О происхождении мира
«О происхождении мира» — гностический труд, посвященный творению и концу времени . Он был найден среди текстов в библиотеке Наг-Хаммади , в Кодексе II и Кодексе XIII , сразу после « Реальности правителей» . Между этими двумя текстами есть много параллелей. [1] Работа без названия; современные учёные называют его «О происхождении мира», исходя из его содержания. [2] Возможно, он был написан в Александрии примерно в конце третьего века на основе сочетания еврейских , манихейских , христианских , греческих и египетских идей. [2] [3] Аудитория неизвестного автора, судя по всему, — посторонние люди, незнакомые с гностическим взглядом на то, как возник мир. [2] Содержание представляет собой альтернативную интерпретацию Книги Бытия , в которой темный правитель Ялдаваоф создал небо и землю , а мудрый наставник открыл разум Адама и Евы к истине, когда они вкусили от Древа Познания .
Краткое содержание
[ редактировать ]Текст начинается с критики широко распространенного мнения о том, что хаос существовал прежде всего. Вместо этого он утверждает, что что-то существовало до хаоса и что хаос был создан из тени. Эта тень была результатом желания, загаданного подобием Софии , истекшим из Пистиса . Тень породила силы тьмы и правителя Ялдабаофа, установившего свою власть над материей. Ялдабаоф создал небо и землю и создал трех сыновей: Яо , Элоая и Астафая .
Семь Небес Хаоса населены андрогинными существами. Ялдаваоф создает прекрасные небеса для своих сыновей, его хвалят, но позже он становится хвастливым и грешит. Пистис София раскрывает свой образ и упрекает Ялдабаофа. Саваоф поклоняется Пистису, получает свет и создает ангельское собрание с Иисусом и Богородицей. Пистис отделяет Саваофа от тьмы, заставляя главного создателя завидовать и создать смерть и 49 демонов. В ответ Зоя создает семь добрых сил. Ялдабаоф видит в воде подобие Пистиса и осознает свою ошибку. Предусмотрительный Самбатас (женское имя Ялдаваофа) влюбляется в Адама света, но ненавидит ее, потому что она находится во тьме, поэтому она изливает свой свет на землю, создавая святую стальную землю и очищая воду.
В тексте описывается создание Эроса и Психеи , Рая , растений и животных , а также человека . Эрос , андрогинное существо, создал богов и их ангелов и заставил их полюбить себя. Справедливость создала Рай с деревьями жизни и познания, а оливковое дерево было создано для очищения справедливости. Психея полюбила Эроса и пролила на него свою кровь , в результате чего родилась первая роза . Власти создали все виды животных и птиц , а София создала великие светила , звезды и небо . Адам света создал великое вечное царство с шестью царствами и их мирами.
Архонты . решают создать человека, который будет служить им, но София Зоя с Саваофом предвосхищает их и первой создает своего собственного человека Это существо, известное как наставник, рождается андрогинным человеком и евреи называют его Евой жизни . Власти называют наставника зверем, но Ева — первая девственница, родившая без мужчины. После этого космические правители формируют Адама с помощью своего семени и оставляют его безжизненным сосудом. Однако София Зоя посылает свое дыхание в Адама, и он начинает двигаться. Власти обеспокоены и оставляют Адама в раю. София посылает свою дочь Зою по имени Ева дать Адаму жизнь.
Космическим властям сообщили, что Адам жив. Они послали семь архангелов, чтобы схватить Еву, разговаривавшую с Адамом. Ева смогла уйти от властей, но они осквернили ее подобие, оставшееся у Адама. Затем Ева родила детей космических сил. Правители увидели Адама и Еву в невежестве и дали им правило не есть от дерева познания. Пришел мудрый наставник и велел Еве съесть плод дерева, и она сделала это вместе с Адамом. Их разум открылся, и они увидели свою наготу и своих зверских создателей.
Правители тьмы попадают в рай, обнаружив, что Адам и Ева нарушили их заповедь. Правители проклинают Адама, Еву, землю и ее плоды. Затем они проверяют знания Адама и, опасаясь, что он станет бессмертным и будет править ими, изгоняют его и его жену из рая и охраняют древо жизни херувимами . Они завидуют Адаму и пытаются сократить человеческую жизнь, но не могут этого сделать из-за судьбы. София Зоя, разгневанная проклятием правителей ее сподвижников, прогоняет правителей с их небес и посылает феникса стать свидетелем их суда.
В заключении обсуждается природа бессмертного человечества, объясняя, что блаженные и бесхитростные духи были посланы в мир разрушения бессмертным отцом, чтобы вызвать осуждение правителей. Слово, или Иисус- Логос , было послано, чтобы объявить о том, что было неизвестно, и раскрыть скрытую истину о семи властителях хаоса. Перед концом века среди правителей произойдут великие потрясения и война, которые приведут к падению небес и сил хаоса. Свет покроет тьму, и слава непостижимого наполнит вечные царства. Совершенные вернутся в свой дом, а несовершенные останутся в сферах бессмертных, не имея возможности войти в царство без королей. [4]
Состав
[ редактировать ]«Происхождение мира» содержит много текстуальных сходств с «Ипостасью Архонтов» , которую обычно считают комбинацией двух источников: толкования Книги Бытия и диалога-откровения, известного как Апокалипсис Нореи . Ханс-Мартин Шенке предполагает, что Апокалипсис также был включен в Origin . [5] Рул ван ден Брук предполагает, что оба источника использовались как для «Происхождения» , так и для «Ипостаси» , но это «Происхождение» позже было отредактировано валентинианским гностическим редактором, оставив его «полным резких переходов и внутренних противоречий». [6]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Гностическая Библия , глава 27, стр. 431, New Seeds, 2003, ISBN 1-59030-199-4
- ^ Jump up to: а б с Эрман, Барт Д. (2003). Утерянные Священные Писания: книги, которые не вошли в Новый Завет (ред.). Нью-Йорк: Оксфордский университет. Нажимать. п. 307 . ISBN 978-0-19-514182-5 .
- ^ режиссер Джеймс М. Робинсон (1977). Библиотека Наг-Хаммади: Рукописи Ченопоскиона на английском языке (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 161 . ISBN 0-06-066929-2 .
- ^ Барнстон, Уиллис; Мейер, Марвин. «О происхождении мира («Текст без названия»)» . Библиотека Гностического общества . Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Шенке, Ханс-Мартин (1980). «Феномен и значение гностического сифианства». В Лейтоне, Бентли (ред.). Новое открытие гностицизма . Брилл. стр. 596–597.
- ^ ван ден Брук, Рулоф (2013). Гностическая религия в древности . Издательство Кембриджского университета. п. 53.