Jump to content

Каганер

В Каганере ( Каталонское произношение: [kəɣəˈne] ) — фигурка , изображаемая в акте дефекации, появляющаяся в вертепах в Каталонии и соседних областях, таких как Андорра , Валенсия , Балеарские острова и Северная Каталония (на юге Франции ). Он наиболее популярен и широко распространён в этих областях, но его также можно найти в других областях Испании ( Мурсия ), Португалии и Южной Италии ( Неаполь ).

Имя « Эль Каганер » буквально означает «какашка». Традиционно фигурка изображается в виде крестьянина в традиционной каталонской красной шапке ( barretina ), со спущенными брюками, с обнаженной задницей и испражняющегося.

Происхождение

[ редактировать ]

Точное происхождение каганера неизвестно, но традиция существует по крайней мере с 18 века. [1] По данным общества Amics del Caganer (Друзья Каганера), считается, что он появился на вертепе в конце 17 или начале 18 века, в период барокко. [2] [3]

Традиция

[ редактировать ]

В каталонских странах , а также в остальной части Испании и на большей части территории Италии и Южной Франции традиционные рождественские украшения часто представляют собой большую модель города Вифлеема , похожую на вертеп в англоязычном мире, но охватывающую весь город, а не просто типичная сцена в яслях. Этот пессебре часто является воспроизведением пасторальной сцены — традиционной каталонской масии (фермерского дома) в качестве центрального места действия с ребенком в яслях и отдаленных сцен, включая прачку у реки, пряжущую женщину, пастухов, пасущих овец или идущих навстречу. ясли с дарами, три волхва, приближающиеся на спине верблюда, сцена с ангелом и пастухами, звезда, указывающая путь и т. д. Обычно такие материалы, как мох, используются для изображения травы, а пробка - для изображения гор или скал. .

Каганер - особая и очень популярная особенность современных каталонских вертепов. Считается, что он появился на вертепе в конце 17 или начале 18 века, в период барокко. [4] Выдающийся фольклорист Джоан Амадес назвала его важным элементом и самой популярной фигурой вертепа. Его также можно найти в других частях юго-западной Европы , включая Мурсию , регион к югу от Валенсии в Испании (где их называют кагонес ), Неаполе ( каконе или пасторе че кака ) и Португалии ( кагоэнс ). [5] , спрятана скульптура испражняющегося человека Внутри собора Сьюдад-Родриго , провинция Саламанка , хотя это не часть вертепа. [6] Сопровождая Марию , Иосифа , Иисуса , пастухов и компанию, каганер часто прячется в углу модели, обычно далеко от сцены яслей. В Каталонии существует традиция предлагать детям найти спрятанную фигуру.

Пояснения

[ редактировать ]

Возможные причины размещения фигуры, изображающей человека, опорожняющего кишечник, в сцене, которая широко считается священной, включают:

  • Каганер, создавая фекалии, удобряет Землю. По словам этнографа Джоан Амадес , это была «обычная фигура в вертепах [pessebres] в 19 веке, потому что люди считали, что это месторождение [символически] удобряло почву вертепов, которая становилась плодородной и обеспечивала вертеп для на следующий год, а вместе с ним и здоровье телесное, и душевное спокойствие, необходимое для изготовления вертепа, с радостью и счастьем, принесенным Рождеством возле очага. Размещение этой фигурки в вертепе приносило удачу и радость, а не деяние. так принесли невзгоды». [4]
  • Многие современные каганеры представляют знаменитостей и авторитетных деятелей. Изображая их со спущенными штанами, каганер служит уравнивающим устройством, позволяющим свергнуть сильных мира сего. [7]
  • Что касается обвинения в богохульстве, то, как отметил каталонский антрополог Мигель Дельгадо, гротеск, а не отрицание божественного, на самом деле может означать усиление священного, ибо что может быть более гротескным, чем распятие Иисуса Христа, кровавое публичные пытки и казни как определяющий момент в истории христианства? [8]
  • В своем эссе Les virtuts cìviques del caganer («Гражданские добродетели дефекатора») американский антрополог Брэд Эриксон утверждает, что каталонцы используют каганера для обработки и реагирования на современные социальные проблемы, такие как иммиграция и введение правил общественной вежливости . [9]

Дальнейшие мнения: [10]

  • «Каганер был самым озорным и неуместным персонажем в [иначе] идиллическом пейзаже пессебре; он был «Другим» со всем, что вытекает из этого, и как «Другой» был принят в либеральном ключе, до тех пор, пока он не стремился занять передний план, Каганер олицетворял баловство, которое есть у всех нас внутри, и поэтому неудивительно, что это была самая любимая фигура среди детей и, прежде всего, подростков. которые уже начинали чувствовать себя посторонними на семейном торжестве». Агусти Понс [ ca ]
  • «Каганер — это скрытая фигура, и, тем не менее, его всегда ищут, как потерянное звено между трансцендентностью и случайностью. Без каганера не было бы вертепа, а, скорее, литургии, и не было бы настоящей страны, а был бы лишь ложный пейзаж модель». Джоан Баррил
  • «Каганер, кажется, представляет собой контрапункт такому количеству декоративной шумихи, такой эмоциональной патоки, такой надуманной красоте». Хосеп Мургадес [ ca ]
  • «Каганер, как и многие другие вещи, прошедшие фильтрацию многих поколений, является объектом культа; с той игривой, эстетической и поверхностной преданностью, которую мы испытываем ко всем глупым вещам, которые очаровывают нас глубоко внутри». Хорди Солер [ es ]

Подобные традиции

[ редактировать ]

Каганер — не единственный испражняющийся персонаж в каталонской рождественской традиции — еще один персонаж — Тио де Надаль , который также широко использует образ фекалий (это полено, т. е. тио, которое «кормили» в течение нескольких недель) , ему приказывают испражняться в канун Рождества, и он «волшебным образом» производит конфеты для детей, конфеты, которые предположительно вышли из его недр). Другие упоминания о фекалиях и дефекации распространены в каталонском фольклоре: действительно, популярная каталонская поговорка, которую используют перед едой, — это menja bee, caga fort i no tinguis por a la mort! («Ешь хорошо, сри от души и не бойся смерти!»). В своей книге «Барселона» архитектурный критик и краевед Роберт Хьюз дает хорошее представление об этой земной традиции. [11]

Каганера также можно найти в других европейских культурах, либо как импортную, либо как второстепенную местную традицию:

  • Во Франции: Père la Colic («Отец Колик »). [12] Во Франции эта цифра, похоже, датируется 1930-ми или 1940-ми годами. [13]
  • В Мурсии , регионе к югу от Валенсийского сообщества в Испании (где их называют кагонами ) [14]
  • Район Неаполя , где он известен как каконе или пасторе че кака. [14]
  • Португалия , где они известны как кагоэнс. [3] [14] [15]

Традиционные и современные изображения

[ редактировать ]
Продаются современные карикатурные каганеры

Традиционный каганер изображается как каталонский крестьянин (то есть фермер или пастух) в типичной шляпе под названием Барретина — красной шляпе-чулке с черной полосой. По крайней мере, с конца 1970-х годов также была добавлена ​​фигура традиционной каталонской крестьянки, носящей традиционную одежду, включая длинную черную сетку для волос.

Каталонцы существенно изменили эту традицию с 1940-х годов. В дополнение к традиционному дизайну Каганера, можно легко найти других персонажей, занимающих позицию Каганера, таких как монахини , дьяволы , Санта-Клаус , знаменитости, спортсмены, исторические личности, политики, испанские королевские особы, британские королевские особы, [1] и другие известные люди прошлого и настоящего. Всего через несколько дней после его избрания президентом США в 2008 году «какашка» Барака Обамы стала доступна. [16]

На рынках и выставках

[ редактировать ]

Каганеров легче всего найти перед Рождеством на праздничных рынках, например, перед собором Санта-Эулалия , где много столиков с каганерами. Каждый год создаются новые фигурки, и некоторые люди их коллекционируют. Каганеры являются центром по крайней мере одной ассоциации ( Els Amics del Caganer, то есть «Друзья Каганера »), которая выпускает регулярный бюллетень ( «Эль Каганофил» ) и даже участвует в художественных выставках.

В последние годы появилась и писающая статуя, или Пиксанер, но она не прижилась и не обрела серьезной популярности.

Споры вокруг постановления о вежливости в Барселоне

[ редактировать ]
Каганер на официальном вертепе 2011 года на площади Сан-Жауме в Барселоне.

В 2005 году городской совет Барселоны вызвал общественный резонанс, заказав вертеп без каганера. Сообщается, что местное правительство ответило на эту критику, заявив, что Каганер не был включен в список из-за постановления о вежливости. [17] объявил незаконными публичную дефекацию и публичное мочеиспускание , а это означало, что каганер теперь подавал плохой пример. [18] [19] Многие восприняли это как нападение на каталонские традиции. Один автор письма в редакцию утверждал: «Вертеп без каганера — это не вертеп». [20] Второй автор предложил беспроигрышное решение. Он предложил включить в список Каганера, а также поставить рядом с ним фигуру полицейского с ручкой и планшетом, который пишет штраф за нарушение. Писатель сказал, что это позволит достичь трех целей: уважать традиции, соблюдать постановление и информировать общественность о том, как оно укрепляется, и, наконец, продемонстрировать, насколько важно уважать закон. [21] Наконец, глава Парков и садов публично опроверг запрет каганера, заявив, что это было художественное решение художника, которого город поручил спроектировать и установить пессебре. [22] После кампании против отсутствия каганера под названием Salvem el Caganer (Спасите каганера) и широкой критики в СМИ, вертеп 2006 года восстановил каганера, который появился на северной стороне вертеп возле высохшего русла реки.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Рейнсфорд, Сара (23 декабря 2010 г.). «Традиционный вертеп в каталонском стиле» . Новости Би-би-си . Проверено 23 декабря 2010 г.
  2. ^ Amics del Caganer (Друзья Каганера) . Консультация от 23 декабря 2010 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Гарское М. (23 декабря 2010 г.). «Странный рождественский обычай: найди какающего крестьянина» . Новости АОЛ. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 года.
  4. ^ Перейти обратно: а б Эль Каганер , Жорди Арруга и Хосеп Манья. (Барселона: Alta Fulla, 1992), воспроизведено на сайте Amics del Caganer (Друзья Каганера) . Консультация 23 декабря 2010 г.
  5. ^ «Новая страница 1» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2008 г. Проверено 17 апреля 2008 г. Друзья Каганера
  6. ^ Жорди Билбени, Дохристианские корни вертепа ( статья на каталонском языке). Консультация 3 января 2024 г.
  7. ^ Эриксон, Брэд. Гражданские добродетели каганера. Карамелла: Журнал музыки и популярной культуры №1. 25, с. 47-50 (2011).
  8. ^ Дельгадо Руис, Мануэль. 2001. Иконоборческие огни: антиклерикализм, пространство и ритуалы в современной Испании, Ариэль Антропология. Барселона: Издательство Ариэль.
  9. ^ Эриксон, Брэд. Гражданские добродетели каганера. Карамелла: Журнал о музыке и популярной культуре. нет 25, с. 47-50 (2011).
  10. ^ Следующие мнения переведены из El Caganer Хорди Арруга и Хосепа Манья. (Барселона: Alta Fulla, 1992), воспроизведено на сайте Amics del Caganer (Друзья Каганера) . Консультация от 23 декабря 2010 г.
  11. ^ Роберт Хьюз (1992). Барселона . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN  0-394-58027-3 .
  12. ^ Ссылка на этот рисунок на веб-сайте: Исследовательский центр Юбера де Фалеза - Университет Новой Сорбонны - Париж III. Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine (на французском языке ). Доступ осуществлен 23 декабря 2010 г.
  13. ^ Национальный центр текстовых и лексических ресурсов
  14. ^ Перейти обратно: а б с Арруга, Дж.; Манья, Дж. (1992). Эль Каганер . Альта Фулла.
  15. ^ Уиттакер, Ф. (11 октября 2012 г.). «Рождественские традиции стран мира» . МСН. [ постоянная мертвая ссылка ]
  16. ^ «Обама какашка: получи один на это Рождество» . Трувео . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 7 ноября 2008 г.
  17. ^ Сунье, Рамон. 2006а. С сегодняшнего дня в Барселоне действует новый указ о вежливости. Ла Вангуадия, 25 января.
  18. ^ Каганер, Друзья. 2005. Новый спор с фигурой Каганера. 2005. Архивировано 24 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Роуз, Джереми (25 декабря 2005 г.). «Рождественские консервы из Барселоны» . Совок.
  20. ^ Кастельс, Э. 2005. Отсутствие «каганера» в яслях Сан-Жауме ставит политиков в тупик. La Vanguardia de Barcelona, ​​30.11.2005.
  21. ^ Хименес, Хоакин. 2005. Штраф для «каганера». La Vanguardia de Barcelona, ​​29.11.2005.
  22. ^ Кастельс, Э. 2005. Отсутствие «каганера» в яслях Сан-Жауме ставит политиков в тупик. La Vanguardia de Barcelona, ​​30.11.2005.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab3e2d1de4b1861f22ba4492712abde0__1721737740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/e0/ab3e2d1de4b1861f22ba4492712abde0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Caganer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)