Туоба
Туоба | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Туоба , Туоба , Туоба , Туоба , 㩉летучая мышь | ||
Упрощенный китайский | Туоба | ||
|

Туоба , ( китайский ) или Табгач ( древнетюркский : 𐱃𐰉𐰍𐰲 , Tabγač ), также известный под другими именами был влиятельным кланом Сяньбэй в раннем имперском Китае . Во время Шестнадцати королевств после падения Хань и Трех королевств Туоба основали и управляли государством Дай на севере Китая . Династия правила с 310 по 376 год, а затем была восстановлена в 386 году. В том же году династия была переименована в Вэй, позднее выделенную в китайской историографии как Северная Вэй . Это могущественное государство получило контроль над большей частью северного Китая, поддерживая буддизм и все более китаизируя его . В рамках этого процесса в 496 году император Сяовэнь изменил фамилию имперского клана с Туоба на Юань ( 元 ). Империя разделилась на Восточную Вэй и Западную Вэй в 535 году, а правители Западной Вэй ненадолго возобновили использование имени Туоба в 554 году.
Ветвь тангутов также носила фамилию, транскрибируемую как Туоба, до того, как их вождям были присвоены китайские фамилии Ли ( 李 ) и Чжао ( 趙 ) династиями и Сун соответственно Тан . Некоторые из этих тангутских туоба позже приняли фамилию Веймин ( 嵬名 ), и эта ветвь в конечном итоге основала и управляла Западным Ся на северо-западе Китая с 1038 по 1227 год.
Имена
[ редактировать ]К 8 веку, [ 1 ] древнетюркская . форма имени была Tabγač ( 𐱃𐰉𐰍𐰲 ), обычно переводимая на английский язык как Tabgatch [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] или Табгач. [ 5 ] В других источниках Центральной Азии это имя встречается как Табгадж и Таугаш. [ 6 ] и в византийских греческих источниках, таких как Теофилакта Симокатты », «История как Таугас ( греческий : Таугас ) и Таугаст ( Таугаст ). [ 7 ] Чжан Сюшань и другие приводили доводы в пользу того, что это имя в конечном итоге произошло от транскрипции на тюркские языки китайского имени «Великий Хань ». [ 8 ] ( 大汉 , s 大汉 , Да Хан , MC * Дай Хан ) .
Туоба — это атональная пиньинь латинизация произношения мандаринского . китайского 拓跋 ), произношение которого во ( Tuòbá время его транскрипции на среднекитайский язык было реконструировано как * tʰak-bɛt [ нужна ссылка ] или * Так-бат . [ 9 ] Это же имя также встречается с первым символом, записанным как 托 или 㩉. [ 10 ] а второй символ записан как 拔 ; [ нужна ссылка ] он также был переведен на английский язык как T'o-pa [ 5 ] и как Тоба . [ 2 ] [ 3 ] Имя также засвидетельствовано как Туфа ( 禿髮 , Туфа или Туфа ), [ 11 ] чье среднекитайское произношение было реконструировано как * tʰuwk-pjot , [ нужна ссылка ] * Так-бват , или * Так-буат . [ 12 ] Имя также иногда уточняется как Туоба Сяньбэй ( Tuoba Xianbei , Tuòbá Xianbei ). [ 3 ] [ 4 ]
Этническая принадлежность и язык
[ редактировать ]По мнению Гиацинта (Бичурина) , ученого начала XIX века, туоба и их жужанские враги произошли от общих предков. [ 13 ] Вэйшу заявили , что жужаньцы происходили из . Дунху [ 14 ] [ 15 ] а Туоба произошли от Сяньбэя, [ 16 ] [ 17 ] которые также были потомками Дунху. [ 18 ] [ 19 ] Предки Туоба и Жужань из Дунху, скорее всего, были протомонголами . [ 20 ] Кочевые конфедерации Внутренней Азии часто были лингвистически разнообразными, и Туоба Вэй включала парамонгольскую туоба, а также ассимилированные тюркские народы, такие как Хэгу (紇骨) и Ичжан (乙旃); следовательно, около четверти племенной конфедерации Туоба состояла из элементов Динлинг , когда Туоба мигрировали из северо-восточной Монголии в северный Китай. [ 21 ]
Александр Вовин (2007) определяет язык туоба как монгольский язык . [ 22 ] [ 23 ] С другой стороны, Юха Джанхунен предположил, что туоба могли говорить на огурском тюркском языке . [ 24 ] Рене Груссе , писавший в начале 20 века, идентифицирует туоба как тюркское племя . [ 25 ] По мнению Питера Будберга , учёного XX века, язык туоба был по сути тюркским с монгольской примесью. [ 26 ] Чэнь Санпин заметил, что язык туоба содержит оба элемента. [ 27 ] [ 28 ] Лю Сюэяо заявил, что у туоба, возможно, был свой собственный язык, который не следует считать идентичным каким-либо другим известным языкам. [ 29 ] Эндрю Шимунек (2017) классифицирует туоба (табгач) как «сербский» (т. е. парамонгольский ) язык. Сербская ветвь Шимунека также состоит из туюхунских и киданьских языков. [ 30 ]
История
[ редактировать ]



Туоба были кланом Сяньбэй. [ 2 ] [ 3 ] Распространение народа Сяньбэй варьировалось от современного Северо-Восточного Китая до Монголии , а Туоба были одним из крупнейших кланов среди западного Сяньбэя, простирающегося от современной провинции Шаньси , а также на запад и северо-запад. Они основали государство Дай с 310 по 376 год нашей эры. [ 31 ] и правил как Северная Вэй с 386 по 536 год. Государства Туоба Дай и Северная Вэй также утверждали, что обладают качеством земли в китайской теории У Син . Все вожди Туоба почитались как императоры в « Книге Вэй» и «Истории северных династий» .
Северная Вэй начала организовывать бракосочетание китайской элиты с дочерьми королевской семьи Сяньбэй Туоба в 480-х годах. [ 32 ] Более пятидесяти процентов принцесс Туоба Сяньбэй Северной Вэй были замужем за южнокитайскими мужчинами из императорских семей и аристократами из южного Китая южных династий , которые дезертировали и переехали на север, чтобы присоединиться к Северной Вэй. [ 33 ] Некоторые китайские изгнанные члены королевской семьи бежали из южного Китая и перешли на сторону Сяньбэя. Несколько дочерей Сяньбэй Туоба, императора Сяовэня из Северной Вэй, были замужем за представителями китайской элиты: ханьский китаец Лю Сун, королевский Лю Хуэй, женился на принцессе Ланьлин из Северной Вэй; [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 34 ] [ 38 ] [ 39 ] Принцесса Хуаян вышла замуж за Сыма Фэя , потомка королевской семьи династии Цзинь (266–420) ; Принцесса Цзинань вышла замуж за Лу Даоцяна ; и принцесса Наньян вышла замуж за Сяо Баоинь ( 萧宝夤 ), члена королевской семьи Южной Ци . [ 40 ] Сестра императора Сяочжуана Северной Вэй, принцесса Шоуян, была замужем за императора У Ляна сыном Сяо Цзун . [ 41 ] одна из сестер императора Сяоу из Северной Вэй Согласно « Книге Чжоу» (Чжоушу), была замужем за Чжан Хуанем, ханьским китайцем. Его имя дано как Чжан Синь в « Книге Северной Ци» (Бэй Цишу) и «Истории северных династий» (Бэйши), в которых упоминается его брак с принцессой Сяньбэй из Вэй. Его личное имя было изменено из-за табу на имя императора. Он был сыном Чжан Цюн. [ 42 ]
Когда династия Восточная Цзинь закончилась, Северная Вэй приняла ханьского цзиньского принца Сыма Чучжи в качестве беженца. Принцесса Северной Вэй вышла замуж за Сыма Чучжи, родив Сыма Цзиньлуна (司馬金龍). Северной Лян короля Сюнну Цзюцюй Муцзяня Дочь вышла замуж за Сыма Цзиньлуна. [ 43 ]
Генетика
[ редактировать ]По данным Чжоу (2006), частоты гаплогрупп Туоба Сяньбэй составляли 43,75% гаплогруппы D , 31,25% гаплогруппы C , 12,5% гаплогруппы B , 6,25% гаплогруппы A и 6,25% «других». [ 44 ]
Чжоу (2014) получил анализ митохондриальной ДНК 17 туоба сяньбэй, который показал, что эти экземпляры также были полностью восточноазиатскими по своему материнскому происхождению и принадлежали к гаплогруппам D, C, B, A и гаплогруппе G. [ 45 ]
Вожди клана Туоба 219–376 (как принцы Дай 315–376)
[ редактировать ]Посмертное имя | Полное имя | Период правления | Другой |
---|---|---|---|
Шэньюань Шэньюань | Туоба Ливей | 219–277 | Название храма : Предок Сидзо. |
章 Чжан | Туоба Ксилу | 277–286 | |
Пинг Пинг | Туоба Чуо | 286–293 | |
Сиси | Туоба Фу | 293–294 | |
昭 Чжао | Туоба Лугуан | 294–307 | |
Хуан | Йитуо Туоба | 295–305 | |
МУ МУ | Туоба Йилу | 295–316 | |
Никто | Туоба Паген | 316 | |
Никто | Туоба [ 46 ] | 316 | |
Открытый текст | Туоба Юлу | 316–321 | |
Хуэй Хуэй | Туоба Херу | 321–325 | |
煬 Ян | Туоба Хэну | 325–329 и 335–337 | |
Ложь | Туоба Йихуай | 329–335 и 337–338 | |
Чжаочэн Чжаочэн | Туоба Шийцзян Туба Шийцзян | 338–376 | Царственное имя : 江国Цзяньго. |
Наследие
[ редактировать ]
В результате обширных контактов Северной Вэй со Средней Азией тюркские источники идентифицировали Табгача, также записываемого как Тавьяч, Тавджач, Тамгай, Тамгач, Тафгай и Табгай, как правителя или страны Китая до 13 века. [ 47 ]
Орхонские надписи в долине Орхона на территории современной Монголии VIII века идентифицируют Табгач как Китай. [ 47 ]
Сам я, мудрый Тонюкук , жил в стране Табгач. (В целом) тюркский народ находился под властью Табгача. [ 48 ]
В тексте XI века « Диван Лугат ат-Турк» («Сборник языков тюрков») тюркский ученый Махмуд аль-Кашгари , писавший в Багдаде для арабской аудитории, описывает Тавджач как один из трех компонентов, составляющих Китай.
Син [т. е. Китай] изначально состоит из трех частей: Верхний, на востоке, который называется Тавджах; средний — Хитай, нижний — Бархан в окрестностях Кашгара. Но теперь Тавджах известен как Машин, а Хитай как Шин. [ 47 ]
На момент написания этой статьи северная окраина Китая находилась под властью династии Ляо , возглавляемой киданями , тогда как остальная часть собственно Китая находилась под властью династии Северная Сун . Арабские источники использовали Син (персидский: Чин) для обозначения северного Китая и Масин (персидский: Мачин) для обозначения южного Китая. [ 47 ] В своем отчете аль-Кашгари называет свою родину вокруг Кашгара, тогда входившую в состав Караханидского ханства , Нижним Китаем. [ 47 ] Правители Караканидов приняли Тамгадж-хана (тюркский: Хан Китая) в свой титул и чеканили монеты с этим титулом. [ 49 ] Большая часть владений Караханидов, включая Трансоксанию и западную часть Таримского бассейна, находилась под властью династии Тан до битвы при Таласе в 751 году, и Караханиды продолжали идентифицировать себя с Китаем несколько столетий спустя. [ 49 ]
Название политического образования Табгач : также было переведено на китайский язык как китайский Таохуаши ( 桃花 石 ; пиньинь : таохуа ши ). [ 50 ] Это имя использовалось в Китае в последние годы для содействия этническому единству. [ 51 ] [ 52 ]
См. также
[ редактировать ]- Китайский суверен
- История Китая
- Династия Цзинь (266–420)
- Народное обрезание
- Этнические группы в истории Китая
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чжан (2010) , с. 496.
- ^ Перейти обратно: а б с Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. стр. 60–65 . ISBN 0-8135-1304-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Холкомб, Чарльз (2001). Генезис Восточной Азии: 221 г. до н. э. — 907 г. н. э . п. 131. ИСБН 978-0-8248-2465-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Бриндли (2003) , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Синор (1990) , с. 288 .
- ^ Чжан (2010) , с. 496–497.
- ^ Чжан (2010) , с. 485.
- ^ Чжан (2010) , стр. 491, 493, 495.
- ^ Чжан (2010) , с. 488.
- ^ «Словарь Цзычжи Тунцзянь · Часть 1» .
㩉Клан Ба: (...) Один из кланов Сяньбэй. Это «Клан Туоба».
- ^ Ван Пэнлинь (2018), Лингвистические тайны этнонимов во Внутренней Азии , Lexington Books, стр. 135 , ISBN 978-1-4985-3528-1 .
- ^ Чжан (2010) , с. 489.
- ^ Гиацинт (Бичурин) (1950). Сбор сведений о народах, живших в Средней Азии в древности . п. 209.
- ^ Голден, Б. Питер (2013). «Некоторые заметки об аварах и жужанах». В Курте, Флорин; Мэелон, Богдан-Петру (ред.). Степные земли и мир за ними . Яссы. п. 55.
- ^ Книга Вэй . Том 103.
Сисяо, потомок Дунху
по прозвищу Юджиулу [Руру, потомок Дунху по фамилии Юджиулу] - ^ Вэй Шоу . Книга Вэй . Том. 1
- ^ Ценг, Чин Инь (2012). Создание Туоба Северной Вэй: создание материальных выражений культуры в период Северной Вэй Пинчэн (398–494 гг. Н. Э.) (доктор философии). Оксфордский университет. п. 1.
- ^
Сяньбэй, которые были
ветвью Дунху, опирались на горы Сяньбэй, поэтому их называли Сяньбэй. Том 90. - ^ Сюй Элина-Цянь (2005). Историческое развитие додинастических киданей . Университет Хельсинки.
- ^ Пуллибланк, Эдвин Г. (2000). «Цзи姬 и Цзян姜: роль экзогамных кланов в организации государства Чжоу» (PDF) . Ранний Китай . п. 20. Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2017 г.
- ^ Ли, Джу-Юп (2016). «Историческое значение термина тюрк и природа тюркской идентичности чингизидских и тимуридских элит в постмонгольской Центральной Азии». Центральноазиатский журнал . 59 (1–2): 113–4.
- ^ Вовин, Александр (2007). «Еще раз о табачском языке». Монголоведение . XXIX : 191–206.
- ^ Холкомб (2001). Генезис Восточной Азии . п. 132. ИСБН 978-0-8248-2465-5 .
- ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: Этническая история . п. 190.
- ^ Степи, Империя (1939). Тюркская энергия – так отмечена среди первых правителей Табгача . США: Рене Груссе . ISBN 978-0-8135-0627-2 .
- ^ Холкомб (2001). Генезис Восточной Азии . п. 132. ИСБН 978-0-8248-2465-5 .
- ^ Чен, Санпин (2005). «Тюркский или протомонгольский? Заметка о языке туоба». Центральноазиатский журнал . 49 (2): 161–73.
- ^ Холкомб (2001). Генезис Восточной Азии . п. 248. ИСБН 978-0-8248-2465-5 .
- ^ Лю 2012 , стр. 83–86.
- ^ Шимунек, Эндрю (2017). Языки древней Южной Монголии и Северного Китая: историко-сравнительное исследование сербской или сяньбэйской ветви сербско-монгольской языковой семьи с анализом северо-восточной пограничной китайской и древнетибетской фонологии . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3-447-10855-3 . OCLC 993110372 .
- ^ Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. стр. 57 . ISBN 0-8135-1304-9 .
- ^ Руби Шэрон Уотсон (1991). Брак и неравенство в китайском обществе . Издательство Калифорнийского университета. стр. 80–. ISBN 978-0-520-07124-7 .
- ^ Тан, Цяомэй (май 2016 г.). Развод и разведенная женщина в раннем средневековом Китае (с первого по шестой век) (PDF) (Диссертация, представленная Цяомэй Таном на кафедре восточноазиатских языков и цивилизаций при частичном выполнении требований для получения степени доктора философии по данному предмету) восточноазиатских языков и цивилизаций). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. стр. 151, 152, 153.
- ^ Перейти обратно: а б Ли 2014 .
- ^ Статьи по истории Дальнего Востока . Австралийский национальный университет, факультет истории Дальнего Востока. 1983. с. 86.
- ^ Хинш, Брет (2018). Женщины в раннесредневековом Китае . Роуман и Литтлфилд. п. 97. ИСБН 978-1-5381-1797-2 .
- ^ Хинш, Брет (2016). Женщины в императорском Китае . Роуман и Литтлфилд. п. 72. ИСБН 978-1-4422-7166-1 .
- ^ Статьи по истории Дальнего Востока, тома 27–30 . Австралийский национальный университет, факультет истории Дальнего Востока. 1983. С. 86, 87, 88.
- ^ Ван, И-дун (1953). «Рабы и другие сопоставимые социальные группы во времена северных династий (386–618)». Гарвардский журнал азиатских исследований . 16 (3/4). Гарвардский институт Йенчин: 322. doi : 10.2307/2718246 . JSTOR 2718246 .
- ^ Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг . н.э. Метрополитен-музей. 2004. С. 30 –. ISBN 978-1-58839-126-1 .
Сяо Баоинь.
- ^ Древняя и раннесредневековая китайская литература (том 3 и 4): Справочное руководство, части третья и четвертая . БРИЛЛ. 22 сентября 2014 г. стр. 1566–. ISBN 978-90-04-27185-2 .
- ^ Адамек, Петр (2017). Хороший сын грустит, если слышит имя своего отца: табу на имена в Китае как способ реализации социальных ценностей . Рутледж. п. 242. ИСБН 978-1-351-56521-9 .
... Южная Сун.105 Мы читаем в Чжоушу историю о неком Чжан Хуане 張歡, который женился на сестре императора Сяоу 宣武帝 Северной Вэй (ок.
- ^ Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг . н.э. Метрополитен-музей. 2004. С. 18 –. ISBN 978-1-58839-126-1 .
гладкий.
- ^ Чжоу, Хуэй (20 октября 2006 г.). «Генетический анализ останков Туоба Сяньбэй, раскопанных на горном кладбище Цилан в правом крыле Среднего знамени Кахара во Внутренней Монголии». Письма ФЭБС . 580 (26): Таблица 2. doi : 10.1016/j.febslet.2006.10.030 . ПМИД 17070809 . S2CID 19492267 .
- ^ Чжоу, Хуэй (март 2014 г.). «Генетический анализ популяций Сяньбэй возрастом около 1500–1800 лет». Генетика человека . 50 (3): 308–314. дои : 10.1134/S1022795414030119 . S2CID 18809679 .
- ^ Ни одно известное имя не сохранилось.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Биран 2005 , с. 98.
- ^ Аталай Бесим (2006). Диваню Лугати'т Тюрк. Ассоциация турецкого языка , ISBN 975-16-0405-2 , с. 28, 453, 454
- ^ Перейти обратно: а б Биран, Михал (2001). «Караханидология: взгляд с края Караханида» . Центральное Каье д'Ази . 9 : 77–89.
- ^ Руй, Чуаньмин (2021). К древней истории Шелкового пути . Всемирная научная. дои : 10.1142/9789811232978_0005 . ISBN 978-981-12-3296-1 .
- ^ Виктор Майр (16 мая 2022 г.). «Туоба и Сяньбэй: тюркские и монгольские элементы средневековых и современных китайских государств» . Языковой журнал . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Си Цзиньпин (27 сентября 2019 г.). «Выступление на конференции по поощрению национального этнического единства и прогресса» . Национальная комиссия по делам этнических групп Китайской Народной Республики (на китайском языке) . Проверено 5 апреля 2024 г. .Разногласия
подобны Южной и Северной династиям, обе претендующие на китайскую ортодоксальность; конфронтация подобна династиям Сун, Ляо, Ся и Цзинь, обе называются «камнями персикового цвета»; объединение подобно Цинь и Хань; Династии Суй и Тан, Юань, Мин и Цин, и даже более того, «шесть государств имеют один и тот же стиль, а девять государств имеют общую основу».
Источники
[ редактировать ]- Базен, Л. «Исследование языка Топа (5 век нашей эры)» , Тунг Пао, 39/4-5, 1950 [ «Исследование диалектов Топа (5 век после нашей эры)» ] (на французском языке) Тема: Татарский язык Тоба .
- Биран, Михал (2005), Империя Кара-Китая в евразийской истории: между Китаем и исламским миром , Cambridge University Press
- Будберг, П.А. «Язык То-па Вэй» , Гарвардский журнал азиатских исследований, Vol. 1, 1936.
- Бриндли, Эрика Фокс (2003), «Варвары или нет? Этническая принадлежность и изменение представлений древних народов Юэ (Вьетнам), около 400–50 гг. До н.э.» (PDF) , Большая Азия , 3-я серия, 16 (2): 1– 32, JSTOR 41649870 .
- Клосон, Г. «Тюрк, монгол, тунгус» , Большая Азия, Новая серия, Том. 8, часть 1, 1960, стр. 117–118.
- Груссе, Р. «Степная империя: история Центральной Азии» , Rutgers University Press, 1970, стр. 57, 63–66, 557, прим. 137, ISBN 0-8135-0627-1 [1]
- Ли, Джендер (2014). «9. Преступление и наказание: Дело Лю Хуэя в Вэй Шу » . В Венди Шварц; и др. (ред.). Раннесредневековый Китай: Справочник . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 156–165. ISBN 978-0-231-15987-6 .
- Лю, Сюэяо (2012). Королевства Сяньбэй: Легенда о горах Большого Хингана . ISBN 978-962-8904-32-7 .
- Пеллиот, П.А. «Происхождение Тоу-киуэ; китайское название тюрков» , Тунг Пао, 1915, стр. 689
- Пеллио, П.А. «Происхождение Тоу-киуэ; китайское название тюрков» , Журнал Asiatic, 1925, № 1, с. 254–255
- Пеллиот, Пенсильвания «Происхождение Тоу-киуэ; китайское название тюрков» , Тунг Пао, 1925–1926, стр. 79–93;
- Синор, Денис (1990), «Создание и роспуск Тюркской империи» , Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Кембридж : Издательство Кембриджского университета, стр. 285–316 .
- Чжан Сюшань (2010), «О происхождении слова Таугаст в Теофилакте Симокатте и более поздних источниках», Byzantion , vol. 80, Левен: Петерс, стр. 485–501, JSTOR 44173113 .
- Зуев, Ю.А. «Этническая история усуней» , Труды Академии наук Казахской ССР, Институт истории, археологии и этнографии , Алма-Ата, Вып. VIII, 1960 г. (на русском языке)