Гюнтер
Гундахариус или Гундахар (умер в 437 г.), более известный под своими легендарными именами Гюнтер ( средневерхненемецкий : Гюнтер ) или Гуннар ( древнескандинавский : Гуннарр ), был историческим королем Бургундии в начале V века. Засвидетельствовано, что Гундахар правил своим народом вскоре после того, как они пересекли Рейн и вошли в Римскую Галлию . Он участвовал в кампаниях неудавшегося римского узурпатора Иовина до поражения последнего, после чего поселился на левом берегу Рейна как римский союзник . В 436 году Гундагар предпринял нападение со стороны своего королевства на римскую провинцию Бельгика Прима . Он потерпел поражение от римского генерала Флавия Аэция , который в следующем году разрушил королевство Гундахара с помощью гуннских наемников, что привело к смерти Гундахара.
Смерть исторического Гундахара легла в основу традиции германской героической легенды , в которой легендарный Гюнтер встретил свою смерть при дворе Аттилы Гунна (Эцель/Атли). Персонаж также привязался к другим легендам: в первую очередь он связан с Зигфридом/Сигурдом и Брунгильдой и причастен к убийству Сигурда. Он также появляется как противник в легенде о Вальтере Аквитанском . Обычно предполагается, что участие Гюнтера в этих других легендах, в которых он играет второстепенную или антагонистическую роль, является более поздним развитием. [1] Значение Гюнтера в истории уничтожения бургундцев также со временем уменьшилось. [2]
Гюнтер появляется как легендарный персонаж в латинских , средневерхненемецких , древнескандинавских и древнеанглийских текстах, а также в различных графических изображениях из Скандинавии. Наиболее важно то, что он играет роль в немецкой «Песне о Нибелунгах» , средневековом латинском «Вальтариусе» , а также в древнескандинавской поэтической Эдде и саге о Вёльсунгах . Он также играет важную роль в цикле Рихарда Вагнера « оперном Кольцо» , основанном на средневековых легендах о Сигурде.
Этимология
[ редактировать ]Первый элемент имени Гюнтера — протогерманское *gunþ- , что означает войну или конфликт. [3] Второй элемент — протогерманское *-hari , что означает армия. [4]
Название исторического Гундахара засвидетельствовано в первоисточниках как латинский Gundaharius или Gundicharius и греческий Γυντιάριος ( Gyntiarios ). [5] Средневековая латынь дает имя легендарной личности как Guntharius , в то время как англосаксонское — Guðhere , древнескандинавское — Gunnarr , а средневерхненемецкое — Gunther . [6]
Исторический Гундахар
[ редактировать ]Гундахар - первый исторически засвидетельствованный король Бургундии. [5] Неясно, правил ли он один или, возможно, правил вместе с братьями, как это происходит в героической традиции; титул φύλαρχος ( филарх ), данный ему Олимпиодором из Фив, может свидетельствовать о том, что он не был единственным правителем. [5] В «Проспере Аквитанском» он обозначен как Рекс (король). [7]
Большинство бургундов пересекли Рейн в 406/407 году вместе с многочисленными другими германскими племенами. [8] Их король Гундахар впервые засвидетельствован в 411 году как сотрудничавший с Гоаром , королем аланов , чтобы провозгласить Иовина новым императором в провинции Нижняя Германия на нижнем Рейне. [5] Засвидетельствовано, что он участвовал в кампаниях Иовина в южной Галлии. [5] После поражения Иовина в 413 году римский magister militum Констанций поселил бургундцев на левом берегу Рейна в качестве римских федератов . [5] Основываясь на более поздней героической традиции, многие учёные определяют область своего поселения как район Вормса , хотя некоторые учёные высказывались в пользу других мест. [5] [9]
В 430-х годах бургундцы подверглись возрастающему давлению со стороны гуннов ; вероятно, в качестве реакции на это Гундахар напал на римскую провинцию Бельгика Прима (базовавшуюся вокруг Трира ) в 435 году. [7] Бургунды потерпели поражение от римского полководца Флавия Аэция , который тем не менее подтвердил права Гундахара и его народа на свое королевство. [7] Однако в следующем году (436 г.) Аэций в сопровождении гуннских наемников напал и разрушил Бургундское королевство. По словам Проспера Аквитанского, Гундахар и большинство его людей погибли в результате нападения Аэция. [7] [10]
Аэций переселил уцелевших после разрушения Бургундского королевства в Савойю на верхней Роне . [10] Память о Гундахаре и его падении, вероятно, сохранилась у этих выживших, а также у наблюдателей из соседних германских племен. [11]
конца пятого — начале шестого века В «Lex Burgundionum» , созданном бургундским королём Гундобадом в новом королевстве бургундов, упоминаются четыре старших бургундских короля: Гибика , Гундомар , Гислахариус и Гундахар. Однако в нем не упоминается о каких-либо семейных отношениях между королями. [12] В героической традиции Гибика (Гибече/Гьюки) выступает как отец Гундахара, а Гундомар (Гуторм/Гернот) и Гислахариус (Гиселер) появляются как его братья и соправители. [12]
Англосаксонские традиции
[ редактировать ]Вальдере
[ редактировать ]Во фрагментарной древнеанглийской поэме «Вальдер» (ок. 1000 г.), древнеанглийском свидетельстве истории Вальтера Аквитанского (см. «Вальтариус» в континентальных традициях ), Гудхере (Гюнтер) готовится напасть на Вальдера (Вальтера). Он отказывается от подарков, которые предлагает ему Вальтер для примирения, и изображается хвастливым. [13] Похоже, что Гудхере хочет забрать с собой золото, которое есть у Вальдере. [14]
Видсит
[ редактировать ]Рассказчик древнеанглийской поэмы Видсит сообщает, что Гудхере подарил ему кольцо, когда он посетил бургундцев (Burgendas ) . [13]
Континентальные традиции
[ редактировать ]Вальтариус
[ редактировать ]« Вальтариус» — латинский эпос, перерабатывающий легенду о Вальтере Аквитанском ; его условно датируют примерно 1000 годом, но некоторые ученые утверждают, что он был изготовлен в период Каролингов . [15]
В «Вальтариусе» Гюнтер (как Гунтарий ) появляется как король франков со столицей в Вормсе . [16] В начале поэмы отец Гюнтера Гибече ( Гибико ) отправил своего вассала Хагена ( Хагено ) к гуннам в качестве заложника, потому что Гюнтер еще слишком молод. Позже Хаген бежит обратно в королевство Гибеша. [17] Когда Вальтер и его возлюбленная Хилтгунт бегут от гуннов, забрав много сокровищ, они входят в королевство Гюнтера, переправившись через Рейн через Вормс. Они продают привезенную с собой паромщиком рыбу в обмен на проезд, и паромщик привозит королю эту рыбу, не обитающую в этом районе. Хаген говорит Гюнтеру, что это, должно быть, Вальтер, и Гюнтер заявляет, что теперь он может вернуть золото, которое его отец заплатил Аттиле в качестве дани. Хотя Хаген не советует этого делать, король с несколькими воинами отправляется задержать Уолтера и Хилтгунта. Когда Гюнтер находит пару, он требует, чтобы Уолтер отдал ему Хилтгунт и золото. Уолтер отказывается и убивает воинов Гюнтера, когда они атакуют, несмотря на поддержку Гюнтера. Наконец, в живых остались только Гюнтер и Хаген; они позволяют Уолтеру уйти, а затем нападают на него сзади. Уолтер отрезает Гюнтеру ногу, но Хаген спасает жизнь королю, когда Уолтер хочет его убить. После того, как Хаген и Уолтер покалечили друг друга, бой прекращается, и Хилтгунт лечит раны воинов. Затем воины расстаются дружбой. [18]
Эта история контрастирует с разрушением Гюнтера тем, что его привлекает золото гуннов, а не наоборот. [19] Как и роль Гюнтера в смерти Зигфрида, его роль в легенде о Вальтере ставит его в негативном свете. [20]
Песнь о Нибелунгах
[ редактировать ]История Гюнтера затем появляется в письменном виде в «Песни о Нибелунгах» ок. 1200. В нем Гюнтер — король бургундов со столицей в Вормсе. Он сын короля Данкрата и королевы Уте и правит вместе со своими королевскими братьями Гизельхером и Гернотом, а его сестру зовут Кримхильда . [13] Когда Зигфрид приезжает в Вормс, чтобы добиться расположения Кримхильды, он сначала бросает вызов Гюнтеру как королю, прежде чем ситуация разрешится мирным путем. Впоследствии Гюнтер полагается на Зигфрида, чтобы победить своих врагов саксов и датчан . В конце концов, Гюнтер предлагает позволить Зигфриду жениться на Кримхильде, если Зигфрид сначала поможет ему добиться расположения Исландии Брунгильды . королевы Брунгильда поставила перед собой различные боевые и физические задачи, которые должен выполнить любой поклонник, иначе она убьет его. Зигфрид использует свой плащ-невидимку ( Тарнкаппе ), чтобы позволить Гюнтеру выполнить каждое задание, и Брунгильда вынуждена выйти замуж за Гюнтера. Однако она отказывается спать с Гюнтером в брачную ночь, связав его и повесив на крючок. Гюнтер снова заручается помощью Зигфрида, который принимает форму Гюнтера и побеждает Брунгильду, чтобы Гюнтер мог переспать с ней. [21]
Некоторое время спустя Кримхильд и Брунгильда ссорятся, и Кримхильд сообщает Брунгильде, что Зигфрид, а не Гюнтер, лишил ее девственности. Брунгильда жалуется Гюнтеру, который заставляет Зигфрида публично поклясться, что это неправда. Брунгильда и вассал Гюнтера Хаген, однако, не удовлетворены и убеждают Гюнтера убить Зигфрида во время охоты. Хаген убивает Зигфрида, завладев его мечом Бальмунгом , а позже договаривается о краже клада Нибелунгов, который по праву принадлежит Кримхильде как вдове Зигфрида. Через некоторое время Кримхильду уговаривают помириться с Гюнтером, но не с Хагеном. Выйдя замуж за короля гуннов Эцеля (Аттилу) , она приглашает своих братьев в гости, замышляя месть. Гюнтер принимает это приглашение, несмотря на предупреждение Хагена, и бургундцы направляются из Вормса в Этцельбург ( Буда ). Можно сказать, что Гюнтер играет второстепенную роль по сравнению с Хагеном в заключении « Песни о Нибелунгах» . [22] Когда начинается бой, Гюнтер сражается храбро. Когда в живых остаются только он и Хаген, Дитрих фон Берн побеждает и захватывает двоих после того, как его предложения сдаться отклоняются. По словам Хагена, что он раскроет местонахождение клада Нибелунгов только после смерти Гюнтера, Кримхильда обезглавливает своего брата. [23]
Íðereksaga
[ редактировать ]Хотя « Þiðrekssaga» (ок. 1250 г.) написана на древнескандинавском языке, большая часть материала переведена с немецких (особенно нижненемецких ) устных сказаний, а также, возможно, некоторых из немецких письменных источников, таких как «Песни о Нибелунгах» . [24] Поэтому оно включено сюда.
Гуннар (Гюнтер) — король нифлунгов, живущих на севере Германии в Нифлунгаланде . [25] со столицей в Вернице ( Вормс ). [26] Он сын короля Алдриана и королевы Оды, брат Гримхильды (Кримхильд), Герноза (Гернота) и Гислера (Гизельхера), а также сводный брат Хёгни (Хагена). [25] В другой версии саги его отцом является Ирунг. [27]
Гуннар впервые появляется, когда принимает участие в экспедиции двенадцати героев в Бертангенланд, организованной Тидреком ( Дитрих фон Берн ). Он проигрывает в бою одному из сыновей короля Исунга, но освобождается, как только Тидрек побеждает Сигурда (Зигфрида). [25] [28] Затем Тидрек и Сигурд сопровождают Гуннара обратно к его двору, и Сигурд женится на сестре Гуннара Гримхильде. Сигурд предлагает Гуннару жениться на Брунгильде, и Гуннар соглашается. Хотя Брунгильда поначалу сопротивляется, говоря, что Сигурд обещал жениться на ней, в конце концов она соглашается. Однако она отказывается спать с Гуннаром и побеждает его своей огромной силой, когда он пытается это сделать. Затем Гуннар приказывает Сигурду принять форму Гуннара и лишить его девственности Брунгильду. Это отнимает у Брунгильды силы; после этого Брунгильда возвращается ко двору Гуннара. [29] [28]
Через некоторое время между Брунгильд и Гримхильд вспыхивает конфликт по поводу их статуса при дворе. Ссора заставляет Гримхильд рассказать Брунгильде, что Сигурд лишил ее девственности, а не Гуннар. Когда Гуннар узнает об этом, он и Хёгни решают убить Сигурда. Затем Хёгни убивает Сигурда на охоте, и они с Гуннаром кладут труп в кровать Гримхильд. [30] Позже Гримхильд выходит замуж за Атли ( Аттила ), и она приглашает своих братьев посетить ее и ее новый муж двор в Сусате ( Зост ). Она намеревается убить их, а Атли желает получить сокровища, которые они отобрали у Сигурда. Гуннар соглашается приехать, несмотря на предупреждения Хёгни. Как и в « Песне о Нибенгени» , Гуннар играет второстепенную роль по сравнению с Хёгни в действиях при дворе Атли. [31] Когда при гуннском дворе вспыхивают бои, Гуннар попадает в плен. Гримхильд велит Атли бросить его в башню, полную змей, где он умирает. [32]
Автор саги внес ряд изменений, чтобы создать более или менее связную историю из множества устных и, возможно, письменных источников, которые он использовал при создании саги. [33] Автор упоминает альтернативные скандинавские версии многих из этих сказок и, похоже, изменил некоторые детали, чтобы они соответствовали историям, известным его скандинавской аудитории. [34] [35] Версия саги о падении бургундцев представляет собой уникальное сочетание элементов, известных из скандинавских и континентальных традиций. [36] Некоторые элементы, более близкие к скандинавской версии, могут отражать подлинные нижненемецкие традиции: засвидетельствовано, что «змеиная башня» ( Schlangenturm ) существовала в Зосте до конца восемнадцатого века. [37]
Скандинавские традиции и свидетельства
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]« Поэтическая Эдда» , сборник героических и мифологических скандинавских поэм, по-видимому, была составлена около 1270 года в Исландии и объединяет мифологические и героические песни разных эпох. [38] Как и везде в скандинавской традиции, Гуннар — сын Гьюки и брат Гудрун и Хёгни. В зависимости от стихотворения Гуторм является его родным, сводным или сводным братом. [39] Сестра Гуллрёнд также появляется в одном стихотворении. [40]
Обычно считается, что ни одно из стихотворений в сборнике не старше 900 лет, а некоторые, по-видимому, были написаны в тринадцатом веке. [41] Также возможно, что по-видимому старые стихи были написаны в архаичном стиле, а недавние по-видимому представляют собой переработку более старого материала, так что надежная датировка невозможна. [42]
Гриписспа
[ редактировать ]В Гриписспа , пророчестве, которое Сигурд получает о своей будущей жизни и поступках, Сигурд узнает о своем будущем браке с Гудрун и о своей роли, занявшей место Гуннара в его ухаживаниях за Брунгильд, после чего последовало его убийство. [43]
Стихотворение, вероятно, не очень старое. [44]
Фрагмент Сигурдарквиды
[ редактировать ]Brot af Sigurðarkviðu сохранился лишь фрагментарно: сохранившаяся часть стихотворения повествует об убийстве Сигурда. Фрагмент начинается с того, что Хёгни ставит под сомнение решение Гуннара убить Сигурда, полагая, что утверждение Брунгильды о том, что Сигурд спал с ней, может быть ложным. Вскоре после того, как произошло убийство, Гуннар проявляет глубокую озабоченность будущим, а Брунгильда признает, что она солгала, чтобы убить Сигурда. [45] Гуннар играет лишь второстепенную роль в сохранившейся части стихотворения, а наиболее важными персонажами являются Брунгильда и Гудрун. [46]
Застенчивая Сигурдарквида
[ редактировать ]Sigurðarkviða hin skamma пересказывает историю жизни Сигурда от его прибытия ко двору Гуннара до его убийства. Благодаря своему содержанию, основанному на психологической мотивации, и стилю это стихотворение обычно не считается очень старым. [46]
Сигурд и Гуннар становятся друзьями, когда Сигурд приходит ко двору Гуннара, и Сигурд помогает Гуннару ухаживать за Брунгильдой. Сигурд женится на Гудрун, но Брунгильда желает его себе. В своей ревности она угрожает покинуть Гуннара, если он не убьет Сигурда. Гуннар и Хёгни решают, что смерть Сигурда не так плоха, как потеря королевы, поэтому они приказывают своему брату Гуторму убить его в его постели. Брунгильда громко смеется, когда слышит плач Гудрун, а Гуннар оскорбляет ее и обвиняет ее, когда слышит ее смех. Брунгильда говорит ему, что никогда не хотела выходить за него замуж, но ее брат Атли заставил ее сделать это. Затем она убивает себя, несмотря на попытки Гуннара передумать. [47]
Убийство Нифлунги
[ редактировать ]« Драп Нифлунга» — это небольшой прозаический раздел, связывающий смерть Сигурда со следующими стихотворениями о бургундах (Нифлунгах) и Атли (Аттиле). Атли, брат Брунгильды, обвиняет Гуннара в смерти Брунгильды, и, чтобы умилостивить его, Гуннар женит Гудрун на Атли. Гуннар желает жениться на Брунгильде и сестре Атли Оддрун, но Атли отказывается, поэтому Гуннар и Оддрун становятся любовниками. Некоторое время спустя Атли приглашает Гуннара и Хёгни к себе в гости, и они идут, несмотря на предупреждение Гудрун. Гуннар и Хёгни попадают в плен, а Гуннара бросают в змеиную яму : он усыпляет змей своей арфой, но в конце концов одна из них кусает его в печень, и он умирает. [48]
Оддрун крик
[ редактировать ]В «Оддрунаргратре» сестра Атли Оддрун рассказывает историю своей любви к Гуннару. Она рассказывает, как Атли отказался выдать ее замуж за Гуннара после смерти ее сестры Брунгильды. Тем не менее у нее и Гуннара завязывается роман, они спят вместе, пока однажды их не обнаруживают. В гневе Атли затем убивает Гуннара и Хёгни, бросая Гуннара в змеиную яму. Оддрун говорит, что она пытается помочь Гуннару выбраться из змеиной ямы, но к тому времени, как она добралась туда, он уже был мертв, так как ее мать превратилась в змею и укусила его. [49]
Оддрун, по-видимому, является поздним дополнением к легенде, возможно, созданным для того, чтобы поэт мог «рассказать историю падения Нибелунгов с другой точки зрения». [50] Она также дает дополнительную причину вражды между Гуннаром и Атли, помимо жажды Атли сокровищ в роли Гуннара как любовника Оддруна. [49]
Боль в животе
[ редактировать ]В «Атлаквиде » Атли приглашает Хёгни и Гуннара в свой зал, утверждая, что желает предложить им огромные богатства, но на самом деле намеревается убить их. Гуннар решает приехать, хотя Гудрун отправила им предупреждение. Они пересекают Мирквид (лихолесь) на пути ко двору Атли. По прибытии Атли захватывает Гуннара и Хёгни. Он требует запас золота Гуннара, но Гуннар говорит, что не скажет Атли, пока Хёгни не умрет. Затем Атли убивает Хёгни и приносит его сердце Гуннару, который смеется и говорит, что теперь только он знает тайну местонахождения клада. Он отказывается сказать Атли, поэтому Атли бросает его в змеиную яму . Гуннар играет там на арфе, пока его не укусила змея и он не умер. [51]
«Атлаквида» Обычно считается, что — одно из старейших стихотворений «Поэтической Эдды» , датируемое, возможно, девятым веком. [52] Стихотворение особенно примечательно тем, что Сигурд вообще не упоминается. [53] Присутствие леса Мирквидр и вневременность истории показывают, что стихотворение перешло в область мифа, а не исторической легенды. [54] Альтернативно, Мирквидр мог относиться к Крушным горам назвал Мирикидуи . , которые историк Титмар из Мерзебурга в одиннадцатом веке [55]
Атламал в зеленом цвете
[ редактировать ]Atlamál hin groenlenzku рассказывает ту же историю, что и Atlakvida, с несколькими важными отличиями. Когда Гуннар получает приглашение Атли, он и Хёгни игнорируют предупреждение Гудрун. Затем они игнорируют руны, прочитанные женой Хёгни Костберой, говорящей им не идти, и зловещий сон жены Гуннара Глаумвёр. Когда они прибывают ко двору Атли, сопровождавший их посланник Атли объявляет, что они должны умереть. Гуннар и Хёгни убивают его. Гудрун пытается вести переговоры между двумя сторонами, но безуспешно; она сражается со своими братьями, пока они не попадают в плен. Затем Атли убивает Гуннара и Хёгни, чтобы назло Гудрун. Гуннара бросают в змеиную яму, где он играет на арфе пальцами ног, а его руки связаны. Он укушен и умирает. [56]
Сага о Вельсунге
[ редактировать ]Сага о Вёльсунгах рассказывает более длинную прозаическую версию жизни и поступков Гюнтера. Он довольно близко следует сюжету, изложенному в « Поэтической Эдде» , хотя нет никаких указаний на то, что автор знал другой текст. [57] Автор, судя по всему, работал в Норвегии и знал « Тидрекссагу» (ок. 1250 г.), перевод континентальных германских традиций на древнескандинавский язык (см. «Тидрекссагу» выше). Таким образом, « Сага о Вёльсунгах» датируется где-то второй половиной тринадцатого века. [58]
Гуннар изображается как сын Гьюки и Гримхильд и брат Хёгни, Гудрун и Гуторма. После прибытия Сигурда к бургундскому двору Гримхильд предлагает Гуннару жениться на Брюнхильде. Однако Брюнхильд отказывается выходить замуж за любого мужчину, кроме того, кто сможет проехать сквозь стену пламени. Гуннар не может этого сделать, поэтому Сигурд принимает его форму и выполняет за него действие. Таким образом, Брюнхильд вынуждена выйти замуж за Гуннара. Некоторое время спустя Гудрун и Брюнхильд ссорятся из-за того, кто имеет при дворе высшее звание — Сигурд или Гуннар. Затем Гудрун раскрывает обман Брюнхильд, которая требует от Гуннара мести. Он не может изменить ее мнение, и она требует, чтобы он убил Сигурда. Гуннар и Хёгни решают, что убийство должен совершить их младший брат Гуторм, не присягнувший Сигурду никаких клятв. Они кормят его волчьим мясом, чтобы сделать его более свирепым, а затем отправляют убить Сигурда в его постели. После убийства Брюнхильд кончает жизнь самоубийством и предсказывает судьбу Гуннара. [59]
Чтобы примириться с братом Брюнхильды Атли из-за ее смерти, Гуннар принимает меры, чтобы вдова Сигурда, его сестра Гудрун, вышла замуж за Атли. Он также хочет жениться на другой сестре Атли, Оддрун, но Атли отказывается, и у них начинается роман. [60] Вместо этого Гуннар женится на женщине Глаумвёр. [61] Через некоторое время, желая отомстить за сестру и заполучить сокровища Гуннара, Атли приглашает Гуннара и Хёгни к себе ко двору, намереваясь убить их. Гуннар настроен подозрительно, и Гудрун пыталась предупредить их, чтобы они не приходили, но как только он и Хёгни напиваются, посланник Атли убеждает их принять приглашение. Несмотря на предупреждения своих жен, Гуннар и Хёгни отправились ко двору Атли. По прибытии посланник обнаруживает, что это ловушка, и они убивают его. Атли требует сокровища, которые Гуннар взял для Сигурда, и когда Гуннар отказывается, они начинают сражаться. В конце концов Гуннар и Хёгни попадают в плен. Гуннар говорит, что не скажет Атли, где находится клад, пока не увидит сердце Хёгни. Когда ему наконец показывают сердце, Гуннар смеется и говорит, что теперь только он знает, где находится клад, и никогда не скажет. Затем Атли приказывает бросить Гуннара в змеиную яму , где он играет на арфе пальцами ног, а его руки связаны. В конце концов змеи убивают его. [62]
Графические изображения
[ редактировать ]Смерть Гуннара в змеиной яме хорошо засвидетельствована графическими изображениями. Не все изображения человека в змеиной яме можно идентифицировать как Гуннара: похоже, это изображение появилось раньше, чем история смерти Гуннара. [63] Хотя только изображения, на которых также изображена арфа, можно с уверенностью идентифицировать как изображение Гуннара, Адалхейдур Гудмундсдоттир утверждает, что присутствие арфы, по-видимому, изначально было вариантом истории о смерти Гуннара, и что изображения, на которых арфа не изображена, могут, следовательно, также изображают Гуннара. [63]
Только одно потенциальное изображение находится за пределами Скандинавии, на острове Мэн : крест Кирка Андреаса (ок. 1000 г.) изображает связанную фигуру, окруженную змеями, которую идентифицировали как Гуннара. Альтернативная интерпретация состоит в том, что эта фигура символизирует Локи . [64]
Самым ранним изображением, которое было относительно надежно идентифицировано как Гуннар, является каменный рисунок Седерманланд 40 из Вестерлюнга , Швеция. Гудмундсдоттир утверждает, что наличие поблизости нескольких камней Сигурда делает весьма вероятным отождествление связанной фигуры на камне с Гуннаром. [65]
Гуннара можно надежно идентифицировать на ряде церковных порталов и крестильных купелей в Норвегии или районах, ранее находившихся под норвежским контролем в Швеции (см. Шрифт Норум ), причем самые ранние из них датируются двенадцатым веком, а большинство датируются примерно 1200 годом или позже. На всех этих изображениях Гуннар изображен с арфой. [66] Присутствие смерти Гуннара в христианских религиозных контекстах показывает, что христианская интерпретация была распространена: его смерть рассматривалась как типологически связанная с историей Даниила во рву со львами . [67]
Было предложено семь дополнительных изображений из Норвегии, Швеции и острова Готланд , изображающих Гуннара в змеиной яме, но без арфы: эти изображения датируются периодом между девятым и одиннадцатым веками и, таким образом, значительно предшествуют надежным свидетельствам. [68] девятого века Самая ранняя из этих предполагаемых идентификаций - это резные изображения на телеге, найденной при захоронении корабля Осеберг . [69] Эта идентификация весьма спорна. [70] Гудмундсдоттир предполагает, что каменный рисунок Клинте Хуннинге I из Готланда (девятый/десятый век) может изображать версию истории помощи Оддруна Гуннару, поскольку на нем изображена неопознанная женская фигура у змеиной ямы. [68] Она выступает за отождествление фигуры в змеиной яме на всех этих изображениях с Гуннаром, отмечая их очевидную общую иконографию. [71] Тем не менее Гудмундсдоттир отвергает ряд других предложенных изображений Гуннара на том основании, что они нечеткие. [72]
Вагнеровская мифология
[ редактировать ]Здесь Гюнтер — правитель Гибихунгов, сын Гибиха и Гримхильды. Хаген — его сводный брат, а его отец — злодейский карлик Альберих . Хаген убеждает Гюнтера и Гутруну жениться на Брунгильде и Зигфриде соответственно, используя приворотное зелье на Зигфриде, чтобы заставить его забыть Брунгильду. После того, как Хаген убивает Зигфрида, он и Гюнтер спорят из-за кольца, и Хаген убивает Гюнтера.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Милле 2008 , с. 118.
- ^ Гудмундсдоттир и Коссер 2012 , стр. 1015.
- ^ Гиллеспи 1973 .
- ^ Гиллеспи 1973 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Антон 1999 , стр. 193.
- ^ Недома и Антон 1998 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д Антон 1999 , стр. 194.
- ^ Антон 1981 , стр. 238.
- ^ Антон 1981 , стр. 238–240.
- ^ Jump up to: а б Антон 1981 , стр. 241.
- ^ Недома и Антон 1998 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Недома и Антон 1998 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с Гиллеспи 1973 , с. 54.
- ^ Милле 2008 , с. 109.
- ^ Милле 2008 , стр. 105–106.
- ^ Розенфельд 1981 , с. 233.
- ^ Милле 2008 , с. 106.
- ^ Милле 2008 , стр. 108–109.
- ^ Милле 2008 , с. 117.
- ^ Милле 2008 , с. 198.
- ^ Милле 2008 , стр. 181–182.
- ^ Джентри и др. 2011 , с. 78.
- ^ Милле 2008 , стр. 183–185.
- ^ Милле 2008 , стр. 270–273.
- ^ Jump up to: а б с Гиллеспи 1973 , с. 55.
- ^ Джентри и др. 2011 , с. 103.
- ^ Джентри и др. 2011 , с. 50
- ^ Jump up to: а б Просо 2008 , с. 264.
- ^ Haymes & Samples 1996 , стр. 114.
- ^ Милле 2008 , с. 266.
- ^ Джентри и др. 2011 , с. 76.
- ^ Милле 2008 , с. 267.
- ^ Милле 2008 , стр. 273–274.
- ^ Милле 2008 , стр. 271–272.
- ^ Хеймс 1988 , стр. xxvii–xxix.
- ^ Юкер 1972 , с. 42.
- ^ Гиллеспи 1973 , с. 55 н. 9.
- ^ Милле 2008 , с. 288.
- ^ Гиллеспи 1973 , с. 50.
- ^ Джентри и др. 2011 , с. 75.
- ^ Haymes & Samples 1996 , с. 119.
- ^ Милле 2008 , с. 294.
- ^ Милле 2008 , стр. 295–296.
- ^ Милле 2008 , с. 301.
- ^ Милле 2008 , стр. 296–297.
- ^ Jump up to: а б Вюрт 2005 , с. 426.
- ^ Милле 2008 , стр. 297–298.
- ^ Милле 2008 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б Просо 2008 , с. 306.
- ^ Haymes & Samples 1996 , с. 124.
- ^ Милле 2008 , с. 49-50.
- ^ Милле 2008 , с. 48, 51.
- ^ Бек 1973 , с. 466-467.
- ^ Милле 2008 , с. 58-59.
- ^ Джентри и др. 2011 , с. 101.
- ^ Милле 2008 , стр. 299–300.
- ^ Милле 2008 , с. 319.
- ^ Милле 2008 , с. 313.
- ^ Милле 2008 , с. 316.
- ^ Джентри и др. 2011 , с. 105.
- ^ Джентри и др. 2011 , с. 73.
- ^ Милле 2008 , с. 317.
- ^ Jump up to: а б Гудмундсдоттир 2015 , с. 352.
- ^ Гудмундсдоттир 2015 , с. 353.
- ^ Гудмундсдоттир 2015 , с. 355.
- ^ Гудмундсдоттир 2015 , стр. 355–358.
- ^ Милле 2008 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Гудмундсдоттир 2015 , с. 360.
- ^ Гудмундсдоттир 2015 , с. 358.
- ^ Гудмундсдоттир 2015 , с. 364.
- ^ Гудмундсдоттир 2015 , стр. 368–370.
- ^ Гудмундсдоттир 2015 , стр. 370–371.
Ссылки
[ редактировать ]- Антон, Ганс Х. (1999). «Гундахар» . В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 13. Нью-Йорк/Берлин: де Грюйтер. стр. 193–194.
- Антон, Ганс Х. (1981). «Бургундия 4: Историческая» . В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 4. Нью-Йорк/Берлин: де Грюйтер. стр. 235–247.
- Андерссон, Теодор М. (1980). Легенда о Брюнхильде . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. ISBN 978-0-8014-1302-5 .
- Бек, Генрих (1973). «Песни Атли» . В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 1. Нью-Йорк/Берлин: де Грюйтер. стр. 465–467.
- Бёльдль, Клаус ; Прейсслер, Катарина (2015). «Баллада» . Германская античность онлайн . Берлин, Бостон: де Грюйтер.
- Эдвардс, Сирил (пер.) (2010). Песнь о Нибелунгах. «Слово о Нибелунгах» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-923854-5 .
- Джентри, Фрэнсис Г.; МакКоннелл, Уиндер; Мюллер, Ульрих; Вундерлих, Вернер, ред. (2011) [2002]. Традиция Нибелунгов. Энциклопедия . Нью-Йорк, Абингдон: Рутледж. ISBN 978-0-8153-1785-2 .
- Гиллеспи, Джордж Т. (1973). Каталог лиц, названных в немецкой героической литературе, 700–1600 гг.: включая названные животные и предметы, а также этнические имена . Оксфорд: Оксфордский университет. ISBN 978-0-19-815718-2 .
- Гудмундсдоттир, Адальхейдур (2015). «Гуннар Гьюкасон и изображения змеиных ям». В Хейцманне, Вильгельм; Эрл, Зигмунд (ред.). Bilddenkmäler zur Germanischen Götter- und Heldensage . Берлин/Бостон: де Грюйтер. стр. 351–371. ISBN 978-3-11-040733-4 .
- Гудмундсдоттир, Адальхейдур; Коссер, Джеффри (2012). «Гуннарр и змеиная яма в средневековом искусстве и легендах». Зеркало . 87 (4): 1015–1049. дои : 10.1017/S0038713412003144 . JSTOR 23488628 .
- Хаубрихс, Вольфганг (2004). « Героические времена?»: Миграции героических имен и героических легенд между германскими родами раннего средневековья». В Нале — Астрид фон; Эльмевик, Леннарт; Бринк, Стефан (ред.). Миры имен: места и личные имена в исторической перспективе . Берлин и Нью-Йорк: де Грюйтер. стр. 513–534. ISBN 978-3-11-018108-1 .
- Хеймс, Эдвард Р. (пер.) (1988). Сага о Тидреке Бернском . Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 978-0-8240-8489-9 .
- Хеймс, Эдвард Р.; Образцы, Сьюзен Т. (1996). Героические легенды Севера: введение в циклы Нибелунгов и Дитриха . Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 978-0-8153-0033-5 .
- Хайнцле, Иоахим, изд. «Песнь о Нибелунгах» и «Оплакивание». На основе рукописи 857 из библиотеки аббатства Санкт-Галлен. Средневерхненемецкий текст, перевод и комментарии . Берлин: Немецкое классическое издательство. ISBN 978-3-618-66120-7 .
- Хользапфель, Отто ( Otto Holzapfel ), изд. Датские баллады о Нибелунгах: тексты и комментарии . Геппинген: Кюммерле. ISBN 978-3-87452-237-3 .
- Линерт, Элизабет (2015). Средневерхненемецкий героический эпос . Берлин: Эрих Шмидт. ISBN 978-3-503-15573-6 .
- Милле, Виктор (2008). Германская героическая поэзия в средние века . Берлин, Нью-Йорк: де Грюйтер. ISBN 978-3-11-020102-4 .
- Мюллер, Ян Дирк (2009). Песнь о Нибелунгах (3-е изд.). Берлин: Эрих Шмидт.
- Поэтическая Эдда: исправленное издание . Перевод Ларрингтона, Кэролайн. Оксфорд: Оксфордский университет. 2014. ISBN 978-0-19-967534-0 .
- Недома, Роберт; Антон, Ганс Х. (1998). «Гибихунген» . В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 12. Нью-Йорк/Берлин: де Грюйтер. стр. 66–69.
- Розенфельд, Хельмут (1981). «Бургундия 3: Бургундские саги» . В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 4. Нью-Йорк/Берлин: де Грюйтер. стр. 231–235.
- Шпренгер, Ульрике (2002). «Сага о Нибелунгах» . В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 21. Нью-Йорк/Берлин: де Грюйтер. стр. 135–138.
- Юкер, Хейко (1972). Германская героическая легенда . Штутгарт: Мецлер. ISBN 978-3-476-10106-8 .
- Вюрт, Стефани (2005). «Песни Сигурда» . В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 28. Нью-Йорк/Берлин: де Грюйтер. стр. 424–426.