Животные в христианском искусстве

В христианском искусстве животные формы порой занимали важное место. В эпоху Возрождения животные были практически изгнаны, за исключением случаев, когда они служили дополнением к человеческой фигуре.
Поздний античный период
[ редактировать ]
На заре латинского и византийского христианства многие изображения животных встречаются в монументальной скульптуре , иллюминированных рукописях , витражах и гобеленах . Причины этого включают в себя: [а]
- Он представляет собой простой способ выражения или символизации добродетели или порока посредством добродетели или порока, обычно приписываемых изображаемому животному. [а]
- Традиционными элементами декора были формы животных. [а]
- Средневековые дизайнеры вернулись к непосредственному изучению природы, включая человека, низших животных и простейшие растения. [а]
Картины первого периода, видимые в катакомбах Рима , обычно показывают нам агнца , сопровождающего Доброго Пастыря , олицетворение христианской души во время ее земной жизни. [а] Ягненок был прочно связан с религиозными жертвоприношениями на древнем Ближнем Востоке и был принят как символ Христа и его жертвы от имени человечества. [ 1 ]
Птицы также появляются либо как простые декоративные элементы, перенесенные с античных картин, либо используются символически, как в голубе Ноя , символизирующем христианскую душу, освобожденную смертью; павлин феникс , имеющий древнее значение бессмертия , и , символ апофеоза . [а]
Символом, пожалуй, самого широкого распространения является Ихтис ( греч. ΙΧΤHYΣ, рыба), используемый со второго века как аббревиатура от «Ιεσοῦς Χριστός, Θεοῦ Yἱος, Сотер» (Iesous Christos, Theou Huios, Soter), что означает «Иисус Христос». , Сын Божий, Спаситель». [ 2 ] С художественной точки зрения эти различные изображения несколько грубы и показывают упадок языческого искусства того времени. [а]
После признания Церкви Константином I в 313 году Книга Откровения стала источником большинства декоративных тем христианского искусства. Агнец теперь является самым важным из них, и его значение либо такое же, как и раньше, либо, что, возможно, чаще, является символом Христа, искупительной жертвы. Голубь – это Святой Дух, и четыре животных, которых видел святой Иоанн на Небесах. [ 3 ] используются как олицетворения Четырёх евангелистов . [а] [ 4 ] [ 5 ] Под влиянием византийского искусства множество фантастических животных, таких как драконы , птицы с человеческими головами, крылатые львы и т. д., обвились вокруг декоративных форм, пока иностранные войны и иконоборческое движение не привели этот период энергичного искусства к расцвету. конец. [а]
Средний возраст
[ редактировать ]Фантастические и составные животные
[ редактировать ]В течение последующих трех столетий новые виды животных появляются только в романской архитектуре . Обычно они бывают либо чисто фантастическими, либо составными, то есть составленными из элементов разных видов, объединенных в один. Часто предмет вырастает из форм листвы; а монстры показаны сражающимися и даже пожирающими друг друга. [а]
Конкретные символы
[ редактировать ]
В перемычках символы четырех евангелистов: льва , быка , человека и орла входных дверей вокруг прославленного Христа изображены , держащих священные книги. Это излюбленный мотив в скульптуре одиннадцатого и двенадцатого веков. Иногда челюсти чудовища изображают вход в ад , куда погружаются грешники. [а]
Некоторые из наиболее важных символических животных: [ 6 ]
Животное | Атрибуты | Символизм |
---|---|---|
Ягненок | Невинность, чистота, уязвимость | Христос [ 6 ] |
Собака | Верность, бдительность, надежность | Человек с такими качествами [ 6 ] |
Где | Чистота, мир | (Если с нимбом) Святой Дух [ 6 ] |
Дракон | Силы тьмы | Дьявол [ 6 ] |
Змея | хитрость, обман | Дьявол [ 6 ] |
Символические животные из бестиариев
[ редактировать ]С началом тринадцатого века готическое искусство дает наибольшее количество и лучшие изображения форм животных. Великие соборы , особенно на острове Франция , где скульптура достигла высшей точки совершенства, представляют собой своего рода энциклопедию знаний того времени. Таким образом, они показывают примеры всех известных тогда животных, то есть по легенде или по опыту. Бестиарии , , разработанные в XII веке, полностью отражены в соборах в резьбе по камню капителей парапетов и вершин контрфорсов , а также в деревянной отделке партеров . [а] [ 1 ]
есть хищные птицы, дикие кабаны и кошачьи формы На башнях Собора Парижской Богоматери ; птицы, покрытые драпировками, и слоны в Реймсе ; огромных быков на башнях Лана, поставленных там в память о службе этих животных при строительстве собора. Наряду с животными страны, домашними или дикими, представлены также животные из отдаленных частей земли, известные по немногим экземплярам: лев, слон, обезьяны и т. д.; легендарные существа также , такие как единорог , василиск ( описанный Плинием ), дракон и грифон . [а] [ 1 ] В классические времена грифон был хранителем света, сопровождая Аполлона , а христиане сохранили связь с грифоном как хранителем мертвых. [ 1 ] Воображаемые существа также часты, и одни только горгульи демонстрируют большое разнообразие. Виолле-ле-Дюк заметил, что во Франции он не знает двух одинаковых горгулий. [а] [ 7 ]
Символика, которая обычно присуща различным животным, по большей части заимствована из бестиариев. Так, для льва — сила, бдительность и храбрость; для сирены — сладострастие; для пеликана , благотворительность. Четыре животных, которые символизируют основные характеристики каждого из четырех евангелистов, начиная с пятого века, все больше и больше становятся аксессуаром, используемым для характеристики фигуры самих евангелистов. [а] [ 1 ]
Животные, используемые для идентификации святых
[ редактировать ]Точно так же многих святых, если они не характеризуются орудиями своего мученичества, сопровождают животные, которые их опознают; как Сен-Рош с собакой; Святой Губерт с оленем; Святой Иероним со львом; Святой Петр с петухом; Св. Павел Пустынник с вороном; Св. Гертруда Нивельская с кошкой и т. д. Библия также приводит некоторые мотивы, например, баран Исаака , золотой телец , медный змей . [а]
Ренессанс
[ редактировать ]С четырнадцатого века животные в иконографии становятся все реже . Пятнадцатый и шестнадцатый века используют их снова, но более точно скопированные с натуры, обычно небольшого размера и часто без всякого намерения символизма. Сейчас можно встретить таких животных, как крысы, змеи, кролики , улитки и ящерицы . [а]

» Рафаэля Однако « Мадонна дель Карделлино («Мадонна со щеглом») изображает Иоанна Крестителя, держащего щегла , в то время как Христос протягивает руки, чтобы прикоснуться к нему. Это, конечно, символично; птица по легенде связана с распятием , красное пятно на ее голове предположительно возникло из-за капли крови Христа. [ 8 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Ворон идентифицирует Святого Павла Отшельника в Диего Веласкеса произведениях « Святой Антоний Великий и Святой Павел Анахорит» , ок. 1634 г.
-
Христианские души как агнцы у Доброго Пастыря . Катакомбы Сан-Каллисто, Рим, III век.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Животные в христианском искусстве ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бём, Барбара Дрейк; Холкомб, Мелани (январь 2012 г.). «Животные в средневековом искусстве» . Метрополитен-музей . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ Коффман, Элеша (8 августа 2008 г.). «Каково происхождение христианского символа рыбы?» . Христианство сегодня . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ «Тронный зал Небес» . Глава 4 . Книга Откровения . Проверено 26 апреля 2021 г. - через biblegateway.com.
- ^ Джером, ул.; Иероним, Софроний Евсевий; Джером, Святой (декабрь 2008 г.). Иероним, Предисловие к комментарию на Матфея . ЦУА Пресс. ISBN 9780813201177 .
- ^ Мале, Эмиль (1913). Готический образ: религиозное искусство во Франции тринадцатого века . Лондон: Коллинз. стр. 35–37. ISBN 978-0064300322 .
английский пер. 3-го изд.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Христианский символизм: мир природы» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ Виолле-ле-Дюк, Эжен (1858). Аргументированный словарь французской архитектуры XI-XVI веков (на французском языке). Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бек, Джеймс Х. (1976). «Мадонна Щегла». Рафаэль . Гарри Н. Абрамс. стр. 106–107. ISBN 0-8109-0432-2 .