Культурные изображения кошек

Культурное представление о кошках и их отношениях с людьми древнее и насчитывает более 9500 лет. Кошки фигурируют в истории многих народов, являются предметом легенд и любимым предметом художников и писателей.
История
[ редактировать ]Хотя точная история взаимодействия человека с кошками до сих пор неясна, неглубокая могила, обнаруженная в 1983 году на Кипре и датируемая 7500 г. до н. э., в период неолита , содержит скелет человека, церемониально похороненный с каменными орудиями, кусок оксид железа и горсть ракушек. В своей крошечной могиле в 40 сантиметрах (18 дюймах) от человеческой могилы находился восьмимесячный кот, его тело было ориентировано в том же западном направлении, что и человеческий скелет. Кошки не являются местными жителями Кипра. Это свидетельство того, что кошек приручали в то время, когда человечество создавало первые поселения в той части Ближнего Востока, которая известна как Плодородный полумесяц . [1]
Согласно недавнему исследованию, родословная современных кошек берет свое начало примерно в 4500 году до нашей эры и пришла из Европы и Юго-Восточной Азии. Современные кошки происходят от двух основных линий. [2]
Африка
[ редактировать ]Древний Египет
[ редактировать ]
Кошки, известные в Древнем Египте как мау , играли большую роль в древнеегипетском обществе. Они были связаны с богинями Исидой и Бастет . [4] Кошки были священными животными , и богиню Бастет часто изображали в кошачьем облике, иногда принимая воинственный облик львицы. [5] : 220 Убийство кошки было категорически запрещено [3] а греческий историк Геродот сообщает, что всякий раз, когда умирала домашняя кошка, вся семья оплакивала и брила брови. [3] Семьи отвезли своих мертвых кошек в священный город Бубастис . [3] где их бальзамировали и хоронили в священных хранилищах.
Европа
[ редактировать ]В скандинавской мифологии богиня Фрейя ассоциировалась с кошками. Фермеры искали защиты для своего урожая, оставляя на своих полях кастрюли с молоком для особых кошачьих спутников Фрейи, двух серых кошек, которые сражались вместе с ней и тянули ее колесницу. [6]
Фольклор, восходящий еще к 1607 году, рассказывает, что кошка задушит новорожденного, поднеся нос ко рту ребенка и высасывая из него дыхание. [7]
В Соединенных Штатах и Западной Европе черные кошки обычно считаются неудачливыми, а в Соединенном Королевстве они предвещают удачу. [7] В последней стране появление черной кошки в доме или на корабле является хорошим предзнаменованием, а жене моряка следует завести черную кошку для безопасности мужа на море. [7] [8] В других странах считается неудачей, если дорогу перебежит черная кошка; черные кошки ассоциировались со смертью и тьмой. [4] Белые кошки, окрашенные в цвет призраков, в Соединенном Королевстве, наоборот, считаются неудачливыми, а черепаховые кошки – удачливыми. [7] Общеизвестно, что у кошек девять жизней. [7] Это дань уважения их предполагаемой стойкости, иногда очевидному отсутствию инстинкта самосохранения и их кажущейся способности пережить падения, которые были бы фатальными для других животных.
Древняя Греция и Рим
[ редактировать ]
Домашние кошки, вероятно, были впервые завезены в Грецию и южную Италию в пятом веке до нашей эры финикийцами . [9] Самым ранним безошибочным свидетельством того, что у греков были домашние кошки, являются две монеты из Великой Греции, датированные серединой пятого века до нашей эры, на которых изображены Иокаст и Фалантос, легендарные основатели Региона и Тараса соответственно, играющие со своими домашними кошками. [10] : 57–58 [11]

Домашние кошки, похоже, были чрезвычайно редки среди древних греков и римлян; [11] Греческий историк Геродот выразил удивление по поводу домашних кошек в Египте, поскольку он когда-либо видел только диких кошек. [11] Даже в более поздние времена ласки гораздо чаще содержались в качестве домашних животных. [11] а ласки, а не кошки, считались идеальными истребителями грызунов. [11] Обычное древнегреческое слово для обозначения «кошки» было ailouros , что означает «существо с развевающимся хвостом». [10] : 57 [11] но это слово также можно применить к любому из «различных длиннохвостых хищников, содержащихся для ловли мышей». [11] Кошки редко упоминаются в древнегреческой литературе . [11] но Аристотель отмечает в своей «Истории животных» , что «кошки от природы развратны ». [10] : 74 [11] Греческий эссеист Плутарх связывал кошек с чистотой, отмечая, что неестественные запахи могут свести их с ума. [12] Плиний связывал их с похотью, [13] и Эзоп с коварством и хитростью. [7]
Позже греки синкретизировали свою собственную богиню Артемиду с египетской богиней Бастет , переняв ассоциации Бастет с кошками и приписав их Артемиде. [10] : 77–79 В , Овидия «Метаморфозах» когда боги бегут в Египет и принимают звериные формы, богиня Диана (римский эквивалент Артемиды) превращается в кошку. [10] : 79 В конечном итоге кошки вытеснили хорьков в качестве предпочтительного средства борьбы с вредителями, потому что их было приятнее держать в доме, и они с большим энтузиазмом охотились на мышей. [14]
Средний возраст
[ редактировать ]В средние века многие ассоциации Артемиды с кошками были перенесены на Деву Марию . [14] Кошки часто изображаются на иконах Благовещения и Святого Семейства. [14] и, согласно итальянскому фольклору , в ту же ночь, когда Мария родила Иисуса , кошка в Вифлееме родила котёнка. [14]
Викинги использовали кошек в качестве крысоловов и компаньонов.
Старое ирландское стихотворение об авторе (монахе) и его коте Пангуре Бане было найдено в рукописи 9 века . Пангур Бан, «Белый Пангур», — это имя кошки, Пангур означает «сытый». В восьми стихах по четыре строки каждый автор сравнивает счастливую кошачью охоту со своими научными занятиями.
Я и мой кот Пангур Бан,
Перед нами стоит похожая задача:
Охота на мышей – его радость,
Охотясь за словами, я сижу всю ночь.
Средневековый король Уэльса Хиуэл Дда (Добрый) принял закон, запрещающий убийство или причинение вреда кошке. [15]
В средневековом Ипре кошек использовали в зимние месяцы для борьбы с вредителями, наводнившими шерсть, хранившуюся на верхних этажах Суконных рядов (Лакенхолл). В начале весеннего потепления, после продажи шерсти, кошек сбрасывали с колокольни на городскую площадь внизу, что якобы символизировало «убийство злых академиков». В сегодняшнем Kattenstoet (Параде кошек) это было заменено сбрасыванием шерстяных кошек с крыш домов, а люди Средневековья часто сосали шерсть в знак удачи.
Изображения эпохи Возрождения и викторианской эпохи
[ редактировать ]
В эпоху Возрождения кошек часто считали [ нужны разъяснения ] быть ведьм фамильярами знаменитой в Англии (например, Греймалкин , первый фамильяр ведьмы в вступительной сцене «Макбета » ), а во время празднеств иногда [ нужны разъяснения ] сожжены заживо или сброшены со зданий. [ нужна ссылка ]
Кошки стали популярными и вызывающими симпатию персонажами народных сказок, таких как «Кот в сапогах» . [16] Одна английская народная сказка, в которой кошке отведена роль преданного друга, — «Дик Уиттингтон и его кот» , которая была адаптирована для многих сценических произведений, включая пьесы, музыкальные комедии и пантомимы . В нем рассказывается о бедном мальчике 14 века, основанном на реальном Ричарде Уиттингтоне , который становится богатым торговцем и, в конечном итоге, лорд-мэром Лондона из-за крысиных способностей своего кота. Нет никаких исторических свидетельств того, что у Уиттингтона была кошка. [16] В сказке Дик Уиттингтон, бедный сирота, находит работу в большом доме мистера Фицваррена, богатого купца. Его комнатка кишит крысами, Дик заводит кота, который отгоняет крыс. Однажды мистер Фицваррен спросил своих слуг, не хотят ли они отправить что-нибудь на его корабле, отправляющемся в далекий порт, чтобы обменять его на золото. Дик решил продать своего единственного близкого друга, кота. В далеком дворе кот Дика стал героем, прогнав очень неприятных паразитов с королевского двора. Когда корабль Фитцуоррена вернулся, он был нагружен богатствами. Дик был богатым человеком. Он присоединился к мистеру Фицваррену в его бизнесе, женился на его дочери Алисе и со временем стал лорд-мэром Лондона. [17]
Россия
[ редактировать ]
на протяжении веков считались приносящими удачу В отличие от западных стран, кошки в России . Говорят, что владение кошкой и особенно впуск ее в новый дом до переезда людей приносит удачу. [18] Кошки в православии — единственные животные, которым разрешен вход в храмы. Также кошки были неотъемлемым атрибутом русских православных монастырей. По российским законам за убийство кошки назначался огромный штраф, такой же, как за лошадь или быка.
охраняют Эрмитаж со / Зимний дворец Многие кошки постоянно времен правления императрицы Елизаветы Петровны, когда город Казань в Татарстане подарил ей пятерых лучших мышелов для борьбы с проблемой грызунов во дворце. [19] Они жили изнеженной жизнью и даже имели специальную прислугу до Октябрьской революции , после которой о них заботились добровольцы. Теперь о них снова заботятся сотрудники. В современной России в Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть группа кошек. У них есть свой пресс-секретарь, а по музею бродят около 74 кошек обоего пола.

Азия
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Кошки, которые были любимыми домашними животными во времена китайской династии Сун, были длинношерстными кошками для ловли крыс, а также кошками с желто-белой шерстью, называемыми «котами-львами», которых ценили просто как милых домашних животных. [20] [21] Кошек можно было побаловать предметами, купленными на рынке, такими как «кошачьи гнезда», и часто кормили рыбой, которая рекламировалась на рынке специально для кошек. [20] [21]
Япония
[ редактировать ]Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества , как раздел. ( июль 2021 г. ) |

В японском фольклоре кошки часто изображаются как сверхъестественные существа, или кайбё ( кайбё , «странный кот») . [22] [23]
Японские манэки -нэко — статуэтка, которая, как часто полагают, приносит владельцу удачу. Буквально « манящий кот », на английском языке его часто называют «кошкой удачи» или «кошкой удачи». Обычно это сидящая кошка с поднятой и согнутой лапой. Японская легенда гласит, что кот махнул лапой японскому домовладельцу, который был заинтригован этим жестом и пошел ему навстречу. Через несколько секунд в том месте, где раньше стоял домовладелец, ударила молния. [24] Хозяин объяснил свою удачу случайным поступком кота. Символ удачи, поэтому его чаще всего можно увидеть в бизнесе, чтобы привлечь деньги. В Японии взмах руки — это жест «иди сюда», поэтому кошка манит клиентов.
также есть небольшой кошачий храм ( нэко дзиндзя ( 猫神社 ) В центре острова Тасиродзима ) . В прошлом островитяне выращивали тутового шелкопряда для получения шелка, а кошек держали, чтобы снизить популяцию мышей (поскольку мыши являются естественными хищниками шелкопряда). Рыбалка с помощью фиксированной сети была популярна на острове после периода Эдо, и рыбаки из других районов приезжали и оставались на острове на ночь. Кошки ходили в гостиницы, где останавливались рыбаки, и выпрашивали объедки. Со временем рыбаки полюбили кошек и внимательно наблюдали за ними, интерпретируя их действия как предсказания погоды и поведения рыбы. Однажды, когда рыбаки собирали камни для использования в стационарных сетях, случайный камень упал и убил одну из кошек. Рыбаки, сожалея о потере кота, закопали его и поместили в этом месте на острове.
Однако это не единственный кошачий храм в Японии. Другие включают Намбудзиндзю в префектуре Ниигата и один на въезде в город Киотанго в Киото . [25]
Еще одна японская легенда о кошках — некомата : когда кошка доживает до определенного возраста, у нее вырастает еще один хвост, и она может встать и говорить на человеческом языке.
Hello Kitty , созданная Юко Ямагути , является иконой современного кота. Этот персонаж дебютировал в 1974 году и с тех пор стал основным продуктом японской культуры; товар доступен по всему миру. По словам Sanrio , официального лицензиара, дизайнера и производителя товаров Hello Kitty, персонаж представляет собой мультяшную версию маленькой девочки. В своей вымышленной жизни она родом из предместья Лондона и является частью вселенной Санрио. [26]
ислам
[ редактировать ]Хотя ни один вид животных не является священным в исламе, мусульмане почитают кошек . Некоторые западные писатели утверждали, что у Мухаммеда был любимый кот Муэза . [27] Сообщается, что он так любил кошек, что «предпочитал обходиться без плаща, чтобы не беспокоить спящего на нем». [28] Эта история не имеет происхождения от ранних мусульманских писателей и, похоже, путает историю более позднего суфийского святого Ахмеда ар-Рифаи , жившего спустя столетия после Мухаммеда. [29]
Современная культура
[ редактировать ]
Кошки также занимают видное место в современной культуре. Например, кошка по имени Мимси использовалась MTM Enterprises в качестве талисмана, а на ее логотипе изображена пародия на льва MGM . [30] К 1990 году газета New York Times сообщила, что кошки стали самым популярным предметом, изображаемым на подарочных изделиях (таких как подставки, салфетки, украшения и подставки для книг), и что около 1000 магазинов в Соединенных Штатах не продавали ничего, кроме предметов, связанных с кошками. . [31]
В Интернете кошки часто появляются в качестве мемов и другого юмора; а в социальных сетях люди часто публикуют фотографии своих кошек.
Другой
[ редактировать ]- В кельтской мифологии кот -ситх — это сказочный кот, ситх или сидхе (оба произносятся как «ши»), что означает фея.
- В католичестве покровительницей кошек является святая Гертруда Нивельская .
- « Кошачий дуэт» ( Duetto buffo di Due Gatti ), приписываемый Россини , — популярное произведение для двух сопрано , «лирика» которого целиком состоит из повторяющегося слова «миау» (« мяу »).
См. также
[ редактировать ]- Список вымышленных кошек
- Список отдельных кошек
- Ягуары в мезоамериканских культурах
- Лев (геральдика)
- Культурные изображения собак
- Корабельный кот
- Шасти
- Кошки и Интернет
Примечания
[ редактировать ]- ^ Карлос А. Дрисколл, Джульет Клаттон-Брок; и др. (июнь 2009 г.). «Эволюция домашних кошек; генетические и археологические находки указывают на то, что дикие кошки стали домашними кошками раньше — и в другом месте — чем считалось ранее» . Научный американец .
- ^ «Кошки приручили себя: древние ДНК-шоу» . 19 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клаттон-Брок, Джульетта (1999) [1987]. Естественная история одомашненных млекопитающих (второе изд.). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 138. ИСБН 0-521-63495-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Сирлот Дже (1967) [1962]. Словарь символов . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 38.
- ^ Мейсон, Иллинойс (1984). Эволюция домашних животных . Прентис Холл Пресс. ISBN 0-582-46046-8 .
- ^ Хоуи, М. Олдфилд (2003) [1930]. Кот в «Магии и мифах» . Минеола, Нью-Йорк: Дувр. стр. 58–60. ISBN 9780486431147 . Проверено 26 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж де Врис, Ад (1976). Словарь символов и образов . Амстердам: Издательство Северной Голландии. стр. 85–86 . ISBN 0-7204-8021-3 .
- ^ Эйерс, Джонатан (2011). Не стреляйте в альбатросов!: Морские мифы и суеверия . A&C Black, Лондон, Великобритания. ISBN 978-1-4081-3131-2 .
- ^ Марк, Джошуа Дж. (17 февраля 2012 г.). «Кошки в древнем мире» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Энгельс, Дональд В. (2001) [1999]. Классические кошки: взлет и падение священного кота . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge. ISBN 0-415-26162-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Роджерс, Кэтрин М. (2006). Кот . Лондон, Англия: Книги реакции. стр. 18–20. ISBN 978-1-86189-292-8 .
- ^ Плутарх: Adv. на Марре. 44
- ^ Плиний 10, 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бидл, Мюриэл (1977). Кот . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 76. ИСБН 978-0671224516 .
- ^ «Законы Хивела Дда» . Британская библиотека . Архивировано из оригинала 1 ноября 2016 года . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Робертс, Патрик. «Дик Уиттингтон и его кот: миф и реальность» , Fabled Felines, purr-n-fur.org (2008).
- ^ Крукшанк, Джордж. История Дика Уиттингтона, лорд-мэра Лондона: с приключениями его кота Банбери, около 1820 г.
- ^ "Московский Музей Кошки - MOSCOW CAT MUSEUM" . Moscowcatmuseum.com . Retrieved 21 December 2017 .
- ^ Люкко, Анна и Юрки. «Эрмитажные коты» . Русская жизнь . Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гернет, 48 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Гернет, 122–123.
- ^ Дэвиссон, Зак (2017). Кайбё: Сверхъестественные кошки Японии . Chin Music Press Inc. ISBN 978-1634059169 .
- ^ Макаланда, Дана (28 октября 2017 г.). « Кайбё: Сверхъестественные кошки Японии»: традиционно жуткие кошачьи» . Джапан Таймс . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Це, Холли (11 апреля 2019 г.). «5 интересных фактов о Манеки Нэко (Коты-Счастливчики или Коты-Удачи)» . Кэтстер . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Кошки в японской культуре и истории — KCP International» . Kcpinternational.com . 24 февраля 2014 года . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ «Hello Kitty, My Melody, Бадц-Мару и другие персонажи Sanrio на SanrioTown.com» . Санриотаун.com . Архивировано из оригинала 28 августа 2014 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Гейер, Джорджи Энн (2004). Когда кошки правили как короли: по следам священных кошек . Канзас-Сити, Миссури: Эндрюс МакМил. ISBN 0-7407-4697-9 .
- ^ Мину Ривз (2000). Мухаммед в Европе . Издательство Нью-Йоркского университета (NYU). п. 52 . ISBN 0-8147-7533-0 .
- ^ Аль-Сахаби, Шамсуддин. «Жизнеописание ар-Рифаи» . Биографии благородных деятелей (на арабском языке) . Проверено 11 ноября 2014 г.
- ^ Столл, Сэм (2007). 100 кошек, изменивших цивилизацию: самые влиятельные кошачьи в истории . Причудливые книги. ISBN 978-1-59474-163-0 .
- ^ Дикинсон, Эрнест (22 июля 1990 г.). «Все о / Товары для кошек; миллиарды на еду и безделушки в придачу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 марта 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь Китая накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Перевод Х. М. Райта. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0720-0 .
- Додж, Аллейн (1949). Девять жизней: выставка кошки в истории и искусстве , Нью-Йорк: Музей декоративного искусства Купер-Юнион, archive.org
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Кот и человеческое воображение» Кэтрин М. Роджерс; Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 1998. ISBN 9780472108268 .
- «Почтение и оскорбление: полная история домашней кошки» , автор: Л. А. Воселль; Публикации великих кошек: 2016.