Гундобад
Гундобад ( лат . Flavius Gundobadus ; фр . , Gondovald ; . 452–516 гг. н.э.) был королем бургундцев ок (473–516 гг.), сменив своего отца Гундиока Бургундского Gondebaud . До этого он был патрицием умирающей Западной Римской империи в 472–473 годах, за три года до ее распада, сменив своего дядю Рицимера . Сегодня он, пожалуй, наиболее известен как вероятный автор юридических кодексов Lex Burgundionum , которые синтезировали римское право с древнегерманскими обычаями. Он был мужем Каретены .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Гундобад получил титул патриция, когда его дядя Рицимер , который был властью на троне Западной империи, умер 18 августа 472 года. По словам Иоанна Антиохийского , Гундобад ранее казнил свергнутого императора Антемия по приказу своего дяди. [1]
Придя к власти, Гундобад возвысил нынешнего графа прислуги Глицерия на должность императора Западной Римской империи . Однако вскоре после этого Гундобад уехал в Бургундию, где умер его отец Гундиок; точная дата неясна, власти [ ВОЗ? ] заявляя, что это было либо в 473, либо в 474 году. Оказавшись в Бургундии, три его брата, по-видимому, бросили вызов его правлению: Годегизель , Хильперик II и Гундомар. Ян Вуд предполагает, что отъезд Гундобада мог быть связан с прибытием нового императора Юлия Непота , имевшего поддержку римского императора в Константинополе. [2] Высадившись в Порте (июнь 474 г.), Юлий Непот низложил Глицерия, которого сделал епископом Салоны . [3]
Царствование
[ редактировать ]События первых десятилетий правления Гундобада малоизвестны. Единственный доступный источник, освещающий эту часть его правления, — это Григорий Турский , написавший почти столетие спустя. По словам Григория, Гундобад приступил к избавлению от своих братьев. Первым убитым был Гундомар, хотя об этой встрече мало что известно. [4]
Следующим убитым был Хильперик. По словам Грегори, Гундобад утопил свою жену, привязав ей камень к шее, а двух дочерей Хильперика отправили в изгнание. Старшая дочь Хрома стала монахиней. Другую, Клотильду , видели посланники Хлодвига I , короля франков , которые рассказали своему хозяину о ее красоте и уме. Затем Хлодвиг попросил у Гундобада руки Клотильды. Говорят, что Гундобад боялся отказать ему. [4]
Однако письмо, написанное Авитусом , епископом Вены , утешающим Гундобада в связи со смертью дочери, имя которой не упоминается, содержит подробности, которые позволяют предположить, что в этой истории было нечто большее. Согласно объяснению Дануты Шанзера и Яна Вуда из общеизвестно трудной латыни Авитуса, епископ пишет: «В прошлом с невыразимым состраданием вы оплакивали смерть своих братьев». [5] Далее, Авитус намекает на намерение Гундобада выдать свою покойную дочь замуж за иностранного правителя, которым, как они предполагают, был Хлодвиг: «Действительно, — пишут они, — Хлодвиг действительно является единственным вероятным кандидатом в качестве предполагаемого зятя Гундобада вскоре после 501». [6] Если их прочтение верно, то вполне вероятно, что Клотильда была предложена Хлодвигу в качестве дипломатического акта, а не подчинения.
На этом этапе происходит самая ранняя точная дата правления Гундобада: в первые месяцы 490 года, когда Одоакр и Теодорих Великий сражались за контроль над Павией , бургундцы воспользовались возможностью вторгнуться в северо-западную Италию. Они опустошили Лигурию , и увели неизвестное количество жертв в плен, если не в рабство. [7] После того как Теодорих убил Одоакра и получил надежный контроль над Италией, он послал епископа Епифания Павийского с миссией выкупить как можно больше из этих пленников. В сопровождении епископа Туринского Виктора в марте они пересекли Альпы. [8] Шанцер и Вуд полагают, что Епифанию, возможно, также была поручена миссия в связи с женитьбой сына Гундобада Сигизмунда на дочери Теодориха Острогото . [9] В своем отчете об этом визите Магнус Феликс Эннодиус , сопровождавший Епифания в этом путешествии, описывает Годегизеля как germanus regis , «брата короля», а не короля, что снова противоречит более позднему рассказу Григория Турского. [10] Эннодий отмечает, что таким образом было выкуплено «более шести тысяч душ»; Таким образом, только из Лиона было освобождено 400 человек. [11]
Григорий Турский утверждает, что битва с третьим братом Гундобада, Годегизелем, бушевала долго. Не подозревая о действиях друг друга, каждый обратился к Хлодвигу, пытаясь убедить его объединить силы против другого. Хлодвиг встал на сторону Годегизеля, который предложил ему свою дань; Вуд отмечает, что жена Хлодвига, Клотильда, отец которой был убит Гундобадом, «вряд ли поощряла хорошие отношения между франками и бургундцами». [12] Вместе они разгромили силы Гундобада. Гундобад бежал, но король Хлодвиг преследовал его до Авиньона . Гундобад опасался худшего, когда армия Хлодвига стояла у ворот. Но Аридий отправился из Гундобада к Хлодвигу и убедил его пощадить Гундобада в обмен на ежегодную дань. [13] Летописец Марий Аваншский относит этот конфликт к 500 году.
Позже Гундобад нарушил свое обещание платить дань, восстановив свою власть и осадив Годегизель, оказавшийся в ловушке в городе Вьенна. Когда голод поглотил Вьенну, Годегизель изгнал простых людей из города, опасаясь за собственное выживание. Возмущенный изгнанный ремесленник, жаждущий отомстить Годегизелю, отправился в Гундобад и с его помощью преодолел акведук и ворвался в город. Гундобад убил Годегизеля в 501 году в арианской церкви вместе с епископом. [14]
Следующее событие, о котором сохранилась информация, — роль Гундобада в битве при Вуйе . Он был одним из нескольких правителей, которым король Теодорих отправил письма с призывом к миру и просьбой о посредничестве между Аларихом II и Хлодвигом. [15] Несмотря на все усилия Теодориха, два короля встретились в Вуйе, и Аларих был убит; по словам Исидора Севильского , Гундобад поддержал Хлодвига в этой битве. Исидор также намекает на то, что Гундобад воспользовался поражением вестготов, разграбив Нарбонну . [16] Задержанная угрозой со стороны византийского флота , который во время битвы завис у итальянского берега, остготская армия прибыла, чтобы снять бургундскую осаду Арля . [17] По словам Хервига Вольфрама, бургундцы стали «настоящими жертвами контрнаступления остготов» после поражения своих кузенов при Вуйе. «Они не только потеряли все свои завоеванные территории и надежду на приобретение Арля и Авиньона, но и вся их территория вплоть до Оранжа была опустошена». [18]
После смерти короля франков Хлодвига в 511 году бургунды стали самым престижным народом в Галлии. Гундобад пользовался благосклонностью константинопольского двора, который присвоил ему звание magister militum . [19]
Гундобад умер мирно, ему наследовал его сын Сигизмунд в 516 году. У него также был еще один сын, Годомар , который стал преемником своего брата после его казни в 524 году.
Обучение
[ редактировать ]В некоторых рукописях Lex Burgundionum говорится, что Гундобад опубликовал этот свод законов 29 марта второго года своего правления (474 или 475). [ противоречивый ] Однако в этом описании есть ряд несоответствий, и Л. Р. де Салис предложил восстановленную версию этого отрывка, которая не включает дату, что лучше соответствует периоду правления его сына Сигизмунда. Хотя она допускает высокую вероятность того, что Lex Burgundionum в том виде, в каком мы его знаем, был продуктом правления Сигизмунда, Кэтрин Фишер Дрю по-прежнему утверждает, что ядро этого свода законов является продуктом Гундобада или его канцелярии. [20]
Письма епископа Авита и Кассиодора дают представление об интеллектуальной стороне Гундобада. Авитус, никейский епископ, в нескольких письмах отвечает на вопросы, заданные христианином-арианцем о религии, демонстрируя большую религиозную терпимость , и это может быть причиной того, что Григорий Турский позже думал, что он тайно обратился в никейское христианство . [21] » Кассиодора « Варии включают группу писем, в которых обсуждается получение и отправка часов в Гундобад в качестве дипломатического подарка. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цитируется в компакт-диске Гордона, Эпоха Аттилы: Византия пятого века и варвары (Анн-Арбор: Мичиганский университет, 1966), стр. 122f.
- ^ Вуд, Королевства Меровингов (Лондон: Longman, 1994), с. 15
- ^ Аноним Валезиан , 7.36. Переведено Дж. К. Рольфом, Аммианом Марцеллином (Гарвард: Классическая библиотека Леба, 1972), том. 3 р. 531
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Григорий Турский, История франков в десяти книгах , 2.28
- ^ Шанцер и Вуд, Авитус из Вены, письма и избранная проза (Ливерпуль: University Press, 2002), стр. 210.
- ^ Шанцер и Вуд, Авитус Вьенский , стр. 208
- ^ Хервиг Вольфрам , История готов , перевод Томаса Дж. Данлэпа (Беркли: Калифорнийский университет, 1988), стр. 281
- ^ Эннодиус, Вита Эпифани , стр. 136–147; переведено в книге сэра Женевьевы Мари Кук, «Жизнь святого Епифания» Эннодия: перевод с введением и комментариями (Вашингтон: Католический университет Америки, 1942), стр. 87–91.
- ^ Шанцер и Вуд, Авитус Вьенский , стр. 17f.
- ^ Эннодиус, Вита Эпифани , 174; перевод Кука, Житие святого Епифания , с. 103.
- ^ Эннодий, Вита Эпифани , 171, 172; перевод Кука, Житие святого Епифания , с. 101.
- ^ Вуд, Королевства Меровингов , с. 43
- ^ Григорий Турский, История , 2.32.
- ^ Григорий Турский, История , 2.33.
- ^ Кассиодор, Варии , III.2
- ^ Исидор, История готов , главы 36, 37. Перевод Гвидо Донини и Гордона Б. Форда, «История готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского , второе исправленное издание (Лейден: EJ Brill, 1970), стр. 18
- ^ Питер Хизер, Готы (Оксфорд: Блэквелл, 1996), стр. 232
- ^ Вольфрам, История готов , с. 312
- ^ Вуд, Королевства Меровингов , с. 51
- ^ Дрю, Бургундский кодекс: книга конституций или законов Гундобада (Филадельфия: Пенсильванский университет, 1972), стр. 5–8, 17.
- ^ Эпистулы 22, 30; Григорий Турский, История , 2.33
- ^ Разное , I.45, 46