Jump to content

Спутники святителя Николая

Святой Николай и Крампус посещают венский дом (иллюстрация 1896 года).
Персонаж Ганса Траппа на фотографии 1953 года, сделанной в Винценхайме, Эльзас.

Спутники Святого Николая — это группа близкородственных фигур, которые сопровождают Святого Николая на территориях, бывших в составе Священной Римской империи , или в странах, на которые она оказала культурное влияние. Эти персонажи мешают разносчику великодушному рождественских подарков , угрожая избить или похитить непослушных детей. Якоб Гримм ( «Немецкая мифология» ) связывал этого персонажа с дохристианским домашним духом ( кобольдом , эльфом ), который мог быть доброжелательным или злым, но озорная сторона которого подчеркивалась после христианизации . Ассоциация разносчика рождественских подарков с эльфами имеет параллели в английском и скандинавском фольклоре и в конечном итоге отдаленно связана с рождественским эльфом в современном американском фольклоре .

Имена «темного» или угрожающего компаньона включают: Кнехт Рупрехт в Германии, Крампус в Австрии, Баварии , Паркель в Словении, Фриули , Хорватии, Венгрии (пишется Крампуш ); Клаубауф в Баварии, Австрия; Бартель в Штирии ; Пельзебок ; Бефана ; Пельцникель ; Бельценигль ; Белсникель в Пфальце (а также в Пенсильвании из-за влияния пенсильванских голландцев ); Шмуцли в Швейцарии; Румпельклас ; Белзевул ; Ганс Муфф ; Драпп ; и Бузебергт в Аугсбурге .

Соответствующую фигуру в Нидерландах и Фландрии называют Зварте Пит или Черный Пит , а в швейцарском фольклоре Шмуцли ( schmutz означает грязь). [1] В Чехии Святого Николая или Святого Микулаша сопровождают Черт (Дьявол) и Андел (Ангел). Во Франции спутника Святого Николая зовут Руббельс в немецкоязычной Лотарингии и Ханстрапп в Эльзасе , на востоке Франции. [2] и Пер Фуэттар ( Валлония , Северная и Восточная Франция).

Появление

[ редактировать ]

Сподвижники, часто являющиеся предметом зимних стихов и сказок, путешествуют со Святым Николаем, неся с собой жезл (иногда палку, а в наше время часто метлу) и мешок. Иногда они одеты в черные лохмотья, имеют черные лица и непослушные черные волосы. Во многих современных изображениях спутники выглядят как темные, зловещие или деревенские версии самого Николаса, в похожем костюме, но в более темной цветовой гамме.

Слуга Рупрехт

[ редактировать ]
Кнехт Рупрехт (слева) и Святой Николай

В фольклоре Германии Кнехт Рупрехт, что переводится как батрак Руперт или слуга Руперт , — спутник святого Николая и, возможно, самый знакомый. Традиция гласит, что это был мужчина с длинной бородой, одетый в мех или покрытый гороховой соломой. [3] Кнехт Рупрехт иногда носил с собой длинный посох и мешок с пеплом, а на одежде носил колокольчики. [3]

По традиции, Кнехт Рупрехт спрашивает детей, знают ли они свои молитвы. Если да, то получают яблоки, орехи и пряники . Если они этого не делают, он избивает детей мешком с пеплом. [3] В других (предположительно, более современных) версиях истории Кнехт Рупрехт дарит непослушным детям подарки, такие как куски угля, палки и камни, а хорошо ведущие себя дети получают сладости от Святого Николая. Также известно, что в соответствии с немецкой традицией он дает непослушным детям переключатель (палку) в обуви вместо конфет, фруктов и орехов.

Рупрехт — распространенное имя дьявола в Германии. [4] а Гримм утверждает, что « Робин — тот самый домашний дух , которого мы в Германии называем Кнехтом Рупрехтом и показываем детям на Рождество   …» [4] Кнехт Рупрехт впервые появляется в письменных источниках в 17 веке как участник рождественского шествия в Нюрнберге . [5]

По словам Александра Тилле, Кнехт Рупрехт представлял собой архетипического слугу, «имеющий ровно столько же индивидуальности социального ранга и столько же индивидуальности, сколько юнкер Ганс и Бауэр Мишель , персонажи, представляющие деревенскую знать и крестьянство соответственно». [6] Тилле также утверждает, что Кнехт Рупрехт изначально не имел никакого отношения к Рождеству. [6]

Рупрехт иногда прихрамывает из-за детской травмы. Часто его черная одежда и грязное лицо объясняются сажей, которую он собирает, спускаясь по дымоходам. В некоторых традициях Рупрехта детей вызывали к двери, чтобы они выполняли трюки, например, танцевали или пели песни, чтобы убедить Санту и Рупрехта, что они действительно хорошие дети. Тех, кто выступал плохо, Слуга Рупрехт жестоко избивал, а тем, кто выступал хорошо, вручали подарки или угощения. Тех, кто показал себя достаточно плохо или совершил другие проступки в течение года, помещали в мешок Рупрехта и увозили либо в дом Рупрехта в Шварцвальде , чтобы позже съесть, либо бросить в реку. В других версиях дети должны были спать и, просыпаясь, обнаруживали, что их туфли наполнены сладостями, углем или, в некоторых случаях, палкой.

Современный Крампус в Перхтенлауфе в Клагенфурте (2006 г.)

Крампус — устрашающая фигура, встречающаяся в некоторых частях Австрии, Баварии, Южного Тироля, Словении и Хорватии, скорее всего, происходящая из дохристианских альпийских традиций . В Тироле его еще называют «Тюифль». [7]

Праздник Святого Николая отмечается в некоторых частях Европы 6 декабря. Накануне вечером, Крампуснахт , на улицах появляется злой волосатый дьявол. Иногда он сопровождает святителя Николая. Однако время от времени Крампус будет один, посещая дома и предприятия. [8] Святой Николай раздает дары, а Крампус доставляет уголь и связки березовых ветвей. [9]

Европейцы обмениваются Krampuskarten , поздравительными открытками с изображением Крампуса, с 1800-х годов. Крампуслауф это забег празднующих, одетых как звери, который до сих пор довольно популярен, многие участники подкрепляются шнапсом . Более 1200 «крампусов» собираются в Шладминге , Штирия, со всей Австрии в костюмах из козьей шерсти и резных масках, неся связки палок, используемых в качестве переключателей, и качающиеся колокольчики, предупреждающие об их приближении. В последние несколько десятилетий деревенские ассоциации Крампуса проходят парадом без Святого Николая на мероприятиях Крампуса в конце ноября и начале декабря. [7]

В 2011 году Национальное общественное радио помогло рекламировать создание Крампуслауфа энтузиастами Крампуса в Филадельфии. [10]

Белсникель

[ редактировать ]
Современный Белсникель собирается пугать детей в своем дорожном костюме, декабрь 2012 г.

Белсникель – спутник святителя Николая в Пфальце (Пфальце), Германия. Белсникель — мужчина, носящий мех, покрывающий все его тело, и иногда он носит маску с длинным языком. Это довольно страшное существо, которое навещает детей на Рождество и доставляет носки или туфли, полные конфет, но если дети вели себя плохо, вместо этого они находят в своих чулках уголь.

В некоторых частях Соединенных Штатов в 19 веке традиции «пельцникеля» какое-то время сохранялись среди иммигрантов, по крайней мере, на западе, вплоть до американского штата Индиана . Сегодня сохранились остатки этой традиции, известные как Белсникель , особенно в Пенсильвании .

Отчет из первых рук о традиции «Бельцникл» XIX века в округе Аллегани, штат Мэриленд , можно найти в «Разных сочинениях Брауна» , сборнике эссе Джейкоба Брауна (род. 1824). Описывая период около 1830 года, Браун говорит: «Мы не слышали о Санта-Клаусе » . Вместо этого традиция требовала визита совершенно другого персонажа:

Он был известен как Крискинкл, Бельцникль, а иногда и как Рождественская женщина. Дети тогда не только увидели загадочного человека, но и ощутили его, вернее, его полосы на своей спине хлыстом. Ежегодный посетитель появлялся через несколько часов после наступления темноты, тщательно замаскированный, особенно лицо, которое иногда было покрыто ужасно уродливой физиономией – обычно носило женское одеяние – отсюда и название «Рождественская женщина» – иногда это была настоящая женщина, но с мужской силой и действием. У него или нее на плечах должен был быть просторный мешок, наполненный пирожными, орехами и фруктами, а также длинный ореховый прут, в котором должно было быть не только жало, но и какое-то очарование. Один разбрасывал вкусности по полу, и тогда радостные дети начинали возню, а другой рукой нажимал хлыстиком на спины возбужденных ребят, которые и не поморщились бы, но если бы там была родительская дисциплина. были бы крики, чтобы достичь большого расстояния. [11]

На южном берегу Новой Шотландии, Канада, существует рождественская традиция, известная как Белсниклинг, когда, подобно ряжению, люди ходят от дома к дому внутри общин, одетые в несколько слоев одежды и с шарфами вокруг лиц, чтобы скрыть свою личность. Затем этим людям дают еду и напитки (обычно ром или гоголь-моголь), пока их личности не будут угаданы, а затем они отправляются в следующий дом.

Зварте Пит (Черный Пит)

[ редактировать ]
Синтерклаас и Зварте Пит

Зварте Пит (англ. Black Peter или Black Pete , фр . Père-Fouettard , что означает отец-хлыст) — спутник Святого Николая ( голландский : Sinterklaas ) в фольклоре Нидерландов . Персонаж впервые появился в своей нынешней форме в книге Яна Шенкмана 1850 года и обычно изображается как черномазый . Традиционно Зварте Пита называют черным , потому что он мавр из Испании. [12] Участники, изображающие Зварте Пита, обычно наносят черный грим, красят лица в черный цвет, используют ярко-красную помаду и «подгузник» или «кудрявый» парик, а также красочные наряды эпохи Возрождения и золотые серьги. Этот персонаж стал постоянным предметом споров, особенно в Нидерландах, из-за его предполагаемой культурной и этнической нечувствительности. Исторически Зварте Пита называют слугой, а не товарищем. [13]

Как и Кнехт Рупрехт, он традиционно наказывал плохо воспитанных детей, избивая их розгой или даже забирая их обратно в Испанию в мешке, который он нес (в котором по прибытии находились подарки для хороших детей). Однако в 20 веке эти наказания были отменены, и Зварте Пит стал дружелюбным персонажем, хотя наказания до сих пор можно услышать в песнях Синтерклааса. [14]

См. также

[ редактировать ]
  • Санта-Клаус – рождественская фигурка из Финляндии.
  • Мистер Бингл – вымышленный персонаж, используемый розничными торговцами в маркетинговых целях в Новом Орлеане, штат Луизиана.
  • Олени Санта-Клауса – легендарный летающий олень, тянущий сани.
  • Snegurochka  – Character in Russian fairy tales

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Якоб Гримм , Тевтонская мифология (перевод Stallybrass): «Их шалости, их грубость действуют как фольга для милостивого высшего существа, от которого исходят дары... как объяснить швейцарских Шмуцли , я не знаю, возможно, просто с его грязного, закопченного вида? Вместо Дедушки в Штирии есть еще Бартель (указывая на Берту или Варфоломея?) Шмуцбартель и Клаубауф , которые гремят, гремят и швыряют орехи».
  2. ^ «Дохристианские традиции сочельника» . Проверено 15 декабря 2010 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Бенджамин Торп, Северная мифология: включающая основные народные традиции и суеверия Скандинавии, северной Германии и Нидерландов , том. 3, (Э. Ламли, 1852), 146.
  4. ^ Перейти обратно: а б Филлис Зифкер, Санта-Клаус, последний из диких людей: происхождение и эволюция Святого Николая на протяжении 50 000 лет (МакФарланд, 1997), 82.
  5. ^ Зифкер 1997 , с. 155.
  6. ^ Перейти обратно: а б Александр Тилле, Йоль и Рождество: их место в германском году (Д. Натт, 1899), 116.
  7. ^ Перейти обратно: а б Тейлор, Алан. «Крампус: Темный спутник Святого Николая», The Atlantic , 3 декабря 2013 г.
  8. ^ Брюс, Морис (март 1958 г.). «Крампус в Штирии». Фольклор . 69 (1): 44–47. дои : 10.1080/0015587X.1958.9717121 .
  9. ^ Зифкер, Филлис (1997). Санта-Клаус, последний из диких людей: происхождение и эволюция святого Николая . Джефферсон, Северная Каролина : МакФарланд и Ко, стр. 155–159. ISBN  0-7864-0246-6 .
  10. ^ Риденур, Эл (2016). Крампус и старое, темное Рождество: корни и возрождение фольклорного дьявола . Порт-Таунсенд, Вашингтон: Дикий дом. п. 9. ISBN  9781627310345 .
  11. ^ Джейкоб Браун, Разные сочинения Брауна , напечатано Дж. Дж. Миллером (Камберленд, Мэриленд, 1896 г.), стр. 41.
  12. ^ Форбс, Брюс Дэвид (2007). Рождество: откровенная история . Издательство Калифорнийского университета. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Фелисити Морс. «Зварте Пит: оппозиция перерастает в голландскую традицию «расистского Черного Пита»» . Великобритания: Хаффингтон Пост . Проверено 27 октября 2012 г.
  14. ^ "Центр Святого Николая ::: Голландские песни Синтерклааса" . www.stnicholascenter.org . Проверено 13 мая 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мюллер, Феликс / Мюллер, Ульрих: Перхт и Крампус, Крамперль и Шиах-Перхтен. В: Мюллер, Ульрих / Вундерлих, Вернер (ред.): Средневековые мифы 2. Демоны-монстры-мифические существа. Санкт-Галлен, 1999, страницы 449–460.
  • Лейти, К.А.: Когда встретился Маленький Джо Крампус. Мировое издательство Вомбата, 2003.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21fc0e62cb0a5d91b6124552aef2d6be__1692926820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/be/21fc0e62cb0a5d91b6124552aef2d6be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Companions of Saint Nicholas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)