Тоньюкук
Тоньюкук | |
---|---|
Тархан Второго Тюркского каганата | |
Царствование | 681–716 или 717 |
Полное имя | |
Родное имя | 𐰋𐰃𐰠𐰏𐰀 𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸 𐰉𐰆𐰖𐰞𐰀 𐰉𐰍𐰀 𐱃𐰺𐰴𐰣 (на древнетюркском ) |
Другие названия | Какой Таркан? |
Рожденный | Ашиде Юаньчжэнь Асде Юаньчжэнь в. 646 Юлинь , династия Тан (современная Внутренняя Монголия ) [1] |
Умер | в. 726 (79–80 лет) |
Дворянская семья | Ашиде |
Проблема | Po Beg |
Занятие | Советник [2] Великий визирь Главнокомандующий |
Мемориалы | Надписи Тоньюкук |
Тоньюкук ( древнетюркский : 𐰋𐰃𐰠𐰏𐰀:𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸 , латинизированный: Bilgä Tuňuquq , букв. «Тунюкук Мудрый», [3] Китайский : 暾欲谷 ; пиньинь : Туньюгу , китайский : 阿史德元珍 ; Пиньинь : Ашуде Юаньчжэнь , родился ок. 646, умер ок. 726) был бага-тарханом (верховным главнокомандующим) и советником четырёх успешных Гектюрка каганов — Ильтериша кагана , Капаган кагана , Инель кагана и Бильге кагана . Он вел победоносные походы против различных тюркских и нетюркских степных народов, таких как Тёлис, Сюэянтуо , Токуз-огуз , енисейские кыргызы , курыканцы , Тридцать татар , киданей и татаби , а также династия Тан . [4] описали его как создателя королей. Такие историки, как Э. П. Томпсон, [5] и Питер Бенджамин Голден . [6]
Имя
[ редактировать ]Имя пишется как t 1 -o-ɲ-uq 1 -uq 1 ( 𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸 ) в древнетюркском письме , по-разному интерпретируемое как Тунукук , Тонукук , Тудж-укук , Тоɲ Югук , Туджун-ок , Тоджукук , Туɲококк с рядом предложений по его этимологии. По мнению Серткайи, Тунук означает «ясный, чистый, бездна, достигший глубины» или «чистый, проникающий», а ук или ок означает «идея, мудрый, хорошо осведомленный». Таким образом, Тонукук является обладателем глубокой и чистой идеи. [7] [8] Его титул «Бильге» означает «мудрый» или «мастер». [9] По мнению Кляшторного, элемент юкук означает «скрытая, охраняемая вещь, ценность, сокровище, драгоценности», что происходит от глагола «йок/юк», означающего «прятать, защищать» (используется в уйгурских юридических документах); между тем, другая тонна означает «первая»; таким образом, его китайское имя 元珍 Юаньчжэнь является калькой его тюркского имени Тонюкук , оба значения которого означают «первое сокровище». [10] Рене М. Жиро прочитал имя как tonïuquq , от ton «платье, одежда» с притяжательным I и yuquq (от глагола yuk- «прилипать») и означает «чье платье благословлено маслом»; Точно так же Жан-Поль Ру объяснил это имя как «в промасленном платье», обсуждая кулинарную культуру монголов и предполагая, что у них была грязная и испачканная одежда. [11]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Он родился около 646 года близ реки Туул в Ашиде племени . Он бежал из династии Тан в 679 году и присоединился к Элтеришу в 681 году.
𐰋𐰃𐰠𐰏𐰀
Трюмный
𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸
Тонукук
𐰋𐰤
ты
𐰇𐰕𐰢
сам
𐱃𐰉𐰍𐰲
Табγач
𐰃𐰠𐰭𐰀
Элиша
𐰶𐰠𐰦𐰢
мой маленький
𐱅𐰇𐰼𐰚
турецкий
𐰉𐰆𐰑𐰣
пожалуйста
𐱃𐰉𐰍𐰲𐰴𐰀
Табγачка
𐰝𐰇𐰼𐰼
слеп
𐰼𐱅𐰃
взволнованный.
Я сам, мудрый Тонюкук, родился в стране Табгач [т.е. Танский Китай ]. (В целом) тюркский народ находился под китайским подчинением. [13] [14]
Китайские источники утверждают, что Тоньюкука звали Юаньчжэнь, он изучил все китайские традиции и знал о бреши в границах и китайской стене. Пока он руководил сдавшимися кланами в военном губернаторстве Чаньюй , он был уволен и заключен в тюрьму военным губернатором Чанши. [15]
Во время правления Элтериша
[ редактировать ]Хотя он проиграл первые войны против Сюэ Жэньгуя , он был грозной силой в создании Тюркского каганата. В 687 году началось новое вторжение в Тан Элтериша и Ашиде Юаньчжэня . Вдовствующая императрица У поручила этническому Пэкче генералу Хэйчи Чанчжи , которому помогал Ли Дуоцзо, защищаться от тюркского нападения, и они смогли победить турецкие силы в Хуанхуадуе (современный Шуочжоу , Шаньси ), заставив турецкие войска бежать.
Во время правления Капхана
[ редактировать ]
В 703 году он был отправлен каганом с предложением руки и сердца к династии У Чжоу . У Цзэтянь принял это предложение, взамен У Яньсю был освобожден по приказу хагана. Однако императора Чжунчжуна воцарение изменило политический климат. Брак был расторгнут.
В 712 году он командовал армией Туджуэ во время битвы при Болчу , которая оказалась катастрофической для тюргешской армии.
Во время правления Иняля
[ редактировать ]Он не занимался активной политикой во время правления Иняля и признал его законным правителем. [16] Хотя это не стоило ему жизни и его пощадили, возможно, из-за его большого авторитета и возраста. Другая причина заключалась в том, что он был тестем Бильге Кагана. [17]
Во время правления Бильги
[ редактировать ]В 716 году его зять Бильга Кахан назначил его главным стратегом (Бага Тархан) .
Китайские источники утверждают, что Бильга Каган хотел принять буддизм , основать города и храмы. Однако Тоньюкук отговорил его от этого, указав, что их кочевой образ жизни сделал их большей военной силой по сравнению с династией Тан . [18] В то время как власть турок основывалась на их мобильности, обращение в буддизм принесло бы пацифизм среди населения. Поэтому придерживаться тенгрианства было необходимо, чтобы выжить. [19] [20] [21] [22]
В 720 году танский канцлер Ван Цзюнь предложил план нападения на Бильга-Каган вместе с баксимами , Си и киданями . [23] Император Сюаньцзун также завербовал Капухана Кагана сыновей Бильга Тегина и Мо Тегина, енисейских кыргызов Кагана Кутлуга Бильга Кагана и Хуоба Гуйрена для борьбы против Туджуэ. Осенью 721 года Тонюкук хитро предпринял первую атаку на Баксими, полностью разгромив их. Тем временем Бильга совершил набег на Гансу , забрав большую часть скота. Позже в том же году кидани , а в следующем году Си Цзиньпин также были разгромлены.
Он умер около 726 года.
Семья
[ редактировать ]Он был отцом Элетмиша Билга Катуна и тестем Бильга Кагана , таким образом, дедушкой Йоллига и Тесри Кагана .
Наследие
[ редактировать ]Его биография, достижения и советы по государственному управлению были высечены так называемым орхоно-тюркским письмом на двух стелах, воздвигнутых около 716 года (до его смерти) на месте, известном как Байн Цокто , в Улан- Батора Налайхском районе . [24] Уйгурский чиновник эпохи Юань Се Вэньчжи (楔文質), а также корейский клан Кёнджу Сол заявили о своем происхождении от Тоньюкука. [25]
Он упоминался и вспоминался в некоторых уйгурских манихейских текстах позже в Кочо . [26]
Берлинский манихейский манускрипт, найденный в Кочо, гласил следующее: [26]
Тогда мудрый Тонюк(ук) сказал следующее: Турок (нация) разрушен и потерял свой шанс на (спасение).
В популярной культуре
[ редактировать ]- Сыграл Ким Сон Хона в KBS сериале 2006–2007 годов « Дэ Чжо Ён» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шлегель, 1892, с. 13
- ^ Научно-исследовательский институт тюркологии Стамбульского университета (1979), I. Международный конгресс тюркологов: турецкий язык и литература , с. 381
- ^ Вдохновение ОСТАНОВИЛОСЬ. «БИЛГЕ ТОНЮКУК Тонюкук Мудрый» (на турецком языке). 3 (1). Журнал азиатских исследований.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Питер Б. Голден, (1992), Введение в историю тюркского народа , с. 137
- ^ Улку (на турецком языке). Турецкая республиканская народная партия. 1937. с. 352.
- ^ Питер Б. Голден (2010). Центральная Азия в мировой истории . п. 42.
- ^ О.Ф. Серткая (2003, стр. 33)
- ^ Наделяев В.М. «Чтение Орхоно-Енисейской марки» и «Этимология имени Тонукук». // Тюркологические исследования МЛ 1963 стр. 197–213; Аманжолов А.С. «Графика Таласских, Енисейских и Орхонских надписей» /Казахский язык и литература, КазГУ, Алматы, 1973. Аманжолов А.С. «История и теория древнетюркских надписей», Алматы, 2003; стр. 56–57.
- ^ «Сайты ставок — обзор 8 лучших и надежных сайтов для ставок в реальном времени» . Сайты ставок (на турецком языке) . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ С. Г. Кляшторный 1966, стр. 202–205.
- ^ Айдын, Эрхан «Об имени и титулах Тонюкука», Türkbilig , 2019/37: 1–10.
- ^ «Национальный исторический музей Монголии» . 7 сентября 2019 г.
- ^ Аталай Бесим (2006). Divanü Lügati't Turk. Ассоциация турецкого языка , ISBN 975-16-0405-2 , с. 28, 453, 454
- ^ Айдын 2017, с. 104
- ^ Тасагил 2004, с. 63
- ^ Добровитс, М.: « Текстологическая структура и политическое послание древнетюркских рунических надписей », Талят Текин Армаганы, Тюрк Диллери Араштырмалары 18 (2008), 149–153.
- ^ Денис Синор (1990). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Том. 1. п. 312.
- ^ Денис Синор (редактор), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , том 1, Cambridge University Press, 1990, ISBN 978-0-521-24304-9 , 312–313.
- ^ Вэньсянь Тункао , 2693a
- ^ Новая книга Тан , том 215-II
- ^ Золотой 2002, с. 9
- ^ Эрджиласун 2016, стр. 295–296
- ^ Старая книга Тан , Том. 194-я
- ^ Для сайта см. Сорен Старк Древнетюркский период в Центральной и Центральной Азии. Археологические и исторические исследования (Кочевники и оседлые люди, Том 6), Райхерт: Висбаден, 2008, стр. 75–76.Росс (1930): «Примерно 48° северной широты и немного больше 107° западной долготы [ sic ] от Гринвича, недалеко от места, которое, как говорят, носит название Баин Чокто, между почтовой станцией Налайха и правым берегом верхнего воды Толы».
- ^ Броуз, Майкл К. (2007). Сюжеты и мастера: Уйгуры в Монгольской империи . Беллингем, Вашингтон, США. стр. 169, 183–185. ISBN 9780914584292 . OCLC 235941570 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Марсель Эрдал; Чен Хао Чен Хао (2017). «Традиция хочо тонюкук в рунических, уйгурских и китайских источниках // Обсуждение традиции хочо тонюкук в рунических, уйгурских и китайских источниках // Обсуждение тюркской стелы Гаочан и уйгурских и китайских документов» . Центрально-Азиатский журнал . 60 (1–2): 109. : 10.13173 /centasiaj.60.1-2.0109 10.13173 / centasiaj.60.1-2.0109 . doi . JSTOR
- Э. Денисон Росс, Надпись Тоньюкук, являющаяся переводом профессора Вильгельма Томсена окончательного датского перевода , Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета, 1930.
- Натан Лайт. Тюркское повествование VIII века: прагматика, речевая речь и управление информацией. Тюркские языки. 10.2, 2006. стр. 155–186.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст надписей Тоньюкук
- Мемориальный комплекс Тонюкука , Комитет языка Министерства культуры и информации Республики Казахстан