Телефус

В греческой мифологии Телеф ( / ˈ t ɛ l ɪ f ə s / ; греческий : Τήλεφος , Tēlephos , «далеко сияющий») [2] сыном Геракла и Авги , которая была дочерью царя Алея Тегейского был . Он был усыновлен Тевтрасом , царем Мисии в Малой Азии , которого он сменил на посту царя. Телеф был ранен Ахиллом, когда ахейцы пришли в его царство, чтобы разграбить Трою и вернуть Елену обратно в Спарту , а позже исцелился Ахиллом. Он был отцом Эврипила , который сражался вместе с троянцами против греков в Троянской войне . История Телефа была популярна в древнегреческой и римской иконографии и трагедии . Имя и мифология Телефа, возможно, произошли от хеттского бога Телепину . [3]
От рождения до взрослой жизни
[ редактировать ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Матерью Телефа была Авгия , дочь Алея , царя Тегеи , города в Аркадии , на Пелопоннесе материковой Греции. Его отцом был Геракл , который соблазнил или изнасиловал Ож, жрицу Афины. Когда Алеус узнал об этом, он попытался избавиться от матери и ребенка, но в конце концов оба оказались в Малой Азии при дворе Тевтра , царя Мисии , где Телеф был усыновлен как наследник бездетного царя.
Существовало три версии того, как Телеф, сын аркадской принцессы, стал наследником мизийского царя. [5] В самом старом из сохранившихся рассказов Ог отправляется в Мисию, его воспитывает Тевтрас как дочь, и там рождается Телеф. [6] По некоторым данным, Телеф прибывает в Мисию младенцем со своей матерью, где Тевтра женится на Оге и усыновляет Телефа. [7] В других случаях, в то время как Авг (различными способами) доставляется к мизийскому двору, где она снова становится женой короля, Телеф вместо этого остается в Аркадии, будучи брошенным на горе Парфенион либо Алеем, либо Алеем, либо [8] или Авге, когда она родила ребенка, когда Навплий унес ее в море , чтобы утопить. [9] Однако Телефа вскармливает олень. [10] нашел и вырастил царь Кориф , [11] или его пастухи. [12] В поисках информации о своей матери Телеф обратился к Дельфийскому оракулу, который направил его в Мисию. [13] где он воссоединился с Оге и был усыновлен Тевтрасом. [14]
Источники
[ редактировать ]Сохранившийся фрагмент Гесиодического каталога женщин (шестой век до н.э.), [15] представляющий, возможно, старейшую традицию, [16] помещает рождение Телефа в Мисию. В этом рассказе мать Телефа Огия была принята при дворе Тевтра в Мисии (возможно, по повелению богов) и воспитана им как дочь. [17] И именно в Мисии Геракл, разыскивая коней Лаомедонта , родил Телефа.
Во всех других сохранившихся источниках Телеф родился в Аркадии . [18] Самый старый такой отчет (ок. 490–480 до н.э.), написанный историком и географом Гекатеем , говорит, что Геракл занимался сексом с Авге всякий раз, когда приходил в Тегею. Об этом нам рассказывает путешественник II века Павсаний , который продолжает, возможно, опираясь на Гекатея, что, когда Алеус обнаружил, что Авг родил Телефа, он приказал запереть мать и ребенка в деревянном сундуке и бросить на произвол судьбы. открытое море. Сундук проделал путь из Аркадии на равнину реки Кайк в Малой Азии, где местный царь Тевтра женился на Авге. [19]
Софокл в пятом веке до нашей эры написал трагедию «Алеады» ( «Сыновья Алея» ), в которой, по-видимому, рассказывается об обстоятельствах рождения Телефа. [20] Пьеса утеряна, и сейчас остались только фрагменты, но в декламации, приписываемой оратору четвертого века до нашей эры Алкидаме, использовалась « Алеада » Софокла. вероятно, в качестве одного из источников [21] По словам Алкидамаса, отец Авга, Алеус, был предупрежден Дельфийским оракулом , что, если у Авга будет сын, то этот внук убьет сыновей Алея, поэтому Алеус сделал Авге жрицей Афины , сказав ей, что она должна оставаться девственницей под страхом смерти. смерть. [22] Но Геракл, проезжая через Тегею, развлекаемый Алеем в храме Афины, влюбился в Авге и в пьяном виде занялся с ней сексом. Алеус обнаружил, что Ог беременна, и отдал ее Навплию , чтобы тот утопил. Но, по пути к морю, Авг родила Телефа на горе Парфенион , и, по словам Алкидама, Навплий, проигнорировав его приказание, продал мать и ребенка бездетному мизийскому царю Тевтрасу, который женился на Оге и усыновил Телефа, а «позже отдал его Приаму на воспитание в Трою». Версия этой истории Алкидама, должно быть, расходилась с версией Софокла, по крайней мере, в этом последнем отношении. Вместо того, чтобы младенца Телефа продали Тевтрасу, как в «Алкидаме», фрагмент Алеады, кажется, гарантирует, что в пьесе Софокла, как и во многих более поздних рассказах (см. выше), вместо этого новорожденный Телеф был брошен (на горе Парфенион). ?), где его вскармливает олень. [23]
Еврипид написал пьесу «Авг» (408 г. до н.э.?), в которой также рассказывается о рождении Телефа. Пьеса утеряна, но краткое изложение сюжета можно составить из различных более поздних источников, в частности из повествовательного изложения, данного армянским историком Моисеем из Хорена . [24] Пьяный Геракл, [25] во время праздника Афины насилует «жрицу Афины Огию, дочь Алея, когда она дирижировала танцами во время ночных обрядов». [26] Огия тайно рожает в храме Афины в Тегее и прячет там новорожденного Телефа. [27] Ребенок обнаружен, и Алеус приказывает разоблачить Телефа и утопить Авга, но Геракл возвращается и, по-видимому, спасает пару от немедленной смерти, и пьеса, возможно, закончилась заверением (от Афины до Геракла?), что Ог и Телеф будут женой и сыном. к Тевтрасу. [28]
Страбон приводит версию истории, похожую на историю Павсания, говоря, что, обнаружив «ее гибель от Геракла», Алеус поместил Авга и Телефа в сундук и бросил его в море, которое вымыло в устье Кайка. и что Тевтра женился на Оге и усыновил Телефа. [29]
жившего в первом веке до нашей эры Более поздние отчеты историка Диодора Сицилийского, , и мифографа Аполлодора , жившего в первом или втором веке нашей эры , содержат дополнительные детали и вариации. [30] Диодор, как и в рассказе Алкидамаса, говорит, что Алеус отдал беременную Авгу Навплию, чтобы он утопил, что она родила Телефа возле горы Парфенион и что она оказалась с Тевтрасом в Мисии. Но, по словам Диодора, вместо того, чтобы быть проданным вместе со своей матерью Тевтрасу, Телеф бросается Авгом «в кустах», где его вскармливает лань, и его находят пастухи. Они отдают его своему царю Корифу , который воспитывает Телефа как своего сына. Когда Телеф вырастает, желая найти свою мать, он обращается к оракулу в Дельфах, который отправляет его к царю Тевтрасу в Мисию. Там он находит Ога и, как и раньше, усыновляется бездетным королем и становится его наследником. [31] » Еврипида Аполлодор, как и в « Авге , говорит, что Ог тайно доставил Телефа в храм Афины и спрятал его там. [32] Аполлодор добавляет, что последовавший за этим голод был объявлен оракулом результатом какого-то нечестия в храме, и при обыске храма был найден Телеф. [33] Алеус разоблачил Телефа на Парфенионе, где, как и в « Алеадах » Софокла , его вскармливает лань. По словам Аполлодора, его нашел и вырастил пастух. [34] Как и в рассказе Диодора, Телеф обращается к оракулу в Дельфах, его отправляют в Мисию, где он становится приемным наследником Тевтра.
По словам мифографа Гигина (чье описание, очевидно, взято из более древнего трагического источника, вероятно, « Мизийцев » Софокла ), [35] после того, как Ог покинул Телефа на горе Парфенион [36] она бежала в Мисию, где, как указано в « Каталоге женщин» , стала приемной дочерью (а не женой) Тевтраса. [37] Когда Телеф отправляется в Мисию по указанию оракула, Тевтрас обещает ему свое царство и дочь Огю замуж, если он победит своего врага Идаса . Это Телеф сделал с помощью Партенопея , товарища детства, который был найден младенцем на горе Парфенион одновременно с Телефом и воспитывался вместе с ним. Затем Тевтра отдал Ауга Телефусу, но Ог, все еще верный Гераклу, напал на Телефа с мечом в их свадебной комнате, но вмешались боги, послав змею, чтобы разделить их, в результате чего Авг уронила свой меч. Когда Телеф собирался убить Ога, она позвала Геракла о спасении, и Телеф узнал свою мать. [38]
Молчание Телефа
[ редактировать ]» Софокла Предположительно в « Алеаде ( «Сыновья Алея ») рассказывается, как Телеф, еще находясь в Аркадии, перед тем как отправиться в Мисию на поиски своей матери, убил сыновей Алея, исполнив тем самым оракул. Древние источники подтверждают убийство, однако о том, как оно могло произойти, практически ничего не известно. [39]
Убийство его дядей привело бы к тому, что Телеф стал бы религиозно оскверненным и нуждался бы в очищении.и, по-видимому, греческая религиозная практика требовала, чтобы преступники-убийцы хранили молчание до тех пор, пока не будет искуплена их кровавая вина. [40] Аристотель в « Поэтике» , ссылаясь на появление Телефа в трагедии « Мизийцы» , упоминает «человека, который пришел из Тегеи в Мисию, не говоря ни слова». [41] И действительно, молчание Телефа, видимо, было «пресловутым». [42] Поэт-комик Алексис пишет о ненасытном госте за ужином, который, как «Телефус сидит в безмолвии, / Делая только знаки тем, кто задает ему вопросы», по-видимому, слишком сосредоточен на еде, чтобы разговаривать. [43] А другой поэт-комик Амфис жалуется на торговцев рыбой, которые «немые, они стоят, как Телеф», и далее говорит, что сравнение торговцев рыбой с Телефом уместно, поскольку «все они — убийцы». [44]
Король в Мисии
[ редактировать ]Краткое содержание
[ редактировать ]Нападение греков
[ редактировать ]
Телеф стал наследником королевства Тевтраса Тевфрания в Мисии и в конечном итоге сменил Тевтраса на посту его короля. [45] Во время правления Телефа, в преддверии Троянской войны , греки напали на город Телефа, приняв его за Трою . [46] Телеф разгромил греков, убив Терсандра , сына Полиника , и заставив греков вернуться на свои корабли.
Но Телеф споткнулся о лозу и был ранен в бедро копьем Ахилла . По словам Аполлодора и схолиаста из Гомера » «Илиады , Телеф был сбит с толку, спасаясь от нападения Ахилла. [47] Схолиаст говорит, что Дионис заставил лозу споткнуться о Телефа, потому что Телеф не оказал ему должного почтения. [48] конца шестого или начала пятого века до нашей эры Причастность Диониса подтверждается краснофигурным кратером чашечки . [49] Филострат и Диктис Кретенсис подробно описывают все эти события. [50]
Рана и исцеление
[ редактировать ]Мизийцы одержали победу, и греки вернулись домой, но рана Телефа не зажила. Телеф посоветовался с оракулом Аполлона, который дал знаменитый ответ ὁ τρώσας ἰάσεται («ваш нападавший исцелит вас»). Тогда Телеф отправился в Аргос за лекарством, и там был исцелен Ахиллом. [51] Взамен Телеф согласился провести греков в Трою. [52] Аполлодор и Гигин говорят нам, что целебным средством была ржавчина, соскобленная с копья Ахилла. [53] Исцеление Телефа было частой темой в эпоху Августа , а затем и в римской поэзии. [54] Фармакология , Джона Айртона Парижа идентифицирует ярь-медянку обладающую лечебными свойствами, как целебную ржавчину копья. [55]
Источники
[ редактировать ]О битве в Мисии нет упоминаний ни в « Илиаде» , ни в «Одиссее» . [56] Однако об этом рассказала « Киприя» (конец седьмого века до н.э.?), одна из поэм Эпического цикла . Согласно сводке Прокла о Киприи , греки приняли Мисию за Трою, Телеф убил Терсандра, но был ранен Ахиллом. Телеф, ведомый оракулом, прибыл в Аргос, где Ахиллес вылечил его в обмен на то, что Телеф привел греков в Трою. [57] Пиндар (ок. 522–443 до н.э.) знал историю о ранении Телефа Ахиллом, предположительно после того, как его споткнулся о виноградную лозу: «Ахиллес, который запятнал покрытую виноградными лозами равнину Мисии, забрызгав ее темной кровью Телефа» . [58]

Каждый из трех трагиков , Эсхил , Софокл и Еврипид, написал пьесы, ныне утраченные, в которых рассказывается история Телефа. [59] В пьесе Еврипида « Телеф » (438 г. до н.э.) инсценирована поездка Телефа в Аргос в поисках лекарства от гноящейся раны. По рассказу Еврипида, Телеф замаскировался под нищего, одетого в лохмотья. После того, как его маскировка была раскрыта, Телеф схватил греческого царя Агамемнона маленького сына Ореста и использовал его в качестве заложника. Но выяснилось, что Телеф был греком по происхождению, и Телеф согласился провести греческую армию к Трое в обмен на то, что Ахилл исцелит его рану. [60] Орест, взятый в заложники Телефом, уже изображался на краснофигурной керамике, возможно, уже во второй четверти V века. [61] и эта сцена, возможно, также появлялась ранее в изложении истории Эсхилом. [62]
Этрусское зеркало второй половины четвертого века до нашей эры ( Берлин , Antikensammlung Fr. 35) [63] и барельеф (ок. I век до н.э.) из Геркуланума ( Неаполь , Национальный археологический музей 6591) [64] интерпретируются как изображение Ахилла, исцеляющего Телефа ржавчиной копья. Плиний Старший (первый век нашей эры) описывает картины (без даты), на которых изображен Ахиллес, соскребающий ржавчину со своего копья с раны Телефа. [65] Одна из таких картин, возможно, по традиции приписывалась афинскому художнику пятого века до нашей эры Паррасию . [66] Первые литературные упоминания об использовании ржавчины, соскобленной с копья Ахилла, в качестве заживляющего средства для раны Телефа встречаются у римских поэтов первого века до нашей эры Проперция и Овидия . [67]
Аполлодор приводит версию о Мизийской экспедиции, вероятно, взятую непосредственно с Киприи . [68] Отчет Аполлодора согласуется с изложением Прокла, но дает больше информации. Телеф убил многих греков, помимо Терсандра, но был сбит с толку виноградной лозой, спасаясь от Ахилла. Аполлон сказал Телефусу, что его рана «заживет, когда тот, кто его ранил, станет врачом». Итак, Телеф отправился в Аргос «одетый в лохмотья» (как в « Телефе » Еврипида ) и, пообещав провести греков в Трою, умолял Ахилла вылечить его, что Ахилл и сделал, используя ржавчину, соскобленную с его копья. Затем Телеф показал грекам путь к Трое. Схолия к Илиаде 1.59 согласуется с рассказами Прокла и Аполлодора, но приписывает путешествие по виноградной лозе Дионису, разгневанному из-за невыплаченных почестей, и добавляет, что помимо того, что он привел греков в Трою, Телеф также согласился не помогать Трояны в грядущей войне. [69]
Рассказ Гигина, по-видимому, основан, по крайней мере частично, на одной или нескольких утраченных пьесах трагиков. [70] Гигин рассказывает о ране, нанесенной копьем Ахилла, о гноении раны и о том, как Телеф консультировался с оракулом Аполлона, с ответом, что «единственное, что могло его вылечить, это то самое копье, которым он был ранен». [71] Итак, Телеф разыскал Агамемнона, и по совету жены Агамемнона Клитемнестры Телеф выхватил их маленького сына Ореста из колыбели и пригрозил убить ребенка, если его рана не заживет. Поскольку греки также получили оракул, в котором говорилось, что они не смогут взять Трою без помощи Телефа, они попросили Ахилла исцелить Телефа. Когда Ахилл возразил, что ничего не знает о медицине, Одиссей заметил, что Аполлон имел в виду не Ахилла, а само копье будет лекарством. И соскребли ржавчину с копья в рану, и Телеф выздоровел. Затем греки попросили Телефа присоединиться к ним в разграблении Трои, но Телеф отказался, поскольку его жена Лаодика была дочерью Приама , царя Трои. [72] Однако Телеф обещал быть проводником греков в Трою.
Жены и потомство
[ редактировать ]
Самое раннее упоминание о Телефе, встречающееся в Гомера » «Одиссее (ок. восьмого века до н.э.), говорит о том, что у Телефа был сын Эврипил , который умер в Трое . [74] Там ничего не сказано о том, кем была мать Эврипила, но все древние источники, упоминающие мать Эврипила, говорят, что она была Астиохой , бывшей (обычно) сестрой Приама. [75] Эврипил возглавил большие силы мизийцев, сражавшихся на стороне Трои на заключительных этапах Троянской войны . [76] Эврипил был великим воином и убил многих противников, включая Махаона. [77] и Нирей , [78] но в конце концов был убит Ахилла сыном Неоптолемом . [79] Ирония того, что сын Ахилла убил сына Телефа тем же копьем, которым Ахиллес ранил и исцелил Телефа, очевидно, фигурирует в утраченной пьесе Софокла « Эврипил» . [80] По мнению Сервия , у Эврипила был сын Грин, который стал царем в Мисии и был известен как эпоним Гринеона и основатель Пергама . [81]
Телефусу даны еще три жены, без упоминания о потомстве. По словам Гигина (как уже говорилось выше), женой Телефа была дочь Приама Лаодика . [82] Согласно Диодору Сицилийскому , Телеф женился на Агриопе, дочери Тевтра. [83] В то время как Филострат говорит, что Гиера, предводительница отряда мизийских женщин-кавалеристов, убитая в бою Ниреем , была женой Телефа. [84] Подобная амазонке Гиера уже изображалась верхом на лошади, ведущей мисийских женщин в битву, на фризе Телефа Пергамского алтаря во втором веке до нашей эры . [85]
Приведены еще три потомка Телефа, которые связывают Телефа с итальянскими мифами. [86] В » Ликофрона « Александре легендарные основатели Додекаполя этрусского Тархон и Тиренс (также пишется как Тиррен) являются сыновьями Телефа. [87] О том, что Тиррен считался сыном Телефа, сообщает также Дионисий Галикарнасский . [88] Ни Ликофрон, ни Дионисий не упоминают имени своей матери, хотя, по-видимому, по мнению некоторых, их матерью была Гиера. [89] Плутарх говорит, что, согласно одному сообщению, Телеф был отцом дочери Ромы, от которой город Рим получил свое название. [90]
Иконография
[ редактировать ]Более сотни записей о Telephus каталогизированы в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae ( LIMC ). [91] Большинство представлений, связанных с Телефом, относятся к позднему периоду, и лишь немногие из них датируются четвертым веком до нашей эры. [92] Ранние примеры включают аттическую краснофигурную керамику начиная с ок. Восточной Ионии 510 г. до н.э., и гравированные геммы (ок. 480 г. до н.э.). Особой популярностью пользовались сцены, в которых Телеф вскармливался оленем или держал в заложниках Ореста. Другие сцены включают либо его ранение, либо его исцеление Ахиллом. Наиболее полное описание жизни Телефа изображено на фризе Телефа первого века до нашей эры . [93]
Телефусный фриз
[ редактировать ]
Телефусский фриз (между 180 и 156 гг. до н. э.) [95] составлял часть украшения Пергамского алтаря . Фриз украшал внутренние стены колоннады, окружавшей приподнятый внутренний двор с жертвенным алтарем. [96] Его длина составляла почти 60 метров. [97] и состоял примерно из 74 мраморных панелей высотой 1,58 метра каждая, из которых 47 панелей сохранились полностью или частично. [98]
На панно изображены сцены из жизни Телефа, от событий, предшествовавших его рождению, до, возможно, его смерти и героизации. [99] Панели были интерпретированы как показывающие первый взгляд Геракла на Авг в дубовой роще (панель 3); плотники строят корабль, на котором Ога будет сброшен в море (панели 5–6); Тевтра находит Ога на берегу в Мисии (панель 10); Геракл обнаруживает брошенного Телефа, которого вскармливает львица (панель 12); Телеф получает оружие от Ауга и отправляется на войну против Идаса (панели 16–18); Тевтрас выдает Авга замуж за Телефа (панель 20); и Авг и Телеф, напуганные змеей и узнавшие друг друга в брачную ночь (панель 21). [100] Следующие несколько панелей были интерпретированы как изображение битвы между мизийцами и греками на равнине Кайкус , включая Гиеру, жену Телефа, похожую на амазонку, ведущую в битву группу мизийских женщин-кавалеристов (панели 22–24) и Ахилла, с помощью Диониса ранил Телефа (панели 30–31). [101] Далее следуют сцены, которые были интерпретированы как показывающие, как Телеф консультируется с оракулом Аполлона по поводу исцеления своей раны (панель 1); Телеф прибывает в Аргос в поисках лекарства от раны (панели 34–35); его прием там (панели 36–38); банкет в Аргосе, во время которого раскрывается личность Телефа (панели 39–40); Телеф угрожает младенцу Оресту у алтаря (панель 42); и, предположительно, его исцеление Ахиллом. [102] Две последние панели, возможно, изображают смерть и героизацию Телефа (панели 47–48). [103]
Вскормленный оленем
[ редактировать ]Брошенный Телеф, которого вскармливает олень, был частым иконографическим мотивом. [104] За исключением фриза Телефа, на котором изображен брошенный Телеф, которого вскармливает львица, все остальные изображения этого события показывают Телефа, вскормленного оленем. [105] Восточной Ионии Самые ранние такие изображения встречаются на гравированных драгоценных камнях (около 480 г. до н. э.), изображающих младенца Телефа, кренящегося или ползающего под стоящим оленем, схватив его за соски. [106] Почти идентичные сцены встречаются на тегеатских монетах примерно 370 г. до н.э. [107] Павсаний сообщает, что видел изображение Телефа, вскормленного оленем, на горе Геликон в Беотии . [108] Изображения, показывающие, что Геракл нашел Телефа с оленем, также часто встречаются в первом веке нашей эры. Эта сцена продолжала оставаться популярной в третьем веке нашей эры.
Раненный Ахиллом
[ редактировать ]конца VI или начала V веков Аттический фрагментарный краснофигурный кратер-чашечка , приписываемый Финтиасу (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж ST1275), по-видимому, изображал битву Телефа с Ахиллом. [109] На фрагментах изображены Патрокл и склонившийся над Диомедом (оба по имени), часть тирсоса и надпись «Дионис». Предполагается, что Диомед присматривает за павшим Терсандером , а в центральной части вазы изображен Ахиллес, ранящий Телефа с помощью бога Диониса .
По словам Павсания, битва между Телефом и Ахиллом на реке Кайк была также изображена на западном фронтоне храма Афины Алеи в Тегее (завершен ок. 350–340 до н. э.). [110] От западного фронтона остались только фрагменты, которые указывают на то, что Телеф, возможно, носил львиную шкуру своего отца Геракла. [111] Надписи показывают, что на метопах храма были изображены Телеф и Авг. [112] и Павсаний также упоминает, что видел там портрет Ога. [113]
У алтаря Агамемнона
[ редактировать ]Частым мотивом также было укрытие Телефа у алтаря Агамемнона, обычно с Орестом в качестве заложника. [114] Роспись аттической вазы изображает эту сцену, часто с участием Агамемнона или Клитемнестры . [115] Возможно, самый ранний пример - аттическая чаша киликса (ок. 470 г. до н.э.) из Восточной Этрурии ( MFA 98.931), изображает Телефа с перевязанным бедром, сидящего в одиночестве на алтаре с двумя копьями. [116] Аттическая пелика (ок. 450 г. до н.э.) из Вульчи ( Британский музей E 382) изображает Телефа с перевязанным бедром, сидящего на алтаре, держащего копье в правой руке, и младенца Ореста в левой руке. Слева Агамемнон противостоит Телефу с копьем. [117] Более поздние курсивные трактовки этой сцены обычно включают как Агамемнона, так и Клитемнестру, часто с Клитемнестрой, а иногда и с Одиссеем, удерживающим Агамемнона от нападения на Телефа. [118]
Исцеленный Ахиллесом
[ редактировать ]Исцеление Телефа, согласно традиции, было изображено афинским художником V века до нашей эры Паррасием . [119] Гравированное этрусское бронзовое зеркало второй половины четвертого века до нашей эры ( Берлин , Antikensammlung Fr. 35) [120] и мраморный барельеф , ок. первый век до нашей эры, из Геркуланума ( Неаполь , Национальный археологический музей 6591) [121] покажите, как Ахиллес исцеляет Телефа ржавчиной от его копья.
Трагическая традиция
[ редактировать ]
Телеф был популярным трагическим героем, чья семейная история фигурировала в нескольких греческих трагедиях . [123] Аристотель пишет, что «лучшие трагедии написаны о нескольких семьях — Алкмеоне например, об , об Эдипе , Оресте , Мелеагре , Фиесте и Телефе». [124] Все эти пьесы о Телефесе теперь утеряны. Мы знаем о них только по сохранившимся фрагментам и сообщениям других древних писателей. Каждый из трех великих трагиков Эсхила , Софокла и Еврипида написал несколько пьес, в которых рассказывалось об этой истории.
Эсхил написал пьесу под названием «Мизийцы» , в которой, возможно, рассказывается история Телефа, пришедшего в Мисию и ищущего очищения за убийство своих дядей по материнской линии. [125] Эсхил написал еще одну пьесу «Телеф», которая считается продолжением « Мизийцев» , в которой Телеф приходит в Аргос в поисках исцеления своей раны, и, возможно, также включает захват Телефом Ореста в качестве заложника. [126]
Софокл, вероятно, написал по крайней мере четыре пьесы: «Алеады» ( «Сыновья Алея» ), «Мизийцы» , «Телеф» и «Эврипил» с участием Телефа и его семьи. [127] В пятой пьесе «Сбор ахейцев» , возможно, также участвовал Телеф. [128] В надписи четвертого века до нашей эры упоминается « Телефея» Софокла, которая может относиться к трилогии или тетралогии о Телефе, возможно, включающей одну или несколько из этих пьес. [129] Сыны Алеуса предположительно рассказали историю об убийстве Телефа своих дядей и, таким образом, исполнении оракула (см. выше). Фрагменты предполагают ссору из-за незаконного рождения Телефа, которая, возможно, привела к убийствам. [130] Предполагается, что мизийцы и Телефус продолжают историю Телефа после его прибытия взрослым в Мисию. [131] Софокла, Эврипил по-видимому, рассказал историю сына Теллепа Эврипила, убитого в Трое сыном Ахилла Неоптолемом . [132] Ирония того, что сын Ахилла убил сына Телефа тем же копьем, которым Ахилл исцелил Телефа, по-видимому, также фигурировала в трагедии. [133]
Еврипид написал пьесу «Авг» (см. выше), в которой рассказал об обстоятельствах рождения Телефа. [134] Его мать Огия была изнасилована пьяным Гераклом, младенец Телеф найден в храме Афины, его приказано казнить, но спасает Геракл. Еврипид, подобно Эсхилу и Софоклу, также написал пьесу под названием «Телеф» . Еврипида Телеф (см. Выше), как известно [135] рассказал историю о том, как Телеф отправился в Аргос под видом нищего, где, взяв в заложники Ореста, согласился проводить греков в Трою в обмен на исцеление его раны. [136]
О известности « Телефа » Еврипида можно судить по двум комедиям Аристофана (ок. 446 – ок. 386 до н. э.), в которых пьеса широко пародировалась. [137] У ахарнийцев комический герой пьесы Дикеополис, созданный по образцу Еврипида Телефа, берет в заложники корзину с углем, [138] и одалживает костюм нищего Телефа у Еврипида (который появляется как персонаж пьесы), чтобы носить его в качестве маскировки. [139] В «Женщинах в Фесмофории» родственник Еврипида (который снова является персонажем пьесы) маскируется (под женщину). Когда его разоблачают, он берет в заложники младенца (который оказывается замаскированным мехом с вином) и укрывается у жертвенного алтаря. [140]
Некоторые более поздние поэты-трагики, очевидно, также написали пьесы на эту тему. Поэт конца пятого века Агафон (вероятно, самый известный трагик после Эсхила, Софокла и Еврипида) писал пьесы с названиями «Мизийцы» и «Телеф» . [141] Другой поэт конца пятого века Иофонт , а также поэты четвертого века Клеофонт и Мосхион написали пьесы под названием «Телеф» . [142] Поэт четвертого века Афарей написал « Авгу» : [143] а эллинист Никомах из Александрии в Троаде написал « Мизийцев» . [144]
Римские « поэты Энний (ок. 239–169 до н. э.) и Аций (170–ок. 86 до н. э.) также писали пьесы под названием Телеф» . [145]
Пергамон
[ редактировать ]Телеф считался мифическим основателем Пергама , а также предком Атталидов, правящей династии Пергама (с 241 г. до н. э.). [146] Еще в милетских надписях (после 129 г. до н. э.) жителей Пергама называли Телефидами, потомками Телефа. [147] По словам Павсания, пергамцы утверждали, что они являются потомками аркадцев , пришедших с Телефом в Мисию. [148] Надписи фиксируют связь между Пергамом и Тегеей, а самый важный культ Пергама, культ Афины, как говорят, был принесен из Тегеи и установлен в Пергаме Авгом. [149]
Их заявленное происхождение от героя Телефа, о чем ярко провозглашается на фризе Телефа, было использовано Атталидами для узаконивания своих претензий на суверенитет и установления греческого наследия Пергама. [150] Телеф был объектом ритуального поклонения герою в Пергаме. По словам Павсания, пергамцы пели гимны и приносили жертвы Телефу. [151]
Культ
[ редактировать ]Как отмечалось выше, Телеф был объектом поклонения культовому герою в Пергаме. Телефу поклонялись также на горе Парфенион в Аркадии . [152] и почитался в Тегее, где он был показан на фронтоне храма Афины Алеи в Тегее, сражающейся с Ахиллом. [153]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Херес и Штраус, с. 865, ЛИМЦ 8705 (Телефос 38) .
- ^ См., например, Knight, с. 433 . Согласно мифографической традиции, имя Телефа произошло от того, что его вскормила лань, например, Аполлодор , 2.7.4 , 3.9.1 ( примечание Фрейзера 2 к 2.7.4 : «Аполлодор, кажется, получил имя Телеф от θηλή, « вырыл» и ἔλαφος, «лань».'). См. также Huys, стр. 295 и далее ; Webster, стр. 238–239; Hyginus , Fabulae 99; Diodorus Siculus , 4.33.11 ; Моисей из Хорены , Progymnasmata 3.3. (= Еврипид , Auge test. iib, Collard and Cropp 2008a, стр. 266, 267 ): «Он получил свое имя от обстоятельств». По словам Кереньи, его имя было «точнее… Телефан, «тот, кто сияет вдалеке». (Кереньи, стр. 337). Женская форма — Телефасса , о которой Кереньи пишет: «Она носила лунное имя Телефасса или Телефа, «та, что освещает вдали», или Аргиопа , «она с белым лицом»». (Кереньи, стр. 337). , стр. 27).
- ^ Достойно, с. 124 ; Стюарт п. 113.
- ^ LIMC 3417 (Телефос 19) .
- ^ Ганц, с. 431. Общие обсуждения см. Hard, 543–544 . стр ; Ганц, 428–431.
- ^ Гесиод (Псевдо), Каталог женщин фр. 165 (нумерация Меркельбаха – Веста) из папирусов Оксиринха XI 1359 фр. 1 (Мост, стр. 184–187; Стюарт, стр. 110; Гренфелл и Хант, стр. 52–55 ); Гигин , Фабулы 99, 100.
- ^ Алкидамас , Одиссей 16 (Гарагин и Вудрафф, стр. 286 ); Еврипид , Ог (Коллард и Кропп 2008а, стр. 261 , Вебстер, стр. 238—240); Страбон , 12.8.2 , 12.8.4 , 13.1.69 ; Моисей из Хорены , Progymnasmata 3.3 (= Еврипид , Auge test. iib, Collard and Cropp 2008a, стр. 266, 267 ).
- ^ Аполлодор , 2.7.4 , 3.9.1 . Сравните с Моисеем из Хорены , Progymnasmata 3.3 (= Еврипид, Auge test. iib, Collard and Cropp 2008a, стр. 266, 267 ), в котором говорится, что Алеус «приказал изгнать Телефа в безлюдное место».
- ^ Диодор Сицилийский , 4.33.9, 11 . Сравните с Гигином , Fabulae 99, в котором Ог бросает Телефа на Парфенионе и бежит в Мисию. Телеф, вероятно, также был оставлен на горе Парфенион (Алеем или Авгом) в Еврипида утраченной пьесе «Телеф» (см. Ганц, стр. 429), поскольку в Телефусе фр. 696, Collard and Cropp 2008b, стр. 194, 195 , Телеф говорит, что родился на горе Парфенион, но позже «пришел на равнину Мисии, где я нашел свою мать и поселился там».
- ^ Почти наверняка у Софокла, Aleadae (см. Ганц, стр. 429; Huys, стр. 293 ; Sophocles, Aleadae fr. 89 (Lloyd-Jones, стр. 40, 41 ), и, вероятно, также у Еврипида , Auge (см. Huys, 293 ; , . также Диодор Ibis 255–256 Ovid, Ibis 255–256; Hyginus, Fabulae 99, 252; Apollodorus, 2.7.4, ) .см 267 2008a, стр. 266 ) показано, как его вскармливает львица (Heres, стр. 85). ,
- ^ Диодор , 4.33.11 Сицилийский
- ^ Аполлодор , 3.9.1 ; сравните с Гигином , Fabulae 99, где пастухи нашли Телефа вместе с Партенопеем (которого разоблачила его мать Аталанта ) и воспитали обоих мальчиков.
- ^ Диодор Сицилийский , 4.33.11 ; Аполлодор , 3.9.1 ; Гигин , 100 басен .
- ^ Еврипид , Телеф фр. 696 (Коллард и Кропп 2008b, стр. 194, 195 ; Пейдж, стр. 130, 131 ; Вебстер, стр. 238); Диодор Сицилийский , 33.04.12 ; Аполлодор , 3.9.1 . См. также Палатинскую антологию , 3.2 (Патон, стр. 150–153 ).
- ^ Хард, с. 544 ; Ганц, с. 428; Гесиод (Псевдо), Каталог женщин фр. 165 (нумерация Меркельбаха – Веста) из папирусов Оксиринха XI 1359 фр. 1 (Мост, стр. 184–187; Стюарт, стр. 110; Гренфелл и Хант, стр. 52–55 ).
- ^ Стюарт, с. 110.
- ^ Сравните с Hyginus , Fabulae 99, 100, в которых Авг также принят Тевтрасом.
- ^ Ганц, с. 428.
- ^ Стюарт, с. 110; Ганц, с. 428; Гекатей , фр. 29 Якобий (= Павсаний , 8.4.9 ). Страбон , 13.1.69 , приводит аналогичное сообщение, которое он приписывает Еврипиду (см. ниже).
- ^ Ллойд-Джонс, стр. 32–41 (фр. 77–89) ; Джебб, Хедлам и Пирсон, Vol. 1 стр. 46 и далее. (фр. 77–89) .
- ^ Ганц, стр. 428–429; Джебб, Хедлам и Пирсон, Vol. 1 стр. 46–47 .
- ^ Алкидамас , Одиссей 14-16 (Гарагин и Вудрафф, стр. 286 ). Алкидамас — единственный источник оракула, данного Алею (см. Джебб, Хедлам и Пирсон, том 1, стр. 47 ).
- ^ Ганц, с. 429; Хайс, с. 293 ; Джебб, Хедлам и Пирсон, Vol. 1 р. 47 ; Софокл, Алеады фр. 89 (Ллойд-Джонс, стр. 40, 41 ).
- ^ Коллард и Кропп 2008a, стр. 259–277 ; Хайс, стр. 81–82 ; Ганц, стр. 429–430; Вебстер, стр. 238–240.
- ^ Еврипид , Ог фр. 272b (= 265 N), Collard and Cropp 2008a, стр. 274, 275 , Геракл говорит: «Как бы то ни было, вино заставило меня потерять контроль. Я признаю, что обидел тебя, но это не было намеренно».
- ^ Еврипид , Тест Оге . iib, Коллард и Кропп 2008a, стр. 266, 267 (= Моисей из Хорены , Progymnasmata 3.3). На помпейских фресках (на которых изображено изнасилование Ога во время стирки одежды) и Павсании , 8.47.4 , изнасилование происходит у источника, и эта версия событий может отражать Авге Еврипида . См. Коллард и Кропп, 2008a. п. 262 , Еврипид , Оге тест . iia (гипотеза), Коллард и Кропп 2008a, стр. 264, 265, с н. 1 ; Росивач, с. 44 с н. 126; Кереньи, с. 338).
- ^ Коллард и Кропп 2008a, стр. 260 ; тест. iii, Коллард и Кропп 2008a, стр. 266, 267 (= Цец об Аристофане, Лягушки 1080); фр. 266, Коллард и Кропп 2008a, стр. 270, 271 (= Климент Александрийский , Сборники 7.3.23.4). См. также Еврипида » « Телеф , фр. 696, где Телефус говорит, что Ог «родила меня тайно» (Collard and Cropp 2008b, стр. 194, 195 ; ср. Пейдж, стр. 130, 131 ).
- ^ Коллард и Кропп 2018a, стр. 261; Ганц, с. 430; Хайс, с. 82 ; Вебстер, с. 240; Еврипид , Оге тест . iib, Коллард и Кропп 2008a, стр. 266, 267 (= Моисей из Хорены , Progymnasmata 3.3).
- ^ См. Страбон , 13.1.69 , который приписывает это Еврипиду . Если это так, то это, вероятно, было бы в « Авге » Еврипида (см. Ганц, стр. 429; Вебстер, стр. 238), однако атрибуция Страбона может быть ошибочной (см. Collard and Cropp 2008a, стр. 261 ); см. также 12.8.2 , 12.8.4 .
- ^ Ганц, с. 430.
- ^ Диодор Сицилийский , 4.33.7–12 .
- ^ Аполлодор 2.7.4 , 3.9.1 .
- ^ Аполлодор , 3.9.1 . Это могло быть и у Еврипида, Авга , см. фр. 267 (Коллард и Кропп 2008a, стр. 260 , 270, 271 ): «Больной город умеет искать ошибки», что может относиться к поиску причины голода.
- ^ Аполлодор , 3.9.1 .
- ^ Ганц, с. 430; Джебб, Хедлам и Пирсон, Vol. 2, стр. 70–72 .
- ^ Как у Диодора Сицилийского , 4.33.9, 11 .
- ^ Гигин , Басни 99.
- ^ Гигин , Фабулы 100. Сравните с Элианом , О животных 3.47 , который приписывает эту историю почти инцеста Телефа «трагическим драматургам и их предшественникам, изобретателям басен».
- ^ Ллойд-Джонс, с. 33 ; Ганц, с. 429; Джебб, Хедлам и Пирсон, Vol. 47–48 ; Примечание Фрейзера 1 к Аполлодору, 2.7.4 ; Гигин , Басни 244; Приложение «Притчи» , 2.85 (Лойч и Шнайдевин, стр. 411–412 ). Софокла Алеады фр. 84, 86 и 87 (Ллойд-Джонс, стр. 36–39) намекают на возможность сцены, в которой дяди оспаривают незаконное рождение Телефа.
- ^ Зоммерштейн, с. 150 ; Ллойд-Джонс, с. 216—217 ; Кереньи, с. 339; Примечание Фрейзера 2 к Аполлодору, 2.7.4 ; Марголиаут, с. 217 ; Эсхил , Эвменид 448—450 ; Сравните Геродота 1.35 .
- ^ Аристотель , Поэтика 1460a 30–32 . И Эсхил, и Софокл писали пьесы о Телефе, называемые мизийцами , но со времен Софокла мизийцы фр. 411, кажется, подразумевает, что Телеф говорил, что игра вообще исключена, см. Sommerstein, p. 150 ; Ллойд-Джонс, с. 216—217 ; Джебб, Хедлам и Пирсон, Том 2, с. 71 ; Пост, с. 16 .
- ^ Примечание Фрейзера 1 к Аполлодору, 2.7.4 ; Ллойд-Джонс, с. 216 .
- ^ Цитируется Афинеем , Деипнософисты 10.18, Том. II стр. 664
- ^ Цитируется Афинеем , Деипнософисты 6.5, Vol. я п. 356 .
- ^ Гесиод (Псевдо), Каталог женщин фр. 165 (нумерация Меркельбаха – Веста) из папирусов Оксиринха XI 1359 фр. 1 (Мост, стр. 184–187; Стюарт, стр. 110; Гренфелл и Хант, стр. 52–55 ); Страбон , 12.8.4 , 13.1.69 ; Аполлодор , 3.9.1 .
- ^ Обсуждение экспедиции в Мисию, а также ранения и исцеления Телефа см. в Hard, 446–447 стр . ; Ганц, стр. 576–580. Основные тексты включают: Прокл, Краткое изложение аргумента Киприи = Киприи 7 Запада, стр. 72, 73 ; Архилох , POxy LXIX 4708 ; Гесиод (Псевдо), Каталог женщин фр. 165 (нумерация Меркельбаха – Веста) из папирусов Оксиринха XI 1359 фр. 1 (Мост, стр. 184–187; Стюарт, стр. 110; Гренфелл и Хант, стр. 52–55 ); Пиндар , Истмейский 5,38–40 , 8,49–50 , Олимпийский 9,72 ; Гигин , Фабулы 101; Аполлодор , Е.3.17 ; Павсаний , 1.4.6 , 9.5.14 . Хотя Архилох, Прокл, Аполлодор и Павсаний согласны с тем, что нападение было ошибкой, Филострат 23.5–9 » в книге «О героях сомневается в том, что греки пришли в Мисию «в неведении».
- ^ Ганц, с. 579; Аполлодор , Е.3.17 ; Схолия по «Илиаде 1.52» (цитируется по Ганцу). Согласно Dictys Cretensis , 2.3 , Телеф «упорно преследует» Одиссея, когда Ахиллес ранит его. В «Филострате» , «О героях» , 23.24–25, персонаж говорит, что, по словам мертвого героя Троянской войны Протесилая (который общается из загробного мира), Телеф был ранен Ахиллом, когда Телеф потерял свой щит во время битвы с Протесилаем , и так было «незащищенный».
- ^ Блюдо, с. 148 ; Ганц, с. 579; Записка Фрейзера Аполлодору , Е.3.17 .
- ^ Ганц, стр. 579–580; Херес и Штраусс, стр. 866 LIMC 8728 (Телефос 48) ; Архив Бизли 200122 ; АВИ 7395 .
- ^ Филострат , О героях , 23.2–30, Dictys Cretensis , 2.1–6 .
- ^ Стюарт, с. 114; Прокл, Краткое изложение аргумента Киприя = Киприя 7 Запад, стр. 72, 73 ; Гигин , Басни 101; Аполлодор , Е.3.20 ; Диктис Критский , 2.10 ; Квинт Смирней , 4.172–177 ; 8.150–153 . О ὁ τρώσας ἰάσεται см. Liddell & Scott, sv ἰάομαι ; Светоний , Божественный 43 Клавдий
- ^ Но сравните с Гомером , Илиадой 1.71–72, где Калхас ведет греков.
- ^ См. также Плиний , Естественная история 25.42 , 34.152 , 35.71 .
- ^ См., например: Гораций , Эпод 17.8–10 ; Проперций , 2.1.63–64 ; Овидий , Epistulae ex Ponto 2.2.26 , Метаморфозы 12.111–112 , 13.170–172 , Tristia 1.1.99–100 , 2.19–20 , 5.2.15–16 ; Пентадиус, Де Фортуна 29–30 ; Сенека , Троады 215–218 . Сравните с Генрихом VI» Шекспира « , часть 2 5.1.100–101: «Чья улыбка и хмурый взгляд, как копье Ахилла / Способен с изменением убивать и лечить».
- ^ Пэрис, Джон Айртон (1831). Фармакология . Нью-Йорк: МЫ Дин. с. Ржавчина копья Телефа, упомянутая у Гомера как лекарство от ран, нанесенных этим оружием, вероятно, была Вердегрисом, и это привело к открытию ее использования в хирургических целях.
- ^ Ганц, с. 576.
- ^ Ганц, с. 576; Прокл, Краткое изложение аргумента Киприи = Киприи 7 Вест, стр. 72, 73 . « Маленькая Илиада» , еще одно стихотворение Эпического цикла, также, возможно, относящееся к битве, см. «Маленькая Илиада» , фр. 4 Вест, стр. 126, 127 = Схолиаст к Илиаде 19.326, где говорится, что Ахиллес после ухода из Телефа высадился на Скиросе .
- ^ Ганц, с. 578; Записка Фрейзера Аполлодору , E.3.17 ; Пиндар , Истмейский 8.49–50 . См. также Истмейский 5.38–40 и Олимпийский 9.69–79 .
- ^ Ганц, с. 578.
- ^ Ганц, с. 578; Коллард и Кропп 2008b, стр. 185–191 ; Webster, стр. 43–48, 302. Важным источником сюжета « Телефа » Еврипида являются Аристофана (см. ниже). пародии на пьесу
- ^ Ганц, с. 579; например, Британский музей E382 ( LIMC 8734 (Telephos 52) ; архив Бизли 207332 ). Возможно, более раннее (около 470 г. до н.э.) изображение сцены на аттической чаше киликса (Heres and Strauss, стр. 866, LIMC 5985 (Telephos 51) ; Beazley Archive 205037 ; AVI 2674 ; MFA 98.931 ) показывает Телефа, сидящего в одиночестве на алтарь с перевязанным бедром, что было интерпретировано как свидетельство того, что захват заложников Орестом не происходил на Кипре , см. Jebb, Headlam and Pearson, Vol. 1 р. 96 .
- ^ Зоммерштейн, стр. 242–243 ; Ганц, стр. 578–579.
- ^ Вот, с. 97; Херес и Штраус, с. 868, ЛИМЦ 8903 (Телефос 85) .
- ^ Херес и Штраус, с. 866, LIMC 8717 (Телефос 44) [= Телефос 88]; Дайс, с. 58 .
- ^ Ганц, с. 579; Записка Фрейзера Аполлодору, E.3.20 ; Плиний , Естественная история 25.42 , 34.152 , 35.71 .
- ^ Вот, стр. 96–97; Херес и Штраус, с. 868 (Телефос 84).
- ^ Ганц, с. 579; Записка Фрейзера Аполлодору, E.3.20 ; Проперций , 2.1.63–64 ; Овидий , Epistulae ex Ponto 2.2.26 . Ганц полагает, что «этот сказочный мотив восходит к Киприи ».
- ^ Ганц, с. 579; Аполлодор , E.3.17–20 , вместе с примечаниями Фрейзера.
- ^ Ганц, с. 579.
- ^ Ганц, с. 579.
- ^ Гигин , Басни 101, перевод Смита и Стивена М. Трзаскома, стр. 131–132.
- ^ Сравните с Dictys Cretensis 2.5 (Фрейзер, стр. 40), в котором говорится, что он отказался, потому что его жена Астиоха была дочерью Приама.
- ^ Архив Бизли 320038 ; LIMC Эврипил I 3 .
- ^ Гомер , Одиссея 11.519–521 . См. также Маленькую Илиаду фр. 7 Вест, стр. 130, 131 = Павсаний 3.26.9 ; Прокл, Краткое содержание Малой Илиады = аргумент Малой Илиады 3 Вест, стр. 122, 123 ; Аполлодор , Е.5.12 . Обсуждение Эврипила см. в Gantz, стр. 640–641; Жесткий, с. 472 . О генеалогии Телефа см. Parada, sv Telephus p. 172.
- ^ Фаулер 2013, с. 542 ; Ганц, с. 640; Акусилай , фр. 40 Фаулер = FGrH 2F40 = Схол. Одиссея 11.520 (Фаулер 2000, стр. 25–26, Дауден, стр. 58 ); Софокл , Эврипил (Ллойд-Джонс, стр. 82–95 ), фр. 211 Астиоха называет Приама своим братом (Ллойд-Джонс, стр. 92, 93 ); Сервий , Вергилия эклогах Об 6.72 ; Квинт Смирней , 6.136 . В Аполлодоре , 3.12.3, Астиоха является сестрой Приама, но Аполлодор никогда не называет мать Эврипила, в то время как в Dictys Cretensis 2.5 (Фрейзер, стр. 40) Астиоха упоминается как мать Эврипила, но говорит, что она была дочерью Приама.
- ^ Аполлодор , E.5.12 ; Квинт , 6.120. Смирней
- ^ Маленькая Илиада фр. 7 Вест, с. 130, 131 = Павсаний 3.26.9 ; Гигин , Басни 113; Квинт Смирней , 6.407–428 . Сравните с Аполлодором , E.5.1 , в котором Пентесилея убила Махаона.
- ^ Гигин , Басни 113; Квинт Смирней , 6.368–389 .
- ^ Гомер , Одиссея 11.519–521 ; Гигин , Басни 112; Страбон , 13.1.7 ; Аполлодор , Е.5.12 ; Квинт Смирней , 8.195–216 .
- ^ Ганц, с. 641; Софокл , Эврипил фр. 210.24, 26–29 (Ллойд-Джонс, стр. 86, 87 с примечанием а, 88, 89), 211.10–13 (Ллойд-Джонс, стр. 94, 95). Согласно Проклу, Краткое содержание Малой Илиады = Аргумент Маленькой Илиады 3 Вест, стр. 122, 123 , Эврипил получил копье своего отца от Одиссея по прибытии в Трою.
- ^ Достойно, с. 120 ; Грималь, Св. Гринус, с. 176; Сервий об Вергилия эклогах 6.72 .
- ^ Гигин , Басни 101.
- ^ Диодор Сицилийский , 4.33.12 .
- ^ Филострат , О героях 23.26–29 .
- ^ Вот, стр. 86–89.
- ^ Grimal, s.v. Telephus p. 438.
- ^ Ликофрон , Александра 1242–1249 .
- ^ Дионисий Галикарнасский , 1.28.1 .
- ^ Грималь, св Телефус с. 438; Смит, св Телефус .
- ^ Плутарх , Ромул 2.1.5 .
- ^ Херес и Штраус, стр. 857–870, LIMC sv Telephos.
- ^ Ганц, с. 451.
- ^ Стюарт, с. 109.
- ^ Херес и Штраус, стр. 860–861, LIMC Telephos 1 (иллюстрация 42); Шраудольф, стр. 72–73.
- ^ Дрейфус, с. 14. Вот, с. 101, приводятся причины, позволяющие предположить дату «между 165 и 159 годами до нашей эры или позже».
- ^ Кестнер, с. 70.
- ^ Кестнер, с. 73.
- ^ Кестнер, с. 74.
- ^ Вот, с. 83. Подробное описание иконографии фриза см. Heres and Strauss, стр. 857–862, LIMC Telephos 1.
- ^ Вот, стр. 84–86.
- ^ Вот, стр. 86–89.
- ^ Вот, стр. 89–93.
- ^ Вот, с. 94.
- ^ Heres and Strauss, стр. 862–865, раздел C. Telephos von der Hindin gesäugt (Telephus, вскормленный задней частью) LIMC Telephos 5–17 и раздел D. Herakles entdeckt Telephos (Геракл обнаруживает Telephus) LIMC Telephos 18–42; Составляя более трети из 101 записи о Telephus в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae .
- ^ Вот, стр. 95–96.
- ^ Херес и Штраус, с. 869, ЛИМЦ 6, 7.
- ^ Херес и Штраус, с. 869, ЛИМЦ 8.
- ^ Павсаний, 9.31.2 .
- ^ Ганц, стр. 579–580; Херес и Штраусс, стр. 866 LIMC 8728 (Телефос 48) ; Архив Бизли 200122 ; АВИ 7395 .
- ^ Фуллертон, с. 233 ; Вот, стр. 96; Павсаний , 8.45.7 ;
- ^ Вот, с. 96; Херес и Штраус, с. 866, ЛИМЦ 8521 (Телефос 49) .
- ^ Фуллертон, стр. 233–234 ; Херес и Штраус, с. 862, ЛИМЦ 8621 (Телефос 3) ; ИГ В.2 79 .
- ^ Баухенс-Тюридль, с. 46 глаз 2; Павсаний , 8.47.2 .
- ^ Херес и Штраус, стр. 866–868, раздел I. Telephos als Hiketes (Telephos как поставщик), LIMC Telephos 51–80; Составляя почти треть из 101 записи о Telephus в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae .
- ^ Херес и Штраус, с. 869, LIMC 51–53 (Агамемнон), 54 (Клитемнестра).
- ^ Херес и Штраус, с. 866, ЛИМЦ 5985 (Телефос 51) ; Джебб, Хедлам и Пирсон, Vol. 1 р. 96 ; Архив Бизли 205037 ; АВИ 2674 ; МИД 98.931 .
- ^ Херес и Стаусс, с. 866, LIMC 8734 (Телефос 52) [= Агамемнон 11*]; Архив Бизли 207332 ; Британский музей 1836,0224,28 .
- ^ Херес и Штраус, с. 869; с Агамемноном и Клитемнестрой: LIMC Telephos 56, 58, 59, 64–66, 68; с Клитемнестрой, удерживающей Агамемнона: LIMC Telephos 59, 64; с Одиссеем, удерживающим Агамемнона: LIMC Telephos 56?, 68 (ср. с LIMC Telephos 53).
- ^ Вот, стр. 96–97; Херес и Штраус, с. 868 (Телефос 84); Плиний , Естественная история 25.42 , 34.152 , 35.71 .
- ^ Вот, с. 97; Херес и Штраус, с. 868, ЛИМЦ 8903 (Телефос 85) .
- ^ Херес и Штраус, с. 866, LIMC 8717 (Телефос 44) [= Телефос 88]; Дайс, с. 58 .
- ^ Херес и Штраус, с. 868; LIMC 8894 (Телефос 81) .
- ^ Котлинска-Тома, стр. 30 , 130 .
- ^ Аристотель , Поэтика 1453a 19–20 .
- ^ Зоммерштейн, стр. 150–151 .
- ^ Зоммерштейн, стр. 242–243 ; Ганц, стр. 578–579.
- ^ Хуанна, с. 553 ; Ллойд-Джонс, с. 33 .
- ^ Хуанна, с. 558 ; Вебстер, с. 43.
- ^ Хуанна, с. 553 ; Ллойд-Джонс, с. 33 ; Вебстер, с. 43.
- ^ Хуанна, стр. 552–553 ; Ллойд-Джонс, стр. 32–41 ; Джебб, Хедлам и Пирсон, Vol. 1 стр. 46 и далее. .
- ^ Хуанна, стр. 583–584 ; Ллойд-Джонс, стр. 216–217 ; Джебб, Хедлам и Пирсон, Том 2, с. 70 и далее. .
- ↑ По мнению Плутарха , дуэль между Эврипилом и Неоптолемом, представленная в каком-то произведении Софокла , и пьеса «Эврипил», упомянутая Аристотелем , вероятно, была этим произведением, см. «Джуанна», стр. 565–566 ; Ллойд-Джонс, стр. 82–83 ; Ганц, с. 641; Плутарх , «Об контроле над гневом» , 10, 458D ; Аристотель , Поэтика 1459б.6 .
- ^ Софокл , Эврипил фр. 210.24, 26–29 (Ллойд-Джонс, стр. 86, 87 с примечанием а, 88, 89), 211.10–13 (Ллойд-Джонс, стр. 94, 95).
- ^ Коллард и Кропп 2008a, стр. 259–277 ; Хайс, стр. 81–82 ; Ганц, стр. 429–430; Вебстер, стр. 238–240.
- ^ Райт, с. 86: «Миф о Телефе, царе Мисии и сыне Геракла и Авга, был наиболее широко инсценирован Еврипидом (чей Телеф неоднократно цитировался и выставлялся напоказ в течение десятилетий после его первой постановки в 438 г. до н.э.)».
- ^ Ганц, с. 578; Коллард и Кропп 2008b, стр. 185–191 ; Вебстер, стр. 43–48, 302.
- ^ Коллард и Кропп 2008b, стр. 186–187 ; Хендерсон, стр. 50–51 ; Хендерсон 2000, с. 447 ; Аристофан , Ахарниане 204–625 ; Женщины в Фесмофории 466–764 с н. 466 .
- ^ Аристофан , Ахарнианцы 325-340 .
- ^ Аристофан , Ахарнианцы 410-490 .
- ^ Аристофан , Женщины в Фесмофории 688–764 .
- ^ Райт, стр. 58, 86.
- ^ Райт, с. 205 (Иофонт и Клеофонт); Котлинска-Тома, стр. 30 , 128–131 (Мошион).
- ^ Райт, с. 203.
- ^ Котлинска-Тома, с. 150 .
- ^ Гольдберг и Манувальд, стр. 130–135 ; Уормингтон, стр. 536–543 .
- ^ Вот, с. 83.
- ↑ То же самое относится и к оракулу Аполлона в Кларосе, записанному во втором веке нашей эры.
- ^ Павсаний , 1.4.6 .
- ^ Вот, с. 83.
- ^ Дигнас, 122–123 . ; стр Коллард и Кропп 2008a, с. 260; Вот, стр. 83; Стюарт, с. 109.
- ^ Достойно, с. 119 – 120 ; Павсаний , 26.3.10 , 5.13.3 .
- ^ Смит, св. Телефус ; Павсаний , 8.54.6 См. также Аполлодор , 1.8.6 .
- ^ Павсаний , 8.45.7 .
Ссылки
[ редактировать ]- Элиан . О животных, том I: Книги 1–5 . Перевод А.Ф. Шолфилда. Классическая библиотека Леба № 446. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1958. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Эсхил , Эвмениды у Эсхила, с английским переводом Герберта Вейра Смита, доктора философии, в двух томах. Том 2. Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета . 1926. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аристофан , ахарнианцы , у ахарнианцев. Рыцари . Отредактировано и переведено Джеффри Хендерсоном. Классическая библиотека Леба № 178. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1998. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Аристофан « Женщины в Фесмофории у птиц». Лисистрата. Женщины в Фесмофории . Отредактировано и переведено Джеффри Хендерсоном. Классическая библиотека Леба № 179. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2000. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Аристотель , Поэтика Аристотеля в 23 томах , Vol. 23, перевод WH Fyfe. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1932. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Афиней , Дейпнософисты или Банкет ученых Афинея , перевод К.Д. Йонга, Лондон, 1854 г., 3 тома. Интернет-архив
- Баухенс-Тюридль, Криста, «Глаз» в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC) III.1 Артемида Верлаг, Цюрих и Мюнхен, 1981. ISBN 3-7608-8751-1 . стр. 45–51.
- Коллард, Кристофер и Мартин Кропп (2008a), Фрагменты Еврипида: Эгей-Мелеанджер , Классическая библиотека Леба № 504. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2008. ISBN 978-0-674-99625-0 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Коллард, Кристофер и Мартин Кропп (2008b), Фрагменты Еврипида: Эдип-Хрисипп: Другие фрагменты , Классическая библиотека Леба № 506. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2008. ISBN 978-0-674-99631-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Дайс, Джозеф Джей, Геркуланум, закопанное сокровище Италии , Getty Publications, 1989. ISBN 9780892361649 .
- Диктис Кретенсис , Троянская война. Хроники Диктиса Крита и Дереса Фригийца в переводе Р. М. Фрейзера (младшего). Издательство Университета Индианы. 1966. Интернет-версия .
- Дигнас, Беате, «Ритуалы и построение идентичности в Аталлиде Пергаме» в «Исторической и религиозной памяти в древнем мире » , редакторы Беате Дигнас, РРР Смит, ОУП Оксфорд, 2012. ISBN 9780199572069 .
- Диодор Сицилийский , Диодор Сицилийский: Историческая библиотека . Перевод CH Oldfather. Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; Лондон: William Heinemann, Ltd. 1989. Интернет-версия Билла Тайера.
- Дионисий Галикарнасский . Римские древности, Том I: Книги 1–2 . Перевод Эрнеста Кэри. Классическая библиотека Леба № 319. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1937. Интернет-версия Билла Тэйера . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Дауден, Кен, «Рассказ мифологии: от Гесиода до пятого века» в «Спутнике греческой мифологии » под редакцией Кена Даудена и Найла Ливингстона. Уайли-Блэквелл; 1 издание (28 января 2014 г.). ISBN 978-1118785164 .
- Дрейфус, Рене, «Введение» в Пергаме: Телефосский фриз из Большого алтаря, Том 1 , Рене Дрейфус и Эллен Шраудольф, редакторы, Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 1996. ISBN 0-88401-089-9 .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Фуллертон, Марк Д., Греческая скульптура , John Wiley & Sons, 2016. ISBN 9781119115304 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Гарагин М., П. Вудрафф, Ранняя греческая политическая мысль от Гомера до софистов , Кембридж, 1995. ISBN 978-0-521-43768-4 .
- Гольдберг, Сандер М., Гезине Манувальд, Фрагментарная республиканская латынь, Том II: Энниус, Драматические фрагменты. Незначительные произведения , отредактированные и переведенные Сандером М. Голдбергом, Гезине Манувальд. Классическая библиотека Леба № 537. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2018. Онлайн-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Гренфелл, Бернард П., Артур С., Хант, Папирусы Оксиринха, часть XI , Лондон, Фонд исследования Египта, 1915. Интернет-архив .
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 9780631201021 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Херес, Хуберта, «Миф о Телефосе в Пергаме» в Пергаме: Телефосский фриз из Большого алтаря, Том 2 , Рене Дрейфус и Эллен Шраудольф, редакторы, Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 1996. ISBN 0-88401-089-9 .
- Херес, Хуберта, Матиас Штраус, «Телефос» в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC) VII.1 Артемида Верлаг, Цюрих и Мюнхен, 1994. ISBN 3-7608-8751-1 . стр. 856–870.
- Геродот ; Истории , А. Д. Годли (переводчик), Кембридж: Издательство Гарвардского университета , 1920; ISBN 0674991338 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гораций . Оды и Эподы . Отредактировано и переведено Найлом Раддом. Классическая библиотека Леба № 33. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2004. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Хайс, Марк, Сказка о герое, который был разоблачен при рождении в еврипидовой трагедии: исследование мотивов , издательство Корнельского университета (декабрь 1995 г.). ISBN 978-9061867135 .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Джебб, Ричард Клаверхаус , У.Г. Хедлам, А.К. Пирсон, Фрагменты Софокла , Cambridge University Press, 2010 (впервые опубликовано в 1917 году), 3 тома. ISBN 9781108009867 (Том 1), ISBN 978-1108009874 (Том 2), ISBN 9781108009881 (Том 3).
- Хуанна, Жак, Софокл: исследование его театра в его политическом и социальном контексте , перевод Стивена Рендалла, Princeton University Press, 2018. ISBN 9780691172071 .
- Кереньи, Карл , Герои греков , Темза и Гудзон, Лондон, 1959.
- Найт, Ричард Пейн, Символический язык древнего искусства и мифологии , издательство Kessinger Publishing, 1892 г.
- Котлинска-Тома, Агнешка, Эллинистическая трагедия: тексты, переводы и критический обзор , Bloomsbury Publishing, 2014. ISBN 9781472523945 .
- Ллойд-Джонс, Хью , Софокл: Фрагменты , отредактированный и переведенный Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба № 483. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1996. ISBN 978-0-674-99532-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Кестнер, Волкер, «Архитектура Большого алтаря и Телефосского фриза» в Пергаме: Телефосский фриз из Большого алтаря, Том 2 , Рене Дрейфус и Эллен Шраудольф, редакторы, Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 1996. ISBN 0-88401-089-9 .
- Лойч, Эрнст Людвиг фон и Фридрих Вильгельм Шнайдервин (редакторы), Corpus Paroemiographorum Graecorum , Том 1, Vandenhoeck et Ruprecht, 1839. Интернет-архив.
- Ликофрон , Александра (или Кассандра ) в «Каллимахе и Ликофроне» с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив.
- Марголиут, Дэвид Сэмюэл, Поэтика Аристотеля , Ходдер и Стоутон, Лондон, Нью-Йорк, Торонто, 1911.
- Мост, Г.В. , Гесиод: Щит, Каталог женщин, Другие фрагменты , Классическая библиотека Леба , № 503, Кембридж, Массачусетс, 2007. ISBN 978-0-674-99623-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Овидий , Тристия . Экс Понто . Перевод А.Л. Уиллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба NO. 151. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1924. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Овидий , Ибис в «Искусстве любви». Косметика. Средства от любви. Ибис. Ореховое дерево. Морская рыбалка. Утешение. Перевод Дж. Х. Мозли. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 232, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1929. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Овидий . Метаморфозы , Том II: Книги 9–15 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 43. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1916. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Пейдж, Денис Лайонел, сэр , Избранные папирусы, Том III: Поэзия. Перевод Дениса Л. Пейджа. Классическая библиотека Леба № 360. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1941. ISBN 978-0674993976 .
- Парада, Карлос, Генеалогический справочник по греческой мифологии , Йонсеред, Пауль Остремс Фёрлаг, 1993. ISBN 978-91-7081-062-6 .
- Патон, WR (редактор), Греческая антология, Том I: Книга 1: Христианские эпиграммы. Книга 2: Описание статуй гимназии Зевксиппа. Книга 3: Эпиграммы в храме Аполлониса в Кизике. Книга 4: Предисловия к различным антологиям. Книга 5: Эротические эпиграммы. Перевод В. Р. Патона. Отредактировано Майклом А. Туллером. Классическая библиотека Леба № 67. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2014. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пентадиус, Де Фортуна ( О удаче ) в книге «Малые латинские поэты», том II: Флор. Адриан. Немезиан. Репозианус. Тибериан. Дикта Катонис. Феникс. Авианус. Рутилий Наматиан. Другие. Перевод Дж. Уайта Даффа, Арнольда М. Даффа. Классическая библиотека Леба № 434. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1934, 1935, исправлено. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-архив (издание 1934 г.)
- Филострат , О героях , редакторы Дженнифер К. Беренсон Маклин, Эллен Брэдшоу Эйткен, BRILL, 2003, ISBN 9789004127012 . Онлайн-версия в Центре греческих исследований Гарвардского университета .
- Пиндар , Одес , Диана Арнсон Сварлиен. 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Платтер, Аристофан и карнавал жанров , JHU Press, 2007; ISBN 9780801885273 .
- Плиний Старший , Естественная история , Том VII: Книги 24–27 . Перевел WHS Jones, AC Эндрюс. Классическая библиотека Леба № 393. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1956. ISBN 978-0-674-99432-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Плиний Старший , Естественная история , Том IX: Книги 33–35 . Перевод Х. Рэкхэма. Классическая библиотека Леба № 394. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1952. ISBN 978-0-674-99433-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Плутарх , Ромул в жизнеописаниях, том I: Тезей и Ромул. Ликург и Нума. Солон и Публикола. Перевод Бернадота Перрена. Классическая библиотека Леба № 46. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1914. ISBN 978-0-674-99052-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Пост, Чендлер Ратфон, «Драматическое искусство Софокла, раскрытое фрагментами утраченных пьес» в Гарвардских исследованиях классической филологии, том 33 , издательство Гарвардского университета, 1922.
- Прокл, Эпический цикл , перевод Грегори Надя, отредактированный Евгенией Лао, Центр эллинистических исследований Гарвардского университета, Вашингтон, округ Колумбия, 2 ноября 2020 г. Онлайн в Центре эллинистических исследований .
- Проперций , Элегии под редакцией и переводом Г. П. Гулда. Классическая библиотека Леба 18. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1990. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Квинт Смирней , Квинт Смирней: Падение Трои , Переводчик: А.С. Уэй; Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1913. Интернет-архив.
- Розивач, Винсент Дж., Когда молодой человек влюбляется: сексуальная эксплуатация женщин в новой комедии , Psychology Press, 1998. ISBN 9780415184489 .
- Шраудольф, Эллен, «Каталог» в Пергаме: Телефосский фриз из Большого алтаря, Том 1 , Рене Дрейфус и Эллен Шраудольф, редакторы, Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 1996. ISBN 0-88401-089-9 .
- Сенека , Троады , в трагедиях Сенеки. С английским переводом Фрэнка Джастуса Миллера. Том. I , издательство Гарвардского университета, 1938. Интернет-архив.
- Сервий , Комментарий к Эклогам Вергилия , Георгий Тило, Изд. 1881. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея (на латыни) .
- Зоммерштейн, Алан Х., Эсхил: Фрагменты. Отредактировано и переведено Аланом Х. Зоммерштейном. Классическая библиотека Леба № 505. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2009. ISBN 978-0-674-99629-8 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Стюарт, Эндрю, «Телефос/Телепину и Дионис: далекий свет на древний миф» в Пергаме: Телефосский фриз из Большого алтаря, том 2 , Рене Дрейфус и Эллен Шраудольф, редакторы, Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 1996. ISBN 0-88401-089-9 .
- Страбон , География , перевод Горация Леонарда Джонса; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд. (1924). Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея, книги 6–14.
- Уормингтон, Э. Х., Остатки старой латыни, Том II: Ливий Андроник. Невий. Пакувий. Акций . Перевод Э. Х. Уормингтона. Классическая библиотека Леба № 314. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1936. ISBN 978-0-674-99347-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Вебстер, Томас Бертрам Лонсдейл, Трагедии Еврипида , Methuen & Co, 1 967 ISBN 978-0-416-44310-3 .
- Уэст, М.Л. (2003), Фрагменты греческого эпоса: с седьмого по пятый века до нашей эры . Отредактировано и переведено Мартином Л. Уэстом. Классическая библиотека Леба № 497. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2003. ISBN 978-0-674-99605-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Виннингтон-Ингрэм, Реджинальд Пепи, Софокл: интерпретация , издательство Кембриджского университета, 1980. ISBN 9780521296847 .
- Райт, Мэтью, Утраченные пьесы греческой трагедии (Том 1): Забытые авторы , Bloomsbury Publishing, 2016. ISBN 9781472567789 .
