Кан-чу
Кан -чу , Као-че , Гаоче или Као-чу Тин-лин ( кит . 高車, «высокая колесница/телега») — древний тюркский народ в Восточной Азии в III веке нашей эры. Известные только под китайским названием Као-че , их обычно приравнивают к древним Динлингам (丁零), Кангу и средневековым кыпчакам . [ 1 ] [ 2 ] Семантическая ассоциация «повозок» с тюркскими кочевниками появляется в гаоче («высокая повозка»), одном из китайских названий, используемых для тиле ( 鐵勒), а позднее и уйгуров . [ 3 ] В грузинских и латинских источниках половцы , кипчаки и канглы рассматриваются как идентичные или, по крайней мере, «родственные», хотя также, возможно, связанные с народом Кенгерес/Кангар и топонимом Кан . [ 4 ]
История
[ редактировать ]В третьем веке нашей эры народ динлин входил в состав южных сюн-ну / сюнну (南匈奴). Согласно «Вейлюэ», отчету о периоде с 239 по 265 годы, группа тингов бежала в западные степи Казахстана. В период Шестнадцати королевств они основали государство Вэй , которое, однако, не идентично государству Северной династии Вэй . В то время их также стали называть Гаоче впервые . Говорят также, что часть гаоче поселилась вдоль реки Орхон под названием Байеки (拔也稽), пока не была покорена жужанами в начале V века. Сообщается, что некоторые из гаочей занимали высокие посты в государстве Жужан.
Южные гаоче вместе с остатками Табгача неоднократно вторгались в приграничные районы Жужана. После восстания жужаней против Табгача в 429 году 1,5 миллиона пленных гаоче были расселены в южной столице Пинчэне . Говорят, что шесть племен и двенадцать кланов принадлежали гаочам среди жужан в VI веке.
В 524 г. произошло восстание против жужан, продолжавшееся до 526 г. В результате многие гаоче двинулись на юг и ассимилировались с местным населением. Из-за этой потери населения мощь Жужань со временем снизилась. За народом гаоче в этом регионе последовали фуфулуо ( 副伏羅), позже чилийцы (敕勒) или тиле (鐵勒).
Список королей
[ редактировать ]Фамилии и имя | Продолжительность правления |
---|---|
Фамилия и имя | |
阿伏至羅 Афужилуо | 487–503 |
Бальян | 503–505 |
Миэту | 505–516 |
Йифу | 516–524 |
Юэджу | 524–536 |
Бозао | 536–540 |
Перейти к гостю | 540–541 |
Источник
[ редактировать ]Согласно китайским источникам, гаоче (Као-чу, кит. « высокая колесница/телега ») считались этнически наиболее близкими к Тие-ле (Тиле). Первоначально известные как Као-чу Тин-лин (кит. «Высшая Колесница Тин-лин»), Као-чу, по-видимому, были последней сохранившейся ветвью Чиди ( Чили). [ 5 ] Согласно «Истории Гаоче» из китайских хроник Вэй Шоу (6 век), происхождение Тин-лин/Динлин (丁零) и Тие-ле (丁零) можно проследить до Чиди (赤狄) или Красные Ди (赤狄), народ, поселившийся в северном Китае весной и осенью. [ 6 ] [ 7 ] Их язык похож на язык хунну/хунью с небольшой разницей (浑庾). [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольфганг-Эккехард Шарлипп: Ранние турки в Центральной Азии: введение в их историю и культуру. Общество научной книги, Дармштадт, 1992, ISBN 3-534-11689-5, стр. 11.
- ^ Ахмет Ташагыл, « Стратегическое значение племени Толес (VI и VII века) », 3/2014.
- ^ Голден, Питер Б. « Этногенез в племенной зоне: формирование тюрков». , Из: Исследования народов и культур Евразийских степей , под ред. К. Хрибан, Florilegium magistrorum, археологические истории античности и средневековых Эви, IX (Бухарест-Брэла, 2011): 17-63 / ISBN 978-973-27-2152-0
- ^ QEPČĀQ - Иранская энциклопедия
- ^ Ахмад Хасан Дани, Б.А. Литвинский: «История цивилизаций Центральной Азии: перекресток цивилизаций, 250–750 гг. н.э.». глава: Те-ле и Гао-чу - ЮНЕСКО. 1996. стр. 323. PDF.
- ^ Дуань, Ляньцинь (1988), Динлин, Гаоджу и Тиле Шанхай: Shanghai People's Press, страницы 1–6.
- ^ «Миграция Дин Лин-Ти Ле на запад и режим, который он установил в западных регионах» - Синьцзянская академия социальных наук (XJASS, 2015).
- ^ Н.Я.Бичурин: "Сборник сведений о народах Средней Азии в древности". Типография военно-учебных заведений Санкт-Петербург, 1851 год. Часть 1 Раздел 5: Хойху. Страница 248. PDF , с. 304 (РОС)