Абдал люди (Западная Азия)
алебарды | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
турецкий | |
Религия | |
Ислам ( Алевизм ) |
Абдалы этническая группа , ( турецкий : Abdallar ) — преимущественно тюркоязычная проживающая на большей части территории Анатолии , а также в некоторых частях Балкан и Сирии . [1] которые ведут странствующий образ жизни. Этот образ жизни тесно связан с музицированием на свадьбах и вечеринках по поводу обрезания. Другие занятия, связанные с Абдалом, включают консервирование, изготовление корзин и сит. [2]
Имена
[ редактировать ]Абдалы используют эндоним Тебер . [3] Абдалы были зарегистрированы в османских записях как туркменские цыгане ( османский турецкий язык : Turkmān Ḳibtīleri ), что обозначало племенную принадлежность Абдалса к туркменам, но другое этническое или социальное происхождение. [4] [5]
История
[ редактировать ]По мнению Орхана Кёпрюлю, Абдалы Турции могли происходить от гефталитов . [6] [7] [8] Альберт фон Ле Кок упоминает отношения между Абдалами из Аданы и Эйнусом из Восточного Туркестана , поскольку у них есть некоторые общие слова, и они оба называют себя абдалами и говорят между собой на одном языке. [9]
Тремя наиболее примечательными характеристиками группы являются ее тесная связь с сектой алевитов , использование ею тайного языка (абдольтили/тебердже) или арго и ее широкое распространение. Похоже, имя Абдал было связано с дервишами-алевитами Центральной Анатолии, существование которых впервые зафиксировано в 16 веке. Эти Абдаланы-и Румы были крайними алевитами, практиковавшими безбрачие и уход от мира. Их неортодоксальное поведение привело к их подавлению со стороны османских властей. [10] По словам самих Абдалов, их предки когда-то пришли из Северной Индии и отправились в Афганистан-Иран-Среднюю Азию, а затем в Османскую Анатолию и вступали в брак с племенами туркмен . Они говорят, что не похожи на цыган в Турции , и дистанцируются от них. [11]
Не позднее конца 17 века Османское государство начало взимать цыганский подушный налог (кипти) с общин Абдал, которые они зарегистрировали как цыганские в Кастамону, Чанкыры-Тося, Анкаре, Малатье, Харпуте, Антепе и Алеппо. Абдалы в Теке (Анталия) относились к другой фискальной категории, ifraz-ı zulkadriyye, до 1858 года, когда османские реформаторы включили фиксированный налог соответствующих групп в подушный налог цыган. [12]
В XV веке абдалы постепенно были исключены из процесса централизации и превращения Османской империи в бюрократическую империю, а в результате утверждения суннитского ислама в Эдирне, а с 1453 г. нерегулярный характер. С созданием государства Сефевидов в Иране и распространением деятельности кызылбашей в Анатолии, Абдалы в 17 веке интегрировались с Шамлу. [13] Кызылбашское движение. [14] [15]
Язык
[ редактировать ]Абдалы в Турции в основном говорят по-турецки, в частности, на диалекте с дополнительным словарным запасом. [3] Язык Абдал состоит из заимствований из хиндустани , персидского языка и некоторых румелийских цыганских слов с существенно турецкой и туркменской грамматикой . [16]
Общество и культура
[ редактировать ]Абдалы традиционно имели симбиотические отношения с туркменскими, а также с курдскими племенами, играя особую роль музыкантов, артистов, менестрелей, ювелиров и фокусников, тогда как их размещали люди, с которыми они жили вместе. Однако Абдалс не стал бы вступать в брак с этими людьми, однако им будет разрешено оставаться в рамках более крупного сообщества. [10] [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кайтазоглу, Осман. «Другие Сирии: Абдалы» . Аль-Джазира Тюрк . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Эгемен Йылгюр (2015). «Позднеперипатетические группы в Куштепинском районе: слои, взаимодействие и интеграция» (PDF) . Сав Катки (на турецком языке) (1).
- ^ Jump up to: а б Акурал, Сабри М., изд. (1987). Тюркская культура: преемственность и изменения . Приказ главному редактору отдела тюркологии Университета Индианы. п. 127.
- ^ Эгемен Йылгюр (2021). «Туркменские цыгане на Балканах: просто предпочтительная идентичность или нечто большее?» История и культура цыган . Мюнхен: Академическое издательство Lincom. стр. 93–106 . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Эгемен Йылгюр (2017). «Перипатетические группы в Турции: общие термины и формы самоназвания» на турецком языке . стр. 9–13 . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Кешкер, Нилюфер (2016). «Абдалы в культурной географии Анатолии» . Текущие темы социальных наук : 577–588.
- ^ Vincenz, André de (June 1992). "Словарь ∂ревнерусского языка (XI – XIV вв.)" . Russian Linguistics . 16 (2–3): 281–288. doi : 10.1007/bf02527949 . ISSN 0304-3487 . S2CID 170761831 .
- ^ Босворт, К. Эдмунд (15 мая 2017 г.). Тюрки в раннем исламском мире . Рутледж. ISBN 978-1-351-88087-9 .
- ^ Фрэнк, Аллен Дж. (1995). Туркменский читатель . Данвуди Пресс. стр. 185, 211. ISBN. 978-1-881265-41-2 .
- ^ Jump up to: а б Маргинальные группы и странствующие, Ингвар Саванберг, страницы с 602 по 612 в книге «Этнические группы в Турецкой Республике» / составлено и отредактировано Питером Алфордом Эндрюсом при содействии Рюдигера Беннингхауса (Висбаден: доктор Людвиг Райхерт, 1989). ISBN 3-88226-418-7
- ^ Абдал Питера Алфорда Эндрюса, стр. 435–438 в книге «Этнические группы в Турецкой Республике» / составлено и отредактировано Питером Алфордом Эндрюсом при содействии Рюдигера Беннингхауса (Висбаден: Людвиг Райхерт, 1989). ISBN 3-88226-418-7
- ^ Йылгюр, Эгемен (2023). «Налоговая реформа 1858 года и «другие кочевники» в Османской Азии» . Ближневосточные исследования : 1–20. дои : 10.1080/00263206.2023.2185882 . S2CID 257470116 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «АБДАЛЬ» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Османский Дикий Запад -- Страница 249 .
- ^ Каракая-Пень, Каракая-Пень Айфер (10.01.2020). Кизилбаш-Алевис в Османской Анатолии: суфизм, политика и сообщество . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-3271-9 .
- ^ Махмут Сарыкая; Махмут Сейфели (2004). «Кыршехир Абдал/Теберский язык» . Тюркологические исследования (на турецком языке) (15).
- ^ Таньол, Кахит (1961). «Деревня Пешке Бинамлысы» . Журнал социологии Стамбульского университета . 2 (16): 17–59 . Проверено 17 марта 2023 г.
И среди туркменских, и среди курдских племен определенно есть несколько семей идиотов. Эти абталы не покидают племена, к которым принадлежат, будь то кочевники или осевшие на земле. Нет племени без дураков. Глупцы не владеют ни стадами, ни землей. К какому бы племени они ни принадлежали, это племя их кормит. В основном они играют на барабанах и зуме. Они развлекают жителей племени. Они выполняют поручения. Эти дураки, сопровождавшие племена и кланы с древних времен, должно быть, играли духовную и практическую роль в кочевом сообществе. Дуракам не отдашь девушек, у дураков девушек не отнимешь. С другой стороны, ни одно сообщество не изгоняет своих дураков; и глупцы от них не отходят. Они своего рода слуги и попрошайки общества.