Jump to content

Храм Афины Алеи

Храм Афины Алеи в Тегее (2009 г.)
Храм в 2017 году

Храм Афины Алеи был святилищем в Тегее в Древней Греции , посвященным Афине под эпитетом Афина Алея ; синкретизация олимпийской богини Афины и местного божества Алеи. Это был значительный греческий храм , сыгравший решающую роль в качестве маркера идентичности древних тегейцев. Он служил центром значительной территории уже с десятого века до нашей эры. [ 1 ] и предоставил доказательства контактов с несколькими близлежащими регионами, такими как Арголида и Лакония . [ 2 ]

По словам греческого писателя-путешественника Павсания , храм был построен местным героем Алеем , сыном Афеида . [ 3 ] Имя этого героя этимологически связано с богиней Алеей и может быть генеалогической ретропроекцией, объясняющей происхождение храма в более поздней истории. [ 4 ] Тогда это означало бы, что традиции о местной богине ко времени Павсания были почти забыты, и на ее место был изобретен новый героический персонаж.

Первый храм на этом месте, вероятно, относится к раннему архаическому периоду греческой истории; память об этом храме сохранилась и включена в рассказ Павсания. [ 5 ] По словам Геродота , в храме находились цепи, связанные с неудавшимся нападением спартанцев на Тегею в шестом веке. [ 6 ] Павсаний утверждает, что этот храм сгорел в 394 г. до н.э. , а второй храм был построен знаменитым паросским архитектором Скопасом ; Павсаний также утверждает, что этот храм был одним из самых красивых на Пелопоннесе. [ 7 ] [ 8 ]

Храм Афины Алеи в Тегее был древним и почитаемым убежищем , и записаны имена многих людей, которые спаслись, ища убежища в нем. [ 9 ] Среди знаменитых людей, искавших убежища в храме, Павсаний упоминает Хрисеиду , [ 10 ] спартанский Леотихид и спартанский полководец Павсаний . [ 11 ]

Интерьер и экстерьер храма

[ редактировать ]

Второе святилище представляло собой храм дорического ордера , который, как говорили, по размеру и великолепию превосходил все другие храмы на Пелопоннесе и был окружен тройным рядом колонн разных порядков . [ 12 ] В описании Павсания этого храма говорится, что первый ряд колонн был дорического ордера , следующий - коринфского ордера , а снаружи храма были колонны ионического ордера . Он упоминает иконографические изображения калидонской охоты на кабана местного героя Телефа и битвы с Ахиллом на равнине Кайка . [ 13 ]

Культовая статуя Афины Алеи была изготовлена ​​Эндеем из слоновой кости. Его описывали как «...сделанный полностью из слоновой кости, работы Эндоя. Ответственные за раритеты говорят, что один из клыков кабана отломился; оставшийся хранится в садах императора, в святилище Диониса и имеет длину около полусажени». [ 14 ] Культовая статуя впоследствии была перенесена Августом в , Рим чтобы украсить Форум Августа . [ 15 ]

Комбинация мифов на внешней стороне храма интересна и говорит как о местном Тегейском, так и Всеэллинском значении, например, изображение Калидонской охоты на кабана на восточном фронтоне. Этот миф связан с Тегеей через роль аркадской героини Аталанты и набора дополнительных тегейских героев, перечисленных Павсанием. [ 16 ] Включение этого прославило роль Аталанты, выступающей перед всегреческой аудиторией. [ 17 ] По словам Павсания, клыки кабана находились внутри храма, пока Август не удалил их. [ 18 ] и разложившаяся шкура животного оставалась в святилище до его дней. [ 19 ]

Сцена борьбы местного героя Телефа с Ахиллом еще больше связала тегейцев с более крупными и известными мифами. Телефос был сыном Геракла и Авги , первой жрицы Афины Алеи в мифических историях. Найденная здесь мужская голова в шапке из львиной шкуры может быть связана с Телефосом, что способствует ассоциации этого местного героя с Гераклом. Его битва с Ахиллом ставит его в один ряд с этим храбрым героем Троянской войны, еще раз подчеркивая местных героев Тегеи на всеэллинском уровне через иконографию этого храма. [ 20 ]

Также внутреннее убранство храма описал Павсаний, который ссылается на совокупность мифов местного значения. Он начинает с упоминания нынешнего изображения Афины в Тегее, которое, как он утверждает, было из области Мантуренсов ; среди них у нее была фамилия Гиппия (Богиня Лошадей). Мантуренсы утверждали, что во время битвы между богами и гигантами богиня повела свою колесницу и лошадей против Энкеладоса . Затем Павсаний далее утверждает, что указанная богиня стала известна среди греков как Алея , особенно выделяя пелопоннесцев.

Культ и иконы в храме

[ редактировать ]

Помимо культа Афины, внутри храма находилась статуя бога-целителя Асклепия, по одну сторону от культового изображения Афины, а по другую — статуя Гигиеи , богини здоровья и чистоты, обе дальнейшие работы. Скопаса Паросского. [ 21 ] [ 22 ]

Павсаний говорит, что по местному преданию алтарь Афины Алеи сделал мифический герой Меламп , сын Амифаона . На самом алтаре с одной стороны находились изображения Реи , местной нимфы Ойнои была кормилицей Зевса и матерью Пана . , которая в тегейских традициях [ 23 ] На другой были еще четыре мифических персонажа Глауке , Неда , Теизоа и Антракия ; в другую сторону входили Иде , Хагно , Алкиноя и Фрикса . Наконец, были иконографические изображения Муз и Мнемозины , богини памяти. [ 24 ]

Помимо культовых изображений, было несколько изображений ключевых местных героических персонажей, таких как Телефос и Атланта, а также щит Марпессы , которая сплотила женщин Тегеи на защиту города от спартанцев, что привело к основанию культа. Ареса Гинекотоэнаса на Тегейской территории. [ 25 ]

В святилище отмечали два праздника; Алея и Халотия, первое празднование Алеи, а второе - празднование победы над спартанцами. [ 26 ]

Павсаний также утверждает, что жрецом храма Афины Алеи в Тегее был мальчик, занимавший должность лишь до достижения половой зрелости . [ 27 ]

Раскопки

[ редактировать ]

Археологический объект имеет долгую историю археологических исследований, начиная с 1806 года, когда ирландский художник и писатель Эдвард Додвелл нашел храм, используя работы Павсания. [ 28 ] Даже несмотря на то, что к этому времени храм был признан, прошло несколько десятилетий, прежде чем первые раскопки на этом месте, которые впервые состоялись в 1870-х годах; эти первые раскопки были проведены немецкой командой, и их результаты были опубликованы в Mitteilungen des Archäologisches Institutes в Афинах в 1880 году. [ 29 ] После немцев это место перешло во владение французов , которые в начале 1900-х годов провели несколько раскопок в Тегее. [ 30 ] [ 31 ] Точно так же греческие команды раскопали святилище в 1908 году. [ 32 ] и в 1976-1977 гг. [ 33 ]

С 1990-х годов это место находилось под контролем Норвежского института в Афинах после того, как норвежский археолог Эрик Остби обнаружил остатки более раннего святилища, которое во французских публикациях об этом месте, как предполагалось, было раннехристианской или византийской церковью. . [ 34 ] С тех пор норвежские команды провели раскопки в святилище (последние на сегодняшний день завершились в 2004 году), а также на большей территории древнего города Тегеа.

  1. ^ Остби, Э. (2014b), 13.
  2. ^ Прецлер, М. (2008), 147.
  3. ^ Павсаний , Описание Греции 8. 4.5.
  4. ^ Макинерни, Дж. (2013), 56.
  5. ^ Остби, Э. (2009), 6–7.
  6. ^ Геродот, Истории, 1.66.4.
  7. ^ Павсаний, Описание Греции, 8.45.4.
  8. ^ Вояцис, М. (1999), 131-132.
  9. ^ Павсаний , Описание Греции 3..6, 2.17.7, 3.7.8.
  10. ^ Павсаний, Описание Греции 2. 17. 7
  11. ^ Павсаний, Описание Греции 3. 5. 6.
  12. ^ Мейер, Х. (1824), 99.
  13. ^ Павсаний, Описание Греции 8. 45. 4 - 47. 4
  14. ^ Павсаний, Описание Греции 8. 45. 4 - 47. 4
  15. ^ Павсаний , Описание Греции 8.45.4, 4.1 и 2.47.1.
  16. ^ Прецлер, М. (1999), 93.
  17. ^ Мостратос, Г. (2019), 250.
  18. ^ Павсаний Описание Греции 8.46.1.
  19. ^ Павсаний Описание Греции 8.47.2.
  20. ^ Мостратос, Г. (2019), 250-251.
  21. ^ Павсаний Описание Греции 8.47.1.
  22. ^ Норман, (1986).
  23. ^ Ларсен, Дж. (2001) 155.
  24. ^ Павсаний Описание Греции 8. 45. 4 - 47. 4
  25. ^ Павсаний Описание Греции 8.47.2-3.
  26. ^ Павсаний, Описание Греции 8.47.4.
  27. ^ Павсаний , Описание Греции 8. 47.2
  28. ^ Додуэлл, Э. (1819) 418-420.
  29. ^ Мильххефер, А. (1880).
  30. ^ Мендель, Г. (1901).
  31. ^ Дугас, К. (1921).
  32. ^ Ромайос, К. (1909).
  33. ^ Леже, Р. (2015) 20-21.
  34. ^ Остби, Э. (2014a), 1.

Библиография

[ редактировать ]

Додуэлл, Э. (1819) Классическое и топографическое путешествие по Греции в 1801, 1805 и 1806 годах. , 2 тома. (II; Лондон: Томас Дэвидсон).

Дугас, К. (1921), «Святилище Алеи Афины в Тегее до IV века», Bulletin de Correspondance Hellenique , 45, 335–435.

Ларсон, Дж. (2001) Греческие нимфы: миф, культ, предания, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Леже, Р. (2015) Артемида и ее культ, докторская диссертация: Университет Бирмингема.

МакИнерни, Дж. (2013) «Боги (замешательства) слияния: Афина Алеа, Аполлон Малеатас и Афина Афайя». Классика и Средневековье, 64, 49–80.

Мендель, Г. (1901), «Раскопки Тегеи: краткий отчет о кампании 1900–1901 годов», Bulletin de Correspondance Hellenique , 25, 241–81.

Мейер, Х. (1824) История изящных искусств греков: от их истоков до высшей точки, Дрезден: Вальтер.

Мильххефер, А. (1880), «Исследовательские раскопки в Тегее», Сообщения Археологического института в Афинах , 5, 52–69, табл. II-IV.

Мостратос, Г. (2019) «Манипулирование панэллинским и местным мифом в фронтонных композициях вековых пелоннесских храмов», в Э. Кулакиотисе и К. Данне. (ред.) Политическая религия в греко-римском мире: дискурсы, практики и образы, издательство Cambridge Scholars Publishing: Ньюкасл, 225–263.

Норман, Н. (1986) «Аскельпиос и Гигея и культовая статуя в Тегее», Американский журнал археологии, 90.4, 425–430.

Остби, Э. (2010) «Ранняя Тегея, Спарта и святилище Афины Алеи», в книге « Быть ​​пелопоннесцем», https://www.nottingham.ac.uk/csps/resources/peloponnese-2007.aspx

Остби, Э. (2014a) «Норвежский проект раскопок в святилище Афины Алеа в Тегее: Введение», в Э. Остби (ред.). Тегея I: Исследования в храме Афины Алеи 1991–94, Афины: Норвежский институт в Афинах, 1–10.

Остби, Э. (2014b) «Святилище Алеи в Тегее в доклассический период» в Э. Остби (ред.). Тегея I: Исследования в храме Афины Алеи 1991–94, Афины: Норвежский институт в Афинах, 10–56.

Претцлер, М. (1999) «Миф и история Тегеи - местная история и идентичность сообщества», в Т. Х. Нильсене и Дж. Рое. (ред.) Определение древней Аркадии, Мунксгаард: Копенгаген, 89–129.

Прецлер, М. (2008). «Тегея и ее соседи в архаический период». В Я. Пикулас (ред.), Рассказы о древней Аркадии. Афины: Стемница: 145-162.

Ромайос, К. (1909), «Работы в Тегее», Практика , 303–16.

Вояцис, М. (1999) «Роль храмового строительства в консолидации аркадских сообществ», в Т.Х. Нильсене и Дж. Рое. (ред.) Определение древней Аркадии, Мунксгаард: Копенгаген, 130–168.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef6f65d28711c9a961fd78a190ca6580__1716998700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/80/ef6f65d28711c9a961fd78a190ca6580.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Temple of Athena Alea - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)