Феникс (мифология)
Группировка | Мифическое существо |
---|---|
Фольклор | Греческая мифология , египетская мифология , финикийская мифология и персидская мифология. |
Страна | Древняя Греция , Древний Египет и Древняя Персия. |
Феникс — бессмертная птица , которая циклически регенерирует или иным образом рождается заново. Хотя оно является частью греческой мифологии , оно имеет аналоги во многих культурах, таких как египетская и персидская . Связанный с солнцем, феникс обретает новую жизнь, восставая из пепла своего предшественника. Некоторые легенды говорят, что он умирает в огне и сгорании, в то время как другие говорят, что он просто умирает и разлагается, прежде чем родиться снова. [1] В Индексе мотивов народной литературы , инструменте, используемом фольклористами , феникс классифицируется как мотив B32. [2]
Происхождение феникса приписывалось Древнему Египту Геродотом , а затем учеными XIX века, но другие ученые считают, что на египетские тексты мог повлиять классический фольклор. Со временем мотив феникса распространился и приобрел множество новых ассоциаций; Геродот , Лукан , Плиний Старший , Папа Климент I , Лактанций , Овидий и Исидор Севильский входят в число тех, кто внес свой вклад в пересказ и передачу мотива феникса. С течением времени, выходя за пределы своего истока, феникс мог по-разному «символизировать обновление вообще, а также солнце, время, Империю , метемпсихоз , посвящение , воскресение , жизнь в небесном раю , Христа , Марию , девственность , исключительного человека, и некоторые аспекты христианской жизни». [3] Некоторые ученые утверждали, что стихотворение De ave phoenice может представлять мифологический мотив феникса как символ воскресения Христа . [4]
Этимология
[ редактировать ]Современное английское слово «феникс» вошло в английский язык из латыни , позже подкрепленной французским языком . Слово впервые вошло в английский язык путем заимствования латинского феникса в древнеанглийский ( fenix ). Это заимствование позже было усилено французским влиянием, которое также заимствовало латинское существительное. Со временем это слово приобрело специализированное использование в английском языке: например, этот термин мог относиться к «выдающемуся человеку» (12 век), разновидности геральдической эмблемы (15 век) и названию созвездия ( 17 век). ). [5]
Латинское слово происходит от греческого φοῖνιξ ( феникс ). [6] Это греческое слово впервые встречается в микенском греческом po-ni-ke , которое, вероятно, означало « грифон », хотя могло означать и « пальма ». Это слово, вероятно, является заимствованием из западно-семитского слова, обозначающего марену , красную краску, полученную из Rubia тинкторум . Слово «финикийцы», по-видимому, имеет тот же корень и означает «те, кто работает с красными красками». Таким образом, феникс может означать «финикийская птица» или «пурпурно-красная птица». [7]
Ранние тексты
[ редактировать ]Помимо упомянутого выше линейного письма B из микенской Греции , самое раннее четкое упоминание о фениксе в древнегреческой литературе встречается во фрагменте « Заповедей Хирона» , приписываемом греческому поэту 8-го века до нашей эры Гесиоду . Во фрагменте мудрый кентавр Хирон рассказывает юному герою Ахиллу следующее: [ нужны разъяснения ] [8] описывая продолжительность жизни феникса в 972 раза превышающую продолжительность жизни человека-долгожителя:
Болтливая ворона живет теперь девять поколений стариков,
но жизнь оленя в четыре раза дороже жизни вороны,
и жизнь ворона старит трех оленей,
а феникс переживет девять воронов,
но мы, богатоволосые нимфы
дочери Зевса эгиды - держателя ,
пережить десять фениксов.
Спорное происхождение
[ редактировать ]Классический дискурс на тему феникса приписывает потенциальное происхождение феникса Древнему Египту . Геродот , писавший в V веке до нашей эры, приводит следующее описание феникса: [9]
[У египтян] есть еще одна священная птица, называемая феникс, которую я сам никогда не видел, кроме как на картинках. Действительно, это большая редкость, даже в Египте, когда он приходит туда (по рассказам жителей Гелиополя) только раз в пятьсот лет, когда умирает старый феникс. Его размер и внешний вид, если он соответствует фотографиям, следующие: оперение частично красное, частично золотое, а общий вид и размер почти такие же, как у орла. Они рассказывают историю о том, что делает эта птица, которая мне не кажется правдоподобной: что она приходит из Аравии и приносит птицу-родителя, всю облепленную миррой, в храм Солнца, и там хоронит тело. Говорят, чтобы привести его, он сначала формирует из мирры шар настолько большой, насколько может унести; затем он выдалбливает шар и помещает внутрь своего родителя, после чего покрывает отверстие свежей миррой, и шар становится тогда совершенно такого же веса, как и вначале; поэтому он привозит его в Египет, замазанный, как я уже сказал, и кладет в храм Солнца. Вот какую историю рассказывают о деяниях этой птицы.
В 19 веке схоластические подозрения, похоже, были подтверждены открытием того, что египтяне в Гелиополе почитали Бенну , солнечную птицу, в некоторых отношениях похожую на греческого феникса. Однако египетские источники, касающиеся бенну, часто проблематичны и открыты для различных интерпретаций. На некоторые из этих источников, возможно, повлияли греческие представления о фениксе, а не наоборот. [10]
Изображения
[ редактировать ]Феникс иногда изображается в древней и средневековой литературе и средневековом искусстве наделенным ореолом , подчеркивающим связь птицы с Солнцем . [15] На самых старых известных изображениях фениксов эти нимбы часто имеют семь лучей, как у Гелиоса (греческого олицетворения Солнца). [16] Плиний Старший [17] также описывает птицу с гребнем из перьев на голове, [15] а Иезекииль Драматург сравнил его с петухом. [18]
Со временем феникс стал ассоциироваться с определенными цветами. Хотя обычно считалось, что феникс красочный и яркий, источники не дают четкого согласия относительно его окраски. Тацит говорит, что цвет выделял ее среди всех других птиц. [19] Некоторые говорили, что птица имела окраску, похожую на павлинью, а утверждение Геродота о том, что Феникс был красно-желтым, популярно во многих известных версиях этой истории. [20] Иезекииль Трагик заявил, что у феникса красные ноги и поразительные желтые глаза. [18] но Лактанций сказал, что глаза у него голубые, как сапфиры. [21] и что его ноги были покрыты желто-золотой чешуей с розовыми когтями. [22]
Геродот, Плиний, Солин и Филострат описывают феникса как похожего по размеру на орла. [23] но Лактанций и Иезекииль Драматург утверждают, что феникс был крупнее, а Лактанций заявляет, что он был даже крупнее страуса. [24]
Согласно « Естественной истории » Плиния , [25]
Описан размер орла, с золотым блеском вокруг шеи, остальной частью фиолетового, хвостовыми плавниками, отличающимися синим и розовым перьями, гребнем клюва и головой с перистым кончиком в честь него. | Рассказывают, что он размером с орла, у него на шее отблеск золота, а все остальное в нем пурпурное, но хвост синий, украшенный розовыми перьями, и горло, украшенное пучками, и пернатый хвост. гребень, украшающий голову. |
— Плиний Старший , « Естественная история », X:2. | -перевод Харриса Рэкхэма, 1940, LCL: 353, стр. 292–294. |
По стихотворению Клавдиана «Феникс». [26]
Я приказал загадочным глазам сиять. огненный край | Таинственный огонь сверкает из его глаз, |
— Клавдиан , « Феникс », лл. 17–22 | -перевод Генри Мориса Платнауэра , 1922, LCL: 136, стр. 224–225. |
Появления
[ редактировать ]Согласно Плинию Старшему, сенатор Манилий ( Марк Манилий ?) писал, что феникс появлялся в конце каждого Великого года , о котором он писал «в консульство Гнея Корнелия и Публия Лициния », то есть в 96 г. до н.э. , что цикл длился 540 лет и что это был 215 год цикла (т.е. он начался в 311 году до н.э.). [25] В другом источнике Плиния, Корнелиусе Валериане, упоминается появление феникса в 36 году нашей эры «во время консульства Квинта Плавция и Секста Папиния ». [25] что предполагаемый феникс, которого видели в Египте в 47 году нашей эры, был привезен в столицу и выставлен в Комиции к 800-летию основания Рима Ромулом Плиний утверждает , , хотя он добавил, что «никто не усомнится, что этот феникс был выдумкой». ". [25]
Вторая запись о фениксе была сделана Тацитом , который сказал, что вместо этого феникс появился в 34 году нашей эры «в консульство Павла Фабия и Луция Вителлия » и что цикл составлял либо 500 лет, либо 1461 год (который был Великим Годом). основанный на египетском сотическом цикле ), и что ранее он наблюдался во времена правления сначала Сесосиса, затем Амасиса и, наконец, Птолемея (третьего представителя македонской династии). [28] Третью запись сделал Кассий Дион , который также сообщил, что феникса видели в консульство Квинта Плавта и Секста Папиния. [29]
Распространение в более поздней культуре
[ редактировать ]Со временем мотив и концепция феникса расширились от своих истоков в древнегреческом фольклоре. Например, классический мотив феникса продолжается в гностическом манускрипте «Происхождение мира» из коллекции библиотеки Наг-Хаммади в Египте, обычно датируемом IV веком: [30]
Поэтому, когда Софья Зоя увидела, что властители тьмы наложили проклятие на ее собратьев, она возмутилась. И выйдя из первого неба во всей полноте, она изгнала тех правителей с их небес и низвергла их в грешный мир, чтобы там они обитали в виде злых духов на земле.
[...], чтобы в их мире провести тысячу лет в раю — наделенное душой живое существо по имени «Феникс». Оно убивает себя и возвращается к жизни как свидетель суда над ними за то, что они причинили зло Адаму и его роду до скончания века. Есть [...] три человека, а также его потомство, до завершения мира: одаренный духом вечности, и одаренный душой, и земной. Точно так же в раю есть три феникса: первый бессмертен, второй живет 1000 лет; что касается третьего, то в священной книге написано, что он сгорает. Так и три крещения: первое духовное, второе огнем, третье водою. Как феникс является свидетелем об ангелах , так и водная гидрия в Египте была свидетелем для тех, кто вошел в крещение истинного человека. Два быка в Египте обладают тайной, Солнце и Луна, будучи свидетелями Саваофа , а именно, что над ними София получила вселенную; с того дня, как она создала Солнце и Луну, она положила печать на свое небо, до вечности. И червь, родившийся из феникса, тоже человек. Об этом написано: «Праведный человек расцветет, как феникс». И феникс сначала появляется в живом состоянии, и умирает, и воскресает вновь, являясь знаком того, что стало явным при скончании века.
Анонимная древнеанглийская книга Эксетера состоящее из парафраза и сокращения имени Лактанция, за которым следует объяснение Феникса как аллегории воскресения 677 строк , Христа 10-го века содержит аллитеративное стихотворение 9-го века из . [31]
Þisses fugles gecynd fela gelices | Характер этой птицы во многом похож |
— В оригинальном древнеанглийском языке [32] | -В современном английском переводе (1842 г.) [33] |
В 14 веке итальянский поэт Данте Алигьери упоминает феникса в песни XXIV « Божественной комедии Ада» :
Так за великими мудрецами исповедуются | |
— В оригинальном итальянском языке | — В английском переводе |
В пьесе 17-го века «Генрих VIII» английских драматургов Уильяма Шекспира и Джона Флетчера архиепископ Кранмер говорит в акте V, сцена V относительно Елизаветы (которая должна была стать королевой Елизаветой I ):
... И этот мир не уснёт с ней; но как когда
Умирает чудо-птица, девица-феникс,
Ее прах новый создает еще одного наследника
Столь же велика в восхищении, как и она сама;
Так оставит она свое блаженство одному,
Когда небеса призовут ее из этого облака тьмы,
Кто из священного пепла своей чести
Поднимется ли звезда, такая же великая слава, как она была,
И так стойте неподвижно...
века «Сартор Ресартус XIX В романе Томаса Карлайла » Диоген Тойфельсдрёк использует феникса как метафору циклического паттерна истории, отмечая «сожжение Мира-Феникса» и « Палингенезию , или Новое рождение Общества ». пепел:
Когда Феникс раздувает свой погребальный костер, разве не летят искры! Увы, несколько миллионов людей, и среди них такой, как Наполеон , уже были лизаны этим высоким вихревым Пламенем и сожжены там, как мотыльки. И все же нам следует опасаться, что неосторожные бороды будут опалены.
В остальном, в каком году благодати будет завершена такая кремация в Фениксе, вам не нужно спрашивать. Закон настойчивости — один из самых глубоких в человеке: по своей природе он ненавидит перемены; он редко покидает свой старый дом, пока он не обрушится на его уши. Таким образом, я видел, как Торжества сохранялись как Церемонии, а священные Символы - как праздные зрелища, на протяжении трехсот и более лет после того, как из них испарилась вся жизнь и святость. И затем, наконец, сколько времени потребуется самому Смерти-Рождению Феникса, зависит от невидимых случайностей. Между тем, предложит ли Судьба Человечеству, что после, скажем, двух столетий конвульсий и пожаров, более или менее ярких, создание огня должно быть достигнуто, и мы снова окажемся в Живом Обществе, и больше не будем сражаться, а будем работать, — разве не было бы, возможно, благоразумно со стороны Человечества заключить сделку? [34]
Фениксы присутствуют и относительно распространены в европейской геральдике , которая развивалась в эпоху Высокого Средневековья . Чаще всего они появляются в виде гербов и реже в виде зарядов . Геральдический феникс изображается в виде головы, груди и крыльев орла, поднимающегося из огня; все существо никогда не изображается. [35]
Аналоги
[ редактировать ]Ученые наблюдали аналоги феникса в различных культурах. К таким аналогам относятся индуистские гаруда (गरुड) и бхерунда (भेरुण्ड), русская жар-птица (жар-птица), персидский симорг (سیمرغ), грузинский паскунджи (ფასკუნჯი), арабский анга (عنق اء), турецкий Конрул , также назывался Zümrudü Anka («изумрудная анка»), тибетское Me byi karmo , китайское Fenghuang (鳳凰) и Zhuque (朱雀). [36] Эти предполагаемые аналоги иногда включаются в Индекс мотивов народной литературы мотива феникса (B32). [2]
В популярной культуре
[ редактировать ]Во многих произведениях современной литературы упоминается феникс. Примеры включают в себя:
- В рассказе Нила Геймана «Солнечная птица» группа эпикурейцев наконец отвечает на вопрос, что происходит, когда Феникса поджаривают и едят; ты загораешься, и «годы сжигают тебя». Это может убить неопытных, но те, кто глотал огонь и тренировался со светлячками, могут достичь вечной молодости.
- Фоукс , самец феникса, описанный как профессора Дамблдора верный питомец в сериале о Гарри Поттере .
- В Терри Пратчетта романе Carpe Jugulum поиски феникса составляют важный побочный сюжет.
- В Эйитиро Оды One манге и аниме- сериале Piece «Феникс Марко» — выдающийся персонаж (член Пиратов Белоуса типа Мифический Зоан, ), который обладает Дьявольским плодом называемым Тори Тори но Ми, модель: Феникс, который позволяет ему превратиться в феникса.
- Феникс изображается как могущественная космическая сущность в мифологии комиксов Marvel . Через аватар Джин Грей и других наблюдателей Сила Феникса чаще всего связана с сюжетными линиями комиксов о Людях Икс .
См. также
[ редактировать ]- Чол (Библия) — еврейское слово, иногда называемое фениксом.
- Симург — доброжелательная птица в персидской мифологии, имеющая некоторое сходство с фениксом.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ван ден Брук 1972 , с. 146 .
- ^ Jump up to: а б Томпсон. (2001: 581).
- ^ Ван ден Брук 1972 , с. 9 .
- ^ Уайт, Кэролайн (2000). Раннехристианские латинские поэты . Рутледж. ISBN 978-0415187824 .
- ^ "Феникс, №1" . ОЭД онлайн. Сентябрь 2020 г. Издательство Оксфордского университета. https://www.oed.com/view/Entry/142601?rskey=BIj1L3&result=1&isAdvanced=false. Архивировано 7 марта 2021 г. на Wayback Machine (по состоянию на 6 ноября 2020 г.).
- ^ Барнхарт 1995 , с. 564.
- ^ Ван ден Брук 1972 , стр. 62–66.
- ^ Эвелин-Уайт (1920: 75).
- ^ Геродот, Истории (перевод 1858 г.) , Книга II. Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine Trans. Г. Роулинсон (1858)
- ^ Ван ден Брук 1972 , стр. 14–25.
- ^ «Монета | Британский музей» . Британский музей . Архивировано из оригинала 12 марта 2021 г. Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Пул, Реджинальд Стюарт (1892). Каталог греческих монет в Британском музее: Александрия и номы (PDF) . Лондон: Публикации Британского музея. п. 117, № 1004. Архивировано (PDF) из оригинала 22 марта 2012 г.
- ^ Рэкхэм, Х., изд. (1940). Плиний: Естественная история . Классическая библиотека Леба. Том. 353. Перевод Рэкхэма, Х. Кембриджа, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 293. doi : 10.4159/DLCL.pliny_elder-natural_history.1938 . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 г. Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Плиний . Естественная история . Том III: Книги 8–11.
- ^ Jump up to: а б Ван ден Брук 1972 , с. 233.
- ^ Ван ден Брук 1972 , стр. 246–247.
- ^ Древняя магия и сверхъестественное в современном изобразительном и исполнительском искусстве , под редакцией Филиппо Карла-Ухинка, Ирен Берти, 2016, стр. 172
- ^ Jump up to: а б Ван ден Брук 1972 , с. 257.
- ^ Ван ден Брук 1972 , с. 253.
- ^ Ван ден Брук 1972 , с. 259.
- ^ Ван ден Брук 1972 , с. 256.
- ^ Ван ден Брук 1972 , стр. 257–258.
- ^ Ван ден Брук 1972 , с. 251.
- ^ Ван ден Брук 1972 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б с д Рэкхэм, Х., изд. (1940), Плиний. Естественная история, том III: книги 8–11 , Классическая библиотека Леба 353, перевод Рэкхема Х., Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, стр. 292–294, номер документа : 10.4159/DLCL.pliny_elder-natural_history.1938 , в архиве . из оригинала от 9 июня 2021 г. , получено 27 января 2021 г.
- ^ Леб Клавдиан, Том II (1922), Платнауэр, М. (редактор), «Клавдиан: Короткие стихи: «Феникс» » , Клавдиан: О консульстве Стилихона 2–3. Панегирик шестому консульству Гонория. Готическая война. Короткие стихи. Похищение Прозерпины , Классическая библиотека Леба 136, перевод Платнауэра М. , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, стр. 222–231, номер документа : 10.4159/DLCL.claudian_claudianus-shorter_poems.1922 , заархивировано из оригинала в 2021–2006 гг. -09 , получено 27 января 2021 г.
- ^ Лепетуха, Шарлотта. «Работа: Мозаика Феникс» . Музей Лувр . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 г. Проверено 28 января 2021 г.
- ^ Тацит (1942). Черч, Альфред Джон (ред.). Анналы . Случайный дом. VI.28. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Кассий Дион, Луций (1924). История Ромаса . Перевод Кэри, Э. Кембриджа, Массачусетс: Классическая библиотека Леба. 58.26–27.
- ^ Джеймс М. Робинсон (1988). Библиотека Наг-Хаммади . стр. 291–292 . Издательство ХарперКоллинз .
- ^ Блейк 1964, с. 1.
- ^ Джебсон, Тони, изд. (12 января 1995 г.). «Эксетерская книга (Эксетер, Библиотека кафедрального собора, MS 3501)» . Лабиринтная библиотека . Джорджтаунский университет . Архивировано из оригинала 5 июня 2004 года . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Торп, Бенджамин; Корсон, Хирам (1842). «Codex exoniensis. Сборник англосаксонской поэзии из рукописи в библиотеке декана и капитула Эксетера» . п. 244 . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ «Сартор Ресартус Томаса Карлайла» . www.gutenberg.org . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 г. Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Артур Фокс-Дэвис , Полное руководство по геральдике , TC и EC Jack, Лондон, 1909, 240, https://archive.org/details/completeguidetoh00foxduoft .
- ^ Гарри и Эль-Шами 2005 , стр. 84–87.
Ссылки
[ редактировать ]- Барнхарт, Роберт К. (1995), Краткий этимологический словарь Барнхарта , HarperCollins , ISBN 0-06-270084-7 .
- Блейк, Н.Ф. (1964), Феникс , Манчестер: Manchester U Press .
- Эвелин-Уайт, Хью Г. Пер. 1920. Гесиод: Гомеровские гимны и Гомерика . Лондон: Уильям Хайнеманн и Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
- Гарри, Джейн; Эль-Шами, Хасан (2005), Архетипы и мотивы в фольклоре и литературе , М. Е. Шарп, ISBN 978-0-76561260-1 .
- Томпсон, Стит (2001). Указатель мотивов народной литературы: классификация повествовательных элементов в народных сказках, балладах, мифах, баснях, средневековых романах, примерах, фаблио, шуточных книгах и местных легендах , том 1; Том 6. Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253340894
- Ван ден Брук, Рулоф (1972), «Миф о Фениксе согласно классическим и раннехристианским традициям» , перевод Сигера И., Э. Дж. Брилла .