Хазараджат
34 ° 49'00 "N 67 ° 49'00" E / 34,8167 ° N 67,8167 ° E
Область | Приблизительно: 80 000 квадратных миль (207 199 км ). 2 ) |
---|---|
Население | примерно 8 000 000 |
Плотность | 50/км 2 (130/кв. миль) |
Провинции Хазаристана | Бамиан , Дайкунди и большая часть Гора , Газни , Урузгана , Парвана , Майдана Вардака и других городов. [1] |
Этническая принадлежность | хазарейцы |
Языки общения | Дари и хазараги (восточные диалекты персидского языка ) |
Флаг |
Часть серии о |
хазарейцы |
---|
ВикиПроект Категория Коммонс |
Хазараджат ( персидский : هزارهجات , латинизированный : Хазараджат ), также известный как Хазаристан [2] [3] ( персидский : هزارستان , латинизированный : Хазаристан ) — преимущественно гористый регион в центральном высокогорье Афганистана , среди гор Кух-э-Баба на западных оконечностях Гиндукуша . Это родина хазарейцев, составляющих большую часть его населения. Хазараджат обозначает этническую и религиозную зону. [4]
Хазараджат в основном состоит из провинций Бамиан , Дайкунди и значительной части Гор , Газни , Урузгана , Парвана , Майдан-Вардака и других. Самыми густонаселенными городами Хазараджата являются Бамиан , Якавланг (Бамиан), Нили (Дайкунди), Лал ва Сарджангал (Гор), Санг-э-Маша (Газни), Гизаб (Дайкунди) и Бехсуд (Майдан Вардак). Реки Кабул Гильменд , Аргандаб , , Мургаб Фарах , Хари , , Балх Кундуз и берут начало в Хазараджате.
Этимология и использование
[ редактировать ]Имя «Хазара» впервые появляется в книге XVI века «Бабурнама» , написанной императором Великих Моголов Бабуром . Когда знаменитый географ Ибн Баттута прибыл в Хорасан в 1333 году, он путешествовал по стране, но не зафиксировал ни одного места под названием «Хазаристан». [5]
Хазарейцы [6] и окружающие народы используют названия «Хазараджат» или «Хазаристан» для обозначения исторических хазарейских земель. «Хазараджат» представляет собой соединение слова «хазара» и суффикса дари «джат». [7] который используется для образования слов, связанных с землей на юге, в центральной и западной Азии. [8] [ нужна цитата для проверки ]
География
[ редактировать ]Топография
[ редактировать ]Хазараджат расположен в центральном афганском нагорье , среди гор Кох-э-Баба и западных оконечностей Гиндукуша . Его границы исторически были неточными и менялись. Однако его физические ограничения примерно обозначены бассейном реки Бамиан на севере, истоками реки Гильменд на юге, Фирузкухом на западе и перевалом Унаи на востоке. Рельеф региона гористый и простирается до гор Сафид Кух и Сиах Кух, где самые высокие вершины достигают высоты от 15 000 футов (4600 м) до 17 000 футов (5 200 м). Обе стороны хребта Кух-э-Баба содержат ряд долин. Северный склон хребта круто спускается, сливаясь с низкими предгорьями и небольшими полузасушливыми равнинами, тогда как южный склон тянется к долине Гильменд и горному району Бехсуд . [4] [9]
Северо-западный Хазараджат включает район Гор , издавна известный своими горными крепостями. Географ X века Эстахри писал, что горный Гор был «единственным регионом, окруженным исламскими территориями, но населенным неверными». [10] Длительное сопротивление жителей Гора принятию ислама указывает на труднодоступность региона; по мнению некоторых путешественников, весь регион можно сравнить с крепостью, воздвигнутой в верхней части Среднеазиатского нагорья: с любого подхода приходится преодолевать высокие и крутые горы, чтобы добраться до этого места. Язык жителей Гора настолько отличался от языка жителей равнин, что для общения между ними требовались переводчики. [11]
Северо-восточная часть Хазараджата является местом древнего Бамиана , центром буддизма и ключевым караван-сараем на Шелковом пути . Город стоит на высоте 7500 футов (2300 м) и окружен Гиндукушем на севере и Кох-и-Баба на юге. [4] Хазараджат считался [ когда? ] часть более крупного географического региона Хорасан ( Кушан ), пористые границы которого охватывали обширный регион между Каспийским морем и рекой Окс , включая большую часть современного Северного Ирана и Афганистана. [4]
Климат
[ редактировать ]Хазараджат гористый, [12] а вдоль его восточного края простирается ряд горных перевалов. Один из них, перевал Саланг , шесть месяцев в году завален снегом. Другой, перевал Шибар , расположенный на более низкой высоте, забивается снегом только два месяца в году. [13] Бамиан — более холодная часть региона с суровыми зимами. [14]
Хазараджат является источником рек, протекающих через Кабул , Аргандаб , Гильменд , Хари , Мургаб , Балх и Кундуз ; в весенние и летние месяцы здесь одни из самых зеленых пастбищ в Афганистане. [15] природные озера , зеленые долины и пещеры. В Бамиане находятся [16]
История
[ редактировать ]История Афганистана |
---|
Хронология |
Этим регионом последовательно управляли Ахемениды , Селевкиды , Маурии , Кушаны и Эфталиты, прежде чем Саффариды исламизировали его и сделали частью своей империи. Он был захвачен Саманидами , затем Газневидами и Гуридами, прежде чем попасть в состав Делийского султаната . В 13 веке сюда вторгся Чингисхан и его монгольская армия. В последующие десятилетия Карлугиды создали местную династию, обеспечившую несколько десятилетий самоуправления. Позже эта территория стала частью династии Тимуридов , Империи Великих Моголов и Империи Дуррани .Подчинение Хазараджата, особенно горных крепостей Бамиана, оказалось трудным для захватчиков при завоевании региона. «перенял язык побежденных». [17] [18] [19]
19 век
[ редактировать ]В 18 и 19 веках чувство «афганскости», развившееся среди хазарейцев и пуштунов , начало объединяться. [20] возникло осознание этнических и религиозных различий Было высказано предположение, что в 19 веке среди населения Кабула . Это привело к расколу по «конфессиональному признаку», который нашел отражение в новых «пространственных границах». [21] Во время правления Дост Мохаммад-хана Мир Язданбахш , старательный вождь Бехсуд- хазарейцев, объединил многие из контролируемых ими округов. Мир Язданбахш собирал доходы и охранял караваны, следовавшие по маршруту Хаджигак через Бамиан в Кабул через районы Шейх Али и Бехсуд . Таким образом, консолидация Хазараджата все больше превращала регион и его жителей в угрозу для государства Дуррани . [22]
До конца 19 века Хазараджат оставался в некоторой степени независимым и подчинялся только власти местных вождей. [23] Жозеф Пьер Феррье, французский писатель, который предположительно путешествовал по региону в середине 19 века, описывал жителей, поселившихся в горах у рек Балх и Холм : «Хазарейское население очень малочисленно, но неуправляемо и не имеет никаких занятий, кроме грабежа; они будут только грабить и грабить, и грабить от лагеря к лагерю». [24] Последующие британские путешественники сомневались, действительно ли Ферье когда-либо покидал Герат , чтобы отправиться в центральные горы Афганистана, и предположили, что его рассказы о регионе были основаны на слухах, тем более что очень немногие люди осмелились тогда войти в Хазараджат; даже кочевники-пуштуны не водили туда свои стада, и здесь проходило мало караванов. [25]
Афганский народ кучи , не оседлый кочевник, мигрирующий между Амударьей и рекой Инд , в некоторые сезоны временно оставался в Хазараджате, где они захватывали хазарейские сельскохозяйственные угодья и пастбища. [26] Летом эти кочевники все чаще разбивали лагеря в высокогорье Хазараджат.
Путешествие капитанов П. Дж. Мейтленда и М. Г. Талбота из Герата через Обе и Бамиан в Балх осенью и зимой 1885 года исследовало собственно Хазараджат. Мейтленд и Талбот обнаружили, что всю дорогу между Гератом и Бамианом преодолеть трудно. [27] В результате экспедиции части Хазараджата были обследованы в масштабе одной восьмой дюйма и, таким образом, вписаны в картографический порядок современных национальных государств. [28] Демаркации четких границ современных стран было уделено больше внимания и внимания, чем когда-либо прежде, что повлекло за собой большие трудности в приграничных регионах, таких как Хазараджат.
Во время Второй англо-афганской войны полковник Т.Х. Холдич из Индийского исследовательского департамента называл Хазараджат «великим неизвестным высокогорьем». [29] И в течение следующих нескольких лет ни Службе разведки, ни индийскому разведывательному управлению не удалось получить никакой достоверной информации о маршрутах между Гератом и Кабулом через Хазараджат. [30]
Различные члены Афганской пограничной комиссии смогли собрать информацию, благодаря которой география отдаленных регионов, таких как Хазараджат, еще больше оказалась под контролем государства. В ноябре 1884 года Комиссия пересекла горы Кох-э-Баба через перевал Чашма-Сабз. Генерал Питер Ламсден и майор С.Э. Йейт, обследовавшие территорию между Гератом и Оксом , посетили -е Нау Хазарей в горном хребте Паропамис , к востоку от Джамшиди Кушка Кала . Отмечая сохранившиеся свидетельства террасного земледелия в прошлые времена, оба описали северных хазарейцев как полукочевых людей с большими стадами овец и черного крупного рогатого скота. Они обладали «неиссякаемым запасом травы, холмы вокруг были по колено покрыты обильным урожаем чистой ржи». [31] Йейт отметил скопления кебеток, или летних жилищ Кала-е Нау Хазарейцев на склонах холмов, и описал «стада и стада, пасущиеся во всех направлениях». [32] [33]
Географический охват власти афганского государства распространился на Хазараджат во время правления Абдур Рахман-хана . Оказавшись между стратегическими интересами иностранных держав и разочарованный демаркацией линии Дюрана на юге Афганистана, которая врезалась в территорию пуштунов, он намеревался взять под свой контроль северные периферии страны. Эта политика имела катастрофические последствия для Хазараджата, жители которого были выделены режимом Абдур Рахман-хана как особо неприятные: «Хазарейцы на протяжении веков прошли террор правителей Кабула». [34]
20 и 21 века
[ редактировать ]В 1920-х годах древняя дорога через перевал Шибар , ведущая через Бамиан на восток к Панджшерской долине , была заасфальтирована для грузовых автомобилей и оставалась самой загруженной дорогой через Гиндукуш до строительства туннеля Саланг в 1964 году и открытия зимнего маршрута. Хазараджат становился все более обезлюдевшим, поскольку хазарейцы мигрировали в города и в близлежащие страны, где они становились чернорабочими и выполняли самую тяжелую и низкооплачиваемую работу. [4]
Сообщается, что в 1979 году в Хазараджате и Кабуле проживало полтора миллиона хазарейцев, хотя надежная перепись населения в Афганистане никогда не проводилась. [35] По мере ослабления афганского государства в Хазараджате вспыхнули восстания, освободившие регион от государственного правления к лету 1979 года, впервые после смерти Абдур Рахман-хана были сформированы некоторые хазарейские группы сопротивления , в Иране , в том числе Наср и Сипах-и. Пасдаран, причем некоторые из них «привержены идее отдельной хазарейской национальной идентичности». [36] Во время войны с Демократической Республикой Афганистан большая часть Хазараджата была незанятой и свободной от советского или государственного присутствия. Регионом снова стали управлять местные лидеры, или миры, и новый слой молодых радикальных шиитских командиров. Сообщается, что экономические условия в Хазараджате улучшились во время войны, когда пуштунские кучи перестали пасти свои стада на хазарейских пастбищах и полях. [37] Группой, управляющей Хазараджатом, был Революционный совет исламского единства Афганистана или Шура-э Эттефак , возглавляемый Сайидом Али Бехешти . Географический характер региона и его нестратегическое расположение означали, что правительство и Советы игнорировали его, сражаясь с повстанцами в других местах. Это фактически позволило администрации Шура-и Эттефака управлять регионом и предоставить автономию хазарейцам. Их политически оппозиционные группы были в основном образованными, светскими и левыми. [38] [39] Между 1982 и 1984 годами внутренняя гражданская война привела к свержению Шуры группами Сазман-и Наср и Сепах-и Пасдаран . Однако после этого межфракционное соперничество продолжалось. Большинство хазарейских группировок объединились в 1987 и 1989 годах и образовали « Хизб-е-Вахдат» . [39]
Во время правления Талибана Хазараджат вновь обрушился на этническое и религиозное насилие. В 1997 году среди хазарейцев в Мазари-Шарифе вспыхнуло восстание , когда они отказались быть разоруженными талибами; В ходе последующих боев было убито 600 талибов. [40] политику геноцида времен Амира Абдур Рахман Хана В ответ Талибан перенял . В 1998 году на севере было убито шесть тысяч хазарейцев; намерением была этническая чистка хазарейцев. [41] На этом этапе Хазараджат не существует как официальный регион; В состав территории входят административные провинции Бамиан, Гор , Майдан-Вардак , Газни, Орузган, Джузджан и Саманган. [37] В марте 2001 года две гигантские буддийские статуи, Будды Бамиана , также были разрушены, несмотря на большое осуждение. [42]
Демография
[ редактировать ]Этнические группы
[ редактировать ]Хазарейцы составляют большинство населения Хазараджата.
Язык
[ редактировать ]Дари ( персидский ) — официальный язык Хазараджата. Люди в разных частях региона со своими особыми диалектами , среди которых Газни , Дайкунди , Бехсуд , Бамиан , Дарах Соф и Шейх Али наиболее популярны .
Здоровье
[ редактировать ]Заболевание проказой было зарегистрировано в районе Хазараджат в Афганистане. Подавляющее большинство (80%) жертв проказы — хазарейцы. [43]
В отчете 1989 года отмечалось, что распространенные заболевания в Хазараджате включали желудочно-кишечные инфекции, брюшной тиф , коклюш , корь , проказу , туберкулез , ревматоидный артрит и малярию . [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Провинция Бамиан» . Военно-морская аспирантура . 15 ноября 2011 г. Проверено 5 декабря 2012 г.
- ^ Дамс, М. Лонгворт (24 апреля 2012 г.), «Хазаристан» , Энциклопедия ислама, первое издание (1913–1936) , Брилл , получено 14 сентября 2023 г.
- ^ ИСЧЕЗАЮЩИЕ НАРОДЫ?: КОРЕННЫЕ ГРУППЫ И ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА В ЮЖНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ , стр. 156 («Некоторые хазарейцы предпочитают называть эту территорию Хазаристаном, используя более современное окончание «истан» ).
- ^ Jump up to: а б с д и Хазени, Араш. «ХАЗАРА i. Историческая география Хазараджата» . Энциклопедия Ираника . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ Баттута, Ибн (2004). Путешествие по Азии и Африке, 1325–1354 гг. (переиздание, иллюстрированное изд.). Рутледж. п. 179. ИСБН 978-0-415-34473-9 . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ Беллью, HW (1880). Расы Афганистана: краткий отчет об основных народах, населяющих эту страну . Калькутта: Thacker, Spink & Co. 114 .
- ^ Мусави, С.А. (1998). «1: Кто такие хазарейцы?». Хазарейцы Афганистана: историческое, культурное, экономическое и политическое исследование . Абингдон: Routledge (опубликовано в 2018 г.). ISBN 9781136800160 . Проверено 26 января 2020 г. .
Хазараджат — составное имя, состоящее из Хазара и фарси-арабского суффикса множественного числа, джат [...].
- ^ Мусави, С.А. (1998). Хазарейцы Афганистана: историческое, культурное, экономическое и политическое исследование . Ричмонд, Суррей, Великобритания: Curzon Press. п. 34. ISBN 0-7007-0630-5 .
- ^ Уилфред Тезигер «Хазарейцы Центрального Афганистана», The Geographical Journal 71/3, 1955, стр. 313.
- ^ В. Бартольд, Историческая география Ирана , Принстон, 1984, с. 51.
- ^ В. Бартольд, Историческая география Ирана , Принстон, 1984, с. 52.
- ^ Аноним, Ходуд аль-Халам, тр. Минорский, Лондон, 1937 год; перепечатано, 1982, с. 105 .
- ^ Йоханнес Хумлум, La geographie de l'Afghanistan , Копенгаген, 1959, стр. 64. Архивировано 20 мая 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Ибн Хавкал, Сура Аль-Арз, пер. Дж. Х. Крамерс и Г. Вит как конфигурация земли, II, Париж, 1964, с. 227.
- ^ Хамд-Аллах Мостауфи , Ножат аль-Колумб, тр. Гай Ле Стрэндж, Лондон, 1919, с. 212
- ^ С.А. Мусави, Хазарейцы Афганистана , Лондон, 1998, с. 71 .
- ^ В. Бартольд, Историческая география Ирана, Принстон, 1984, с. 82
- ^ Дж. П. Феррье, Караванные путешествия и странствия в Персии, Афганистане, Туркестане и Белуджистане, Лондон, 1856, с. 221
- ^ «Йоханнес Хумлум, География Афганистана, Копенгаген, 1959, стр. 87» . Архивировано из оригинала 20 мая 2023 г. Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Роберт Л. Кэнфилд, Интеграция хазарейцев в афганскую нацию, Нью-Йорк, 1973, стр. 3
- ^ Кристин Ноэль, Государство и племя в Афганистане девятнадцатого века, Ричмонд, 1997, с. 22
- ^ К. Массон, Рассказ о различных путешествиях в Белуджистан, Афганистан и Пенджаб. Лондон, 1842, II, с. 296
- ^ В. Бартольд, Историческая география Ирана, Принстон, 1984, стр. 82–83.
- ^ Дж. П. Ферье, Караванные путешествия и странствия в Персии, Афганистане, Туркестане и Белуджистане, Лондон, 1856, стр. 219–20.
- ^ Клаус Фердинанд, Предварительные заметки о хазарейской культуре, Копенгаген, 1959, стр. 18
- ^ С.А. Мусави, Хазарейцы Афганистана, Лондон, 1998, с. 95
- ^ Аноним, «Путешествие капитана Мейтленда и капитана Талбота в Афганистан», Труды Королевского географического общества 9, 1887 г., стр. 103
- ^ «Бенедикт Андерсон, Воображаемые сообщества, Лондон, 1991 [1983], стр. 170–78» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 г. Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Т.Х. Холдич, Индийская граница, 1880–1900, Лондон, 1901, с. 41
- ^ AC Yate, Путешествия, заархивированные 1 сентября 2023 г. в Wayback Machine с Комиссией по установлению границы с Афганистаном , Эдинбург, 1887 г., стр. 147–48.
- ^ «CE Yate, Северный Афганистан, Эдинбург, 1888, стр. 9» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 г. Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «CE Yate, Северный Афганистан, Эдинбург, 1888, стр. 7–8» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 г. Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ Питер Ламсден, «Страны и племена, граничащие с хребтом Кох-э Баба», Труды Королевского географического общества 7, 1885, стр. 562–63.
- ^ Мир Мунши, изд., Жизнь Абдура Рахмана, эмира Афганистана, II, Лондон, 1900, стр. 276
- ^ Барнетт Рубин, Фрагментация Афганистана, Нью-Хейвен, 2002, с. 26
- ^ Барнетт Рубин, Фрагментация Афганистана, Нью-Хейвен, 2002. стр. 186, 191, 223.
- ^ Jump up to: а б Барнетт Рубин, Фрагментация Афганистана, Нью-Хейвен, 2002, с. 246
- ^ Ибрагими, Ниаматулла (сентябрь 2006 г.). «КРАСОК КЛЕРИЧЕСКОГО ПРОТОГОСУДАРСТВА: ХАЗАРАДЖАТ, 1979–1984 гг.». Центр исследования кризисных состояний. CiteSeerX 10.1.1.604.3516 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Нация, этническая принадлежность и конфликт в Афганистане: политический ислам и подъем этнополитики 1992–1996 гг. , Рагхав Шарма, 2016 г.
- ^ Ахмед Рашид, Талибан: воинствующий ислам, нефть и фундаментализм в Центральной Азии, Лондон и Нью-Хейвен, 2000, стр. 58
- ^ Ахмед Рашид, Талибан: воинствующий ислам, нефть и фундаментализм в Центральной Азии, Лондон и Нью-Хейвен, 2000, стр. 67–74.
- ^ «Талибан разрушил 2000 лет буддийской истории» . Хранитель . 3 марта 2001 г.
- ^ Доктор Мохаммад Салим Расули. Ситуация с проказой в Афганистане в 2001–2006 гг. Архивировано 25 июля 2011 г. в Wayback Machine . Национальная программа по борьбе с проказой Министерства здравоохранения (МЗ). 7–9 июля 2008 г.
- ^ Полади, Хасан (февраль 1989 г.). Хазарейцы . Могольский паб. Ко. ISBN 978-0-929824-00-0 . Проверено 7 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хазараджатом, на Викискладе?