Культурные изображения медведей

Медведи изображались на протяжении всей истории во многих различных культурах и обществах. Медведи — очень популярные животные, которые фигурируют во многих историях, фольклоре, мифологии и легендах со всего мира, от Северной Америки, Европы и Азии. В 20 веке медведи были очень популярны в поп-культуре благодаря нескольким громким персонажам и историям с изображениями медведей, например, Златовласка и три медведя , Медведь Руперт , Медведь Паддингтон и Винни-Пух .
Религия, фольклор и мифология
[ редактировать ]
Есть свидетельства доисторического поклонения медведю , хотя археологи оспаривают детали. [1] Вполне возможно, что поклонение медведю существовало в ранних культурах Китая и айнов . [2] Доисторические финны , [3] Сибирские народы [4] а в последнее время корейцы считали медведя духом своих предков. [5] [ нужна цитата для проверки ] Во многих индейских культурах медведь символизирует возрождение из-за спячки и возрождения. [6] Образ матери-медведицы был распространен в обществах Северной Америки и Евразии, поскольку самка была предана своим медвежатам и защищала их. [7] В японском фольклоре фигурирует Оникума , «медведь-демон», который ходит прямо. [8] Айны ; северной Японии, этнически отличные от японцев, вместо этого считали медведя священным Хирасава Бёзан нарисовал в документальном стиле сцену жертвоприношения медведя в храме айнов, дополненную подношениями духу мертвого животного. [9]
В корейской мифологии тигр и медведь молились Хванунгу , сыну Повелителя Небес, чтобы они могли стать людьми. Услышав их молитвы, Хванунг дал им 20 зубчиков чеснока и пучок полыни , приказав им есть только эту священную пищу и избегать солнечного света в течение 100 дней. Примерно через двадцать дней тигр сдался и покинул пещеру. Однако медведь выстоял и превратился в женщину. Говорят, что медведь и тигр [ кем? ] представлять два племени, искавших благосклонности небесного князя. [10] Женщина-медведица ( Унгнё ; 웅녀/ 熊女 ) была благодарна и сделала подношения Хванунгу. Однако ей не хватало мужа, и вскоре ей стало грустно, и она молилась под «божественной березой » ( корейский : 신단수 ; ханджа : 神檀樹 ; RR : синдансу ), чтобы получить благословение на ребенка. Хванунг, тронутый ее молитвами, взял ее в жены, и вскоре она родила сына по имени Дангун Вангеом , который был легендарным основателем Кочосона , первого в истории корейского королевства. [11]
Артио ( Dea Artio в галло-римской религии ) — кельтская богиня-медведица. Доказательства ее поклонения были, в частности, найдены в Берне , названном в честь медведя. Ее имя происходит от кельтского слова artos , означающего «медведь» . [12] В Древней Греции архаический культ Артемиды в образе медведицы сохранился до классических времен в Брауроне , где молодые афинские девушки проходили посвящение на право арктай «она несет». [13] Об Артемиде и одной из ее нимф в образе медведицы см. миф о Каллисто .
В языческих мифах русских земель медведь считался мистическим хозяином/владельцем лесов. В результате первоначальное индоевропейское название такого мистического тяжеловеса стало табу русскоязычные стали использовать эвфемизм медведь « » , и , буквально означающий «медоед». [14] В постхристианизированном русском фольклоре медведь часто предстает полуантропоморфизированным как Михайло Иванович или, что еще более знакомо, как Миша . [15] Михайло Иванович, хотя и уважается за свою силу, часто становится жертвой проделок и хитрых уловок, задуманных (например) лисой.
Медведи упоминаются в Библии ; Во Второй книге Царств рассказывается история пророка Елисея, призывавшего их съесть юношей, насмехавшихся над ним. [16] легенды о святых, В альпийской зоне распространены укрощающих медведей. На гербе епископства Фрайзинга медведь — опасное тотемное животное, прирученное святым Корбинианом и заставленное нести его цивилизованный багаж через горы. Медведи также фигурируют в легендах о святом Ромедиусе , святом Галле и святом Колумбане . Эта Церковь использовала этот повторяющийся мотив как символ победы христианства над язычеством. [17] В скандинавских поселениях северной Англии в X веке на могиле типа «хогбэк» из длинного узкого каменного блока с вершиной, напоминающей форму балки крыши длинного дома, вырезано намордник (и, таким образом, христианизированные) медведи, обхватывающие каждый фронтон, как в церкви в Бромптоне, Северный Йоркшир , и на Британских островах . [18]
Лачплесис , что означает «Убийца медведей», — легендарный латышский герой, который, как говорят, убил медведя, разорвав ему челюсти голыми руками. Однако, как выяснилось в конце длинной эпопеи, описывающей его жизнь, собственная мать Лачплесиса была медведицей, и его сверхчеловеческая сила заключалась в его медвежьих ушах. Современная латвийская военная награда Орден Лачплесиса , названный в честь героя, также известен как Орден Убийцы Медведей . [ нужна ссылка ]
В индуистской эпической поэме «Рамаяна » медведь -ленивец или азиатский черный медведь Джамбаван изображен как царь медведей и помогает главному герою эпоса Раме победить антагониста эпоса Равану и воссоединиться со своей королевой Ситой . [19] [20]
Во французском фольклоре Жан де Л'Ур — герой, рожденный полумедведем-получеловеком. Он приобретает оружие, обычно тяжелую железную трость, и в своем путешествии объединяется с двумя или тремя товарищами. В замке герой побеждает противника, преследует его до норы, обнаруживает подземный мир и спасает трех принцесс. Спутники бросают его в норе, забирая принцесс себе. Герой убегает, находит спутников и избавляется от них. Он женится на самой красивой принцессе из трех, но не раньше, чем пройдет определенные испытания, устроенные королем. [21]
Национальная и региональная символика
[ редактировать ]

Медведи, как и другие животные, могут символизировать нации. Евразийский бурый медведь использовался для олицетворения России с начала 19 века. [22] В 1911 году британский сатирический журнал «Панч» опубликовал карикатуру Леонарда Рэйвен-Хилла об русской Антанте англо - , в которой британский лев наблюдает, как русский медведь сидит на хвосте персидской кошки . [23] Русский Медведь был распространённым национальным олицетворением России начиная с XVI века. [24] Медведь Смоки стал частью американской культуры с момента своего появления в 1944 году благодаря своему посланию «Только вы можете предотвратить лесные пожары». [25] В Соединенном Королевстве медведь и посох изображены на геральдическом гербе графства Уорикшир . [26] Медведи появляются на склонах двух городов — Берна и Берлина. [27]

В Финляндии бурый медведь , которого финны также прозвали «королем леса», [28] [29] настолько распространен, что является официальным национальным млекопитающим страны. [30] На гербе Сатакунта региона изображен короноголовый черный медведь с мечом. [31] возможно, имеется в виду столица региона Пори , чье шведское название Бьорнеборг и латинское название Арктополис буквально означают «медвежий город» или «медвежью крепость». [32]
В Мадриде , Испания , на восточной стороне площади Пуэрта-дель-Соль находится статуя Медведя и клубничного дерева , статуя создана скульптором Антонио Наварро Сантафе и открыта 19 января 1967 года. [33] На нем изображен медведь, опирающийся лапами на клубничное дерево и направляющий свое внимание на один из плодов, в реальном виде представляющий герб Мадрида .
Литература и СМИ
[ редактировать ]Медведи популярны в детских сказках, в том числе о Винни-Пухе , [34] Медвежонок Паддингтон , [35] Нежный Бен [36] и Бурый медведь Норвегии . [37] Ранняя версия « Златовласки и трёх медведей» . [38] Первоначально был опубликован под названием «Три медведя» в 1837 году Робертом Саути , много раз пересказывался и иллюстрировался в 1918 году Артуром Рэкхемом . [39] Продолжением антропоморфной темы Златовласки являются Беренстейнские медведи , которые ведут себя и действуют как человеческая семья.
«Пикник мишек Тедди» остается популярной детской песней. На самом деле, медведи часто изображаются в детских средствах массовой информации как приятные и дружелюбные компаньоны, как, например, изображение Балу в диснеевской » версии « Книги джунглей .
Персонаж Ханны-Барбера Йоги Медведь появлялся во многих комиксах, анимационных телешоу и фильмах. [40] [41] Заботливые медведи появились как поздравительные открытки в 1982 году и использовались в качестве игрушек, на одежде и в фильмах. [42] Во всем мире у многих детей – и у некоторых взрослых – есть плюшевые мишки , мягкие игрушки в форме медведей, названные в честь американского государственного деятеля Теодора Рузвельта, когда в 1902 году он отказался застрелить американского черного медведя, привязанного к дереву. [43]
И в «Храбром» , и в «Братском медведе» изображенные медведи используются как сверхъестественное средство повествования историй: медведи в двух фильмах обмениваются телами с человеческими персонажами, чтобы преподать им урок о семейных узах.
Космология
[ редактировать ]
Созвездия Большой и Малой Медведицы , большой и малой медведицы, названы в честь их предполагаемого сходства с медведями со времен Птолемея . [а] [45] Близлежащая звезда Арктур означает «хранитель медведя», как будто наблюдая за двумя созвездиями. [46] Большая Медведица ассоциировалась с медведем на протяжении целых 13 000 лет, начиная со времен палеолита , в широко распространенных мифах о Космической Охоте . Они находятся по обе стороны Берингова сухопутного моста , который затерялся в море около 11 000 лет назад. [47]
Берсерки – воины-медведи
[ редактировать ]Некоторые авторы предполагают, что древнескандинавские воины- берсерки черпали свою силу от медведя и были преданы медвежьему культу , некогда широко распространенному в северном полушарии. [48] [49] Берсерки сохраняли свои религиозные обряды, несмотря на свое боевое мастерство, поскольку в саге о Сварфдале рассказывается о вызове на единоборство, который берсерк отложил на три дня после Йоля. [50] Тела погибших берсерков перед погребальными обрядами клали в медвежьи шкуры. [51] Символика медведя-воина сохранилась и по сей день в виде шапок из медвежьей шкуры, которые носили гвардейцы датских монархов. [50]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вунн, Ина (2000). «Начало религии». Нумен . 47 (4): 417–452. дои : 10.1163/156852700511612 . S2CID 53595088 .
- ^ Киндаичи, Кёсуке; Ёсида, Минори (зима 1949 г.). «Концепции фестиваля медведей айнов (Кумамацури)». Юго-западный журнал антропологии . 5 (4): 345–350. дои : 10.1086/soutjanth.5.4.3628594 . JSTOR 3628594 . S2CID 155380619 .
- ^ Бонсер, Уилфрид (1928). «Мифология Калевалы с заметками о почитании медведя у финнов». Фольклор . 39 (4): 344–358. дои : 10.1080/0015587x.1928.9716794 . JSTOR 1255969 .
- ^ Шоссонне, Валери (1995). Коренные культуры Аляски и Сибири . Вашингтон, округ Колумбия: Центр арктических исследований. п. 112. ИСБН 978-1-56098-661-4 .
- ^ Ли, Юнг Янг (1981). Корейские шаманские ритуалы . Мутон Де Грюйтер. стр. 14, 20. ISBN 978-90-279-3378-2 .
- ^ Уорд, П.; Кинастон, С. (1995). Дикие медведи мира . Факты о File, Inc., стр. 12–13, 17. ISBN. 978-0-8160-3245-7 .
- ^ Уорд и Кинастон, стр. 12–13.
- ^ Дэвиссон, Зак (28 мая 2013 г.). «Оникума – демон-медведь» . Хьякумоногатари Кайданкай Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Получено 19 февраля.
- ^ Дэвидсон, Питер (2005). Идея Севера Книги реакции. п. 179. ИСБН 978-1-86189-230-0 .
в период Мэйдзи... прокрутка картин с изображением жилищ и обычаев айнов... Художником был Хирасава Бёзан, и он назвал работу " Сцены повседневной жизни Эдзо" . Его картины документальны, даже антропологичны по своей сути, несмотря на всю свою красоту.
- ^ «Миф о короле-основателе Кочосона Дан-гуне» . Архивировано из оригинала 28 августа 2017 г. Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Тюдор, Дэниел (2013). Корея: Невозможная страна: Невозможная страна . Издательство Таттл . стр. [1] . ISBN 978-1462910229 .
- ^ Комната, Адриан (2006). Топонимы мира: происхождение и значение названий 6600 стран, городов, территорий, природных объектов и исторических мест . МакФарланд. п. 57. ИСБН 9780786422487 .
- ^ Буркерт, Уолтер, Греческая религия , 1985:263.
- ^
Vasmer, Max (1959–1961) [1950-1958]. Etimologicheskij slovar' russkogo yazyka Этимологический словарь русского языка [ Etymological dictionary of the Russian language ] (in Russian). Moscow: Прогресс . Retrieved 3 February 2022 .
Праслав. *medvědь (первонач. 'поедатель меда', от мёд и *ěd-) представляет собой табуистическую замену исчезнувшего и.-е. *r̥kþos, др.-инд. r̥kṣas, греч. ἄρκτος, лат. ursus [...].
- ^ См., например, русские народные сказки, собранные Александром Афансьевым .
- ↑ Вторая книга Царств , 2:23–25.
- ^ Пасторо, Мишель (2007). Медведь. История падшего короля (на французском языке). Порог. ISBN 978-2-02-021542-8 .
- ^ Холл, Ричард (1995). Археология эпохи викингов . Блумсбери США. стр. 43 и рис. 22. ISBN 978-0-7478-0063-7 .
- ^ Патрисия Тернер, Чарльз Рассел Коултер. Словарь древних божеств . 2001, стр. 248.
- ^ «Джамбаван: Единственный, кто видел Господа Раму и Кришну» .
- ^ Деларю, Поль (1949), «Le Conte populaire français: Аналитический и методический инвентарь» , Новый обзор популярных традиций , 1 (4), Presses Universitaires de France: 318–320, ISBN 9782706806346 JSTOR 40991689 (на французском языке)
- ^ Жаковска, Магдалена (2013). «Медведь в европейских салонах: Россия в немецкой карикатуре, 1848–1914» .
- ^ Рэйвен-Хилл, Леонард (13 декабря 1911 г.). «Как между друзьями» . Ударить кулаком . 141 : 429. Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 г. Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ «То, что Запад думает о России, не обязательно верно» . Телеграф . 23 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2015 г. Проверено 3 января 2017 г.
- ^ «Предотвращение лесных пожаров - Smokey Bear (1944 – настоящее время)» . Совет по рекламе. 9 августа 1944 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 г. Проверено 16 октября 2010 г.
- ^ «Гражданская геральдика Англии и Уэльса-Уорикшира» . Архивировано из оригинала 16 мая 2011 г. Проверено 6 января 2011 г.
- ^ «Первые мишки Бадди в Берлине» . Бадди Бэр Берлин. 2008. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Вяятайнен, Эрика (28 февраля 2022 г.). «Изучение финских мифологических существ и финского фольклора» . Скандификация . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ «Калевала: Руна XLVI. Отсо Медоед» . www.sacred-texts.com . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ https://finland.fi/life-society/iconic-finnish-nature-symbols-stand-out/ ВЫДАЮТСЯ ЗНАКОВЫЕ СИМВОЛЫ ФИНСКОЙ ПРИРОДЫ
- ^ Илтанен, Юсси: Муниципальные гербы Финляндии (2013), Karttakeskus, ISBN 951-593-915-1
- ^ https://memphismagazine.com/travel/savoring-heritage/ Наслаждаясь наследием: писательница из Мемфиса исследует финские корни своей дочери.
- ^ Доминго, MR (27 января 2015 г.). «Смена пола Медведя и Земляничного дерева» . АВС .
- ^ «Пух празднует свое 80-летие» . Новости Би-би-си . 24 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 25 апреля 2006 г. Проверено 23 января 2017 г.
- ^ "О" . Паддингтон.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Уолт Мори, 84 года; автор книги «Нежный Бен» » . Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 14 января 1992 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2016 г. Проверено 6 апреля 2017 г.
- ^ Кеннеди, Патрик, изд. (1866). «Бурый медведь Норвегии» . Легендарные произведения ирландских кельтов . Макмиллан. стр. 57–67.
- ^ Элмс, Алан К. (июль – сентябрь 1977 г.). « Три медведя»: четыре интерпретации». Журнал американского фольклора . 90 (357): 257–273. дои : 10.2307/539519 . JSTOR 539519 .
- ^ Ашлиман, Д.Л. (2004). Народные и сказки: Справочник . Издательская группа Гринвуд. стр. 114–115. ISBN 978-0-313-32810-7 .
- ^ Мэллори, Майкл (1998). Мультфильмы Ханны-Барбера . Хью Лаутер Левин. п. 44. ИСБН 978-0-88363-108-9 .
- ^ Браун, Рэй Б.; Браун, Пэт (2001). Путеводитель по популярной культуре США . Популярная пресса. п. 944. ИСБН 978-0-87972-821-2 .
- ^ Холмс, Элизабет (9 февраля 2007 г.). «Заботливые медведи преображаются (нежно)» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 18 января 2018 г. Проверено 27 января 2017 г.
- ^ Каннадин, Дэвид (1 февраля 2013 г.). «Точка зрения: взрослые с плюшевыми мишками» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 г. Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Ридпат, Ян . «Первое печатное издание Альмагеста Птолемея, 1515 год» . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ «Созвездие Большой Медведицы» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт. «Ἀρκτοῦρος» . Греко-английский лексикон . Персей. Архивировано из оригинала 07 марта 2017 г. Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Шефер, Брэдли Э. (ноябрь 2006 г.). «Происхождение греческих созвездий: было ли созвездие Большой Медведицы названо до того, как кочевники-охотники впервые достигли Америки более 13 000 лет назад?». Scientific American , рецензия на Браун, Милан (30 октября 2006 г.). «Происхождение греческих созвездий» . Блог всемирной истории . Архивировано из оригинала 01 апреля 2017 г. Проверено 9 апреля 2017 г .; Березкин, Юрий (2005). «Космическая охота: варианты сибирско-североамериканского мифа» . Фольклор . 31 : 79–100. doi : 10.7592/FEJF2005.31.berezkin .
- ^ А. Ирвинг Хэллоуэлл (1925). «Медвежий обряд в Северном полушарии» . Американский антрополог . 28 :2. дои : 10.1525/aa.1926.28.1.02a00020 .
- ^ Ниорадзе, Георгий. «Шаманизм у сибирских народов», Стретчер и Шредер, 1925.
- ^ Jump up to: а б Пруденс Джонс и Найджел Пенник (1997). «Поздняя германская религия». История языческой Европы . Рутледж; Переработанное издание. стр. 154–56. ISBN 978-0415158046 .
- ^ Даниэлли, М., «Церемониал инициации из скандинавской литературы», Folk-Lore, v56, 1945, стр. 229–45.