Jump to content

Алан

Алан
Апельсин
Карта, показывающая миграции алан
Языки
Скифский , Аланский
Родственные этнические группы
осетины

Аланы народом , ( лат . Alani ) были древним и средневековым иранским кочевым скотоводческим мигрировавшим на территорию современного Северного Кавказа. [1] [2] [3] [4] [5] – в то время как некоторые продолжили путь в Европу, а затем в Северную Африку. Обычно считается частью сарматов и , возможно, родственником массагетов . [6] историки связывают аланов со среднеазиатскими янкаями китайских Современные и с аорсами римских источников источников. [7] Мигрировав на запад и став доминирующим среди сарматов в Причерноморско-Каспийской степи , аланы упоминаются в римских источниках в I н.э. веке [1] [2] В то время они заселили регион к северу от Черного моря и часто совершали набеги на Парфянскую империю и кавказские провинции Римской империи . [8] С 215 по 250 год н.э. готы . в Понтийской степи разгромили свою власть [4] И тем самым ассимилировав значительную часть ассоциированных алан.

После разгрома готов гуннами в Понтийской степи около 375 г. н.э. многие аланы мигрировали на запад вместе с различными германскими племенами . Они пересекли Рейн в в 406   году нашей эры вместе с вандалами и свевами , поселившись Орлеане и Валансе . Около 409 г. н.э. они присоединились к вандалам и свебам, переправившись через Пиренеи на Пиренейский полуостров , поселившись в Лузитании и Испании Карфагенской . [9] Иберийские аланы, потерпели сокрушительное поражение от вестготов в 418 году нашей эры, впоследствии сдали свою власть Хасдинги вандалам . [10] В 428   году вандалы и аланы пересекли Гибралтарский пролив и оказались в Северной Африке , где основали королевство , просуществовавшее до его завоевания войсками византийского императора Юстиниана I в 534 году. [10]

В конце концов, в 9 веке те аланы, которые остались под властью гуннов, основали могущественное в регионе королевство Алания . он просуществовал до монгольского нашествия в 13 веке нашей эры. Различные ученые считают этих аланов предками современных осетин. [8] [11]

Аланы говорили на восточноиранском языке , который произошел от скифо-сарматского языка и который, в свою очередь, развился в современный осетинский язык . [2] [12] [13] Имя Алан представляет собой восточно-иранскую диалектную форму древнеиранского термина « ариец» . [1] [2] [14] и поэтому родственно названию страны Иран (от род. множественного числа *aryānām ). [15]

Аланы были задокументированы иностранными наблюдателями, начиная с I века нашей эры, под схожими названиями: латинское : Alānī ; Греческий : Ἀλανοί Alanoi ; Китайский : 阿蘭聊 Аланляо ( Пиньинь ; Алан + Лю ) во 2 веке, [16] Алан в III веке, [17] позже Аланго ( страна алан ); [18] парфянский и среднеперсидский Аланан (множественное число); арабский Алан (единственное число); Сирийский Аланае ; Классический армянский Аланк' ; Грузинская Аланети («страна алан»); Иврит Алан (мн. аланим ). [19] [1] Более редкие латинские варианты написания включают Alauni или Halani . [20] Имя сохранилось и в современном осетинском языке как Аллон . [21] [22]

Этноним ариец Алан — диалектный вариант древнеиранского * ариана , происходящего от корня арья —, означающего « » , общего самоназвания индоиранских народов . [23] [24] [1] Вероятно, оно использовалось в ранней истории алан с целью объединения разнородной группы племен посредством ссылки на общее, наследственное «арийское» происхождение. [22] Как и название Ирана (* Aryānām ), прилагательное * aryāna связано с Airyanəm Waēٰō («протяженность ариев»), мифической родиной ранних иранцев, упомянутой в Авесте . [24] [1]

Некоторые другие этнонимы также носят название алан: роксоланы («Светлые аланы»), ответвление алан, чье имя может быть связано с религиозными обрядами, и аланорсы («Белые аланы»), возможно, конгломерат алан и Аорси . [25] Личные имена Алан и Ален (от латинского Alanus ), возможно, были завезены аланскими поселенцами в Западную Европу в первом тысячелетии нашей эры. [26]

Аланы также были известны на протяжении своей истории под другой группой родственных имен, включая вариации Аси , Ас и Ос ( румынский Iasi или Olani , болгарский Uzi , венгерский Jász , русский Jasy , грузинский Osi ). [12] [27] Именно это имя является корнем современного осетинского языка . [12]

Хронология

[ редактировать ]
Южная ОсетияДигор (диалект)Железо (диалект)Ясские людиСеверная Осетия-АланияСеверная Осетия-АланияМонголыХазарыВандалыРохоланигунныКавказПредкавказьеДунайГаллияПровинция Африка

Источник

[ редактировать ]

Аланы образовались в результате слияния массагетов , среднеазиатского иранского кочевого народа, с некоторыми старыми племенными группами. Родственные асиям , вторгшимся в Бактрию во II веке до нашей эры, аланы были вытеснены на запад народом Кан-чу (известным греко-римским авторам как Ἰαξάρται Iaxartai по-гречески и Iaxartae по-латыни), последние из которых проживали в бассейне Сырдарьи , откуда распространили свое господство от Ферганы до Приаралья. [28] [29]

Ранние аланы

[ редактировать ]
Скифы и родственные им северо-восточные иранские народы железного века выделены зеленым цветом.
Европа, 117–138 гг. н.э., когда аланы были сконцентрированы к северу от Кавказских гор (в центре справа).

Первые упоминания имен, которые историки связывают с аланами, появляются почти в одно и то же время в текстах Средиземноморья, Ближнего Востока и Китая. [30]

В I веке нашей эры аланы мигрировали на запад из Центральной Азии , заняв доминирующее положение среди сарматов, живших между рекой Дон и Каспийским морем . [4] [5] Аланы упоминаются в надписи Вологаса, в которой говорится, что Вологас I , парфянский царь примерно между   45 и 78 годами нашей эры, на 11-м году своего правления (62 год нашей эры) сражался с Кулуком , царем аланов. [31] Еврейский историк I века н. э. Иосиф Флавий дополняет эту надпись. Иосиф Флавий сообщает в «Иудейских войнах» (книга   7, гл.   7.4), как аланы (которых он называет « скифским » племенем), жившие у Азовского моря, пересекли Железные ворота для грабежа (72   г. н. э.) и разбили армии царя Пакора . Мидийского : , и Тиридата , царя Армении , двух братьев Вологеса I (для которого сделана упомянутая выше надпись)

Был народ аланы, о которых мы раньше где-то упоминали как о скифах, живший вокруг Танаиса и озера Меотида . Примерно в это же время этот народ задумал напасть на Мидию и прилегающие к ней части, чтобы разграбить их; с каким намерением они договорились с царем Гиркании ; ибо он был хозяином того прохода , который царь Александр запер железными воротами. Этот король разрешил им пройти через них; Итак, они пришли в большом множестве и неожиданно напали на Мидян , и разграбили их страну, которую они нашли полной людей и пополненной изобилием скота, в то время как никто не осмеливался оказать им какое-либо сопротивление; ибо Пакор, царь страны, от страха убежал в места, где им было нелегко напасть на него, и отдал им все, что у него было, и только спас от них свою жену и своих наложниц, и это с также затруднение, после того как они были пленены, дать за них выкуп сто талантов. Поэтому эти аланы без сопротивления и с большой легкостью разграбили страну и дошли до Армении, опустошая все на своем пути. Царем этой страны был Тиридат, который встретил их и сражался с ними, но ему повезло, что он не был взят живым в битве; ибо некий человек накинул на него петлю и вскоре втянул бы его, если бы он тотчас же не перерезал веревку мечом и не убежал. Итак, аланы, еще более разгневанные этим зрелищем, опустошили страну и угнали вместе с собой большое количество людей и большое количество другой добычи из обоих королевств, а затем отступили обратно в свою страну. .

Тот факт, что аланы вторглись в Парфию через Гирканию, показывает, что в то время многие аланы все еще базировались к северо-востоку от Каспийского моря. [4] К началу II века н. э. аланы прочно контролировали Нижнюю Волгу и Кубань . [4] Эти земли ранее были оккупированы аорсами и сираками , которых аланы, очевидно, поглотили, рассеяли и/или уничтожили, поскольку они больше не упоминались в современных отчетах. [4] Вполне вероятно, что влияние аланов простиралось дальше на запад, охватывая большую часть сарматского мира, который к тому времени обладал относительно однородной культурой. [4]

В 135 году аланы совершили огромный набег в Малую Азию через Кавказ, опустошив Мидию и Армению. [4] они были отброшены Аррианом , губернатором Каппадокии В конце концов , который написал подробный отчет ( Ektaxis kata Alanoon или «Война против алан»), который является основным источником для изучения римской военной тактики .

С 215 по 250 гг. германские готы расширились на юго-восток и сломали господство алан в Причерноморской степи . [4] Однако аланы, по-видимому, оказали значительное влияние на культуру готов, которые стали превосходными наездниками и переняли искусство аланского звериного стиля. [4] (Римская империя во время хаоса гражданских войн III века терпела разрушительные набеги готских армий с их тяжелой кавалерией, прежде чем иллирийские императоры адаптировались к готской тактике, реорганизовали и расширили римскую тяжелую кавалерию и победили готов под командованием Галлиена. , Клавдий II и Аврелиан .)

После входа гот в степь многие из алан, по-видимому, отступили на восток, к Дону, где они, по-видимому, установили контакты с гуннами . [4] Аммиан пишет, что аланы были «в чем-то похожи на гуннов, но по образу жизни и привычкам они менее дикари». [4] Иордан противопоставил их гуннам, отметив, что аланы «были равными им в бою, но отличались от них своей цивилизацией, манерами и внешним видом». [4] В конце 4-го века Вегеций объединяет аланов и гуннов в своем военном трактате - Hunnorum Alannorum natio , «нация гуннов и алан» - и объединяет готов, гуннов и алан на примере готов и алан Хуннорума . [32]

Римский историк IV века Аммиан Марцеллин отмечал, что аланы «ранее назывались массагетами ». [33] тогда как Дион Кассий писал, что «они массагеты». [4] Вполне вероятно, что аланы представляли собой объединение различных иранских народов , включая сарматов , массагетов и саков . [4] Ученые связывают аланов с кочевым государством Янцай, упоминаемым в китайских источниках. [7] Яньцай впервые упоминается в связи с путешествиями дипломата Чжан Цяня конца II века до н.э. в главе 123 «Шиджи» (автор которой, Сыма Цянь , умер около 90 г. до н.э.). [7] [34] Янцаи в китайских записях снова приравниваются к аорсам , могущественному сарматскому племени, жившему между рекой Дон и Аральским морем , упоминаемому в римских записях, в частности Страбоне . [7]

[ редактировать ]

В китайских хрониках поздней династии Хань , Хоу Ханьшу , 88 (охватывающие период 25–220 гг. и завершенные в V веке), упоминается сообщение о том, что народ Яньцай (奄蔡) освещал «Обширные степи» или «Обширные луга» < LHC * ʔɨam Б - да С ; он же Хэсу (闔す), ср. латинское Abzoae , [35] [36] отождествляется с аорси ( древнегреческий Αορσιοι ) [37] [38] ) стал вассальным государством Канджу и теперь был известен как Алан (< LHC: * ʔɑ-lɑn 阿蘭) [39] [40] [а]

Ю. А. Заднепровский предполагает, что покорение Янцая Канджу произошло в I веке до н . [7] [44] III века Вейлюэ также отмечает, что Янцай тогда был известен как алан, хотя они больше не были вассалами Канджу. [45]

Голландский китаевед AFP Хулсеве отметил, что: [46]

Шаванн (1905), с. 558, примечание 5, одобряет отождествление Янь-цая с упомянутым Страбоном «Αορσοι», как это предлагает Хирт (1885), с. 139, примечание 1; он считает, что это отождествление усиливается более поздним именем Алан, которое объясняет «Аланорси» Птолемея. Marquart (1905), стр. 240–241, не принял эту идентификацию, но Pulleyblank (1963), стр. 99 и 220, принимает ее, ссылаясь на дополнительную поддержку HSPC 70.6b, где имя Хо-су 闔蘇, реконструированное в «Древнекитайский» как ĥa̱p-sa̱ĥ можно сравнить с Abzoae, обнаруженным у Плиния VI, 38 (см. также Pulleyblank (1968), стр. 252). Также Хумбах (1969), стр. 39–40, принимает это отождествление, хотя и с некоторой оговоркой.

Миграция в Галлию

[ редактировать ]
Миграции аланов в IV–V веках нашей эры со своей родины на Северном Кавказе.

Около 370 г., по мнению Аммиана, мирные отношения между аланами и гуннами были нарушены, после того как гунны напали на донских аланов, убив многих из них и заключив союз с оставшимися в живых. [4] [47] Эти аланы успешно вторглись в готов в 375 году вместе с гуннами. [4] Впоследствии они сопровождали гуннов в их экспансии на запад. [4]

После вторжения гуннов в 370 году другие аланы вместе с другими сарматами мигрировали на запад. [4] Одна из этих групп аланов сражалась вместе с готами в решающей битве при Адрианополе в 378 году   нашей эры, в которой был убит император Валент . [4] Поскольку Римская империя продолжала приходить в упадок , аланы разделились на различные группы; некоторые сражались на стороне римлян, а другие присоединились к гуннам, вестготам или остготам . [4] Часть западных аланов присоединилась к вандалам и свебам во время их вторжения в Римскую Галлию . Григорий Турский упоминает в своей Liber historiae Francorum («Книга франкской истории»), что аланский король Респендиал спас положение вандалов в вооруженном столкновении с франками при переправе через Рейн декабря   31 406 г.). По словам Григория, другая группа алан во главе с Гоаром в то же время перешла Рейн, но сразу же присоединилась к римлянам и поселилась в Галлии.

Под руководством Беоргора ( Beorgor rex Alanorum ) они перемещались по Галлии до правления Петрония Максима , когда они пересекли Альпы зимой 464 года и направились в Лигурию , но были там разбиты , а Беоргор убит Рицимером , командующим императорской армией. силы. [48] [49]

стало ясно В 442 году, после того как Аэцию , что он больше не может рассчитывать на гуннов поддержку к Гоару и убедил его переместить часть своего народа в поселения в Орлеане , чтобы контролировать бакауды Арморики , он обратился и сохранить вестготы от расширения своих территорий на север через Луару . Гоар поселил значительное число своих последователей в Орлеане и окрестностях на севере и лично перенес свою столицу в город Орлеан . [50]

При Гоаре они заключили союз с бургундцами во главе с Гундахарием императора Иовина , вместе с которыми они назначили узурпатором . При преемнике Гоара Сангибане аланы Орлеана сыграли решающую роль в отражении вторжения Аттилы Гунна в битве при Шалоне . В 463 году аланы разгромили готов в битве при Орлеане , а позже разгромили франков под предводительством Хильдерика в 466 году. [51] Около 502–503 гг. Хлодвиг напал на Арморику, но потерпел поражение от алан. Однако аланы, которые, как и Хлодвиг, были халкидонскими христианами, желали установить с ним теплые отношения, чтобы уравновесить враждебных арианских вестготов , жаждавших земли к северу от Луары . Поэтому было заключено соглашение, по которому Хлодвиг стал править различными народами Арморики, а военная сила региона была интегрирована в армию Меровингов. [52]

Испания и Африка

[ редактировать ]
Королевство аланов в Испании (409–426 гг. Н. Э.).

Следуя за успехами вандалов и свевов на Пиренейском полуострове ( Испания , включающая современные Португалию и Испанию) в 409 году, [53] аланы во главе с Респендиалом расселились в провинциях Лузитания и Карфаген . [54] Королевство аланов было одним из первых варварских королевств основанных . Силингские вандалы — вандалы поселились в Бетике , свевы — в прибрежной Галлеции , а асдингские в остальной части Галлеции. Хотя пришельцы контролировали Испанию, они все еще составляли крошечное меньшинство среди более крупного испано-римского населения, примерно 200 000 из 6 000 000. [9]

В 418 (или 426 по мнению некоторых авторов) [55] ), аланский король Аттас был убит в бою против вестготов, и эта ветвь аланов впоследствии обратилась к асдингскому королю вандалов Гундериху с просьбой принять аланскую корону. Отдельная этническая идентичность алан Респендиала растворилась. [56] Хотя некоторые из этих аланов, как полагают, остались в Иберии , большинство из них ушло в Северную Африку вместе с вандалами в 429 году . Позже правители Королевства вандалов в Северной Африке называли себя Rex Wandalorum et Alanorum («Король вандалов и аланов»). [57] [58]

Королевство вандалов и аланов в Северной Африке (526 г. н.э.).

В Португалии есть остатки алан. [59] а именно в Аленкере (чье имя может быть германским, обозначающим Храм Алан , от «Алан Керк», [60] и чей замок мог быть основан ими; Алаунты . до сих пор представлены на гербе этого города), при строительстве замков Торреш-Ведрас и Альмурол , а также в городских стенах Лиссабона , где следы их присутствия можно найти под фундаментом церкви Санта -Лузия . [ нужна ссылка ]

На Пиренейском полуострове аланы поселились в Лузитании ( Алентежу ) и провинциях Картагиненсе. Оглядываясь назад, они стали известны своими массовыми охотничьими и боевыми мастифового собаками типа Алаунтами , которых они, по-видимому, завезли в Европу. Порода вымерла, но ее название носит испанская порода собак, до сих пор называемая алано , традиционно используемая для охоты на кабанов и выпаса скота . Название алано, однако, исторически использовалось для ряда пород собак в нескольких европейских странах, которые, как считается, произошли от оригинальной собаки аланов, таких как немецкий мастиф ( немецкий дог ) и французский бордоский дог , среди других. . [ нужна ссылка ]

Средневековая Алания

[ редактировать ]

Аланы, остававшиеся в своей первоначальной области расселения к северу от Кавказа (а какое-то время к востоку от Каспийского моря также ), вступили в контакт и конфликт с булгарами , гектюрками и хазарами , которые изгнали большинство из них из равнины и в горы. [61]

Аланы приняли византийское православие в первой четверти X века, во времена патриархата Николая I Мистика . Аль-Масуди сообщает, что они отступили от веры в 932 году, но, похоже, это продолжалось недолго. Аланы все вместе упоминаются как христиане византийского обряда 13 века. [61] Кавказские аланы были предками современных осетин , этноним которых происходит от имени Ас (весьма вероятно, древние аорсы ; аль-Масуди упоминает аль-Арсию как стражников у хазар, а русы называли алан яси ), родственное племя алан. Армянская география использует имя Аштигор для самых западных алан, имя, которое сохранилось как Дигор и до сих пор относится к западному разделению осетин. Кроме того, по-осетински Аси относится к региону вокруг горы Эльбрус , где они, вероятно, раньше жили. [61]

Понтийская степь в ок. 650

Некоторые другие аланы остались под властью гуннов. Представители восточной дивизии, хотя и были рассеяны по степям до позднего средневековья , были вытеснены монголами на Кавказ, где они и остались осетинами. Между 9 и 12 веками они образовали сеть племенных союзов, которые постепенно превратились в христианское королевство Алания . Большинство алан подчинились Монгольской империи в 1239–1277 гг. Они участвовали в монгольских нашествиях в Европу и династии Сун в Южном Китае , а также в Куликовской битве при Мамае из Золотой Орды . [62] [ нужен лучший источник ]

В 1253 году францисканский монах Вильгельм Рубрук сообщил о многочисленных европейцах в Средней Азии . Известно также, что 30 000 алан составляли царскую гвардию ( Асуд ) юаньского двора в Даду (Пекин). Позже Марко Поло сообщил об их роли в династии Юань в своей книге Il Milione . Говорят, что эти аланы внесли свой вклад в современный монгольский клан Асуд . Иоанн Монтекорвино , архиепископ Даду (Ханбалык), как сообщается, обратил в римско-католическое христианство многих алан , помимо армян в Китае . [63] [64] В Польше и Литве аланы также входили в состав могущественного Рода Остоя .

По словам миссионера Пиана де Карпина , часть алан успешно сопротивлялась монгольской осаде горы в течение 12 лет: [65]

Когда они (монголы) начинают осаждать крепость, то осаждают ее многие годы, как это происходит сегодня с одной горой в земле алан. Мы полагаем, что они осаждали его двенадцать лет и они (аланы) оказали мужественное сопротивление и убили многих татар, в том числе многих знатных.

- Джованни да Пьян дель Карпине, отчет 1250 г.

Эта двенадцатилетняя осада не встречается ни в одном другом отчете, однако российский историк А. И. Краснов связал это сражение с двумя записанными им в 1967 году чеченскими сказками, в которых рассказывается о старом охотнике по имени Идиг, который со своими товарищами Дакуох в течение 12 лет защищал гору . лет против татаро-монголов. Он также сообщил, что нашел несколько наконечников стрел и копий 13 века недалеко от той самой горы, у которой произошла битва: [66]

В следующем году, с наступлением лета, вражеские полчища снова пришли истреблять горцев. Но даже в этом году им не удалось захватить гору, на которой обосновались отважные чеченцы. Битва длилась двенадцать лет. Главное богатство чеченцев – скот – было украдено врагами. Уставшие от долгих лет тяжелой борьбы чеченцы, поверив уверениям врага в милосердии, спустились с горы, но монголо-татары вероломно перебили большинство, а остальных увели в рабство. Этой участи удалось избежать только Идигу и нескольким его спутникам, которые не доверились кочевникам и остались на горе. Им удалось бежать и покинуть гору Дакуо после 12 лет осады.

Амин Тесаев, Сказание и борьба чеченского богатыря Идига (1238–1250).

Против алан и половцев (кипчаков) монголы использовали тактику «разделяй и властвуй», сначала сказав половцам прекратить союз с аланами, а после того, как половцы последовали их предложению, монголы затем напали на половцев. [67] после победы над аланами. [68] Аланы были набраны в монгольские войска одним подразделением под названием «Правая аланская гвардия», которое было объединено с «недавно сдавшимися» солдатами, монголами и китайскими солдатами, дислоцированными в районе бывшего королевства Кочо , а в Беш-Балихе монголы создали китайскую военная колония под руководством китайского генерала Ци Кончжи (Ци Гун-чжи). [69] Аланская и кыпчакская стража использовалась Хубилай-ханом. [70] В 1368 году, в конце правления династии Юань в Китае, Тогана Темура сопровождали его верные стражи-аланы. [71] Мангу зачислил в свою охрану половину войска аланского князя Арслана, младший сын которого Николай принимал участие в походе монголов на Караджанг (Юньнань). Эта аланская императорская гвардия все еще существовала в 1272, 1286 и 1309 годах и была разделена на два корпуса со штаб-квартирой в провинции Линпей (Каракорум). [72] Франко-фламандский монах и путешественник Вильям Рубрук неоднократно упоминает алан в отчете о своем путешествии по Евразии к Великому хану в 1253–1255 годах , например, аланы, жившие в качестве монгольских подданных в Крыму , Старой Астрахани , ханской столице Каракоруме , а также до сих пор как свободные люди на своей кавказской родине («аланы или аасы, которые являются христианами и до сих пор воюют с татарами»). [73] Причина, по которой монголы постепенно отказались от более раннего персидского слова «терса» в пользу сиро-греческого слова «аркон», когда говорили о христианах, очевидно, заключается в том, что ни о какой конкретно греческой церкви никогда не слышали в Китае до тех пор, пока русские не были завоеваны; кроме того, на протяжении второй половины тринадцатого и первой половины четырнадцатого века в Пекине находились большие отряды русской и аланской гвардии, и тамошние католики вряд ли поощряли использование персидского слова, которое, скорее всего, было применимо в первый пример несторианцев они нашли столь выродившимися. [74] Охранники-аланы перешли в католицизм, как сообщает Одорико. [75] Это была «Российская гвардия». [76]

Языгия , населенная народом Яссов , в 18 веке на территории Венгерского королевства .

Считается, что часть аланов переселилась на Север ( барсилы ), слившись с волжскими булгарами и буртасами , со временем превратившись в волжских татар . [77] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ] Предполагается, что Яссы, группа алан, основали город на северо-востоке Румынии (около 1200–1300 гг.), недалеко от реки Прут, под названием Яссы . Последний стал столицей Молдавии в средние века. [78]

В деле с Каталонской компанией были замешаны аланские наемники . [79]

Более поздняя история

[ редактировать ]

Потомки аланов, проживающих в автономных республиках России и Грузии, говорят на осетинском языке , который принадлежит к северо-восточной иранской языковой группе и является единственным остатком скифо-сарматского диалектного континуума , который когда-то простирался на большей части Причерноморской степи и Центральной Азии. Азия . Современный осетинский язык имеет два основных диалекта: дигорский , на котором говорят в западной части Северной Осетии; и железный , на котором говорят в остальной части Осетии. На третьей ветви осетинского языка, ясском ( Jász ), раньше говорили в Венгрии. Литературный язык, основанный на железном диалекте , закрепил народный поэт ( Коста Хетагуров 1859–1906).

Внешний вид

[ редактировать ]

Римский историк четвертого века Аммиан Марцеллин так писал о появлении аланов:

Почти все аланы — люди большого роста и красоты; волосы у них несколько желтые, глаза ужасно свирепые. [80]

Генетика

[ редактировать ]
осетины

В исследовании, проведенном в 2014 г. В.В.   Ильинским на костных фрагментах из 10 аланских захоронений на реке Дон, ДНК удалось выделить всего из семи. Четверо из них оказались принадлежащими к гаплогруппе G2 yDNA, а шесть из них имели мтДНК   I. Тот факт, что многие образцы имеют одну и ту же y- и мтДНК, повышает вероятность того, что протестированные люди принадлежали к одному и тому же племени или даже были близкими родственниками. . Тем не менее, это подтверждает аргумент в пользу прямого аланского происхождения осетин , конкурируя с гипотезой о том, что осетины являются аланинами, говорящими на кавказском языке, поскольку основная гаплогруппа среди осетин также является G2. [81]

В 2015 году Институт археологии в Москве провел исследование различных курганных погребений сармато-аланской и салтово-маякской культур. В этом анализе два образца алан с 4 по 6 века нашей эры имели yDNA G2a-P15 и R1a-z94, тогда как из трех сарматских образцов со 2 по 3 века нашей эры два имели yDNA J1-M267, а один - R1a. [82] Кроме того, в трех образцах Салтово-Маяки, относящихся к 8-9 векам нашей эры, оказались yДНК G, J2a-M410 и R1a-z94 соответственно. [83]

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки шести алан, похороненных на Кавказе ок. 100–1400 гг. н.э. Образец извлеченной Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе R1 и гаплогруппе Q-M242 . Один из образцов Q-M242 , найденный в Беслане, Северная Осетия, в 200 г. н. э., обнаружил 4 родственников среди чеченцев из тейпа Шоаной. [84] Образцы извлеченной мтДНК принадлежали HV2a1 , U4d3 , X2f , H13a2c , H5 и W1 . [85]

Археология

[ редактировать ]

Археологические находки подтверждают письменные источники. П.Д. Рау (1927) впервые отождествил позднесарматские стоянки с историческими аланами. По археологическому материалу они были одним из ираноязычных кочевых племен, начавших проникать на территорию Сарматов в середине I-II вв.

Древний язык алан представлял собой восточно-иранский диалект, либо идентичный, либо, по крайней мере, тесно связанный с древневосточными иранскими языками. [86] Это подтверждается сравнением слова «лошадь» в различных индоиранских языках и реконструированного аланского слова «лошадь»: [87]

Язык Принадлежность Лошадь
Аланик *лезвие
литовский Балтика ашва
санскрит Индоарийский Ашва
Хотанский Северо-восточный иранский śś а а
пушту Восточно-иранский ой
осетинский Северо-восточный иранский эфс
Вахи Северо-восточный иранский яш
Ягноби Северо-восточный иранский жерех
Авестийский Юго-восточный иранский лезвие
Белуджи Северо-западный иранский жерех
курдский Северо-западный иранский лошадь
медиана Северо-западный иранский лезвие
Старый персидский Юго-западный иранский работа
Среднеперсидский Юго-западный иранский жерех
персидский Юго-западный иранский пожалуйста
Православная церковь в Северной Осетии-Алании.

До своей христианизации аланы были индоиранскими политеистами , подписавшими либо плохо изученный скифский пантеон , либо политеистическую форму зороастризма . Некоторые традиции были напрямую унаследованы от скифов, например, воплощение их доминирующего бога в сложных ритуалах. [88]

В IV–V веках аланы были хотя бы частично христианизированы византийскими миссионерами арианской церкви . В XIII веке вторгшиеся монгольские орды оттеснили восточных аланов дальше на юг, на Кавказ, где они смешались с коренными кавказскими группами и последовательно образовали три территориальных образования, каждое из которых имело различное развитие. Около 1395 года Северный армия Тимура вторглась на Кавказ и истребила большую часть аланского населения.

Со временем Дигор на западе попал под влияние Кабарда и ислама . Именно через кабардинцев (восточно- черкесское племя) ислам был принесен в регион в 17 веке. После 1767 года вся Алания перешла под власть России, что значительно укрепило православие в этом регионе. Значительное меньшинство сегодняшних осетин является последователями традиционной осетинской религии, возрожденной в 1980-х годах как ассианизм (по-осетински: Уацдин = «истинная вера»). [89]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Согласно Шаванну (1907), Вейлюэ правильно утверждает, что альтернативное имя Янькая - просто 阿蘭 Ālán вместо 阿蘭聊 Ālánliáo, как записано в «Книге Поздней Хань» ; поскольку 聊 Liáo похоже на 柳 Liϔ , название отдельной страны, уже упомянутое ранее 岩 Yán и 阿蘭 Ālán . [41] [42] [43]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Золотой 2009 год .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Абаев и Бейли 1985 , стр. 801–803.
  3. ^ Уолдман и Мейсон, 2006 , стр. 12–14.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Бжезинский и Мельчарек 2002 , стр. 10–11
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Zadneprovskiy 1994 , pp. 467–468
  6. ^ Немецкий 2000 , с. 1.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Zadneprovskiy 1994 , pp. 465–467
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Алани» . Британская онлайн- энциклопедия . 2015. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года . Проверено 1 января 2015 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Испания: Вестготская Испания до 500 г.» . Британская онлайн- энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 2015 . Проверено 1 января 2015 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Вандал» . Британская онлайн- энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 2015 . Проверено 1 января 2015 г.
  11. ^ Шнирельман, Виктор (2006). «Политика имени: между консолидацией и разделением на Северном Кавказе» (PDF) . Акта Славика Японика . 23 : 37–49.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Немецкий 2000 , стр. 5–7.
  13. ^ Об этногенезе см. Уолтер Пол , «Концепции этнической принадлежности в исследованиях раннего средневековья» в книге «Дебаты о средневековье: проблемы и материалы» , под ред. Лестер К. Литтл и Барбара Х. Розенвейн, Блэквелл, 1998, стр. 13–24.
  14. ^ Немецкий 2000 , стр. 1–5.
  15. ^ Абаев В.И.; Бэйли, HW (26 августа 2020 г.), «АЛАНС» , Энциклопедия Ираника Онлайн , Брилл , получено 16 ноября 2023 г.
  16. ^ « Хоу Ханьшу » .
  17. ^ « Вейлюэ » .
  18. ^ Kozin, S.A., Sokrovennoe skazanie, M.-L., 1941. pp. 83–84
  19. ^ Немецкий 2000 , стр. 1–2.
  20. ^ Немецкий 2000 , стр. 33, 99.
  21. ^ Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. М.–Л., 1958. С. 47–48.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Немецкий 2000 , с. 4.
  23. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 213: «Иранские алани (<* aryana ) (название иранской группы, потомками которой являются осетины, одним из подразделений которой является железная [<* aryana- )), * aryranam (род. пи.)' ариев ' (>депутаты Ирана )».
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Alemany 2000 , стр. 3–4: «Однако в настоящее время в отношении [этимологии Алана ] признаются только две возможности, обе тесно связанные: (а) прилагательное * aryāna - и (б) род. мн. * aryānām ; в обоих случаях встречается лежащее в основе иранское прилагательное * arya – «ариец». Стоит отметить, что, хотя дать однозначный вариант невозможно, поскольку обе формы дают один и тот же фонетический результат, большинство исследователей склонны отдавать предпочтение производному. * aryāna -, поскольку имеет более подходящее смысловое значение... Этническое название * aryā -, лежащее в основе названия алан, было связано с ав. Airiianəm Vaēٰō 'арийская равнина'».
  25. ^ Немецкий 2000 , с. 8.
  26. ^ Немецкий 2000 , с. 5.
  27. ^ Серджиу Бакалов, Средневековые аланы в Молдове / Соображения относительно олан (аланов) или ясс из средневековой Молдовы. С акцентом на жителей Нижнего Днестра https://bacalovsergiu.files.wordpress.com/2016/05/download-sergiu-bacalov-considerac5a3ii-privind-olanii-alanii-sau-iac59fii-din-moldova-medievalc483. PDF )
  28. ^ Ольбрихт, Марек Ян (2000). «Замечания о присутствии иранских народов в Европе и их азиатских связях» . Collectanea Celto-Asiatica Cracoviensia . Краков : Księgarnia Akademicka . стр. 101–104. ISBN  978-8-371-88337-8 .
  29. ^ Мелюкова, А.И. (1990). Синор, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Том. 1. Перевод Крукенден, Джулия. Кембридж , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Издательство Кембриджского университета . стр. 97–117. ISBN  978-0-521-24304-9 .
  30. ^ Немецкий 2000 , с. ?.
  31. ^ «Вологезская надпись» .
  32. ^ Вегетиус 3.26, мимоходом отмечено Т.Д. Барнсом, «Дата Вегетиуса» Феникса 33.3 (осень 1979 г., стр. 254–257), стр. 254–257. 256. «Сочетание этих трех варварских рас не повторяется поколение спустя», - отмечает Барнс, приводя аргументы в пользу происхождения трактата Вегеция в конце IV века.
  33. ^ Аммиан Марцеллин Римская история Книга 31 II. 12
  34. ^ Уотсон, Бертон пер. 1993. Записи великого историка Сыма Цяня . Вторая династия Хань. (Пересмотренное издание), с. 234. Издательство Колумбийского университета . Нью-Йорк. ISBN   0-231-08166-9 , 0-231-08167-7 (пбк.)
  35. ^ Ю, Тайшань (июль 1998 г.). «Исследование истории саков» (PDF) . Китайско-платонические статьи (80). В комментарии 顏師古 Янь Шигу говорится: «Ху Гуан 胡廣 добавляет: «Приблизительно в 1000 ли к северу от Канджу находилось государство под названием Яньцай, которое также называлось Хэсу. Следовательно, Хэсу был тождественен Янцаю». Это показывает, что Янцаев во времена Хань также называли Хэсу.
  36. ^ Плиний Старший , Естественная история IV стр. 365
  37. ^ Шюсслер, Аксель. (2009) Минимальный древнекитайский и более поздний ханьский китайский . Гонолулу: Гавайский университет Press. п. 348
  38. ^ Ю Хуан , Вэйлюэ . черновой перевод Джона Э. Хилла (2004). Примечания переводчика 11.2 цитата: «Янкай, уже упомянутый в тексте как страна к северо-западу от Канджу (в то время в районе Ташкента), издавна отождествлялся с аорсами западных источников, кочевым народом, из которого произошли богатые позже появились известные аланы (Pulleyblank [1962: 99, 220; 1968:252])».
  39. ^ Шюсслер (2009). стр. 211, 246
  40. ^ Хилл, Джон Э. 2003. «Аннотированный перевод главы о западных регионах согласно Хоу Ханьшу ». Пересмотренное издание.
  41. ^ Weilüe : «Западные регионы» , цитируется в Sanguozhi vol. 30
  42. ^ Хоуханьшу , Том 88: Сию чжуань Яньцай » цитата: «Государство Яньцай было переименовано в государство Аланляо. Оно жило в Дичэне и принадлежало Канджу. Почва и температура мягкие, много сосен и белых трав. Народная одежда такая же, как и Канджу. "
  43. ^ Хилл, Джон Э. (переводчик). Западные регионы согласно Хоу Ханьшу: Сию цзюань «Глава о западных регионах» из Хоу Ханьшу 88, 2-е изд. «Раздел 19 - Королевство Аланляо 阿蘭聊 (аланы)»
  44. ^ Zadneprovskiy 1994 , pp. 463–464
  45. ^ «Для более ранней версии этого перевода» .
  46. ^ Хулсеве. А.Ф.П. (1979) Китай в Центральной Азии: ранний этап 125 г. до н.э. - 23 г. н.э.: аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань». п. 129, н. 316. Цитируется у Джона Э. Хилла. Примечания переводчика 25.3 и 25.4 к черновому переводу Ю Хуаня » «Weilüe
  47. ^ Джованни де Мариньолли, «Джон Де'Мариньолли и его воспоминания о путешествии по Востоку», в книге «Китай и путь туда: собрание средневековых заметок о Китае» , том 2, изд. Генри Юл (Лондон: Общество Хаклюта, 1866), 316–317.
  48. ^ Исаак Ньютон , Наблюдения за Даниилом и Апокалипсисом Святого Иоанна (1733).
  49. ^ Павел Диакон , Римская история , XV, 1.
  50. ^ Бахрах, Бернард С. (1973). История алан на Западе . Университет Миннесоты Пресс. п. 63. ИСБН  978-0816656998 .
  51. ^ Бахрах, Бернард С. (1973). История алан на Западе . Университет Миннесоты Пресс. п. 77. ИСБН  978-0816656998 .
  52. ^ Бахрах, Бернард С. (1972). Меровингская военная организация, 481–751 . Университет Миннесоты Пресс. п. 10. ISBN  978-0816657001 .
  53. ^ Исторический атлас классического мира, 500 г. до н.э. – 600 г. н.э. Книги Барнса и Нобл. 2000. с. 2.16. ISBN  978-0-7607-1973-2 .
  54. ^ «Аланам выделены Лузитания и Карфагенские провинции, а вандалам — под именем Силинги — Бетика» ( Гидаций )
  55. ^ Кастриций, 2007 г.
  56. ^ О другом быстром распаде этноса в раннем средневековье см. Авары . (Поль 1998:17f).
  57. ^ Лэтэм, Роберт Гордон (1878). Русский и турок с географической, этнологической и исторической точки зрения . УХ Аллен . п. 170.
  58. ^ Евангелос Хрисос [на греческом языке] (1989). Империя и варвары . Бёлау . п. 58. ИСБН  978-3205051121 .
  59. Мильязес, Хосе Кавказские предки португальцев . Архивировано 1 января 2016 года на Wayback Machine Rádio e Televisão de Portugal на португальском языке .
  60. ^ Иво Ксавьер Фернандес. Топонимы и неевреи, Том 1, 1941, с. 144.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бартольд, В.; Минорский, В. (1986). «Алан» . Энциклопедия ислама, новое издание, том I: A – B. Лейден и Нью-Йорк: Брилл. п. 354. ИСБН  978-90-04-08114-7 .
  62. ^ Справочник по востоковедению Агусти Алемани, Дениса Синора, Бертольда Койлера, Хартвига Альтенмюллера, стр. 400–410.
  63. ^ Ру, с. 465
  64. ^ «Христианская Европа и монгольская Азия: первый средневековый межкультурный контакт между Востоком и Западом» .
  65. ^ Tesaev, Amin (13 November 2020). К личности и борьбе чеченского героя идига (1238–1250 гг.) . МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «НАУКА И МОЛОДЕЖЬ», ПОСВЯЩЕННОЙ ФИЗИКЕ БУДУЩЕГО] (in Russian). Grozny. pp. 451–455. doi : 10.36684/30-2020-1-451-454 . Conference papers online .
  66. ^ Krasnov, A.I. "Копье Тебулос-Мта". Вокруг света . 9 : 29.
  67. ^ Синор, Денис (1999). «Монголы на Западе». Журнал истории Азии . 33 (1): 1–44. JSTOR   41933117 .
  68. ^ Гальперин, Чарльз Дж. (2000). «Связь кипчаков: ильханы, мамлюки и Айн Джалут». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 63 (2): 229–245. дои : 10.1017/S0041977X00007205 . JSTOR   1559539 . S2CID   162439703 .
  69. ^ Россаби, Моррис (1983). Китай среди равных: Поднебесная и его соседи, X–XIV вв . Издательство Калифорнийского университета. стр. 255–. ISBN  978-0-520-04562-0 .
  70. ^ Николь, Дэвид (2004). Монгольские военачальники: Чингисхан, Хубилай-хан, Хулагу, Тамерлан . Брокгемптон Пресс. п. 85. ИСБН  978-1-86019-407-8 .
  71. ^ Артур Томас Хатто (1991). Архив Евразийского Средневековья . Питер де Риддер Пресс. п. 36.
  72. ^ Сэр Генри Юл (1915). Катай и путь туда, собрание средневековых извещений о Китае . Азиатские образовательные услуги. стр. 187–. ISBN  978-81-206-1966-1 .
  73. ^ WW Рокхилл: Путешествие Вильгельма Рубрука в восточные части мира, 1253–1255 гг., Рассказанное им самим, с двумя отчетами о более раннем путешествии Иоанна Пиан де Карпина. тр. с латыни и под ред. Уильяма Вудвилла Рокхилла с вступительным словом (Лондон: Hakluyt Society, 1900). Акк. по адресу: http://depts.washington.edu/silkroad/texts/rubruck.html . Ребята. IX и XXII.
  74. ^ Эдвард Харпер Паркер (1905). Китай и религия . Э.П. Даттон. стр. 232–. ISBN  978-0524009512 .
  75. ^ Арнольд, Лорен (1999). Княжеские дары и папские сокровища: францисканская миссия в Китае и ее влияние на искусство Запада, 1250–1350 гг . Дезидерата Пресс. стр. 79–. ISBN  978-0-9670628-0-8 .
  76. ^ Мейкхэм, Джон (2008). Китай: обнаружена старейшая живая цивилизация в мире . Темза и Гудзон. п. 269. ИСБН  978-0-500-25142-3 .
  77. ^ (in Russian) Тайная история татар Archived 27 September 2007 at the Wayback Machine
  78. ^ А. Болдур, История Бессарабии , стр. 20.
  79. ^ Джесси, Скотт; Исаенко, Анатолий (2013). «Военная эффективность аланских наемников в Византии, 1301–1306 гг.». В Роджерсе, Клиффорд Дж; ДеВрис, Келли; Франция, Джон (ред.). Журнал средневековой военной истории: Том XI . Бойделл и Брюэр. стр. 107–132. ISBN  978-1-84383-860-9 . JSTOR   10.7722/j.ctt31njvf.9 .
  80. ^ Аммиан Марцеллин Римская история Книга 31 II. 21 .
  81. ^ Reshetova, Irina; Afanasiev, Gennady. "Афанасьев Г.Е., Добровольская М.В., Коробов Д.С., Решетова И.К. О культурной, антропологической и генетической специфике донских алан // Е.И. Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. М. 2014. С. 312–315" .
  82. ^ "ДДНК Сарматы, Аланы" .
  83. ^ Reshetova, Irina; Afanasiev, Gennady. "Афанасьев Г.Е., Вень Ш., Тун С., Ван Л., Вэй Л., Добровольская М.В., Коробов Д.С., Решетова И.К., Ли Х.. Хазарские конфедераты в бассейне Дона // Естественнонаучные методы исследования и парадигма современной археологии. М. 2015. С. 146–153" .
  84. ^ «Q-YP4000 YTree» .
  85. ^ Дамгаард и др. 2018 .
  86. ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-884964-98-5 .
  87. ^ Абаев Василий Иванович; l'Oriente, Итальянский институт Африки (1998). Studia iranica et alanica (на русском языке). Итальянский институт Африки и Востока. [ нужна страница ]
  88. ^ Сулимирски, Т. (1985). «Скифы» в: Фишер, В.Б. (ред.) Кембриджская история Ирана, Vol. 2: Медианный и ахеменидский периоды. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-20091-1 . стр. 158–159.
  89. ^ Фольц, Ричард (2019). «Скифское неоязычество на Кавказе: осетинский Уацдин как «природная религия» ». Журнал по изучению религии, природы и культуры . 13 (3): 314–332. дои : 10.1558/jsrnc.39114 . S2CID   213692638 .

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f50aeb071f059b794faa4c9f8773901__1721463540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/01/4f50aeb071f059b794faa4c9f8773901.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)