София (мудрость)
София ( греч. койне : σοφία , sophía — « мудрость ») — центральная идея в эллинистической философии и религии , платонизме , гностицизме и христианском богословии . Первоначально содержащее значение «ум, умение», более позднее значение этого термина, близкое к значению phronesis («мудрость, интеллект»), в значительной степени сформировалось под термином philosophía («любовь к мудрости»), используемым Платоном. .
В Православной Церкви и Католической Церкви женское олицетворение божественной мудрости как Святой Мудрости ( Ἁγία Σοφία ; Hagía Sophía ) может относиться либо к Иисусу Христу, Слову Божьему (как в посвящении церкви Святой Софии в Константинополе ), либо Святому Духу .
Ссылки на Софию в греческих переводах койне еврейской Библии переведены с еврейского термина Хокма .
Греческая и эллинистическая традиция
[ редактировать ]Древнегреческое ), которое по-разному переводится как «умный, умелый, умный , слово София ( σοφία ) — абстрактное существительное от σοφός ( sophós мудрый». Существительное σοφία, означающее «навыки в ремесле и искусстве», принадлежит Гомеру и в Пиндаре используется для описания как Гефеста , так и Афины .
До Платона термин для обозначения «здравого суждения, интеллекта, практической мудрости» и т. д. — таких качеств, которые приписывались семи мудрецам Греции — был фронезис ( φρόνησις ), от френ ( φρήν , букв. « ум » ), тогда как София говорила о технических навыках. [ нужна ссылка ]
Термин «философия» ( φιλοσοφία , букв. « любовь к мудрости » ) в основном использовался после времен Платона , вслед за его учителем Сократом , хотя было сказано, что Пифагор был первым, кто назвал себя философом. [ нужна ссылка ] Такое понимание философии пронизывает диалоги Платона, особенно « Государство» . В этой работе лидеры предлагаемой утопии должны быть королями-философами : правителями, любящими мудрость. Согласно Платону в «Апологии» , сам Сократ был назван «самым мудрым [ σοφώτατος , sophṓtatos ] человеком Греции» Пифийского Оракула . Сократ защищает этот приговор в «Апологии» тем, что он, по крайней мере, знает, что ничего не знает . Сократовскому скептицизму противопоставляется подход софистов , критикуют которых в «Горгии» за то, что они полагаются лишь на красноречие . Цицерон в «Ораторе» позже критиковал Платона за отделение мудрости от красноречия. [1] София названа как одна из четырех добродетелей (вместо фронезиса ) в Платоновском Протагоре главных .
Филон , эллинизированный еврей, писавший в Александрии , пытался гармонизировать философию Платона и еврейское писание. Также под влиянием стоических философских концепций , он использовал термин койне «логос» ( λόγος ) для обозначения роли и функции Мудрости, концепцию, позже адаптированную автором Евангелия от Иоанна в его первых стихах и примененную к Иисусу как Слову ( Логосу ). Бога Отца . [2]
В гностицизме София — женская фигура, аналогичная душе , одновременно одна из эманаций Монады . но Гностики считали, что она была Иисуса (т.е. Невестой Христа ) и Святым Духом Троицы сизигией .
Христианское богословие
[ редактировать ]Христианское богословие получило ветхозаветное олицетворение Божественной Мудрости ( Септуагинта София , Вульгата Сапиентия ). Соединение Божественной Мудрости с понятием Логоса привело к истолкованию «Святой Мудрости» ( Святой Софии ) как аспекта Христа-Логоса. [3] [4]
Само выражение Ἁγία Σοφία не встречается в Новом Завете , хотя отрывки в посланиях Павла приравнивают Христа к «мудрости Божией» ( θεοῦ σοφία ). [5] Наиболее ясная форма отождествления Божественной Мудрости со Христом содержится в 1 Коринфянам 1:17–2:13 . В 1 Коринфянам 2:7 Павел говорит о Премудрости Божией как о тайне , «предназначенной пред миром к славе нашей».
христология
[ редактировать ]Вслед за 1 Коринфянам отцы Церкви назвали Христа «Премудростью Божией». [6] Поэтому, опровергая утверждения о невежестве Христа, Григорий Назианзин настаивал на том, что, поскольку он был божественен, Христос знал все: «Как может он не знать ничего сущего, когда он есть Мудрость, творец миров, приносящий все вещи к исполнению и воссоздает все вещи, кто есть конец всего, что возникло?». [7] Ириней представляет другую, второстепенную святоотеческую традицию, которая идентифицировала Дух Божий, а не самого Христа, как «Премудрость». [8] Он мог бы обратиться к учению Павла о том, что мудрость является одним из даров Святого Духа ( 1 Коринфянам 12:8 ). Однако большинство применило ко Христу титул/имя «Мудрости».
Константин Великий положил образец восточным христианам, посвятив церковь Христу как олицетворению Божественной Мудрости. [3] В Константинополе при Юстиниане I была перестроена Святая София («Святая Мудрость»), освященная в 538 году, и ставшая образцом для многих других византийских храмов. Однако в Латинской Церкви «Слово» или Логос выступало более ясно, чем «Мудрость» Божия, как центральный, высокий титул Христа .
В богословии Восточной Православной Церкви Святая Мудрость понимается как Божественный Логос, воплотившийся как Иисус; [9] эта вера иногда также выражается в некоторых восточно-православных иконах. [10] В Божественной литургии Православной Церкви возглас София! или по-английски Wisdom! будет провозглашаться диаконом или священником в определенные моменты, особенно перед чтением Священных Писаний, чтобы привлечь внимание прихожан к священному учению.
Существует агиографическая традиция, относящаяся к концу шестого века. [11] Святой Софии и трех ее дочерей, святых Веры, Надежды и Милосердия . было воспринято как почитание аллегорических фигур Это издревле , и группа святых стала популярной в русской православной иконографии как таковая (имена дочерей передаются как Вѣра, Надежда, Любовь ). Почитание трех святых, названных в честь трех богословских добродетелей, возникло, вероятно, в VI веке. [12]
Иконография
[ редактировать ]Христологическое отождествление Христа-Логоса с Божественной Премудростью ( Святой Софией ) широко представлено в иконографической традиции Русской Православной Церкви . Тип иконы Богородицы - «Премудрость создатель Себе дом », цитата из Притчей 9:1 («Премудрость построила дом свой, высекла семь столбов свой»), интерпретируемую как прообраз. воплощение, причем Богородица является «домом», избранным « ипостасной Премудростью» (т. е. «Премудростью» как лицом Троицы ) .
Христианский мистицизм
[ редактировать ]В русской православной мистике София становилась все более неотличимой от личности Богородицы ( а не от Христа) вплоть до подразумевания Богородицы как «четвертого лица Троицы».
Подобные интерпретации стали популярными в конце девятнадцатого — начале двадцатого века, выдвинутые такими авторами, как Владимир Соловьев , Павел Флоренский , Николай Бердяев и Сергей Булгаков . Богословие Булгакова, известное как « Софианство », представляло Божественную Премудрость как « единосущность Святой Троицы», действующую как аспект единосущности ( ousia или physis , substantia или natura ) или « ипостасности » Троицы трёх ипостасей, Отца. , Сын и Святой Дух, «охраняющий единство Святой Троицы». [13] Это было темой острых политических споров в начале 1930-х годов и было осуждено Русской православной церковью как еретическое в 1935 году. [9]
В рамках протестантской традиции в Англии Джейн Лид семнадцатого века , христианский мистик , универсалистка и основательница Филадельфийского общества , написала подробные описания своих видений и диалогов с «Девой Софией», которая, по ее словам, открыла ей духовную работу. Вселенной. [14] Лид находился под влиянием теософских шестнадцатого века сочинений немецкого христианского мистика Якоба Беме , который также говорит о Софии в таких произведениях, как «Путь ко Христу» . [15] Якоб Бёме оказал большое влияние на ряд христианских мистиков и религиозных лидеров, включая Джорджа Раппа , Уильяма Лоу и Общество Гармонии . [16]
Персонификация
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2022 г. ) |
София не является «богиней» в классической греческой традиции; [ нужна ссылка ] Греческие богини, связанные с мудростью, — Метида и Афина (лат. Минерва ). В Римской империи стало обычным изображать основные добродетели и другие абстрактные идеалы в виде женских аллегорий . Так, в Библиотеке Цельса в Эфесе , построенной во II веке, находятся четыре статуи женских аллегорий, изображающие мудрость (София), знание ( Эпистема ), интеллект ( Энойя ) и доблесть/совершенство ( Арете ). В тот же период София принимает аспекты богини или ангельской силы в гностицизме .
В христианской иконографии Святая Мудрость или Собор Святой Софии изображалась как женская аллегория средневекового периода. В западной (латинской) традиции она предстает как коронованная дева; В русской православной традиции у нее более сверхъестественный облик коронованной женщины с крыльями светящегося красного цвета.Богородицы-мученицы Вера, Надежда и Милосердие с матерью их Софией изображены в виде трех маленьких девочек, стоящих перед матерью в одежде вдовы.
Аллегория мудрости и силы — картина Паоло Веронезе , созданная ок. 1565 год в Венеции . Это масштабная аллегорическая картина, изображающая олицетворенную Божественную Мудрость слева и Геркулеса , олицетворяющего Силу и земные заботы, справа.
Современный прием
[ редактировать ]Богиня София была введена в антропософию ее основателем Рудольфом Штайнером в его книге «Богиня: от природы к божественной Софии». [17] и более поздний сборник его сочинений под названием «Исида Мария София» . София также занимает видное место в теософии , духовном движении, с которым антропософия была тесно связана. Елена Блаватская , основательница теософии, описала это в своем эссе « Что такое теософия?» как доктрину эзотерической мудрости, и сказал, что упомянутая «Мудрость» была «эманацией Божественного принципа», прообразом которого являются «…некоторые богини — Метида, Нейта, Афина, гностическая София…» [18]
С 1970-х годов Софию также называют богиней в Дианикической Викке и связанных с ней течениях феминистской духовности. [19]
Инсталляция 1979 года «Званый ужин» представляет собой сервировку для Софии. [20]
находится монументальная скульптура Святой Премудрости, изображенная в виде «богини» . В Софии , столице Болгарии (сам город назван в честь церкви Святой Софии ), [21] Скульптура была установлена в 2000 году на замену статуи Ленина .
См. также
[ редактировать ]- Хокма , родственное понятие в иудаизме и каббале.
- христология
- Святая Мудрость
- Пневматология
- Праджняпарамита , аналогичная концепция в буддизме Махаяны.
- София (гностицизм)
- Софиология , или Софианство
- Софизм
- Литература мудрости
- Мудрость (персонификация)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Херрик, Джеймс (2005). История и теория риторики: Введение . Бостон: Аллин и Бэкон. п. 103. ИСБН 0-205-41492-3 .
- ^ Харрис, Стивен Л. (1985). "Джон". Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд. стр. 302–10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Коллинз, Джеральд (2009). Христология: библейское, историческое и систематическое исследование Иисуса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 35–41.
- ^
- Мерфи, Роланд Э. (2002). Древо жизни: исследование литературы библейской мудрости . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3965-7 .
- О'Бойл, Эйдан (2003). На пути к современной христологии мудрости: некоторые католические христологии на немецком, английском и французском языках, 1965–1995 гг . Григорианский магазин библейских книг. ISBN 978-88-7652-963-4 .
- О'Коллинз, Джеральд (2008). Спасение для всех: другие народы Бога . ОУП Оксфорд. стр. 54–63, 230–247. ISBN 978-0-19-923890-3 .
- ^ Первое послание к Коринфянам 1:24б и премудрость Божия «Христос, Христос, сила Божия сила Божия и премудрость Божия» искупление «Но из Него вы во Христе Иисусе, Который от Бога сделался для нас премудростью и праведность, и освящение, и искупление»
- ^ О'Нил, Деннис (2010). Страстная святость: маргинальные христианские преданности для выдающихся людей . п. 6 .
Следуя упоминанию св. Павла о «Христе, Который есть мудрость Божия и сила Божия», все остальные Отцы Церкви отождествляли Софию-Премудрость с Христом, Вторым Лицом Святой Троицы.
- ^ Григорий Назианзин , Оратион , 30.15.
- ^ Ириней , Против ересей , 4.20.1–3 ср. 3.24.2; 4.7.3; 4.20.3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б
- Помазанский, Михаил (1994). Православное догматическое богословие: краткое изложение . Братство Святого Германа Аляскинского. стр. 357 и далее. ISBN 978-0-938635-69-7 .
- онлайн на «Православное догматическое богословие: текст» . Внутритекстовый . Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 г. Проверено 10 октября 2008 г.
- ^
- «Икона София Премудрость Божия» . Православная Церковь в Америке. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г. Проверено 30 августа 2012 г.
- Кузнецова, Ольга Борисовна «Святая София Премудрость Божия, 27х31 см, 2009» . Iconpaint.ru. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 30 августа 2012 г.
- «Религиозная православная икона: Святая София Премудрость Божия» . Исток Энтерпрайзис, Инк. 20 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2010 г. Проверено 30 августа 2012 г.
- ^ Саксер, Виктор (1993). «София Римская». Лексикон для богословия и церкви . Том 9. Гердер. стр. 733f. ISBN 978-3-451-22009-8 . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г.
- ^ Эккарт Саузер (2000). «Фидес, Спес и Харитас: святые мученицы». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 17. Герцберг: Бауц. полковник 381. ИСБН 3-88309-080-8 .
- ^
- Булгаков, Сергей (1993) [1937]. София. Мудрость Божья . стр. 23–25.
- Булгаков, Сергей (2005). «Ипостасность и ипостасность: схолии к неугасающему свету». Свято-Владимирский богословский ежеквартальный вестник . 49 (1–2): 5–46.
- ^ Херст, Джули (2005). Джейн Лид: Биография мистика XVI века . Эшгейт. п. 72. ИСБН 978-0-7546-5127-7 .
- ^ Бёме, Якоб (1764) [1622]. Путь ко Христу . Архивировано из оригинала 20 февраля 2014 г.
- ^ Верслуис, Артур (1999). «Западный эзотеризм и Общество гармонии» . Эзотерика . Я : 20–47. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г.
- ^ Штайнер, Рудольф (2001). Богиня: От природы к божественной Софии: Отрывки из творчества Рудольфа Штайнера . София Букс, Рудольф Штайнер Пресс. п. 96. ИСБН 1-85584094-4 . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 г. Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ «Что такое теософия?» . Возраст мудреца. Архивировано из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 30 августа 2012 г.
- ^ Книги, относящиеся к современному языческому поклонению богине Софии, включают: «София, богиня мудрости » Кейтлин Мэтьюз, «Космическая Шехина» Сориты д'Эсте и Дэвида Рэнкина (которая включает Софию как один из основных аспектов богини мудрости). ) и «Внутреннее золото: понимание психологической проекции» Роберта А. Джонсона.
- ^ Чикаго, Джуди . «Настройки места» . Бруклинский музей . Архивировано из оригинала 3 мая 2021 г. Проверено 6 августа 2015 г.
- ^ «Церковь Святой Софии, София, Болгария» . БГ путешественник . Архивировано из оригинала 8 июня 2016 г. Проверено 3 июня 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Булгаков, Сергей Николаевич (1993). София, Премудрость Божия: Очерк софиологии . Хадсон, Нью-Йорк: Линдисфарн Пресс. ISBN 0-940262-60-6 .
- Хайнталер, Терезия; Мали, Франц; Эмменеггер, Грегор; Остерманн, Манте Ленкайтите, ред. (2017). София: Премудрость Божия (на немецком языке). Инсбрук, Вена: Тиролья-Верлаг. ISBN 978-3-7022-3578-9 .
- Хант, Присцилла (2000). «Новгородская Софийская икона и «проблема древнерусской культуры» между православием и софиологией». Симпозиум: Журнал русской мысли . 4–5 : 1–41.
- Хант, Присцилла (2006). «Икона Ветхозаветной Троицы Андрея Рублёва в культурном контексте». В Цурикове, диакон Владимир (ред.). Троице-Сергиев Лавр в русской истории и культуре . Чтения по русской религиозной культуре. Том. 3. Джорданвилл, Нью-Йорк: Издательство семинарии Святой Троицы. стр. 99–122.
- Хант, Присцилла (2007). «Встреча конца: толкование Страшного суда в иконе Новгородской мудрости». Византино-Славица . 65 : 275–325.
- Хант, Присцилла (2009). «Иконография мудрости света: генезис, значение и иконографическая реализация символа». Византийско-славянская . 67 .
- Шипфлингер, Томас (1998). София-Мария . Йорк-Бич, Мэн: Weiser Books. ISBN 1-57863-022-3 . .
- Верслуис, Артур (1994). Теософия: скрытые измерения христианства . Хадсон, Нью-Йорк: Линдисфарн Пресс. ISBN 0-940262-64-9 .
- Верслуис, Артур (1999). Дети мудрости: христианская эзотерическая традиция . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 0-7914-4330-2 .
- Верслуис, Артур, изд. (2000). Книга мудрости: антология Софии . Сент-Пол, Миннесота: Paragon House. ISBN 1-55778-783-2 .