Jump to content

София (мудрость)

Олицетворение мудрости греческий ( койне : Σοφία , София ) в Библиотеке Цельса в Эфесе (второй век)

София ( греч. койне : σοφία , sophía — « мудрость ») — центральная идея в эллинистической философии и религии , платонизме , гностицизме и христианском богословии . Первоначально содержащее значение «ум, умение», более позднее значение этого термина, близкое к значению phronesis («мудрость, интеллект»), в значительной степени сформировалось под термином philosophía («любовь к мудрости»), используемым Платоном. .

В Православной Церкви и Католической Церкви женское олицетворение божественной мудрости как Святой Мудрости ( Ἁγία Σοφία ; Hagía Sophía ) может относиться либо к Иисусу Христу, Слову Божьему (как в посвящении церкви Святой Софии в Константинополе ), либо Святому Духу .

Ссылки на Софию в греческих переводах койне еврейской Библии переведены с еврейского термина Хокма .

Греческая и эллинистическая традиция

[ редактировать ]

Древнегреческое ), которое по-разному переводится как «умный, умелый, умный , слово София ( σοφία ) — абстрактное существительное от σοφός ( sophós мудрый». Существительное σοφία, означающее «навыки в ремесле и искусстве», принадлежит Гомеру и в Пиндаре используется для описания как Гефеста , так и Афины .

До Платона термин для обозначения «здравого суждения, интеллекта, практической мудрости» и т. д. — таких качеств, которые приписывались семи мудрецам Греции — был фронезис ( φρόνησις ), от френ ( φρήν , букв. « ум » ), тогда как София говорила о технических навыках. [ нужна ссылка ]

Термин «философия» ( φιλοσοφία , букв. « любовь к мудрости » ) в основном использовался после времен Платона , вслед за его учителем Сократом , хотя было сказано, что Пифагор был первым, кто назвал себя философом. [ нужна ссылка ] Такое понимание философии пронизывает диалоги Платона, особенно « Государство» . В этой работе лидеры предлагаемой утопии должны быть королями-философами : правителями, любящими мудрость. Согласно Платону в «Апологии» , сам Сократ был назван «самым мудрым [ σοφώτατος , sophṓtatos ] человеком Греции» Пифийского Оракула . Сократ защищает этот приговор в «Апологии» тем, что он, по крайней мере, знает, что ничего не знает . Сократовскому скептицизму противопоставляется подход софистов , критикуют которых в «Горгии» за то, что они полагаются лишь на красноречие . Цицерон в «Ораторе» позже критиковал Платона за отделение мудрости от красноречия. [1] София названа как одна из четырех добродетелей (вместо фронезиса ) в Платоновском Протагоре главных .

Филон , эллинизированный еврей, писавший в Александрии , пытался гармонизировать философию Платона и еврейское писание. Также под влиянием стоических философских концепций , он использовал термин койне «логос» ( λόγος ) для обозначения роли и функции Мудрости, концепцию, позже адаптированную автором Евангелия от Иоанна в его первых стихах и примененную к Иисусу как Слову ( Логосу ). Бога Отца . [2]

В гностицизме София — женская фигура, аналогичная душе , одновременно одна из эманаций Монады . но Гностики считали, что она была Иисуса (т.е. Невестой Христа ) и Святым Духом Троицы сизигией .

Христианское богословие

[ редактировать ]
Icon of Divine Wisdom ( София Премудрость Божия ) from St George Church in Vologda (16th century)

Христианское богословие получило ветхозаветное олицетворение Божественной Мудрости ( Септуагинта София , Вульгата Сапиентия ). Соединение Божественной Мудрости с понятием Логоса привело к истолкованию «Святой Мудрости» ( Святой Софии ) как аспекта Христа-Логоса. [3] [4]

Само выражение Ἁγία Σοφία не встречается в Новом Завете , хотя отрывки в посланиях Павла приравнивают Христа к «мудрости Божией» ( θεοῦ σοφία ). [5] Наиболее ясная форма отождествления Божественной Мудрости со Христом содержится в 1 Коринфянам 1:17–2:13 . В 1 Коринфянам 2:7 Павел говорит о Премудрости Божией как о тайне , «предназначенной пред миром к славе нашей».

христология

[ редактировать ]

Вслед за 1 Коринфянам отцы Церкви назвали Христа «Премудростью Божией». [6] Поэтому, опровергая утверждения о невежестве Христа, Григорий Назианзин настаивал на том, что, поскольку он был божественен, Христос знал все: «Как может он не знать ничего сущего, когда он есть Мудрость, творец миров, приносящий все вещи к исполнению и воссоздает все вещи, кто есть конец всего, что возникло?». [7] Ириней представляет другую, второстепенную святоотеческую традицию, которая идентифицировала Дух Божий, а не самого Христа, как «Премудрость». [8] Он мог бы обратиться к учению Павла о том, что мудрость является одним из даров Святого Духа ( 1 Коринфянам 12:8 ). Однако большинство применило ко Христу титул/имя «Мудрости».

Реконструкция собора Святой Софии в Стамбуле (раздел)

Константин Великий положил образец восточным христианам, посвятив церковь Христу как олицетворению Божественной Мудрости. [3] В Константинополе при Юстиниане I была перестроена Святая София («Святая Мудрость»), освященная в 538 году, и ставшая образцом для многих других византийских храмов. Однако в Латинской Церкви «Слово» или Логос выступало более ясно, чем «Мудрость» Божия, как центральный, высокий титул Христа .

В богословии Восточной Православной Церкви Святая Мудрость понимается как Божественный Логос, воплотившийся как Иисус; [9] эта вера иногда также выражается в некоторых восточно-православных иконах. [10] В Божественной литургии Православной Церкви возглас София! или по-английски Wisdom! будет провозглашаться диаконом или священником в определенные моменты, особенно перед чтением Священных Писаний, чтобы привлечь внимание прихожан к священному учению.

Существует агиографическая традиция, относящаяся к концу шестого века. [11] Святой Софии и трех ее дочерей, святых Веры, Надежды и Милосердия . было воспринято как почитание аллегорических фигур Это издревле , и группа святых стала популярной в русской православной иконографии как таковая (имена дочерей передаются как Вѣра, Надежда, Любовь ). Почитание трех святых, названных в честь трех богословских добродетелей, возникло, вероятно, в VI веке. [12]

Иконография

[ редактировать ]
"Wisdom hath built her house" ( Премудрость созда Себе дом , Novgorod, 16th century)

Христологическое отождествление Христа-Логоса с Божественной Премудростью ( Святой Софией ) широко представлено в иконографической традиции Русской Православной Церкви . Тип иконы Богородицы - «Премудрость создатель Себе дом », цитата из Притчей 9:1 («Премудрость построила дом свой, высекла семь столбов свой»), интерпретируемую как прообраз. воплощение, причем Богородица является «домом», избранным « ипостасной Премудростью» (т. е. «Премудростью» как лицом Троицы ) .

Христианский мистицизм

[ редактировать ]

В русской православной мистике София становилась все более неотличимой от личности Богородицы ( а не от Христа) вплоть до подразумевания Богородицы как «четвертого лица Троицы».

Подобные интерпретации стали популярными в конце девятнадцатого — начале двадцатого века, выдвинутые такими авторами, как Владимир Соловьев , Павел Флоренский , Николай Бердяев и Сергей Булгаков . Богословие Булгакова, известное как « Софианство », представляло Божественную Премудрость как « единосущность Святой Троицы», действующую как аспект единосущности ( ousia или physis , substantia или natura ) или « ипостасности » Троицы трёх ипостасей, Отца. , Сын и Святой Дух, «охраняющий единство Святой Троицы». [13] Это было темой острых политических споров в начале 1930-х годов и было осуждено Русской православной церковью как еретическое в 1935 году. [9]

В рамках протестантской традиции в Англии Джейн Лид семнадцатого века , христианский мистик , универсалистка и основательница Филадельфийского общества , написала подробные описания своих видений и диалогов с «Девой Софией», которая, по ее словам, открыла ей духовную работу. Вселенной. [14] Лид находился под влиянием теософских шестнадцатого века сочинений немецкого христианского мистика Якоба Беме , который также говорит о Софии в таких произведениях, как «Путь ко Христу» . [15] Якоб Бёме оказал большое влияние на ряд христианских мистиков и религиозных лидеров, включая Джорджа Раппа , Уильяма Лоу и Общество Гармонии . [16]

Персонификация

[ редактировать ]

София не является «богиней» в классической греческой традиции; [ нужна ссылка ] Греческие богини, связанные с мудростью, — Метида и Афина (лат. Минерва ). В Римской империи стало обычным изображать основные добродетели и другие абстрактные идеалы в виде женских аллегорий . Так, в Библиотеке Цельса в Эфесе , построенной во II веке, находятся четыре статуи женских аллегорий, изображающие мудрость (София), знание ( Эпистема ), интеллект ( Энойя ) и доблесть/совершенство ( Арете ). В тот же период София принимает аспекты богини или ангельской силы в гностицизме .

В христианской иконографии Святая Мудрость или Собор Святой Софии изображалась как женская аллегория средневекового периода. В западной (латинской) традиции она предстает как коронованная дева; В русской православной традиции у нее более сверхъестественный облик коронованной женщины с крыльями светящегося красного цвета.Богородицы-мученицы Вера, Надежда и Милосердие с матерью их Софией изображены в виде трех маленьких девочек, стоящих перед матерью в одежде вдовы.

Аллегория мудрости и силы — картина Паоло Веронезе , созданная ок. 1565 год в Венеции . Это масштабная аллегорическая картина, изображающая олицетворенную Божественную Мудрость слева и Геркулеса , олицетворяющего Силу и земные заботы, справа.

Современный прием

[ редактировать ]
Статуя Софии в Софии, Болгария

Богиня София была введена в антропософию ее основателем Рудольфом Штайнером в его книге «Богиня: от природы к божественной Софии». [17] и более поздний сборник его сочинений под названием «Исида Мария София» . София также занимает видное место в теософии , духовном движении, с которым антропософия была тесно связана. Елена Блаватская , основательница теософии, описала это в своем эссе « Что такое теософия?» как доктрину эзотерической мудрости, и сказал, что упомянутая «Мудрость» была «эманацией Божественного принципа», прообразом которого являются «…некоторые богини — Метида, Нейта, Афина, гностическая София…» [18]

С 1970-х годов Софию также называют богиней в Дианикической Викке и связанных с ней течениях феминистской духовности. [19]

Инсталляция 1979 года «Званый ужин» представляет собой сервировку для Софии. [20]

находится монументальная скульптура Святой Премудрости, изображенная в виде «богини» . В Софии , столице Болгарии (сам город назван в честь церкви Святой Софии ), [21] Скульптура была установлена ​​в 2000 году на замену статуи Ленина .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Херрик, Джеймс (2005). История и теория риторики: Введение . Бостон: Аллин и Бэкон. п. 103. ИСБН  0-205-41492-3 .
  2. ^ Харрис, Стивен Л. (1985). "Джон". Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд. стр. 302–10.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Коллинз, Джеральд (2009). Христология: библейское, историческое и систематическое исследование Иисуса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 35–41.
  4. ^
  5. ^ Первое послание к Коринфянам 1:24б и премудрость Божия «Христос, Христос, сила Божия сила Божия и премудрость Божия» искупление «Но из Него вы во Христе Иисусе, Который от Бога сделался для нас премудростью и праведность, и освящение, и искупление»
  6. ^ О'Нил, Деннис (2010). Страстная святость: маргинальные христианские преданности для выдающихся людей . п. 6 . Следуя упоминанию св. Павла о «Христе, Который есть мудрость Божия и сила Божия», все остальные Отцы Церкви отождествляли Софию-Премудрость с Христом, Вторым Лицом Святой Троицы.
  7. ^ Григорий Назианзин , Оратион , 30.15.
  8. ^ Ириней , Против ересей , 4.20.1–3 ср. 3.24.2; 4.7.3; 4.20.3.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б
  10. ^
  11. ^ Саксер, Виктор (1993). «София Римская». Лексикон для богословия и церкви . Том 9. Гердер. стр. 733f. ISBN  978-3-451-22009-8 . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г.
  12. ^ Эккарт Саузер (2000). «Фидес, Спес и Харитас: святые мученицы». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 17. Герцберг: Бауц. полковник 381. ИСБН  3-88309-080-8 .
  13. ^
    • Булгаков, Сергей (1993) [1937]. София. Мудрость Божья . стр. 23–25.
    • Булгаков, Сергей (2005). «Ипостасность и ипостасность: схолии к неугасающему свету». Свято-Владимирский богословский ежеквартальный вестник . 49 (1–2): 5–46.
  14. ^ Херст, Джули (2005). Джейн Лид: Биография мистика XVI века . Эшгейт. п. 72. ИСБН  978-0-7546-5127-7 .
  15. ^ Бёме, Якоб (1764) [1622]. Путь ко Христу . Архивировано из оригинала 20 февраля 2014 г.
  16. ^ Верслуис, Артур (1999). «Западный эзотеризм и Общество гармонии» . Эзотерика . Я : 20–47. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г.
  17. ^ Штайнер, Рудольф (2001). Богиня: От природы к божественной Софии: Отрывки из творчества Рудольфа Штайнера . София Букс, Рудольф Штайнер Пресс. п. 96. ИСБН  1-85584094-4 . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 г. Проверено 3 октября 2020 г.
  18. ^ «Что такое теософия?» . Возраст мудреца. Архивировано из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 30 августа 2012 г.
  19. ^ Книги, относящиеся к современному языческому поклонению богине Софии, включают: «София, богиня мудрости » Кейтлин Мэтьюз, «Космическая Шехина» Сориты д'Эсте и Дэвида Рэнкина (которая включает Софию как один из основных аспектов богини мудрости). ) и «Внутреннее золото: понимание психологической проекции» Роберта А. Джонсона.
  20. ^ Чикаго, Джуди . «Настройки места» . Бруклинский музей . Архивировано из оригинала 3 мая 2021 г. Проверено 6 августа 2015 г.
  21. ^ «Церковь Святой Софии, София, Болгария» . БГ путешественник . Архивировано из оригинала 8 июня 2016 г. Проверено 3 июня 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Булгаков, Сергей Николаевич (1993). София, Премудрость Божия: Очерк софиологии . Хадсон, Нью-Йорк: Линдисфарн Пресс. ISBN  0-940262-60-6 .
  • Хайнталер, Терезия; Мали, Франц; Эмменеггер, Грегор; Остерманн, Манте Ленкайтите, ред. (2017). София: Премудрость Божия (на немецком языке). Инсбрук, Вена: Тиролья-Верлаг. ISBN  978-3-7022-3578-9 .
  • Хант, Присцилла (2000). «Новгородская Софийская икона и «проблема древнерусской культуры» между православием и софиологией». Симпозиум: Журнал русской мысли . 4–5 : 1–41.
  • Хант, Присцилла (2006). «Икона Ветхозаветной Троицы Андрея Рублёва в культурном контексте». В Цурикове, диакон Владимир (ред.). Троице-Сергиев Лавр в русской истории и культуре . Чтения по русской религиозной культуре. Том. 3. Джорданвилл, Нью-Йорк: Издательство семинарии Святой Троицы. стр. 99–122.
  • Хант, Присцилла (2007). «Встреча конца: толкование Страшного суда в иконе Новгородской мудрости». Византино-Славица . 65 : 275–325.
  • Хант, Присцилла (2009). «Иконография мудрости света: генезис, значение и иконографическая реализация символа». Византийско-славянская . 67 .
  • Шипфлингер, Томас (1998). София-Мария . Йорк-Бич, Мэн: Weiser Books. ISBN  1-57863-022-3 . .
  • Верслуис, Артур (1994). Теософия: скрытые измерения христианства . Хадсон, Нью-Йорк: Линдисфарн Пресс. ISBN  0-940262-64-9 .
  • Верслуис, Артур (1999). Дети мудрости: христианская эзотерическая традиция . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN  0-7914-4330-2 .
  • Верслуис, Артур, изд. (2000). Книга мудрости: антология Софии . Сент-Пол, Миннесота: Paragon House. ISBN  1-55778-783-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78c7453e4b4042d41c7a37c7d20094ce__1721876220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/ce/78c7453e4b4042d41c7a37c7d20094ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sophia (wisdom) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)