Храм Афины Алеи

Храм Афины Алеи был святилищем в Тегее в Древней Греции , посвященным Афине под эпитетом Афина Алея ; синкретизация олимпийской богини Афины и местного божества Алеи. Это был значительный греческий храм , сыгравший решающую роль в качестве маркера идентичности древних тегейцев. Он служил центром значительной территории уже с десятого века до нашей эры. [ 1 ] и предоставил доказательства контактов с несколькими близлежащими регионами, такими как Арголида и Лакония . [ 2 ]
История
[ редактировать ]По словам греческого писателя-путешественника Павсания , храм был построен местным героем Алеем , сыном Афеида . [ 3 ] Имя этого героя этимологически связано с богиней Алеей и может быть генеалогической ретропроекцией, объясняющей происхождение храма в более поздней истории. [ 4 ] Тогда это означало бы, что традиции о местной богине ко времени Павсания были почти забыты, и на ее место был изобретен новый героический персонаж.
Первый храм на этом месте, вероятно, относится к раннему архаическому периоду греческой истории; память об этом храме сохранилась и включена в рассказ Павсания. [ 5 ] По словам Геродота , в храме находились цепи, связанные с неудавшимся нападением спартанцев на Тегею в шестом веке. [ 6 ] Павсаний утверждает, что этот храм сгорел в 394 г. до н.э. , а второй храм был построен знаменитым паросским архитектором Скопасом ; Павсаний также утверждает, что этот храм был одним из самых красивых на Пелопоннесе. [ 7 ] [ 8 ]
Храм Афины Алеи в Тегее был древним и почитаемым убежищем , и записаны имена многих людей, которые спаслись, ища убежища в нем. [ 9 ] Среди знаменитых людей, искавших убежища в храме, Павсаний упоминает Хрисеиду , [ 10 ] спартанский Леотихид и спартанский полководец Павсаний . [ 11 ]
Интерьер и экстерьер храма
[ редактировать ]Второе святилище представляло собой храм дорического ордера , который, как говорили, по размеру и великолепию превосходил все другие храмы на Пелопоннесе и был окружен тройным рядом колонн разных порядков . [ 12 ] В описании Павсания этого храма говорится, что первый ряд колонн был дорического ордера , следующий - коринфского ордера , а снаружи храма были колонны ионического ордера . Он упоминает иконографические изображения калидонской охоты на кабана местного героя Телефа и битвы с Ахиллом на равнине Кайка . [ 13 ]
Культовая статуя Афины Алеи была изготовлена Эндеем из слоновой кости. Его описывали как «...сделанный полностью из слоновой кости, работы Эндоя. Ответственные за раритеты говорят, что один из клыков кабана отломился; оставшийся хранится в садах императора, в святилище Диониса и имеет длину около полусажени». [ 14 ] Культовая статуя впоследствии была перенесена Августом в , Рим чтобы украсить Форум Августа . [ 15 ]
Комбинация мифов на внешней стороне храма интересна и говорит как о местном Тегейском, так и Всеэллинском значении, например, изображение Калидонской охоты на кабана на восточном фронтоне. Этот миф связан с Тегеей через роль аркадской героини Аталанты и набора дополнительных тегейских героев, перечисленных Павсанием. [ 16 ] Включение этого прославило роль Аталанты, выступающей перед всегреческой аудиторией. [ 17 ] По словам Павсания, клыки кабана находились внутри храма, пока Август не удалил их. [ 18 ] и разложившаяся шкура животного оставалась в святилище до его дней. [ 19 ]
Сцена борьбы местного героя Телефа с Ахиллом еще больше связала тегейцев с более крупными и известными мифами. Телефос был сыном Геракла и Авги , первой жрицы Афины Алеи в мифических историях. Найденная здесь мужская голова в шапке из львиной шкуры может быть связана с Телефосом, что способствует ассоциации этого местного героя с Гераклом. Его битва с Ахиллом ставит его в один ряд с этим храбрым героем Троянской войны, еще раз подчеркивая местных героев Тегеи на всеэллинском уровне через иконографию этого храма. [ 20 ]
Также внутреннее убранство храма описал Павсаний, который ссылается на совокупность мифов местного значения. Он начинает с упоминания нынешнего изображения Афины в Тегее, которое, как он утверждает, было из области Мантуренсов ; среди них у нее была фамилия Гиппия (Богиня Лошадей). Мантуренсы утверждали, что во время битвы между богами и гигантами богиня повела свою колесницу и лошадей против Энкеладоса . Затем Павсаний далее утверждает, что указанная богиня стала известна среди греков как Алея , особенно выделяя пелопоннесцев.
Культ и иконы в храме
[ редактировать ]Помимо культа Афины, внутри храма находилась статуя бога-целителя Асклепия, по одну сторону от культового изображения Афины, а по другую — статуя Гигиеи , богини здоровья и чистоты, обе дальнейшие работы. Скопаса Паросского. [ 21 ] [ 22 ]
Павсаний говорит, что по местному преданию алтарь Афины Алеи сделал мифический герой Меламп , сын Амифаона . На самом алтаре с одной стороны находились изображения Реи , местной нимфы Ойнои была кормилицей Зевса и матерью Пана . , которая в тегейских традициях [ 23 ] На другой были еще четыре мифических персонажа Глауке , Неда , Теизоа и Антракия ; в другую сторону входили Иде , Хагно , Алкиноя и Фрикса . Наконец, были иконографические изображения Муз и Мнемозины , богини памяти. [ 24 ]
Помимо культовых изображений, было несколько изображений ключевых местных героических персонажей, таких как Телефос и Атланта, а также щит Марпессы , которая сплотила женщин Тегеи на защиту города от спартанцев, что привело к основанию культа. Ареса Гинекотоэнаса на Тегейской территории. [ 25 ]
В святилище отмечали два праздника; Алея и Халотия, первое празднование Алеи, а второе - празднование победы над спартанцами. [ 26 ]
Павсаний также утверждает, что жрецом храма Афины Алеи в Тегее был мальчик, занимавший должность лишь до достижения половой зрелости . [ 27 ]
Раскопки
[ редактировать ]Археологический объект имеет долгую историю археологических исследований, начиная с 1806 года, когда ирландский художник и писатель Эдвард Додвелл нашел храм, используя работы Павсания. [ 28 ] Даже несмотря на то, что к этому времени храм был признан, прошло несколько десятилетий, прежде чем первые раскопки на этом месте, которые впервые состоялись в 1870-х годах; эти первые раскопки были проведены немецкой командой, и их результаты были опубликованы в Mitteilungen des Archäologisches Institutes в Афинах в 1880 году. [ 29 ] После немцев это место перешло во владение французов , которые в начале 1900-х годов провели несколько раскопок в Тегее. [ 30 ] [ 31 ] Точно так же греческие команды раскопали святилище в 1908 году. [ 32 ] и в 1976-1977 гг. [ 33 ]
С 1990-х годов это место находилось под контролем Норвежского института в Афинах после того, как норвежский археолог Эрик Остби обнаружил остатки более раннего святилища, которое во французских публикациях об этом месте, как предполагалось, было раннехристианской или византийской церковью. . [ 34 ] С тех пор норвежские команды провели раскопки в святилище (последние на сегодняшний день завершились в 2004 году), а также на большей территории древнего города Тегеа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Остби, Э. (2014b), 13.
- ^ Прецлер, М. (2008), 147.
- ^ Павсаний , Описание Греции 8. 4.5.
- ^ Макинерни, Дж. (2013), 56.
- ^ Остби, Э. (2009), 6–7.
- ^ Геродот, Истории, 1.66.4.
- ^ Павсаний, Описание Греции, 8.45.4.
- ^ Вояцис, М. (1999), 131-132.
- ^ Павсаний , Описание Греции 3..6, 2.17.7, 3.7.8.
- ^ Павсаний, Описание Греции 2. 17. 7
- ^ Павсаний, Описание Греции 3. 5. 6.
- ^ Мейер, Х. (1824), 99.
- ^ Павсаний, Описание Греции 8. 45. 4 - 47. 4
- ^ Павсаний, Описание Греции 8. 45. 4 - 47. 4
- ^ Павсаний , Описание Греции 8.45.4, 4.1 и 2.47.1.
- ^ Прецлер, М. (1999), 93.
- ^ Мостратос, Г. (2019), 250.
- ^ Павсаний Описание Греции 8.46.1.
- ^ Павсаний Описание Греции 8.47.2.
- ^ Мостратос, Г. (2019), 250-251.
- ^ Павсаний Описание Греции 8.47.1.
- ^ Норман, (1986).
- ^ Ларсен, Дж. (2001) 155.
- ^ Павсаний Описание Греции 8. 45. 4 - 47. 4
- ^ Павсаний Описание Греции 8.47.2-3.
- ^ Павсаний, Описание Греции 8.47.4.
- ^ Павсаний , Описание Греции 8. 47.2
- ^ Додуэлл, Э. (1819) 418-420.
- ^ Мильххефер, А. (1880).
- ^ Мендель, Г. (1901).
- ^ Дугас, К. (1921).
- ^ Ромайос, К. (1909).
- ^ Леже, Р. (2015) 20-21.
- ^ Остби, Э. (2014a), 1.
Библиография
[ редактировать ]Додуэлл, Э. (1819) Классическое и топографическое путешествие по Греции в 1801, 1805 и 1806 годах. , 2 тома. (II; Лондон: Томас Дэвидсон).
Дугас, К. (1921), «Святилище Алеи Афины в Тегее до IV века», Bulletin de Correspondance Hellenique , 45, 335–435.
Ларсон, Дж. (2001) Греческие нимфы: миф, культ, предания, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Леже, Р. (2015) Артемида и ее культ, докторская диссертация: Университет Бирмингема.
МакИнерни, Дж. (2013) «Боги (замешательства) слияния: Афина Алеа, Аполлон Малеатас и Афина Афайя». Классика и Средневековье, 64, 49–80.
Мендель, Г. (1901), «Раскопки Тегеи: краткий отчет о кампании 1900–1901 годов», Bulletin de Correspondance Hellenique , 25, 241–81.
Мейер, Х. (1824) История изящных искусств греков: от их истоков до высшей точки, Дрезден: Вальтер.
Мильххефер, А. (1880), «Исследовательские раскопки в Тегее», Сообщения Археологического института в Афинах , 5, 52–69, табл. II-IV.
Мостратос, Г. (2019) «Манипулирование панэллинским и местным мифом в фронтонных композициях вековых пелоннесских храмов», в Э. Кулакиотисе и К. Данне. (ред.) Политическая религия в греко-римском мире: дискурсы, практики и образы, издательство Cambridge Scholars Publishing: Ньюкасл, 225–263.
Норман, Н. (1986) «Аскельпиос и Гигея и культовая статуя в Тегее», Американский журнал археологии, 90.4, 425–430.
Остби, Э. (2010) «Ранняя Тегея, Спарта и святилище Афины Алеи», в книге « Быть пелопоннесцем», https://www.nottingham.ac.uk/csps/resources/peloponnese-2007.aspx
Остби, Э. (2014a) «Норвежский проект раскопок в святилище Афины Алеа в Тегее: Введение», в Э. Остби (ред.). Тегея I: Исследования в храме Афины Алеи 1991–94, Афины: Норвежский институт в Афинах, 1–10.
Остби, Э. (2014b) «Святилище Алеи в Тегее в доклассический период» в Э. Остби (ред.). Тегея I: Исследования в храме Афины Алеи 1991–94, Афины: Норвежский институт в Афинах, 10–56.
Претцлер, М. (1999) «Миф и история Тегеи - местная история и идентичность сообщества», в Т. Х. Нильсене и Дж. Рое. (ред.) Определение древней Аркадии, Мунксгаард: Копенгаген, 89–129.
Прецлер, М. (2008). «Тегея и ее соседи в архаический период». В Я. Пикулас (ред.), Рассказы о древней Аркадии. Афины: Стемница: 145-162.
Ромайос, К. (1909), «Работы в Тегее», Практика , 303–16.
Вояцис, М. (1999) «Роль храмового строительства в консолидации аркадских сообществ», в Т.Х. Нильсене и Дж. Рое. (ред.) Определение древней Аркадии, Мунксгаард: Копенгаген, 130–168.