Seny
Seny ( Восточный каталонский: [ˈsɛɲ] ; от протогерманского *sinnaz ) — форма исконной каталонской мудрости или рассудительности. Оно предполагает взвешенное восприятие ситуаций, уравновешенность, осознанность, честность и правильные действия: «своего рода утонченный здравый смысл и самореализация». [1]
Противоположность Сени известна как Раукса ( произносится [ˈrawʃə] ) «порывистость или капризность». [2]
Культурное значение
[ редактировать ]Многие каталонцы считают сень чем-то уникальным для своей культуры, настоящим каталонским символом . Сени как особая характеристика каталонского общества основана на наборе исконных местных обычаев, вытекающих из шкалы ценностей и социальных норм традиционного каталонского сельского общества. Ценности сэни передавались из поколения в поколение без особых изменений посредством примерного поведения старших членов семьи, а также в виде афоризмов и нравоучений. Последние во многом основывались на христианских ценностях, а их примеры и иллюстрации часто включали животных и растения, распространенные в сельской местности Каталонии.
Это устное предание привлекло внимание Хосепа Торраса и Багеса , епископа Вика , в конце XIX века. [3] Его заинтересовало, как сэни передавался от одного поколения к другому в виде устной традиции . Он призвал писателя Жозепа Абриля-и-Вирджили (1869–1918) собрать моральные истории и проиллюстрировать их в книге, которая была опубликована как Bon seny («Здравый смысл»). Этот более или менее репрезентативный сборник моральных уроков, касающихся сэни, был проиллюстрирован художницей Джоан Хунседа (1881–1948). [4] Опубликованная на каталонском языке до гражданской войны в Испании , «Бон Сени» стала редкостью при генерале Франсиско Франко , когда так много каталонских печатных материалов было сожжено, а печать на каталонском языке была строго ограничена.
Многие пословицы , определявшие традиционные каталонские ценности, утратили большую часть своего значения. Причиной является эрозия христианских ценностей, которые являются основополагающими в сегодняшнем постхристианском каталонском обществе, которое теперь считает, что оно основано в основном на светских принципах.
Сени упоминается в девизе кастеллов , каталонской традиции строительства человеческих башен, как одна из ценностей этого начинания: Força, equilibri, valor, i seny (сила, равновесие, мужество и сень ).
Примеры
[ редактировать ]
Многие из семи афоризмов кратки:
У них есть радости жизни, | Удовольствия жизни есть, |
Скупой человек подобен свинье, | Скупой человек подобен свинье, |
Не забывай, любовь моя | Дорогой мой, не влюбляйся |
волосатый мужчина, | Волосатый мужчина, |
Следующая история, La Rata Magra или La Rata Engarjolada , иллюстрирует опасность жадности:

Тощая крыса видит птицу, | Тощая крыса видит птицу |
См. также
[ редактировать ]- Хосеп Торрас и Бажес
- Разумный человек и спешащий дебил , юридические понятия
- Сису — финское слово, означающее внутреннюю силу.
Библиография
[ редактировать ]- Аусиас Марш , Полный здравомыслия.
- Сервери де Жирона , Моральная работа; Целодневная молитва; Плохо сказано, хорошо сказано; Завещание; Басня о соловье; проповедь; пословицы
- Хауме Равентос, Здравый смысл, моральные и социальные процессы . «Воспитание каталонского благочестия». Барселона 1923 (4 тома)
- Хосеп Мария Фольх и Торрес, Historietes exmplars, Барселона, 1938 (10 томов). Рид. Редакционная Бальмес, 1984.
- Газиэль , Здравомыслие, работа и свобода . 1963 год
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Костял, К.М. (2001). National Geographic Люди мира . Нэшнл Географик . п. 181. ИСБН 0-7922-6401-0 .
- ^ "грубый " Институт каталонских исследований (на каталонском языке).
Внезапная решимость, капризная мысль.
- ^ Торрас и Багес, Хосеп (1892). Каталонская традиция .
- ^ «Жоан Хунседа» . Энциклопедия . Архивировано из оригинала 19 февраля 2012 г.