Наяки Келади
Королевство Келади Наяка | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1499–1763 | |||||||||||
Статус | Королевство (подчинялось Империи Виджаянагара до 1565 г.). Независимое королевство до 1763 года нашей эры. | ||||||||||
Капитал | Иду , Иккери , Биданур | ||||||||||
Официальные языки | Каннада | ||||||||||
Религия | индуизм | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король | |||||||||||
• 1499–1530 | Чоудаппа Наяка | ||||||||||
• 1757–1763 | Королева Вирамаджи | ||||||||||
Историческая эпоха | Пост-средневековье | ||||||||||
• Учредил | 1499 | ||||||||||
• Упразднено | 1763 | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Индия |
Наяки Келади (1499–1763), также известные как Наяки Беднора и Иккери Наяки , были индийской династией, базирующейся в Келади в современном районе Шимога штата Карнатака , Индия . Они были важной правящей династией в постсредневековой Карнатаке . Первоначально они правили как вассалы знаменитой империи Виджаянагар . После падения империи в 1565 году они получили независимость и управляли значительной частью региона Малнад в Западных Гатах на территории современной Карнатаки, большей частью прибрежных районов Карнатаки и центральными равнинами вдоль реки Тунгабхадра . В 1763 году нашей эры, после поражения от Хайдера Али , они были поглощены Королевством Майсур . Они сыграли важную роль в истории Карнатаки. [1] во времена замешательства и раздробленности, которые обычно преобладали в Южной Индии после падения Виджаянагарской империи. Правители Келади принадлежали к Воккалиге. [2] [3] и Банаджига [2] касты и были вирашайвами . по вере [4] [5] Королевство Халери , правившее Кургом между 1600 и 1834 годами нашей эры, было основано членом семьи Келади. [6]
Клан Наяка
[ редактировать ]Чаудаппа Наяка, первоначально Чауда Гауда , (1499–1530), был родом из деревни под названием Паллибайлу недалеко от Келади . Он был сыном пары Басаваппа и Басавамамбе , которые занимались сельским хозяйством. [7] Он был первым вождем, который управлял территорией вокруг Симоги , поднялся благодаря своим способностям и проницательности и был феодалом Империи Виджаянагара .
Садашива Наяка (1530–1566) [8] был важным вождем Виджаянагарской империи и получил титул Котеколахала от императора Алии Рама Рая за героизм в битве при Кальяни.Прибрежные провинции Карнатаки перешли под его прямое управление. Он перенес столицу в Иккери примерно на 20 км. из Келади .
Санканна Наяка (1566–1570) сменил Садашиву Наяку.
Чикка Санканна Наяка (1570–1580) был оппортунистическим правителем, который воспользовался неразберихой в Империи Виджаянагар после ее поражения при Талликоте и захватил несколько провинций в районе Уттара-Каннада.
Рама Король Наяка (1580–1586)
Хирия Венкатаппа Наяка (1586–1629) считается учеными самым способным монархом клана. Он полностью освободился от власти переселенных Виджаянагарских правителей Пенугонды. Итальянский путешественник Пьетро Делла Валле , посетивший его королевство в 1623 году, назвал его способным солдатом и администратором. Во время его правления королевство расширилось так, что оно охватило прибрежные регионы, регионы Малнад и некоторые регионы к востоку от западных Гат современной Карнатаки. Также известно, что он победил адильшахов Биджапура в Ханагале. Хотя по вере он был вирашайвом , он построил множество храмов для вайшнавов и джайнов, а также мечеть для мусульман. Он победил португальцев в 1618 и 1619 годах. [9]
Вирабхадра Наяка (1629–1645) с самого начала столкнулся со многими проблемами, включая конкуренцию соперничающих джайнских вождей Маленада за трон Иккери и вторжение армий султаната в Биджапур. В свое время Иккери был разграблен армией Биджапура.
Шиваппа Наяка (1645–1660) широко считается самым способным и величайшим из правителей Келади. Он был дядей Вирабхадры Наяки. Шиваппа сверг своего племянника, чтобы занять трон Келади. Он был не только способным администратором; он также покровительствовал литературе и изобразительному искусству. Его успешные кампании против султанов Биджапура, королей Майсура, португальцев и других наяков соседних территорий к востоку от западных Гат помогли расширить королевство в наибольшей степени, охватив большие территории современной Карнатаки. Он придал большое значение сельскому хозяйству и разработал новые схемы сбора налогов и доходов, что принесло ему большую похвалу со стороны более поздних британских чиновников. Его статуя и построенный им дворец, содержащий множество артефактов его времени, напоминают об уважении, которое он заслужил даже со стороны нынешнего поколения жителей региона. Он уничтожил политическую власть Португалии в регионе Канара , захватив все португальские форты прибрежного региона. [10]
Чикка Венкатаппа Наяка (1660–1662) правил недолгое время после Шиваппы Наяки.
Бхадраппа Наяка (1662–1664) сменил Чикку Венкатаппу Наяку. Во время его правления правление Воккалигаса подошло к концу и было заменено правлением Банаджигаса. [2]
Сомашекара Наяка I (1664–1672). Король, который когда-то был хорошим администратором, отказался от интереса к управлению после того, как связался с танцовщицей по имени Калавати. Бхараме Мавута, родственник Калавати, медленно отравил короля, что в конечном итоге привело к его смерти.
Келади Ченнамма (1672–1697). Она была способным правителем, который, как утверждают некоторые ученые, был в союзе с маратхами Шиваджи , а затем и с его сыном Самбхаджи, чтобы победить всех конкурирующих претендентов на трон. Она дала приют Чатрапати Раджараму, когда он бежал от армии Великих Моголов . Местные жители хорошо помнят Ченнамму из Келади благодаря рассказам о ее храбрости.
Басаваппа Наяка (1697–1714). Он был храбрым правителем и был усыновлен Рани Ченнаммаджи от своего родственника.Маркаппа Шетти из Беданура [11]
Сомашекара Наяка II (1714–1739)
Кирия Басаваппа Наяка (1739–1754)
Ченна Басаппа Наяка (1754–1757)
Королева Вирамаджи (1757–1763) потерпела поражение от Хайдера Али, который объединил королевство Келади с королевством Майсур . Королева была схвачена Хайдером Али и содержалась в заточении вместе со своим сыном в форте Мадугири. [12] Однако они были спасены в 1767 году, когда Мадхаврао I из Империи маратхов победил Хайдера Али в битве при Мадугири. Позже их отправили для защиты в Пуну, столицу Империи маратхов. [12]
Упадок и конец
[ редактировать ]Более двухсот лет королевство контролировало прибрежные и малнадские районы современной Карнатаки и поддерживало богатые традиции торговли с англичанами, португальцами и голландцами. [13] Однако в период уныния, вызванного падением великой индуистской империи, империи Виджаянагар, постоянные войны — кампании против местных вождей и Майсурского королевства , а также преследования маратхов окончательно истощили казну и привели к концу королевство.
Литература
[ редактировать ]Каннада
[ редактировать ]- Келадинрипавиджаям от Линганы
- Шивагита Тирумалабхатты
санскрит
[ редактировать ]- Шивататтваратнакара короля Басаваппы
- Таттва Каустхуба Бхаттоджи Дикшита
- Ашвапандита Манаприи.
Архитектура
[ редактировать ]Келади-наяки построили несколько прекрасных храмов в Иккери и Келади, используя сочетание поздних стилей Кадамба , Хойсала , Виджаянагар и Дравида . Использование гранита для их строительства показывает, что они просто следовали архитектурной модели Виджаянагара. Храм Агорешвара в Иккери и храм Рамешвара в Келади являются лучшими образцами искусства наяков. Столбы в стиле Виджаянагара с гиппогрифами являются обычным явлением; так называемые колонны яли (изображения лошадей и львов в Хампи Здесь находятся ). Это столбы со львами, либо с поднятыми передними лапами, либо просто сидящими, и столбы с мифическим конеобразным животным с поднятыми передними ногами, балансирующим на задних лапах, и с вооруженным всадником на спине, которые стоит увидеть. в Иккери. В Келади найдена скульптура на крыше, изображающая Гандаберунду , мифическую двуглавую птицу штата Карнатака. Кроме того, в храме Рамешвара скульптура на колонне изображает Маратху Раджарама с Келади Ченнаммой (история гласит, что Раджарама защищала королева, когда он бежал от Великих Моголов).
Религиозная толерантность
[ редактировать ]Келади-наяки были вирашаивами , покровительствовали религии, создавали множество дворняг и были ответственны за распространение вирашаивизма в Маленаду и прибрежной Карнатаке . [5] [14] [15] [16] [17] Только в округе Дакшина Каннада было шестьдесят четыре дворняги . [18] Тем не менее, они были терпимы к последователям других религий и других индуистских конфессий.Келади-наяки пригласили Кази Махмуда, который был внуком главного кази королевства Адил Шахи в Биджапуре, поселиться в Бхаткале . Доходы от деревни Тенгинагунди были переданы Кази Махмуду. Семья Кази из Бхаткала широко известна как Семья Темундай из-за владения землями в Тенгинагунди. Многие мусульмане Наваята были назначены на административные должности. Семьи этих дворян Наваята до сих пор используют свои фамилии как Иккери и в основном проживают в Бхаткале и его окрестностях . Золотая Каласа на куполе Бхаткальской Джамиа Масджид, известная в народе как «Чиннада Палли», что означает «Золотая мечеть», считается щедрым подарком правителей Келади.
Галерея
[ редактировать ]- Гранитные колонны Яли , храм Рамешвара, Келади , район Симога
- Гранитные колонны Яли , храм Агорешвара, Иккери , район Симога
- стены Мотив , храм Рамешвара, Келади, район Симога
- Попугай кормит птенца на фризе , храм Рамешвара, Келади, район Симога
- Сарпабандха , змеиная цепь
- Нанди Мантапа
- Монолит Нанди быка внутри мантапы Нанди
- Другой вид на Нанди Мантапу из закрытой мантапы, примыкающей к святилищу.
- Другой вид на Нанди Мантапу
- Храм Агорешвара
- Храм Агорешвара
- вид сбоку
- вид сбоку
- Рангамантапа , сцена для представлений
- Вид на Нанди Мантапу крупным планом
- Биданур или Беднор , Хосанагара Форт
- руины форта Биданур или Беднор , Хосанагара
- Форт Каваледурга , Каваледурга, Тиртахалли.
- Стена изогнутой формы форта Басаварадж Дурга, построенного Шиваппой Наякой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бьюкенен, Фрэнсис; Гамильтон, Фрэнсис (1988). Путешествие из Мадраса через ... – Google Книги . Азиатские образовательные услуги. ISBN 9788120603868 . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ежеквартальный журнал Мифического общества Том XI . Бангалор: Мифическое общество, Мемориальный зал Дейли. 1921. стр. 47–48. : «Венкатаппа. правил с 1504 по 1551 год.Его сын Бхадраппа умер раньше него. Во время его правления Моголы подРанадуллахан захватил Иккери и поставил там наместника. Затем ВирабхадраппаНаяка поднялся на Гади и, удалившись в Бидарур, правил своей страной.более мирно, чем прежде.* Его правление продолжалось 15 лет с 1551 по 1566 год.Во время его правления правление Воккалигаса подошло к концу и было заменено правлением Банаджигаса».
- ^ Выдержки из отчетов офиса комиссара Майсура . Карнатака (Индия): напечатано в издательстве Майсура. 1864. с. 1, 81. стр. 1. «Говорят, что ближе к концу правления правительства Анагунди один из его офицеров, Бхадрайя, малава-гауда из Келади, выкопал закопанное сокровище...» стр. 81. «Говорят, что малавары являются коренными землевладельцами Нагары. Представители северных талуков, нагара, сагар и т. д., приняли лингавантскую религию. Остальных до сих пор называют намадари малавар».
- ^ Келади Наякас — Мятежная Рани из Белавади и другие истории . Atlantic Publishers & Dist. 2001. ISBN 9788126901272 . Проверено 22 мая 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Правители Келади» . Удупи Туризм. Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ «По тропе Галери» . Декан Вестник . Проверено 23 мая 2015 г.
- ^ «История района Симога, стр. 16» (PDF) . Окружной вестник Симоги, Департамент справочника, правительство Карнатаки . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ Фридберг, Артур Л.; Фридберг, Ира С. (2009). Правление Садашивы Наяки . Институт монет и валюты. ISBN 9780871843081 . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Обзор португальских исследований (ISSN 1057-1515) (Baywolf Press), стр.34
- ^ Обзор португальских исследований (ISSN 1057-1515) (Baywolf Press), стр.35
- ^ Путешествие из Мадраса через страны Майсур, Канара и Малабар, Том 111 - 1807 - Фрэнсис Бьюкенен - со страницы 254." [1] "
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Расширенное исследование истории современной Индии 1707–1813 гг., Джасвант Лал Мехта стр.458
- ^ Шастри, Бхагамандала Ситхарама (2000). Португальские отношения между Гоа и Канарой, 1498–1763 гг . Нью-Дели: Издательская компания Concept. стр. 112, 145–147, 180–204. ISBN 8170228484 .
- ^ Келади Наякас - Шиваппа Наяка и Ченнамма, Доминирование сообщества и политическая модернизация: Лингаяты . Шанкарагуда Ханумантагуда Патил. 2002. ISBN 9788170998679 . Проверено 22 мая 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Хотя их и меньшинство, они дают о себе знать» . Таймс оф Индия . 14 ноября 2012 года . Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ «Шри Джагадгуру Муругараджендра Бриханматх Читрадурга» . Архивировано из оригинала 28 мая 2015 года . Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ «Майсур и Кург, географический справочник — Келади» . Бенджамин Льюис Райс. 1876 год . Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ «Историческое озеро Белувай теперь превратилось в красивый бассейн» . Новости Карнатаки. 25 марта 2015 года . Проверено 22 мая 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- КР Венкатараман. Трон трансцендентной мудрости: Шарада Питха Шри Шамкарачарьи в Шрингери, стр. 58.
- Доктор Сурьянатх У. Камат, Краткая история Карнатаки с доисторических времен до наших дней, Книги Юпитера, 2001, MCC, Бангалор (перепечатано в 2002 г.)