Марсаны
Марсанес — сифианский гностический текст из апокрифов Нового Завета . Единственная сохранившаяся копия происходит из библиотеки Наг-Хаммади , хотя 14 страниц полностью отсутствуют, а большое количество строк в тексте повреждено без возможности восстановления. [1] Ученые предполагают, что текст первоначально был написан сирийцем на греческом языке в третьем веке. [2] Содержание текста сосредоточено на 13 печатях, Троесильном, форме и структуре души , обретении силы и знаний , а также апокалиптическом видении.
Краткое содержание
[ редактировать ]Первые строки документа по большей части не подлежат восстановлению. Тринадцатая печать устанавливается «вершиной знания и уверенностью в покое». В тексте обсуждаются остальные 12 печатей, в первую очередь упоминается сила, которая обеспечит покой и защитит тех, кто ее получит, от страстей и разделений. Другие печати касаются обращения тех, кто внутри, саморожденных, спасения и мудрости, разума, Барбело , Невидимого и Духа. Тринадцатая печать говорит о Безмолвном, Который не был известен, и о главенстве Неотличимого. Марсанес достиг понимания истинного существования всего, включая нерожденных существ, божественных эонов , чувственно-воспринимаемых и умопостигаемых миров, и познал границу чувственно-воспринимаемого мира, сосредоточив внимание на Саморожденном, Который произошел от Нерожденного, который есть Дух и имеет способность спасти множество людей.
Марсанес ищет царство Троесильного и ставит под сомнение его происхождение, различия между эонами и числом нерожденных. Марсанес понимает, что Троесильный действовал из тишины и существует среди тех, кто действительно существует. Третья сила Троесильного ведет Марсана в эон Барбело и объясняет, что знание и ипостась Троесильного являются источником его силы. Марсанес видит место невидимого Духа, и оно разворачивается, пока не достигает верхней области, вызывая освещение всего места.
В тексте продолжается обсуждение духа и силы Того, кто обладает тремя силами, а также важности знания и понимания. В тексте упоминается великий венец и избранные в последние времена, а также упоминается Безмолвный, Троесильный и Тот, у кого нет дыхания. В тексте также говорится о существе, которое существует полностью и видится великой женственности, но знание ограничено, и человек рискует остаться невежественным. В тексте также упоминается космическая хебдомада и день, который длится вечно. Оно объясняет разделение сил между существами, в том числе в образе зверей и животных, и их происхождение из бытия. Большая часть текста отсутствует или не подлежит восстановлению, а полный смысл неясен.
В тексте говорится о форме и строении души. В нем упоминается, что душа имеет разные формы и что вторая форма души сферическая и состоит из простых гласных и дифтонгов . Третья форма души отличается от первой, но напоминает ее, а четвертая и пятая формы раскрыты не полностью. В тексте упоминается, что согласные существуют вместе с гласными, им повелевают и подчиняются, и они составляют номенклатуру ангелов . В тексте также упоминается, что некоторые звуки превосходят другие, например, придыхательные звуки превосходят вдыхаемые, и что существуют имена, состоящие из гласных и согласных, которые похожи друг на друга.
Марсанес обсуждает приобретение силы и знаний для себя, чтобы приносить плоды . [3] Совершение греха приведет к противоположному спасению . Марсанес призывает читателя исследовать, кто достоин открыть божественное знание, а не желать чувственно воспринимаемого мира. В тексте упоминается умопостигаемый мир и воплощенные души, не понимающие совершенства, которое больше ангелов, звезд и планет . Марсанес упоминает числа и отношения между ними, с конечной целью подчиниться высшей силе.
Заключительная часть текста сильно фрагментирована, многие детали отсутствуют или неясны. Похоже, это видение о судьбе душ. Марсанес спрашивает о силе имен и получает ответ. Затем ему открывается видение грозных ангелов, и ему помогает ангел по имени Гамалиил, который приводит его к откровению о суде и очищении от греха живой водой. [4]
Анализ
[ редактировать ]Подобно Зостриану и Аллогену , текст описывает очень сложную эзотерическую космогонию последовательных эманаций первоначального Бога , как это было открыто Марсаном, признанным гностическим пророком. [2] В тексте есть указания на то, что сифиане развили идеи монизма , идеи, сравнимой с идеей Гераклеона о всеобщем совершенстве и постоянстве, выраженном через постоянство всей массы вещей внутри него (то есть всей материи во вселенной). может только менять форму и не может быть создан или уничтожен), а также позднейшее стоическое утверждение, что ничего не существует за пределами материального. Текст также представляет собой апокалипсис, который, возможно, когда-то использовался школой Плотина в Риме. Общая гностическая мысль особенно заметна благодаря обсуждению в тексте силы священного знания, которое может позволить читателям подниматься по уровням вселенной, пока они не достигнут самых высоких небес, где обитает Бог. [2]
Уплотнения
[ редактировать ]13 печатей Марсанеса перечислены от низшего к высшему в порядке возрастания. [5]
Число | Тюлень | Примечания |
---|---|---|
1 | Первый | телесный; физическое, материальное царство? |
2 | Второй | телесный; подлунное царство? |
3 | Третий | бестелесный, но разумный; планетарные сферы? |
4 | Пребывание | бестелесный; бестелесные души |
5 | Покаяние | бестелесный; кающиеся души «в Марсане» |
6 | Самопорожденные Эоны | бестелесный; личности? |
7 | Аутогены (Самопорожденные) | |
8 | Протофан (Разум) | |
9 | Калиптос (Скрытый) | |
10 | Барбело Эон | |
11 | Трехсильный | |
12 | Невидимый дух | |
13 | Неизвестный Молчаливый |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пирсон, Биргер А. «Марсанес» . Библиотека Гностического общества . Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с режиссер Джеймс М. Робинсон (1977). Библиотека Наг-Хаммади: Рукописи Ченопоскиона на английском языке (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 417 . ISBN 0-06-066929-2 .
- ^ Евангелист Иоанн. «Иоанна 15:1-17» . Библейский шлюз . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Тернер, Джон Д. «Марсанес (издание для ученых)» . Библиотека Гностического общества . Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Мейер, Марвин (2007). Священные Писания Наг-Хаммади . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0-06-162600-5 . OCLC 124538398 .