Jump to content

Гаджал

Гаджал латинизированный или Гаджал ( турецкий : Гакал ; болгарский : Гаджал , веры : Гаджал ) — тюркоязычная группа мусульманской , проживающая на востоке Балкан и в Турции. Основные районы расселения гаялов расположены на крайнем северо-востоке Республики Болгария в Делиормане , а также в районе Восточной Фракии (Турция). Из-за тюркского языка и исламской веры в других странах гаджалов обычно причисляют к тюркам, хотя гаджалы вызывают некоторую этническую изоляцию из-за своего этногенеза. на балкано-гагаузском Гаджалы говорят языке. Общая численность гаджалов составляет около 300 000 человек, в том числе около 20 000 носителей языка. Считается, что они являются потомками печенегов и половцев . Они тесно связаны с гагаузами , что приводит к утверждениям, что гагаузы составляют христианскую часть, а гаджалы - мусульманскую часть. [ 1 ]

Ни Йиречек , ни Каниц не упомянули это слово. [ 2 ] Впервые он был использован в Ахмеда Вефика словаре «Лехче-и Османи», написанном в 1873–1876 годах. По его словам, слово «Гаджал» использовалось для описания цыган Варны и Балчика . [ 3 ] [ 2 ] Фактически, его словарь — единственный турецкий словарь, в котором упоминается это слово. Братья Шкорпил – Герман Шкорпил и Карел Шкорпил в 1898 году опубликовали «Ежегодник Варненской государственной гимназии», где написали: « В наших исследованиях мы уделяли внимание вопросам – что случилось с первыми неславянскими болгарами ? возможно ли, что этот народ, победивший, полностью исчез за два столетия, смешавшись со славянами, характер которых был совершенно противоположен характеру древних болгар. Мы пришли к мнению, которое не может быть окончательным, пока не будет собрано больше материала, а именно: что? сегодняшнее мусульманское население Делиормана - гаджалы и, возможно, христианские гагаузы в Восточной Болгарии - это остатки неславянских болгар".

Вскоре их теория стала очень популярной и была принята рядом историков, например, Гаврилом Занетовым , одним из сторонников тюркской теории происхождения болгар. Занетов воспринимал и гаджалов, и гагаузов как потомков неславянских булгар. Его источником также были братья Шкорпил — но с одним отличием — он добавил, что алевитское население Бальбунара , Силистры и Варны также было болгарами, принявшими ислам, потому что «они приносят жертву святому Илии (на самом деле Али , как считали местные христиане). что Али был родственником Илии-христианина, что неправда), пьют и не прячут лица» . Любомир Милетич был еще одним историком, который также поддержал теорию братьев Шкорпил в своей книге «Старое болгарское население в Северо-Восточной Болгарии», опубликованной в 1902 году. Милетич, посетивший регион Лудогорье, написал в своей книге, что: «они (турки Делиормана) являются старожилами, они пришли не из Малой Азии , как тюрки из Тузлука (область, охватывающая большую часть Тырговиште ), и что с незапамятных времен их предки знали друг друга как местных жителей» .

В 1906 году Стефан Бобчев посетил регион для сбора информации о тюрках-делиорманах и о происхождении булгар. Во время поездки его сопровождали Матей Стоянов, Цоню Бояджиев и Мехмед Сюлюш. Он был в этих турецких селах, все в районе Лудогорья: Душтубак (Ясеновец), Абдал Юнус (Ёнково), Дурач(?), Мумджуль (Свещари), Кёсе Абди (Райнино), Еничекёй(?), Каферлер (Севар), Шереметкой (Веселец) и Ахметлер(?). Вопреки утверждениям братьев Шкорпил, Милетича и Зенетова, Бобчев не нашел в Делиормане людей, называвших себя Гаджалом. По его словам, термин понятен только образованным болгарам, выучившим это слово из книг, но даже они не утверждают, что местные турки называют себя «Гаджал». Однако из бесед с турецким населением Лудогорья он узнал, что этот термин использовался оскорбительно по отношению к туркам Добруджи . [ 2 ] Этим можно объяснить, почему Найден Геров в своем словаре (1895-1905) придает слову гаджал значение «глупый, жестокий, хищный». [ 4 ] Турки из Добруджи использовали уничижительное слово «тахта кулах» для турок Лудогорья. Болгары в Шумене и Разграде – двух городах, где проживает много турок – использовали слово Гаджал как оскорбление турецких жителей деревни. Бобчев обнаружил, что этот термин был знаком даже в Старой Загоре и Хасково - в первом городе он снова использовался презрительно по отношению к турецким крестьянам, а во втором - к туркам с большой чалмой (болгарский: Гайва). Термин Гаджал был известен и в балканских деревнях, таких как Елена и Златарица , но он также имел отрицательное значение. По словам Стефана Бобчева: «Делиорманские турки называют себя турками. Они говорят: «бен Тюркюм» (я турок). Более культурные говорят, что они османы ». Хотя турки-делиорманцы действительно утверждали, что они автохтонны, они также утверждали, что пришли из Коньи , Хаймана , Анкары и Эскишехира . О предполагаемых языковых различиях Бобчев говорит: «У них (турков Лудогорья) разный диалект, так же, как у нас и у других народов тоже много диалектов. Ничего более. И не может быть и речи о расовых и племенных различиях, основанных на языковых различиях. " Бобчев также пытается выяснить происхождение термина «гаджал». По словам Мошкова, это по-турецки означает «богатый, сильный». По мнению Бобчева, слово гаял имеет булгарское происхождение и родственно слову гайва. [ 2 ]

Валентин Мошков же утверждает, что делиорманские тюрки - он признает, что делиорманские тюрки называют себя "тюрками", а не Гаджалом, потому что не знают этого слова - являются потомками печенегов. Зехра Кадерли, турчанка из Лудогорья, также рассказывает, что хотя она работала в Лудогорье и собирала этнографический материал у местных турок, ей никогда не попадались турки, называющие себя Гаджалом. Сама она родом из Лудогорья и говорит, что ее семье этот термин неизвестен. Она является доцентом Университета Хаджеттепе и проводит множество исследований по турецкой культуре Делиормана. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ «Гакаллар-тракянет» .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «Болгарский националистический форум - Стефан Бобчев - За турок-делиорманов и за кизалбаши» . Болгарский националистический форум . Проверено 23 февраля 2022 г.
  3. ^ «LEHCE-i OSMÂNÎ - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 23 февраля 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Национальный диссертационный центр | Домашняя страница» . tez.yok.gov.tr. ​Проверено 23 февраля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 40b3c7793a9005883bf2d75ed210a9f1__1716004380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/f1/40b3c7793a9005883bf2d75ed210a9f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gajal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)