Каганер
Каталонский / Валенсийский культурный домен |
---|
В Каганере ( Каталонское произношение: [kəɣəˈne] ) — фигурка , изображаемая в акте дефекации, появляющаяся в вертепах в Каталонии и соседних областях, таких как Андорра , Валенсия , Балеарские острова и Северная Каталония (на юге Франции ). Он наиболее популярен и широко распространён в этих областях, но его также можно найти в других областях Испании ( Мурсия ), Португалии и Южной Италии ( Неаполь ).
Имя « Эль Каганер » буквально означает «какашка». Традиционно фигурка изображается в виде крестьянина в традиционной каталонской красной шапке ( barretina ), со спущенными брюками, с обнаженной задницей и испражняющегося.
Происхождение
[ редактировать ]Точное происхождение каганера неизвестно, но традиция существует по крайней мере с 18 века. [1] По данным общества Amics del Caganer (Друзья Каганера), считается, что он появился на вертепе в конце 17 или начале 18 века, в период барокко. [2] [3]
Традиция
[ редактировать ]В каталонских странах , а также в остальной части Испании и на большей части территории Италии и Южной Франции традиционные рождественские украшения часто представляют собой большую модель города Вифлеема , похожую на вертеп в англоязычном мире, но охватывающую весь город, а не просто типичная сцена в яслях. Этот пессебре часто является воспроизведением пасторальной сцены — традиционной каталонской масии (фермерского дома) в качестве центрального места действия с ребенком в яслях и отдаленных сцен, включая прачку у реки, пряжущую женщину, пастухов, пасущих овец или идущих навстречу. ясли с дарами, три волхва, приближающиеся на спине верблюда, сцена с ангелом и пастухами, звезда, указывающая путь и т. д. Обычно такие материалы, как мох, используются для изображения травы, а пробка - для изображения гор или скал. .
Каганер - особая и очень популярная особенность современных каталонских вертепов. Считается, что он появился на вертепе в конце 17 или начале 18 века, в период барокко. [4] Выдающийся фольклорист Джоан Амадес назвала его важным элементом и самой популярной фигурой вертепа. Его также можно найти в других частях юго-западной Европы , включая Мурсию , регион к югу от Валенсии в Испании (где их называют кагонес ), Неаполе ( каконе или пасторе че кака ) и Португалии ( кагоэнс ). [5] , спрятана скульптура испражняющегося человека Внутри собора Сьюдад-Родриго , провинция Саламанка , хотя это не часть вертепа. [6] Сопровождая Марию , Иосифа , Иисуса , пастухов и компанию, каганер часто прячется в углу модели, обычно далеко от сцены яслей. В Каталонии существует традиция предлагать детям найти спрятанную фигуру.
Пояснения
[ редактировать ]Возможные причины размещения фигуры, изображающей человека, опорожняющего кишечник, в сцене, которая широко считается священной, включают:
- Каганер, создавая фекалии, удобряет Землю. По словам этнографа Джоан Амадес , это была «обычная фигура в вертепах [pessebres] в 19 веке, потому что люди считали, что это месторождение [символически] удобряло почву вертепов, которая становилась плодородной и обеспечивала вертеп для на следующий год, а вместе с ним и здоровье телесное, и душевное спокойствие, необходимое для изготовления вертепа, с радостью и счастьем, принесенным Рождеством возле очага. Размещение этой фигурки в вертепе приносило удачу и радость, а не деяние. так принесли невзгоды». [4]
- Многие современные каганеры представляют знаменитостей и авторитетных деятелей. Изображая их со спущенными штанами, каганер служит уравнивающим устройством, позволяющим свергнуть сильных мира сего. [7]
- Что касается обвинения в богохульстве, то, как отметил каталонский антрополог Мигель Дельгадо, гротеск, а не отрицание божественного, на самом деле может означать усиление священного, ибо что может быть более гротескным, чем распятие Иисуса Христа, кровавое публичные пытки и казни как определяющий момент в истории христианства? [8]
- В своем эссе Les virtuts cìviques del caganer («Гражданские добродетели дефекатора») американский антрополог Брэд Эриксон утверждает, что каталонцы используют каганера для обработки и реагирования на современные социальные проблемы, такие как иммиграция и введение правил общественной вежливости . [9]
Дальнейшие мнения: [10]
- «Каганер был самым озорным и неуместным персонажем в [иначе] идиллическом пейзаже пессебре; он был «Другим» со всем, что вытекает из этого, и как «Другой» был принят в либеральном ключе, до тех пор, пока он не стремился занять передний план, Каганер олицетворял баловство, которое есть у всех нас внутри, и поэтому неудивительно, что это была самая любимая фигура среди детей и, прежде всего, подростков. которые уже начинали чувствовать себя посторонними на семейном торжестве». Агусти Понс
- «Каганер — это скрытая фигура, и, тем не менее, его всегда ищут, как потерянное звено между трансцендентностью и случайностью. Без каганера не было бы вертепа, а, скорее, литургии, и не было бы настоящей страны, а был бы лишь ложный пейзаж модель». Джоан Баррил
- «Каганер, кажется, представляет собой контрапункт такому количеству декоративной шумихи, такой эмоциональной патоки, такой надуманной красоте». Хосеп Мургадес
- «Каганер, как и многие другие вещи, прошедшие фильтрацию многих поколений, является объектом культа; с той игривой, эстетической и поверхностной преданностью, которую мы испытываем ко всем глупым вещам, которые очаровывают нас глубоко внутри». Хорди Солер
Подобные традиции
[ редактировать ]Каганер — не единственный испражняющийся персонаж в каталонской рождественской традиции — еще один персонаж — Тио де Надаль , который также широко использует образ фекалий (это полено, т. е. тио, которое «кормили» в течение нескольких недель) , ему приказывают испражняться в канун Рождества, и он «волшебным образом» производит конфеты для детей, конфеты, которые предположительно вышли из его недр). Другие упоминания о фекалиях и дефекации распространены в каталонском фольклоре: действительно, популярная каталонская поговорка, которую используют перед едой, — это menja bee, caga fort i no tinguis por a la mort! («Ешь хорошо, сри от души и не бойся смерти!»). В своей книге «Барселона» архитектурный критик и краевед Роберт Хьюз дает хорошее представление об этой земной традиции. [11]
Каганера также можно найти в других европейских культурах, либо как импортную, либо как второстепенную местную традицию:
- Во Франции: Père la Colic («Отец Колик »). [12] Во Франции эта цифра, похоже, датируется 1930-ми или 1940-ми годами. [13]
- В Мурсии , регионе к югу от Валенсийского сообщества в Испании (где их называют кагонами ) [14]
- Район Неаполя , где он известен как каконе или пасторе че кака. [14]
- Португалия , где они известны как кагоэнс. [3] [14] [15]
Традиционные и современные изображения
[ редактировать ]
Традиционный каганер изображается как каталонский крестьянин (то есть фермер или пастух) в типичной шляпе под названием Барретина — красной шляпе-чулке с черной полосой. По крайней мере, с конца 1970-х годов также была добавлена фигура традиционной каталонской крестьянки, носящей традиционную одежду, включая длинную черную сетку для волос.
Каталонцы существенно изменили эту традицию с 1940-х годов. В дополнение к традиционному дизайну Каганера, можно легко найти других персонажей, занимающих позицию Каганера, таких как монахини , дьяволы , Санта-Клаус , знаменитости, спортсмены, исторические личности, политики, испанские королевские особы, британские королевские особы, [1] и другие известные люди прошлого и настоящего. Всего через несколько дней после его избрания президентом США в 2008 году «какашка» Барака Обамы стала доступна. [16]
На рынках и выставках
[ редактировать ]Каганеров легче всего найти перед Рождеством на праздничных рынках, например, перед собором Санта-Эулалия , где много столиков с каганерами. Каждый год создаются новые фигурки, и некоторые люди их коллекционируют. Каганеры являются центром по крайней мере одной ассоциации ( Els Amics del Caganer, то есть «Друзья Каганера »), которая выпускает регулярный бюллетень ( «Эль Каганофил» ) и даже участвует в художественных выставках.
В последние годы появилась и писающая статуя, или Пиксанер, но она не прижилась и не обрела серьезной популярности.
Споры вокруг постановления о вежливости в Барселоне
[ редактировать ]В 2005 году городской совет Барселоны вызвал общественный резонанс, заказав вертеп без каганера. Сообщается, что местное правительство ответило на эту критику, заявив, что Каганер не был включен в список из-за постановления о вежливости. [17] объявил незаконными публичную дефекацию и публичное мочеиспускание , а это означало, что каганер теперь подавал плохой пример. [18] [19] Многие восприняли это как нападение на каталонские традиции. Один автор письма в редакцию утверждал: «Вертеп без каганера — это не вертеп». [20] Второй автор предложил беспроигрышное решение. Он предложил включить в список Каганера, а также поставить рядом с ним фигуру полицейского с ручкой и планшетом, который пишет штраф за нарушение. Писатель сказал, что это позволит достичь трех целей: уважать традиции, соблюдать постановление и информировать общественность о том, как оно укрепляется, и, наконец, продемонстрировать, насколько важно уважать закон. [21] Наконец, глава Парков и садов публично опроверг запрет каганера, заявив, что это было художественное решение художника, которого город поручил спроектировать и установить пессебре. [22] После кампании против отсутствия каганера под названием Salvem el Caganer (Спасите каганера) и широкой критики в СМИ, вертеп 2006 года восстановил каганера, который появился на северной стороне вертеп возле высохшего русла реки.
См. также
[ редактировать ]- Mooning - демонстрация обнаженных ягодиц.
- Дядя Рождество
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рейнсфорд, Сара (23 декабря 2010 г.). «Традиционный вертеп в каталонском стиле» . Новости Би-би-си . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Amics del Caganer (Друзья Каганера) . Консультация от 23 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гарское М. (23 декабря 2010 г.). «Странный рождественский обычай: найди какающего крестьянина» . Новости АОЛ. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б Эль Каганер , Жорди Арруга и Хосеп Манья. (Барселона: Alta Fulla, 1992), воспроизведено на сайте Amics del Caganer (Друзья Каганера) . Консультация 23 декабря 2010 г.
- ^ «Новая страница 1» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2008 г. Проверено 17 апреля 2008 г. Друзья Каганера
- ^ Жорди Билбени, Дохристианские корни вертепа ( статья на каталонском языке). Консультация 3 января 2024 г.
- ^ Эриксон, Брэд. Гражданские добродетели каганера. Карамелла: Журнал музыки и популярной культуры №1. 25, с. 47-50 (2011).
- ^ Дельгадо Руис, Мануэль. 2001. Иконоборческие огни: антиклерикализм, пространство и ритуалы в современной Испании, Ариэль Антропология. Барселона: Издательство Ариэль.
- ^ Эриксон, Брэд. Гражданские добродетели каганера. Карамелла: Журнал о музыке и популярной культуре. нет 25, с. 47-50 (2011).
- ^ Следующие мнения переведены из El Caganer Хорди Арруга и Хосепа Манья. (Барселона: Alta Fulla, 1992), воспроизведено на сайте Amics del Caganer (Друзья Каганера) . Консультация от 23 декабря 2010 г.
- ^ Роберт Хьюз (1992). Барселона . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-394-58027-3 .
- ^ Ссылка на этот рисунок на веб-сайте: Исследовательский центр Юбера де Фалеза - Университет Новой Сорбонны - Париж III. Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine (на французском языке ). Доступ осуществлен 23 декабря 2010 г.
- ^ Национальный центр текстовых и лексических ресурсов
- ^ Перейти обратно: а б с Арруга, Дж.; Манья, Дж. (1992). Эль Каганер . Альта Фулла.
- ^ Уиттакер, Ф. (11 октября 2012 г.). «Рождественские традиции стран мира» . МСН. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Обама какашка: получи один на это Рождество» . Трувео . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 7 ноября 2008 г.
- ^ Сунье, Рамон. 2006а. С сегодняшнего дня в Барселоне действует новый указ о вежливости. Ла Вангуадия, 25 января.
- ^ Каганер, Друзья. 2005. Новый спор с фигурой Каганера. 2005. Архивировано 24 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Роуз, Джереми (25 декабря 2005 г.). «Рождественские консервы из Барселоны» . Совок.
- ^ Кастельс, Э. 2005. Отсутствие «каганера» в яслях Сан-Жауме ставит политиков в тупик. La Vanguardia de Barcelona, 30.11.2005.
- ^ Хименес, Хоакин. 2005. Штраф для «каганера». La Vanguardia de Barcelona, 29.11.2005.
- ^ Кастельс, Э. 2005. Отсутствие «каганера» в яслях Сан-Жауме ставит политиков в тупик. La Vanguardia de Barcelona, 30.11.2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Каганером , на Викискладе?
- Рождество в Барселоне от Leoniediscovers.com от Leonie Discovers
- Рождественский Каганер в Каталонии. Архивировано 28 августа 2008 г. в Wayback Machine на сайте Roughguides.com АннеЛизой Соренсен, 1 декабря 2005 г.
- «Каганеры, нация и вера» на Oreneta.com О дефекации и каганерах.
- Раздел о Каганере на сайте Festes (на каталонском языке)
- Amics del Caganer (Друзья Каганера) (на английском, каталонском, испанском и немецком языках)