Эврипил (сын Телефа)
В греческой мифологии Эврипил ( «Бродгейт») [2] / j ʊəˈr ɪ p ɪ l ə s / ( древнегреческий : Εὐρύπυλος Eurypilos ) был сыном Телефа , царя Мисии . Он был великим воином, который возглавлял мисийский отряд, сражавшийся вместе с троянцами против греков в Троянской войне . Он убил Махаона , а сам был убит Ахилла сыном Неоптолемом . [3]
Мифология
[ редактировать ]Отцом Эврипила был Телеф. [4] который был сыном Геракла и был царем Мисии в Малой Азии . [5] Матерью Телефа была Авгия , дочь Алея , царя Тегеи , города в Аркадии , на Пелопоннесе материковой Греции. Ог оказалась при дворе мизийского царя Тевтраса в качестве его жены, а Телеф стал приемным сыном Тевтраса и сменил Тевтраса на посту короля. По одной версии, женой Телефа была Лаодика , дочь Приама , царя соседней Трои . [6] согласно другому, Телеф женился на Агриопе, дочери Тевтра. [7] Однако в сообщениях, в которых упоминается мать Эврипила, говорится, что она была Астиохой , которая (обычно) была сестрой Приама. [8]
В преддверии Троянской войны греки напали на Мисию, приняв ее за Трою . [9] Отец Эврипила Телеф был ранен Ахиллом , а позже, когда его рана продолжала гноиться, также был исцелен Ахиллом. Из-за этого (по некоторым сведениям) Телеф пообещал, что ни он, ни его семья не будут помогать троянцам в грядущей войне. [10] Тем не менее, на заключительном этапе войны, между смертью Ахилла и уловкой Троянского коня , Эврипил возглавил большие мизийские силы, чтобы сражаться на стороне Трои . [11] Эврипил был великим воином и убил многих противников, в том числе Махаона , [12] Nireusмой [13] и Пенелей . [14] Но Неоптолем наконец убил Эврипила, [15] используя то же копье, которое его отец Ахилл ранил и исцелил отца Эврипила Телефа. [16]
Гомер заставляет Одиссея сказать, что Эврипил был после Мемнона самым красивым ( κάλλιστον ) человеком, которого он когда-либо видел. [17] По некоторым сведениям, Приам получил помощь Эврипила в войне, подарив своей матери Астиохе золотую лозу или пообещав Эврипилу одну из своих дочерей в жены. [18] По мнению Сервия , у Эврипила был сын Грин , который стал царем в Мисии и был известен как эпоним Гринеона и основатель Пергама . [19]
Ранние источники
[ редактировать ]Самое раннее упоминание об Эврипиле встречается в Гомера » «Одиссее . [20] В подземном мире Одиссей встречает призрак Ахилла, который просит Одиссея рассказать ему о его сыне Неоптолеме. Одиссей рассказывает, как во время сражения под Троей сын Ахилла убил великого воина, великолепного и прекрасного Эврипила, сына Телефа. И что Эврипил и многие другие с ним умерли из-за «женских даров». [21]
Гомер больше ничего не говорит об этих «дарах». [22] Но если обещание Телефа не помогать троянцам было традицией, известной Гомеру, то появление Эврипила в Трое могло потребовать некоторого объяснения, к которому могли относиться и «дары». Более поздние комментаторы Гомера предложили два объяснения этих «даров». В схолионе к этому отрывку из Одиссеи говорится, что, согласно мифографу Акусилаю VI века до нашей эры , матерью Эврипила была Астиоха, и что Приам , царь Трои, попросил Эврипила, унаследовавшего царство Мисии своего отца Телефа, о помощи в Война Трои с греками. Но Эврипил отклонил просьбу Приама из-за его матери. Тогда Приам дал Астиохе золотую лозу, и она отправила своего сына в Трою. [23] Из других схолий того же отрывка из «Одиссеи» и схолиаста Еврипида мы узнаем, что Астиоха была сестрой Приама и что золотая лоза была семейной реликвией, сделанной Гефестом и подаренной Зевсом более раннему царю Трои (либо Тросу, либо Тросу ). или Лаомедон ) в качестве компенсации за похищение Зевсом его сына Ганимеда . [24] Эти другие схолии Одиссеи также дают альтернативное объяснение «даров» Гомера, говоря, что Приам предложил отдать Эврипилу одну из своих дочерей в жены. [25]
Подвиги Эврипила под Троей, по-видимому, составили часть « Маленькой Илиады» (ок. VII в. до н. э.?), одной из поэм Эпического цикла . По словам географа II века нашей эры Павсания , в «Маленькой Илиаде» рассказывается об убийстве Эврипилом Махаона . [26] Прокул в своем кратком изложении « Маленькой Илиады» сообщает, что Эврипил пришел на помощь троянцам и был убит Неоптолемом. [27] Противостояние Эврипила с Неоптолемом, вероятно, было одним из стандартных сражений поэмы. [28]
По мнению Плутарха , дуэль Эврипила и Неоптолема также фигурирует в каком-то произведении Софокла пьеса «Эврипил» , и упомянутая Аристотелем , вероятно, и была этим произведением. [29] В пьесе Софокла посланник сообщил о смерти Эврипила его матери Астиохе, рассказав о Приаме, лежащем на искалеченном трупе Эврипила, и сказал: «Ах, сын мой, я предал тебя, хотя в тебе у меня была последняя и величайшая надежда на спасение фригийцев». . Хоть ты и недолго был нашим гостем, но память о многих горестях ты оставишь... ни Мемнон , ни Сарпедон не причинили столько скорбей, хотя они были первыми среди копейщиков». [30] В пьесе Астиоха также упрекала себя и Приама, говоря: «Владыка Иды, брат мой Приам, который по всей глупости убедил меня, несчастного, совершить проклятый поступок». [31] Ирония того, что сын Ахилла убил сына Телефа тем же копьем, которым Ахилл исцелил Телефа, по-видимому, также фигурировала в трагедии. [32]
Поздние источники
[ редактировать ]Диктис Крита
[ редактировать ]Диктис Кретенсис в своем пересказе Троянской войны в IV веке нашей эры добавляет несколько деталей к истории Эврипила. Приам, помимо того, что подарил Эврипилу золотой посох и множество других прекрасных подарков, наконец заручился поддержкой Эврипила, предложив ему свою дочь Кассандру . замуж [33] В решающем сражении Эврипил был предводителем объединенных мизийских и троянских сил, и когда он был наконец убит Неоптолемом, троянцы, возложившие все свои надежды на Эврипила, бежали из боя и были разбиты. [34] Неоптолем приказал вынести тело Эврипила из боя и отнести на корабли. [35] а после битвы греки «кремировали Эврипила и отправили его кости в урне обратно его отцу, ибо мы помнили доброту и дружбу его отца». [36]
Квинт Смирней
[ редактировать ]Наиболее подробный отчет о роли Эврипила в Троянской войне дан в эпической поэме Квинта Смирнея « » IV века нашей эры Постгомерика , в которой рассказывается история заключительных этапов войны. Поэма охватывает события между похоронами Гектора и падением Трои. Эврипил появляется как главный герой в шестой-восьмой книгах поэмы. В девятой книге Эврипил похоронен троянцами в Трое, перед Дарданскими воротами. [37]
Книга шестая
[ редактировать ]В шестой книге поэмы описывается прибытие Эврипила в Трою, его первая ночь там и его победный первый день битвы. Эврипил, «семя могучего Геркулеса», прибывает в Трою с «великим войском». [38] пока:
- Вокруг них с ликованием толпились сыны Трои:
- Как когда ручные гуси в загоне смотрят вверх.
- На того, кто бросает им зерно, и вокруг его ног
- Толпа шипит неотесанной любви, и сердце его согревает
- Когда он смотрит на них сверху вниз; так толпились сыновья
- Трои, как Эврипила свирепого сердца.
- Они смотрели; [39]
Вооружаясь, Эврипил почти сто строк поэмы посвящены подробному описанию щита Эврипила, украшенного изображением двенадцати подвигов Геракла. [40] Одетый для битвы, Эврипил «казался богом войны». [41] и, увидев его , Парис обратился к нему со словами:
- Рад я твоему приходу, моему сердцу
- Надеется, что аргивянам всем придется плохо
- Быть с их кораблями уничтоженными; для такого мужчины
- Средних греков или троянцев я никогда не видел.
- Теперь силой и яростью Геракла —
- Кому ростом, мощью и добродушием
- Очень похоже на тебя — прошу тебя, имейте в виду
- Его, и примите решение совместить его дела с вашими. [42]
«Как черный ураган», [43] Эврипил бросился в бой, убив Нирея, [44] и Махон. [45] И многие греки были убиты, и многие бежали на свои корабли, «прижатые Эврипилом, лавиной опустошения». [46] Эврипил вместе с Парисом и Энеем затем «орлиным пиком бросился» атаковать Агамемнона , Менелая и Аякса . [47] Аякс ранен и выведен из боя, тогда как Агамемнон и Менелай окружены, но Тевцер , Идоменей , Тоас , Мерион и Фрасимед , ранее все бежавшие от Эврипила, бросаются на защиту Агамемнона и Менелая, и Эврипил ненадолго вырван из камня, брошенного Идоменеем. [48] Вернув свое копье, Эврипил атаковал своих врагов и убил всех, кто столкнулся с ним, сея «большой хаос в их рядах». [49] И никто не смог устоять против Эврипила, и все греки бежали на свои корабли, которые спаслись от сожжения только наступлением ночи. [50]
Книга седьмая
[ редактировать ]На второй день битвы Эврипил убил Пенелея и многих других: «Кучи за кучами, здесь и там толпами они падали». [51] И снова Эврипил отогнал греков к их кораблям:
- За валом кораблей они бежали
- В сбившемся бегстве: у них не хватило духу стоять
- Перед Эврипилом, [52]
Две армии сражались перед кораблями всю ночь и на следующий день, грекам удалось избежать разрушения только с помощью богини Афины . [53] Греки попросили Эврипила о двухдневном перемирии, чтобы они могли похоронить своих мертвецов, и Еврипил согласился. [54] Тем временем греки отправили Одиссея и Диомеда на Скирос просить помощи у Неоптолема. [55] Итак, Неоптолем прибыл в Трою и обнаружил, что греки, окруженные Эврипилом, сражаются на своих кораблях. [56] В спешке Одиссей отдает Неоптолему доспехи и копье Ахилла, и, представившись самим Ахиллом, Неоптолем вместе с Одиссеем и Диомедом бросился на отчаянную защиту кораблей. [57] Снова Афина приходит на помощь грекам, [58] и с Неоптолемом во главе, [59] грекам удается отразить атаку Эврипила:
- ...Воистину все
- Аргивяне были убиты у своих кораблей,
- Разве не сильный сын Ахилла в тот день
- Выстоял перед войском врагов и их великим вождем
- Эврипил. [60]
Книга восьмая
[ редактировать ]На следующий день с обеих сторон убито много воинов.
- Но больше всего
- Эврипил обрушил гибель на многих врагов.
- ...и да, когда он бросился дальше
- Под его копьем пало неисчислимое множество людей.
- Как высокие деревья, сраженные силой стали
- В горно-лесном заливают темные овраги,
- Свалился на землю в смятении, так и упал
- Ахейцы «под Эврипилом» летят копьями — [61]
Наконец, Еврипий встречается «лицом к лицу» с сыном Ахилла Неоптолемом. [62] Эврипил бросает вызов Неоптололему, говоря:
- Кто ты? Откуда пришло сюда меня осмелиться?
- В Аид судьба беспощадная несет тебя;
- Но те, кто жаждет битвы, пришли
- Сюда, на всех я обрушил мучительную смерть. [63]
И Неоптолем отвечает:
- ... сын Ахилла я,
- Сын человека, чье длинное копье поразило твоего отца,
- И заставила его бежать — да, и безжалостные судьбы
- Смерть схватила его, но сам мой отец
- Исцелил его на грани горестной смерти. [64]
Тогда они бросились в бой, «Как грозные львы бросились друг на друга». [65] Богини Эньо и Эрида «подстрекали их» и «злорадствовали над ними». [66] И ни один воин не отступил, а боги-олимпийцы смотрели вниз, «с разошедшимися сердцами… Ибо одни прославили сына Ахилла, другие — Эврипила богоподобного». [67] Пока, наконец, Неоптолем не пронзил копье своего отца «Пронзить горло Эврипила», убив его. [68]
Иконография
[ редактировать ]Сохранившиеся изображения Эврипила редки. [69] Единственное достоверное раннее изображение Эврипила, идентифицированное по надписи, находится на плече чернофигурной аттической гидрии , ок. 510 г. до н.э. (Базель BS 498). [70] Здесь Эврипил лежит мертвый на земле, с торчащим из груди копьем, а Неоптолем преследует колесницу Эврипила, убивая возничего. Аполлон с натянутым луком шагает вправо, защищая мертвое тело Геликаона , лежащее на земле перед ним. Справа подъезжает Афина в сопровождении своей колесницы. Очень похожая сцена, изображенная на плече другой аттической чернофигурной гидрии, найденной в Вульчи (Вюрцбург L309), также может включать Эврипила. [71] Филострат Младший (3 век нашей эры) описывает картину, изображающую смерть Эврипила. [72]
Культ
[ редактировать ]По словам географа Павсания , хотя отец Эврипила Телельф почитался в храме Асклепия в Пергаме , поскольку Эврипил убил Махаона , который был сыном Асклепия, имя Эврипила там никогда не упоминалось. [73]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Загдун, с. 110; Шефолд, с. 15 ; Архив Бизли 320038 ; LIMC 25314 (Еврипил I 3) .
- ^ Стюарт, с. 110.
- ^ Hard, p. 472 ; Gantz, pp. 640–641; Tripp, s.v. Eurypylus (2) p. 242; Grimal, s.v. Eurypylus (4) p. 159.
- ^ Парада, св. Эврипил 6 с. 78; Гомер , Одиссея 11.519–521 . См. также Маленькую Илиаду фр. 7 Запад (Запад, стр. 130, 131) = Павсаний 3.26.9 ; Прокл, Краткое содержание « Маленькой Илиады» ; Аполлодор , Е.5.12 .
- ^ Обсуждение Telephus см.: Hard, стр. 543 – 544 ; Ганц, 428–431.
- ^ Гигин , Басни 101.
- ^ Диодор Сицилийский , 4.33.12 .
- ^ Акусилай , фр. 40 Фаулер = FGrH 2F40 = Схолия на Одиссее 11.520 (см. Дауден, стр. 58 ; Фаулер 2013, стр. 542 ; Ганц, стр. 640; Фаулер 2000, стр. 25–26); Софокл ' Эврипил (см. Ллойд-Джонс, стр. 82–95 ), фр. 211.1–6 Ллойд-Джонс просит Астиоху назвать Приама своим братом; Сервий , Вергилия эклогах Об 6.72 ; Квинт Смирней , 6136 . В Аполлодоре , 3.12.3, Астиоха является сестрой Приама, но Аполлодор никогда не называет мать Эврипила, в то время как в Dictys Cretensis 2.5 (Фрейзер, стр. 40) Астиоха упоминается как мать Эврипила, но говорит, что она была дочерью Приама.
- ^ , стр 446–447 . ; Хард Ганц, стр. 576–580.
- ^ Фаулер 2013, с. 542–543 , цитируя схолии Ювенала 6.655; Дауден, с. 58 ; Ллойд-Джонс, с. 84 . См. также Ганц, с. 579, со ссылкой на Схолию по Илиаде 1.59.
- ^ Аполлодор , E.5.12 ; Квинт , 6.120. Смирней
- ^ Маленькая Илиада фр. 7 Запад (Запад, стр. 130, 131) = Павсаний 3.26.9 ; Гигин , Басни 113; Квинт Смирней , 6.407–428 . Сравните с Аполлодором , E.5.1 , в котором Пентесилея убила Махаона.
- ^ Гигин , Басни 113; Dictys Cretensis , 4.17 (Фрейзер, стр. 97); Квинт Смирней , 6.368–389 .
- ^ Павсаний , 9.5.15 ; Dictys Cretensis , 4.17 (Фрейзер, стр. 97); Квинт Смирней , 7.104 .
- ^ Гомер , Одиссея 11.519–521 ; Архилох , фр. 304 ; Гигин , Басни 112; Страбон , 13.1.7 ; Аполлодор , Е.5.12 ; Квинт Смирней , 8.195–216 .
- ^ Фаулер 2013, с. 543; Ганц, с. 641; Софокл , Эврипил фр. 210.1–25 Ллойд-Джонс (с примечанием Ллойда-Джонса а). Согласно Проклу, Краткое содержание Малой Илиады , Эврипил получил копье своего отца от Одиссея по прибытии в Трою.
- ^ Ганц, стр. 640; Гомер , Одиссея 11.522 .
- ^ Хард, с. 472 ; Дауден, с. 58 ; Фаулер 2013, с. 542 ; Ганц, с. 640; Акусилай фр. 40 Фаулер = FGrH 2F40 = Схолия на Одиссее 11.520; Схолия на Одиссее 11.521. Согласно Dictys Cretensis 4.14 (Фрейзер, стр. 95), Приам «соблазнил [Еврипила] многими прекрасными дарами и, наконец, заручился его поддержкой, предложив Кассандру ». замуж
- ^ Достоинство, с. 120 ; Грималь, Св. Гринус, с. 176; Сервий об Вергилия эклогах 6.72 .
- ^ Гомер , Одиссея 11.519–521 .
- ^ Ганц, с. 640; Фаулер 2013, с. 542 ; Дауден, с. 58 .
- ^ Что представляли собой эти дары, было «загадкой» для Страбона , 13.1.69 .
- ^ Дауден, с. 58 ; Фаулер 2013, с. 542 ; Жесткий, с. 472 ; Ганц, стр. 640–641; Акусилай фр. 40 Фаулер = FGrH 2F40 = Схолия на Одиссее 11.520.
- ^ Хард, с. 472 ; Ганц, стр. 640–641; Схолия на Одиссее 11.521; Схолиаст об Еврипиде , Троянках 822 = Малая Илиада фр. 6 Вест (Запад, стр. 128, 129). По сообщению схолиаста Еврипида, автор « Малой Илиады» говорил, что золотую лозу сделал Гефест для Зевса и что Зевс подарил ее Лаомедонту в качестве компенсации за Ганимеда.
- ^ Хард, с. 472 ; Ганц, с. 640. Сравните с Dictys Cretensis 4.14 (Фрейзер, стр. 95), в котором Приам предлагает Эврипилу свою дочь Кассандру .
- ^ Павсаний , 3.26.9 .
- ^ Прокл, Краткое содержание Маленькой Илиады .
- ^ Фаулер 2013, с. 542 . Другие ссылки на включение Эврипила в « Маленькую Илиаду» см. также у Аристотеля , Poetics 1459b.1–6 и IG 14 1284.III (West, стр. 118, 119).
- ^ Ллойд-Джонс, стр. 82–83 ; Ганц, с. 641; Плутарх , «Об контроле над гневом» , 10, 458D ; Аристотель , Поэтика 1459б.6 .
- ^ Софокл , Эврипил фр. 210.75–81 Ллойд-Джонс .
- ^ Софокл , Эврипил фр. 211.1–6 Ллойд-Джонс .
- ^ Фаулер 2013, с. 543; Ганц, с. 641; Софокл , Эврипил фр. 210.1–31 Ллойд-Джонс (с примечанием Ллойд-Джонса а), 211.10–13 Ллойд-Джонс .
- ^ Dictys Cretensis , 4.14 (Фрейзер, стр. 95–96).
- ^ Dictys Cretensis , 4.17 (Фрейзер, стр. 97–98).
- ^ Dictys Cretensis , 4.17 (Фрейзер, стр. 97–98).
- ^ Dictys Cretensis , 4.18 (Фрейзер, стр. 98).
- ^ Квинт Смирней , 9.41–45 .
- ^ Квинт Смирней , 6.119–123 .
- ^ Квинт Смирней , 6.124–129 .
- ^ Квинт Смирней , 6.198–293 .
- ^ Квинт Смирней , 6.294 .
- ^ Квинт Смирней , 6.298–305 .
- ^ Квинт Смирней , 6.368 .
- ^ Квинт Смирней , 6.372–389 .
- ^ Квинт Смирней , 6.391–428 .
- ^ Квинт Смирней , 6.498–501 .
- ^ Квинт Смирней , 6.513–520 .
- ^ Квинт Смирней , 6.521–594 .
- ^ Квинт Смирней , 6.595–598 .
- ^ Квинт Смирней , 6.599–645 .
- ^ Квинт Смирней , 7.98–114 .
- ^ Квинт Смирней , 7.128–129 .
- ^ Квинт Смирней , 7.142–151 .
- ^ Квинт Смирней , 7.152–158 .
- ^ Квинт Смирней , 7.169–218 .
- ^ Квинт Смирней , 7.412–420 .
- ^ Квинт Смирней , 7.435–478 .
- ^ Квинт Смирней , 7.556–563 .
- ^ Квинт Смирней , 7.564–626 .
- ^ Квинт Смирней , 7.626–630 .
- ^ Квинт Смирней , 8.109–133 .
- ^ Квинт Смирней , 8.134–136 .
- ^ Квинт Смирней , 8.137–143 .
- ^ Квинт Смирней , 8.150–153 .
- ^ Квинт Смирней , 8.175–176 .
- ^ Квинт Смирней , 8.186–192 .
- ^ Квинт Смирней , 8.192–196 .
- ^ Квинт Смирней , 8.199–216 .
- ^ Загдун, стр. 109–110.
- ^ Загдун, с. 110; Ганц, с. 641; Архив Бизли 340473 ; LIMC 11585 (Еврипил I 1) ; Надписи на аттических вазах (AVI) 2139 .
- ^ Загдун, с. 110; Шефолд, с. 15 ; Архив Бизли 320038 ; LIMC 25314 (Еврипил I 3) . Сцена не содержит надписей и есть только один труп, который, как предположил Джон Бизли, - это Геликаон, однако Загдун отмечает, что «Эврипил - более известная жертва Неоптолема».
- ^ Младший , изображения 10 Филострат
- ^ Павсаний , 26.03.10 .
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Архилох , Семонид , Гиппонакс , греческая ямбическая поэзия: с седьмого по пятый века до нашей эры , под редакцией и переводом Дугласа Э. Гербера. Классическая библиотека Леба № 259. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1999. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Дигнас, Беате, «Ритуалы и построение идентичности в Аталлиде Пергаме» в «Исторической и религиозной памяти в древнем мире » , редакторы Беате Дигнас, РРР Смит, ОУП Оксфорд, 2012. ISBN 9780199572069 .
- Диктис Кретенсис , Троянская война. Хроники Диктиса Крита и Дереса Фригийца в переводе Р. М. Фрейзера (младшего). Издательство Университета Индианы. 1966. PDF .
- Диодор Сицилийский , Диодор Сицилийский: Историческая библиотека . Перевод CH Oldfather. Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; Лондон: William Heinemann, Ltd. 1989. Интернет-версия Билла Тайера.
- Дауден, Кен, «Рассказ мифологии: от Гесиода до пятого века» в «Спутнике греческой мифологии » под редакцией Кена Даудена и Найла Ливингстона. Уайли-Блэквелл; 1 издание (28 января 2014 г.). ISBN 978-1118785164 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 9780631201021 .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Ллойд-Джонс, Хью , Софокл: Фрагменты , отредактированный и переведенный Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба № 483. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1996. ISBN 978-0-674-99532-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Квинт Смирней , Квинт Смирней: Падение Трои , Переводчик: А.С. Уэй; Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1913. Интернет-архив.
- Парада, Карлос, Генеалогический справочник по греческой мифологии , Йонсеред, Пауль Остремс Фёрлаг, 1993. ISBN 978-91-7081-062-6 .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Филострат Младший , Воображает , у Филострата Старшего, Воображает. Филострат Младший, «Воображает». Каллистрат, Описания. Перевод Артура Фэрбенкса. Классическая библиотека Леба № 256. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1931. ISBN 978-0674992825 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-архив, издание 1926 года .
- Плутарх , Моралия, том VI: Можно ли научить добродетели? О моральной добродетели. О контроле над гневом. О спокойствии ума. О братской любви. О привязанности к потомству. Достаточно ли порока, чтобы вызвать несчастье. Являются ли душевные страдания хуже телесных? По поводу разговорчивости. О том, как быть занятым человеком . Перевод В. К. Хелмбольда. Классическая библиотека Леба № 337. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1939. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Прокл, Эпический цикл , перевод Грегори Надя, отредактированный Евгенией Лао, Центр эллинистических исследований Гарвардского университета, Вашингтон, округ Колумбия, 2 ноября 2020 г. Онлайн в Центре эллинистических исследований .
- Шефолд, Карл (1992) Боги и герои в позднеархаическом греческом искусстве , при содействии Луки Джулиани, Cambridge University Press, 1992. ISBN 978-0-521-32718-3 .
- Стюарт, Эндрю, «Телефос/Телепину и Дионис: отдаленный свет на древний миф» в Пергаме: Телефосский фриз из Большого алтаря, том 2 , Рене Дрейфус, Эллен Шраудольф, University of Texas Press, 1996. ISBN 9780884010913 .
- Страбон , География , перевод Горация Леонарда Джонса; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд. (1924). Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея, книги 6–14.
- Сервий , Комментарий к Эклогам Вергилия , Георгий Тило, Изд. 1881. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея (на латыни) .
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Уэст, М.Л. , Фрагменты греческого эпоса: с седьмого по пятый века до нашей эры . Отредактировано и переведено Мартином Л. Уэстом. Классическая библиотека Леба № 497. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2003. ISBN 978-0-674-99605-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Загдун, Мэри-Анна, «Эврипил I», в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC) IV.1 Артемида Верлаг, Цюрих и Мюнхен, 1988. ISBN 3-7608-8751-1 . стр. 109–110.