Туранизм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Туранизм , также известный как пантуранизм или пантуранизм , — паннационалистическое политическое движение, построенное вокруг псевдонаучных утверждений о биологических и языковых связях между различными этническими группами Евразии . Оно вращается вокруг отвергнутого предложения об урало-алтайской языковой семье , которое предполагает, что тюркские , монгольские , тунгусские и уральские народы имеют общее происхождение из Внутренней и Центральной Азии и, следовательно, имеют тесные культурные, этнические и языковые связи. чтобы противостоять культурному и политическому влиянию индоевропейцев Европы и Сторонники туранизма предлагают политическое единство этих групп, главным образом , Южной Азии , а также китайско-тибетцев Восточной Азии . Движение возникло в 19 веке для противодействия паннационалистическим идеологиям, таким как пангерманизм . [1] и построено на идеях панславизма (например, идея «туранского братства и сотрудничества» была заимствована из панславянской концепции «славянского братства и сотрудничества»).
Происхождение и определения
[ редактировать ]Понятие урало-алтайской этнической и языковой семьи восходит к лингвистическим теориям Готфрида Вильгельма Лейбница ; по его мнению, не было лучшего способа выяснить родство и происхождение различных народов Земли, чем сравнение их языков. В своем Brevis designatio Meditationum de originibus gentium ductis potissimum ex indicio linguarum : [2] написанный в 1710 году, он произошел от одного общего языка-прародителя каждого человеческого языка. Со временем этот язык-прародитель распался на две семьи: иафетическую и арамейскую. Семья Иафетов раскололась еще больше на скифскую и кельтскую ветви. Членами скифской семьи были: греческий язык, семья сармато-славянских языков (русский, польский, чешский, далматинский, булгарский, словенский, аварский), семья тюркских языков (турецкий, половецкий , калмыцкий и монгольский), семья финских языков (финский, саамский, венгерский, эстонский, ливский и самоедский). Хотя его теория и группировка были далеки от совершенства, они оказали огромное влияние на развитие лингвистических исследований, особенно в немецкоязычных странах.
Термин « Туран » имеет иранское происхождение. [3] [4] и, как полагают, относится к доисторическому человеческому обществу в Центральной Азии. Этот термин широко использовался в научной литературе начиная с XVIII века для обозначения Центральной Азии. Европейские учёные заимствовали этот термин из исторических трудов Абу аль-Гази Бахадура ; аннотированный английский перевод его «Шаджаре-и Тюрк» был опубликован в 1729 году и быстро стал часто используемым источником для европейских ученых.
Фридрих Макс Мюллер , немецкий востоковед и филолог, опубликовал и предложил новую группу неарийских и несемитских азиатских языков в 1855 году. В своей работе « Языки места военных действий на Востоке » он назвал эти языки «туранскими». ". Мюллер разделил эту группу на две подгруппы: Южную дивизию и Северную дивизию. [5] В конечном итоге его эволюционистская теория структурного развития языков, связывающая растущее грамматическое усовершенствование с социально-экономическим развитием и группирующая языки на «допотопную», «семейную», «кочевую» и «политическую» стадии развития, [6] оказался несостоятельным. Тем не менее, его терминология прижилась, и термины «туранские народы» и «туранские языки» стали частью обихода. Другая предложенная группа, урало-алтайские языки, позже была получена из подгруппы Северного отдела Мюллера.
Подобно тому, как термин «арийский» используется для обозначения индоевропейцев, туранский язык используется главным образом как лингвистический термин, синоним урало-алтайского языка. [7] Однако урало-алтайская теория научно опровергнута. Понятия ареальной лингвистики и типологии, пусть даже в генетическом смысле этих терминов, можно считать устаревшими. [8]
Туранизм зародился в работах финского националиста и лингвиста Маттиаса Александра Кастрена , который отстаивал эту идеологию. Он пришел к выводу, что финны возникли в Средней Азии (точнее, в Горном Алтае ) и были далеко не маленьким изолированным народом, а частью более крупного государства, включавшего такие народы, как мадьяры , тюрки и монголы. [9] Оно подразумевает не только единство всех тюркских народов (как в пантюркизме ), но и союз более широкой урало-алтайской семьи, которая, как полагают, включает всех носителей « туранских языков ».
Хотя туранизм является политическим движением за объединение всех урало-алтайских народов, существуют разные мнения по поводу инклюзивности этого движения. [10] Ранний туранист Зия Гёкальп считал, что туранизм предназначен только для тюркских народов, поскольку другие туранские народы (финны, венгры, монголы и т. д.) слишком отличаются в культурном отношении. [11] Напротив, его современник Лотроп Стоддард дал следующее описание во время Первой мировой войны :
По всей Северной Европе и Азии, от Балтики до Тихого океана и от Средиземноморья до Северного Ледовитого океана, простирается обширная группа народов, которым этнологи дали название «урало-алтайской расы», но которые в более общем смысле называются «Туранцы». группу входит наиболее широко рассеянный народ — османы Константинополя В эту и Анатолии , туркмены Средней Азии и Персии , татары Южной России и Закавказья , мадьяры Венгрии и , финны Финляндии турки - Прибалтийских провинций , аборигенные племена. Сибири и даже далеких монголов и маньчжуров . Несмотря на разнообразие культуры, традиций и даже внешнего вида, эти народы, тем не менее, обладают некоторыми хорошо выраженными общими чертами. Все их языки схожи, и, что еще более важно, их физическое и умственное строение демонстрирует несомненное сходство. [12]
По регионам
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]Финляндия
[ редактировать ]Туранизм имеет свои корни в финском националистическом движении феннофилов и фенноманов , а также в работах финского националиста и лингвиста Матиаса Александра Кастрена . Кастрен провел более семи лет полевых исследований в Западной и Южной Сибири в период с 1841 по 1849 год. Его обширные полевые материалы сосредоточены на обско-угорских, самодийских, кетских и тюркских языках. Он собрал ценные этнографические сведения, особенно о шаманизме. Основываясь на своих исследованиях, он утверждал, что финские, угорские, самодийские, тюркские, монгольские и тунгусские языки принадлежат к одной «алтайской семье». Он пришел к выводу, что финны возникли в Средней Азии (в Горном Алтае ), и были далеко не небольшим изолированным народом, а частью более крупного государства, включавшего в себя такие народы, как мадьяры , тюрки , монголы и так далее. На основе своих исследований он отстаивал идеологию туранизма, веру в этническое единство и будущее величие урало-алтайских народов. Как сказал Кастрен:
Я полон решимости показать финскому народу, что мы не одинокий народ из болота, живущий в изоляции от мира и от всемирной истории, а на самом деле связаны, по крайней мере, с одной шестой частью человечества. Написание грамматик не является моей главной целью, но без грамматик эта цель не может быть достигнута. [13]
Кастрен придерживался мнения, что Россия систематически стремилась воспрепятствовать всякому развитию в Финляндии более свободных условий, и из этого пришел к выводу, что финны должны начать готовить восстание против России. По его мнению, оно должно было быть связано с благоприятным международным кризисом и реализоваться как всеобщее восстание против российского владычества, в котором примут участие нерусские народы от турок и татар до финнов. Это его политическое видение разделяли и некоторые другие интеллектуалы. [14] Фенноманцы, такие как Элиас Лённрот и Захрис Топелиус, разделяли это или даже более смелое видение грядущего величия. Как сказал Топелиус:
Двести лет назад мало кто мог поверить, что славянское племя достигнет того выдающегося (и постоянно растущего) положения, которое оно занимает сейчас в истории культуры. Что, если однажды финское племя, занимающее почти такую же огромную территорию, будет играть на мировой арене большую роль, чем можно было бы ожидать сегодня? [...] Сегодня люди говорят о панславизме; однажды они, возможно, заговорят о панфенницизме или пансуомизме. Внутри такого панфиннского сообщества финская нация должна занимать ведущее положение в силу своего культурного старшинства [...]. [13]
Венгрия
[ редактировать ]Венгерский туранизм ( венгерский : Turanizmus ) — романтическое националистическое культурное и политическое движение, которое было наиболее активным со второй половины 19 века по первую половину 20 века. [1] В ее основу легла вековая и живая до сих пор национальная традиция об азиатском происхождении мадьяр . Эта традиция сохранилась в средневековых хрониках (например, Gesta Hungarorum [15] и подвиги гуннов и венгров , [16] и Chronicon Pictum ) еще в 13 веке. Эта традиция послужила отправной точкой для научных исследований об этногенезе венгерского народа , начавшихся в XVIII веке как в Венгрии , так и за рубежом. Шандор Корёси Чома (автор первого тибетско-английского словаря) путешествовал по Азии в твердой уверенности, что сможет найти родственников мадьяр в Туркестане , среди уйгуров . [17] Как научное движение туранизм занимался исследованием Азии и ее культуры в контексте венгерской истории и культуры. Политический туранизм зародился в 19 веке в ответ на растущее влияние пангерманизма и панславизма , которые считались венграми очень опасными для государства и нации Венгрии, поскольку в стране проживало большое этническое немецкое и славянское население. [1] Политический туранизм был романтическим националистическим движением, которое подчеркивало важность общего происхождения и культурной близости венгров с народами Кавказа, Внутренней и Средней Азии, такими как турки, монголы, парсы и им подобные, и призывало к более тесному сотрудничеству. сотрудничество и политический союз с ними как средство обеспечения и продвижения общих интересов и противодействия неминуемым угрозам, исходящим от политики западных держав, таких как Германия, Британская империя, Франция и Россия.
Идея создания Венгерского восточного института принадлежит Ене Зичи. [18] Эта идея не осуществилась. Вместо этого в 1910 году был основан своего рода лицей под названием Turáni Társaság (Венгерское общество Туран, также называемое Венгерским азиатским обществом). Общество Туран сосредоточилось на Туране как географическом месте, где могли жить предки венгров.
Движение получило импульс после поражения Венгрии в Первой мировой войне. По условиям Трианонского договора (1920 г.) новое венгерское государство составляло лишь 32,7% территории исторической Венгрии, существовавшей до заключения договора, и оно потеряло 58,4% своей территории. общая численность населения. Более 3,2 миллиона этнических венгров (одна треть всех венгров) проживали за пределами новых границ Венгрии в государствах-преемниках в репрессивных условиях. [19] Старые венгерские города, имевшие большое культурное значение, такие как Пожонь (бывшая столица страны), Касса и Коложвар (современные Братислава , Кошице и Клуж-Напока соответственно), были потеряны. В этих обстоятельствах ни одно венгерское правительство не могло выжить, не добиваясь справедливости как для мадьяр, так и для Венгрии. Воссоединение мадьяр стало решающим моментом в общественной жизни и политической повестке дня. Возмущение заставило многих отвергнуть Европу и повернуться к Востоку в поисках новых друзей и союзников в попытке пересмотреть несправедливые условия договора и восстановить целостность Венгрии.
Разочарование в Европе, вызванное «предательством Запада в Трианоне», и пессимистическое чувство одиночества привели различные слои общества к туранизму. Они пытались искать друзей, родственные народы и союзников на Востоке, чтобы Венгрия могла вырваться из изоляции и вернуть себе заслуженное положение среди народов. Более радикальная группа консервативных, правых людей, иногда даже с антисемитским намеком, пропагандировала резко антизападные взгляды и превосходство восточной культуры, необходимость провосточной политики и развитие сознания туранского расизма среди венгров. люди. [20]
1 июня 1924 года частными лицами было основано Венгерское общество Ниппон (Венгерское общество Ниппон) с целью укрепления венгерско-японских культурных связей и обменов. [21]
Туранизм никогда не был принят официально, поскольку он не соответствовал христианско-консервативной идеологической основе режима, но он использовался правительством как неформальный инструмент для преодоления международной изоляции страны и создания альянсов. Венгрия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с Турецкой Республикой в 1923 году. [22] с Эстонской Республикой в 1937 году, [23] с Финляндской Республикой в 1937 году, [24] с Японией в 1938 году, [25] и с Болгарией в 1941 году. [26]
После Второй мировой войны Советская Красная Армия оккупировала Венгрию. Венгерское правительство было поставлено под прямой контроль администрации оккупационных сил. Все туранистские организации были распущены правительством, а большинство туранистских изданий было запрещено и конфисковано. В 1948 году Венгрия была преобразована в коммунистическое однопартийное государство. Туранизм изображался и поносился как исключительно фашистская идеология, хотя роль туранизма в межвоенном развитии крайне правых идеологий была незначительной. [27] Официальный запрет действовал до краха социалистического режима в 1989 году.
Турция
[ редактировать ]Традиционная история указывает на свое раннее происхождение среди османских офицеров и интеллигенции, обучавшихся и проживавших в императорской Германии 1870-х годов . Тот факт, что многие османские турецкие чиновники осознали свое чувство «турецкости», конечно, не подлежит сомнению, а роль последующих националистов, таких как Зия Гёкальп , полностью установлена исторически. Как выразился турецкий историк Хасан Бюлент Паксой, возникло стремление к тому, чтобы тюркские народы «сформировали политическое образование, простирающееся от Горного Алтая в Восточной Азии до Босфора ». [28] В конце 19 века работы известного венгерского востоковеда и лингвиста Армина Вамбери способствовали распространению турецкого национализма и туранизма. Вамбери работал в министерстве иностранных дел Великобритании в качестве советника и агента. Ему хорошо платили за отчеты о встречах с представителями османской элиты и султаном Абдул-Хамидом II , а также за его эссе, посвященные османской политике. [29] В 19 веке Османская империя пришла в упадок. Попытки реформ и модернизации предпринимались еще в 1830-х годах ( Танзимат ), но на рубеже веков страна была опущена до почти полуколониального состояния (государство накопило огромное количество долгов, а государственные финансы были поставлены под прямое иностранное управление). контроль ), а великие державы свободно охотились на нее, оккупируя или аннексируя части ее территории по своему желанию (например, Кипр ). В то время Российская и Британская империи были антагонистами в так называемой « Большой игре » по развитию влияния в Персии и Средней Азии (Туркестане). Россия и Великобритания систематически разжигали конкурирующий национализм многоэтнической империи в своих целях. [30] [31] и в результате это привело к усилению турецкого национализма. Националистическое движение младотурок стремилось к созданию секуляризованного национального государства и конституционного правления в условиях парламентской демократии.
Политическая партия младотурок, Комитет Союза и Прогресса , приняла туранизм и прославление турецкой этнической идентичности и была посвящена защите тюркских народов, живущих под иностранным правлением (большинство из них находились под властью России в результате российского правления). огромная территориальная экспансия в XVI и XIX веках), а также восстановление Османской империи . пошатнувшейся национальной гордости [32]
Турецкая версия туранизма была резюмирована американскими политиками во время Первой мировой войны следующим образом: «Выше было показано, что турецкая версия туранизма содержит две общие идеи: (а) очистить и укрепить турецкую национальность внутри Османская империя и (б) объединить турок-османов с другими турками мира. Эти цели сначала преследовались в культурной сфере частной группой «интеллектуалов» и продвигались путем мирной пропаганды. по политической форме и были включены в программу КЕП», [33] но поражение Османской империи в Первой мировой войне ненадолго подорвало идею туранизма. [34]
После Первой мировой войны турецкие националисты и туранисты присоединились к движению басмачей в Средней Азии, чтобы помочь им в борьбе против Советов. Самым известным среди них был Энвер-паша , бывший военный министр Османской империи.
Туранизм формирует важный аспект идеологии современной Партии турецкого националистического движения (ПНД), чье молодежное движение неофициально известно как « Серые волки» . Серая волчица (мать-волчица Асена ) была главным символом древних тюркских народов .
После победы Азербайджана при поддержке Турции в войне с Арменией в 2020 году «определенная эйфория от Турана (большого тюркского мира) охватила социальные сети», - говорит Танчум, старший научный сотрудник Австрийского института европейских и Политика безопасности и научный сотрудник-нерезидент Института Ближнего Востока в Вашингтоне. [35]
Америка
[ редактировать ]Некоторые пантуранисты предположили, что коренные американцы могут иметь возможную генетическую и языковую связь с тюрками и другими кочевым племенами в Азии. Они указали на то, что культура, танцы и обычаи коренных американцев похожи на те, что встречаются в Сибири и Северо-Восточной Азии, хотя с тех пор они изменились после миграции коренных американцев из Сибири в Америку; примеры коренных американских народов, чьи обычаи упоминаются, включают мелунджен, а также эскимосов и кечуанцев . [36]
Псевдонаучные теории
[ редактировать ]Туранизм характеризуется псевдонаучными теориями. [37] [38] Согласно другим мнениям, научная работа ученых-членов Венгерского Туранского общества (таких как Йен Чолноки, Лайош Лигети, Золтан Фельвинци Такач и другие) принадлежала к авангарду научной жизни той эпохи. [39] Согласно туранской или урало-алтайской теориям родства, к «туранцам» относятся болгары , эстонцы , монголы , финны и тюрки . [37] Хотя лежащие в его основе научные теории широко подвергаются сомнению или отвергаются в современной науке, туранизм по-прежнему пользуется широкой поддержкой в некоторых тюркоязычных странах. Их называют псевдотюркологи . [40] эти ученые считают, что все евразийские кочевники и основные цивилизации в истории имели тюркское или туранское происхождение. [41] В таких странах туранизм служил формой национальной терапии, помогая его сторонникам справиться с неудачами прошлого. [42]
См. также
[ редактировать ]- Алтайский язык
- Раздел Монгольской империи
- Евразийство
- Гог и Магог
- Великая Финляндия
- Большой Курултай
- Хеймосодат
- Паназиатство
- Суды по делам о расизме и туранизме
- Теория солнечного языка
- Тартария
- Туран Групп
- тюрко-монголы
- Тюркская миграция
- Уральское неоязычество
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Фаркас, Ильдико (2013). « Турецкие связи венгерского туранизма» (на венгерском языке). www.valosagonline.hu [Реальность (2013 I.-IV)] . Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1710). Brevis designatio Meditationum de originibus gentium ductis potissimum ex indicio linguarum [ Краткое изложение мыслей о происхождении наций, почерпнутое главным образом на основе сведений о языках ] (PDF) (на латыни).
- ^ Хоутсма, М.Т.; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн Р., ред. (1913–1936). «Туран» . Энциклопедия ислама (Первое изд.). дои : 10.1163/2214-871X_ei1_COM_0206 .
иранский термин, применяемый к стране на северо-востоке Ирана.
- ^ ван Донзель, Эмери (1994). Исламская справочная служба . Брилл Академик. п. 461 . ISBN 9789004097384 .
Иранский термин применялся к региону, лежащему к северо-востоку от Ирана и в конечном итоге очень неопределенно указывающему на страну тюркских народов.
- ^ МЮЛЛЕР, Фридрих Макс. Языки места боевых действий на Востоке. С обзором трех языковых семей: семитской, арийской и туранской. Уильямс и Норгейт, Лондон, 1855 г. https://archive.org/details/languagesseatwa00mlgoog.
- ^ МЮЛЛЕР, Фридрих Макс: Письмо шевалье Бунзену о классификации туранских языков. 1854. https://archive.org/details/cu31924087972182 .
- ^ М. Антуанетта Чаплицка, Тюрки Центральной Азии в истории и в наши дни, Элиброн, 2010, с. 19.
- ^ БРАУН, Кейт и ОГИЛВИ, Сара, ред.: Краткая энциклопедия языков мира. 2009. с. 722.
- ^ EB — Матиас Александр Кастрен. http://www.britanica.com/EBchecked/topic/98799/Matthias-Alexander-Castren
- ^ «Туранизм - (Х. Нихал Атсиз) - Великая тюркская ложа Нихал Атсиз - Тюркизм - Туранизм и Хусейн Нихал Атсиз» [Туранизм - (Х. Нихал Атсиз) - Великая тюркская ложа Нихал Атсиз - Тюркизм - Туранизм и Хусейн Нихал Атсиз] . www.nihal-atsiz.com (на турецком языке). 8 мая 2016 г.
- ↑ Принципы тюркизма, стр. 25 (Гёкальп, Зия)
- ^ Стоддард, Т. Лотроп (1917). «Пантуранизм» . Американский обзор политической науки . 11 (1): 16. дои : 10.2307/1944138 . ISSN 0003-0554 . JSTOR 1944138 . S2CID 251097785 .
- ^ Перейти обратно: а б ЗОММЕР, Лукаш: Прикладная историческая лингвистика: финно-угорские нарративы в Финляндии и Эстонии. в: Венгерский исторический обзор. Том. 3. Выпуск 2. 2014. http://hunghist.org/images/volumes/Volume3_Issue_2/Lukasz.pdf.
- ^ ПААСВИРТА, Юхани: Финляндия и Европа: период автономии и международные кризисы, 1808–1914, 1981. с. 68.
- ^ Аноним: Деяния венгров. http://mek.oszk.hu/02200/02245/02245.htm
- ^ Венгерская хроника мастера Симона Кезая. http://mek.oszk.hu/02200/02249/02249.htm
- ^ Венгерский биографический лексикон. http://mek.oszk.hu/00300/00355/html/index.html
- ^ Золтан ВИНЦЕ: Балаж Летай, самая прекрасная надежда венгерской ассириологии. http://www.muvelodes.ro/index.php/Cikk?id=155
- ↑ Редактировать Эржебет ПОРТИК: Проблемы судьбы трансильванского венгерского меньшинства между двумя мировыми войнами. В: Школьная культура 2012/9. п. 60-66. http://epa.oszk.hu/00000/00011/00168/pdf/EPA00011_Iskolakultura_2012-9_060-066.pdf
- ^ УХАЛЛИ, Стивен и ВУ, ред. Сяосинь: Китай и христианство. Отягощенное прошлое, обнадеживающее будущее. 2001. с. 219.
- ^ Ильдико ФАРКАС: Венгерско-Ниппонское общество. В: Японоведческий обзор. 2007. http://real.mtak.hu/34745/1/Farkas_Magyar_Nippon_Tarsasag_u.pdf.
- ^ XVI 1924 г. правовая статья об оформлении договора о дружбе, заключенного с Турецкой Республикой в Константинополе 18 декабря 1923 года. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3¶m=7599 Архивировано 26 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ XXIII 1938 г. правовая статья о разработке венгерско-эстонского соглашения от 13 октября 1937 г. в Будапеште об интеллектуальном сотрудничестве. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3¶m=8078 Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ XXIX 1938 г. правовая статья о разработке венгерско-финляндского соглашения от 22 октября 1937 г. в Будапеште об интеллектуальном сотрудничестве. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3¶m=8084 Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Статья I 1940 г. о разработке венгерско-японского соглашения о дружбе и интеллектуальном сотрудничестве от 15 ноября 1938 г. в Будапеште. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3¶m=8115 Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ XVI 1941 г. статья закона об интеллектуальном сотрудничестве о разработке венгерско-болгарского соглашения от 18 февраля 1941 г. в Софии. http://www.1000ev.hu/index.php?a=3¶m=8169 Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ «Хотя туранизм был и оставался не более чем маргинальной идеологией правых, второе направление национал-социалистов, паневропаизм, имело ряд приверженцев и было принято в качестве платформы нескольких национал-социалистических групп». ЯНОШ, Эндрю К.: Политика отсталости в Венгрии , 1825–1945 гг. 1982. с.275.
- ^ Паксой, Х.Б., «Басмачи»: Туркестанское национально-освободительное движение 1916-1930-х годов - Современная энциклопедия религий в России и Советском Союзе, Флорида: Academic International Press, 1991, Vol. 4
- ^ Ференц ЧИРКЕШ: Национальная наука и международная политика в работах Армина Вамбери. http://www.matud.iif.hu/2013/08/07.htm
- ^ ЭРИКСОН, Эдвард Дж.: Османы и армяне. 2013.
- ^ Тамаш ГОРЕЧКИ: История греко-турецкого конфликта XIX века - критского кризиса 1896-97 годов в свете австро-венгерских дипломатических документов http://real.mtak.hu/19319/1/17-GoretzkyTamas .pdf
- ^ Караваны в забвение: Геноцид армян, 1915 г. (в твердом переплете), Г.С. Грабер
- ^ Президент (1913–1921: Вильсон). Расследование. 1917-12.1918 (1917–1918). Отчеты Американской комиссии по ведению мирных переговоров, 1914–1931 гг . Серия: Специальные отчеты и исследования, 1917–1918 гг. Серия: Специальные отчеты и исследования, 1917–1918 гг. Группа записей 256: Отчеты Американской комиссии по ведению мирных переговоров, 1914–1931 гг., с. 7.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Текущая история . Том. 11. Нью-Йорк: Компания New York Times . 1920. с. 335.
- ^ «Амбиции Турции по созданию «тюркского мира» подвергаются проверке реальностью в Казахстане» . Никкей Азия . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Турки и американские индейцы» . 25 июня 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Надь, Жолт (2017). Большие надежды и реалии межвоенного периода: венгерская культурная дипломатия, 1918–1941 гг . Издательство Центральноевропейского университета . п. 98. ИСБН 978-9633861943 .
- ^ «Расцвет лженауки в Венгрии Орбана» . Венгерский спектр . 13 августа 2018 г.
- ^ Дьёрдь ФАЙЧАК: Выставка восточного искусства. Частные коллекции Востока, китайские предметы между двумя мировыми войнами в Будапеште. В: Исследования прошлого Будапешта. 34. 2009. http://epa.oszk.hu/02100/02120/00034/pdf/ORSZ_BPTM_TBM_34_185.pdf .
- ^ Франкл, Эланор (1948). Словообразование в тюркских языках . Издательство Колумбийского университета . п. 2.
- ^ Симонян, Ованн (2007). Хемшин: история, общество и идентичность в горной местности северо-восточной Турции . Рутледж . п. 354. ИСБН 978-0230297326 .
Так, в состав современной Турции пришли этносы или популяции прошлого (гунны, скифы, саки, киммерийцы, парфяне, хетты, авары и другие), давно исчезнувшие, а также нетюркские этносы, проживающие на территории современной Турции. быть помечены как турецкие, прототурецкие или туранские
- ^ Шейко, Константин; Браун, Стивен (2014). История как терапия: альтернативная история и националистические фантазии в России . там же Пресс. стр. 61–62. ISBN 978-3838265650 .
По мнению Аджи, гунны, аланы, готы, бургунды, саксы, алеманы, англы, лангобарды и многие из русских были этническими тюрками (с. 161). Список нетюрков сравнительно невелик и, кажется, включает только евреев, китайцев, армян, греков, персов и скандинавов... Мирфатых Закиев, председатель Верховного Совета Татарской АССР и профессор филологии, опубликовавший сотни публикаций научных трудов, утверждает, что прототюркский язык является отправной точкой индоевропейских языков. Закиев и его коллеги утверждают, что обнаружили татарские корни шумерского, древнегреческого и исландского языков и расшифровали этрусские и минойские письмена.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арнакис, Джордж Г. (1960). «Туранизм: аспект турецкого национализма» . Балканские исследования . 1 : 19–32.
- Атабаки, Турай (2000). Азербайджан: этническая принадлежность и борьба за власть в Иране.
- Фаррок, Каве. «Пантуранизм нацелен на Азербайджан: геополитическая повестка дня» . Розане .
- Ландау, Дж. М. (1995). Пантюркизм: от ирредентизма к сотрудничеству. Лондон: Херст.
- Льюис, Б. (1962). Возникновение современной Турции. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Льюис, Б. (1998). Множественные идентичности Ближнего Востока. Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- Макдонелл, Артур Энтони (1922). . Британская энциклопедия (12-е изд.).
- Паксой, Х.Б. (1991). «Басмачи»: Туркестанское национально-освободительное движение 1916-1930-х гг. В Современной энциклопедии религий России и Советского Союза (Том 4). Флорида: Академическая международная пресса. ОЧЕРКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Х.Б. ПАКСОЯ | КЭРРИ Книги
- Пекесен, Берна (2019), Пантюркизм , EGO – European History Online , Майнц: Институт европейской истории , дата обращения: 17 марта 2021 г. ( pdf ).
- Поултон, Х. (1997). Цилиндр, Серый Волк и Полумесяц: Турецкий национализм и Турецкая Республика. Лондон, Англия: Херст.
- Ричардс, Г. (1997). «Раса», расизм и психология: к рефлексивной истории. Рутледж.
- Ричардс Мартин, Маколей Винсент, Хики Эйлин, Вега Эмильсе, Сайкс Брайан, Гуида Валентина, Ренго Кьяра, Селлитто Даниэле, Круциани Фульвио, Кивисилд Тоомас, Виллернс Ришар, Томас Марк, Рычков Серж, Рычков Оксана, Рычков Юрий, Голге Мукаддес, Димитров Димитар , Хилл Эммелин, Брэдли Дэн, Романо Валентино, Кейл Франческо, Вона Джузеппе, Демейн Эндрю, Папиха Суриндер, Триантафиллидес Костас, Стефанеску Георге, Хатина Джири, Белледи Микеле, Ди Риенцо Анна, Новеллетто Андреа, Оппенгейм Ариэлла, Норби Сорен, Аль-Захери Надя, Сантакьяра-Бенерекетти Сильвана, Скоццари Розария, Торрони Антонио и Бандельт Ханс Юрген. (2000). Отслеживание линий европейских основателей в пуле мтДНК Ближнего Востока. Американский журнал генетики человека, 67, с. 1251–1276.
- Саид, Э. (1979). Ориентализм. Нью-Йорк: Винтажные книги.
- Сирл-Уайт, Дж. (2001). Психология национализма. Пэлгрейв Макмиллан.
- Тойнби, Эй Джей (1917). Отчет о Пантуранском движении. Лондон: Департамент информации разведывательного управления Адмиралтейства, L/MIL/17/16/23.
- Стоддард, Т. Лотроп (1917). «Пантуранизм» . Американский обзор политической науки . 11 (1): 12–23. дои : 10.2307/1944138 . ISSN 0003-0554 . JSTOR 1944138 . S2CID 251097785 .
- Зеньковский, Серж А. (1960). Пантюркизм и ислам в России. Кембридж-Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Земан, Збинек и Шарлау, Винфрид (1965), Купец революции. Жизнь Александра Исраэля Гельфанда (Парвуса). Лондон: Издательство Оксфордского университета. См. особенно страницы 125–144. ISBN 0-19-211162-0 ISBN 978-0192111623