Алан
Апельсин | |
---|---|
Языки | |
Скифский , Аланский | |
Родственные этнические группы | |
осетины |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Аланы народом , ( лат . Alani ) были древним и средневековым иранским кочевым скотоводческим мигрировавшим на территорию современного Северного Кавказа. [1] [2] [3] [4] [5] – в то время как некоторые продолжили путь в Европу, а затем в Северную Африку. Обычно считается частью сарматов и , возможно, родственником массагетов . [6] историки связывают аланов со среднеазиатскими янкаями китайских Современные и с аорсами римских источников источников. [7] Мигрировав на запад и став доминирующим среди сарматов в Причерноморско-Каспийской степи , аланы упоминаются в римских источниках в I н.э. веке [1] [2] В то время они заселили регион к северу от Черного моря и часто совершали набеги на Парфянскую империю и кавказские провинции Римской империи . [8] С 215 по 250 год н.э. готы . в Понтийской степи разгромили свою власть [4] И тем самым ассимилировав значительную часть ассоциированных алан.
После разгрома готов гуннами в Понтийской степи около 375 г. н.э. многие аланы мигрировали на запад вместе с различными германскими племенами . Они пересекли Рейн в в 406 году нашей эры вместе с вандалами и свевами , поселившись Орлеане и Валансе . Около 409 г. н.э. они присоединились к вандалам и свебам, переправившись через Пиренеи на Пиренейский полуостров , поселившись в Лузитании и Испании Карфагенской . [9] Иберийские аланы, потерпели сокрушительное поражение от вестготов в 418 году нашей эры, впоследствии сдали свою власть Хасдинги вандалам . [10] В 428 году вандалы и аланы пересекли Гибралтарский пролив и оказались в Северной Африке , где основали королевство , просуществовавшее до его завоевания войсками византийского императора Юстиниана I в 534 году. [10]
В конце концов, в 9 веке те аланы, которые остались под властью гуннов, основали могущественное в регионе королевство Алания . он просуществовал до монгольского нашествия в 13 веке нашей эры. Различные ученые считают этих аланов предками современных осетин. [8] [11]
Аланы говорили на восточноиранском языке , который произошел от скифо-сарматского языка и который, в свою очередь, развился в современный осетинский язык . [2] [12] [13] Имя Алан представляет собой восточно-иранскую диалектную форму древнеиранского термина « ариец» . [1] [2] [14] и поэтому родственно названию страны Иран (от род. множественного числа *aryānām ). [15]
Имя
[ редактировать ]Аланы были задокументированы иностранными наблюдателями, начиная с I века нашей эры, под схожими названиями: латинское : Alānī ; Греческий : Ἀλανοί Alanoi ; Китайский : 阿蘭聊 Аланляо ( Пиньинь ; Алан + Лю ) во 2 веке, [16] Алан в III веке, [17] позже Аланго ( страна алан ); [18] парфянский и среднеперсидский Аланан (множественное число); арабский Алан (единственное число); Сирийский Аланае ; Классический армянский Аланк' ; Грузинская Аланети («страна алан»); Иврит Алан (мн. аланим ). [19] [1] Более редкие латинские варианты написания включают Alauni или Halani . [20] Имя сохранилось и в современном осетинском языке как Аллон . [21] [22]
Этноним ариец Алан — диалектный вариант древнеиранского * ариана , происходящего от корня арья —, означающего « » , общего самоназвания индоиранских народов . [23] [24] [1] Вероятно, оно использовалось в ранней истории алан с целью объединения разнородной группы племен посредством ссылки на общее, наследственное «арийское» происхождение. [22] Как и название Ирана (* Aryānām ), прилагательное * aryāna связано с Airyanəm Waēٰō («протяженность ариев»), мифической родиной ранних иранцев, упомянутой в Авесте . [24] [1]
Некоторые другие этнонимы также носят название алан: роксоланы («Светлые аланы»), ответвление алан, чье имя может быть связано с религиозными обрядами, и аланорсы («Белые аланы»), возможно, конгломерат алан и Аорси . [25] Личные имена Алан и Ален (от латинского Alanus ), возможно, были завезены аланскими поселенцами в Западную Европу в первом тысячелетии нашей эры. [26]
Аланы также были известны на протяжении своей истории под другой группой родственных имен, включая вариации Аси , Ас и Ос ( румынский Iasi или Olani , болгарский Uzi , венгерский Jász , русский Jasy , грузинский Osi ). [12] [27] Именно это имя является корнем современного осетинского языка . [12]
История
[ редактировать ]Хронология
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Аланы образовались в результате слияния массагетов , среднеазиатского иранского кочевого народа, с некоторыми старыми племенными группами. Родственные асиям , вторгшимся в Бактрию во II веке до нашей эры, аланы были вытеснены на запад народом Кан-чу (известным греко-римским авторам как Ἰαξάρται Iaxartai по-гречески и Iaxartae по-латыни), последние из которых проживали в бассейне Сырдарьи , откуда распространили свое господство от Ферганы до Приаралья. [28] [29]
Ранние аланы
[ редактировать ]Первые упоминания имен, которые историки связывают с аланами, появляются почти в одно и то же время в текстах Средиземноморья, Ближнего Востока и Китая. [30]
В I веке нашей эры аланы мигрировали на запад из Центральной Азии , заняв доминирующее положение среди сарматов, живших между рекой Дон и Каспийским морем . [4] [5] Аланы упоминаются в надписи Вологаса, в которой говорится, что Вологас I , парфянский царь примерно между 45 и 78 годами нашей эры, на 11-м году своего правления (62 год нашей эры) сражался с Кулуком , царем аланов. [31] Еврейский историк I века н. э. Иосиф Флавий дополняет эту надпись. Иосиф Флавий сообщает в «Иудейских войнах» (книга 7, гл. 7.4), как аланы (которых он называет « скифским » племенем), жившие у Азовского моря, пересекли Железные ворота для грабежа (72 г. н. э.) и разбили армии царя Пакора . Мидийского : , и Тиридата , царя Армении , двух братьев Вологеса I (для которого сделана упомянутая выше надпись)
Был народ аланы, о которых мы раньше где-то упоминали как о скифах, живший вокруг Танаиса и озера Меотида . Примерно в это же время этот народ задумал напасть на Мидию и прилегающие к ней части, чтобы разграбить их; с каким намерением они договорились с царем Гиркании ; ибо он был хозяином того прохода , который царь Александр запер железными воротами. Этот король разрешил им пройти через них; Итак, они пришли в большом множестве и неожиданно напали на Мидян , и разграбили их страну, которую они нашли полной людей и пополненной изобилием скота, в то время как никто не осмеливался оказать им какое-либо сопротивление; ибо Пакор, царь страны, от страха убежал в места, где им было нелегко напасть на него, и отдал им все, что у него было, и только спас от них свою жену и своих наложниц, и это с также затруднение, после того как они были пленены, дать за них выкуп сто талантов. Поэтому эти аланы без сопротивления и с большой легкостью разграбили страну и дошли до Армении, опустошая все на своем пути. Царем этой страны был Тиридат, который встретил их и сражался с ними, но ему повезло, что он не был взят живым в битве; ибо некий человек накинул на него петлю и вскоре втянул бы его, если бы он тотчас же не перерезал веревку мечом и не убежал. Итак, аланы, еще более разгневанные этим зрелищем, опустошили страну и угнали вместе с собой большое количество людей и большое количество другой добычи из обоих королевств, а затем отступили обратно в свою страну. .
Тот факт, что аланы вторглись в Парфию через Гирканию, показывает, что в то время многие аланы все еще базировались к северо-востоку от Каспийского моря. [4] К началу II века н. э. аланы прочно контролировали Нижнюю Волгу и Кубань . [4] Эти земли ранее были оккупированы аорсами и сираками , которых аланы, очевидно, поглотили, рассеяли и/или уничтожили, поскольку они больше не упоминались в современных отчетах. [4] Вполне вероятно, что влияние аланов простиралось дальше на запад, охватывая большую часть сарматского мира, который к тому времени обладал относительно однородной культурой. [4]
В 135 году аланы совершили огромный набег в Малую Азию через Кавказ, опустошив Мидию и Армению. [4] они были отброшены Аррианом , губернатором Каппадокии В конце концов , который написал подробный отчет ( Ektaxis kata Alanoon или «Война против алан»), который является основным источником для изучения римской военной тактики .
С 215 по 250 гг. германские готы расширились на юго-восток и сломали господство алан в Причерноморской степи . [4] Однако аланы, по-видимому, оказали значительное влияние на культуру готов, которые стали превосходными наездниками и переняли искусство аланского звериного стиля. [4] (Римская империя во время хаоса гражданских войн III века терпела разрушительные набеги готских армий с их тяжелой кавалерией, прежде чем иллирийские императоры адаптировались к готской тактике, реорганизовали и расширили римскую тяжелую кавалерию и победили готов под командованием Галлиена. , Клавдий II и Аврелиан .)
После входа гот в степь многие из алан, по-видимому, отступили на восток, к Дону, где они, по-видимому, установили контакты с гуннами . [4] Аммиан пишет, что аланы были «в чем-то похожи на гуннов, но по образу жизни и привычкам они менее дикари». [4] Иордан противопоставил их гуннам, отметив, что аланы «были равными им в бою, но отличались от них своей цивилизацией, манерами и внешним видом». [4] В конце 4-го века Вегеций объединяет аланов и гуннов в своем военном трактате - Hunnorum Alannorum natio , «нация гуннов и алан» - и объединяет готов, гуннов и алан на примере готов и алан Хуннорума . [32]
Римский историк IV века Аммиан Марцеллин отмечал, что аланы «ранее назывались массагетами ». [33] тогда как Дион Кассий писал, что «они массагеты». [4] Вполне вероятно, что аланы представляли собой объединение различных иранских народов , включая сарматов , массагетов и саков . [4] Ученые связывают аланов с кочевым государством Янцай, упоминаемым в китайских источниках. [7] Яньцай впервые упоминается в связи с путешествиями дипломата Чжан Цяня конца II века до н.э. в главе 123 «Шиджи» (автор которой, Сыма Цянь , умер около 90 г. до н.э.). [7] [34] Янцаи в китайских записях снова приравниваются к аорсам , могущественному сарматскому племени, жившему между рекой Дон и Аральским морем , упоминаемому в римских записях, в частности Страбоне . [7]
Ссылка Янцай / Хесу / Алан на
[ редактировать ]В китайских хрониках поздней династии Хань , Хоу Ханьшу , 88 (охватывающие период 25–220 гг. и завершенные в V веке), упоминается сообщение о том, что народ Яньцай (奄蔡) освещал «Обширные степи» или «Обширные луга» < LHC * ʔɨam Б - да С ; он же Хэсу (闔す), ср. латинское Abzoae , [35] [36] отождествляется с аорси ( древнегреческий Αορσιοι ) [37] [38] ) стал вассальным государством Канджу и теперь был известен как Алан (< LHC: * ʔɑ-lɑn 阿蘭) [39] [40] [а]
Ю. А. Заднепровский предполагает, что покорение Янцая Канджу произошло в I веке до н . [7] [44] III века Вейлюэ также отмечает, что Янцай тогда был известен как алан, хотя они больше не были вассалами Канджу. [45]
Голландский китаевед AFP Хулсеве отметил, что: [46]
Шаванн (1905), с. 558, примечание 5, одобряет отождествление Янь-цая с упомянутым Страбоном «Αορσοι», как это предлагает Хирт (1885), с. 139, примечание 1; он считает, что это отождествление усиливается более поздним именем Алан, которое объясняет «Аланорси» Птолемея. Marquart (1905), стр. 240–241, не принял эту идентификацию, но Pulleyblank (1963), стр. 99 и 220, принимает ее, ссылаясь на дополнительную поддержку HSPC 70.6b, где имя Хо-су 闔蘇, реконструированное в «Древнекитайский» как ĥa̱p-sa̱ĥ можно сравнить с Abzoae, обнаруженным у Плиния VI, 38 (см. также Pulleyblank (1968), стр. 252). Также Хумбах (1969), стр. 39–40, принимает это отождествление, хотя и с некоторой оговоркой.
Миграция в Галлию
[ редактировать ]Около 370 г., по мнению Аммиана, мирные отношения между аланами и гуннами были нарушены, после того как гунны напали на донских аланов, убив многих из них и заключив союз с оставшимися в живых. [4] [47] Эти аланы успешно вторглись в готов в 375 году вместе с гуннами. [4] Впоследствии они сопровождали гуннов в их экспансии на запад. [4]
После вторжения гуннов в 370 году другие аланы вместе с другими сарматами мигрировали на запад. [4] Одна из этих групп аланов сражалась вместе с готами в решающей битве при Адрианополе в 378 году нашей эры, в которой был убит император Валент . [4] Поскольку Римская империя продолжала приходить в упадок , аланы разделились на различные группы; некоторые сражались на стороне римлян, а другие присоединились к гуннам, вестготам или остготам . [4] Часть западных аланов присоединилась к вандалам и свебам во время их вторжения в Римскую Галлию . Григорий Турский упоминает в своей Liber historiae Francorum («Книга франкской истории»), что аланский король Респендиал спас положение вандалов в вооруженном столкновении с франками при переправе через Рейн декабря 31 406 г.). По словам Григория, другая группа алан во главе с Гоаром в то же время перешла Рейн, но сразу же присоединилась к римлянам и поселилась в Галлии.
Под руководством Беоргора ( Beorgor rex Alanorum ) они перемещались по Галлии до правления Петрония Максима , когда они пересекли Альпы зимой 464 года и направились в Лигурию , но были там разбиты , а Беоргор убит Рицимером , командующим императорской армией. силы. [48] [49]
стало ясно В 442 году, после того как Аэцию , что он больше не может рассчитывать на гуннов поддержку к Гоару и убедил его переместить часть своего народа в поселения в Орлеане , чтобы контролировать бакауды Арморики , он обратился и сохранить вестготы от расширения своих территорий на север через Луару . Гоар поселил значительное число своих последователей в Орлеане и окрестностях на севере и лично перенес свою столицу в город Орлеан . [50]
При Гоаре они заключили союз с бургундцами во главе с Гундахарием императора Иовина , вместе с которыми они назначили узурпатором . При преемнике Гоара Сангибане аланы Орлеана сыграли решающую роль в отражении вторжения Аттилы Гунна в битве при Шалоне . В 463 году аланы разгромили готов в битве при Орлеане , а позже разгромили франков под предводительством Хильдерика в 466 году. [51] Около 502–503 гг. Хлодвиг напал на Арморику, но потерпел поражение от алан. Однако аланы, которые, как и Хлодвиг, были халкидонскими христианами, желали установить с ним теплые отношения, чтобы уравновесить враждебных арианских вестготов , жаждавших земли к северу от Луары . Поэтому было заключено соглашение, по которому Хлодвиг стал править различными народами Арморики, а военная сила региона была интегрирована в армию Меровингов. [52]
Испания и Африка
[ редактировать ]Следуя за успехами вандалов и свевов на Пиренейском полуострове ( Испания , включающая современные Португалию и Испанию) в 409 году, [53] аланы во главе с Респендиалом расселились в провинциях Лузитания и Карфаген . [54] Королевство аланов было одним из первых варварских королевств основанных . Силингские вандалы — вандалы поселились в Бетике , свевы — в прибрежной Галлеции , а асдингские в остальной части Галлеции. Хотя пришельцы контролировали Испанию, они все еще составляли крошечное меньшинство среди более крупного испано-римского населения, примерно 200 000 из 6 000 000. [9]
В 418 (или 426 по мнению некоторых авторов) [55] ), аланский король Аттас был убит в бою против вестготов, и эта ветвь аланов впоследствии обратилась к асдингскому королю вандалов Гундериху с просьбой принять аланскую корону. Отдельная этническая идентичность алан Респендиала растворилась. [56] Хотя некоторые из этих аланов, как полагают, остались в Иберии , большинство из них ушло в Северную Африку вместе с вандалами в 429 году . Позже правители Королевства вандалов в Северной Африке называли себя Rex Wandalorum et Alanorum («Король вандалов и аланов»). [57] [58]
В Португалии есть остатки алан. [59] а именно в Аленкере (чье имя может быть германским, обозначающим Храм Алан , от «Алан Керк», [60] и чей замок мог быть основан ими; Алаунты . до сих пор представлены на гербе этого города), при строительстве замков Торреш-Ведрас и Альмурол , а также в городских стенах Лиссабона , где следы их присутствия можно найти под фундаментом церкви Санта -Лузия . [ нужна ссылка ]
На Пиренейском полуострове аланы поселились в Лузитании ( Алентежу ) и провинциях Картагиненсе. Оглядываясь назад, они стали известны своими массовыми охотничьими и боевыми мастифового собаками типа Алаунтами , которых они, по-видимому, завезли в Европу. Порода вымерла, но ее название носит испанская порода собак, до сих пор называемая алано , традиционно используемая для охоты на кабанов и выпаса скота . Название алано, однако, исторически использовалось для ряда пород собак в нескольких европейских странах, которые, как считается, произошли от оригинальной собаки аланов, таких как немецкий мастиф ( немецкий дог ) и французский бордоский дог , среди других. . [ нужна ссылка ]
Средневековая Алания
[ редактировать ]Аланы, остававшиеся в своей первоначальной области расселения к северу от Кавказа (а какое-то время к востоку от Каспийского моря также ), вступили в контакт и конфликт с булгарами , гектюрками и хазарами , которые изгнали большинство из них из равнины и в горы. [61]
Аланы приняли византийское православие в первой четверти X века, во времена патриархата Николая I Мистика . Аль-Масуди сообщает, что они отступили от веры в 932 году, но, похоже, это продолжалось недолго. Аланы все вместе упоминаются как христиане византийского обряда 13 века. [61] Кавказские аланы были предками современных осетин , этноним которых происходит от имени Ас (весьма вероятно, древние аорсы ; аль-Масуди упоминает аль-Арсию как стражников у хазар, а русы называли алан яси ), родственное племя алан. Армянская география использует имя Аштигор для самых западных алан, имя, которое сохранилось как Дигор и до сих пор относится к западному разделению осетин. Кроме того, по-осетински Аси относится к региону вокруг горы Эльбрус , где они, вероятно, раньше жили. [61]
Некоторые другие аланы остались под властью гуннов. Представители восточной дивизии, хотя и были рассеяны по степям до позднего средневековья , были вытеснены монголами на Кавказ, где они и остались осетинами. Между 9 и 12 веками они образовали сеть племенных союзов, которые постепенно превратились в христианское королевство Алания . Большинство алан подчинились Монгольской империи в 1239–1277 гг. Они участвовали в монгольских нашествиях в Европу и династии Сун в Южном Китае , а также в Куликовской битве при Мамае из Золотой Орды . [62] [ нужен лучший источник ]
В 1253 году францисканский монах Вильгельм Рубрук сообщил о многочисленных европейцах в Средней Азии . Известно также, что 30 000 алан составляли царскую гвардию ( Асуд ) юаньского двора в Даду (Пекин). Позже Марко Поло сообщил об их роли в династии Юань в своей книге Il Milione . Говорят, что эти аланы внесли свой вклад в современный монгольский клан Асуд . Иоанн Монтекорвино , архиепископ Даду (Ханбалык), как сообщается, обратил в римско-католическое христианство многих алан , помимо армян в Китае . [63] [64] В Польше и Литве аланы также входили в состав могущественного Рода Остоя .
По словам миссионера Пиана де Карпина , часть алан успешно сопротивлялась монгольской осаде горы в течение 12 лет: [65]
Когда они (монголы) начинают осаждать крепость, то осаждают ее многие годы, как это происходит сегодня с одной горой в земле алан. Мы полагаем, что они осаждали его двенадцать лет и они (аланы) оказали мужественное сопротивление и убили многих татар, в том числе многих знатных.
- Джованни да Пьян дель Карпине, отчет 1250 г.
Эта двенадцатилетняя осада не встречается ни в одном другом отчете, однако российский историк А. И. Краснов связал это сражение с двумя записанными им в 1967 году чеченскими сказками, в которых рассказывается о старом охотнике по имени Идиг, который со своими товарищами Дакуох в течение 12 лет защищал гору . лет против татаро-монголов. Он также сообщил, что нашел несколько наконечников стрел и копий 13 века недалеко от той самой горы, у которой произошла битва: [66]
В следующем году, с наступлением лета, вражеские полчища снова пришли истреблять горцев. Но даже в этом году им не удалось захватить гору, на которой обосновались отважные чеченцы. Битва длилась двенадцать лет. Главное богатство чеченцев – скот – было украдено врагами. Уставшие от долгих лет тяжелой борьбы чеченцы, поверив уверениям врага в милосердии, спустились с горы, но монголо-татары вероломно перебили большинство, а остальных увели в рабство. Этой участи удалось избежать только Идигу и нескольким его спутникам, которые не доверились кочевникам и остались на горе. Им удалось бежать и покинуть гору Дакуо после 12 лет осады.
— Амин Тесаев, Сказание и борьба чеченского богатыря Идига (1238–1250).
Против алан и половцев (кипчаков) монголы использовали тактику «разделяй и властвуй», сначала сказав половцам прекратить союз с аланами, а после того, как половцы последовали их предложению, монголы затем напали на половцев. [67] после победы над аланами. [68] Аланы были набраны в монгольские войска одним подразделением под названием «Правая аланская гвардия», которое было объединено с «недавно сдавшимися» солдатами, монголами и китайскими солдатами, дислоцированными в районе бывшего королевства Кочо , а в Беш-Балихе монголы создали китайскую военная колония под руководством китайского генерала Ци Кончжи (Ци Гун-чжи). [69] Аланская и кыпчакская стража использовалась Хубилай-ханом. [70] В 1368 году, в конце правления династии Юань в Китае, Тогана Темура сопровождали его верные стражи-аланы. [71] Мангу зачислил в свою охрану половину войска аланского князя Арслана, младший сын которого Николай принимал участие в походе монголов на Караджанг (Юньнань). Эта аланская императорская гвардия все еще существовала в 1272, 1286 и 1309 годах и была разделена на два корпуса со штаб-квартирой в провинции Линпей (Каракорум). [72] Франко-фламандский монах и путешественник Вильям Рубрук неоднократно упоминает алан в отчете о своем путешествии по Евразии к Великому хану в 1253–1255 годах , например, аланы, жившие в качестве монгольских подданных в Крыму , Старой Астрахани , ханской столице Каракоруме , а также до сих пор как свободные люди на своей кавказской родине («аланы или аасы, которые являются христианами и до сих пор воюют с татарами»). [73] Причина, по которой монголы постепенно отказались от более раннего персидского слова «терса» в пользу сиро-греческого слова «аркон», когда говорили о христианах, очевидно, заключается в том, что ни о какой конкретно греческой церкви никогда не слышали в Китае до тех пор, пока русские не были завоеваны; кроме того, на протяжении второй половины тринадцатого и первой половины четырнадцатого века в Пекине находились большие отряды русской и аланской гвардии, и тамошние католики вряд ли поощряли использование персидского слова, которое, скорее всего, было применимо в первый пример несторианцев они нашли столь выродившимися. [74] Охранники-аланы перешли в католицизм, как сообщает Одорико. [75] Это была «Российская гвардия». [76]
Считается, что часть аланов переселилась на Север ( барсилы ), слившись с волжскими булгарами и буртасами , со временем превратившись в волжских татар . [77] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ] Предполагается, что Яссы, группа алан, основали город на северо-востоке Румынии (около 1200–1300 гг.), недалеко от реки Прут, под названием Яссы . Последний стал столицей Молдавии в средние века. [78]
В деле с Каталонской компанией были замешаны аланские наемники . [79]
Более поздняя история
[ редактировать ]Потомки аланов, проживающих в автономных республиках России и Грузии, говорят на осетинском языке , который принадлежит к северо-восточной иранской языковой группе и является единственным остатком скифо-сарматского диалектного континуума , который когда-то простирался на большей части Причерноморской степи и Центральной Азии. Азия . Современный осетинский язык имеет два основных диалекта: дигорский , на котором говорят в западной части Северной Осетии; и железный , на котором говорят в остальной части Осетии. На третьей ветви осетинского языка, ясском ( Jász ), раньше говорили в Венгрии. Литературный язык, основанный на железном диалекте , закрепил народный поэт ( Коста Хетагуров 1859–1906).
Внешний вид
[ редактировать ]Римский историк четвертого века Аммиан Марцеллин так писал о появлении аланов:
Почти все аланы — люди большого роста и красоты; волосы у них несколько желтые, глаза ужасно свирепые. [80]
Генетика
[ редактировать ]В исследовании, проведенном в 2014 г. В.В. Ильинским на костных фрагментах из 10 аланских захоронений на реке Дон, ДНК удалось выделить всего из семи. Четверо из них оказались принадлежащими к гаплогруппе G2 yDNA, а шесть из них имели мтДНК I. Тот факт, что многие образцы имеют одну и ту же y- и мтДНК, повышает вероятность того, что протестированные люди принадлежали к одному и тому же племени или даже были близкими родственниками. . Тем не менее, это подтверждает аргумент в пользу прямого аланского происхождения осетин , конкурируя с гипотезой о том, что осетины являются аланинами, говорящими на кавказском языке, поскольку основная гаплогруппа среди осетин также является G2. [81]
В 2015 году Институт археологии в Москве провел исследование различных курганных погребений сармато-аланской и салтово-маякской культур. В этом анализе два образца алан с 4 по 6 века нашей эры имели yDNA G2a-P15 и R1a-z94, тогда как из трех сарматских образцов со 2 по 3 века нашей эры два имели yDNA J1-M267, а один - R1a. [82] Кроме того, в трех образцах Салтово-Маяки, относящихся к 8-9 векам нашей эры, оказались yДНК G, J2a-M410 и R1a-z94 соответственно. [83]
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки шести алан, похороненных на Кавказе ок. 100–1400 гг. н.э. Образец извлеченной Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе R1 и гаплогруппе Q-M242 . Один из образцов Q-M242 , найденный в Беслане, Северная Осетия, в 200 г. н. э., обнаружил 4 родственников среди чеченцев из тейпа Шоаной. [84] Образцы извлеченной мтДНК принадлежали HV2a1 , U4d3 , X2f , H13a2c , H5 и W1 . [85]
Археология
[ редактировать ]Археологические находки подтверждают письменные источники. П.Д. Рау (1927) впервые отождествил позднесарматские стоянки с историческими аланами. По археологическому материалу они были одним из ираноязычных кочевых племен, начавших проникать на территорию Сарматов в середине I-II вв.
Язык
[ редактировать ]Древний язык алан представлял собой восточно-иранский диалект, либо идентичный, либо, по крайней мере, тесно связанный с древневосточными иранскими языками. [86] Это подтверждается сравнением слова «лошадь» в различных индоиранских языках и реконструированного аланского слова «лошадь»: [87]
Язык | Принадлежность | Лошадь |
---|---|---|
Аланик | *лезвие | |
литовский | Балтика | ашва |
санскрит | Индоарийский | Ашва |
Хотанский | Северо-восточный иранский | śś а а |
пушту | Восточно-иранский | ой |
осетинский | Северо-восточный иранский | эфс |
Вахи | Северо-восточный иранский | яш |
Ягноби | Северо-восточный иранский | жерех |
Авестийский | Юго-восточный иранский | лезвие |
Белуджи | Северо-западный иранский | жерех |
курдский | Северо-западный иранский | лошадь |
медиана | Северо-западный иранский | лезвие |
Старый персидский | Юго-западный иранский | работа |
Среднеперсидский | Юго-западный иранский | жерех |
персидский | Юго-западный иранский | пожалуйста |
Религия
[ редактировать ]До своей христианизации аланы были индоиранскими политеистами , подписавшими либо плохо изученный скифский пантеон , либо политеистическую форму зороастризма . Некоторые традиции были напрямую унаследованы от скифов, например, воплощение их доминирующего бога в сложных ритуалах. [88]
В IV–V веках аланы были хотя бы частично христианизированы византийскими миссионерами арианской церкви . В XIII веке вторгшиеся монгольские орды оттеснили восточных аланов дальше на юг, на Кавказ, где они смешались с коренными кавказскими группами и последовательно образовали три территориальных образования, каждое из которых имело различное развитие. Около 1395 года Северный армия Тимура вторглась на Кавказ и истребила большую часть аланского населения.
Со временем Дигор на западе попал под влияние Кабарда и ислама . Именно через кабардинцев (восточно- черкесское племя) ислам был принесен в регион в 17 веке. После 1767 года вся Алания перешла под власть России, что значительно укрепило православие в этом регионе. Значительное меньшинство сегодняшних осетин является последователями традиционной осетинской религии, возрожденной в 1980-х годах как ассианизм (по-осетински: Уацдин = «истинная вера»). [89]
См. также
[ редактировать ]- Список древних иранских народов
- Роксоланы , возможно, подмножество алан.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Золотой 2009 год .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Абаев и Бейли 1985 , стр. 801–803.
- ^ Уолдман и Мейсон, 2006 , стр. 12–14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Бжезинский и Мельчарек 2002 , стр. 10–11
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Zadneprovskiy 1994 , pp. 467–468
- ^ Немецкий 2000 , с. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Zadneprovskiy 1994 , pp. 465–467
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Алани» . Британская онлайн- энциклопедия . 2015. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года . Проверено 1 января 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Испания: Вестготская Испания до 500 г.» . Британская онлайн- энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 2015 . Проверено 1 января 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Вандал» . Британская онлайн- энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 2015 . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Шнирельман, Виктор (2006). «Политика имени: между консолидацией и разделением на Северном Кавказе» (PDF) . Акта Славика Японика . 23 : 37–49.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Немецкий 2000 , стр. 5–7.
- ^ Об этногенезе см. Уолтер Пол , «Концепции этнической принадлежности в исследованиях раннего средневековья» в книге «Дебаты о средневековье: проблемы и материалы» , под ред. Лестер К. Литтл и Барбара Х. Розенвейн, Блэквелл, 1998, стр. 13–24.
- ^ Немецкий 2000 , стр. 1–5.
- ^ Абаев В.И.; Бэйли, HW (26 августа 2020 г.), «АЛАНС» , Энциклопедия Ираника Онлайн , Брилл , получено 16 ноября 2023 г.
- ^ « Хоу Ханьшу » .
- ^ « Вейлюэ » .
- ^ Kozin, S.A., Sokrovennoe skazanie, M.-L., 1941. pp. 83–84
- ^ Немецкий 2000 , стр. 1–2.
- ^ Немецкий 2000 , стр. 33, 99.
- ^ Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. М.–Л., 1958. С. 47–48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Немецкий 2000 , с. 4.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 213: «Иранские алани (<* aryana ) (название иранской группы, потомками которой являются осетины, одним из подразделений которой является железная [<* aryana- )), * aryranam (род. пи.)' ариев ' (>депутаты Ирана )».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Alemany 2000 , стр. 3–4: «Однако в настоящее время в отношении [этимологии Алана ] признаются только две возможности, обе тесно связанные: (а) прилагательное * aryāna - и (б) род. мн. * aryānām ; в обоих случаях встречается лежащее в основе иранское прилагательное * arya – «ариец». Стоит отметить, что, хотя дать однозначный вариант невозможно, поскольку обе формы дают один и тот же фонетический результат, большинство исследователей склонны отдавать предпочтение производному. * aryāna -, поскольку имеет более подходящее смысловое значение... Этническое название * aryā -, лежащее в основе названия алан, было связано с ав. Airiianəm Vaēٰō 'арийская равнина'».
- ^ Немецкий 2000 , с. 8.
- ^ Немецкий 2000 , с. 5.
- ^ Серджиу Бакалов, Средневековые аланы в Молдове / Соображения относительно олан (аланов) или ясс из средневековой Молдовы. С акцентом на жителей Нижнего Днестра https://bacalovsergiu.files.wordpress.com/2016/05/download-sergiu-bacalov-considerac5a3ii-privind-olanii-alanii-sau-iac59fii-din-moldova-medievalc483. PDF )
- ^ Ольбрихт, Марек Ян (2000). «Замечания о присутствии иранских народов в Европе и их азиатских связях» . Collectanea Celto-Asiatica Cracoviensia . Краков : Księgarnia Akademicka . стр. 101–104. ISBN 978-8-371-88337-8 .
- ^ Мелюкова, А.И. (1990). Синор, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Том. 1. Перевод Крукенден, Джулия. Кембридж , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Издательство Кембриджского университета . стр. 97–117. ISBN 978-0-521-24304-9 .
- ^ Немецкий 2000 , с. ?.
- ^ «Вологезская надпись» .
- ^ Вегетиус 3.26, мимоходом отмечено Т.Д. Барнсом, «Дата Вегетиуса» Феникса 33.3 (осень 1979 г., стр. 254–257), стр. 254–257. 256. «Сочетание этих трех варварских рас не повторяется поколение спустя», - отмечает Барнс, приводя аргументы в пользу происхождения трактата Вегеция в конце IV века.
- ^ Аммиан Марцеллин Римская история Книга 31 II. 12
- ^ Уотсон, Бертон пер. 1993. Записи великого историка Сыма Цяня . Вторая династия Хань. (Пересмотренное издание), с. 234. Издательство Колумбийского университета . Нью-Йорк. ISBN 0-231-08166-9 , 0-231-08167-7 (пбк.)
- ^ Ю, Тайшань (июль 1998 г.). «Исследование истории саков» (PDF) . Китайско-платонические статьи (80).
В комментарии 顏師古 Янь Шигу говорится: «Ху Гуан 胡廣 добавляет: «Приблизительно в 1000 ли к северу от Канджу находилось государство под названием Яньцай, которое также называлось Хэсу. Следовательно, Хэсу был тождественен Янцаю». Это показывает, что Янцаев во времена Хань также называли Хэсу.
- ^ Плиний Старший , Естественная история IV стр. 365
- ^ Шюсслер, Аксель. (2009) Минимальный древнекитайский и более поздний ханьский китайский . Гонолулу: Гавайский университет Press. п. 348
- ^ Ю Хуан , Вэйлюэ . черновой перевод Джона Э. Хилла (2004). Примечания переводчика 11.2 цитата: «Янкай, уже упомянутый в тексте как страна к северо-западу от Канджу (в то время в районе Ташкента), издавна отождествлялся с аорсами западных источников, кочевым народом, из которого произошли богатые позже появились известные аланы (Pulleyblank [1962: 99, 220; 1968:252])».
- ^ Шюсслер (2009). стр. 211, 246
- ^ Хилл, Джон Э. 2003. «Аннотированный перевод главы о западных регионах согласно Хоу Ханьшу ». Пересмотренное издание.
- ^ Weilüe : «Западные регионы» , цитируется в Sanguozhi vol. 30
- ^ Хоуханьшу , Том 88: Сию чжуань Яньцай » цитата: «Государство Яньцай было переименовано в государство Аланляо. Оно жило в Дичэне и принадлежало Канджу. Почва и температура мягкие, много сосен и белых трав. Народная одежда такая же, как и Канджу. "
- ^ Хилл, Джон Э. (переводчик). Западные регионы согласно Хоу Ханьшу: Сию цзюань «Глава о западных регионах» из Хоу Ханьшу 88, 2-е изд. «Раздел 19 - Королевство Аланляо 阿蘭聊 (аланы)»
- ^ Zadneprovskiy 1994 , pp. 463–464
- ^ «Для более ранней версии этого перевода» .
- ^ Хулсеве. А.Ф.П. (1979) Китай в Центральной Азии: ранний этап 125 г. до н.э. - 23 г. н.э.: аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань». п. 129, н. 316. Цитируется у Джона Э. Хилла. Примечания переводчика 25.3 и 25.4 к черновому переводу Ю Хуаня » «Weilüe
- ^ Джованни де Мариньолли, «Джон Де'Мариньолли и его воспоминания о путешествии по Востоку», в книге «Китай и путь туда: собрание средневековых заметок о Китае» , том 2, изд. Генри Юл (Лондон: Общество Хаклюта, 1866), 316–317.
- ^ Исаак Ньютон , Наблюдения за Даниилом и Апокалипсисом Святого Иоанна (1733).
- ^ Павел Диакон , Римская история , XV, 1.
- ^ Бахрах, Бернард С. (1973). История алан на Западе . Университет Миннесоты Пресс. п. 63. ИСБН 978-0816656998 .
- ^ Бахрах, Бернард С. (1973). История алан на Западе . Университет Миннесоты Пресс. п. 77. ИСБН 978-0816656998 .
- ^ Бахрах, Бернард С. (1972). Меровингская военная организация, 481–751 . Университет Миннесоты Пресс. п. 10. ISBN 978-0816657001 .
- ^ Исторический атлас классического мира, 500 г. до н.э. – 600 г. н.э. Книги Барнса и Нобл. 2000. с. 2.16. ISBN 978-0-7607-1973-2 .
- ^ «Аланам выделены Лузитания и Карфагенские провинции, а вандалам — под именем Силинги — Бетика» ( Гидаций )
- ^ Кастриций, 2007 г.
- ^ О другом быстром распаде этноса в раннем средневековье см. Авары . (Поль 1998:17f).
- ^ Лэтэм, Роберт Гордон (1878). Русский и турок с географической, этнологической и исторической точки зрения . УХ Аллен . п. 170.
- ^ Евангелос Хрисос [на греческом языке] (1989). Империя и варвары . Бёлау . п. 58. ИСБН 978-3205051121 .
- ↑ Мильязес, Хосе Кавказские предки португальцев . Архивировано 1 января 2016 года на Wayback Machine — Rádio e Televisão de Portugal на португальском языке .
- ^ Иво Ксавьер Фернандес. Топонимы и неевреи, Том 1, 1941, с. 144.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бартольд, В.; Минорский, В. (1986). «Алан» . Энциклопедия ислама, новое издание, том I: A – B. Лейден и Нью-Йорк: Брилл. п. 354. ИСБН 978-90-04-08114-7 .
- ^ Справочник по востоковедению Агусти Алемани, Дениса Синора, Бертольда Койлера, Хартвига Альтенмюллера, стр. 400–410.
- ^ Ру, с. 465
- ^ «Христианская Европа и монгольская Азия: первый средневековый межкультурный контакт между Востоком и Западом» .
- ^ Tesaev, Amin (13 November 2020). К личности и борьбе чеченского героя идига (1238–1250 гг.) . МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «НАУКА И МОЛОДЕЖЬ», ПОСВЯЩЕННОЙ ФИЗИКЕ БУДУЩЕГО] (in Russian). Grozny. pp. 451–455. doi : 10.36684/30-2020-1-451-454 . Conference papers online .
- ^ Krasnov, A.I. "Копье Тебулос-Мта". Вокруг света . 9 : 29.
- ^ Синор, Денис (1999). «Монголы на Западе». Журнал истории Азии . 33 (1): 1–44. JSTOR 41933117 .
- ^ Гальперин, Чарльз Дж. (2000). «Связь кипчаков: ильханы, мамлюки и Айн Джалут». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 63 (2): 229–245. дои : 10.1017/S0041977X00007205 . JSTOR 1559539 . S2CID 162439703 .
- ^ Россаби, Моррис (1983). Китай среди равных: Поднебесная и его соседи, X–XIV вв . Издательство Калифорнийского университета. стр. 255–. ISBN 978-0-520-04562-0 .
- ^ Николь, Дэвид (2004). Монгольские военачальники: Чингисхан, Хубилай-хан, Хулагу, Тамерлан . Брокгемптон Пресс. п. 85. ИСБН 978-1-86019-407-8 .
- ^ Артур Томас Хатто (1991). Архив Евразийского Средневековья . Питер де Риддер Пресс. п. 36.
- ^ Сэр Генри Юл (1915). Катай и путь туда, собрание средневековых извещений о Китае . Азиатские образовательные услуги. стр. 187–. ISBN 978-81-206-1966-1 .
- ^ WW Рокхилл: Путешествие Вильгельма Рубрука в восточные части мира, 1253–1255 гг., Рассказанное им самим, с двумя отчетами о более раннем путешествии Иоанна Пиан де Карпина. тр. с латыни и под ред. Уильяма Вудвилла Рокхилла с вступительным словом (Лондон: Hakluyt Society, 1900). Акк. по адресу: http://depts.washington.edu/silkroad/texts/rubruck.html . Ребята. IX и XXII.
- ^ Эдвард Харпер Паркер (1905). Китай и религия . Э.П. Даттон. стр. 232–. ISBN 978-0524009512 .
- ^ Арнольд, Лорен (1999). Княжеские дары и папские сокровища: францисканская миссия в Китае и ее влияние на искусство Запада, 1250–1350 гг . Дезидерата Пресс. стр. 79–. ISBN 978-0-9670628-0-8 .
- ^ Мейкхэм, Джон (2008). Китай: обнаружена старейшая живая цивилизация в мире . Темза и Гудзон. п. 269. ИСБН 978-0-500-25142-3 .
- ^ (in Russian) Тайная история татар Archived 27 September 2007 at the Wayback Machine
- ^ А. Болдур, История Бессарабии , стр. 20.
- ^ Джесси, Скотт; Исаенко, Анатолий (2013). «Военная эффективность аланских наемников в Византии, 1301–1306 гг.». В Роджерсе, Клиффорд Дж; ДеВрис, Келли; Франция, Джон (ред.). Журнал средневековой военной истории: Том XI . Бойделл и Брюэр. стр. 107–132. ISBN 978-1-84383-860-9 . JSTOR 10.7722/j.ctt31njvf.9 .
- ^ Аммиан Марцеллин Римская история Книга 31 II. 21 .
- ^ Reshetova, Irina; Afanasiev, Gennady. "Афанасьев Г.Е., Добровольская М.В., Коробов Д.С., Решетова И.К. О культурной, антропологической и генетической специфике донских алан // Е.И. Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. М. 2014. С. 312–315" .
- ^ "ДДНК Сарматы, Аланы" .
- ^ Reshetova, Irina; Afanasiev, Gennady. "Афанасьев Г.Е., Вень Ш., Тун С., Ван Л., Вэй Л., Добровольская М.В., Коробов Д.С., Решетова И.К., Ли Х.. Хазарские конфедераты в бассейне Дона // Естественнонаучные методы исследования и парадигма современной археологии. М. 2015. С. 146–153" .
- ^ «Q-YP4000 YTree» .
- ^ Дамгаард и др. 2018 .
- ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- ^ Абаев Василий Иванович; l'Oriente, Итальянский институт Африки (1998). Studia iranica et alanica (на русском языке). Итальянский институт Африки и Востока. [ нужна страница ]
- ^ Сулимирски, Т. (1985). «Скифы» в: Фишер, В.Б. (ред.) Кембриджская история Ирана, Vol. 2: Медианный и ахеменидский периоды. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20091-1 . стр. 158–159.
- ^ Фольц, Ричард (2019). «Скифское неоязычество на Кавказе: осетинский Уацдин как «природная религия» ». Журнал по изучению религии, природы и культуры . 13 (3): 314–332. дои : 10.1558/jsrnc.39114 . S2CID 213692638 .
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Абаев В.И .; Бейли, HW (1985). «Аланы» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/8: Алафранк – Альп Арслан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 801–803. ISBN 978-0-71009-097-3 .
- Алемани, Агусти (2000). Источники об аланах: Критический сборник . Брилл. ISBN 978-90-04-11442-5 .
- Бернард С. Бахрах , История алан на Западе, от их первого появления в источниках классической древности до раннего средневековья , University of Minnesota Press, 1973. ISBN 0-8166-0678-1
- Бахрах, Бернард С. (1969). «Происхождение армориканского рыцарства». Технологии и культура . 10 (2): 166–171. дои : 10.2307/3101476 . JSTOR 3101476 .
- Бжезинский, Ричард; Мельчарек, Мариуш (2002). Сарматы, 600 г. до н. э. – 450 г. н. э . Издательство Оспри . ISBN 978-1-84176-485-6 .
- Кастриций, Х. 2007. Вандалы. Издательство Кольхаммер .
- Дамгаард, Питер де Баррос; и др. (май 2018 г.). «137 древних геномов человека со всех евразийских степей». Природа . 557 (7705): 369–374. Бибкод : 2018Natur.557..369D . дои : 10.1038/s41586-018-0094-2 . hdl : 1887/3202709 . ПМИД 29743675 . S2CID 13670282 .
- Гольб, Норман и Омелян Прицак , Хазарско-еврейские документы десятого века. Итака: Корнельский университет. Пресс, 1982. [ ISBN отсутствует ]
- Голден, Питер Б. (2009). «Аланы» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Хилл, Джон Э. 2003. «Аннотированный перевод главы о западных регионах согласно Хоу Ханьшу ». 2-е черновое издание. [1]
- Хилл, Джон Э. 2004. Народы Запада из Вэйлюэ 魏略, автор Ю Хуан 魚豢 : китайский отчет третьего века, составленный между 239 и 265 годами нашей эры. Черновой вариант аннотированного перевода на английский язык. [2]
- Ю, Тайшань. 2004. История взаимоотношений между Западной и Восточной Хань, Вэй, Цзинь, Северной и Южной династиями и западными регионами . Китайско-платонические статьи № 131, март 2004 г. Кафедра восточноазиатских языков и цивилизаций Пенсильванского университета.
- Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия Европы . Издание информационной базы . ISBN 978-1-4381-2918-1 .
- Заднепровский, Ю.А. (1 января 1994 г.). «Кочевники Северной Средней Азии после нашествия Александра». В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. ЮНЕСКО . стр. 457–472. ISBN 978-92-3-102846-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- на Страбона и Хоу Хань Шу Обсуждаются ссылки ( архивировано 12 февраля 2006 г. в Wayback Machine )
- Кавказский фонд: Кавказ сегодня: осетины
- Алан
- 13 век в Венгрии.
- V век в Испании
- V век в субримской Галлии.
- Древняя Средняя Азия
- Древние народы России
- Варварские королевства
- Чечня
- готы
- Исторические этносы Европы
- Исторические иранские народы
- История Восточной Европы
- История Северного Кавказа
- Ингушетия
- Иранские кочевники
- Средневековая история Алжира
- Средневековая история Португалии
- Период миграции
- Кочевые группы в Евразии
- Осетия
- Народы Кавказа
- Салтово-маякская культура
- Вандалы