Олень в мифологии
Олени играют важную роль в мифологии различных народов, проживающих по всему миру, например, объект , объект героических поисков поклонения, воплощение божеств и поступков или магическая маскировка или чары / проклятие для принцесс и принцев во многих народах. и сказки .
Олень также символизирует связь со сверхъестественным , Потусторонним миром или царством фей, например, будучи посланником или фамильяром сущности . [1]
В народных и сказках
[ редактировать ]Олень или лань (олениха) обычно появляется в сказках. [2] как образ принцессы, очарованной злой феей или ведьмой, [3] такие как «Белая лань» (французская сказка) и «Очарованный олень» (шотландская сказка), [4] или проклятие трансформации, под которое попадает мужской персонаж. Иногда он представляет собой маскировку, которую принц надевает, чтобы сбежать или достичь цели, например, «Что Роза сделала с Кипарисом» (персидская сказка). Типы сказок, включающие превращение в оленя или лань, - это ATU 401, «Принцесса, превратившаяся в оленя». [5] и ATU 450, «Брат и сестра» (родственник мужского пола превратился в оленя; см.: Брат и сестра , немецкая сказка; Золотой олень , румынская сказка). [6]
Олень также появляется как помощник, например, в итальянской сказке « Танцующая вода», «Поющее яблоко» и «Говорящая птица» как приемная мать для подвергшихся воздействию детей-близнецов; или в португальской сказке « Лань золотого яблока » - говорящее животное, которое дарит герою титульное золотое яблоко. Также может предстать как замаскированный противник (огр, колдун), например, в «Очарованной лани» (итальянская литературная сказка ), или как злобная соблазнительница, например, в индийской сказке «Сын семи королев» , собранной Джозефом. Джейкобс . [7]
Олень также появляется как персонаж в баснях о животных , например, «Олень без сердца» (индийская басня) и «Олень у пруда» (приписывается Эзопу ). Другое оленье животное, олень, фигурирует в этиологической сказке из Бразилии ( Почему Тигр и Олень ненавидят друг друга ). [8]
Существует также китайский короткометражный фильм, снятый Ink Wash Animation в 1963 году, под названием «Девушка-олень», основанный на мифологии о белой лани, которая родила девочку после того, как выпила божественную воду.
буддизм
[ редактировать ]В одной из сказок Джатаки Будда перевоплотился в образ оленя. Эта история имеет множество воплощений и названий сама по себе: например, «История Руру Дира», [9] «Золотой олень», [10] и китайский мультфильм « Девятицветный олень ». История возникла в Индии примерно в IV веке до нашей эры. [11] Повествование восхваляет достоинства сострадания , сочувствия и кармы .
Селтик
[ редактировать ]У островных кельтов есть истории о сверхъестественных оленях, оленях, связанных с духовными фигурами, а также о духах или божествах, которые могут принимать форму оленей.
В некоторых шотландских и ирландских сказках олени рассматриваются как «сказочный скот», их пасет и доит заботливая , доброжелательная, потусторонняя женщина (например, бобовая Сидхе или, в других случаях, богиня Флидис ), которая может принимать форму животного. рыжий или белый олень. [12] В Западном Хайленде эта женщина из потустороннего мира выбирает отдельного оленя, которого убьют на охоте на следующий день. [13]
В Ирландии Кайлиах Бхеара («Старуха из Медведя»), живущая на острове у побережья графства Корк, принимает облик оленя, чтобы избежать поимки, и пасет своих оленей на берегу. Полуостров Беар также ассоциируется с островами в западном море, которые являются землями мертвых. [14] Другие кельтские мифологические персонажи, такие как Оисин и Садхб, также имеют связь с оленями.
Цернуннос — мифологическая фигура в континентальной кельтской мифологии и, возможно, одна из фигур, изображенных на котле Гундеструпа . оленьи рога На макушке у него . Его роль в религии и мифологии неясна, так как о нем нет особых историй.
Европейский фольклор
[ редактировать ]Средневековые художественные произведения иногда содержат существование белого оленя или оленя как сверхъестественного или мистического существа в рыцарских поисках (мотив «Охота на белого оленя», например, в Лаи Гигемара ) . [15] ) [16] [17] и в некоторых частях знаний о короле Артуре , [18] [19] например, в средневековой поэме Эрека и Эниде . [20]
Сообщается, что Святой Жиль , католический святой, особенно почитаемый на юге Франции, в течение многих лет жил отшельником в лесу недалеко от Нима , где в величайшем одиночестве он провел много лет, а его единственным спутником был олень или лань. , которая в некоторых историях поддерживала его своим молоком. В искусстве его часто изображают вместе с этой ланью.
Фигура оленя в легенде об основании Ле-Пюи-ан-Веле , где христианская церковь заменила мегалитический дольмен, обладающий, как говорят, целительной силой. Местная традиция вновь посвятила целебные свойства священного места Марии, которая лечила недуги при контакте со стоящим камнем. Когда епископ-основатель Воси поднялся на холм, он обнаружил, что в июле он был покрыт снегом; в снегопаде следы оленя вокруг дольмена очертили фундамент будущей церкви.
Святой Губертус (или «Губерт») — христианский святой, покровитель охотников, математиков, оптиков и мастеров по металлу, которого использовали для лечения бешенства. Легенда о святом Губерте касалась явления оленя с распятием между рогами, что привело к обращению мирского и аристократического Губерта к святой жизни.
В истории святого Губерта утром Страстной пятницы, когда верующие толпились в церквях, Губертус отправился в погоню. Когда он преследовал великолепного оленя, животное повернулось, и, как повествует благочестивая легенда, он был изумлен, увидев распятие, стоящее между его рогами, что вызвало перемену в его сердце, которая привела его к святой жизни. История оленя впервые появляется в одном из более поздних легендарных житий ( Bibliotheca hagiographica Latina , №№ 3994–4002) и была заимствована из более ранней легенды о святом Евстафии (Плациде).
Позже, в VI веке, епископ Святой Григорий Турский написал свои хроники о правителях Меровингов. Historia Francorum содержит легенду о короле Хлодвиге I , который молился Христу во время одной из своих кампаний, чтобы найти место, чтобы пересечь реку Вьен. Появление огромного оленя, которое считалось божественным знаком, показало, куда может пройти армия.
В 14 веке, вероятно, сохраняя некоторую связь с легендой о Святом Евстафии, олень снова появляется в христианской легенде. В Chronicon Pictum есть история, в которой будущий король Венгрии Святой Ладислав I и его брат, король Венгрии Геза I, охотились в лесу, и им явился олень с многочисленными свечами на рогах. Святой Владислав сказал брату, что это был не олень, а ангел Божий, а рога у него были крыльями; свечи сияли перьями. Он также заявил о намерении построить собор в честь Пресвятой Богородицы на месте появления оленя. [21]
германский
[ редактировать ]На англосаксонском изображен королевском скипетре, найденном на месте захоронения Саттон-Ху в Англии, вертикальный олень с рогами. В древнеанглийской поэме «Беовульф » большая часть первой части истории сосредоточена на событиях, связанных с большим медовым залом под названием Хеорот , что означает «Зал Харта » .
В » Поэтической Эдды стихотворении «Гримнисмал четыре оленя Иггдрасиля описаны как питающиеся мировым деревом Иггдрасиль , а в стихотворении далее говорится, что олень Эйктюрнир живет на вершине Валгаллы . В «Прозаическая Эдда» книге Gylfaginning бог Фрейр однажды убил Бели рогом. В «Þiðrekssaga» Сигурд представлен вскормленным ланью.
Энди Орчард предполагает связь между оленем Эйктюрниром на вершине Валгаллы, изображениями оленя, связанными с Хеоротом, и скипетром Саттон-Ху. [22] Сэм Ньютон идентифицирует и точильный камень Саттон-Ху, и зал Хеорот как ранние английские символы королевской власти. [23] Рудольф Симек говорит, что «не совсем ясно, какую роль играл олень в германской религии», и предполагает, что «культ оленя, вероятно, был каким-то образом связан с наделением Одином королевским достоинством». [24]
Греческий
[ редактировать ]В греческой мифологии олень особенно связан с Артемидой в ее роли девственной охотницы. Актеон , увидев обнаженную фигуру Артемиды, купающейся в заводи, был превращен Артемидой в оленя, которого растерзали его собственные собаки. Каллимах в своем остроумном «Гимне III Артемиде» упоминает оленя, упряжившего колесницу Артемиды:
- в золотых доспехах и поясе, ты запрягал золотую колесницу, обуздал оленей золотом.
Одним из подвигов Геракла было поймать церинейскую лань , посвященную Артемиде, и ненадолго доставить ее своему покровителю, а затем повторно посвятить ее Артемиде. Поскольку в Греции не было известно олене с рогами, история предполагает наличие северного оленя, которого, в отличие от других оленей, можно запрягать и чьи самки имеют рога. Миф связан с Гипербореей , северной землей, которая могла бы стать естественной средой обитания оленей. Сын Геракла Телеф был выставлен в младенчестве на склонах Тегеи, но его вскормила лань.
В греческих мифах несколько фигур превратились в оленей. Самый известный среди них — охотник Актеон , который однажды случайно наткнулся на Артемиду, когда она купалась обнаженной. Артемида превратила его в оленя, чтобы он никогда не мог рассказать, что видел. Актеон бросился прочь, но его преследовали собственные охотничьи собаки, не узнавшие своего хозяина. Собаки поймали его и сожрали. В некоторых версиях мифа Актеон намеренно пытался напасть на богиню.
Среди других — Арге , смертная охотница, которая утверждала, что, хотя олень, за которым она гонялась, был таким же быстрым, как Солнце, в конце концов она его поймает. Гелиос, бог Солнца, обиделся на ее слова и превратил ее в лань. Еще две женщины были превращены в ланей, обе от рук Артемиды; первая Тайгета , чтобы она могла избежать любовных ухаживаний Зевса , и вторая Титанида , девушка из собственной свиты Артемиды, навлекшая на себя гнев богини.
индуизм
[ редактировать ]В индуистской мифологии Айтарейя Упанишада сообщает нам, что богиня Сарасвати принимает форму благородного оленя по имени Рохит. Сарасвати — богиня учения, поэтому образованные люди используют оленьую шкуру в качестве одежды и циновок, на которых сидят. Золотой олень играет важную роль в эпосе Рамаяна . Находясь в изгнании в лесу, Сита жена Рамы видит золотого оленя и просит Раму и Лакшману достать его для нее. Олень на самом деле является ракшасом по имени Марича замаскированным . Марича принимает эту форму, чтобы выманить Раму и Лакшману от Ситы, чтобы его племянник Равана мог похитить ее. [ нужна ссылка ]
В индуистском эпосе «Махабхарата принимает облик » риши Киндама оленя-самца.
Южно-индийские иконы индуистского бога Шивы могут быть изображены с оленем в руке. В иконографии нищенствующей формы Шивы Бхикшатаны олень игриво прыгает возле руки бога, держащего траву. Олень также появляется на иконах другой формы Канкаламурти , который изображается похожим на Бхикшатану.
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме фигура Харинеймеши (считающаяся той же фигурой в индуистских источниках, называемой Найгамеша, часто изображаемой с головой козла), которая связана с переносом эмбриона Махавиры , иногда изображается с головой оленя. [25]
хеттский
[ редактировать ]Оленя почитали вместе с быком в Аладжа-Хёюке , а в хеттской мифологии он продолжался как божество-защитник, имя которого записано как д КАЛ . Другие хеттские боги часто изображались стоящими на спинах оленей, например, Курунта или другое анатолийское ( лувийское ) божество Рунтия . У оленя также было давнее соперничество с горами в хеттской мифологии.
Уичоль
[ редактировать ]Для народа Уичоль в Мексике: [26] «Волшебный олень» представляет собой как силу кукурузы, поддерживающую тело, так и силу кактуса пейот, питающую и просвещающую дух. Такие животные, как орел, ягуар, змея и олень, имеют большое значение для культуры коренных народов Мексики. Однако для каждой группы одно из этих животных имеет особое значение и наделяет племя некоторыми своими качествами.
Для уичоли эту интимную роль играет олень. Характер уичоли легкий, гибкий и юмористический. Они избегали открытой войны, не сражались ни с испанским, ни с мексиканским правительствами, но придерживались своих собственных традиций. Уичоли охотятся и приносят в жертву оленей во время своих церемоний. Они приносят подношения Оленю Кукурузы, чтобы он заботился об их урожаях, и Оленю Пейота, чтобы дать им духовное руководство и творческое вдохновение.
венгерский
[ редактировать ]В венгерской мифологии Хунор и Магор , родоначальники мадьярских народов , преследовали на охоте белого оленя. Олень повел их в неизвестную землю, которую они назвали Скифией . Хунор и Магор заселили Скифию своими потомками гуннами и мадьярами. По сей день важной эмблемой Венгрии является многорогий олень с головой, повернутой назад через плечо. [27]
тюркский
[ редактировать ]ассоциируется с мудростью, ловкостью, плодородием и сверхъестественными способностями Олень в тюркской мифологии . В некоторых раннетюркских гробницах были найдены фигурки оленей. [28]
В Османской империи , а точнее в западной части Малой Азии и Фракии, культ оленя, по-видимому, был широко распространен и жив, без сомнения, в результате встречи и смешения тюркских языков с местными традициями. Известный случай - святой человек 13-го века Гейклю Баба (то есть «отец-олень»), который жил со своими оленями в горных лесах Бурсы и давал коровье молоко своему коллеге. Материал в османских источниках не скуден, но он довольно разрознен и очень краток, что не позволяет нам получить четкое представление о соответствующих обрядах. [29]
иудаизм
[ редактировать ]Колено Неффалима носило на своем племенном знамени оленя и поэтически описывалось как лань в « Благословении Иакова» .
В еврейской мифологии , как описано в Вавилонском Талмуде в Хуллине 59б: 2, однорогий олень по имени Кереш ( קרש ). [30] Говорят, что в Хуллине 59а он живет в Бе-Иллахе ( בי עילאי ), лесу, полном необычных животных.
курдский
[ редактировать ]Символ оленя также встречается в древних курдских легендах . Курды до сих пор верят, что если они убьют оленя, это принесет им неудачу. Они думают об этом животном как о святом, принадлежащем Богу. Они используют его также как национальный символ. В настоящее время региональное правительство Курдистана запрещает охоту и убийство оленей.
коренной американец
[ редактировать ]В индейской мифологии есть история о женщине-олене , легендарном существе, связанном с любовью и плодородием.
Оккультизм
[ редактировать ]Дух Фурфур в « Гоэтии» изображается в виде оленя или крылатого оленя.
Классическая музыка
[ редактировать ]В 1914 году венгерский композитор Бела Барток собрал две венгерские (секейские) колинды в Трансильвании . Это история об отце, который научил своих девятерых сыновей только охоте, поэтому они ничего не знают о работе и проводят все свое время в лесу. Однажды, охотясь на большого и красивого оленя, они пересекают мост с привидениями и сами превращаются в оленей. Огорченный отец берет винтовку и отправляется на поиски пропавших сыновей. Обнаружив группу прекрасных оленей, собравшихся вокруг источника, он падает на одно колено и прицеливается. Самый крупный олень (старший сын) умоляет отца не стрелять. Отец, узнав своего любимого сына в образе оленя, умоляет детей вернуться домой. Тогда олень отвечает, что они никогда не смогут вернуться домой: их рога не могут пройти через дверные проемы, и они больше не могут пить из чашек, а только из прохладных горных источников. Барток подготовил венгерское либретто и в 1930 году положил эту сказку на музыку в своей «Кантате Профана» . Впервые он был исполнен в Лондоне в 1934 году в английском переводе.
скифский
[ редактировать ]Скифы скифском испытывали определенное почтение к оленю, который является одним из наиболее распространенных мотивов в искусстве . Возможно, считалось, что быстрое животное ускоряло путь духов умерших, что, возможно, объясняет любопытные рогастые головные уборы, найденные на лошадях, похороненных в Пазырыке ( иллюстрация вверху этой статьи ).
славянский и уральский
[ редактировать ]В славянских сказках — Златорогий олень крупный олень с золотыми рогами.
Золотой или серебряный олень / лось был популярным народным персонажем на Урале в XVIII веке. [31] Ходили легенды о мифическом существе по имени Серебряный Олень, также известном как лось Золотые Рога и козел Серебряное Копытце . [32]
синтоизм
[ редактировать ]Олени считаются посланниками богов в синтоизме , особенно в храме Касуга в префектуре Нара, прибыл белый олень куда из храма Касима в качестве своего божественного посланника. Он стал символом города Нара . Олени в храме Ицукусима , расположенном в Миядзиме, Хиросима , также священны как божественные посланники. В различных частях северо-восточной Японии танец оленей под названием «Сиси-одори» традиционно исполнялся как ежегодный синтоистский ритуал. [33]
Тупи-Гуарани
[ редактировать ]В Бразилии существует местная легенда об Анханге (Анханга). Анханга в тупи-гуарани: анхан + анга = бежать + душа (или гений). [34] Считается, что это белый олень с красными глазами и защитник всех животных в лесу. Анханга может превращаться в человека, а иногда и в других животных.
Искусственная мифология
[ редактировать ]У Квинта Сертория , когда он был полководцем в Лузитании , был ручной белый олень, которого он вырастил почти с рождения. Играя на суевериях местных племен, он рассказал им, что его подарила ему богиня Диана ; приписывая животному все свои разведывательные сводки, он убедил местных жителей, что оно обладает даром пророчества. (См. главу «Жизнеописание Сертория» Плутарха и Плиния Старшего об оленях [NH, VIII.50])
Названию корабля сэра Фрэнсиса Дрейка « Золотая лань » иногда приписывают мифологическое происхождение. Тем не менее, Дрейк фактически переименовал свой флагман в середине путешествия в 1577 году, чтобы польстить своему покровителю сэру Кристоферу Хаттону , чьи гербы включали герб «лань Ор ». В геральдике «лань» — лань .
Красноносый олень Рудольф , как и остальные олени Санта-Клауса , возникли как вымышленные, но стали неотъемлемой частью западных праздничных легенд.
В фильме «Оставь мир позади» в фильме несколько раз появляются большие стада оленей, наблюдающие за людьми, выжившими после катастрофического события. Олени ведут одного персонажа в безопасное убежище и следуют за другими главными героями, пока их не пугают крики людей. По словам Клея, одного из главных героев, видеть оленей — «хорошее предзнаменование. По крайней мере, согласно мезоамериканской мифологии».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Огл, МБ (1916). «Эпизод с мальчишником-посыльным». Американский журнал филологии . 37 (4): 387–416. дои : 10.2307/849691 . JSTOR 849691 .
- ^ Хаггерти Краппе, Александр (1940). «По сказке Густаво Адольфо Беккера «Белая корза»» (PDF) . Испаноязычный бюллетень . 42 (3): 237–240. дои : 10.3406/hispa.1940.2885 .
- ^ Фельтен, Гарри В. (1930). «Сказка о девочке-олене во французском фольклоре» (PDF) . Румыния . 56 (222): 282–288. дои : 10.3406/roma.1930.3994 .
- ^ Ланг, Эндрю. Книга сиреневых сказок . Лондон; Нью-Йорк: Лонгманс, Грин. 1910. стр. 151–161.
- ^ Аарне, Антти; Томпсон, Стит. Виды народной сказки: классификация и библиография . Стипендиаты по фольклору FFC no. 184. Хельсинки: Academia Scientiarum Fennica, 1961. с. 131.
- ^ Аарне, Антти; Томпсон, Стит. Виды народной сказки: классификация и библиография . Стипендиаты по фольклору FFC no. 184. Хельсинки: Academia Scientiarum Fennica, 1961. с. 152.
- ^ Джейкобс, Джозеф. Индийские сказки . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. 1892. стр. 115–126.
- ^ Иллс, Элси Спайсер. Сказки из Бразилии: Как и почему сказки из бразильского фольклора . Додд, Мид и компания. 1917. С. 61-69.
- ^ «Национальный центр искусств Индиры Ганди» .
- ^ «Золотой олень» . МысльКо . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ Сияющий олень . Огаста, Мэн: Проект школы Сиддхартхи. 2012. ISBN 978-0-9821274-1-4 .
- ^ Маккей, Дж. Г. (1932). «Культ оленей и культ богини-олени древних каледонцев». Фольклор . 43 (2): 144–174. дои : 10.1080/0015587X.1932.9718435 . JSTOR 1256538 . ; Маккей (стр. 149) указывает, что обычный термин для великанши, бан-фуамхайр , людоедка-людоедка, никогда не применяется к « Старухе ».
- ^ Дж. Ф. Кэмпбелл из Исалая, Популярные сказки Западного Хайленда , II, вып. 27, отмечено Маккеем 1932:150.
- ^ «Погоня за Беном Гулбином» (Маккей1932:151).
- ^ Брук, Лесли К. (1987). «Гигемар и белая лань». Средний Эвум . 56 (1): 94–101. дои : 10.2307/43629066 . JSTOR 43629066 .
- ^ Иллингворт, Р.Н. (1988). «Структурное переплетение в премьерах Ли « » Кретьена Эрека и Эниды ». Neuphilologische Mitteilungen . 89 (3): 391–405. JSTOR 43343878 .
- ^ Туми, Майкл В. (2007). «Приятное приключение и застенчивое повествование в «Lanceloet en het Hert Met de Witte Voet» ». Артуриана . 17 (1): 95–108. дои : 10.1353/арт.2007.0057 . JSTOR 27870828 . S2CID 162258561 .
- ^ Котрейт, Рене (1972). «Серджио Сигада, Средневековая легенда о Серсо Бланко и истоках «бретонского матьера» » . Испанский бюллетень . 74 (3): 506–508.
- ^ Бромвич, Рэйчел (1961). «Кельтские династические темы и Бретонские песни». Кельтские этюды . 9 (2): 439–474. дои : 10.3406/ecelt.1961.1476 .
- ^ де Труа, Кретьен (2000). «Охота на белого оленя» . Эрек и Эниде . Издательство Университета Джорджии. стр. 2–11. ISBN 978-0-8203-2146-2 . JSTOR j.ctt46n65j.6 .
- ^ Дюрчак, Дж., Пото Дж. (редактировать). (2004). Способная хроника. Венгрия: Осирис.
- ^ Орчард (1997:82 и 92).
- ^ Ньютон, Сэм. Происхождение Беовульфа стр.31
- ^ Симек (2007:70).
- ^ Ричард Темпл; Девадатта Бхандаркар, ред. (1922). «Индийский антиквар» . Индийский антиквар: журнал восточных исследований . 51 . Корнелльский университет : 107 . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Барбара Г. Майерхофф, «Комплекс символов олень-кукуруза-пейот среди индейцев уичоль в Мексике», Anthropological Quarterly 43.2 (апрель 1970 г.), стр. 64–78.
- ^ Мэтьюз, Джон и Кейтлин (2005). Элементная энциклопедия мифических существ . ХарперЭлемент. п. 435.
- ^ Кото, Корай (28 марта 2023 г.). «Символика оленя в мифологии: священный олень в мировых культурах» . УЛУКАИН англ . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ Лабан Каптейн, Конец времен и Антихрист , с. 32 и след. Лейден 1997. ISBN 90-73782-90-2 ; Лабан Каптейн (редактор), Ахмед Биджан Языджиоглу, Дюрр-и Мекнун. Критическое издание с комментариями , §§ 7.53; 14 136–14 140. Аш 2007. ISBN 978-90-902140-8-5
- ^ «Чуллин 59б:2» . www.sefaria.org .
- ^ Shvabauer, Nataliya (10 January 2009). "Типология фантастических персонажей в фольклоре горнорабочих Западной Европы и России" [The Typology of the Fantastic Characters in the Miners' Folklore of Western Europe and Russia] (PDF) . Dissertation (in Russian). The Ural State University. p. 65. Archived from the original (PDF) on 26 November 2015 . Retrieved 25 November 2015 .
- ^ Бажов, Павел (2021). У старого рудника [ By the Old Mine ] (in Russian). Litres. ISBN 978-5-457-07354-8 . [ нужна страница ]
- ^ Сиши-Одори (Танец оленей) (По всему Иватэ) Поездка в Иватэ
- ^ «Значение Анханги» .
Ссылки
[ редактировать ]- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анджелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр ISBN 0-85991-513-1
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блюменталь, Сьюзен (1990). «Пятнистый скот и олени: духовные наставники и символы выносливости и исцеления в« церемонии » ». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 14 (4): 367–377. дои : 10.2307/1184963 . JSTOR 1184963 .
- Кертис, Марта Э. (1952). «Черный медведь и белохвостый олень как мощные факторы в фольклоре индейцев меномини». Фольклор Среднего Запада . 2 (3): 177–190. JSTOR 4317341 .
- Фитцхью, Уильям В. (2009). «Каменные шаманы и летающие олени Северной Монголии: оленья богиня Сибири или степная химера?». Арктическая антропология . 46 (1/2): 72–88. дои : 10.1353/arc.0.0025 . JSTOR 40645464 . S2CID 55632271 .
- Фомин, Максим (2018). «Охота на оленя в кельтском и индоевропейском мифологическом контексте». В Лайл, Эмили (ред.). Кельтский миф в XXI веке: боги и их истории в глобальной перспективе . Университет Уэльса. стр. 73–87. ISBN 978-1-78683-205-4 .
- Франкфор, Анри-Поль (1993). «Эстер Джейкобсон, богиня-оленя древней Сибири» . Азиатское искусство . 48 (1): 161–163.
- Геддес, Артур (1951). «Шотландские гэльские сказки о выпасе оленей или оленеводческих традициях среды обитания и отгонном выпасе полуодомашненных оленей, а также о расовом соперничестве». Фольклор . 62 (2): 296–311. дои : 10.1080/0015587X.1951.9718039 . JSTOR 1257598 .
- Китагава, Чиори (2008). «Статус лани в Древнем Египте: автохтонный или интродуцированный?» . MOM-издания . 49 (1): 541–552.
- Лоер, Макс (1955). «Образ оленя в Скифии и на Дальнем Востоке». Архивы Общества китайского искусства Америки . 9 : 63–76. JSTOR 20066973 .
- Матеффи, А. (2017). « Чудесный олень (ATU 401): добуддийский элемент культурного субстрата Внутренней Азии в тибетской космологии ». В: Матеффи А., Сабадос Ги. и Черней Т. (ред.) Шаманство и мифология: архаические методы экстаза и современные методы исследования. В честь Михая Хоппала, отмечающего его 75-летие. Будапешт: Венгерское общество религиоведения. стр. 337–349.
- Маккей, Дж. Г. (1932). «Культ оленей и культ богини-олени древних каледонцев». Фольклор . 43 (2): 144–174. дои : 10.1080/0015587X.1932.9718435 . JSTOR 1256538 .
- Михайлова, Натали (20 декабря 2006 г.). «Культ оленей и «шаманы» в охотничьем обществе» . Археология Балтика . 7 : 187–198.
- Огл, МБ (1916). «Эпизод с мальчишником-посыльным». Американский журнал филологии . 37 (4): 387–416. дои : 10.2307/849691 . JSTOR 849691 .
- Пшмадт, Карл. Сказка о преследуемом олене . Грайфсвальд: гравюра Дж. Абеля, 1911 г.
- Раппенглюк, Майкл А. (20 декабря 2008 г.). «След за небесным оленем – древний мотив и его астрономическая интерпретация в разных культурах» . Археология Балтика . 10 : 62–65.
- Солецки, Ральф (1982). «Ритуальное захоронение оленя среднего палеолита в пещере Нахр Ибрагим, Ливан» . MOM-издания . 12 (1): 47–56.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с мифологическим оленем, на Викискладе?