Культура Панду
Альтернативные названия | Период энеолита в нижней части долины Ганги |
---|---|
Географический диапазон | Долина Аджай : современная Западная Бенгалия , Индия. |
Период | энеолит |
Даты | 1600–7500 до н.э. |
Тип сайта | Панду Раджар Диби |
Основные сайты | Махисдал, Мангалкот, Дихар , Банешварданга и Тамлук. |
Предшественник | Ранние сельскохозяйственные сообщества в Бенгалии |
С последующим | Культура Северной чернополированной посуды |
История Южной Азии |
---|
![]() |
Культура Панду — это археологическая культура периода энеолита в Индии , охватывающая период примерно с 1600 г. до н.э. по 750 н.э. г. до Типовым памятником является Панду Раджар Диби , где черная и красная посуда и инструменты из кости и меди были найдены рядом с останками человеческого тела . Он простирается от предгорий плато Чота-Нагпур до бассейна реки Бхагирати-Хугли , охватывая значительную часть юго-западных или Рархских и прибрежных районов современной Западной Бенгалии ; от Бирбхума на севере до Пурбы Мединипура на юге.
Большинство поселений панду были небольшими, в основном сосредоточенными в долинах рек Аджай , Дамодар и Рупнараян , Хугли . Основные поселения на пике развития этой энеолитической культуры (1000 г. до н. э.) включают Панду Раджар Диби , Махисдал, Мангалкот, Бхаратпур, Дихар , Банешвардангу, Паханна и Тамлук. Они были современниками позднего Хараппского и Ведического периода . [ 1 ] [ 2 ]
Культура Панду во многом зависела от сельского хозяйства. Присутствие риса свидетельствует о начале выращивания риса и земледелия в восточной Индии и Бенгалии . С поздней фазы энеолита стали использовать железо. Глиняные полы, остатки тростника и глины, а также карьерные запасы были зарегистрированы в различных поселениях. На нескольких участках зафиксированы структурные остатки в виде утрамбованного глиной пола, кусков глины, вдавленных тростником, и ям-силосов, что указывает на глинобитную структуру. [ 3 ]
Эти культурные поселения были ослаблены и разрушены, когда началась Вторая урбанизация, а в районе дельты возникли новые поселения и торговые центры .
География
[ редактировать ]Культура панду процветала в современном восточно- индийском штате Западная Бенгалия , который является западной частью исторического региона Бенгалии . [ 4 ]
Таким образом, культура распространилась в нижней части долины Ганга, от реки Бхагирати-Хугли , одного из двух главных притоков Ганга , на востоке до восточных окраин плато Чота Нагпур на западе. [ 5 ] Он был сосредоточен в долинах рек Маюракши , Аджай , Кунур , Дамодар , Дваракешвар и Рупнараян , а также простирался на юг до морского побережья. [ 6 ] Его исторический центр или ядро расположено в месте слияния рек Аджай и Кунур, в районе, где было обнаружено большинство археологических памятников. [ 7 ] Долины рек, берущих начало с плато Чотанагпур и холмов Раджмахал , где процветала культура, имели плодородные сельскохозяйственные угодья и наличие воды, что создавало благоприятные условия для сельского хозяйства в регионе.
Всего выявлено 76 объектов культуры: от небольших деревень до руин крупных поселений.
Технологии и материальная культура
[ редактировать ]Поселения
[ редактировать ]С точки зрения общего размера, большинство поселений были очень маленькими, за исключением нескольких археологических памятников, таких как Панду Раджар Дхиби в районе Пурба Бардхаман или Махисдал в районе Бирбхум , и эти меньшие поселения просуществовали не так долго, как более крупные. Поселения располагались по берегам рек; Предполагается, что основными причинами расселения по берегам рек были плодородные земли и водообеспеченность речных долин. Археологи раскопали большое количество артефактов в этих древних руинах. Крупнейшие коллекции артефактов культуры панду находятся в музеях Калькутты, в том числе в Государственном археологическом музее Западной Бенгалии.
Эти поселения представляли собой глинобитные дома, следы которых полностью стерты. Представители этой культуры украшали полы своих домов слоем обожженной шелухи и грязи. Дома, несомненно, были построены из простых и скоропортящихся материалов, а наличие большого количества пепла на полах указывает на их пожароопасность.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Сельское хозяйство было основным занятием людей этой культуры медного века, о чем свидетельствует наличие большого количества сожженного риса в курганах царей Панду и в Махишдале. Расположение поселений эпохи энеолита позволяет предположить, что каждое поселение имело собственное сельскохозяйственное поле. Создавая свои деревни вдоль рек, особенно в низменных и пойменных районах, земледельцы эпохи энеолита могли эксплуатировать плодородную почву. Возможно, выбор наиболее продуктивных участков вдоль реки для постоянного поселения также указывает на то, что эти сельские жители были убеждены, что непрерывный рост посевов и зерна на одной и той же земле истощит плодородие почвы, если сельскохозяйственные районы не будут ежегодно оживляться и обогащаться. путем наводнения.
Культивируемым видом была Oryza sativa, но эти фермеры также выращивали ее дикие потомки. Имелись амбары для хранения риса, которые представляли собой полностью открытые амбары. Два таких сарая были найдены в Махишдале; Каждый сарай диаметром 1,28 м и глубиной 1,25 м вмещал 900 кг риса, и, по оценкам, таких зернохранилищ в поселении когда-то было 20.
Керамика
[ редактировать ]Тарелки
[ редактировать ]Посуда этой культуры изготавливалась из местной глины с помощью гончарного круга . Однако в древние времена образцы изготавливались только с помощью рук, свидетельства о чем можно получить у Панду Раджара Дхиби. [ 4 ] Эта культура имела разнообразную посуду. Чаша с изливом канала возникла в ранний период, относящийся к периоду II Панду Раджара Дхиби (1200–900 до н.э.) и периоду I Махишдала (1619–1415 до н.э.). [ 8 ] Одной из характерных особенностей этих чаш с канальными носиками был длинный и узкий носик с вырезом и выступающие концы. [ 4 ] Производилась также серая и бледно-красная посуда, а также черно-коричневая посуда. Среди красных веров были чаши с круглыми отверстиями, стаканы (большие сосуды для питья), лоты (маленькие горшки для воды) и кувшины для хранения. [ 9 ] [ 10 ]
Была распространена практика украшения керамики. Для оформления изделий красного цвета использовались точки и тире (-), скобки (параллельные, вертикальные и горизонтальные), заостренные треугольники, лесенки, квадратные узоры и т.п. образцы рисунков морских звезд Также были найдены использовались точки и тире, вертикальные и горизонтальные параллельные линии . В декоре черной и красной посуды . Граффити были также обнаружены на некоторых красных горшках. [ 11 ] [ 9 ] [ 10 ]
Скульптуры
[ редактировать ]Несколько терракотовых фигурок были обнаружены на археологических памятниках, принадлежащих этой культуре, в том числе одна в Раджар-Диби и две в Махишдале. Известными идолами являются терракотовые фигурки богини-матери , гимнастки, терракотового фаллоса . [ 9 ] [ 10 ] [ 12 ]
Оружие и инструменты
[ редактировать ]Инструменты изготавливались из камня, органических материалов (кости, рога и рога) и меди. Медь использовалась для изготовления флейт, сурьевых палочек и наконечников стрел , а изделия из кости — для острого оружия, наконечников стрел, игл и гарпунов. [ 13 ]
Похороны
[ редактировать ]
Имеются археологические данные о трех типах захоронений на поселениях: а) расширенные погребения, б) фрагментарные погребения и в) урнозахоронения. Однако неизвестно, являются ли различия в захоронениях признаком различий в статусе или связаны с различиями в обращении с умершими внутри сообществ или внутри групп внутри сообществ. В погребениях не обнаружено никаких предметов и продуктов обихода человека, что не позволяет выявить индивидуальное значение умершего. [ 14 ]

В Панду Раджар Дхиби (Курган царя Панду) тела были найдены лежащими в ориентации с востока на запад, тогда как на могильнике Харайпур мертвые были найдены лежащими в ориентации с севера на юг. Это приводит к предположению, что представление и поверья об ориентации трупа при погребении возникли не у людей данной культуры. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дата 2007 г. , стр. 41–42.
- ^ Кумар, доктор. Дилип. «Энеолитическая культура Панду Раджар Диби» (PDF) . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ Рэг и др. 2013 , стр. 334–335.
- ^ Jump up to: а б с Гош 1989a , с. 237.
- ^ Гош 1989a , с. 99.
- ^ Гош 1989a , стр. 99–101.
- ^ Гош 1989a , стр. 100–101.
- ^ Гош 1989a , с. 238.
- ^ Jump up to: а б с «Панду Раджар Диби - Банглапедия» . ru.banglapedia.org . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Махисдал – Банглапедия» . ru.banglapedia.org . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Гош 1989a , с. 237–238.
- ^ Госал 2018 , с. 586.
- ^ Гош 1989a , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Гош 1989a , с. 90–100.
Библиография
[ редактировать ]- Гош, Амалананда (1989a). Энциклопедия индийской археологии . Том. 1. Издательство Мунширам Манохарлал. ISBN 8 1-2 15-0088-5 .
- Гош, Амалананда (1989b). Энциклопедия индийской археологии (PDF) . Том. 2. Издательство Мунширам Манохарлал. ISBN 81-215-0089-3 .
- Рэг, Панкадж; Шинде, Васант; Мисра, Ом Пракаш, ред. (2013). Искусство и археология Мадхья-Прадеша и прилегающих регионов: последние перспективы . Бхопал: Управление археологии, архивов и музеев правительства. MP ISBN 978-81-89660-18-5 .
- Госал, Джайдип (2018). «Археология поселений на реке Копай, район Бирбхум, Западная Бенгалия: предварительное исследование» (PDF) . Наследие: журнал междисциплинарных исследований в области археологии . Проверено 2 августа 2024 г.
- Гупта, Сунил (16 октября 2007 г.). «Сфера взаимодействия Бенгальского залива (1000 г. до н.э. – 500 г. н.э.)» . Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 25 . дои : 10.7152/bippa.v25i0.11911 . Проверено 2 августа 2024 г.
- Датта, Асок (16 октября 2007 г.). «Стратегии существования жителей Западной Бенгалии эпохи энеолита: оценка» . Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 25 (0). дои : 10.7152/bippa.v25i0.11913 . Проверено 2 августа 2024 г.
- Бисвас, Оиндрила; Паруя, Дипак Кумар; Сарадар, Бинод; Мандал, Кришна Кали; Бера, Субир (2024). «Расшифровка древней растительности и окружающей среды с использованием палинологии глиняных черепков: пример археологических раскопок в дельте Западной Бенгалии, Индия» (PDF) . Применение палинологии в стратиграфии и исследованиях климата : 271–287. дои : 10.1007/978-3-031-51877-5_10 . Проверено 2 августа 2024 г.