Jump to content

Использование млекопитающих человеком

Одомашнивание млекопитающих возможность дало обществу использовать транспорт .
верхнего палеолита Наскальная живопись с изображением зубра , лошадей и оленей , Ласко , ок. 17 300 лет
Шумерская группа из двух отдельных фрагментов инкрустации раковины, образующих тело и голову овцы, ок. 27–24 века до нашей эры.

Использование млекопитающих человеком включает как практическое использование, например, в пищу, для занятий спортом и транспортом, так и символическое использование, например, в искусстве и мифологии. Млекопитающие сыграли решающую роль в создании и поддержании человеческой культуры. Одомашнивание млекопитающих сыграло важную роль в в эпоху неолитической революции развитии сельского хозяйства и цивилизации , в результате чего сельское хозяйство заменило охоту и собирательство по всему миру, а города заменили разрозненные сообщества.

Млекопитающие дают молочные продукты и большую часть мяса , потребляемого человечеством, будь то на фермах или на охоте. Они также производили кожу и шерсть для одежды и снаряжения. До появления механизированного транспорта одомашненные млекопитающие обеспечивали большую часть энергии, используемой для работы и транспорта. Они служат моделями в биологических исследованиях, например, в генетике , и при тестировании лекарств .

Млекопитающие являются самыми популярными домашними животными : десятки миллионов собак , кошек и других животных, включая кроликов и мышей, содержатся семьями по всему миру. Млекопитающие, такие как лошади и олени, являются одними из самых ранних предметов искусства, их можно найти в верхнего палеолита наскальных рисунках , например, в Ласко . Крупные художники, такие как Альбрехт Дюрер , Джордж Стаббс и Эдвин Ландсир, известны своими портретами животных. Животные также играют самые разнообразные роли в литературе, кино, мифологии и религии.

Основной способ отношения людей к млекопитающим (и некоторым другим животным) — это их антропоморфизация , приписывание им человеческих эмоций и целей. Когда это происходит в науке, это осуждается, хотя в последнее время зоологи стали относиться к этому более снисходительно.

Контекст

[ редактировать ]
Домашний як везет снаряжение к базовому лагерю Эвереста в Непале.

Культура состоит из социального поведения и норм, существующих в человеческих обществах и передаваемых посредством социального обучения . Культурные универсалии во всех человеческих обществах включают такие выразительные формы, как искусство , музыка , танец , ритуалы , религия и технологии, такие как использование инструментов , приготовление пищи , жилье и одежда . Понятие материальной культуры охватывает физические выражения, такие как технология, архитектура и искусство, тогда как нематериальная культура включает в себя принципы социальной организации , мифологию , философию , литературу и науку . [1] В этой статье описываются роли млекопитающих в человеческой культуре, определенные таким образом.

Практическое использование

[ редактировать ]
Собаки и овцы были одними из первых одомашненных животных , и они широко используются и сегодня.

Одомашнивание в ходе неолитической сельскохозяйственной революции

[ редактировать ]

Чарльз Дарвин , Джаред Даймонд и другие отметили важность одомашненных млекопитающих в неолитическом развитии сельского хозяйства и цивилизации , что заставило фермеров заменить охотников-собирателей по всему миру. [а] [2] Этот переход от охоты и собирательства к выпасу стад и выращиванию сельскохозяйственных культур стал важным шагом в истории человечества. Новая сельскохозяйственная экономика, основанная на одомашненных млекопитающих, вызвала «радикальную реструктуризацию человеческого общества, глобальные изменения в биоразнообразии и значительные изменения в формах рельефа Земли и ее атмосфере... важные результаты». [3]

Даймонд заметил, что крупные одомашненные млекопитающие обладали необычным набором желательных характеристик. Они потребляли пищу, которую люди могли легко обеспечить; они быстро росли и часто рожали; у них был мягкий характер; они были готовы размножаться в неволе; у них была удобная иерархия доминирования в стаде; и они оставались спокойными в вольерах. [4] Карлос Дрисколл и его коллеги пришли к аналогичному выводу, отметив, что «именно разумно спроектированные изменения в генетическом составе естественной биоты создали настоящие орудия труда. В некотором смысле неолитические земледельцы были первыми генетиками, а домашнее сельское хозяйство было рычагом, с помощью которого они двигались вперед». мир». Дрисколл и его коллеги перечисляют повторяющиеся характеристики одомашненных млекопитающих, такие как «карлики и гиганты, пегий цвет шерсти, волнистые или вьющиеся волосы, меньшее количество позвонков, более короткие хвосты, свернутые хвосты и висячие уши или другие проявления неотении ». [5]

Для продуктов питания и других продуктов

[ редактировать ]
Крупный рогатый скот содержали ради молока на протяжении тысячелетий.

Человек и его домашний скот составляют более 90% биомассы всех наземных позвоночных и почти столько же, сколько всех насекомых вместе взятых. [6] Млекопитающие составляют значительную часть поголовья скота, выращиваемого для производства мяса и молочных продуктов во всем мире, независимо от того, выращиваются ли они интенсивно или путем более или менее мобильного скотоводства . В их число входят (2011 г.) около 1,4 миллиарда крупного рогатого скота , 1,2 миллиарда овец , 1 миллиард домашних свиней , [7] [8] и (1985) более 700 миллионов кроликов. [9]

Крупный рогатый скот дает большую часть кожи, используемой для изготовления одежды, такой как обувь , сумки и ремни , а также для обивки . Шерсть на протяжении веков использовалась для изготовления одежды, включая костюмы и твидовые куртки, а также трикотажные изделия, такие как пуловеры . Основным источником шерсти являются овцы, но козы дают ангору и кашемир , а альпаки — роскошную шерсть . [10] [11]

Для работы и транспорта

[ редактировать ]

Рабочие домашние животные, включая крупный рогатый скот и лошадей, использовались для работы и транспорта с самого начала сельского хозяйства, их численность сокращается с появлением механизированного транспорта и сельскохозяйственных машин . В 2004 году они по-прежнему обеспечивали около 80% электроэнергии преимущественно мелких ферм в странах третьего мира и около 20% мирового транспорта, опять же в основном в сельских районах. В горных районах, непригодных для колесного транспорта, вьючные животные . грузы продолжают перевозить [12]

Лабораторная крыса в ящике Скиннера.

Млекопитающие играют важную роль в науке в качестве экспериментальных животных , как в фундаментальных биологических исследованиях, таких как генетика, так и в области генетики. [13] и в разработке новых лекарств, которые должны быть тщательно протестированы, чтобы продемонстрировать их безопасность. [14] используются миллионы млекопитающих, особенно мышей и крыс. в экспериментах Ежегодно [15] Нокаутная мышь это генетически модифицированная мышь с инактивированным геном , замененным или разрушенным искусственным участком ДНК . Они позволяют изучать секвенированные гены, функции которых неизвестны. [16] [17] Небольшой процент млекопитающих — приматы , не относящиеся к человеку , в том числе гривасты , макаки-резусы и макаки-крабоеды , которые используются в исследованиях из-за их сходства с людьми. [18] [19] [20]

Как домашние животные

[ редактировать ]
Владельцы и их собаки на Всемирной выставке собак, 2012 г.

Млекопитающие — самые популярные домашние животные в западном мире, причем наиболее часто сохраняемыми видами являются собаки , кошки и кролики . Например, в Америке в 2012 году насчитывалось около 78 миллионов собак, 86 миллионов кошек и 3,5 миллиона кроликов. [21] [22] [23]

Существует противоречие между ролью животных как товарищей по отношению к человеку и их существованием как личностей с собственными правами . [24]

Для спорта

[ редактировать ]
Охотники Великих Моголов используют гепарда , чтобы поймать черного козла , Гуджарат, 1812 год. Иллюстрация Джеймса Форбса.

Млекопитающие, в том числе олени и кабаны , относятся к числу охотничьих животных, на которых чаще всего охотятся ради спорта и ради еды. Хищные млекопитающие, чаще всего собаки , используются для ловли дичи и добычи подстреленных птиц . [25] [26] [27]

Млекопитающие широко участвуют в спортивных гонках, часто сочетаемых со ставками на результат , особенно в скачках и собачьих бегах . [28] [29]

Символическое использование

[ редактировать ]

В искусстве

[ редактировать ]

Млекопитающие были объектами искусства с самых ранних времен, как исторических, как в Древнем Египте , так и доисторических, как в наскальных рисунках в Ласко и других местах в Дордони , Франции и других местах. Основные картины животных включают « Носорог » Альбрехта Дюрера 1515 года «Носорог , » Джорджа Стаббса ок. Портрет лошади 1762 года «Свисток» , картина Эдвина Ландсира 1851 года «Монарх Глена» и тигр Анри Руссо 1891 года в воображаемом пейзаже. Удивлен! . [30]

В литературе и кино

[ редактировать ]

Млекопитающие, от мышей и лис до слонов, играют самые разнообразные роли в литературе и средствах массовой информации, включая фотографию и кино. [31]

Олень и фигура с рогами из котла Гундеструпа , I или II век до нашей эры.

В мифологии и религии

[ редактировать ]

Млекопитающие, включая крупный рогатый скот , [32] олень , [33] лошади , [34] львы [35] и волки , а также существа, произошедшие от них, такие как оборотни , [36] фигура в мифологии и религии. Жак Ковен утверждал, что неолитические символы животных , а также раннее искусство, изображающее такие фигуры, как боги-быки, проистекают из критической важности одомашненных млекопитающих в тот период. [37] [38]

Как игрушки

[ редактировать ]
Оригинальный плюшевый мишка 1903 года , сделанный Бенджамином Мичтомом.

Мягкие игрушки часто имеют формы молодых млекопитающих, особенно медведей . Плюшевый мишка был разработан, очевидно, одновременно производителями игрушек Моррисом Мичтомом в Америке и Рихардом Штайффом в Германии в первые годы 20 века. Он был назван в честь охотника на крупную дичь президента- Теодора «Тедди» Рузвельта . Плюшевый мишка стал культовой детской игрушкой , прославленной в сказках, песнях и фильмах. [39]

Отношение к животным

[ редактировать ]

Антропоморфизм , приписывание человеческих черт животным , чаще всего млекопитающим, является важной частью того, как люди относятся к млекопитающим. [40] [41] Отношение и поведение к животным варьируется от жестокого до сентиментального . [42]

[ редактировать ]
Животные, одетые как люди, в «Черепахе и зайце» из издания « Басни Эзопа», иллюстрированного Артуром Рэкхэмом , 1912 год.

В литературе басни , такие как басни Эзопа, рассказывались для обучения мудрости посредством преднамеренных вымыслов о таких персонажах, как обезьяны, ослы, медведи, кошки, овцы, олени, собаки, лисы, зайцы, лошади, львы и мыши. [43] [44] Антропоморфная детская литература стала популярной в девятнадцатом веке благодаря таким произведениям, как » Льюиса Кэрролла 1865 года «Приключения Алисы в стране чудес и Редьярда Киплинга 1894 года «Книга джунглей» . В двадцатом веке многие из самых популярных произведений для детей имеют антропоморфных персонажей. [45] [46] включая Беатрикс Поттер 1901 года «Сказку о кролике Питере» , [47] Кеннета Грэма 1908 года «Ветер в ивах» и » К.С. Льюиса, во «Лев, ведьма и платяной шкаф всех из которых животные, главным образом млекопитающие, носят человеческую одежду и обладают человеческими чертами характера. [48]

Антропоморфный язык, подразумевающий существование намерений и эмоций у животных, осуждался на протяжении большей части 20-го века, как свидетельствующий об отсутствии научной объективности . [49] В 1927 году Иван Павлов писал, что животных следует рассматривать «без всякой необходимости прибегать к фантастическим предположениям о существовании каких-либо возможных субъективных состояний». [50] В 1987 году издание Oxford Companion to Animal Behavior по-прежнему советовало, что «рекомендуется изучать поведение, а не пытаться выявить какие-либо основные эмоции». [51] Однако Чарльз Дарвин принял идею эмоций у животных в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных» . , написав на эту тему [52] Дарвин считал, что млекопитающие ведут социальную, умственную и моральную жизнь. В «Происхождении человека» (1871) он писал: «Между человеком и высшими млекопитающими в их умственных способностях нет фундаментальной разницы». [53]

Биологи по-прежнему с опаской относились к этой идее, даже в отношении человекообразных обезьян , но это привело к серьёзным трудностям, как Дональд О. Хебб в 1946 году: объяснил [54]

В течение двух лет в лабораториях Йеркса предпринималась решительная попытка избежать антропоморфного описания при изучении темперамента. В результате получилась почти бесконечная серия конкретных действий, в которых нельзя было найти ни порядка, ни смысла. С другой стороны, используя откровенно антропоморфные концепции эмоций и отношений, можно быстро и легко описать особенности отдельных животных... Что бы ни подразумевала антропоморфная терминология в отношении состояний сознания у шимпанзе, она дает понятную и практическую информацию. руководство к поведению. [54]

В 1960-х годах трое ведущих приматологов по прозвищу « Ангелы Лики »: Джейн Гудолл , изучающая шимпанзе , Дайан Фосси, изучающая горилл , и Бируте Галдикас, изучающая орангутанов , были обвинены в «самом худшем из этологических грехов – антропоморфизме», поскольку они пытались объяснить поведение приматов с помощью эмпатии. . [55] Приматолог Франс де Ваал резюмировал дилемму: «Наделить животных человеческими эмоциями уже давно является научным табу . Но если мы этого не сделаем, мы рискуем упустить что-то фундаментальное, как в животных, так и в нас». [56]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Даймонд подробно обсудил этот вопрос в своей книге 1997 года « Ружья, микробы и сталь» .
  1. ^ Масьонис, Джон Дж.; Гербер, Линда Мари (2011). Социология . Пирсон Прентис Холл. п. 53. ИСБН  978-0137001613 . OCLC   652430995 .
  2. ^ Ларсон, Грегер; Бургер, Иоахим (апрель 2013 г.). «Взгляд на приручение животных с точки зрения популяционной генетики» (PDF) . Тенденции в генетике . 29 (4): 197–205. дои : 10.1016/j.tig.2013.01.003 . ПМИД   23415592 .
  3. ^ Зедер, Мелинда А. (август 2008 г.). «Одомашнивание и раннее сельское хозяйство в Средиземноморском бассейне: происхождение, распространение и влияние» . ПНАС . 105 (33): 11597–11604. Бибкод : 2008PNAS..10511597Z . дои : 10.1073/pnas.0801317105 . ПМЦ   2575338 . ПМИД   18697943 .
  4. ^ Даймонд, Джаред (август 2002 г.). «Эволюция, последствия и будущее одомашнивания растений и животных» . Природа . 418 (6898): 700–707. Бибкод : 2002Natur.418..700D . дои : 10.1038/nature01019 . ПМИД   12167878 . S2CID   205209520 .
  5. ^ Дрисколл, Карлос А.; Макдональд, Дэвид В.; О'Брайен, Стивен Дж. (июнь 2009 г.). «От диких животных к домашним: эволюционный взгляд на приручение» . ПНАС . 106 (Приложение 1): 9971–9978. дои : 10.1073/pnas.0901586106 . ПМК   2702791 . ПМИД   19528637 .
  6. ^ Эгглтон, Пол (17 октября 2020 г.). «Состояние насекомых в мире» . Ежегодный обзор окружающей среды и ресурсов . 45 (1): 61–82. doi : 10.1146/annurev-environ-012420-050035 . ISSN   1543-5938 .
  7. ^ «Графическая деталь. Графики, карты и инфографика. Подсчет кур» . Экономист . 27 июля 2011 года . Проверено 23 июня 2016 г.
  8. ^ Крупный рогатый скот сегодня. «Породы крупного рогатого скота в КРС СЕГОДНЯ» . Крупный рогатый скот-сегодня.com . Проверено 15 октября 2013 г.
  9. ^ Люкефар, SD; Чик, PR «Стратегии развития проектов по кроликам в системах натурального хозяйства» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация . Проверено 23 июня 2016 г.
  10. ^ Бротен, Энн В. (2005). "Шерсть" . В Стиле, Валери (ред.). Энциклопедия одежды и моды . Том. 3. Томсон Гейл . стр. 441–443 . ISBN  0-684-31394-4 .
  11. ^ Квиггл, Шарлотта. «Альпака: древняя роскошь». Interweave Knits Fall 2000: 74–76.
  12. ^ Пруд, Уилсон Г. (2004). Энциклопедия зоотехники (печать) . ЦРК Пресс. стр. 248–250. ISBN  978-0-8247-5496-9 .
  13. ^ «Генетические исследования» . Фонд здоровья животных. Архивировано из оригинала 17 декабря 2018 года . Проверено 24 июня 2016 г.
  14. ^ «Разработка лекарств» . Исследования животных.info . Проверено 24 июня 2016 г.
  15. ^ «Статистика ЕС показывает снижение количества исследований на животных» . Кстати об исследованиях. 2013 . Проверено 24 января 2016 г.
  16. ^ Хелен Р. Пилчер (2003). «Это нокаут» . Природа . дои : 10.1038/news030512-17 . Проверено 24 июня 2016 г.
  17. ^ Y Зан и др., Производство нокаутных крыс с использованием мутагенеза ENU и скринингового анализа на основе дрожжей, Nat. Биотехнология. (2003). Архивировано 11 июня 2010 года в Wayback Machine.
  18. ^ «Поставки и использование приматов в ЕС» . Европейская ассоциация биомедицинских исследований. 1996. Архивировано из оригинала 17 января 2012 г.
  19. ^ Карлссон, HE; Шапиро, С.Дж.; Фара, И.; Хау, Дж. (2004). «Использование приматов в исследованиях: глобальный обзор». Американский журнал приматологии . 63 (4): 225–237. дои : 10.1002/ajp.20054 . ПМИД   15300710 . S2CID   41368228 .
  20. ^ Уэзералл, Д. и др. (Комитет Уэзералл) (2006). Использование приматов в исследованиях (PDF) (Отчет). Лондон, Великобритания: Академия медицинских наук. Архивировано из оригинала (PDF) 23 марта 2013 г. {{cite report}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  21. ^ «Животные в медицинских учреждениях» (PDF) . 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
  22. ^ Гуманное общество США. «Статистика владения домашними животными в США» . Проверено 27 апреля 2012 г.
  23. ^ Министерство сельского хозяйства США. «Профиль кролиководческой отрасли США» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 года . Проверено 10 июля 2013 г.
  24. ^ Плюс, С. (1993). «Роль животных в человеческом обществе». Журнал социальных проблем . 49 (1): 1–9. дои : 10.1111/j.1540-4560.1993.tb00906.x .
  25. ^ «Охота на оленей в Соединенных Штатах: анализ демографии и поведения охотников, дополнение к отчету о национальном обследовании рыболовства, охоты и отдыха, связанного с дикой природой, 2001–2006 гг.» . Служба рыболовства и дикой природы (США) . Проверено 24 июня 2016 г.
  26. ^ «Рост популярности рекреационной охоты на свиней» . Гранд-Вью на открытом воздухе. Архивировано из оригинала 12 декабря 2017 года . Проверено 24 июня 2016 г.
  27. ^ Нгуен, Дженни; Уитли, Рик (2015). Охота за едой: Руководство по сбору урожая, полевой обработке и приготовлению дичи . Ф+В Медиа. стр. 6–77. ISBN  978-1-4403-3856-4 . Главы об охоте на оленя, кабана (кабана), кролика и белку.
  28. ^ «Скачки» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2013 года . Проверено 6 мая 2014 г.
  29. ^ Гендеры, Рой (1981). Энциклопедия собачьих бегов . Книги Пелхэма. ISBN  0-7207-1106-1 .
  30. ^ Джонс, Джонатан (27 июня 2014 г.). «10 лучших портретов животных в искусстве» . Хранитель . Проверено 24 июня 2016 г.
  31. ^ Патерсон, Дженнифер (29 октября 2013 г.). «Животные в кино и медиа» . Оксфордские библиографии. дои : 10.1093/обо/9780199791286-0044 . Проверено 24 июня 2016 г.
  32. ^ Джонс, Кэтрин (2011). Крупный рогатый скот: история, миф, искусство . Издательство Британского музея. ISBN  978-0-7141-5084-0 .
  33. ^ "Олень" . Деревья для жизни . Проверено 23 июня 2016 г.
  34. ^ Роберт Ханс ван Гулик. Хаягрива: Мантраянский аспект культа лошади в Китае и Японии . Архив Брилла. п. 9.
  35. ^ Грейнджер, Ричард (24 июня 2012 г.). «Изображение льва в древних и современных религиях» . Тревога. Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 6 июля 2016 г.
  36. ^ Маккоун, Ким Р. (1987). Мейд, В. Мейд (ред.). Собака, волк и воин у индоевропейцев . Инсбрук. стр. 101–154. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  37. ^ Оранш, Оливье (2001). «Жак Ковен и предыстория Леванта». Палеориент (на французском языке). 27 (27–2): 5–11. дои : 10.3406/палео.2001.4728 .
  38. ^ Ковен, Жак; Уоткинс, Тревор (2000). Рождение богов и возникновение земледелия . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-65135-6 .
  39. ^ Каннадин, Дэвид (1 февраля 2013 г.). «Точка зрения – Взрослые с мишками» . Новости Би-би-си . Проверено 3 ноября 2016 г.
  40. ^ Оксфордский словарь английского языка , 1-е изд. «антропоморфизм, н. » Oxford University Press (Оксфорд), 1885.
  41. ^ Хатсон, Мэтью (2012). 7 законов магического мышления: как иррациональные убеждения делают нас счастливыми, здоровыми и здравомыслящими . Хадсон Стрит Пресс. стр. 165–181. ISBN  978-1-101-55832-4 .
  42. ^ Филлипс, Фрэнсис (28 апреля 2015 г.). «Святой Франциск не относился сентиментально к животным, и нам не следует быть таковыми» . Католический вестник . Проверено 12 сентября 2016 г.
  43. ^ Филострат, Флавий (около 210 г. н.э.). Жизнь Аполлония. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , 5.14. Перевод FC Conybeare. Классическая библиотека Леба (1912)
  44. ^ Квеси Янка (1983). «Цикл Трикстера Акана: миф или сказка?» (PDF) . Тринидадский университет Вест-Индии. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  45. ^ «50 лучших детских книг» . Телеграф . 22 февраля 2008 г.
  46. ^ Борланд, Софи (22 февраля 2008 г.). «Нарния побеждает Гарри Поттера» . Телеграф .
  47. ^ «Беатрикс Поттер» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 14 апреля 2021 г.
  48. ^ Гэмбл, Никки; Йейтс, Салли (2008). Знакомство с детской литературой . Мудрец. ISBN  978-1-4129-3013-0 .
  49. ^ Шапиро, Кеннет Дж. (1993). «Введение редактора в общество и животных». Общество и животные . 1 (1): 1–4. дои : 10.1163/156853093X00091 . Позже переиздано в качестве введения к: Флинн, Клифф (2008). Социальные существа: читатель по исследованиям человека и животных . Книги фонарей. ISBN  978-1-59056-123-2 .
  50. ^ Райдер, Ричард. Революция животных: изменение отношения к видоизму . Берг, 2000, с. 6.
  51. ^ Массон, Джеффри Мусаев ; Сьюзан Маккарти (1996). Когда слоны плачут: эмоциональная жизнь животных . Винтаж. стр. xviii, 272. ISBN.  0-09-947891-9 .
  52. ^ Блэк, Дж. (июнь 2002 г.). «Дарвин в мире эмоций» (Полный текст) . Журнал Королевского медицинского общества . 95 (6): 311–3. дои : 10.1177/014107680209500617 . ISSN   0141-0768 . ПМЦ   1279921 . ПМИД   12042386 .
  53. ^ Дарвин, Чарльз (1871). Происхождение человека . Д. Эпплтон и компания. п. 34 .
  54. ^ Jump up to: а б Хебб, Дональд О. (1946). «Эмоции у человека и животного: анализ интуитивных процессов распознавания». Психологический обзор . 53 (2): 88–106. дои : 10.1037/h0063033 . ПМИД   21023321 .
  55. ^ цитируется по Массону и Маккарти, 1996, стр. 9 Интернет-архива.
  56. ^ Франс де Ваал (1997-07). «Мы в антроподенизме?». Обнаружить . стр. 50–53.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5525f5f1c7a7685b621a77722d4a5a3e__1712316420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/3e/5525f5f1c7a7685b621a77722d4a5a3e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human uses of mammals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)