аркадии алтарь Зевса , где находился . Говорят, что Зевс Ликайос родился и вырос на нем и был домом Пеласга и его сына Ликаона , которые, как говорят, основали ритуал Зевса, практиковавшийся на его вершине. Судя по всему, это включало человеческое жертвоприношение и пир, на котором человек, получивший долю человеческой жертвы, превращался в волка, как это произошло с Ликаоном после принесения в жертву ребенка. В святилище Зевса каждые четыре года проводились спортивные игры «Ликайя» .
По словам Суды, телохранителей Писистрата называли волчьими ногами (Λυκόποδες), потому что их ноги всегда были покрыты волчьими шкурами, чтобы предотвратить обморожение; альтернативно, потому что на их щитах был символ волка. [20]
Индийский
[ редактировать ]В Ригведе Рджрашва ослеплен своим отцом в наказание за то, что он отдал 101 овцу своей семьи волчице, которая, в свою очередь, молится Ашвинам вернуть ему зрение. [21] Волки иногда упоминаются в индуистской мифологии . В « Харивамсе » Кришна , чтобы убедить жителей Враджа мигрировать во Вриндаван , создает из своих волос сотни волков, которые пугают жителей Враджа, заставляя их отправиться в путешествие. [22] Бхима , ненасытный сын бога Ваю , описывается как Врикодара , что означает «волчий желудок». [23]
иранский
[ редактировать ]По зороастрийским преданиям, Зороастра еще ребенком был отнесен дэвами (богами) в логово волчицы, в ожидании, что дикий зверь убьет его; но она приняла его среди своих детенышей, и Вахман привел овцу (овцу) в логово, которая вскормила ее. (В зороастрийской легенде невозможно было, чтобы сама волчица дала молоко младенцу, поскольку волки считаются дэвическими существами.) [24] Согласно Авесте , священному тексту зороастрийцев , волки являются творениями «тьмы» злого духа Аримана и причисляются к самым жестоким животным. [25] и принадлежат даэвам . В « Бундахишне », среднеперсидском тексте , посвященном зороастрийскому мифу о сотворении мира, есть глава, посвященная «природе волков», как это видно из зороастрийской мифологии и верований.
Усуни , индоевропейцы [26] полукочевой степной народ иранского происхождения, [27] Существовала легенда, что после того, как их король Нандуми был убит юэчжи , другим индоевропейским народом, маленький сын Нандуми Лиецзяоми остался в дикой природе и чудесным образом спасся от голода, будучи вскормленным волчицей и кормленным мясом воронами. [28] [29] [30] [31]
Роман
[ редактировать ]В римской мифологии волки в основном связаны с Марсом , богом войны и земледелия. Капитолийская волчица вскармливает Ромула и Рема , сыновей Марса и будущих основателей Рима . Младенцев-близнецов приказал убить их двоюродный дедушка Амулий . Слуга приказал убить их, однако смягчился и поместил двоих на берегу реки Тибр . Река, находившаяся в разливе, поднялась и мягко понесла колыбельку и близнецов вниз по течению, где под защитой речного божества Тиберина их усыновила волчица, известная как Лупа на латыни , животное, священное для Марса . Как следствие, итальянский волк является национальным животным современной Итальянской Республики .
В древности волчица считалась символом Рима как самими римлянами, так и народами, находившимися под римским правлением. Lupa Romana была знаковой сценой, которая в первую очередь олицетворяла идею romanitas , то есть римского происхождения. Когда его использовали в римских провинциях , его можно рассматривать как выражение лояльности Риму и императору. [32]
Обращение с волками отличалось от обращения с другими крупными хищниками. Римляне, похоже, вообще воздерживались от намеренного причинения вреда волкам. Например, на них охотились не ради удовольствия (а только для того, чтобы защитить стада, пасущиеся на пастбищах), и их также не выставляли на venationes . Особый статус волка не был основан на национальной идеологии, а скорее был связан с религиозной значимостью волка для римлян. [33]
Комик Плавт использовал образ волков, чтобы задуматься о жестокости человека как волка к человеку .
« Lupus » (Вольф) использовалось как латинское имя и как римский когномен .
славянский
[ редактировать ]В славянских языках есть общий термин « оборотень », происходящий от общеславянского вуко-длак «волчья шкура».
Волк как мифологическое существо во многом связан с балканской и сербской мифологией и культами. [34] Он играет важную роль в сербской мифологии. [35] В славянской , старосербской религии и мифологии волк использовался как тотем . [36] [ нужна полная цитата ] В сербском эпосе волк — символ бесстрашия. [37] Вук Караджич филолог и этнограф XIX века , сербский , объяснил традиционное, апотропное использование имени Вук («волк»): женщина, потерявшая подряд нескольких младенцев, назовет своего новорожденного сына Вуком, потому что считалось, что ведьмы, «съевшие» младенцев, боялись нападения волков. [38]
японский
[ редактировать ]Райдзю («громовой зверь») — бог синтоистской религии. Ему приписывают возникновение грома вместе с Райджином, вызывающим молнию. Хотя Райдзю в целом спокоен и безобиден, во время грозы он становится возбужденным и прыгает по деревьям, полям и даже зданиям.
В другом японском мифе фермеры, выращивающие зерно, когда-то поклонялись волкам в святилищах и оставляли подношения еды возле их берлог, умоляя их защитить их посевы от диких кабанов и оленей. [39] Считалось, что талисманы и обереги, украшенные изображениями волков, защищают от пожара, болезней и других бедствий и приносят плодородие аграрным общинам и парам, надеющимся завести детей. Айны верили , что они родились от союза волкоподобного существа и богини. [40]
Оками - дух волка из синтоистской религии с домашним животным Аматэрасу.
тюркский
[ редактировать ]В мифологии тюркских народов волк — почитаемое животное. В тюркской мифологии волки считались предками своего народа. [41] [42] Легенда об Ашине – древнетюркский миф, повествующий о том, как создавался тюркский народ. В Северном Китае китайские солдаты совершили набег на небольшую тюркскую деревню, но там остался один маленький ребенок. Старая волчица с небесно-голубой гривой по имени Ашина нашла младенца и выкормила его, затем волчица родила детенышей-полуволков-получеловеков, от которых и родился тюркский народ. Также в тюркской мифологии считается, что серый волк указал тюркам путь с их легендарной родины Эргенекон , что позволило им распространиться и покорить соседей. [43] [44]
Монгольский
[ редактировать ]В « Тайной истории монголов» говорится, что монгольские народы произошли от спаривания лани ( гуа марал ) и волка ( бурте чино ). [45] В современной Монголии волк по-прежнему считается символом удачи, особенно для мужчин. В монгольской народной медицине считается , что употребление в пищу кишок волка облегчает хроническое расстройство желудка, а посыпание пищи порошком прямой кишки волка , как говорят, излечивает геморрой . [46] Монгольская мифология объясняет случайную привычку волков к избыточным убийствам , указывая на их традиционную историю создания. В нем говорится, что когда Бог объяснил волку, что ему следует и чего не следует есть, он сказал ему, что он может съесть одну овцу из 1000. Однако волк неправильно понял и подумал, что Бог сказал: «Убей 1000 овец и съешь одну». [47]
Арктика и Северная Америка
[ редактировать ]В большинстве индейских культур волки считаются лекарством, связанным с храбростью, силой, верностью и успехом на охоте. [48]
Арктика и Канада
[ редактировать ]
Волков обычно почитали аборигены Канады , которые выживали за счет охоты, но о них мало думали те, кто выжил благодаря сельскому хозяйству. Некоторые коренные жители Аляски, включая нунамиут как на севере, так и на северо-западе Аляски, уважали охотничьи навыки волка и пытались подражать волку, чтобы успешно охотиться. Коренные народы, такие как Наскапи, а также Сквомиш и Лил'ват, рассматривают волка как проводника на дневной охоте. [49] Наскапис верили, что загробную жизнь карибу охраняют гигантские волки, которые убивают неосторожных охотников, подошедших слишком близко. Инуиты Нетсилик и Таканалук-арналук верили, что дом мореходки Нулиаюк охраняют волки. Волков боялись цилкотинцы , которые считали, что контакт с волками приведет к нервным заболеваниям или смерти. [50] Денаина считали , что волки когда-то были людьми, и считали их братьями. [2]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Волки являются важными фигурами в ряде культур коренных американцев , причем преданность волка своей стае, в частности, вдохновляет многие верования и символику, связанные с ними. [51]
Цициста (шайенны) , лакота , дакота , сиксикаититапи (черноногие) , ассинибойны , арикара , арапахо , осейджи , шошоны и пауни рассказывают истории о волках как о образцах для подражания, которые учили людей охотиться. Многие истории связаны с взаимной поддержкой людей и волков. У некоторых из этих племен есть группы воинов, названные в честь волков. Цицисты называют волков хозяевами лугов и защитниками всех животных; охотники призывали бы волков поделиться добычей точно так же, как волк призывает ворона, лису и койота поделиться своей добычей. Сиксикаитситапи считают, что волки дружат с людьми, и не допускают их стрельбы. [52] В духовных историях пауни волк был первым существом, пережившим смерть. [53]
есть У ленапе три основных клана, один из которых — клан Волка; два других — Черепаха и Турция. [54]
Мексиканские волки и родственные им подвиды важны для многих племен на юго-западе США , включая апачи , акимель о'одхам/пима , динэ/навахо , хопи и хавасупай . У некоторых из этих племен есть традиционные истории, имена и ритуалы, связанные с волками. [55] [56] Дополнительная информация : Мексиканский волк § История.
Мексика
[ редактировать ]Мексиканские волки были важным символом в Теотиуакане и других доколумбовых мексиканских культурах. Их считали представителями Солнца, войны и бога Шолотля . [57]
Авраамические традиции
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]В Танахе (еврейской Библии) волк символизирует израильское племя Вениамина . Этот символ берет свое начало из Бытия 49:27, когда патриарх Иаков благословляет своего младшего сына: « Вениамин — хищный волк; утром он пожирает врага, а вечером делит добычу». Ученые интерпретировали этот символизм как ссылку на такие атрибуты племени, как бесстрашный и часто воинственный характер племени ( Судьи 21 ), а также на некоторые известные победоносные члены Племени, такие как царь Саул и Мардохей . [58] [59] Традиционно считалось, что Храм в Иерусалиме частично находился на территории колена Вениамина (но в основном на территории Иуды ), и некоторые традиционные интерпретации Благословения считают, что хищный волк относится к алтарю Храма, который пожирал библейские жертвы . [60] [61] Волк на протяжении веков появлялся как литературный и иллюстрированный символ колена Вениамина в еврейских , самаритянских и христианских произведениях искусства, в том числе в местах поклонения , Библии и молитвенниках . [62]
В Книге Йешаяу (Исаия) (11:6) пророк предсказывает, что в утопическую мессианскую эпоху : «Волк будет жить с ягненком, Барс будет лежать с козленком; Телец, хищный зверь, и откормленные вместе, с маленьким мальчиком, который будет их пасти». [63]
Волки в Танахе и другой еврейской литературе часто изображаются хищниками домашнего скота, других диких животных, а иногда и людей. [64] Пророк Иеремия (5:6) предупреждает, что «волк пустыни опустошает их» в качестве божественного наказания преступникам . Раши интерпретирует этого волка как изображение антагонистического царства Мидии . [65]
Средневековый еврейский фольклорист Берехия ха-Накдан много писал о волках как о персонажах своих «Мишле Шуалим» («Лисиные басни»). [66] рассказы поздней Викторианской эпохи Англо-еврейские , например, Исраэля Зангвилла и Сэмюэля Гордона , сочувственно сравнивают сплоченную, рассеянную и преследуемую еврейскую общину с европейскими волками; верные, ориентированные на семью животные, которых несправедливо убили и подвергли стереотипам из-за предубеждений со стороны Европы с христианским большинством. Авторы уделяют особое внимание еврейскому братству в сравнении с преданностью волчьей стаи. [59]
Слова на иврите и идише, обозначающие волка, Зеев (זְאֵב) и Велвел (װעלװעל), исторически являются распространенными именами евреев . [67] [59]
христианство
[ редактировать ]
В Библии содержится 13 упоминаний о волках, обычно как метафорах жадности и разрушительности. В Новом Завете цитируется , что Иисус использовал волков как иллюстрацию опасностей, с которыми столкнулись бы Его последователи, если бы они последовали за ним (Матфея 10:16, Деяния 20:29, Матфея 7:15). [68]

Книга Бытия интерпретировалась в средневековой Европе как утверждение, что природа существует исключительно для того, чтобы поддерживать человека (Бытие 1:29), который должен ее возделывать (Бытие 2:15), и что животные созданы для его собственных целей (Бытие 2:18). –20).Волк неоднократно упоминается в Священном Писании как враг стада: метафора злых людей, жаждущих власти и нечестной наживы, а также метафора сатаны, охотящегося на невинных богобоязненных христиан, в противопоставлении пастырю Иисусу, охраняющему его стадо в безопасности. [ нужна ссылка ] Римско -католическая церковь часто использовала негативные образы волков, чтобы создать ощущение настоящих дьяволов, бродящих по реальному миру. [ нужна ссылка ] Цитируя Левит и Второзаконие , « Malleus Maleficarum» утверждает, что волки — это либо агенты Бога , посланные для наказания грешников, либо агенты Дьявола, посланные с Божьего благословения, чтобы преследовать истинно верующих, чтобы проверить их веру. [49]
Однако легенды о святом Франциске Ассизском показывают, что он дружил с волком. [49] По данным Фиоретти , город Губбио был осажден Волком Губбио , который пожирал как скот, так и людей. Франциск Ассизский , живший в то время в Губбио, сжалился над горожанами и отправился в горы, чтобы найти волка. Вскоре страх перед животным заставил всех его спутников бежать, но святой продолжал идти и, найдя волка, перекрестился и повелел волку прийти к нему и никому не причинить вреда. Чудом волк сомкнул пасть и лег у ног святого Франциска. «Брат Вольф, ты причиняешь много зла в этих краях и совершил великое зло…» — сказал Франциск. «Все эти люди обвиняют тебя и проклинают тебя... Но, брат волк, я хотел бы примирить тебя с народом». Затем Франциск повел волка в город и, окруженный испуганными горожанами, заключил договор между ними и волком. Поскольку волк «сделал зло из-за голода», горожане должны были регулярно кормить волка, а взамен волк больше не охотился ни на них, ни на их стада. Таким образом Губбио был освобожден от угрозы хищника. Фрэнсис, всегда любящий животных, даже заключил от имени городских собак договор, что они больше не будут беспокоить волка.
В первой песне « паломник » Данте Ада встречает волчицу, преграждающую путь к холму, залитому светом. Волчица олицетворяет грехи похоти и невоздержания . Тень Вергилия предсказала ей , что однажды отправит ее в ад борзая .
Большая часть символики, которую Иисус использовал в Новом Завете , вращалась вокруг пастырской культуры Израиля и объясняла его отношения со своими последователями как аналогичные отношениям доброго пастыря, защищающего свое стадо от волков. Нововведение в популярном образе волков, начатое Иисусом, включает концепцию волка в овечьей шкуре , которая предостерегает людей от лжепророков . [69] Некоторые авторы предположили, что изображение волков Иисусом, сравнивающее их с опасными и коварными людьми, было важным событием в восприятии этого вида, что узаконило столетия последующих преследований волков в западном мире . [69] [70] [71] Последующая средневековая христианская литература следовала библейским учениям о волке и расширяла их. Оно появилось в издании « Физиолога» седьмого века , которое наполнило языческие сказки духом христианской морали и мистического учения. « Физиолог » изображает волков способными ошеломлять людей с первого взгляда и имеющими только один шейный позвонок . Данте включил волчицу, олицетворяющую жадность и мошенничество , в первую песнь « Ада» . В «Malleus Maleficarum» , впервые опубликованном в 1487 году, говорится, что волки — это либо агенты Бога, посланные для наказания нечестивцев, либо агенты сатаны , посланные с Божьего благословения для испытания веры верующих. [72]
В житии блаженного Себастьяна де Апарисио, жившего в XVI веке , есть сообщение о том, что в юности его жизнь была спасена, казалось бы, чудесным образом волком. Во время вспышки бубонной чумы в его городе в 1514 году его родители были вынуждены изолировать его от общества на карантине и построили для него скрытое убежище в лесу, где и оставили его. Лежа там беспомощно из-за болезни, волчица нашла укрытие и, просунув голову в его укрытие, обнюхала, а затем укусила и лизнула зараженный участок на его теле, прежде чем убежать. С этого момента он начал исцеляться. [73]
ислам
[ редактировать ]Волки упоминаются трижды в Коране , особенно в суре Юсуф .
12.13: «Он сказал: «Воистину, мне грустно, что ты снимаешь его, и я боюсь, как бы волк не сожрал его, пока ты не обращаешь на него внимания».
12.14: «Они сказали: «Воистину, если волк сожрёт его, несмотря на то, что мы (сильная) компания, мы тогда непременно останемся в проигрыше».
12.17: «Они сказали: О наш отец! Конечно, мы отправились в путь и оставили Юсуфа с нашим добром, поэтому волк сожрал его, и вы не поверите нам, хотя мы правдивы».
Современный фольклор, литература и поп-культура
[ редактировать ]На популярный образ волка значительное влияние оказал стереотип « Большой злой волк» из «Басен Эзопа» и «Сказок братьев Гримм» .Христианская символика, где волк представляет дьявола или зло, преследующее «овец», которые являются живыми верующими , часто встречается в западной литературе. Мильтона В «Ликиде» богословская метафора выражена явно:
- «Голодные Овцы смотрят вверх, и их не кормят / Но опухают от ветра, и они рисуют зловонный туман / Гниют внутри и распространяют неприятную заразу: Кроме того, что мрачный Волк с тайной лапой / Ежедневно быстро пожирает»
Волк в скандинавской традиции как олицетворение воина или защитника, иногда в сочетании с христианской символикой волка, олицетворяющего зло или дьявола, стал популярным атрибутом субкультуры хэви-метал-музыки , используемой такими группами, как Powerwolf , Sonata. Арктика , Мардук , Ватайн , Зимнее Солнце и Волк .
Волки — популярный вид «фурсоны» человека в фурри-фэндоме .
Во многих недавних анимационных фильмах волки изображались в сочувственном свете, например, «Балто» , «Принцесса Мононоке» , «Тайна Келлса » и «Волкоходы» . [74] В «Принцессе Мононоке» и «Волкоходах» волки играют роль духовных хранителей, а также экологических, защищая свои леса от посягательств человека. [75] [76] Уолта Диснея В «Книге джунглей» (1967 и 2016 ) местная волчья стая изображается преданными и защищающими родителями главного героя Маугли.
См. также
[ редактировать ]- Большой злой волк
- Красная Шапочка
- Бросить волкам
- оборотень
- Волк из Губбио
- Волки в художественной литературе
- Волки в геральдике
- Белый Клык
- Лисы в популярной культуре
- Африканский золотой волк § В литературе и искусстве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лопес 1978 , с. 123
- ^ Jump up to: а б с Мех и Бойтани 2003 , с. 292
- ^ Марвин 2012 , стр. 46–47.
- ^ Хинтибидзе, Э. (1998), Обозначения грузин и их этимология, стр. 85-86-87, Тбилисского государственного университета , Издательство ISBN 5-511-00775-7
- ^ Jump up to: а б с Лейтон, Кэтрин С. (2014). «Культурные символизмы». Чеченцы . стр. 61–85. дои : 10.1057/9781137483973_3 . ISBN 978-1-349-50331-5 .
- ^ Роберт Сили (2001). Русско-чеченский конфликт, 1800-2000 гг.: смертельные объятия . Психология Пресс. стр. 28–. ISBN 978-0-7146-4992-4 .
- ^ Маккоун, Ким Р. (1987). «Собака, волк и воин у индоевропейцев». В Мейде, Вольфганг (ред.). Исследования по индоевропейской лексике (на немецком языке). Институт лингвистики Инсбрукского университета. стр. 101–154. ISBN 978-3-85124-591-2 .
- ^ Jump up to: а б Элиаде 1995 , с. 11.
- ^ Эйслер 1951 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д Элиаде 1995 , с. 13.
- ^ Жанмэр 1975 , с. 540.
- ^ Jump up to: а б Эйслер 1951 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с Элиаде 1995 , с. 15.
- ^ Замботти 1954 , с. 184, рис. 13–14, 16.
- ^ Jump up to: а б Элиаде 1995 , с. 23.
- ^ Элиаде 1995 , с. 27.
- ^ Элиаде 1986 .
- ^ Плиний Старший. «вий» . Естественная история . п. 81. 22/34
- ^ Гербер, Элен Аделина (1992) [1909]. «Личный облик Одина, греческая и северная мифологии». Мифы скандинавов: из Эдд и саг (изд. Дувра). Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 17, 347. ISBN. 0-486-27348-2 .
У его ног присели два волка или охотничьи собаки, Гери и Фреки, животные, поэтому священные для него и являющиеся добрым предзнаменованием, если их встретить на пути. Этих волков Один всегда кормил своими руками из поставленного перед ним мяса.
- ^ Юг, .812
- ^ Мурти, К. Кришна Мифические животные в индийском искусстве , Abhinav Publications, 1985, ISBN 0-391-03287-9
- ↑ Уилсон, Гораций Хейман и Холл, Фитцедвард «Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиций» , Трубнер, 1868 г.
- ^ Уилкинс, WJ. Индуистская мифология, ведические и пуранические книги , Kessinger Publishing, 2004, ISBN 0-7661-8881-7
- ^ Мэри, Бойс (1989). История зороастризма . Э. Дж. Брилл. п. 279. ИСБН 9789004088474 .
- ^ Ясна , ix. 18–21
- ^ Синор 1990 , с. 153
- ^ Кусьмина 2007 , с. 78, 83
- ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 215
- ^ Шиджи «Исторические записи · Биография Давана» Исходный текст : Сюнну напали и убили его отца, но Кунмо был брошен в дикой природе. По нему ползет воронье мясо, а волк его сосет.
- ^ Беквит 2009 , с. 6
- ^ Уотсон 1993 , стр. 237–238.
- ^ Риссанен, Мика (декабрь 2014 г.). «Лупа Романа в римских провинциях» (PDF) . Акта Археологика . 65 (2): 335–360. дои : 10.1556/AArch.65.2014.2.4 . Гейл А458953352 .
- ^ Риссанен, Мика (2014). «Было ли в Риме табу на убийство волков?». Урбинатные тетради классической культуры . 107 (2): 125–147. дои : 10.1400/229735 . JSTOR 24645268 .
- ^ Марьянович, Весна (2005). Маски, маскировка и ритуалы в Сербии . Пресса чья. п. 257. ИСБН 9788675585572 .
Волк как мифическое животное глубоко связан с балканской и сербской мифологией и культами. На самом деле это животное, широко распространенное в южнославянских регионах и представлявшее постоянную опасность как для скота...
- ^ Колесо Бранко для развлечения, образования и литературы . 1910 г. до н.э. 221.
То же самое относится и к другим атрибутам деспота Вуки. Общеизвестный факт, что волк (животное) также играет значительную роль в мифологии.
- ^ .
В старой сербской религии и мифологии волк был табу и тотемическим животным.
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Миклошич, Франц (1860). «Образование славянских личных имен» (на немецком языке). Вена: Из императорско-королевского двора и государственной типографии: 44–45.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Караджич, Вук Стефанович (1852). Сербский словарь (на сербском языке). Вена: Typis congregation mechitaristice: 78 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Уокер 2005 , с. 132
- ^ Уокер, Бретт Л. (2005). Затерянные волки Японии . Вашингтонский университет Press. п. 331. ИСБН 0-295-98492-9 .
- ^ Винк, Андре (2002). Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира . Издательство Brill Academic, с. 65. ISBN 0-391-04173-8 .
- ^ Уокер 2005 , стр. 83–84.
- ^ Культурная жизнь - Интерактивный компакт-диск «Литература Турции». Проверено 11 августа 2007 г.
- ^ ТЦ Культура Баканлиги. Празднование Навруза в Турции и Центральной Азии. Министерство культуры Турецкой Республики. Проверено 11 августа 2007 г.
- ^ Секретное бюро Монголии
- ^ Северин, Тим (2003). В поисках Чингисхана: захватывающее путешествие верхом по степям Монголии . Купер Сквер Пресс. п. 280. ИСБН 0-8154-1287-8 .
- ^ Джаспер Беккер. «Преступник, или Охота на волков» . Монголия сегодня. Архивировано из оригинала 16 сентября 2007 года . Проверено 12 сентября 2007 г.
- ^ «Легенды коренных американцев об индейских волках, смысл и символика из мифов многих племен» . www.native-languages.org . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Лопес, Барри (1978). О волках и людях . Саймон и Шустер. п. 320. ИСБН 0-7432-4936-4 .
- ^ Л. Дэвид Меч и Луиджи Бойтани (2001). Волки: поведение, экология и охрана . Издательство Чикагского университета. п. 448. ИСБН 0-226-51696-2 .
- ^ Воллерт, Эдвард. «Волки в религии коренных американцев» . Волчья песня Аляска . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ Фогг, Брэнди Р.; Хоу, Нимахия; Пьеротти, Раймонд (июль 2015 г.). «Отношения между коренными народами Америки и волками 1: Волки как учителя и проводники». Журнал этнобиологии . 35 (2): 262–285. дои : 10.2993/etbi-35-02-262-285.1 . S2CID 86236996 .
- ^ Лопес 1978 , с. 133
- ^ «Клановая система - нация племени Нантикок Ленни-Ленапе» . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ «Бачо» . Аризонские шоссе . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Ринкевич, Сара Э (2012). Оценка численности, рациона и культурного значения мексиканских серых волков в Аризоне (Диссертация). ПроКвест 1020132667 . [ нужна страница ]
- ^ Валадес, Рауль; Родригес, Бернардо; Мансанилья, Линда; Техеда, Самуэль (2016). «Реконструкция гибридного биотипа собаки и волка из археологического города Теотиуакан в доиспанской Центральной Мексике». В Снайдере, Л. (ред.). Собаки и люди в социальном, рабочем, экономическом или символическом взаимодействии . Книги Оксбоу. стр. 121–131. ISBN 978-1-78570-428-4 .
- ^ «Бытие 49:27» . www.sefaria.org . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Кацир, Линдси; Кацир, Брэндон (2019). «Братство волков». Животные и их дети в викторианской культуре . стр. 66–86. дои : 10.4324/9781003004035-5 . ISBN 978-1-003-00403-5 .
- ^ Готтейл, Ричард (1906). «Вениамин» в Еврейской энциклопедии .
- ^ Тверски, Геула (март 2019 г.). «Бытие 49: Основание израильской монархии и священства». Журнал для изучения Ветхого Завета . 43 (3): 317–333. дои : 10.1177/0309089217720625 .
- ^ Мишори, Алек (2019). «Двенадцать колен Израилевых: от библейского символизма к символам мифической земли обетованной». Секуляризация священного . стр. 209–243. дои : 10.1163/9789004405271_012 . ISBN 978-90-04-40527-1 .
- ^ «Исаия 11:6» . www.sefaria.org . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ «Волки | Тексты и исходные листы из Торы, Талмуда и библиотеки еврейских источников Сефарии» . www.sefaria.org . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Иеремия 5:6» . www.sefaria.org . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Натронай (ха-Накдан), Берехия бен (2001). Басни еврея Эзопа . Издательство Дэвида Р. Година. ISBN 978-1-56792-131-1 .
- ^ Горр, раввин Шмуэль. «Популярные еврейские (ивритские) имена мальчиков» . Хабад.орг .
- ^ Брайт, Майкл (2006). Звери полевые: раскрывающая естественная история животных в Библии . Павильон Книги. п. 346 . ISBN 1-86105-831-4 .
- ^ Jump up to: а б Марвин 2012 , стр. 43–45.
- ^ Лопес 1978 , с. 208
- ^ Мех и Бойтани 2003 , с. 293
- ^ Лопес 1978 , стр. 205, 219 и 240.
- ^ Марки, Грег, отец (14 февраля 2013 г.). «Блаженный Себастьян де Апарисио» . Католик округа Фэрфилд . Проверено 25 февраля 2013 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Эберт, Роджер. «Обзор фильма и краткое содержание фильма «Балто» (1995) | Роджер Эберт» . www.rogerebert.com/ . Проверено 9 сентября 2023 г.
- ^ Эберт, Роджер. «Рецензия на фильм «Принцесса Мононоке» (1999) | Роджер Эберт» . www.rogerebert.com/ . Проверено 9 сентября 2023 г.
- ^ Таллерико, Брайан. «Обзор фильма «Волкоходы» и краткое содержание фильма (2020) | Роджер Эберт» . www.rogerebert.com/ . Проверено 9 сентября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1400829941 . Проверено 30 декабря 2014 г.
- Эйслер, Роберт (1951). Человек в волке: антропологическая интерпретация садизма 2 и ликантропии . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. АСИН B0000CI25D .
- Элиаде, Мирча (1986). Залмоксис, исчезающий Бог: сравнительные исследования в религиях и фольклоре Дакии и Восточной Европы . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0226203850 .
- Элиаде, Мирча (1995). Иванеску, Мария; Иванеску, Цезарь (ред.). Восточной Европы ( От Залмоксиса до Чингисхана: сравнительные исследования религий и фольклора Дакии и на румынском языке) (на основе перевода с французского книги From Zalmoxis à Gengis-Khan , Payot, Париж, изд. 1970 г.). Бухарест, Румыния: Humanitas. ISBN 978-9732805541 .
- Франсуа, Энтони; Хульсеве, Паулюс Хулсеве (1 января 1979 г.). Китай в Центральной Азии: ранний этап: 125 г. до н.э. – 23 г. н.э.; Аннотированный перевод. глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань». С вступлением. от MANLoewe . Архив Брилла . ISBN 9004058842 . Проверено 30 мая 2015 г.
- Жанмэр, Анри (1975). Couroi et courètes (на французском языке). Нью-Йорк: Арно. ISBN 978-0405070013 .
- Кузьмина, Елена Ефимовна (2007). Происхождение индоиранцев . Брилл . ISBN 978-0521299442 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- Лопес, Барри Х. (1978). О волках и людях . Дж. М. Дент и сыновья Лимитед. ISBN 978-0-7432-4936-2 .
- Марвин, Гарри (2012). Волк . Книги реакции. ISBN 978-1-86189-879-1 .
- Мех, Л. Дэвид; Бойтани, Луиджи, ред. (2003). Волки: поведение, экология и охрана . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-51696-7 .
- Синор, Денис (1 марта 1990 г.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии, Том 1 . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521243041 . Проверено 1 января 2015 г.
- Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Китая. Вторая династия Хань. Глава 123. Рассказ о Да-юане . Нью-Йорк : Издательство Колумбийского университета .
- Уокер, Бретт Л. (2005). Затерянные волки Японии . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98492-6 .
- Замботти, Пиа Лавиоза (1954). Балканы и Италия в доисторическую эпоху (на итальянском языке). Как.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )