Гром, Совершенный разум
« Гром, Совершенный разум » ( коптский : ⲧⲉⲃⲣⲟⲛⲧⲏ: ⲛⲟⲩⲥ ⲛ̄ⲧⲉⲗⲉⲓⲟⲥ tebrontē: nous n̄teleios ) — коптский текст, первоначально обнаруженный в библиотеке Наг-Хаммади в 1945 году. структуру и привлек внимание ученых своим гномическим стилем и неясностью. предмет. В нем говорится о божественном в парадоксальных терминах, как о почитаемом и проклятом, как о жизни и смерти, как о причине мира и войны. В стихотворении также подчеркивается идея о том, что божественное существует как внутри, так и вне человека, и что суждение и спасение человека зависят от его отношения к божественному. Он предлагает уникальный взгляд на природу божественного и отношение к нему человека, а также подчеркивает идею двойственности и взаимосвязи противоположных сил.
Некоторые авторы, такие как Джордж Макрей и Хэл Тауссиг , выступают против отнесения «Грома» к гностической литературе. [1]
Краткое содержание
[ редактировать ]Вступительный текст заявляет о силе и присутствии, казалось бы, женского говорящего. Говорящий, посланный от силы, пришел к тем, кто размышляет о них, и был найден среди ищущих их. Оратор предлагает тем, кто их ждет, принять их, но предупреждает не игнорировать и не изгонять их. Говорящий представляет себя как сложную фигуру, воплощающую, казалось бы, противоречивые качества, такие как первый и последний, почитаемый и презираемый, невеста и жених .
Оратор предупреждает, что не следует проявлять высокомерие и пренебрежение их бедностью и стыдом, но также не бояться их власти. Оратор задается вопросом, почему их ненавидят за послушание и боятся за власть, и утверждает, что они существуют во всех страхах и имеют силу в трепете. Они описывают себя как сострадательных и жестоких, бессмысленных и мудрых. Спикер призывает быть осторожными, не игнорировать свой страх и не проклинать свою гордость.
Текст продолжает описывать противоположные качества, например, говорящего одновременно любят и ненавидят все люди. видят в них мудрость Греки – знание , а варвары , жизнь и смерть, закон и беззаконие. Говорящего также описывают как безбожного и необразованного, но обладающего огромной силой, и тех, кто знает говорящего, призывают подойти к ним и не презирать малость и не отвращать величие от мелочей. Оно призывает вернуться в детство.
Оратор продолжает упоминать парадоксальные черты, такие как быть одновременно почитаемым и презираемым, как близким, так и далеким, как безгрешным, так и корнем греха. Это и знание их исследования, и нахождение тех, кто их ищет, и повеление тех, кто спрашивает их, и сила сил. Говорящий утверждает, что он тот, кого называют Истиной, однако он также связан с беззаконием. Они описывают себя как говорящего немого, хлебопека и знающего свое имя. Оратор призывает слушателей слушать их мягко и учиться у них, несмотря на грубость. Они описывают себя как глашатаев, которые также слушают и ходят под печатью своего разума. Говорящий описывается как защита и говорит, что они называются Истина.
В заключении говорящий описывает себя как слух, доступный всем, звук имени и тот, кто существует один и некому его судить. Они побуждают слушателей взглянуть на слова и произведения говорящего, внять посланию и найти говорящего в месте его упокоения, где они будут жить, не умирая снова. [2]
Форма
[ редактировать ]Ибо это я знаком и не знаком.
Это я сдержанность и откровенность.
Я бесстыден: мне стыдно.
Я сильный: и я боюсь.
Это я война и мир.
«Гром – Совершенный интеллект», строки 26–31. [3]
Содержание «Грома, Совершенного Разума» (название можно перевести как «Гром, Совершенного Разума») принимает форму расширенного, загадочного монолога , в котором имманентный божественный спаситель произносит серию парадоксальных утверждений, чередующихся между первыми и первыми. - утверждение личности и прямое обращение к аудитории. Эти парадоксальные высказывания перекликаются с греческой идентичности загадками , распространенной ранней поэтической формой в Средиземноморье . Более того, это не эпистолическая, не повествовательная, непосредственная божественная речь. [4]
Было высказано предположение, что текст изначально был составлен на греческом языке из-за его размера и формулировки, и он был датирован неопределенно предполагаемым периодом времени до 350 г. н.э., даты коптской рукописи, из которой произошел текст. [4]
Структура и язык
[ редактировать ]Произведение в целом принимает форму стихотворения, состоящего из параллельных строф , и автор, можно предположить, опирается на традицию подобных стихотворений как в египетской , так и в еврейской общинах, в которых столь же женское божество ( Исида или аспект соответственно божественная София ) излагает свои добродетели внимательной аудитории и призывает их стремиться достичь ее. Патрисия Кокс Миллер предполагает, что это «самораскрытие могущественной богини». [5]
Параллели в мандейских писаниях
[ редактировать ]В 6-й книге Книга Динанукта») Правой Гиндзы Руха (известной также как « с речью обращается к Динанухту , похожей на «Гром, Совершенный разум» (см. стихотворение в статье «Динанухт »). [6] [7] По словам Халвгаарда (2016), [8]
Еще одна литературная параллель Тунду . встречается в так называемой «Книге Динанухта» Мандейской Гиндзы , которая предлагает не только параллель с провозглашениями «Я есть», но также с антитезами и парадоксами, которым другие литературные параллели не смогли соответствовать.
Торгни Сэве-Сёдерберг (1949) также отметил сходство с 14-м псалмом Фомы , в котором Хиле дает ответ о сосуществующих противоположностях (например, «смерти и жизни»). [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тауссиг, Хэл; Калауэй, Джаред; Котросиц, Майя; Лили, Селина; Лассер, Джастин (2010). «Дигностицирующий гром». Гром: Совершенный разум . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1057/9780230114777_4 . ISBN 978-1-349-29006-2 .
- ^ Макрей, Джордж У. «Гром, совершенный разум» . Библиотека Гностического общества . Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Лейтон, Бентли, изд. (1987). «Гром – Совершенный интеллект». Гностические Писания . Даблдэй. ISBN 0385174470 .
- ^ Jump up to: а б Макгуайр, Энн, изд. (2000). «Гром: Совершенный разум» . Диотима .
- ^ Миллер, Патрисия Кокс (1986). «Во славу чепухи». В Армстронге, А. Хилари (ред.). Классическая средиземноморская духовность . Мировая духовность. Том. 15. Нью-Йорк: Перекресток/Continuum Press. стр. 481–505.
- ^ Киспель, Жиль (1975). «Еврейский гнозис и мандейский гностицизм: некоторые размышления о письме Бронте». Les textes из Наг-Хаммади . Брилл. п. 82–122. дои : 10.1163/9789004437142_012 . ISBN 978-90-04-43714-2 .
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Халвгаард, Тильде Бак (2016). Языковые проявления в триморфной протеннойе и громовом совершенном разуме . Лейден: Издательство Brill Academic. п. 109. ИСБН 978-90-04-30898-5 .
- ^ Сэве-Сёдерберг, Торгни (1949). Исследования коптского манихейского сборника псалмов . Уппсала: Almqvist & Wiksells Boktryckeri AB. OCLC 5687415 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перевод Джорджа Макрея на сайте gnosis.org