Басмыл
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2009 г. ) |
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( январь 2016 г. ) |
Басмылы Basmyl ( китайский ; Basmals , Basmils , древнетюркский 𐰉𐰽𐰢𐰞 ) латинизированные : , ; : Báxīmì , , Basmïl : /mí среднекитайский bjiej ZS : * ᴇ также Bìlà , MC * / mì ЧАС -годы ) [ 1 ] [ 2 ] кочевое племя VII-VIII веков — тюркское , населявшее в основном Джунгарию на северо-западе современного Китая.
Первоначально лесной народ, басмылы со временем приобрели значение и сыграли заметную роль в тюркской политике с VI века. В какой-то момент басмылы даже свергли династический род Второго Тюркского каганата и некоторое время удерживали каганат с помощью карлуков и уйгуров , которые позже выступили против басмылов. Верховные вожди басмылов первыми стали использовать термин Ыдык-кут , заменивший хаган ; Кочо-уйгурские правители Турфана также называли себя Ыдык-кутами. Название состоит из двух компонентов: первый компонент Ïdïq/Ydyk означает «посланный [небесами], священный»; [ 3 ] второй компонент кут/кут в названии часто встречается в древнетюркской ономастике и титулатуре и имеет лексическое значение «благодать» или «благословение». [ 4 ]
Сообщается, что в 720 году н.э. династический клан Басмыл был сосредоточен в протекторате Бэйтинг , недалеко от Гучэна (Цитай), в хребте Богда-Шань , и был Ашина тюрками (Ch. 突厥 пиньинь Ту-цзюэ ). [ 5 ] [ 6 ]
Махмут Кашгари , историк XI века, называет басмылов одним из десяти выдающихся тюркских племен и перечисляет места расположения тюркских государств от границ Восточной Римской империи до границ Китая в следующей последовательности: [ 7 ]
Кашгари также отмечал, что «Среди кочевых народов есть чомюли тарабарщину ( ратана – они имеют свою [رَطَانَة]), но знают и тюркский язык; также каи , ябаку , татары и басмилы – каждая из этих групп имеет свой собственный язык, но они также хорошо знают тюркский язык "." [ 8 ]
Басмылы могут быть предками аргынов Среднего жуза современного Казахстана . [ 9 ] Марко Поло, по-видимому, упоминал их как «аргонов» в стране под названием « Тендук » (около Куку-Хотана, или современного Хух -Хото ) в 13 веке. [ 10 ] Поло сообщил, что это племя, которое «произошло из двух разных рас: а именно, из расы идолопоклонников Тендука и… поклоняющихся Магомету . Они красивее мужчин, чем другие туземцы, и обладают большими способностями». они обретают власть; и они также являются торговцами капиталом ». [ 10 ]
История
[ редактировать ]Период каганата
[ редактировать ]Этноним басмыл этимологизируется как тюркский : первый компонент * бас- означает "давить, давить, угнетать, совершать внезапное нападение" в пратюркском языке ; другой, * -mïl , является огурским родственником общетюркского номинального суффикса * -miš /- *mïs . Таким образом, « Басмыл » можно рассматривать как огурско-тюркское bas- + -mıl = «племя, сокрушившее (своих противников)», Басмыш на общетюркском языке. Это было типично для Названия тюркских племен, обозначавшие агрессивность». Это побудило Голдена предположить, что басмылы были носителями огурского языка, которые остались на востоке после того, как их двоюродные братья мигрировали на запад. [ 11 ]
По данным Тунгдиана , басмылы первоначально жили рассредоточенно по заснеженным горам, охотились на лыжах , обитали южнее Бейтингского протектората и Северного моря (т. е. озера Байкал ) и юго-восточнее енисейских кыргызов ; «мужественные и сильные» басмылы насчитывали 2000 семей и имели вождей, но не князей. [ 12 ] С 552 года тюркизированные басмылы входили в состав Первого Тюркского каганата , который мог признать экономическое или политическое значение басмылов достаточно, чтобы назначить Ашина ябгу над басмылами. [ 2 ] Когда в 604 году этот каганат распался на Восточный и Западный каганаты , басмылы оказались в составе Западно-Тюркского каганата , под властью восточных тюрков . В результате государственно-административных реформ в пользу восточной части Каганата басмылы утратили свое первенство вместе с племенами карлуков , ягма , кипчаков , чуми , чуюэ (от которых произошел Шатуо ). В 641 году недовольные племена, в том числе джунарийские басмылы, присоединились к восстанию претендента на престол Югу-Укука. Китайская империя Тан использовала смуту в Западно-Тюркском каганате, чтобы стать доминирующей региональной державой, и к 649 году в результате военных поражений Бухара и басмылы подчинились танским правителям. [ 13 ]
Период с 649 по 703 год является наиболее документированным в истории Басмыла благодаря существованию китайских летописных записей. Это также был процветающий период; вассальная зависимость не налагала никаких обязательств, а вместо этого предоставлялась китайская роскошь в качестве подарков, пока танские императоры не почувствовали себя достаточно уверенно, чтобы ввести свою собственную бюрократию, чтобы заменить правление традиционной тюркской знати. Согласно древнетюркскому закону о наследовании, брат наследовал брату, а племянник наследовал своему дяде в порядке бокового наследования . Китайцы сочли такую идею абсурдной и игнорировали ее в своих действиях, создавая дополнительные проблемы помимо существующего недовольства жадной бюрократией. Этот 52-летний период относительного затишья закончился возвышением восстановленного Восточно-Тюркского каганата и возвращением ему Джунгарии и джунгарских басмылов Кутлугом и Куль -Тегином . [ 14 ]
Тюркско-тюргешский период
[ редактировать ]Поскольку китайские силы Тан на «Западных территориях» были незначительными, чтобы противостоять восстановлению Тюркского каганата, танскому правительству пришлось согласиться с возвышением Тюргешей , нации, происходящей от Сяньбэя Абарса и Мукри, под руководством Ужиле . По сути, территория, захваченная Таном к 659 году, была разделена между китайцами, Тюркским каганатом и тюргешами, народом, который не принадлежал к группе Тиэле , Чуй или Восточно-Тюркут (東突厥), но сначала был известен как одна из пяти племен дуолу Западного Тюркута . Тюргеши насчитывали от 5 до 700 000 человек, и хотя для того времени это было большое государство, они находились под давлением арабов с юга. Учитывая сложность ситуации, танской дипломатии удалось вовлечь басмылов в антитюркский союз, в который уже входили киданы , татаби и 300-тысячная танская экспедиционная армия. Это вовлекло басмылов в одно из самых захватывающих событий века и даровало им место в самых знаменитых тюркских сочинениях VIII века. [ 15 ]
По нереальному плану, задуманному в 720 году в Чанъане , Китае против Тюркского каганата, киданы и татабы, а также басмылы юго-западной Джунгарии должны были одновременно сойтись на дворе Бильге-кагана с разных сторон. С севера наступали также енисейские киргизы , а с запада – тюргеши. Канцлер Бильге-кагана Тонюкук разработал контрплан, который предусматривал столкновение с врагами по одному и использование смелости и скорости, чтобы компенсировать недостаток сил. В начале последующей войны басмылы были первыми союзниками, присоединившимися к Тюркской орде, но не сумевшими обнаружить, чтобы другие коалиционные силы повернули назад. Тюрки Тонюкука оставили их в покое и форсированным маршем подошли к Бешбалыку (Ч. Бэйтинг ), который внезапной атакой взяли. К тому времени, когда измученные люди и лошади басмылов достигли Бишбалыка, вместо отдыха и провианта они обнаружили поджидавшего врага. Окруженные под стенами крепости басмылы сдались, и весь поход развалился. Война была увековечена в орхонских надписях на Бильге-кагану и Тоньюкуку . Памятники [ 15 ]
Другая надпись на том же памятнике дает совершенно иной взгляд на Бишбалыкскую операцию. Вероятно, написанная басмылом, отдыхающим за стенами крепости Бишбалык, который позже, вероятно, попал в засаду и был взят в плен, эта надпись представляет двойной интерес как исторический документ и памятник культуры. Это первое тюркское стихотворение, написанное ритмично и рифмованно, с слоговым ритмом из 4, 5 и 8 слогов в трех строках, образующих строфу , где восьмисложные строки имеют центральные рифмованные звуки в виде двух четырехстопных строк. Побежденный Басмыл высек на скале свою композицию: «В год Обезьяны, в девятом месяце, мы тайно пошли к Бишбалыку. Удачный богатырь в беде, его войско в засаде. Пусть там будет счастлив этот человек!» [ 15 ]
Второй Тюркский каганат
[ редактировать ]бурный период в истории Второго Тюркского каганата В 740 году начался Тенгри-хана . За время правления дочери Тонюкука Катун-матери По-бег удалось консолидировать власть в своих руках. Затем она доверила власть своему фавориту, скромному тархану , что вызвало недовольство высшей знати. Восточный Шад Пан-кул напал на двор, убил Тенгри-хана и посадил на трон сына покойного. Но Кут Ябгу (китайский Гуду ), соперник Пан-куля, убил нового кагана, заменив его своим братом, затем в 741 году Кут убил своего протеже и узурпировал трон.
В 742 году уйгуры, басмылы и карлуки одновременно восстали, напав и убив узурпатора, а затем быстро создали собственное государство. Вождь басмылов стал верховным ханом, вождь уйгуров — восточным ябгу , а эльтебер карлуков — западным ябгу. Воюющие Тюркские дворяне пришли к соглашению и избрали каганом сына Пан-кула с титулом Озмиш-кагана . Эти события зафиксированы в надписи « Селенгинский камень », увековечившей подвиги уйгурского хана Моянчура ( Баянчура ). [ 16 ]
Танский двор предложил Озмыш-хану убежище, после чего он отправил своего сына в Китай с пятью тысячами крытых повозок с семьями и бежал от своей орды. В 744 году басмылы убили Озмыш-хана и отправили его голову в Чанъань. его брат Баймей-хан Кулун-бек Вместо него на трон был возведен , но большая часть тюркской знати присоединилась к избранию басмыльского вождя Элтериша (гл. Седе Иши) верховным каганом. Союзники вскоре раскололись; Уйгурский предводитель Пейло напал и разгромил басмылов, вождь которых Элтериш-каган был обезглавлен, а его голова отправлена в Чанган с предложением признать Пейло титулом Кутлуг-Бильге Кюль-хан. Басмылы под давлением карлуков присоединились затем к уйгурам. [ 16 ] Аль Марвази упомянул, что вождь по имени Басмил был тезкой одной группы шариатов , которые, возможно, были желтыми уйгурами . [ 17 ] [ 18 ]
Uyghur period
[ редактировать ]Господство кыпчаков-тюрков над уйгурами продолжалось с 688 по 741 год. Уйгурский вождь получил титул Шад от отца и в 742 году объединил свой народ в токуз-огузы или девять племен. В отличие от тюрков -ашина , токуз-огуз -уйгуры были ведущим, но не доминирующим племенем. Подавив басмылов и карлуков, уйгуры приняли их как равных.
Надписи на « Селенгинском камне » являются основным источником записи событий около 750 г. В 753 г. уйгуры продолжили жестокую борьбу с басмылами и карлуками. Война закончилась в 755 году, когда уйгуры подчинили себе восточные кочевья карлуков, простирающиеся до Саура и Тарбагатая .
Уйгурская племенная конфедерация (Токуз-Огуз) состояла из ведущего уйгурского племени (в которое входили басмылы и восточные карлуки), шести устоявшихся племен Теле : Пугу, Хун, Байырку, Тонгра, Сиджи и Киби, а также двух новых А-Буси и Гулунвугуси. , юридически считавшиеся равными, и несколько покоренных племен, плативших дань роду токуз-огузского кагана Яглакара . Племена токуз-огузов находились в привилегированном положении не только по отношению к племенному союзу, но и по отношению к басмылам и карлукам, которых в боях всегда «посылали вперед», поскольку они меньше ценились и защищались. [ 19 ]
В Джунгарии басмылы жили рядом с карлуками и байырку, которые, по-видимому, были одним из многочисленных племен, воевавших в 747 году против уйгуров на стороне басмылов. Еще одним соседом к востоку от тюргешей были ограки , одно из аборигенных племен Джунгарии, еще известное в I веке до нашей эры как уге . Община Йдук-кас («Святые люди»), отсылка к христианской общине, упоминается как Уч-Ыдук («Три Йдука») и также проживала на территории Басмыла. в орхонских надписях [ 19 ]
Басмылы оставались в составе Уйгурского каганата , названного так после того, как уйгуры захватили руководство Тюркским каганатом в 752 году, до его гибели от рук енисейских кыргызов в 840 году.
Религия
[ редактировать ]Существуют разногласия относительно распространения и упадка несторианского христианства в Центральной Азии. Епископы были зарегистрированы в Мерве и Герате начиная с V века. [ нужна ссылка ] Христианские и еврейские купцы в то время активно вели торговлю между Китаем и Провансом . В то время как идейно-политические учения Тюркского каганата не терпели иностранных религий и распространение христианства в Каганате было ограничено, некоторые джунгарские тюрки, тесно связанные с караванными путями и торговыми городами, впитали эти идеи.
Падение Каганата стимулировало успехи христианского прозелитизма. Сообщается, что басмалы приняли христианство после поглощения осколков Каганата. Некоторые карлуки и уйгуры, по-видимому, также приняли христианство.
Когда в 752 году разгорелась новая война между уйгурами и тюргешами, антиуйгурская коалиция объединила басмылов, тюргешей и защитников «троицы » . [ 19 ]
Однако к XIII веку Марко Поло упоминал лишь о наличии « идолопоклонства » и ислама на территории «аргонов». [ 10 ]
Современная история
[ редактировать ]В наше время племя аргын является одним из основных составляющих Среднего жуза субконфедерации в Казахстане и рассматривается как неотъемлемая часть казахского народа .
Связь между басмылами и аргынами подтверждается описанием Марко Поло страны, которую он называл Тандук. Поло сообщил, что преобладающим племенем в стране был христианский народ под названием «Аргон». Аналогичное местоположение басмылов дано и в раннесредневековом тексте Цзыжи Тунцзянь : в протекторате Бэйтинг , на хребте Богдошань в местности Гучен. [ 5 ]
Басыз
[ редактировать ]Анварбек Мокеев выдвинул гипотезу «о происхождении киргизского племени басыз из круга лесных племен Алтая , переселившихся туда после распада некогда мощного союза басмыльских племен». По мнению А. Мокеева, басмылы были включены в состав алтайских кыргызов . Этноним «басмыл» он отождествляет с кыргызским «басыз». [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Gumilev L.N., "Ancient Türks" , (in Russian) : Древние тюрки
- Грумм-Гржимайло, Г.Э. Западная Монголия и Урянхайский край , 3 тома, т. 1, с. 2, Ленинград, 1926 г. (на русском языке)
- ↑ Tongdian vol. 200: «Басмылы, другое название — государство Била, известное тогда во времена Суй [1] (на китайском языке) .
- ^ Перейти обратно: а б Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов , с. 142-143
- ^ Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов , с. 165
- ^ С. Г. Кляшторный, «Древние тюркские наскальные надписи в Таласском Ала-Тоо. Согдийское слово в древнетюркской надписи» , Webfestschrift Marshak 2003, ( онлайн-статья ).
- ^ Перейти обратно: а б Цзыжи Тунцзянь Том. 212, цит. по Зуеву Ю.А., Конные тамги вассальных княжеств (перевод китайского Танхуяо VIII-X веков ), Академия наук Казахской ССР, Алма-Ата, 1960, с. 104, 132 (на русском языке)
- ^ Кляшторный, С.Г. «Половецкие проблемы (II)» в Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae , Vol. 58, нет. 3, Материалы Первой международной конференции по средневековой истории евразийской степи: Сегед, Венгрия, 11–16 мая 2004 г.: Часть III (2005). п. 245
- ^ Обзор Центральной Азии, тома 13-14 . Центральноазиатский исследовательский центр. 1965 год . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы . Часть I. (1982). п. 82-83
- ^ Гумилев, Л. Поиски воображаемого царства: Трилистник с высоты птичьего полета' Гл. 5: Разрушенная тишина (961-1100)
- ^ Перейти обратно: а б с Поло, Марко (1875), «Глава 59: О провинции Тендук и потомках пресвитера Иоанна» , Книга сэра Марко Поло, венецианца , том. 1, Генри Юл (тр.), Анри Кордье (ред.), Дж. Мюррей, стр. 276–
- ^ Голден, Питер Б. (2006). «Куманика V: Басмилы и кыпчаки». Архивы средневековой Евразии 15 : 34–36, 41.
- ^ Тонгдиан , том 200.
- ^ Гумилев Л.Н., "Древние тюрки" , Гл. 16 (на русском языке)
- ^ Гумилев Л.Н., "Древние тюрки" , Гл. 21, 22 (на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Гумилев Л.Н., «Древние тюрки» , Гл. 23 (на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Гумилев Л.Н., «Древние тюрки» , Гл. 26 (на русском языке)
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 276
- ^ Голден Питер Б. «Формирование половцев-кипчаков» в исследованиях народов и культур евразийских степей (Бухарест-Брайла, 2011), с. 305-306
- ^ Перейти обратно: а б с Гумилев Л.Н., «Древние тюрки» , Гл. 27 (на русском языке)
- ^ «А.М. Мокеев. Кыргызы на Алтае и Тянь-Шане» . cronk.spb.ru . Проверено 26 февраля 2023 г.