Спутники святителя Николая
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2016 г. ) |
Спутники Святого Николая — это группа близкородственных фигур, которые сопровождают Святого Николая на территориях, бывших в составе Священной Римской империи , или в странах, на которые она оказала культурное влияние. Эти персонажи мешают разносчику великодушному рождественских подарков , угрожая избить или похитить непослушных детей. Якоб Гримм ( «Немецкая мифология» ) связывал этого персонажа с дохристианским домашним духом ( кобольдом , эльфом ), который мог быть доброжелательным или злым, но озорная сторона которого подчеркивалась после христианизации . Ассоциация разносчика рождественских подарков с эльфами имеет параллели в английском и скандинавском фольклоре и в конечном итоге отдаленно связана с рождественским эльфом в современном американском фольклоре .
Имена «темного» или угрожающего компаньона включают: Кнехт Рупрехт в Германии, Крампус в Австрии, Баварии , Паркель в Словении, Фриули , Хорватии, Венгрии (пишется Крампуш ); Клаубауф в Баварии, Австрия; Бартель в Штирии ; Пельзебок ; Бефана ; Пельцникель ; Бельценигль ; Белсникель в Пфальце (а также в Пенсильвании из-за влияния пенсильванских голландцев ); Шмуцли в Швейцарии; Румпельклас ; Белзевул ; Ганс Муфф ; Драпп ; и Бузебергт в Аугсбурге .
Соответствующую фигуру в Нидерландах и Фландрии называют Зварте Пит или Черный Пит , а в швейцарском фольклоре Шмуцли ( schmutz означает грязь). [1] В Чехии Святого Николая или Святого Микулаша сопровождают Черт (Дьявол) и Андел (Ангел). Во Франции спутника Святого Николая зовут Руббельс в немецкоязычной Лотарингии и Ханстрапп в Эльзасе , на востоке Франции. [2] и Пер Фуэттар ( Валлония , Северная и Восточная Франция).
Появление
[ редактировать ]Сподвижники, часто являющиеся предметом зимних стихов и сказок, путешествуют со Святым Николаем, неся с собой жезл (иногда палку, а в наше время часто метлу) и мешок. Иногда они одеты в черные лохмотья, имеют черные лица и непослушные черные волосы. Во многих современных изображениях спутники выглядят как темные, зловещие или деревенские версии самого Николаса, в похожем костюме, но в более темной цветовой гамме.
Слуга Рупрехт
[ редактировать ]В фольклоре Германии Кнехт Рупрехт, что переводится как батрак Руперт или слуга Руперт , — спутник святого Николая и, возможно, самый знакомый. Традиция гласит, что это был мужчина с длинной бородой, одетый в мех или покрытый гороховой соломой. [3] Кнехт Рупрехт иногда носил с собой длинный посох и мешок с пеплом, а на одежде носил колокольчики. [3]
По традиции, Кнехт Рупрехт спрашивает детей, знают ли они свои молитвы. Если да, то получают яблоки, орехи и пряники . Если они этого не делают, он избивает детей мешком с пеплом. [3] В других (предположительно, более современных) версиях истории Кнехт Рупрехт дарит непослушным детям подарки, такие как куски угля, палки и камни, а хорошо ведущие себя дети получают сладости от Святого Николая. Также известно, что в соответствии с немецкой традицией он дает непослушным детям переключатель (палку) в обуви вместо конфет, фруктов и орехов.
Рупрехт — распространенное имя дьявола в Германии. [4] а Гримм утверждает, что « Робин — тот самый домашний дух , которого мы в Германии называем Кнехтом Рупрехтом и показываем детям на Рождество …» [4] Кнехт Рупрехт впервые появляется в письменных источниках в 17 веке как участник рождественского шествия в Нюрнберге . [5]
По словам Александра Тилле, Кнехт Рупрехт представлял собой архетипического слугу, «имеющий ровно столько же индивидуальности социального ранга и столько же индивидуальности, сколько юнкер Ганс и Бауэр Мишель , персонажи, представляющие деревенскую знать и крестьянство соответственно». [6] Тилле также утверждает, что Кнехт Рупрехт изначально не имел никакого отношения к Рождеству. [6]
Рупрехт иногда прихрамывает из-за детской травмы. Часто его черная одежда и грязное лицо объясняются сажей, которую он собирает, спускаясь по дымоходам. В некоторых традициях Рупрехта детей вызывали к двери, чтобы они выполняли трюки, например, танцевали или пели песни, чтобы убедить Санту и Рупрехта, что они действительно хорошие дети. Тех, кто выступал плохо, Слуга Рупрехт жестоко избивал, а тем, кто выступал хорошо, вручали подарки или угощения. Тех, кто показал себя достаточно плохо или совершил другие проступки в течение года, помещали в мешок Рупрехта и увозили либо в дом Рупрехта в Шварцвальде , чтобы позже съесть, либо бросить в реку. В других версиях дети должны были спать и, просыпаясь, обнаруживали, что их туфли наполнены сладостями, углем или, в некоторых случаях, палкой.
Крампус
[ редактировать ]Крампус — устрашающая фигура, встречающаяся в некоторых частях Австрии, Баварии, Южного Тироля, Словении и Хорватии, скорее всего, происходящая из дохристианских альпийских традиций . В Тироле его еще называют «Тюифль». [7]
Праздник Святого Николая отмечается в некоторых частях Европы 6 декабря. Накануне вечером, Крампуснахт , на улицах появляется злой волосатый дьявол. Иногда он сопровождает святителя Николая. Однако время от времени Крампус будет один, посещая дома и предприятия. [8] Святой Николай раздает дары, а Крампус доставляет уголь и связки березовых ветвей. [9]
Европейцы обмениваются Krampuskarten , поздравительными открытками с изображением Крампуса, с 1800-х годов. Крампуслауф — это забег празднующих, одетых как звери, который до сих пор довольно популярен, многие участники подкрепляются шнапсом . Более 1200 «крампусов» собираются в Шладминге , Штирия, со всей Австрии в костюмах из козьей шерсти и резных масках, неся связки палок, используемых в качестве переключателей, и качающиеся колокольчики, предупреждающие об их приближении. В последние несколько десятилетий деревенские ассоциации Крампуса проходят парадом без Святого Николая на мероприятиях Крампуса в конце ноября и начале декабря. [7]
В 2011 году Национальное общественное радио помогло рекламировать создание Крампуслауфа энтузиастами Крампуса в Филадельфии. [10]
Белсникель
[ редактировать ]Белсникель – спутник святителя Николая в Пфальце (Пфальце), Германия. Белсникель — мужчина, носящий мех, покрывающий все его тело, и иногда он носит маску с длинным языком. Это довольно страшное существо, которое навещает детей на Рождество и доставляет носки или туфли, полные конфет, но если дети вели себя плохо, вместо этого они находят в своих чулках уголь.
В некоторых частях Соединенных Штатов в 19 веке традиции «пельцникеля» какое-то время сохранялись среди иммигрантов, по крайней мере, на западе, вплоть до американского штата Индиана . Сегодня сохранились остатки этой традиции, известные как Белсникель , особенно в Пенсильвании .
Отчет из первых рук о традиции «Бельцникл» XIX века в округе Аллегани, штат Мэриленд , можно найти в «Разных сочинениях Брауна» , сборнике эссе Джейкоба Брауна (род. 1824). Описывая период около 1830 года, Браун говорит: «Мы не слышали о Санта-Клаусе » . Вместо этого традиция требовала визита совершенно другого персонажа:
Он был известен как Крискинкл, Бельцникль, а иногда и как Рождественская женщина. Дети тогда не только увидели загадочного человека, но и ощутили его, вернее, его полосы на своей спине хлыстом. Ежегодный посетитель появлялся через несколько часов после наступления темноты, тщательно замаскированный, особенно лицо, которое иногда было покрыто ужасно уродливой физиономией – обычно носило женское одеяние – отсюда и название «Рождественская женщина» – иногда это была настоящая женщина, но с мужской силой и действием. У него или нее на плечах должен был быть просторный мешок, наполненный пирожными, орехами и фруктами, а также длинный ореховый прут, в котором должно было быть не только жало, но и какое-то очарование. Один разбрасывал вкусности по полу, и тогда радостные дети начинали возню, а другой рукой нажимал хлыстиком на спины возбужденных ребят, которые и не поморщились бы, но если бы там была родительская дисциплина. были бы крики, чтобы достичь большого расстояния. [11]
На южном берегу Новой Шотландии, Канада, существует рождественская традиция, известная как Белсниклинг, когда, подобно ряжению, люди ходят от дома к дому внутри общин, одетые в несколько слоев одежды и с шарфами вокруг лиц, чтобы скрыть свою личность. Затем этим людям дают еду и напитки (обычно ром или гоголь-моголь), пока их личности не будут угаданы, а затем они отправляются в следующий дом.
Зварте Пит (Черный Пит)
[ редактировать ]Зварте Пит (англ. Black Peter или Black Pete , фр . Père-Fouettard , что означает отец-хлыст) — спутник Святого Николая ( голландский : Sinterklaas ) в фольклоре Нидерландов . Персонаж впервые появился в своей нынешней форме в книге Яна Шенкмана 1850 года и обычно изображается как черномазый . Традиционно Зварте Пита называют черным , потому что он мавр из Испании. [12] Участники, изображающие Зварте Пита, обычно наносят черный грим, красят лица в черный цвет, используют ярко-красную помаду и «подгузник» или «кудрявый» парик, а также красочные наряды эпохи Возрождения и золотые серьги. Этот персонаж стал постоянным предметом споров, особенно в Нидерландах, из-за его предполагаемой культурной и этнической нечувствительности. Исторически Зварте Пита называют слугой, а не товарищем. [13]
Как и Кнехт Рупрехт, он традиционно наказывал плохо воспитанных детей, избивая их розгой или даже забирая их обратно в Испанию в мешке, который он нес (в котором по прибытии находились подарки для хороших детей). Однако в 20 веке эти наказания были отменены, и Зварте Пит стал дружелюбным персонажем, хотя наказания до сих пор можно услышать в песнях Синтерклааса. [14]
См. также
[ редактировать ]- Санта-Клаус – рождественская фигурка из Финляндии.
- Мистер Бингл – вымышленный персонаж, используемый розничными торговцами в маркетинговых целях в Новом Орлеане, штат Луизиана.
- Олени Санта-Клауса – легендарный летающий олень, тянущий сани.
- Snegurochka – Character in Russian fairy tales
Примечания
[ редактировать ]- ^ Якоб Гримм , Тевтонская мифология (перевод Stallybrass): «Их шалости, их грубость действуют как фольга для милостивого высшего существа, от которого исходят дары... как объяснить швейцарских Шмуцли , я не знаю, возможно, просто с его грязного, закопченного вида? Вместо Дедушки в Штирии есть еще Бартель (указывая на Берту или Варфоломея?) Шмуцбартель и Клаубауф , которые гремят, гремят и швыряют орехи».
- ^ «Дохристианские традиции сочельника» . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бенджамин Торп, Северная мифология: включающая основные народные традиции и суеверия Скандинавии, северной Германии и Нидерландов , том. 3, (Э. Ламли, 1852), 146.
- ^ Перейти обратно: а б Филлис Зифкер, Санта-Клаус, последний из диких людей: происхождение и эволюция Святого Николая на протяжении 50 000 лет (МакФарланд, 1997), 82.
- ^ Зифкер 1997 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Александр Тилле, Йоль и Рождество: их место в германском году (Д. Натт, 1899), 116.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор, Алан. «Крампус: Темный спутник Святого Николая», The Atlantic , 3 декабря 2013 г.
- ^ Брюс, Морис (март 1958 г.). «Крампус в Штирии». Фольклор . 69 (1): 44–47. дои : 10.1080/0015587X.1958.9717121 .
- ^ Зифкер, Филлис (1997). Санта-Клаус, последний из диких людей: происхождение и эволюция святого Николая . Джефферсон, Северная Каролина : МакФарланд и Ко, стр. 155–159. ISBN 0-7864-0246-6 .
- ^ Риденур, Эл (2016). Крампус и старое, темное Рождество: корни и возрождение фольклорного дьявола . Порт-Таунсенд, Вашингтон: Дикий дом. п. 9. ISBN 9781627310345 .
- ^ Джейкоб Браун, Разные сочинения Брауна , напечатано Дж. Дж. Миллером (Камберленд, Мэриленд, 1896 г.), стр. 41.
- ^ Форбс, Брюс Дэвид (2007). Рождество: откровенная история . Издательство Калифорнийского университета.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фелисити Морс. «Зварте Пит: оппозиция перерастает в голландскую традицию «расистского Черного Пита»» . Великобритания: Хаффингтон Пост . Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ "Центр Святого Николая ::: Голландские песни Синтерклааса" . www.stnicholascenter.org . Проверено 13 мая 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мюллер, Феликс / Мюллер, Ульрих: Перхт и Крампус, Крамперль и Шиах-Перхтен. В: Мюллер, Ульрих / Вундерлих, Вернер (ред.): Средневековые мифы 2. Демоны-монстры-мифические существа. Санкт-Галлен, 1999, страницы 449–460.
- Лейти, К.А.: Когда встретился Маленький Джо Крампус. Мировое издательство Вомбата, 2003.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Феликс и Ульрих Мюллеры – Перхт и Крампус, Крамперль и Шиах-Перхтен: Научный текст о традиции Крампуса в регионе Зальцбурга – включает живое описание увлекательности быть Крампусом – текст, написанный в 1997 году и опубликованный в 1999 году.
- «Спутники Санты» на mrsea.com