София Иисуса Христа
« София-Христос» , также известная как « Премудрость Иисуса Христа» , представляет собой гностический текст, который был впервые обнаружен в Берлинском кодексе (Кодекс, приобретенный в Каире в 1896 году и переданный Берлинскому музею, который также содержит Евангелие от Марии , апокриф). Иоанна и краткое изложение Деяния Петра ). Более известно то, что « София Иисуса Христа» также входит в число многих гностических трактатов в кодексах Наг-Хаммади , обнаруженных в Египте в 1945 году. Рукопись Берлинского кодекса (в отличие от ее содержания), вероятно, датируется ок. 400 г. н.э., а рукопись Наг-Хаммади датируется 300-м гг. Однако они дополняются несколькими фрагментами на греческом языке, датируемыми 200-ми годами, что указывает на более раннюю дату содержания.
Хотя название может относиться к Софии , Роэл ван ден Брук утверждает, что Софию следует понимать в ее обычном значении как «мудрость», аналогично названиям «Мудрость Соломона» и «Мудрость Сираха» . [1]
Текст включает в себя почти полностью Послание Евгноста , которое также встречается в кодексах Наг-Хаммади, но включает его в христианское рамочное повествование, в котором Иисус отвечает на вопросы своих учеников, дословно цитируя Евгноста . [1] [2]
Фон
[ редактировать ]Споры о датировке имеют решающее значение, поскольку некоторые утверждают, что она отражает «истинные, записанные высказывания» Иисуса , что возможно, если их датировать еще I веком. Другие утверждают, что на самом деле они появились значительно позже и представляют собой ненадежный вторичный источник (в лучшем случае слухи постфактум ). [ нужна ссылка ] Рул ван ден Брук утверждает, что, поскольку текст предполагает знакомство с гностическим мифом, маловероятно, что он появился раньше середины второго века. [3]
Большинство ученых утверждают, что текст имеет гностическое происхождение, основываясь на сходстве между мистическими учениями, содержащимися в самом тексте, и стандартными гностическими темами. В высшей степени мистическое содержание этого текста касается сотворения богов , ангелов и вселенной с акцентом на бесконечную и метафизическую истину .
Совершенный спаситель сказал: «Придите (вы) от невидимого к концу видимого, и сама эманация Мысли откроет вам, как вера в невидимое была найдена в видимых, в тех, кто принадлежат Нерожденному Отцу. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
— София Иисуса Христа
Текст состоит из 13 вопросов учеников, на которые следует краткая речь Иисуса.
- Первый вопрос касается суеты и бесперспективности поисков Бога.
- Второй касается того, как найти истину, но лишь объясняет, чем она не является.
- Третий касается того, как истина была открыта гностикам в начале времен.
- Четвертый касается того, как нужно проснуться, чтобы увидеть истину.
- Пятое касается того, как все началось.
- Шестой касается того, как человечество пришло к гнозису .
- Седьмое касается позиции Иисуса во всем этом.
- Восьмое касается личности Иисуса.
- Девятый касается того, как дух соединяется с материалом.
- Десятое касается количества духов.
- Одиннадцатое касается бессмертных.
- Двенадцатое касается тех, кто нематериален.
- Последний вопрос касается того, откуда появилось человечество и какую цель оно должно иметь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ван ден Брук 2013 , с. 64.
- ^ «София Иисуса Христа» .
- ^ ван ден Брук 2013 , с. 66.
Источники
[ редактировать ]- ван ден Брук, Рулоф (2013). Гностическая религия в древности . Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- София Иисуса Христа , перевод Дугласа М. Пэрротта, в Архиве Гнозиса.
- Статья PBS