Сюэянтуо
Сюэянтуо | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
628–723 (?-723 при Втором Тюркском каганате) | |||||||||||||
![]() В 630 году Сюэянтуо напрямую контролировал территории. | |||||||||||||
Капитал | Ура им | ||||||||||||
Общие языки | Древнетюркский | ||||||||||||
Религия | Шаманизм , Тенгризм | ||||||||||||
Правительство | Племенная конфедерация | ||||||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||||||
• Учредил | 628 | ||||||||||||
• Упразднено | 723 г. (?-723 г. при Втором Тюркском каганате) | ||||||||||||
|
Сюэянтуо | |||
---|---|---|---|
китайский | Сюэ Янтуо | ||
|
Сюэянтуо . были древними Тиле [1] племя и каганат в Северо-Восточной Азии , которые в какой-то момент были вассалами Гёктюрков , позже объединившись с династией Тан против восточных Гёктюрков .
Имена
[ редактировать ]Сюэ
[ редактировать ]Сюэ 薛 ранее появился как Синьли 薪犁 в Сыма Цяня , «Записках великого историка» том. 110, но больше не упоминались до VII века. [2] [3] Голден (2011) предположил, что древнетюркская форма 薛 Сюэ «Сэр» произошла от санскритского Шри «удачный, благоприятный». [4]
Янтуо
[ редактировать ]Этимология Янтуо 延陀 вызывает много споров. Впервые он был отождествлен с Тардушем , одним из двух подразделений, помимо Тёлиша , недолговечного каганата Сюэянтуо, западными востоковедами (такими как Вильгельм Томсен ), которые считали Тёлиш и Тардуш племенными именами. Таким образом, этноним реконструируется как Сыр-Тардуш . [5] Однако китайские ученые рассматривали Толиш и Тардуш как названия политических организаций или районов: например, Цен Чжунмянь рассматривал разделение Толиш-Тардуш как восток-запад, тогда как Ван Цзинру, цитируя Новую книгу Тан , рассматривал Толиш-Тардуш как север-юг. [6]
Sergey Klyastorny (2003:305), apud Golden (2018), proposed that Xueyantuo transcribed * Sir-Yamtar ; [7] в отличие от племенного имени Сэр , [Ïβara]Ямтар появилось как личное имя одного из сподвижников Кюль Тигина , упомянутого в одноименной надписи в его память. [8]
Тундянь записывает происхождение Янтуо: «Во время правления Муронг Цзюня в Бывшем Яне сюнну чанью . Хэлатоу (賀剌頭, «вождь племени алат ») возглавил свое племя в тридцать пять тысяч человек и пришел сдаться .Люди Янтуо, вероятно, их потомки». На основании этого Бао (2010) предположил, что люди Янтуо были потомками племени Алят , также известного как Хала-Юндлуɣ; следовательно, имя Янтуо, вероятно, произошло от Yundluɣ, а Сюэянтуо можно реконструировать как Sir-Yundluɣ . [9]
История
[ редактировать ]



Первоначально Сюэ и Янтуо были двумя отдельными племенами. Тонгдянь утверждает, что: «Сюэянтуо — это племя, отколовшееся от Тиле . Во времена бывшего Яна [императора] Муронг Цзюня сюнну Шаньюй Хелатоу возглавил свое племя, насчитывающее 35 000 человек, чтобы сдаться. Янтуо, вероятно, являются их потомками. С племенем Сюэ [ Янтуо] живут смешанно, поэтому фамилия клана каганов — Илиту. На протяжении поколений они были сильной нацией». [10] Правители Сюэянтуо утверждали, что первоначально их звали Сюэ (薛/偰), и что название племени было изменено на Сюэянтуо после того, как Сюэ победили и объединили Янтуо со своим племенем. [11] [12]
После Ишибо Сюэянтуо основал недолговечный каганат в степи под руководством Чжэньчжу-хана , его сына Дуоми-хана и племянника Йитеуши-хана , последний из которых в конце концов сдался династии Тан.
В 605 году Сюэянтуо подвергся нападению западно-тюркского кагана Чулуо . Следовательно, они отказались от западных тюрков и основали свой собственный каганат под руководством племени Киби из Ягмурчина Бага-Кагана , сохранив контроль и доходы от Турфанского участка Шелкового пути. Позже лидер Сюэянтуо Ишбара был назначен младшим каганом Йетиром (йети — «семь племен»). В 610 г. Шекуй на западно-тюркский престол взошел (годы правления 610–617), оба правителя отказались от своих каганских санов и вновь присоединились к Западно-Тюркскому каганату. Следующий западно-тюркский Тонг-Ябгу-Каган (годы правления 617–630) присоединил к себе все семь племен возглавляемой Сюэянтуо конфедерации Тиеле, в которую также входили племена уйгуров , байырку, адиз , тонгра, бугу и барсил . В 627 году вождь Сюэянтуо повел свои племена на территорию Восточно-Тюркского каганата, разбил основные силы каганата во главе с сыном правящего Иллиг-кагана Юкук Шадом и поселился в долине реки Толы в Северной Монголии. После победы уйгурский лидер Яолуоге Пуса принял титул Хо Сиэлифа ( китайский : 火颉利发 * кат-эльтебер [13] или * war-hilitber [14] ) и отделился от конфедерации, а в 629 году Сюэянтуо Инан-эркин объявил себя Инчу Бильге-каганом нового каганата Сюэянтуо.
Этот каганат Сюэянтуо был быстро признан Империей Тан в качестве противовеса своему врагу Восточно-Тюркскому каганату. [15] «Возведение Инаня на каганский престол было осуществлено под давлением Танского двора, заинтересованного в лишении Эль-кагана прав на верховную власть в огромном регионе, а также в окончательном расчленении Тюркского государства, являющегося источником многих конфликтов на их северные границы». [16] Сюэянтуо оказал военную службу, помогая Империи Тан против татар в 630-х годах. Обширный каганат Сюэянтуо простирался от Горного Алтая до пустыни Гоби .
Кампания императора Тайцзуна против Восточного Туджуэ
[ редактировать ]27 марта 630 года Сюэянтуо объединились с Тан, чтобы разгромить Восточный каганат в горах Инь . Иллиг-каган сбежал, но 2 мая был передан Тану своим подчиненным каганом. [17] [18]
После того, как Восточный Гёктюрк Иллиг Каган Ашина Дуоби потерпел поражение от Тан в 630 году, Сюэянтуо фактически взял под свой контроль бывшую территорию Восточных Гектюрков, временами подчиняясь Тану, а иногда воюя с Таном и последующим ханом Восточных Гектюрков, который Тан поддержал Килиби-хана Ашина Симо.
В 632 году Сюэянтуо отбили армию Си Ябгу-кагана из Западного каганата, затем подчинили карлуков на реках Улунгур и Иртыш , а затем и енисейские кыргызские племена. В 634 году один из их соперников, Дубу Каган (Ашина Шиер), сын Чулуо-хана , который правил большей частью восточной половины Западного Каганата, был устранен, прежде чем бежать к династии Тан. [19]
После этого они поддерживали дружеские отношения с Таном до 639 года, когда гектюрки под предводительством Ашина Цзешешуай (阿史那结社率) планировали набег на столицу Тан, которого унижал танский император. Он объединился со своим племянником Асина Хелуоху (阿史那贺逻鹘), выбрав его руководителем рейда 19 мая. Они не увенчались успехом, и более 40 повстанцев были казнены. Хелуоху пощадили и изгнали на крайний юг. [20] [21]
После этого инцидента 13 августа было предъявлено обвинение. Была проведена депортация всех гоктюрков к северу от Ордоса в попытке восстановить марионеточный Восточный каганат в качестве барьера против Сюэянто, в попытке отвлечь их от территориальной конкуренции. на западе.
Среди знати Гектюрка Ашина Симо был выбран каганом ( Килиби-ханом ) со столицей на границе. Заговор провалился, поскольку он не смог собрать свой народ, многие из его соплеменников бежали на юг к 644 году после серии неудачных вторжений Сюэянтуо, поддержанных династией Тан. Поражения наступающих танских войск привели к тому, что их племенные союзники потеряли к ним доверие. Кризис усугубился в следующем году, когда внутри клана произошел государственный переворот.
Кампания императора Тайцзуна против Сюэянтуо
[ редактировать ]1 августа 646 года Сюэянтуо потерпели поражение от уйгуров (Хуэйхэ, 回纥) и Тан. Сюэянтуо Дуоми-хан , Бачжуо, был убит уйгурами. Танская армия под предводительством генерала Ли Даоцзуна , принца Цзянся, разгромила силы Сюэянтуо. Последний хан Сюэянтуо, Йитеуши-хан Дуомочжи, сдался. [22] Их остатки были уничтожены два года спустя, 15 сентября. [23] [24] Сэр вновь появился позже как [Ал]ти Сэр «Шесть сэрских племен», подданные позднетюркского правителя Бильге-Кагана ; [25] [26] Кляшторный высказал противоречивое предположение, что сэры были предшественниками кипчаков . [27]
Отношения Сюэянтуо с более поздними турками Шатуо оспариваются. В эпитафии лидера Шатуо Ли Кейонга говорится, что прародителем его клана был «Иду, правитель страны Сюэянтуо, непревзойденный полководец» (益度、薛延陀國君、無敵將軍). Однако китайские летописцы также проследили происхождение Шатуо от вождя Тиле по имени * Баяр (拔也 Baye ). [28] ~ * Байырку (Байегу Байегу ) [29] или западнотюркский Чуюэ 處月 (часто отождествляемый с Чигилсом ). [30] [31] [32]
История тюркских народов до XIV века. |
---|
![]() |
История Монголии |
---|
![]() |
Ханы Сюэянтуо
[ редактировать ]- Ишибо (卷波), Еди Хан (奥奥 Хан) (?–628?)
- Иньань (伊人), Чжэньчжупици-хан (真诓比加凯干) или, короче, Чжэньчжу-хан (真 Перл-хан) (628–645).
- Бачжуо (袁 Чжо), Цзялицзюлишисюшадуоми-хан (颉利橷力狠薛沙多米 до н.э.) или, короче, Дуоми-хан (多米干) (645–646)
- Дуоможи , хан Йитеуши (646)
При Втором Тюркском каганате
[ редактировать ]Фамилия ханов
[ редактировать ]Фамилия ханов Сюэянтуо неизвестна, хотя современный китайский историк Бо Ян указывает их фамилию как «Иши» в своем издании (также известном как издание Бо Янга ) « Цзыжи Тунцзянь » , но без ссылки на источник. [35] Вполне возможно, что Бо находился под влиянием Тундянь , который называет фамилию Сюэянтуо как Илиту 壹利吐, Илидуо 一利咄 как в Цефу Юангуй , Илидиэ 壹利咥 как в Новой Книге Тан . В эпитафии Ли Кейонга также записано имя его предполагаемого предка Сюэянтуо как Иду 益度.
По мнению Цэня Чжунмяня, вышеупомянутые имена связаны с вариантом элтериса . [36] Дуань Ляньцинь утверждал, что имя Ишибо (Йеди Хан) также можно читать как Йеди (也咥). [37] В оригинале Цзыжи Тунцзянь упоминал одного этнического генерала Сюэянтуо по имени Дуомо, возможно, Итэуши-хана (после того, как он стал танским генералом) по фамилии Сюэ. [38] - хотя Тан Хуйяо указал, что это был не тот же человек, поскольку указывалось, что Йитеуши-хан умер во время правления императора Тайцзуна. [11]
Фамилии Сюэянтуо
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вэй Чжэн и др. Книга Суи , т. 84 (на китайском)
- ^ Пуллибланк, «Центральная Азия и некитайские народы Древнего Китая», стр. VII, 21–26.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 370.
- ^ Голден, Питер (2011). Центральная Азия в мировой истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 37–38. ISBN 978-0199793174 .
- ^ Теобальд, Ульрих. (2013) «Сюэянтуо 薛延陀, Сыр Тардуш» для ChinaKnowledge.de - Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства
- ^ Чэн Фанги. «Исследование идентификации Тиле (鐵勒) и огурских племен» . Archivum Eurasiae Medii Aevi : 83–84.
- ^ Голден, Питер Б. (август 2018 г.). «Этногонические сказания тюрков». в Журнале средневековой истории , 21 (2). 21 (2). п. 309
- ^ Надписи Кюль-Тигина в Тюрик-Битиг
- ^ Бао, Вэньшэн (2010). «Название и происхождение племени Сюэянтуо» . Журнал Университета Внутренней Монголии (философия и социальные науки) (на китайском языке). 42 (4): 132–136. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ду Ю. Tongdian. Vol. 199 . «Сюэ Янтуо также был членом племени Те Ле. Во время правления Муронг Цзюня из бывшей династии Янь сюнну Шаньюй Хэ Латоу привел к сдаче 35 000 солдат. Янтуо прикрывал их. Племя Сюэ жило вместе, поэтому его звали Сюэ Янтуо.
- ^ Jump up to: а б Тан Хуйяо , т. 96. Архивировано 11 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Цзю Таншу , том 199, нижняя часть.
- ^ Zuev (2004). 1-15
- ^ Этвуд, Кристофер П., «Некоторые ранние термины Внутренней Азии, связанные с императорской семьей и Комитатусом» (2013). Кафедра восточноазиатских языков и цивилизаций . 14. с. 54 из 49–86, примечание 27
- ^ Зуев Ю.А. «Каганат Сюэянтуо и кимеки. ([Вклад] в тюркскую этногеографию Средней Азии середины VII века)» в книге Шыгыс , Институт востоковедения, Алматы (2004), стр. 1-14, 1-15.
- ^ Zuev (2004), p. 1-19
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 362, 388–389, 430.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 11 651–11 654 (Том 46).
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 414–415.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 438–439.
- ^ Бо Ян, «Цыжи Тунцзянь», стр. 11 784–11 785 (Том 46).
- ^ Бо Ян, Очерки истории китайцев, том 2, стр. 512.
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 416–430, 463.
- ^ Бо Ян, «Zizhi Tongjian», стр. 11 786–11 788 (Том 46) 11 945, 11 990 (Том 47).
- ^ Надпись Бильге-Кагана , строка 1 в Тюрике Битиге
- ^ Эргин, Мухаррем (1980). Памятники Орхона (на турецком языке). Стамбул: Публикации Богазичи. стр. 33, 52
- ^ Кляшторный, Сергей (2005). «Половецкие проблемы (II): кипчаки, команы и половцы». Восточный журнал Венгерской академии наук . 58 (3). п. 243 из 243–248
- ^ Сюэ Цзюйчжэн , Цзю Удайши , т. 25.
- ^ Цитируется в Оуян Сю Синь Удайши , т. 4.
- ^ Сю Оуян , т. 4.
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуп» . Разное Азиатское (16): 600–604.
- ^ Баренги, Маддалена (2019). «Представления о происхождении: истории происхождения и миграции тюркских шатуо девятого и десятого веков» (PDF) . Большая Азия . 3д. 32 (1): 62–63.
- ^ Эрджиласун, (1985), с. 59
- ^ Хатидже Ширин, (2016), Бомбогорская надпись: Надгробие тюркского Кунчуя («Принцессы») , с. 6
- ^ См., например, Бо Яном издание Цзыжи Тунцзянь , том 45, стр. 11,633 (речь идет о хане Чжэньчжупици как об Иши Инане).
- ^ Дуань 1988b, стр. 371–372.
- ^ Дуань 1988a, с. 22.
- ^ См. Цзыжи Тунцзянь , т. 204 .
Источники
[ редактировать ]- Бо Ян. Современное китайское издание Цзычжи Тунцзяня (Том 45) . Тайбэй: Yuan-Liou Publishing Co. Ltd. ISBN 957-32-0868-7 .
- Дуань Ляньцинь (1988a) Сюэянтуо в период Суй и Тан : Sanqin Press. ISBN 7-80546-024-8 .
- Дуань Ляньцинь (1988b) Динлин, Гаоцзюй и Тиле : Шанхайская народная пресса. ISBN 7-208-00110-3 .
- Новая книга Тан , т. 217, часть 3 [1] .
- Зыжи Тунцзянь , т. 192 , 193 , 194 , 195 , 196 , 197 , 198 , 199 .
- Зуев Ю.А. «Каганат Сюэянтуо и кимеки. ([Вклад] в тюркскую этногеографию Центральной Азии середины VII века)» в книге Шыгыс , Институт востоковедения, Алматы (2004), № 1, стр. 11–21, № 2, стр. 3–26. (на русском языке)
- Зуев Ю.А., Конные тамги вассальных княжеств (Перевод китайского сочинения «Танхуяо» 8-10 веков), Академия наук Казахской ССР, Алма-Ата, I960, (на русском языке)