Jump to content

Феникс (мифология)

Финикс
Феникс, «unica semper avis» (вечно единственная птица), 1583 г.
Группировка Мифическое существо
Фольклор Греческая мифология , египетская мифология , финикийская мифология и персидская мифология.
Страна Древняя Греция , Древний Египет и Древняя Персия.
Изображение феникса работы Фридриха Юстина Бертуха (1806 г.)

Феникс — бессмертная птица , которая циклически регенерирует или иным образом рождается заново. Хотя оно является частью греческой мифологии , оно имеет аналоги во многих культурах, таких как египетская и персидская . Связанный с солнцем, феникс обретает новую жизнь, восставая из пепла своего предшественника. Некоторые легенды говорят, что он умирает в огне и сгорании, в то время как другие говорят, что он просто умирает и разлагается, прежде чем родиться снова. [1] В Индексе мотивов народной литературы , инструменте, используемом фольклористами , феникс классифицируется как мотив B32. [2]

Происхождение феникса приписывалось Древнему Египту Геродотом , а затем учеными XIX века, но другие ученые считают, что на египетские тексты мог повлиять классический фольклор. Со временем мотив феникса распространился и приобрел множество новых ассоциаций; Геродот , Лукан , Плиний Старший , Папа Климент I , Лактанций , Овидий и Исидор Севильский входят в число тех, кто внес свой вклад в пересказ и передачу мотива феникса. С течением времени, выходя за пределы своего истока, феникс мог по-разному «символизировать обновление вообще, а также солнце, время, Империю , метемпсихоз , посвящение , воскресение , жизнь в небесном раю , Христа , Марию , девственность , исключительного человека, и некоторые аспекты христианской жизни». [3] Некоторые ученые утверждали, что стихотворение De ave phoenice может представлять мифологический мотив феникса как символ воскресения Христа . [4]

Этимология

[ редактировать ]

Современное английское слово «феникс» вошло в английский язык из латыни , позже подкрепленной французским языком . Слово впервые вошло в английский язык путем заимствования латинского феникса в древнеанглийский ( fenix ). Это заимствование позже было усилено французским влиянием, которое также заимствовало латинское существительное. Со временем это слово приобрело специализированное использование в английском языке: например, этот термин мог относиться к «выдающемуся человеку» (12 век), разновидности геральдической эмблемы (15 век) и названию созвездия ( 17 век). ). [5]

Латинское слово происходит от греческого φοῖνιξ ( феникс ). [6] Это греческое слово впервые встречается в микенском греческом po-ni-ke , которое, вероятно, означало « грифон », хотя могло означать и « пальма ». Это слово, вероятно, является заимствованием из западно-семитского слова, обозначающего марену , красную краску, полученную из Rubia тинкторум . Слово «финикийцы», по-видимому, имеет тот же корень и означает «те, кто работает с красными красками». Таким образом, феникс может означать «финикийская птица» или «пурпурно-красная птица». [7]

Ранние тексты

[ редактировать ]

Помимо упомянутого выше линейного письма B из микенской Греции , самое раннее четкое упоминание о фениксе в древнегреческой литературе встречается во фрагменте « Заповедей Хирона» , приписываемом греческому поэту 8-го века до нашей эры Гесиоду . Во фрагменте мудрый кентавр Хирон рассказывает юному герою Ахиллу следующее: [ нужны разъяснения ] [8] описывая продолжительность жизни феникса в 972 раза превышающую продолжительность жизни человека-долгожителя:

Болтливая ворона живет теперь девять поколений стариков,
но жизнь оленя в четыре раза дороже жизни вороны,
и жизнь ворона старит трех оленей,
а феникс переживет девять воронов,
но мы, богатоволосые нимфы
дочери Зевса эгиды - держателя ,
пережить десять фениксов.

Спорное происхождение

[ редактировать ]

Классический дискурс на тему феникса приписывает потенциальное происхождение феникса Древнему Египту . Геродот , писавший в V веке до нашей эры, приводит следующее описание феникса: [9]

[У египтян] есть еще одна священная птица, называемая феникс, которую я сам никогда не видел, кроме как на картинках. Действительно, это большая редкость, даже в Египте, когда он приходит туда (по рассказам жителей Гелиополя) только раз в пятьсот лет, когда умирает старый феникс. Его размер и внешний вид, если он соответствует фотографиям, следующие: оперение частично красное, частично золотое, а общий вид и размер почти такие же, как у орла. Они рассказывают историю о том, что делает эта птица, которая мне не кажется правдоподобной: что она приходит из Аравии и приносит птицу-родителя, всю облепленную миррой, в храм Солнца, и там хоронит тело. Говорят, чтобы привести его, он сначала формирует из мирры шар настолько большой, насколько может унести; затем он выдалбливает шар и помещает внутрь своего родителя, после чего покрывает отверстие свежей миррой, и шар становится тогда совершенно такого же веса, как и вначале; поэтому он привозит его в Египет, замазанный, как я уже сказал, и кладет в храм Солнца. Вот какую историю рассказывают о деяниях этой птицы.

В 19 веке схоластические подозрения, похоже, были подтверждены открытием того, что египтяне в Гелиополе почитали Бенну , солнечную птицу, в некоторых отношениях похожую на греческого феникса. Однако египетские источники, касающиеся бенну, часто проблематичны и открыты для различных интерпретаций. На некоторые из этих источников, возможно, повлияли греческие представления о фениксе, а не наоборот. [10]

Изображения

[ редактировать ]
Согласно Каталогу греческих монет Британского музея , « Нумидийский журавль » представляет собой феникса на монетах Антонина Пия ( годы правления 138–161 ). [11] [12]
По словам Харриса Рэкхема, Плинием Старшим описание феникса в «Естественной истории » «довольно близко соответствует золотому фазану Дальнего Востока ». [13] [14]

Феникс иногда изображается в древней и средневековой литературе и средневековом искусстве наделенным ореолом , подчеркивающим связь птицы с Солнцем . [15] На самых старых известных изображениях фениксов эти нимбы часто имеют семь лучей, как у Гелиоса (греческого олицетворения Солнца). [16] Плиний Старший [17] также описывает птицу с гребнем из перьев на голове, [15] а Иезекииль Драматург сравнил его с петухом. [18]

Со временем феникс стал ассоциироваться с определенными цветами. Хотя обычно считалось, что феникс красочный и яркий, источники не дают четкого согласия относительно его окраски. Тацит говорит, что цвет выделял ее среди всех других птиц. [19] Некоторые говорили, что птица имела окраску, похожую на павлинью, а утверждение Геродота о том, что Феникс был красно-желтым, популярно во многих известных версиях этой истории. [20] Иезекииль Трагик заявил, что у феникса красные ноги и поразительные желтые глаза. [18] но Лактанций сказал, что глаза у него голубые, как сапфиры. [21] и что его ноги были покрыты желто-золотой чешуей с розовыми когтями. [22]

Геродот, Плиний, Солин и Филострат описывают феникса как похожего по размеру на орла. [23] но Лактанций и Иезекииль Драматург утверждают, что феникс был крупнее, а Лактанций заявляет, что он был даже крупнее страуса. [24]

Согласно « Естественной истории » Плиния , [25]

По стихотворению Клавдиана «Феникс». [26]

Мозаика V века с изображением нимбатного феникса из Дафны, Антиохия , в римской Сирии ( Лувр ) [27]

Появления

[ редактировать ]

Согласно Плинию Старшему, сенатор Манилий ( Марк Манилий ?) писал, что феникс появлялся в конце каждого Великого года , о котором он писал «в консульство Гнея Корнелия и Публия Лициния », то есть в 96 г. до н.э. , что цикл длился 540 лет и что это был 215 год цикла (т.е. он начался в 311 году до н.э.). [25] В другом источнике Плиния, Корнелиусе Валериане, упоминается появление феникса в 36 году нашей эры «во время консульства Квинта Плавция и Секста Папиния ». [25] что предполагаемый феникс, которого видели в Египте в 47 году нашей эры, был привезен в столицу и выставлен в Комиции к 800-летию основания Рима Ромулом Плиний утверждает , , хотя он добавил, что «никто не усомнится, что этот феникс был выдумкой». ". [25]

Вторая запись о фениксе была сделана Тацитом , который сказал, что вместо этого феникс появился в 34 году нашей эры «в консульство Павла Фабия и Луция Вителлия » и что цикл составлял либо 500 лет, либо 1461 год (который был Великим Годом). основанный на египетском сотическом цикле ), и что ранее он наблюдался во времена правления сначала Сесосиса, затем Амасиса и, наконец, Птолемея (третьего представителя македонской династии). [28] Третью запись сделал Кассий Дион , который также сообщил, что феникса видели в консульство Квинта Плавта и Секста Папиния. [29]

Распространение в более поздней культуре

[ редактировать ]

Со временем мотив и концепция феникса расширились от своих истоков в древнегреческом фольклоре. Например, классический мотив феникса продолжается в гностическом манускрипте «Происхождение мира» из коллекции библиотеки Наг-Хаммади в Египте, обычно датируемом IV веком: [30]

Поэтому, когда Софья Зоя увидела, что властители тьмы наложили проклятие на ее собратьев, она возмутилась. И выйдя из первого неба во всей полноте, она изгнала тех правителей с их небес и низвергла их в грешный мир, чтобы там они обитали в виде злых духов на земле.
[...], чтобы в их мире провести тысячу лет в раю — наделенное душой живое существо по имени «Феникс». Оно убивает себя и возвращается к жизни как свидетель суда над ними за то, что они причинили зло Адаму и его роду до скончания века. Есть [...] три человека, а также его потомство, до завершения мира: одаренный духом вечности, и одаренный душой, и земной. Точно так же в раю есть три феникса: первый бессмертен, второй живет 1000 лет; что касается третьего, то в священной книге написано, что он сгорает. Так и три крещения: первое духовное, второе огнем, третье водою. Как феникс является свидетелем об ангелах , так и водная гидрия в Египте была свидетелем для тех, кто вошел в крещение истинного человека. Два быка в Египте обладают тайной, Солнце и Луна, будучи свидетелями Саваофа , а именно, что над ними София получила вселенную; с того дня, как она создала Солнце и Луну, она положила печать на свое небо, до вечности. И червь, родившийся из феникса, тоже человек. Об этом написано: «Праведный человек расцветет, как феникс». И феникс сначала появляется в живом состоянии, и умирает, и воскресает вновь, являясь знаком того, что стало явным при скончании века.

XII века Фрагмент Абердинского бестиария с изображением феникса.
В Греции феникс, поднимающийся из пламени, был символом Первой Эллинской республики при Иоаннисе Каподистриасе , Горского правительства и режима полковников.

Анонимная древнеанглийская книга Эксетера состоящее из парафраза и сокращения имени Лактанция, за которым следует объяснение Феникса как аллегории воскресения 677 строк , Христа 10-го века содержит аллитеративное стихотворение 9-го века из . [31]

В 14 веке итальянский поэт Данте Алигьери упоминает феникса в песни XXIV « Божественной комедии Ада» :

В пьесе 17-го века «Генрих VIII» английских драматургов Уильяма Шекспира и Джона Флетчера архиепископ Кранмер говорит в акте V, сцена V относительно Елизаветы (которая должна была стать королевой Елизаветой I ):

... И этот мир не уснёт с ней; но как когда
Умирает чудо-птица, девица-феникс,
Ее прах новый создает еще одного наследника
Столь же велика в восхищении, как и она сама;
Так оставит она свое блаженство одному,
Когда небеса призовут ее из этого облака тьмы,
Кто из священного пепла своей чести
Поднимется ли звезда, такая же великая слава, как она была,
И так стойте неподвижно...

«Время и смерть», иллюстрация Э. Дж. Салливана, 1898 г., для Sartor Resartus.

века «Сартор Ресартус XIX В романе Томаса Карлайла » Диоген Тойфельсдрёк использует феникса как метафору циклического паттерна истории, отмечая «сожжение Мира-Феникса» и « Палингенезию , или Новое рождение Общества ». пепел:

Когда Феникс раздувает свой погребальный костер, разве не летят искры! Увы, несколько миллионов людей, и среди них такой, как Наполеон , уже были лизаны этим высоким вихревым Пламенем и сожжены там, как мотыльки. И все же нам следует опасаться, что неосторожные бороды будут опалены.
В остальном, в каком году благодати будет завершена такая кремация в Фениксе, вам не нужно спрашивать. Закон настойчивости — один из самых глубоких в человеке: по своей природе он ненавидит перемены; он редко покидает свой старый дом, пока он не обрушится на его уши. Таким образом, я видел, как Торжества сохранялись как Церемонии, а священные Символы - как праздные зрелища, на протяжении трехсот и более лет после того, как из них испарилась вся жизнь и святость. И затем, наконец, сколько времени потребуется самому Смерти-Рождению Феникса, зависит от невидимых случайностей. Между тем, предложит ли Судьба Человечеству, что после, скажем, двух столетий конвульсий и пожаров, более или менее ярких, создание огня должно быть достигнуто, и мы снова окажемся в Живом Обществе, и больше не будем сражаться, а будем работать, — разве не было бы, возможно, благоразумно со стороны Человечества заключить сделку? [34]

Фениксы присутствуют и относительно распространены в европейской геральдике , которая развивалась в эпоху Высокого Средневековья . Чаще всего они появляются в виде гербов и реже в виде зарядов . Геральдический феникс изображается в виде головы, груди и крыльев орла, поднимающегося из огня; все существо никогда не изображается. [35]

Ученые наблюдали аналоги феникса в различных культурах. К таким аналогам относятся индуистские гаруда (गरुड) и бхерунда (भेरुण्ड), русская жар-птица (жар-птица), персидский симорг (سیمرغ), грузинский паскунджи (ფასკუნჯი), арабский анга (عنق اء), ​​турецкий Конрул , также назывался Zümrudü Anka («изумрудная анка»), тибетское Me byi karmo , китайское Fenghuang (鳳凰) и Zhuque (朱雀). [36] Эти предполагаемые аналоги иногда включаются в Индекс мотивов народной литературы мотива феникса (B32). [2]

[ редактировать ]

Во многих произведениях современной литературы упоминается феникс. Примеры включают в себя:

См. также

[ редактировать ]
  • Чол (Библия) — еврейское слово, иногда называемое фениксом.
  • Симург — доброжелательная птица в персидской мифологии, имеющая некоторое сходство с фениксом.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ван ден Брук 1972 , с. 146 .
  2. ^ Jump up to: а б Томпсон. (2001: 581).
  3. ^ Ван ден Брук 1972 , с. 9 .
  4. ^ Уайт, Кэролайн (2000). Раннехристианские латинские поэты . Рутледж. ISBN  978-0415187824 .
  5. ^ "Феникс, №1" . ОЭД онлайн. Сентябрь 2020 г. Издательство Оксфордского университета. https://www.oed.com/view/Entry/142601?rskey=BIj1L3&result=1&isAdvanced=false. Архивировано 7 марта 2021 г. на Wayback Machine (по состоянию на 6 ноября 2020 г.).
  6. ^ Барнхарт 1995 , с. 564.
  7. ^ Ван ден Брук 1972 , стр. 62–66.
  8. ^ Эвелин-Уайт (1920: 75).
  9. ^ Геродот, Истории (перевод 1858 г.) , Книга II. Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine Trans. Г. Роулинсон (1858)
  10. ^ Ван ден Брук 1972 , стр. 14–25.
  11. ^ «Монета | Британский музей» . Британский музей . Архивировано из оригинала 12 марта 2021 г. Проверено 27 января 2021 г.
  12. ^ Пул, Реджинальд Стюарт (1892). Каталог греческих монет в Британском музее: Александрия и номы (PDF) . Лондон: Публикации Британского музея. п. 117, № 1004. Архивировано (PDF) из оригинала 22 марта 2012 г.
  13. ^ Рэкхэм, Х., изд. (1940). Плиний: Естественная история . Классическая библиотека Леба. Том. 353. Перевод Рэкхэма, Х. Кембриджа, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 293. doi : 10.4159/DLCL.pliny_elder-natural_history.1938 . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 г. Проверено 27 января 2021 г.
  14. ^ Плиний . Естественная история . Том III: Книги 8–11.
  15. ^ Jump up to: а б Ван ден Брук 1972 , с. 233.
  16. ^ Ван ден Брук 1972 , стр. 246–247.
  17. ^ Древняя магия и сверхъестественное в современном изобразительном и исполнительском искусстве , под редакцией Филиппо Карла-Ухинка, Ирен Берти, 2016, стр. 172
  18. ^ Jump up to: а б Ван ден Брук 1972 , с. 257.
  19. ^ Ван ден Брук 1972 , с. 253.
  20. ^ Ван ден Брук 1972 , с. 259.
  21. ^ Ван ден Брук 1972 , с. 256.
  22. ^ Ван ден Брук 1972 , стр. 257–258.
  23. ^ Ван ден Брук 1972 , с. 251.
  24. ^ Ван ден Брук 1972 , с. 252.
  25. ^ Jump up to: а б с д Рэкхэм, Х., изд. (1940), Плиний. Естественная история, том III: книги 8–11 , Классическая библиотека Леба 353, перевод Рэкхема Х., Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, стр. 292–294, номер документа : 10.4159/DLCL.pliny_elder-natural_history.1938 , в архиве . из оригинала от 9 июня 2021 г. , получено 27 января 2021 г.
  26. ^ Леб Клавдиан, Том II (1922), Платнауэр, М. (редактор), «Клавдиан: Короткие стихи: «Феникс» » , Клавдиан: О консульстве Стилихона 2–3. Панегирик шестому консульству Гонория. Готическая война. Короткие стихи. Похищение Прозерпины , Классическая библиотека Леба 136, перевод Платнауэра М. , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, стр. 222–231, номер документа : 10.4159/DLCL.claudian_claudianus-shorter_poems.1922 , заархивировано из оригинала в 2021–2006 гг. -09 , получено 27 января 2021 г.
  27. ^ Лепетуха, Шарлотта. «Работа: Мозаика Феникс» . Музей Лувр . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 г. Проверено 28 января 2021 г.
  28. ^ Тацит (1942). Черч, Альфред Джон (ред.). Анналы . Случайный дом. VI.28. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 14 апреля 2023 г.
  29. ^ Кассий Дион, Луций (1924). История Ромаса . Перевод Кэри, Э. Кембриджа, Массачусетс: Классическая библиотека Леба. 58.26–27.
  30. ^ Джеймс М. Робинсон (1988). Библиотека Наг-Хаммади . стр. 291–292 . Издательство ХарперКоллинз .
  31. ^ Блейк 1964, с. 1.
  32. ^ Джебсон, Тони, изд. (12 января 1995 г.). «Эксетерская книга (Эксетер, Библиотека кафедрального собора, MS 3501)» . Лабиринтная библиотека . Джорджтаунский университет . Архивировано из оригинала 5 июня 2004 года . Проверено 23 мая 2024 г.
  33. ^ Торп, Бенджамин; Корсон, Хирам (1842). «Codex exoniensis. Сборник англосаксонской поэзии из рукописи в библиотеке декана и капитула Эксетера» . п. 244 . Проверено 9 декабря 2018 г.
  34. ^ «Сартор Ресартус Томаса Карлайла» . www.gutenberg.org . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 г. Проверено 7 августа 2022 г.
  35. ^ Артур Фокс-Дэвис , Полное руководство по геральдике , TC и EC Jack, Лондон, 1909, 240, https://archive.org/details/completeguidetoh00foxduoft .
  36. ^ Гарри и Эль-Шами 2005 , стр. 84–87.
  • Барнхарт, Роберт К. (1995), Краткий этимологический словарь Барнхарта , HarperCollins , ISBN  0-06-270084-7 .
  • Блейк, Н.Ф. (1964), Феникс , Манчестер: Manchester U Press .
  • Эвелин-Уайт, Хью Г. Пер. 1920. Гесиод: Гомеровские гимны и Гомерика . Лондон: Уильям Хайнеманн и Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
  • Гарри, Джейн; Эль-Шами, Хасан (2005), Архетипы и мотивы в фольклоре и литературе , М. Е. Шарп, ISBN  978-0-76561260-1 .
  • Томпсон, Стит (2001). Указатель мотивов народной литературы: классификация повествовательных элементов в народных сказках, балладах, мифах, баснях, средневековых романах, примерах, фаблио, шуточных книгах и местных легендах , том 1; Том 6. Издательство Университета Индианы. ISBN   978-0253340894
  • Ван ден Брук, Рулоф (1972), «Миф о Фениксе согласно классическим и раннехристианским традициям» , перевод Сигера И., Э. Дж. Брилла .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c800705cfa15c1bf4a7784c68c643779__1721817000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/79/c800705cfa15c1bf4a7784c68c643779.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phoenix (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)