Jump to content

Культурные изображения медведей

«Три медведя», Артура Рэкхэма иллюстрация к «Английским сказкам » Флоры Энни Стил , 1918 год.

Медведи изображались на протяжении всей истории во многих различных культурах и обществах. Медведи — очень популярные животные, которые фигурируют во многих историях, фольклоре, мифологии и легендах со всего мира, от Северной Америки, Европы и Азии. В 20 веке медведи были очень популярны в поп-культуре благодаря нескольким громким персонажам и историям с изображениями медведей, например, Златовласка и три медведя , Медведь Руперт , Медведь Паддингтон и Винни-Пух .

Религия, фольклор и мифология

[ редактировать ]
Оникума, японский медведь-демон из Эхон Хяку Моногатари , ок.
Легендарный латышский герой Лачплесис убивает медведя голыми руками
Медведь и олень на полях страницы из средневекового Фруассара Людовика Груутузе .

Есть свидетельства доисторического поклонения медведю , хотя археологи оспаривают детали. [1] Вполне возможно, что поклонение медведю существовало в ранних культурах Китая и айнов . [2] Доисторические финны , [3] Сибирские народы [4] а в последнее время корейцы считали медведя духом своих предков. [5] [ нужна цитата для проверки ] Во многих индейских культурах медведь символизирует возрождение из-за спячки и возрождения. [6] Образ матери-медведицы был распространен в обществах Северной Америки и Евразии, поскольку самка была предана своим медвежатам и защищала их. [7] В японском фольклоре фигурирует Оникума , «медведь-демон», который ходит прямо. [8] Айны ; северной Японии, этнически отличные от японцев, вместо этого считали медведя священным Хирасава Бёзан нарисовал в документальном стиле сцену жертвоприношения медведя в храме айнов, дополненную подношениями духу мертвого животного. [9]

В корейской мифологии тигр и медведь молились Хванунгу , сыну Повелителя Небес, чтобы они могли стать людьми. Услышав их молитвы, Хванунг дал им 20 зубчиков чеснока и пучок полыни , приказав им есть только эту священную пищу и избегать солнечного света в течение 100 дней. Примерно через двадцать дней тигр сдался и покинул пещеру. Однако медведь выстоял и превратился в женщину. Говорят, что медведь и тигр [ кем? ] представлять два племени, искавших благосклонности небесного князя. [10] Женщина-медведица ( Унгнё ; 웅녀/ 熊女 ) была благодарна и сделала подношения Хванунгу. Однако ей не хватало мужа, и вскоре ей стало грустно, и она молилась под «божественной березой » ( корейский : 신단수 ; ханджа : 神檀樹 ; RR : синдансу ), чтобы получить благословение на ребенка. Хванунг, тронутый ее молитвами, взял ее в жены, и вскоре она родила сына по имени Дангун Вангеом , который был легендарным основателем Кочосона , первого в истории корейского королевства. [11]

Артио ( Dea Artio в галло-римской религии ) — кельтская богиня-медведица. Доказательства ее поклонения были, в частности, найдены в Берне , названном в честь медведя. Ее имя происходит от кельтского слова artos , означающего «медведь» . [12] В Древней Греции архаический культ Артемиды в образе медведицы сохранился до классических времен в Брауроне , где молодые афинские девушки проходили посвящение на право арктай «она несет». [13] Об Артемиде и одной из ее нимф в образе медведицы см. миф о Каллисто .

В языческих мифах русских земель медведь считался мистическим хозяином/владельцем лесов. В результате первоначальное индоевропейское название такого мистического тяжеловеса стало табу русскоязычные стали использовать эвфемизм медведь « » , и , буквально означающий «медоед». [14] В постхристианизированном русском фольклоре медведь часто предстает полуантропоморфизированным как Михайло Иванович или, что еще более знакомо, как Миша . [15] Михайло Иванович, хотя и уважается за свою силу, часто становится жертвой проделок и хитрых уловок, задуманных (например) лисой.

Медведи упоминаются в Библии ; Во Второй книге Царств рассказывается история пророка Елисея, призывавшего их съесть юношей, насмехавшихся над ним. [16] легенды о святых, В альпийской зоне распространены укрощающих медведей. На гербе епископства Фрайзинга медведь — опасное тотемное животное, прирученное святым Корбинианом и заставленное нести его цивилизованный багаж через горы. Медведи также фигурируют в легендах о святом Ромедиусе , святом Галле и святом Колумбане . Эта Церковь использовала этот повторяющийся мотив как символ победы христианства над язычеством. [17] В скандинавских поселениях северной Англии в X веке на могиле типа «хогбэк» из длинного узкого каменного блока с вершиной, напоминающей форму балки крыши длинного дома, вырезано намордник (и, таким образом, христианизированные) медведи, обхватывающие каждый фронтон, как в церкви в Бромптоне, Северный Йоркшир , и на Британских островах . [18]

Лачплесис , что означает «Убийца медведей», — легендарный латышский герой, который, как говорят, убил медведя, разорвав ему челюсти голыми руками. Однако, как выяснилось в конце длинной эпопеи, описывающей его жизнь, собственная мать Лачплесиса была медведицей, и его сверхчеловеческая сила заключалась в его медвежьих ушах. Современная латвийская военная награда Орден Лачплесиса , названный в честь героя, также известен как Орден Убийцы Медведей . [ нужна ссылка ]

В индуистской эпической поэме «Рамаяна » медведь -ленивец или азиатский черный медведь Джамбаван изображен как царь медведей и помогает главному герою эпоса Раме победить антагониста эпоса Равану и воссоединиться со своей королевой Ситой . [19] [20]

Во французском фольклоре Жан де Л'Ур — герой, рожденный полумедведем-получеловеком. Он приобретает оружие, обычно тяжелую железную трость, и в своем путешествии объединяется с двумя или тремя товарищами. В замке герой побеждает противника, преследует его до норы, обнаруживает подземный мир и спасает трех принцесс. Спутники бросают его в норе, забирая принцесс себе. Герой убегает, находит спутников и избавляется от них. Он женится на самой красивой принцессе из трех, но не раньше, чем пройдет определенные испытания, устроенные королем. [21]

Национальная и региональная символика

[ редактировать ]
Персидский кот , британский лев и русский медведь в англо-русском соглашении 1907 года.
Черный медведь на гербе Республики Карелия ( Россия ).

Медведи, как и другие животные, могут символизировать нации. Евразийский бурый медведь использовался для олицетворения России с начала 19 века. [22] В 1911 году британский сатирический журнал «Панч» опубликовал карикатуру Леонарда Рэйвен-Хилла об русской Антанте англо - , в которой британский лев наблюдает, как русский медведь сидит на хвосте персидской кошки . [23] Русский Медведь был распространённым национальным олицетворением России начиная с XVI века. [24] Медведь Смоки стал частью американской культуры с момента своего появления в 1944 году благодаря своему посланию «Только вы можете предотвратить лесные пожары». [25] В Соединенном Королевстве медведь и посох изображены на геральдическом гербе графства Уорикшир . [26] Медведи появляются на склонах двух городов — Берна и Берлина. [27]

Голова венценосного медведя на гербе Пори , города Финляндии.

В Финляндии бурый медведь , которого финны также прозвали «королем леса», [28] [29] настолько распространен, что является официальным национальным млекопитающим страны. [30] На гербе Сатакунта региона изображен короноголовый черный медведь с мечом. [31] возможно, имеется в виду столица региона Пори , чье шведское название Бьорнеборг и латинское название Арктополис буквально означают «медвежий город» или «медвежью крепость». [32]

В Мадриде , Испания , на восточной стороне площади Пуэрта-дель-Соль находится статуя Медведя и клубничного дерева , статуя создана скульптором Антонио Наварро Сантафе и открыта 19 января 1967 года. [33] На нем изображен медведь, опирающийся лапами на клубничное дерево и направляющий свое внимание на один из плодов, в реальном виде представляющий герб Мадрида .

Литература и СМИ

[ редактировать ]

Медведи популярны в детских сказках, в том числе о Винни-Пухе , [34] Медвежонок Паддингтон , [35] Нежный Бен [36] и Бурый медведь Норвегии . [37] Ранняя версия « Златовласки и трёх медведей» . [38] Первоначально был опубликован под названием «Три медведя» в 1837 году Робертом Саути , много раз пересказывался и иллюстрировался в 1918 году Артуром Рэкхемом . [39] Продолжением антропоморфной темы Златовласки являются Беренстейнские медведи , которые ведут себя и действуют как человеческая семья.

«Пикник мишек Тедди» остается популярной детской песней. На самом деле, медведи часто изображаются в детских средствах массовой информации как приятные и дружелюбные компаньоны, как, например, изображение Балу в диснеевской » версии « Книги джунглей .

Персонаж Ханны-Барбера Йоги Медведь появлялся во многих комиксах, анимационных телешоу и фильмах. [40] [41] Заботливые медведи появились как поздравительные открытки в 1982 году и использовались в качестве игрушек, на одежде и в фильмах. [42] Во всем мире у многих детей – и у некоторых взрослых – есть плюшевые мишки , мягкие игрушки в форме медведей, названные в честь американского государственного деятеля Теодора Рузвельта, когда в 1902 году он отказался застрелить американского черного медведя, привязанного к дереву. [43]

И в «Храбром» , и в «Братском медведе» изображенные медведи используются как сверхъестественное средство повествования историй: медведи в двух фильмах обмениваются телами с человеческими персонажами, чтобы преподать им урок о семейных узах.

Космология

[ редактировать ]
Созвездие « Большой Медведицы , изображенное в Зеркале Урании» , ок. 1825 г.

Созвездия Большой и Малой Медведицы , большой и малой медведицы, названы в честь их предполагаемого сходства с медведями со времен Птолемея . [а] [45] Близлежащая звезда Арктур ​​означает «хранитель медведя», как будто наблюдая за двумя созвездиями. [46] Большая Медведица ассоциировалась с медведем на протяжении целых 13 000 лет, начиная со времен палеолита , в широко распространенных мифах о Космической Охоте . Они находятся по обе стороны Берингова сухопутного моста , который затерялся в море около 11 000 лет назад. [47]

Берсерки – воины-медведи

[ редактировать ]

Некоторые авторы предполагают, что древнескандинавские воины- берсерки черпали свою силу от медведя и были преданы медвежьему культу , некогда широко распространенному в северном полушарии. [48] [49] Берсерки сохраняли свои религиозные обряды, несмотря на свое боевое мастерство, поскольку в саге о Сварфдале рассказывается о вызове на единоборство, который берсерк отложил на три дня после Йоля. [50] Тела погибших берсерков перед погребальными обрядами клали в медвежьи шкуры. [51] Символика медведя-воина сохранилась и по сей день в виде шапок из медвежьей шкуры, которые носили гвардейцы датских монархов. [50]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Птолемей назвал созвездия по-гречески: , большая медведицы . и маленькая Мегале и Арктос Микра Арктос [44]
  1. ^ Вунн, Ина (2000). «Начало религии». Нумен . 47 (4): 417–452. дои : 10.1163/156852700511612 . S2CID   53595088 .
  2. ^ Киндаичи, Кёсуке; Ёсида, Минори (зима 1949 г.). «Концепции фестиваля медведей айнов (Кумамацури)». Юго-западный журнал антропологии . 5 (4): 345–350. дои : 10.1086/soutjanth.5.4.3628594 . JSTOR   3628594 . S2CID   155380619 .
  3. ^ Бонсер, Уилфрид (1928). «Мифология Калевалы с заметками о почитании медведя у финнов». Фольклор . 39 (4): 344–358. дои : 10.1080/0015587x.1928.9716794 . JSTOR   1255969 .
  4. ^ Шоссонне, Валери (1995). Коренные культуры Аляски и Сибири . Вашингтон, округ Колумбия: Центр арктических исследований. п. 112. ИСБН  978-1-56098-661-4 .
  5. ^ Ли, Юнг Янг (1981). Корейские шаманские ритуалы . Мутон Де Грюйтер. стр. 14, 20. ISBN  978-90-279-3378-2 .
  6. ^ Уорд, П.; Кинастон, С. (1995). Дикие медведи мира . Факты о File, Inc., стр. 12–13, 17. ISBN.  978-0-8160-3245-7 .
  7. ^ Уорд и Кинастон, стр. 12–13.
  8. ^ Дэвиссон, Зак (28 мая 2013 г.). «Оникума – демон-медведь» . Хьякумоногатари Кайданкай Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Получено 19 февраля.
  9. ^ Дэвидсон, Питер (2005). Идея Севера Книги реакции. п. 179. ИСБН  978-1-86189-230-0 . в период Мэйдзи... прокрутка картин с изображением жилищ и обычаев айнов... Художником был Хирасава Бёзан, и он назвал работу " Сцены повседневной жизни Эдзо" . Его картины документальны, даже антропологичны по своей сути, несмотря на всю свою красоту.
  10. ^ «Миф о короле-основателе Кочосона Дан-гуне» . Архивировано из оригинала 28 августа 2017 г. Проверено 29 августа 2017 г.
  11. ^ Тюдор, Дэниел (2013). Корея: Невозможная страна: Невозможная страна . Издательство Таттл . стр. [1] . ISBN  978-1462910229 .
  12. ^ Комната, Адриан (2006). Топонимы мира: происхождение и значение названий 6600 стран, городов, территорий, природных объектов и исторических мест . МакФарланд. п. 57. ИСБН  9780786422487 .
  13. ^ Буркерт, Уолтер, Греческая религия , 1985:263.
  14. ^ Vasmer, Max (1959–1961) [1950-1958]. Etimologicheskij slovar' russkogo yazyka Этимологический словарь русского языка [ Etymological dictionary of the Russian language ] (in Russian). Moscow: Прогресс . Retrieved 3 February 2022 . Праслав. *medvědь (первонач. 'поедатель меда', от мёд и *ěd-) представляет собой табуистическую замену исчезнувшего и.-е. *r̥kþos, др.-инд. r̥kṣas, греч. ἄρκτος, лат. ursus [...].
  15. ^ См., например, русские народные сказки, собранные Александром Афансьевым .
  16. Вторая книга Царств , 2:23–25.
  17. ^ Пасторо, Мишель (2007). Медведь. История падшего короля (на французском языке). Порог. ISBN  978-2-02-021542-8 .
  18. ^ Холл, Ричард (1995). Археология эпохи викингов . Блумсбери США. стр. 43 и рис. 22. ISBN  978-0-7478-0063-7 .
  19. ^ Патрисия Тернер, Чарльз Рассел Коултер. Словарь древних божеств . 2001, стр. 248.
  20. ^ «Джамбаван: Единственный, кто видел Господа Раму и Кришну» .
  21. ^ Деларю, Поль (1949), «Le Conte populaire français: Аналитический и методический инвентарь» , Новый обзор популярных традиций , 1 (4), Presses Universitaires de France: 318–320, ISBN  9782706806346 JSTOR   40991689 (на французском языке)
  22. ^ Жаковска, Магдалена (2013). «Медведь в европейских салонах: Россия в немецкой карикатуре, 1848–1914» .
  23. ^ Рэйвен-Хилл, Леонард (13 декабря 1911 г.). «Как между друзьями» . Ударить кулаком . 141 : 429. Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 г. Проверено 19 февраля 2017 г.
  24. ^ «То, что Запад думает о России, не обязательно верно» . Телеграф . 23 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2015 г. Проверено 3 января 2017 г.
  25. ^ «Предотвращение лесных пожаров - Smokey Bear (1944 – настоящее время)» . Совет по рекламе. 9 августа 1944 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 г. Проверено 16 октября 2010 г.
  26. ^ «Гражданская геральдика Англии и Уэльса-Уорикшира» . Архивировано из оригинала 16 мая 2011 г. Проверено 6 января 2011 г.
  27. ^ «Первые мишки Бадди в Берлине» . Бадди Бэр Берлин. 2008. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 30 января 2014 г.
  28. ^ Вяятайнен, Эрика (28 февраля 2022 г.). «Изучение финских мифологических существ и финского фольклора» . Скандификация . Проверено 26 января 2023 г.
  29. ^ «Калевала: Руна XLVI. Отсо Медоед» . www.sacred-texts.com . Проверено 26 января 2023 г.
  30. ^ https://finland.fi/life-society/iconic-finnish-nature-symbols-stand-out/ ВЫДАЮТСЯ ЗНАКОВЫЕ СИМВОЛЫ ФИНСКОЙ ПРИРОДЫ
  31. ^ Илтанен, Юсси: Муниципальные гербы Финляндии (2013), Karttakeskus, ISBN   951-593-915-1
  32. ^ https://memphismagazine.com/travel/savoring-heritage/ Наслаждаясь наследием: писательница из Мемфиса исследует финские корни своей дочери.
  33. ^ Доминго, MR (27 января 2015 г.). «Смена пола Медведя и Земляничного дерева» . АВС .
  34. ^ «Пух празднует свое 80-летие» . Новости Би-би-си . 24 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 25 апреля 2006 г. Проверено 23 января 2017 г.
  35. ^ "О" . Паддингтон.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 19 января 2017 г.
  36. ^ «Уолт Мори, 84 года; автор книги «Нежный Бен» » . Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 14 января 1992 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2016 г. Проверено 6 апреля 2017 г.
  37. ^ Кеннеди, Патрик, изд. (1866). «Бурый медведь Норвегии» . Легендарные произведения ирландских кельтов . Макмиллан. стр. 57–67.
  38. ^ Элмс, Алан К. (июль – сентябрь 1977 г.). « Три медведя»: четыре интерпретации». Журнал американского фольклора . 90 (357): 257–273. дои : 10.2307/539519 . JSTOR   539519 .
  39. ^ Ашлиман, Д.Л. (2004). Народные и сказки: Справочник . Издательская группа Гринвуд. стр. 114–115. ISBN  978-0-313-32810-7 .
  40. ^ Мэллори, Майкл (1998). Мультфильмы Ханны-Барбера . Хью Лаутер Левин. п. 44. ИСБН  978-0-88363-108-9 .
  41. ^ Браун, Рэй Б.; Браун, Пэт (2001). Путеводитель по популярной культуре США . Популярная пресса. п. 944. ИСБН  978-0-87972-821-2 .
  42. ^ Холмс, Элизабет (9 февраля 2007 г.). «Заботливые медведи преображаются (нежно)» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 18 января 2018 г. Проверено 27 января 2017 г.
  43. ^ Каннадин, Дэвид (1 февраля 2013 г.). «Точка зрения: взрослые с плюшевыми мишками» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 г. Проверено 21 января 2017 г.
  44. ^ Ридпат, Ян . «Первое печатное издание Альмагеста Птолемея, 1515 год» . Проверено 13 января 2017 г.
  45. ^ «Созвездие Большой Медведицы» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Проверено 12 января 2017 г.
  46. ^ Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт. «Ἀρκτοῦρος» . Греко-английский лексикон . Персей. Архивировано из оригинала 07 марта 2017 г. Проверено 23 января 2017 г.
  47. ^ Шефер, Брэдли Э. (ноябрь 2006 г.). «Происхождение греческих созвездий: было ли созвездие Большой Медведицы названо до того, как кочевники-охотники впервые достигли Америки более 13 000 лет назад?». Scientific American , рецензия на Браун, Милан (30 октября 2006 г.). «Происхождение греческих созвездий» . Блог всемирной истории . Архивировано из оригинала 01 апреля 2017 г. Проверено 9 апреля 2017 г .; Березкин, Юрий (2005). «Космическая охота: варианты сибирско-североамериканского мифа» . Фольклор . 31 : 79–100. doi : 10.7592/FEJF2005.31.berezkin .
  48. ^ А. Ирвинг Хэллоуэлл (1925). «Медвежий обряд в Северном полушарии» . Американский антрополог . 28 :2. дои : 10.1525/aa.1926.28.1.02a00020 .
  49. ^ Ниорадзе, Георгий. «Шаманизм у сибирских народов», Стретчер и Шредер, 1925.
  50. ^ Jump up to: а б Пруденс Джонс и Найджел Пенник (1997). «Поздняя германская религия». История языческой Европы . Рутледж; Переработанное издание. стр. 154–56. ISBN  978-0415158046 .
  51. ^ Даниэлли, М., «Церемониал инициации из скандинавской литературы», Folk-Lore, v56, 1945, стр. 229–45.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcaa1093a84b6e4300e462e7d8ff71e8__1701637980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/e8/fcaa1093a84b6e4300e462e7d8ff71e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cultural depictions of bears - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)