Кушано-Сасанидское царство
Кушано-Сасанидское царство Кушаншахр | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ок. 230 г. н. э. – ок. 365 г. н.э. | |||||||||||
Капитал | Балх | ||||||||||
Общие языки | Среднеперсидский бактрийский | ||||||||||
Религия | буддизм Зороастризм индуизм | ||||||||||
Правительство | Феодальная монархия | ||||||||||
Историческая эпоха | Поздняя античность | ||||||||||
• Учредил | т. 230 г. н.э. | ||||||||||
• Упразднено | т. 365 г. н.э. | ||||||||||
|
Кушано -Сасанидское царство (или Индо-Сасаниды ) — государство, основанное Сасанидской империей в Бактрии в III и IV веках. Сасанидская империя захватила провинции Согдия , Бактрия и Гандхара у приходящей в упадок Кушанской империи после серии войн в 225 году нашей эры. [1] Затем местные сасанидские правители приняли титул Кушаншах (KΟÞANΟ ÞAΟ или Кошано Шао на бактрийском языке). [2] ) или «Царь кушанов», и чеканить монеты. [1] Иногда их считают образующими «подкоролевство» внутри Сасанидской империи. [3]
Эта администрация продолжалась до 360–370 гг. [1] когда кушано-сасаниды уступили большую часть своих владений вторгшимся кидаритам ; остальная часть была включена в состав собственно Сасанидской империи. [4] Позднее кидариты, в свою очередь, были вытеснены эфталитами . [5]
Кушаншахи известны главным образом благодаря своим монетам. Их монеты чеканились в Кабуле , Балхе , Герате и Мерве , что свидетельствует о размерах их владений. [6]
Восстание Ормизда I Кушаншаха (277–286 гг. н.э.), который выпускал монеты с титулом Кушан-шаханшах («Царь царей кушанов»), по-видимому, произошло против современного императора Бахрама II (276–293 гг. н.э.) Сасанидская империя, но потерпела неудачу. [1]
История
[ редактировать ]Сасаниды вскоре после победы над парфянами распространили свои владения на Бактрию во время правления Ардашира I около 230 г. н.э., а затем дальше на восточные части своей империи в западном Пакистане во время правления его сына Шапура I (240–270). . Таким образом, кушаны потеряли свою западную территорию (включая Бактрию и Гандхару ) под властью сасанидской знати, называемой кушаншахами или «царями кушанов». Самым дальним пределом кушано-сасанидов на востоке, по-видимому, была Гандхара, и они, по-видимому, не пересекали реку Инд , поскольку почти ни одна из их чеканок не была найдена в городе Таксила сразу за Индом. [7]
Кушано-сасаниды под предводительством Хормизда I Кушаншаха, похоже, возглавили восстание против современного императора Бахрама II (276–293 гг. Н.э.), но потерпели неудачу. Сасанидской империи [1] Согласно Panegyrici Latini (3-4 века н.э.), произошло восстание некоего Ормиса (Ормисдаса) против своего брата Бахрама II , причем Ормиса поддержал народ Сакчиса ( Сакастана ). [6] Хормизд I Кушаншах выпустил монеты с титулом Кушаншаханшах («Царь царей кушанов»). [8] вероятно, вопреки имперскому сасанидскому правлению. [1]
Около 325 г. Шапур II непосредственно управлял южной частью территории, тогда как на севере сохраняли свою власть кушаншахи. Важные находки сасанидских монет за пределами Инда в городе Таксила начинаются только во времена правления Шапура II (годы правления 309–379) и Шапура III (годы правления 383–388), что позволяет предположить, что расширение сасанидского контроля за пределы Инда было результат войн Шапура II «с хионитами и кушанами» в 350-358 годах по описанию Аммиана Марцеллина . [7] Вероятно, они сохраняли контроль до прихода кидаритов под руководством их правителя Кидары . [7]
За упадком кушанов и их поражением от кушано-сасанидов и сасанидов последовал подъем кидаритов , а затем эфталитов ( алчонских гуннов ), которые, в свою очередь, завоевали Бактрию и Гандхару и дошли до центральной Индии. Позже за ними последовали тюрк-шахи , а затем индуистские шахи , пока мусульмане не прибыли в северо-западные части Индии.
Религиозные влияния
[ редактировать ]монеты с изображением Шивы и Нанди Были обнаружены , что указывает на сильное влияние шиваизма . [ нужна ссылка ]
Пророк Мани (210–276), основатель манихейства , последовал за сасанидской экспансией на восток, которая познакомила его с процветающей буддийской культурой Гандхары . Говорят, что он посетил Бамиан , где ему приписывают несколько религиозных картин, и, как полагают, какое-то время жил и преподавал. Он также связан с тем, что в 240 или 241 году он отплыл в район долины Инда (ныне Пакистан ) и обратил в веру буддийского короля, Туран- шаха Индии. [9]
В этом случае различные буддийские влияния, похоже, проникли в манихейство: «Буддийские влияния сыграли значительную роль в формировании религиозной мысли Мани. Переселение душ стало манихейской верой, и четырехсторонняя структура манихейской общины, разделенная на монахов мужского и женского пола. («избранные») и последователи-миряне («слушатели»), которые их поддерживали, похоже, основаны на буддийской сангхе ». [9]
Чеканка монет
[ редактировать ]Кушано-Сасаниды создали обширную чеканку монет с легендами на брахми , пехлеви или бактрийском языке , иногда вдохновленными кушанскими монетами, а иногда более явно сасанидскими.
На аверсе монеты обычно изображен правитель в изысканном головном уборе, а на реверсе — храм огня или Шива с Нанди.
- Кушано-сасанидский правитель Ардашир I Кушаншах , около 230-250 гг. н.э. Мервский мятный.
- Индо-Сасанидская монета.
- Золотая индо-сасанидская монета.
Кушано-Сасанидское искусство
[ редактировать ]Индо-Сасаниды торговали такими товарами, как серебро и ткани с изображением императоров Сасанидов, занимающихся охотой или отправлением правосудия.
- Кушано-Сасанидская чаша на ножке с медальоном, III-IV вв., Бактрия, Метрополитен-музей . [11]
- Возможная Кушано-Сасанидская плита, раскопанная в Равалпинди , Пакистан , 350-400 гг. н.э. [12] Британский музей 124093. [13] [14]
- Терракотовая голова мужской фигуры, кушано-сасанидский период, регион Гандхара, IV-V века н.э.
Художественные влияния
[ редактировать ]Пример сасанидского искусства оказал влияние на кушанское искусство , и это влияние оставалось активным в течение нескольких столетий на северо-западе Южной Азии. Плиты, по-видимому, принадлежащие искусству кушано-сасанидов, также были найдены в гробницах Северной Вэй в Китае , например, пластина, изображающая охоту на кабана, найденная в гробнице Фэн Хэту 504 г. н.э. [21]
Главные кушано-сасанидские правители
[ редактировать ]Следующими кушаншахами были: [22]
- Ардашир I Кушаншах (230–245)
- Пероз I Кушаншах (245–275)
- Хормизд I Кушаншах (275–300)
- Хормизд II Кушаншах (300–303)
- Пероз II Кушаншах (303–330)
- Варахран Кушаншах (330–365)
См. также
[ редактировать ]История Афганистана |
---|
Хронология |
История Южной Азии |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Кембриджская история Ирана, том 3, Э. Яршатер, стр. 209 и далее.
- ^ Резахани, Ходадад (2021). «От кушанов до западных тюрков» . Царь семи стран : 204.
- ^ Кембриджский спутник эпохи Аттилы, Майкл Маас, Cambridge University Press, 2014, стр. 284 и далее.
- ^ Резахани 2017b , с. 83.
- ^ Сасанидские печати и печати, Рика Гиселен, Peeters Publishers, 2007, стр.1
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия Ираника
- ^ Jump up to: а б с Гош, Амалананда (1965). Таксила . Архив Кубка. стр. 790–791.
- ^ Jump up to: а б СПГ монеты
- ^ Jump up to: а б Ричард Фольц , Религии Шелкового пути , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2010 г.
- ^ Монеты СПГ
- ^ «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org .
- ^ Точная дата: Сундерманн, Вернер; Хинтце, Альмут; Блуа, Франсуа де (2009). Exegisti Monumenta: Festschrift в честь Николаса Симса-Уильямса . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 284, примечание 14. ISBN 978-3-447-05937-4 .
- ^ «Тарелка Британского музея» . Британский музей .
- ^ Симс, вице-президент Элеонора Г.; Симс, Элеонора; Маршак, Борис Ильич; Грубе, Эрнст Дж.; Я, Борис Маршак (январь 2002 г.). Бесподобные изображения: персидская живопись и ее источники . Издательство Йельского университета. п. 13. ISBN 978-0-300-09038-3 .
- ^ Картер, М.Л. «Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org .
Позолоченная серебряная пластина с изображением княжеской охоты на кабана, раскопанная в гробнице близ Датуна и датируемая 504 годом н.э., близка к ранним сасанидским царским охотничьим пластинам по стилю и техническим аспектам, но отличается настолько, что позволяет предположить бактрийское происхождение, датируемое эпохой Кушано. -Сасанидское правление (ок. 275-350 гг. н.э.)
- ^ ХАРПЕР, ПРУДЕНС О. (1990). «Иранский серебряный сосуд из гробницы Фэн Хэту» . Бюллетень Азиатского института . 4 : 51–59. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048350 .
- ^ Ватт, Джеймс Сай (2004). Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг . н.э. Метрополитен-музей. стр. 152–153. ISBN 978-1-58839-126-1 .
- ^ «Печать Британского музея» . Британский музей .
- ^ «Сасанидский принц изображен поклоняющимся индийскому богу Вишну» в Герцфельд, Эрнст (1930). Кушано-Сасанидские монеты . Центральное издательское отделение правительства Индии. п. 16.
- ^ «Бюллетень Южной Азии: Том 27, выпуск 2» . Бюллетень Южной Азии . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес. 2007. с. 478:
На печати, написанной на бактрийском языке с четвертого по пятый века нашей эры, изображен кушано-сасанидский или кидаритский чиновник, поклоняющийся Вишну: Пьерфранческо Каллиери, Печати и печати с северо-запада Индийского субконтинента и Афганистана.
- ^ Картер, М.Л. «Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org .
Позолоченная серебряная пластина с изображением княжеской охоты на кабана, раскопанная в гробнице близ Датуна и датируемая 504 годом н.э., близка к ранним сасанидским царским охотничьим пластинам по стилю и техническим аспектам, но отличается настолько, что позволяет предположить бактрийское происхождение, датируемое эпохой Кушано. -Сасанидское правление (ок. 275-350 гг. н.э.)
- ^ Резахани 2017b , с. 78.
Источники
[ редактировать ]- Крибб, Джо (2018). Риенджанг, Ваннапорн; Стюарт, Питер (ред.). Проблемы хронологии в искусстве Гандхары: материалы первого международного семинара проекта «Связи Гандхары», Оксфордский университет, 23-24 марта 2017 г. Оксфордский университет, Центр исследований классического искусства Archaeopress. ISBN 978-1-78491-855-2 .
- Крибб, Джо (2010). Альрам, М. (ред.). "Кидариты, нумизматические свидетельства.pdf" . Монеты, искусство и хронология II, под редакцией М. Альрама и др . Монеты, искусство и хронология II: 91–146.
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2017a). «Сасанидская империя» . В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 978-0-692-86440-1 .
- Пейн, Ричард (2016). «Создание Турана: падение и трансформация иранского Востока в поздней античности» . Журнал поздней античности . 9 . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса: 4–41. дои : 10.1353/jla.2016.0011 . S2CID 156673274 .
- Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Лондон: Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1-4724-2552-2 .
- Резахани, Ходадад (2017b). «Восточный Иран в поздней античности». Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 978-1-4744-0030-5 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 . ( требуется регистрация )
- Рыпка, Ян; Ян, Карл (1968). История иранской литературы . Д. Рейдель. ISBN 9789401034791 .
- Шастри, Нилаканта (1957). Всеобъемлющая история Индии: Маурья и Сатаваханы . Ориент Лонгманс. п. 246. ИСБН 9788170070030 .
- Васьер, Этьен де Ла (2016). «Кушаншахи и. История». Энциклопедия Ираника .
- Визехёфер, Йозеф (1986). «Ардашир I и. История». Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 371–376.