Индо-Парфянское царство
Индо-Парфянское царство | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
19–226 гг. н.э. | |||||||||||||||||||
Капитал | Таксила Принятие | ||||||||||||||||||
Общие языки | арамейский Греческий Пали ( сценарий Харошти ) Санскрит , Пракрит ( письмо Брахми ), Парфянский | ||||||||||||||||||
Религия | буддизм индуизм Зороастризм | ||||||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||||||
Король | |||||||||||||||||||
• 19–46 | Гондофары I (первые) | ||||||||||||||||||
• ?–226 | Фарн-Сасан (последний) | ||||||||||||||||||
Историческая эпоха | Античность | ||||||||||||||||||
19 г. н.э. | |||||||||||||||||||
• Упразднено | 226 г. н.э. | ||||||||||||||||||
|
Индо -Парфянское царство — парфянское царство, основанное Гондофаром и действовавшее с 19 г. по ок. 226 г. н.э. В зените своего развития они правили территорией, охватывающей части восточного Ирана , различные части Афганистана и северо-западные регионы Индийского субконтинента (большую часть современного Пакистана и части северо-западной Индии ). Правители, возможно, были членами Дома Сурен , а некоторые авторы даже называли королевство «Королевством Сурен». [2]
Королевство было основано в 19/20 году при правителе Дрангианы ( Сакастана ) Гондофаре. [3] провозгласил независимость от Парфянской империи . Позже он совершил экспедиции на восток, отвоевав территории у индо-скифов и индо-греков , превратив таким образом свое царство в империю. [а] [5] Владения индопарфян сильно сократились после нашествий кушанов во второй половине 1 в. век. Им удалось сохранить контроль над Сакастаном до его завоевания Сасанидской империей в ок. 224/5. [6] В Белуджистане Паратараджи , местная индо- парфянская династия, попали в орбиту Сасанидской империи около 262 года нашей эры. [7]
Индопарфяне известны строительством буддийского монастыря Тахт-и-Бахи ( объект Всемирного наследия ЮНЕСКО ) в Мардане, Пакистан.
Гондофар I и его преемники
[ редактировать ]Гондофар I первоначально, кажется, был правителем Сейстана на территории современного восточного Ирана, вероятно, вассалом или родственником Апракараджей . Возможно, он заменил предыдущих парфянских правителей Сейстана, таких как Хирук или Танлисмаидат . [8] Эти парфянские сатрапы правили регионом Сакастан с тех пор, как Митридат II (124–88 до н.э.) победил саков этого региона. [9]
Около 20–10 гг. до н.э., [10] он совершил завоевания в бывшем Индо-Скифском царстве, возможно, после смерти важного правителя Азеса . Гондофар стал правителем территорий, включающих Арахозию , Сейстан , Синд , Пенджаб и долину Кабула , но не похоже, что он владел территорией за пределами восточного Пенджаба . [11] Гондофар называл себя «Царем царей» — парфянский титул, который в его случае правильно отражает то, что Индо-Парфянская империя представляла собой лишь рыхлую структуру: ряд более мелких династий, безусловно, сохраняли свои позиции в течение Индо-парфянского периода, вероятно, в обмен на их признание Гондофара и его преемников. В число этих меньших династий входили сами Апракараджи и индо-скифские сатрапы, такие как Зионис и Раджувула , а также анонимные скифы, чеканившие имитации монет Азеса . Ксахараты , возможно , также господствовали в Гуджарате недалеко от владений Гондофаров.
После смерти Гондофара I империя начала распадаться. Имя или титул Гондофары были адаптированы Сарпедоном , который стал Гондофаром II и, возможно, был сыном первых Гондофаров. Несмотря на то, что он утверждал, что является главным правителем, правление Сарпедона было шатким, и он выпустил фрагментированную чеканку монет в Синде, восточном Пенджабе и Арахосии на юге Афганистана. Самым важным преемником был Абдагасес , племянник Гондофара, который правил в Пенджабе и, возможно, на родине Сейстана. После непродолжительного правления Сарпедона, похоже, сменил Ортангнес , который стал Гондофаром III Гаданой . Ортангнес правил в основном в Сеистане и Арахосии, а Абдагасы находились дальше на востоке, в течение первых десятилетий нашей эры, и на короткое время ему наследовал его сын Убузанес Коин . После 20 года нашей эры царь по имени Сас , племянник правителя Апрачараджи Аспавармы, захватил территории Абдагасаса и стал Гондофаром IV Сасом. [ нужна ссылка ] . По словам Сениора, это гондофары, упомянутые в надписи Тахт-и-Бахи . [12]
Были и другие второстепенные цари: Санабарес был эфемерным узурпатором в Сеистане, называвшим себя Великим царем царей, а также была вторая Монета Абдагаса , правитель по имени Агата в Синде, другой правитель по имени Сатавастр Монета и анонимный принц, который претендовал на быть братом царя Арсака, в таком случае действительным членом правящей династии в Парфии .
Но индопарфяне так и не вернули себе позиции Гондофара I, и с середины I века нашей эры кушаны под предводительством Куджулы Кадфиза начали поглощать северную часть Индийского царства. [13]
Правители Турана и Сакастана (160-230 гг. н. э.)
[ редактировать ]Индопарфянам удалось сохранить контроль над Тураном и Сакастаном , которыми они правили до падения Парфянской империи от рук Сасанидской империи около 230 г. н.э. [13] Пахарес I (160–230 гг. н.э.) был правителем Турана после раздела остатков Индо-Парфянского царства . [14] Королевством Сакастан правил второй король по имени Санабарес II (160-175 гг. н.э.). [15] Королевства Туран и Сакастан прекратили свое существование, когда они подчинились сасанидскому правителю Ардеширу I около 230 г. н.э. [15] Эти события записал ат-Табари , описывая прибытие послов в Ардешир в Гор : [15]
«Затем он [Ардашир] двинулся обратно из Савада в Истахр, оттуда сначала в Сагистан, затем в Гурган, затем в Абрасар, Мерв, Балх и Хорезм до самых дальних границ провинций Корасан, после чего он вернулся в Мерв. После того, как он убил многих людей и отправил их головы в храм Огня Анаэд, он вернулся из Мерва в Парс и поселился в Горе. послы кушанского царя, царей Турана и Мокрана с заявлениями о своей покорности». Тогда к нему явились
Археология и источники
[ редактировать ]Считается, что город Таксила был столицей индопарфян. раскопал большие пласты Сэр Джон Маршалл с множеством артефактов парфянского стиля. Находящийся неподалеку храм Джандиал обычно интерпретируется как зороастрийский храм огня времен индопарфян.
Некоторые древние писания описывают присутствие индопарфян в этом районе, например, история святого апостола Фомы , который был нанят плотником для службы при дворе царя «Гуднафара» (считавшегося Гондофаром) в Индии. В главе 17 « Деяний Фомы » описывается визит Фомы к царю Гуднафару в северной Индии; главы 2 и 3 изображают его отправляющимся в морское путешествие в Индию, таким образом соединив Томаса с западным побережьем Индии.
Как отмечает Сеньор, [17] этого Гуднафара обычно отождествляли с первыми гондофарами, которых, таким образом, датировали после появления христианства, но доказательств этому предположению нет, а исследования Сениора показывают, что гондофаров I можно было датировать еще до 1 года нашей эры. Если это сообщение вообще историческое, святой Фома мог столкнуться с одним из более поздних королей, носившим тот же титул.
греческий философ «Жизни Аполлония Тианского» рассказывает, что Филострат в Аполлоний Тианский посетил Индию, в частности город Таксилу , около 46 г. н.э. Он описывает конструкции греческого типа, [18] вероятно, имеет в виду Сиркапа , и поясняет, что индо-парфянский царь Таксилы по имени Фраот получил греческое образование при дворе своего отца и бегло говорил по-гречески:
«Скажи мне, о царь, как ты овладел греческим языком и откуда ты взял все свои философские познания в этом месте?» [19]
[...] - «Мой отец, получив греческое образование, привел меня к мудрецам, возможно, в несколько слишком раннем возрасте, поскольку мне было тогда всего двенадцать лет, но они воспитали меня, как своего собственного сына; во всяком случае, это они признаются, что знают греческий язык, который особенно любят, потому что считают, что в силу сходства его нрава он уже принадлежит им». [20]
«Перипл Эритрейского моря» — это сохранившийся путеводитель I века по маршрутам, обычно используемым для плавания по Аравийскому морю. В нем описывается присутствие парфянских царей, сражающихся друг с другом в районе Синда, региона, традиционно известного в то время как «Скифия» из-за предыдущего правления там индо-скифов:
- «Эта река ( Инд ) имеет семь устьев, очень мелких и болотистых, так что они не пригодны для судоходства, за исключением одного посередине, у берега которого находится торговый город Барбарикум. Перед ним лежит небольшой остров. , а в глубине страны за ней находится столица Скифии Миннагара, она подвластна парфянским князьям, постоянно вытесняющим друг друга». Перипл Эритрейского моря, глава 38 [21]
Надпись из Тахт-и-Бахи содержит две даты: одну в 26-й год правления Махараджи Гудувхары (снова считающегося гондофаром) и 103-й год неизвестной эпохи. [22]
Религия индопарфян
[ редактировать ]Мы не знаем религию Дома Сурен, хотя знаем, что они находились в религиозном конфликте с зороастрийской династией Аршакидов . [23] В отличие от индо-греков или индо-скифов, нет явных записей о том, что индо-парфянские правители поддерживали буддизм, таких как религиозные посвящения, надписи или даже легендарные рассказы. Кроме того, хотя индо-парфянские монеты в целом близко следуют греческой нумизматике, на них никогда не встречается буддийский символ триратны (за исключением более поздних сас ), а также никогда не используются изображения слона или быка, возможных религиозных символов, которые обильно использовались их предшественники. Считается, что они сохранили зороастризм , поскольку сами были иранского происхождения. Эту иранскую мифологическую систему унаследовали от них поздние кушаны , правившие из Пешаварско - Хайбер-Пахтунхвского региона Пакистана .
монеты с изображением индуистского божества Шивы , выпущенные во времена правления Гондофара I. Также были найдены [24] [25] [26]
Представление индо-парфянских преданных
[ редактировать ]На своих монетах и в искусстве Гандхары индопарфяне изображаются в коротких кроссоверах и больших мешковатых брюках, возможно, дополненных пареобразными верхними брюками. [29] Их куртки украшены рядами декоративных колец или медалей. Их волосы обычно густые и покрыты повязкой - практика, широко принятая парфянами с I века нашей эры. [30]
Люди в индо-парфянских одеждах иногда изображаются актерами в буддийских религиозных сценах. Обычно считается, что большинство раскопок, проведенных в Сиркапе недалеко от Таксилы Джоном Маршаллом, относятся к индо-парфянским слоям, хотя более поздние исследования иногда вместо этого относят их к индо-грекам . [31] Эти археологические исследования предоставили ряд эллинистических артефактов в сочетании с элементами буддийского богослужения ( ступы ). Некоторые другие храмы, такие как близлежащий Джандиал , возможно, использовались как зороастрийский храм огня .
Буддийские скульптуры
[ редактировать ]Статуи, найденные в Сиркапе на позднескифском-парфянском уровне (уровень 2, 1–60 гг. н.э.), предполагают уже развитое состояние гандхарского искусства в то время или даже до парфянского правления. Множество статуй, от эллинистических богов до различных преданных-мирян из Гандхары, сочетаются с тем, что считается одними из ранних изображений Будды и Бодхисаттв. Сегодня до сих пор неясно, когда именно возникло греко-буддийское искусство , Гандхары но находки в Сиркапе действительно указывают на то, что это искусство было высоко развито уже до появления кушанов .
Каменные палитры
[ редактировать ]Многочисленные каменные палитры , найденные в Гандхаре, считаются яркими представителями индо-парфянского искусства. Эти палитры сочетают в себе греческое и персидское влияние, а также фронтальность изображений, которая считается характерной для парфянского искусства. Такие палитры были обнаружены только в археологических слоях, соответствующих индо-греческому, индо-скифскому и индо-парфянскому владычеству, и по существу неизвестны ни предшествующим маурийским слоям, ни последующим кушанским слоям. [32]
Очень часто на этих палитрах изображены люди в греческой одежде в мифологических сценах, но некоторые из них представляют людей в парфянской одежде (повязка на густых волосах, перекрещенная куртка на обнаженной груди, украшения, пояс, мешковатые брюки). На палитре из музея Напрстек в Праге изображен индо-парфянский царь, сидящий, скрестив ноги, на большом диване в окружении двух слуг, также в парфянских одеждах. Показано, как они пьют и подают вино.
- Индо-парфянская охота.
- Индо-парфянские гуляки.
- Индо-парфянская пара.
Передача буддизма по Шелковому пути
[ редактировать ]Некоторые очаги парфянского правления оставались на Востоке даже после захвата власти Сасанидами в 226 году. Со II века несколько центральноазиатских буддийских миссионеров появились в китайских столицах Лояне , а иногда и в Нанкине , где они особенно отличились своими переводами. работа. Первыми известными переводчиками буддийских текстов на китайский язык на самом деле были парфянские миссионеры, которых на китайском языке отличала парфянская фамилия «Ан», что означает «Анши», «страна Аршакидов » .
- Ан Ши Као — парфянский принц, сделавший первые известные переводы буддийских текстов Хинаяны на китайский язык (148–170).
- Ан Сюань — парфянский купец, ставший монахом в Китае в 181 году нашей эры.
- Тан-ти (ок. 254 г.), парфянский монах.
- Ан Фаджин (281–306), монах парфянского происхождения.
Главные индо-парфянские правители
[ редактировать ]История Южной Азии |
---|
- Гондофар I (ок. 19 – 46) Монета
- Гондофара II Сарпедона (первые годы нашей эры – ок. 20 г. н. э.) Монета
- Абдагаса I (первые годы нашей эры – середина I века нашей эры) Монета
- Гондофар III Гудана , ранее Орфагнес (ок. 20 г. н.э. – 30 г. н.э.)
- Гондофар IV Сасес (середина I века нашей эры)
- Убузанес (конец I века нашей эры)
- Пакорес (конец I века нашей эры) Монета
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. л.д. 21, 145, карта XIV.1 (ф). ISBN 0226742210 .
- ^ Газерани 2015 , стр. 26.
- ^ Гош, Сучандра (11 января 2016 г.), «Индо-Парфянское царство» , в Далзиэле, Найджел; Маккензи, Джон М. (ред.), Энциклопедия Империи , Оксфорд, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd, стр. 1–2, doi : 10.1002/9781118455074.wbeoe038 , ISBN 978-1-118-45507-4 , получено 28 января 2023 г.
- ^ Эллерброк 2021 , с. 117.
- ^ Резахани 2017 , с. 35.
- ^ Ольбрихт 2016 , стр. 25.
- ^ «Новый свет на Паратараджи» Панкадж Тандон стр.29-35
- ^ Резахани 2017 , с. 56.
- ^ Хронология царей Гондофаридов долгое время была неопределенной и основывалась преимущественно на монетах. Эта реконструкция основана на книге Роберта Сеньора «Индо-скифские монеты и история IV», CNG 2006, поскольку четыре тома работы Сеньора представляют собой почти полный каталог чеканки того периода. Хронология Сеньора основана на существовании только одного царя Азеса, и эта теория подтвердилась, когда было показано, что на монете так называемого Азеса II была отчеканена монета типа, приписываемого Азесу I (см. Сеньор, «Последний гвоздь в гроб Азеса II», Журнал Восточного нумизматического общества 197, 2008).
- ^ Розенфилд, стр. 129.
- ↑ Сообщается, что вотивная надпись 26-го года правления Гудувхары или Гондофара была найдена на камне в Тахт-и-Бахи , к северо-востоку от Пешавара , с датой в 103 году неустановленного отсчета эры. Этой эрой, вероятно, была эра Мальвы или Викрама, основанная в 57 г. до н.э., что дает дату вознесения этого царя в 20 г. н.э. (см. индуистский календарь ). Камень раньше находился в музее в Лахоре . заложен зародыш истории Этот момент особенно важен для тех христиан, которые считают, что в Деяниях Фомы .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Газерани 2015 , стр. 26–27.
- ^ Митчинер, Майкл (1975). Индо-греческая и индо-скифская чеканка . Публикации Хокинса. п. 779. ИСБН 978-0-904173-12-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Митчинер, Майкл (1978). Древний и классический мир, 600 г. до н.э. – 650 г. н.э. Публикации Хокинса. ISBN 978-0-904173-16-1 .
На посту Великого царя Пакореса сменил Санабарес (ок. 135–160 гг. н. э.). Значительно сократившееся Индо-Парфянское царство затем раскололось на две географические составляющие. Теперь они стали Королевством Туран, чьего короля звали Пахарес, и Королевством Сакастан, которым правил второй король, носивший имя Санабарес (ок. 160–175 гг. Н.э.). Эти два королевства, Туран и Сакастан, должны были существовать до прихода первого сасанидского императора Ардешира I примерно в 230 году нашей эры. Оба затем стали вассальными королевствами в рамках Сасанидской империи. Табари записал покорность царя Турана, которая произошла, когда Ардешир был в Горе: тогда к нему пришли послы царя Кушана, царей Турана и Мокрана с заявлениями о своем подчинении.
- ^ Брейси, Роберт (1 января 2012 г.). «Четные города Кушанской империи» . Город и монета в древнем и раннесредневековом мире . БАР Международная серия 2402: 124.
- ^ см. Старший, «Последний гвоздь в гроб Азеса II».
- ^ Описание эллинистического урбанизма Таксилы:
- «Таксила, как нам говорят, примерно такого же размера, как Ниневия, и была довольно хорошо укреплена по образцу греческих городов» (Жизнь Аполлония Тиана, II 20). Архивировано 10 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- «Я уже описывал, как город окружен стенами, но говорят, что он был разделен на узкие улочки таким же неправильным образом, как и в Афинах, и что дома были построены таким образом, что, если вы посмотрите на них снаружи у них был только один этаж, а если вы войдете в один из них, вы сразу обнаружите подземные помещения, простирающиеся так же далеко ниже уровня земли, как и помещения наверху». (Жизнь Аполлония Тиана, II 23). Архивировано 10 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ (Жизнь Аполлония Тиана, II 29)
- ^ (Жизнь Аполлония Тиана, II 31)
- ↑ Перипл Эритрейского моря, глава 38.
- ^ Розенфилд, стр. 130.
- ^ Газерани 2015 , стр. 111.
- ^ Гондофары I Индологические исследования в Индии: избранные работы профессора К.Д. Баджпая [1]
- ^ Антропологические документы Американского музея естественной истории, том 46, стр. 274 [2]
- ^ «Гондофарескоины» .
- ^ Альтернатива «Скифский князь пьющий» в Понс, Джесси (1 января 2014 г.). «Фигура с луком в сценах Великого отъезда из Гандхара. Некоторые новые прочтения» . Запутанные религии : 52.
- ^ Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западный Китай: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 104. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
- ^ Описано в книге «Враги Рима, парфяне и сасанидские персы», ISBN 0-85045-688-6
- ^ «Парфяне, примерно с I века нашей эры, по-видимому, предпочитали демонстрировать свои тщательно постриженные волосы, обычно носив только повязку из толстой ленты; до этого скифскую шапку или башлык чаще носили ». В книге «Парфяне и сасанидские парфяне» Питер Уиллкокс ISBN 0-85045-688-6 , стр. 12.
- ^ Пьерфранческо Гальери, в «Перекрестке Азии»: «Параллели настолько поразительны, что не исключено, что предметы, обнаруженные в Таксиле и датированные периодом между I веком до нашей эры и I веком нашей эры, на самом деле были изготовлены раньше, возможно, ремесленниками. которые следовали за греческими царями во время их отступления из Бактрии в Индию» стр. 211 (в оригинале на французском языке)
- ^ "Напомним, что в Сиркапе каменные поддоны были обнаружены на всех уровнях раскопок. Напротив, ни Бхир-Маунд, город Маурьев , предшествовавший Сиркапу на городище Таксила , ни Сирсух, сменивший ее кушанский город, не доставляли никаких камней палитры во время раскопок», в «Les Palettes du Gandhara», стр. 89. вероятно, приходится на кушанский такие палитры больше не производятся , период которой , после «Конечная точка . советской Средней Азии или Афганистане На археологических памятниках кушанского периода были обнаружены такие объекты в . Они происходят из второстепенных памятников, таких как Гарав-Кала и Айвадз в Советском Таджикистане и Джукар в долине Инда и Дальверзин. Тепе. Они сделаны довольно грубо». В «Les Palettes du Gandhara», Анри-Поль Франкфор, стр. 91. (на французском языке в оригинале)
Источники
[ редактировать ]- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1997). «Систан» . Энциклопедия ислама, новое издание, том IX: Сан – Сзе . Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. стр. 681–685. ISBN 9789004082656 .
- Шмитт, Р. (1995). «ДРАНГИАНА». Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 5 . стр. 534–537.
- Эллерброк, Уве (2021). Парфяне: Забытая империя . Рутледж.
- Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана . ЧБек. стр. 1 –411. ISBN 9783406093975 .
История древнего Ирана.
- Газерани, Саги (2015). Эпосный цикл Систани и национальная история Ирана: на задворках историографии . БРИЛЛ. стр. 1–250. ISBN 9789004282964 .
- Бивар, ADH (2002). «ГОНДОФАРЫ». Энциклопедия Ираника, Том. XI, Фаск. 2 . стр. 135–136.
- Ольбрихт, Марек Ян (2016). «Династические связи в Империи Аршакидов и происхождение Дома Сасанов». В Кертисе, Веста Сархош; Пендлтон, Элизабет Дж.; Альрам, Майкл; Дарьяи, Турадж (ред.). Парфянская и раннесасанидская империи: адаптация и расширение . Книги Оксбоу. ISBN 9781785702082 .
- Резахани, Ходадад (2017). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 9781474400305 .