Jump to content

Культурные изображения кошек

«Кошка наблюдает за пауком», Оидэ Токо

Культурное представление о кошках и их отношениях с людьми древнее и насчитывает более 9500 лет. Кошки фигурируют в истории многих народов, являются предметом легенд и любимым предметом художников и писателей.

Хотя точная история взаимодействия человека с кошками до сих пор неясна, неглубокая могила, обнаруженная в 1983 году на Кипре и датируемая 7500 г. до н. э., в период неолита , содержит скелет человека, церемониально похороненный с каменными орудиями, кусок оксид железа и горсть ракушек. В своей крошечной могиле в 40 сантиметрах (18 дюймах) от человеческой могилы находился восьмимесячный кот, его тело было ориентировано в том же западном направлении, что и человеческий скелет. Кошки не являются местными жителями Кипра. Это свидетельство того, что кошек приручали в то время, когда человечество создавало первые поселения в той части Ближнего Востока, которая известна как Плодородный полумесяц . [1]

Согласно недавнему исследованию, родословная современных кошек берет свое начало примерно в 4500 году до нашей эры и пришла из Европы и Юго-Восточной Азии. Современные кошки происходят от двух основных линий. [2]

Древний Египет

[ редактировать ]
Древние египтяне мумифицировали своих товарищей-кошек точно так же, как они мумифицировали людей. из уважения [3]

Кошки, известные в Древнем Египте как мау , играли большую роль в древнеегипетском обществе. Они были связаны с богинями Исидой и Бастет . [4] Кошки были священными животными , и богиню Бастет часто изображали в кошачьем облике, иногда принимая воинственный облик львицы. [5] : 220  Убийство кошки было категорически запрещено [3] а греческий историк Геродот сообщает, что всякий раз, когда умирала домашняя кошка, вся семья оплакивала и брила брови. [3] Семьи отвезли своих мертвых кошек в священный город Бубастис . [3] где их бальзамировали и хоронили в священных хранилищах.

В скандинавской мифологии богиня Фрейя ассоциировалась с кошками. Фермеры искали защиты для своего урожая, оставляя на своих полях кастрюли с молоком для особых кошачьих спутников Фрейи, двух серых кошек, которые сражались вместе с ней и тянули ее колесницу. [6]

Фольклор, восходящий еще к 1607 году, рассказывает, что кошка задушит новорожденного, поднеся нос ко рту ребенка и высасывая из него дыхание. [7]

В Соединенных Штатах и ​​Западной Европе черные кошки обычно считаются неудачливыми, а в Соединенном Королевстве они предвещают удачу. [7] В последней стране появление черной кошки в доме или на корабле является хорошим предзнаменованием, а жене моряка следует завести черную кошку для безопасности мужа на море. [7] [8] В других странах считается неудачей, если дорогу перебежит черная кошка; черные кошки ассоциировались со смертью и тьмой. [4] Белые кошки, окрашенные в цвет призраков, в Соединенном Королевстве, наоборот, считаются неудачливыми, а черепаховые кошки – удачливыми. [7] Общеизвестно, что у кошек девять жизней. [7] Это дань уважения их предполагаемой стойкости, иногда очевидному отсутствию инстинкта самосохранения и их кажущейся способности пережить падения, которые были бы фатальными для других животных.

Древняя Греция и Рим

[ редактировать ]
Древнеримская мозаика с изображением кошки, убивающей куропатку, из Дома Фавна в Помпеях.

Домашние кошки, вероятно, были впервые завезены в Грецию и южную Италию в пятом веке до нашей эры финикийцами . [9] Самым ранним безошибочным свидетельством того, что у греков были домашние кошки, являются две монеты из Великой Греции, датированные серединой пятого века до нашей эры, на которых изображены Иокаст и Фалантос, легендарные основатели Региона и Тараса соответственно, играющие со своими домашними кошками. [10] : 57–58  [11]

Аналогичная греческая монета из Региона, на которой изображен основатель города, играющий с кошкой.

Домашние кошки, похоже, были чрезвычайно редки среди древних греков и римлян; [11] Греческий историк Геродот выразил удивление по поводу домашних кошек в Египте, поскольку он когда-либо видел только диких кошек. [11] Даже в более поздние времена ласки гораздо чаще содержались в качестве домашних животных. [11] а ласки, а не кошки, считались идеальными истребителями грызунов. [11] Обычное древнегреческое слово для обозначения «кошки» было ailouros , что означает «существо с развевающимся хвостом». [10] : 57  [11] но это слово также можно применить к любому из «различных длиннохвостых хищников, содержащихся для ловли мышей». [11] Кошки редко упоминаются в древнегреческой литературе . [11] но Аристотель отмечает в своей «Истории животных» , что «кошки от природы развратны ». [10] : 74  [11] Греческий эссеист Плутарх связывал кошек с чистотой, отмечая, что неестественные запахи могут свести их с ума. [12] Плиний связывал их с похотью, [13] и Эзоп с коварством и хитростью. [7]

Позже греки синкретизировали свою собственную богиню Артемиду с египетской богиней Бастет , переняв ассоциации Бастет с кошками и приписав их Артемиде. [10] : 77–79  В , Овидия «Метаморфозах» когда боги бегут в Египет и принимают звериные формы, богиня Диана (римский эквивалент Артемиды) превращается в кошку. [10] : 79  В конечном итоге кошки вытеснили хорьков в качестве предпочтительного средства борьбы с вредителями, потому что их было приятнее держать в доме, и они с большим энтузиазмом охотились на мышей. [14]


Средний возраст

[ редактировать ]

В средние века многие ассоциации Артемиды с кошками были перенесены на Деву Марию . [14] Кошки часто изображаются на иконах Благовещения и Святого Семейства. [14] и, согласно итальянскому фольклору , в ту же ночь, когда Мария родила Иисуса , кошка в Вифлееме родила котёнка. [14]

Викинги использовали кошек в качестве крысоловов и компаньонов.

Старое ирландское стихотворение об авторе (монахе) и его коте Пангуре Бане было найдено в рукописи 9 века . Пангур Бан, «Белый Пангур», — это имя кошки, Пангур означает «сытый». В восьми стихах по четыре строки каждый автор сравнивает счастливую кошачью охоту со своими научными занятиями.

Я и мой кот Пангур Бан,
Перед нами стоит похожая задача:
Охота на мышей – его радость,
Охотясь за словами, я сижу всю ночь.

Средневековый король Уэльса Хиуэл Дда (Добрый) принял закон, запрещающий убийство или причинение вреда кошке. [15]

В средневековом Ипре кошек использовали в зимние месяцы для борьбы с вредителями, наводнившими шерсть, хранившуюся на верхних этажах Суконных рядов (Лакенхолл). В начале весеннего потепления, после продажи шерсти, кошек сбрасывали с колокольни на городскую площадь внизу, что якобы символизировало «убийство злых академиков». В сегодняшнем Kattenstoet (Параде кошек) это было заменено сбрасыванием шерстяных кошек с крыш домов, а люди Средневековья часто сосали шерсть в знак удачи.

Изображения эпохи Возрождения и викторианской эпохи

[ редактировать ]
Ричард Уиттингтон и его кот (1808 г.)

В эпоху Возрождения кошек часто считали [ нужны разъяснения ] быть ведьм фамильярами знаменитой в Англии (например, Греймалкин , первый фамильяр ведьмы в вступительной сцене «Макбета » ), а во время празднеств иногда [ нужны разъяснения ] сожжены заживо или сброшены со зданий. [ нужна ссылка ]

Кошки стали популярными и вызывающими симпатию персонажами народных сказок, таких как «Кот в сапогах» . [16] Одна английская народная сказка, в которой кошке отведена роль преданного друга, — «Дик Уиттингтон и его кот» , которая была адаптирована для многих сценических произведений, включая пьесы, музыкальные комедии и пантомимы . В нем рассказывается о бедном мальчике 14 века, основанном на реальном Ричарде Уиттингтоне , который становится богатым торговцем и, в конечном итоге, лорд-мэром Лондона из-за крысиных способностей своего кота. Нет никаких исторических свидетельств того, что у Уиттингтона была кошка. [16] В сказке Дик Уиттингтон, бедный сирота, находит работу в большом доме мистера Фицваррена, богатого купца. Его комнатка кишит крысами, Дик заводит кота, который отгоняет крыс. Однажды мистер Фицваррен спросил своих слуг, не хотят ли они отправить что-нибудь на его корабле, отправляющемся в далекий порт, чтобы обменять его на золото. Дик решил продать своего единственного близкого друга, кота. В далеком дворе кот Дика стал героем, прогнав очень неприятных паразитов с королевского двора. Когда корабль Фитцуоррена вернулся, он был нагружен богатствами. Дик был богатым человеком. Он присоединился к мистеру Фицваррену в его бизнесе, женился на его дочери Алисе и со временем стал лорд-мэром Лондона. [17]

Народное искусство восемнадцатого века, Казанский кот.

на протяжении веков считались приносящими удачу В отличие от западных стран, кошки в России . Говорят, что владение кошкой и особенно впуск ее в новый дом до переезда людей приносит удачу. [18] Кошки в православии — единственные животные, которым разрешен вход в храмы. Также кошки были неотъемлемым атрибутом русских православных монастырей. По российским законам за убийство кошки назначался огромный штраф, такой же, как за лошадь или быка.

охраняют Эрмитаж со / Зимний дворец Многие кошки постоянно времен правления императрицы Елизаветы Петровны, когда город Казань в Татарстане подарил ей пятерых лучших мышелов для борьбы с проблемой грызунов во дворце. [19] Они жили изнеженной жизнью и даже имели специальную прислугу до Октябрьской революции , после которой о них заботились добровольцы. Теперь о них снова заботятся сотрудники. В современной России в Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть группа кошек. У них есть свой пресс-секретарь, а по музею бродят около 74 кошек обоего пола.

Кошки в саду , Мао И, 12 век.

Кошки, которые были любимыми домашними животными во времена китайской династии Сун, были длинношерстными кошками для ловли крыс, а также кошками с желто-белой шерстью, называемыми «котами-львами», которых ценили просто как милых домашних животных. [20] [21] Кошек можно было побаловать предметами, купленными на рынке, такими как «кошачьи гнезда», и часто кормили рыбой, которая рекламировалась на рынке специально для кошек. [20] [21]

Типичный манеки-нэко

В японском фольклоре кошки часто изображаются как сверхъестественные существа, или кайбё ( кайбё , «странный кот») . [22] [23]

Японские манэки -нэко — статуэтка, которая, как часто полагают, приносит владельцу удачу. Буквально « манящий кот », на английском языке его часто называют «кошкой удачи» или «кошкой удачи». Обычно это сидящая кошка с поднятой и согнутой лапой. Японская легенда гласит, что кот махнул лапой японскому домовладельцу, который был заинтригован этим жестом и пошел ему навстречу. Через несколько секунд в том месте, где раньше стоял домовладелец, ударила молния. [24] Хозяин объяснил свою удачу случайным поступком кота. Символ удачи, поэтому его чаще всего можно увидеть в бизнесе, чтобы привлечь деньги. В Японии взмах руки — это жест «иди сюда», поэтому кошка манит клиентов.

также есть небольшой кошачий храм ( нэко дзиндзя ( 猫神社 ) В центре острова Тасиродзима ) . В прошлом островитяне выращивали тутового шелкопряда для получения шелка, а кошек держали, чтобы снизить популяцию мышей (поскольку мыши являются естественными хищниками шелкопряда). Рыбалка с помощью фиксированной сети была популярна на острове после периода Эдо, и рыбаки из других районов приезжали и оставались на острове на ночь. Кошки ходили в гостиницы, где останавливались рыбаки, и выпрашивали объедки. Со временем рыбаки полюбили кошек и внимательно наблюдали за ними, интерпретируя их действия как предсказания погоды и поведения рыбы. Однажды, когда рыбаки собирали камни для использования в стационарных сетях, случайный камень упал и убил одну из кошек. Рыбаки, сожалея о потере кота, закопали его и поместили в этом месте на острове.

Однако это не единственный кошачий храм в Японии. Другие включают Намбудзиндзю в префектуре Ниигата и один на въезде в город Киотанго в Киото . [25]

Еще одна японская легенда о кошках — некомата : когда кошка доживает до определенного возраста, у нее вырастает еще один хвост, и она может встать и говорить на человеческом языке.

Hello Kitty , созданная Юко Ямагути , является иконой современного кота. Этот персонаж дебютировал в 1974 году и с тех пор стал основным продуктом японской культуры; товар доступен по всему миру. По словам Sanrio , официального лицензиара, дизайнера и производителя товаров Hello Kitty, персонаж представляет собой мультяшную версию маленькой девочки. В своей вымышленной жизни она родом из предместья Лондона и является частью вселенной Санрио. [26]

Хотя ни один вид животных не является священным в исламе, мусульмане почитают кошек . Некоторые западные писатели утверждали, что у Мухаммеда был любимый кот Муэза . [27] Сообщается, что он так любил кошек, что «предпочитал обходиться без плаща, чтобы не беспокоить спящего на нем». [28] Эта история не имеет происхождения от ранних мусульманских писателей и, похоже, путает историю более позднего суфийского святого Ахмеда ар-Рифаи , жившего спустя столетия после Мухаммеда. [29]

Современная культура

[ редактировать ]
Изображения Grumpy Cat часто встречаются в виде мемов из-за деформированных черт Grumpy Cat, придающих ему постоянно несчастный вид.

Кошки также занимают видное место в современной культуре. Например, кошка по имени Мимси использовалась MTM Enterprises в качестве талисмана, а на ее логотипе изображена пародия на льва MGM . [30] К 1990 году газета New York Times сообщила, что кошки стали самым популярным предметом, изображаемым на подарочных изделиях (таких как подставки, салфетки, украшения и подставки для книг), и что около 1000 магазинов в Соединенных Штатах не продавали ничего, кроме предметов, связанных с кошками. . [31]

В Интернете кошки часто появляются в качестве мемов и другого юмора; а в социальных сетях люди часто публикуют фотографии своих кошек.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Карлос А. Дрисколл, Джульет Клаттон-Брок; и др. (июнь 2009 г.). «Эволюция домашних кошек; генетические и археологические находки указывают на то, что дикие кошки стали домашними кошками раньше — и в другом месте — чем считалось ранее» . Научный американец .
  2. ^ «Кошки приручили себя: древние ДНК-шоу» . 19 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Клаттон-Брок, Джульетта (1999) [1987]. Естественная история одомашненных млекопитающих (второе изд.). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 138. ИСБН  0-521-63495-4 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Сирлот Дже (1967) [1962]. Словарь символов . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 38.
  5. ^ Мейсон, Иллинойс (1984). Эволюция домашних животных . Прентис Холл Пресс. ISBN  0-582-46046-8 .
  6. ^ Хоуи, М. Олдфилд (2003) [1930]. Кот в «Магии и мифах» . Минеола, Нью-Йорк: Дувр. стр. 58–60. ISBN  9780486431147 . Проверено 26 августа 2013 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж де Врис, Ад (1976). Словарь символов и образов . Амстердам: Издательство Северной Голландии. стр. 85–86 . ISBN  0-7204-8021-3 .
  8. ^ Эйерс, Джонатан (2011). Не стреляйте в альбатросов!: Морские мифы и суеверия . A&C Black, Лондон, Великобритания. ISBN   978-1-4081-3131-2 .
  9. ^ Марк, Джошуа Дж. (17 февраля 2012 г.). «Кошки в древнем мире» . Энциклопедия всемирной истории .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Энгельс, Дональд В. (2001) [1999]. Классические кошки: взлет и падение священного кота . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge. ISBN  0-415-26162-7 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Роджерс, Кэтрин М. (2006). Кот . Лондон, Англия: Книги реакции. стр. 18–20. ISBN  978-1-86189-292-8 .
  12. ^ Плутарх: Adv. на Марре. 44
  13. ^ Плиний 10, 83.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Бидл, Мюриэл (1977). Кот . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 76. ИСБН  978-0671224516 .
  15. ^ «Законы Хивела Дда» . Британская библиотека . Архивировано из оригинала 1 ноября 2016 года . Проверено 21 декабря 2017 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Робертс, Патрик. «Дик Уиттингтон и его кот: миф и реальность» , Fabled Felines, purr-n-fur.org (2008).
  17. ^ Крукшанк, Джордж. История Дика Уиттингтона, лорд-мэра Лондона: с приключениями его кота Банбери, около 1820 г.
  18. ^ "Московский Музей Кошки - MOSCOW CAT MUSEUM" . Moscowcatmuseum.com . Retrieved 21 December 2017 .
  19. ^ Люкко, Анна и Юрки. «Эрмитажные коты» . Русская жизнь . Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 21 декабря 2017 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Гернет, 48 лет.
  21. ^ Перейти обратно: а б Гернет, 122–123.
  22. ^ Дэвиссон, Зак (2017). Кайбё: Сверхъестественные кошки Японии . Chin Music Press Inc. ISBN  978-1634059169 .
  23. ^ Макаланда, Дана (28 октября 2017 г.). « Кайбё: Сверхъестественные кошки Японии»: традиционно жуткие кошачьи» . Джапан Таймс . Проверено 13 июля 2021 г.
  24. ^ Це, Холли (11 апреля 2019 г.). «5 интересных фактов о Манеки Нэко (Коты-Счастливчики или Коты-Удачи)» . Кэтстер . Проверено 12 октября 2019 г.
  25. ^ «Кошки в японской культуре и истории — KCP International» . Kcpinternational.com . 24 февраля 2014 года . Проверено 21 декабря 2017 г.
  26. ^ «Hello Kitty, My Melody, Бадц-Мару и другие персонажи Sanrio на SanrioTown.com» . Санриотаун.com . Архивировано из оригинала 28 августа 2014 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
  27. ^ Гейер, Джорджи Энн (2004). Когда кошки правили как короли: по следам священных кошек . Канзас-Сити, Миссури: Эндрюс МакМил. ISBN  0-7407-4697-9 .
  28. ^ Мину Ривз (2000). Мухаммед в Европе . Издательство Нью-Йоркского университета (NYU). п. 52 . ISBN  0-8147-7533-0 .
  29. ^ Аль-Сахаби, Шамсуддин. «Жизнеописание ар-Рифаи» . Биографии благородных деятелей (на арабском языке) . Проверено 11 ноября 2014 г.
  30. ^ Столл, Сэм (2007). 100 кошек, изменивших цивилизацию: самые влиятельные кошачьи в истории . Причудливые книги. ISBN  978-1-59474-163-0 .
  31. ^ Дикинсон, Эрнест (22 июля 1990 г.). «Все о / Товары для кошек; миллиарды на еду и безделушки в придачу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 марта 2013 г.
  • Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь Китая накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Перевод Х. М. Райта. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-0720-0 .
  • Додж, Аллейн (1949). Девять жизней: выставка кошки в истории и искусстве , Нью-Йорк: Музей декоративного искусства Купер-Юнион, archive.org

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f12a3079832f76e5d3b2acb7c909c5d__1718689620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/5d/7f12a3079832f76e5d3b2acb7c909c5d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cultural depictions of cats - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)