Jump to content

Хойсала литература

Территория Хойсала и соседних с ними королевств в Западной Индии , Сеуна Ядавов и Силхаров в ок. 1200 [ нужна ссылка на изображение ]
Сала сражается с тигром, символом империи Хойсала, в Белуре (1116 г. н.э.), Карнатака.

Литература Хойсала — это большой объем литературы на языках каннада и санскрите , созданный империей Хойсала (1025–1343 гг.) На территории нынешней южной Индии . [1] Империя была основана Нрипой Камой II , приобрела политическую известность во время правления царя Вишнувардхана (1108–1152 гг.), [2] и постепенно пришел в упадок после поражения от захватчиков из династии Халджи в 1311 году. [3]

Литература каннада в этот период состояла из сочинений, касающихся социально-религиозного развития джайнов и вирашайвов и , в меньшей степени, вайшнавов . Самые ранние известные писатели- брамины на Каннаде были выходцами из двора Хойсала. [4] Хотя большая часть изысканной текстовой продукции была на каннаде, [5] Важный корпус монашеской вайшнавской литературы, посвященный философии Двайты (дуалистической), был написан известным философом Мадхвачарьей на санскрите. [6]

Написание литературы на каннада родными размерами впервые было популяризировано придворными поэтами. Этими размерами были сангатья , композиции, исполняемые под аккомпанемент музыкального инструмента; шатпади , шестистрочные стихи; рагале , лирические композиции белым стихом; и трипади , трехстрочные стихи. [7] Однако джайнские писатели продолжали использовать традиционное чампу , состоящее из прозы и стихов. [8] Важный литературный вклад на каннада был внесен не только придворными поэтами, но также дворянами, полководцами, министрами, аскетами и святыми, связанными с монастырями. [9]

каннада сочинения

[ редактировать ]

Начиная с XII века, важные социально-политические изменения произошли в Декане , к югу от реки Кришна . В этот период Хойсалас, коренные жители Каннадигаса из региона Малнад (холмистая местность в современной Карнатаке), находились на подъеме как политическая сила. [10] [11] [12] [13] Известно, что они существовали как вожди с середины 10 века, когда отличились в качестве подчиненных западных чалукьев Кальяни. [14] 1116 году король Хойсала Вишнувардхана разбил Чола Танджора В и присоединил Гангавади (части современной южной Карнатаки). [15] тем самым вернув регион под власть туземцев. В последующие десятилетия, с ослаблением власти Чалукья, Хойсалас провозгласили независимость и превратились в одну из самых могущественных правящих семей южной Индии. [2] [16] Следовательно, литература на каннада, местном языке, процветала в империи Хойсала. [17] Эту литературу можно условно разделить следующим образом: произведения, в которых преобладают темы джайнских сочинений, [8] контрастные произведения писателей-вирашайва, не принадлежащих к поэтической традиции вачана , [18] опровержения писаний Шайвы со стороны джайнских писателей, [19] ранние брахманические произведения (вайшнавы), [20] [21] работы с момента зарождения движения бхакти (преданного) в регионе, говорящем на каннада, сочинения на светские темы, [22] и первые письменности родными размерами ( рагале , сангатья и шатпади ). [23] [24] [25]

Известные поэты и писатели каннада в империи Хойсала.
(1100-1343 гг. н. э.)
Нагачандра 1105
И 1108
Раджадитья 12-е. с
Харихара 1160–1200
Удаядитья 1150
Вритта Виласа 1160
Керея Падмараса 1165
Немичандра 1170
Суманобана 1175
Рудрабхатта 1180
торопиться 1189
Палкурики Соманатха 1195
Суджаноттамса (Боппана) 1180
Жесткий лайк 12 в.
Девакави 1200
Рагхаванка 1200–1225
Бхандуварма 1200
Балачандра Кави 1204
Паршва Пандит 1205
Будьте готовы 1209
Жанна 1209–1230
Пулигере Соманатха 13 в.
задыхаясь 13 в.
Чандрама 13 в.
Сомараджа 1222
Гунаварма II 1235
Полалваданданатха 1224
Андайя 1217–1235
Согласен 1232
Модель поезда 1245
Нарахаритиртха 1281
Кумара Падмараса 13 в.
Махабала Кави 1254
Царство 1260
В глуши 1275
Начираджа 1300
Ратта Кави 1300
Нагараджа 1331
Известные поэты и писатели каннада в Королевстве Сеуна Ядава.
Камалабхава 1180
Ачанна 1198
Амугидева 1220
Чаундараса 1300

Как и в предыдущие века, джайнские авторы писали о тиртханкарах (святых), принцах и других личностях, важных для джайнской религии. Также были написаны джайнские версии индуистских эпосов, таких как Рамаяна и Бхагавата (сказки об индуистском боге Кришне). [26] [27] По словам Р. Нарасимхачарьи, известного исследователя литературы каннада, в «августовскую эпоху» литературы каннада, от самых ранних известных произведений до XII века, на каннада писало больше джайнских писателей, чем на любом другом дравидийском языке. [28] Писатели Вирашаива, приверженцы индуистского бога Шивы , писали о его 25 формах в изложениях шиваизма своих . Авторы-вайшнавы написали трактовки индуистских эпосов, Рамаяны, Махабхараты и Бхагаваты. [29] Отвернувшись от старой джайнской традиции использования формы чампу для написания литературы на каннада, Харихара написал стихи размером рагале в « Шива-ганада-рагалегалу» (1160 г.). Его племянник Рагхаванка основал традицию шатпади , написав уникальную версию истории царя Харишчандры в «Харишчандра Кавья » (1200 г.). Шисумаяна представил метр сангатья в своих «Анджаначарите и Трипурадхане » (1235 г.). [30] [31] Однако некоторые учёные продолжали использовать санскритские жанры, такие как чампу ( Рамачандра Чаритапурана ), [32] шатака (100 стихотворных композиций, пампа сатака ) [18] и аштака (восьмистрочные стихотворные композиции, Мудиге аштака ). [33]

Точное начало движения харидасов в регионе, где говорят на каннада, остается спорным. Белур Кешавадас, известный ученый -харикатха , утверждал в своей книге «Карнатака Бхактавиджая» , что движение было вдохновлено святым Ачаланандой дасом из Турвекере (в современном районе Тумкур ) в 9 веке. [34] Однако ни язык, используемый в сочинениях Ачалананды даса, ни обнаружение сочинения под псевдонимом «Ачаланада Виттхала», в котором упоминается философ 13-го века Мадхвачарья, не подтверждают теорию 9-го века. Поэтому Нарахаритиртха (1281 г.), один из первых учеников Мадхвачарьи, считается первым харидасом, написавшим вайшнавские сочинения на каннаде. [35] Светские темы были популярны и включали трактаты по поэзии ( Шрингараратнакара ) и сочинения по естественным наукам ( Раттасутра ), математике ( Вьявахараганита ), художественной литературе ( Лилавати ), грамматике ( Шабдаманидарпана ), риторике ( Удаядитьяланкара ) и другим. [8] [22] [26] [36]

Важный вклад внесли некоторые известные литературные семьи. Одна джайнская семья произвела на свет несколько авторов, в том числе Малликарджуну, известного антолога (1245 г.); его зять Жанна (1209 г.), придворный поэт короля Виры Баллалы II ; Сын Малликарджуны Кешираджа (1260 г.), которого Д. Р. Нагарадж, исследователь литературных культур в истории, считает величайшим теоретиком грамматики каннада; и Суманобана, который был при дворе короля Нарасимхи I и был дедушкой по материнской линии Кешираджи. [37] [38] Харихара (1160 г.) и его племянник Рагхаванка (1200 г.), поэты, заложившие тенденцию к использованию местных размеров, происходили из семьи Шайва (поклонников бога Шивы). [37]

Поддержка правителями Хойсала языка каннада была сильной, и это видно даже по их эпиграфам , часто написанным изысканным и поэтическим языком, а не прозой, с иллюстрациями цветочного орнамента на полях. [39] Помимо покровительства Хойсалы, королевской поддержкой в ​​этот период пользовались поэты и писатели каннада при дворах соседних королевств западного Декана . Западные Чалукья, Южные Калачури , Сеуна Ядава Девагири и Силхары Колхапура вот некоторые из правящих семей, которые с энтузиазмом использовали каннада в надписях и продвигали его литературу. [39] [40] [41] [42]

Писатели, владеющие двумя языками на каннада и телугу, приобрели популярность, что вызвало взаимодействие между двумя языками, и эта тенденция сохранилась и в наше время. Канон Вирашива языка каннада был переведен или адаптирован на телугу с этого периода. [43] Палкурики Соманатха (1195), приверженец социального реформатора Басаванны , является самым известным из этих двуязычных поэтов. Вождь Чола Наннечода (ок. 1150 г.) использовал много слов каннада в своих сочинениях на телугу. [44] После упадка империи Хойсала короли империи Виджаянагара продолжали поддерживать писателей на обоих языках. В 1369 году, вдохновленный Палкурики Соманатхой, Бхима Кави перевел Басавапурану с телугу на каннада. [45] а король Дева Рай II (ок. 1425 г.) приказал « перевести знаковое сочинение Чамарасы Прабхулингалиле» на телугу и тамильский язык . [46] Многие писатели-вирашайвы при дворе Королевства Майсур 17-го века говорили на каннаде, телугу и санскрите, в то время как придворные писатели Шривайшнава (секта вайшнавизма) каннада конкурировали с писателями на телугу и санскрите. [47]

Информация из современных записей о нескольких писателях этого периода, чьи работы считаются утерянными, включает: Магхананди (вероятный автор Рамы Кате и гуру Камалабхавы 1235 года), Шрутакирти (гуру Аггала и автор Рагхавы Пандавии и, возможно, Джина-стути) , 1170 г.), Самбха Варма (упоминается Нагавармой в 1145 г.), [48] Вира Нанди ( Чандрапрабха Кавьямала , 1175 г.), [49] Дхарани Пандит ( Биджала Райа Чарита и Варангана Чарита ), [50] Амрита Нанди ( Дханвантари Ниганту ), Видьянатха ( Пратапарудрия ), Ганешвара ( Сахитья Сандживана ), [51] Харабхакта, нищий Вирашайва ( Ведабхашья , 1300 г.), и Шива Кави (автор Басава Пураны в 1330 г.). [52]

Джайнские эпосы

[ редактировать ]
Старая надпись на каннаде , 1114 г. н.э. в Доддагаддавалли .

Во время господства Хойсала в начале XII века короли династии преследовали имперские амбиции. [16] Царь Вишнувардхана хотел совершать ведические жертвоприношения, достойные императора, и превзойти своих повелителей, западных Чалукья, в военных и архитектурных достижениях. Это привело к его переходу из джайнизма в вайшнавизм. Примерно в то же время известный философ Рамануджачарья нашел убежище от Чола на территории Хойсала и популяризировал веру шри-вайшнавов , секту индуистского вайшнавизма. Хотя джайны какое-то время продолжали доминировать в культурном отношении на территории нынешнего южного региона Карнатаки, эти социальные изменения позже способствовали упадку джайнской литературной деятельности. [1] [53] Растущее политическое влияние Хойсала привлекло к их двору многих бардов и ученых, которые, в свою очередь, написали панегирики своим покровителям. [54]

Нагачандра, ученый и строитель Маллинатха Джиналая (джайнский храм в честь 19-го джайнского тиртханкара Маллинатхи в Биджапуре, Карнатака ), написал Маллинатхапурану (1105 г.), отчет об эволюции души джайнского святого. По мнению некоторых историков, король Вира Баллала I. его покровителем был [55] Позже он написал свой выдающийся опус — джайнскую версию индуистского эпоса «Рамаяна» под названием «Рамачандра Чаритапурана» (или Пампа Рамаяна ). Написанный традиционным размером чампу и в традиции Паума чариа Вималасури, это самая ранняя из сохранившихся версий эпоса на языке каннада. [32] Произведение содержит 16 разделов и значительно отклоняется от оригинального эпоса Вальмики . Нагачандра представляет царя Равану , злодея индуистского эпоса, как трагического героя, который в минуту слабости совершает грех похищения Ситы (жены индуистского бога Рамы), но в конечном итоге очищается своей преданностью Раме . В дальнейшем отклонении верный брат Рамы Лакшмана (вместо Рамы) убивает Равану в финальной битве. [32] В конце концов Рама принимает джайна-дикшу (обращается в монаха дигамбара ), становится аскетом и достигает нирваны (просветления). Эта работа, считающаяся дополнительным произведением к « Пампа Бхарате » Адикави Пампы (941 г., джайнская версия эпоса «Махабхарата»), принесла Нагачандре почетное звание «Абхинава Пампа» («новая Пампа»). [56] Только на языке каннада существуют джайнские версии индуистских эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна» в дополнение к их брахманической версии. [57]

Канти (1108 г.), известная своим остроумием и юмором, была одной из первых поэтесс на языке каннада и современницей Нагачандры, с которой она вела дебаты и остроты. [58] Раджадитья, уроженец Пувинабаге или Райбхага (современный район Белгаум ), находился при дворе Хойсала во времена короля Виры Баллалы I и короля Вишнувардхана. [55] [59] Он писал легкими стихами по арифметике и другим математическим темам, и ему приписывают три самых ранних сочинения по математике на языке каннада: Вьявахараганита , Кшетраганита и Лилавати . [8] Удаядитья, принц Чола, написал статью по риторике под названием «Удаядитьяланкара» (1150 г.). Дандина Он был основан на санскритской Кавьядарше . [8]

Эпоха Харихара

[ редактировать ]

Харихара (или Харисвара, 1160), происходивший из семьи карников (бухгалтеров) в Хампи , был одним из первых писателей-вирашаива, не принадлежавших к поэтической традиции вачана . Он считается одним из самых влиятельных поэтов каннада эпохи Хойсала. Нетрадиционалист, его называли «поэтом поэтов» и «поэтом для масс». Благодаря его усилиям поэзия каннада изменила курс, и он стал источником вдохновения для последующих поколений поэтов. [60] [61] Впечатленный его ранними произведениями, Керейя Падмараса, придворный поэт короля Нарасимхи I , представил его королю, который стал покровителем Харихары. [62] Мастер многих метров, он написал « Гириджакальяну» («Брак богини, рожденной в горах - Парвати») в традиции Калидаса , используя стиль чампу , чтобы рассказать историю из 10 частей, ведущую к свадьбе бога Шивы и Парвати . [63] [64] Согласно анекдоту, Харихара был настолько против восхваления земных смертных, что ударил своего протеже Рагхаванку за то, что он написал о царе Харишчандре в знаковом труде «Харишчандра Кавья » (ок. 1200 г.). [65] Харихаре приписывают разработку местного размера рагале . [66] Самый ранний поэтический биограф на языке каннада, он написал биографию Басаванны под названием Basavarajadevara ragale , в которой приводятся интересные подробности о главном герое, хотя и не всегда соответствующие популярным верованиям того времени. [67] [68] Ему приписывают группу из 100 стихотворений под названием « Намбиянана рагале» (также называемую «Шиваганада рагале» или «Сараначаритаманаса» – « Святое озеро жизней преданных»). [31] [63] [69] в размере сатака он написал Пампа сатаку , а в аштака размере — аштаку Мудиге . Примерно в 1200 году [33]

Поэтическая надпись на староканнаде джайнского поэта Боппаны (1180 г. н.э.) в Шраванабелаголе .

известный среди писателей-вайшнавов и первый известный писатель-брамин ( секты Смартха ), Рудрабхатта, написал «Джаганнатха Виджая» (1180 г.) в стиле, который считается переходным между древним и средневековым каннада. [70] Его покровителем был Чандрамули, министр при дворе короля Виры Баллалы II. Письмо, написанное чампу- метром, повествует о жизни бога Кришны . Ведущий к битве бога с Банасурой, он основан на более раннем сочинении «Вишнупурана» . [71]

Немичандра, придворный поэт короля Виры Баллалы II и короля Силхары Лакшмана из Кхолапура , написал «Лилавати Прабандхам» (1170 г.), самый ранний доступный правдивый художественный рассказ (и, следовательно, роман) на каннаде, с эротическим уклоном. [70] [72] Написанный чампу- метром на фоне древнего города Банаваси , он повествует историю любви принца Кадамбы и принцессы, которые в конце концов женятся, столкнувшись со многими препятствиями. [8] История основана на ок. 610 г. Санскритский оригинал Субханду под названием Васавадатта . [72] Другая его работа, «Неминатхапурана» , незаконченная из-за его смерти (и, следовательно, названная «Ардханеми» или «неполная Неми»), подробно описывает жизнь 22-го джайнского тиртханкара Неминатхи , одновременно рассматривая жизнь бога Кришны с джайнской точки зрения. [73]

Палкурики Соманатха , уроженец современной Карнатаки или Андхра-Прадеша, считается одним из выдающихся многоязычных поэтов Шайвы (или последователей Шивы) XII и XIII веков. Историки расходятся во мнениях относительно времени и места его рождения и смерти, а также его первоначальной веры. Он владел языками санскрит, телугу и каннада. Он был приверженцем Басаванны (основателя движения Вирашайва), и все его произведения пропагандируют эту веру. [74] Принято считать, что он родился брахманом и позже принял веру Шайва, хотя, по мнению ученого Бандару Таммайи, он родился Джангамой (последователем веры Шайва). [74] Время его рождения было идентифицировано как XII век. [75] или конец 13 века. [76] На каннаде его наиболее важные сочинения — «Шиласампадане» , «Сахасрагананама» и «Панчаратна» . Его известные стихи, написанные размером рагале , — «Басава рагале» , «Басавадхья рагале» и «Садгуру рагале». Известно, что он унизил в дебатах многих поэтов-вайшнавов. [74] [77]

Среди других известных личностей XII века было несколько джайнских писателей. К ним относятся Аггала, автор «Чандрапрабхапураны» (1189 г.), [72] рассказ о жизни восьмого джайнского тиртханкара Чандрапрабхи; написавший панегирик Гоматешваре Суджаноттамса , Шраванабелаголы; и Вритта Виласа, автор Шастрсары и Дхармапарикше (1160 г.). Последний был версией Виласы одноименного санскритского оригинала, написанного Амитагати ок. 1014. В этом сочинении чампу автор рассказывает историю двух принцесс -кшатриев , которые отправились в Бенарес и разоблачили пороки богов после бесед с тамошними браминами. Автор ставит под сомнение достоверность Ханумана (индуистского бога-обезьяны) и ванаров (обезьяноподобных гуманоидов в индуистском эпосе Рамаяна). Несмотря на спорность, эта работа дает полезную информацию о современных религиозных верованиях. [78] [79] Керейя Падмараса, поэт-вирашайва, которому покровительствовал король Нарасимха I, написал Дикшабодхе размером рагале в 1165 году. Позже он стал главным героем биографического произведения под названием «Падмараджапурана», написанного его потомком Падманакой в ​​ок. 1400. [80] Поэт-брахман Дева Кави написал романтическое произведение под названием «Кусумавали» (1200 г.), а поэт-брамин Кави Кама (12 век) написал трактат « Шрингара-ратнакара» о расе (вкусе) поэтических чувств. [36] Суманобана (1170 г.) был поэтом-грамматиком и катакачарьей («военным учителем») при короле Нарасимхе I. Он также был священником в Девагири, столице Сеуна Ядава. [26] [38]

Конфликт джайнов и Вирашайвы

[ редактировать ]
Староканнада надпись Хойсала 1220 года н.э. в храме Ишвара в Арасикере , Карнатака

Племянник и протеже Харихары, драматический поэт Рагхаванка из Хампи , чей стиль сравнивают со стилем поэта X века Ранны , был первым, кто установил размер шатпади в литературе каннада в эпосе Харишчандра Кавья (1200). [75] [77] По мнению Л.С. Сешагири Рао, считается, что ни на одном другом языке история царя Харишчандры не интерпретировалась подобным образом. Это письмо является оригинальным по традиции и вдохновению, которое полностью раскрывает потенциал шатпади- метра. [25] [81] В повествовании много примечательных элегических стихов, таких как оплакивание Чандрамати по поводу смерти ее маленького сына Лохиташвы от укуса змеи. [82] Само сочинение, прославившее Рагхаванку, было отвергнуто его гуру Харихара. Другие его известные сочинения, придерживающиеся строгих принципов Шайвы и написанные для того, чтобы умилостивить своего гуру, - это « Сиддхарама чаритра» (или «Сиддхарама Пурана» ), более масштабная, чем жизнь, стилистическая хвалебная речь сострадательному святому Вишайва XII века, Сиддхараме из Сонналиге; [25] « Соманатха-чаритра» , пропагандистское произведение, описывающее жизнь святого Сомайи (или Адайи) из Пулигере (современный Лакшмешвар ), его унижение со стороны джайнской девушки и его месть; « Вирешвара-чарита» , драматическая история слепого гнева воина-шиваита Вирабхадры; Харихарамахатва ; , рассказ о жизни Харишвары из Хампи и Сарабха Чаритра . Две последние классики считаются утерянными. [77] [81]

В 1209 году джайнский ученый, министр, строитель храмов и командующий армией Джанна написал, среди других классических произведений, «Яшодхара Чарите» , уникальный набор историй в 310 стихах, посвященных садомазохизму , переселению души , неудачной страсти и предостерегающей морали для человека. руководить. Письмо, хотя и вдохновлено одноименной санскритской классикой Вадираджи, отличается оригинальной интерпретацией, образностью и стилем. [83] В одном рассказе поэт рассказывает об увлечении мужчины женой своего друга. Убив своего друга, мужчина похищает жену, которая умирает от горя. Охваченный раскаянием, он сжигает себя на погребальном костре женщины. [25] [84] Истории увлечения достигают апогея, когда Жанна пишет о влечении царицы Амрутамати к уродливому погонщику Аштавакре, который ублажает царицу пинками и ударами кнута. Эта история вызвала интерес современных исследователей. [85] В честь этого произведения Джанна получил титул Кавичакраварти («Император среди поэтов») от своего покровителя, короля Виры Баллалы II. [75] Другая его классическая книга, «Анатханатха Пурана » (1230 г.), представляет собой рассказ о жизни 14-го тиртханкара Анантанатхи. [86] [87]

Андайя , встав на нонконформистский путь, который никогда не повторялся в литературе каннада, написал Мадана Виджая («Триумф Купидона», 1217–1235), используя только чистые слова каннада ( десья ) и натурализованные санскритские слова ( тадбхава ) и полностью избегая ассимилированного санскрита. слова ( татсамас ). [88] Некоторые рассматривают это как опровержение, призванное доказать, что написание литературы на каннада без заимствованных санскритских слов возможно. [89] Поэма повествует историю о том, как бог Шива заточил Луну в своей обители в Гималаях . В гневе Кама (Амур, бог любви, также называемый Манмата) напал на Шиву своими стрелами, но был проклят Шивой и разлучен со своей возлюбленной. Затем Каме удалось избавиться от проклятия Шивы. Работа также носит другие названия, такие как Собагина Сугги («Жатва красоты»), Каване Гелла («Покорение Купидона») и Каббигара-кава («Поэты-защитники»). [90] Кама занимает важное место в джайнских писаниях еще до Андайи. Возможность того, что это письмо было еще одним тонким оружием в усиливающемся конфликте между доминирующими джайнами [91] и Вирашаивас , популярность которых росла, не ускользнула от внимания историков. [92]

антологию стихов под названием «Суктисудхарнава» Малликарджуна, джайнский аскет, составил в 1245 году при дворе короля Вира Сомешвары («Драгоценности поэтов») . [93] Некоторые интересные наблюдения были сделаны учеными по поводу этого важного предприятия. Хотя сама антология дает представление о поэтических вкусах того периода (и, следовательно, квалифицируется как «история литературы каннада»), она также выполняет функцию «путеводителя для поэтов», напористого метода преодоления разрыва между придворной литературной интеллигенцией. и народная поэзия. [94] Будучи руководством для «профессиональных интеллектуалов», произведение, верное своей природе, часто включает стихи, восхваляющие королей и членов королевской семьи, но полностью игнорирует стихи канона вачана XII века (народная литература Вирашайва). [37] Тем не менее, в подборку стихотворений включены произведения Харихара, писателя-нонконформиста Вирашайвы. Это предполагает компромисс, посредством которого автор пытается включить «повстанцев». [37]

Другими известными писателями начала 13 века были Бхандуварма, автор книг «Харивамсабхьюдайя» и «Джива самбходана» (1200 г.), последняя из которых касалась морали и отречения и писала обращения к душе; [90] Балачандра Кави Кандарпа, автор надписи форта Белгаум, утверждавший, что он «владеет четырьмя языками»; [95] Магханандычарья, автор исчезнувшего комментария к джайнскому богословскому труду «Шастрасара Самучкая-тику» (1209 г.), на который имеются ссылки, а также доступного комментария под названием «падартхасара», дающего полное объяснение авторитетных цитат на санскрите и пракрите; [96] [97] Хастималла, написавший Пурвапурану ; [96] Чандрама, автор благотворительной организации «Каркала Гоматешвара» , [98] и Шисумаяна, представивший в 1232 году новую форму композиции под названием сангатья. Он написал аллегорическую поэму под названием «Трипурадахана» («Сожжение тройной крепости») и «Анджаначарита» . Последняя работа была вдохновлена ​​санскритской « Падма-чаритрой» Рависены . [88] [90] Сомараджа, ученый-вирашайва, написал восхваление Удбхаты, правителя Герсоппы, и назвал его Шрингарасара (или Удбхатакавья , 1222). [99] Другими джайнскими писателями были Паршва Пандит, автор «Параванатха-пураны» , и Гунаварма II, автор истории девятого джайнского тиртханкара Пушпаданты под названием Пушпаданта-пурана (обоим покровительствовали ратта-цари Саундатти ). [88] [100] Полалва Данданатха, полководец, министр и строитель храма Харихарешвара в Харихаре, написал «Харичаритру» в 1224 году. Ему покровительствовали король Вира Баллала II и его преемник, король Вира Нарасимха II . [100] Пулигере Соманатха написал книгу о морали под названием Сомешварасатака . [77]

Закрепление грамматики

[ редактировать ]
Надпись на старом каннаде середины XIII века из храма Малликарджуна в Басарале, Карнатака.

Кешираджа был известным писателем и грамматистом 13 века. Он происходил из семьи известных поэтов-писателей. Хотя пять сочинений Кешираджи не удалось проследить, его самая устойчивая работа по грамматике каннада, Шабдаманидарпана («Зеркало драгоценностей слов», 1260 г.), доступна и свидетельствует о его научной проницательности и литературном вкусе. [26] [90] [101] Верный своему желанию, чтобы его сочинения по грамматике «длились до тех пор, пока существовали солнце, луна, океаны и гора Меру », Шабдаманидарпана популярен даже сегодня и считается авторитетным авторитетом в старой грамматике каннада. Предназначен в качестве учебника для студентов аспирантуры и аспирантуры на языке каннада. Хотя Кешираджа следовал модели санскритской грамматики (школы Катантры) и моделям более ранних работ по грамматике каннада (короля Амогхаварши I из 9-го века и грамматика Нагавармы II из 1145 года), его работа отличается оригинальностью. [101] Утерянные сочинения Кешираджи — это Чолапалака Чаритам , Шри Читрамале , Шубхадрахарана , Прабодхачандра и Киратам (или Киратарджуниям ). [101]

Важным событием этого периода, которое оказало глубокое влияние на литературу каннада даже в наше время, стало рождение движения Харидаса («слуги Хари или Вишну »). Это религиозное движение, хотя и напоминало в некотором смысле движение Вирашайва XII века (которое создавало поэзию Вачана и учило преданности богу Шиве), напротив, было глубоко предано индуистскому богу Вишну как верховному Богу. [102] Вдохновением для этого движения послужила философия Мадхвачарьи из Удупи . Нарахаритиртха (1281 г.) считается первым известным харидасом и композитором вайшнавских религиозных песен на каннаде. До своего вступления в орден Мадхвы он служил министром при дворе Калинга (современная Орисса). [71] Однако поэзия вайшнавов исчезла примерно на два столетия после смерти Нарахаритиртхи, прежде чем вновь появиться как популярная форма народной литературы во время правления Империи Виджаянагара . [103] Сегодня доступны только три композиции Нарахаритиртхи. [104]

Среди других авторов, заслуживающих упоминания, — Махабала Кави, автор «Неминатхапураны» (1254 г.), повествования о 22-м джайнском тиртханкаре Неминатхе, [72] и Кумуденду, автор джайнской версии эпоса «Рамаяна» размером шатпади под названием «Кумуденду Рамаяна» в 1275 году. На эту работу повлияла Пампа Рамаяна из Нагачандры. [105] Кумара Падмараса, сын Кереи Падмарасы, написал Сананда Чаритре метром шатпади- . [106] Ратта Кави, дворянин-джайн, написал квазинаучную работу под названием «Раттасутра» (или «Раттамала» ) в 1300 году. В сочинении говорится о таких природных явлениях, как дождь, землетрясения, молнии, планеты и предзнаменования. [26] [90] Комментарий к Амара Хоса , считающийся полезным для изучающих язык, под названием Амара Хоса Вьякхьяна, был написан джайнским писателем Начираджей (1300 г.). [107] Ближе к концу правления Хойсалы в 1331 году Нагараджа написал «Пуньяшраву» в стиле чампу , произведение, в котором повествуются истории пуранических героев в 52 сказках и которое, как говорят, является переводом с санскрита. [26] [90]

Санскритские сочинения

[ редактировать ]
Храм Челуварая Свами в Мелькоте . Временное пристанище философа Рамануджачарьи.

Движение вайшнавов в регионах, где говорят на каннада, набрало силу после прибытия философа Рамануджачарьи (1017–1137). Спасаясь от возможного преследования со стороны короля Чола (который был шиваитом), Рамануджачарья сначала искал убежища в Тондануре, а затем переехал в Мелькоте . [108] Но это событие не оказало никакого влияния на вайшнавскую литературу в землях Хойсала того времени. Однако учение Мадхвачарьи (1238–1317), проповедника философии Двайты , действительно оказало прямое влияние на вайшнавскую литературу как на санскрите, так и на языке каннада. Этот сборник писаний известен как Харидаса Сахитья (литература Харидаса). [103]

Родившийся как Васудева в деревне Паджака недалеко от Удупи в 1238 году, он изучил Веды и Упанишады под руководством своего гуру Ачьютапрекши. Он был посвящен в саньясу (аскетизм), после чего получил имя Мадхвачарья (или Анандатиртха). [109] Позже он не согласился со взглядами своего гуру и начал путешествовать по Индии. За это время он успешно дискутировал со многими учеными и философами и победил Нарахаритиртху, министра в Калинге, который позже стал первым известным учеником Мадхвачарьи. В отличие от Ади Шанкарачарьи (788–820), который проповедовал Адвайты философию (монизм), и Рамануджачарьи, который пропагандировал философию Вишиштадвайты (квалифицированный монизм), Мадхвачарья учил философии Двайты (дуализм). [110]

Мадхвачарья учил полной преданности индуистскому богу Вишну, делая упор на Джнанамарге или «пути знания», и настаивал на том, что путь преданности «может помочь душе достичь возвышения» ( Атмонати ). Однако он был готов принять поклонение и другим индуистским божествам. [111] Он написал 37 произведений на санскрите, в том числе Двадаша Сутра (в которой нашла полное выражение его преданность богу Вишну), Гита Бхашья , Гита Татпарья Нирная , Махабхарата Татпарья Нирная , Бхагавата Татпарья Нирная , Маявада Кхандана и Вишну Таттва Нирная . [6] [111] Для распространения своего учения он основал восемь монастырей недалеко от Удупи , монастырь Уттарадхи и монастырь Рагхавендра в Мантралаяме (в современном Андхра-Прадеше ) и Нанджанагуде (недалеко от современного Майсура ). [112]

Сочинения Мадхвачарьи и Видьятиртхи (автора « Рудрапршнабхашьи »), возможно, были поглощены Саяначарьей, братом Видьяраньи , покровителя основателей империи Виджаянагара в 14 веке. [113] Бхаратасвамин (которому покровительствовал царь Хойсала Раманатха) написал комментарий к Самаведе : [114] Шадгурусишья написал комментарий к Айтарейе Брахману и Араньяке , а Катьяяна написал Сарванукрамани . Семья потомственных поэтов, имена которых не установлены, носила при дворе Хойсала титул «Видьячакраварти» (поэт-лауреат). Один из них написал «Гадьякарнамриту» , описание войны между царем Хойсалы Вирой Нарасимхой II и Пандьями в начале 13 века. [115] Его внук с таким же титулом при дворе короля Виры Баллалы III сочинил стихотворение под названием «Рукминикаляна» в 16 кандах (главах) и написал комментарии (по поэтике) к Аланкарасарвасве и Кавьяпракасе . [115] Кальяни Деви, сестра Мадхвачарьи, и Тривикрама, его ученик, написали комментарии к философии Двайты. Тривикраме приписывают стихотворение, повествующее историю Уши и Анируддхи, называемое Ушахарана . Нараяна Пандит сочинил Мадхвавиджая , Маниманджари и стихотворение под названием Париджатахарана . Джайнский писатель Рамачандра Маладхари является автором книги «Гурупанчасмрити» . [55]

Литература после Хойсаласа

[ редактировать ]

Литературное развитие периода Хойсала оказало заметное влияние на литературу каннада в последующие столетия. Эти события популяризировали народные метры, что сместило акцент на дези (родные или народные) формы литературы. [116] С упадком джайнской литературы на первый план вышла конкуренция между писателями-вирашайвами и вайшнавами. Писатель-вирашайва Чамараса (автор «Прабхулингалиле» , 1425 г.) и его конкурент-вайшнав Кумаравьяса ( Карната Бхарата Катхаманджари , 1450 г.) популяризировали метрическую традицию шатпади , начатую поэтом Хойсалы Рагхаванкой при дворе царя Виджаянагара Дева Рая II . [80] [117] Лакшмиса , автор эпических поэм XVI–XVII веков, продолжил традицию в « Джаймини Бхарате» , произведении, которое остается популярным даже в современный период. [118] Трипади - метр, один из старейших в языке каннада ( надпись Каппе Арабхатта который использовал Акка Махадеви ( Йоганна тривидхи , 1160 г.), был популяризирован в 16 веке нищенствующим поэтом Сарваджной. 700 г.) , [119] Даже джайнские писатели, которые доминировали в куртуазной литературе на протяжении всего классического периода благодаря своему санскритскому стилю чампу , начали использовать местные размеры. Среди них Ратнакараварни известен тем, что успешно интегрировал элемент мирских удовольствий в аскетизм и сдержанно трактовал тему эротики в религиозном эпосе, написанном местным размером сангатья (метр, инициированный поэтом Хойсала Сисумаяной), его выдающимся произведением , Бхаратадеша Вайбхава (ок. 1557 г.). [120] [121]

Хотя куртуазные сочинения вайшнавов на каннаде начались с поэта Хойсала Рудрабхатты, а жанр религиозных песен был инициирован Нарахаритиртхой, движение вайшнавов начало оказывать сильное влияние на литературу каннада только с 15 века. Писатели-вайшнавы состояли из двух групп, которые, казалось, не взаимодействовали друг с другом: комментаторов -брахманов , которые обычно писали под покровительством королевской семьи, и писателей- бхакти (преданности) (также известных как харидасы), которые не играли никакой роли в придворных делах. Авторы-бхакти донесли послание Бога людям в форме мелодичных песен, написанных с использованием таких народных жанров, как киртан (музыкальная композиция с припевом, основанная на мелодии и ритме), сулади (композиция, основанная на ритме) и угабхога (композиция, основанная на мелодии). Кумара Вьяса и Тимманна Кави были хорошо известны среди комментаторов-брахманов, а Пурандара дас и Канака дас были наиболее известными писателями-бхакти. [122] [123] Философия Мадхвачарьи , зародившаяся в регионе, говорящем на каннада, в 13 веке, в течение следующих двух столетий распространилась за его пределы. Странствующие харидасы, которых лучше всего можно назвать мистиками-святыми поэтами, распространяли философию Мадхвачарьи на простом языке каннада, привлекая внимание масс, проповедуя преданность Богу и превознося добродетели гьяны (просветления), бхакти (преданности) и вайрагьи (непривязанности). [124] [125]

Поэзия вачана, возникшая в ответ на жесткое кастовое индуистское общество, достигла пика популярности среди малообеспеченных слоев населения в XII веке. Хотя в этих стихотворениях не использовался какой-либо регулярный размер или схема рифм, известно, что они произошли от более ранней трипади -метрической формы. [126] Вирасайвы, написавшие эти стихи, достигли влиятельных позиций к периоду Виджаянагара (14 век). [127] Придворные министры и представители знати, принадлежащие к вере, такие как Лакканна Дандеса и Джакканарья, не только писали литературу, но и покровительствовали талантливым писателям и поэтам. [80] [128] [129] Антологи вирасайвы 15 и 16 веков начали собирать сочинения Шайвы и стихи вачана, первоначально написанные на рукописях из пальмовых листьев. [127] Из-за загадочного характера стихотворений антологи добавляли к ним комментарии, тем самым придавая их скрытый смысл и эзотерическую значимость. [130] Интересным аспектом этой антологической работы стал перевод Шайвского канона на санскрит, введя его в сферу санскритского ( марга или мейнстрима в отличие от дези или народного) культурного порядка. [122]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Камат (2001), с. 132
  2. ^ Jump up to: а б Тапар (2003), с. 368
  3. ^ Камат (2001), с. 129
  4. ^ Камат (2001), стр. 133–134.
  5. ^ Поллок (2006), стр. 288–289.
  6. ^ Jump up to: а б Камат (2001), с. 155
  7. ^ Шива Пракаш в Айяппапаникер (1997), стр. 164, 203; Райс EP (1921), с. 59
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Шастри (1955), с. 358
  9. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 20–21; Э.П.Райс (1921), стр. 43–45; Шастри (1955) с. 364
  10. ^ Цитата: «Чисто династия Карнатаки» (Мораес 1931, стр. 10)
  11. ^ Райс, Б.Л. (1897), с. 335
  12. ^ Уроженцы Южной Карнатаки (Чопра, 2003, стр. 150, часть – 1)
  13. ^ Кей (2000), с. 251
  14. ^ Из надписи Марла (Чопра 2003, стр. 149, часть – 1)
  15. ^ Камат (2001), с. 124
  16. ^ Jump up to: а б Кей (2000), с. 252
  17. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 19
  18. ^ Jump up to: а б Шастри (1955), с. 361
  19. ^ Нагарадж в Поллоке (2003), с. 366
  20. ^ Рудрабхатта и Нарахаритиртха (Шастри, 1955, стр. 364)
  21. ^ Кави Кама и Дева (Нарасимхачарья 1988, стр. 20)
  22. ^ Jump up to: а б сочинения Раджадитии по ганите Ратты Кави о природных явлениях (Шастри 1955, стр. 358–359). (математике) (1190 г.) и «Раттасутра» Примерами могут служить
  23. ^ Шива Пракаш (1997), с. 164, 203
  24. ^ Райс EP (1921), с. 59
  25. ^ Jump up to: а б с д Сахитья Академи (1988), с. 1181
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж Э.П.Райс (1921), с. 45
  27. ^ Шастри (1955), с. 357
  28. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 61, 65.
  29. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 61
  30. ^ Шастри (1955), стр. 359, 362
  31. ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 205
  32. ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1988), с. 1180
  33. ^ Jump up to: а б Сахитья Академи (1987), с. 248
  34. ^ Белур Кешавадас в книге Карнатака Бхактавиджая (Сахитья Академи, 1987, стр. 881)
  35. ^ Сахитья Академия 1987, с. 881
  36. ^ Jump up to: а б Нарасимхачарья (1988), стр. 20, 62.
  37. ^ Jump up to: а б с д Нагарадж (2003), с. 364
  38. ^ Jump up to: а б Сахитья Академи (1988), стр. 1475–1476.
  39. ^ Jump up to: а б Айяр (2006), с. 600
  40. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 68
  41. ^ Камат (2001) с. 143, стр. 114–115.
  42. ^ Масика (1991), стр. 45–46
  43. ^ Велчуру Нараяна Рао в Поллоке (2003), стр. 383–384
  44. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 27–28.
  45. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1182
  46. ^ Шахитья Академи (1987), с. 612
  47. ^ Нагарадж (2003), с. 377–379
  48. ^ Райс Льюис (1985), с. хх
  49. ^ Райс Льюис (1985), с. XXI
  50. ^ Райс Льюис (1985), с. xxiii
  51. ^ Райс Льюис (1985), xxiv
  52. ^ Райс Льюис (1985), xxvi
  53. ^ Райс Льюис (1985), стр. xxiv – xxv.
  54. ^ Кей 2000, с. 251
  55. ^ Jump up to: а б с Камат (2001), с. 133
  56. ^ Шастри (1955), стр. 357–358
  57. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 66
  58. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1603 г.
  59. ^ Райс EP (1921), с. 36
  60. ^ Сахитья Академи (1987), с. 191
  61. ^ Сахитья Академи (1988), стр. 1411–1412, с. 1550 г.
  62. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1548 г.
  63. ^ Jump up to: а б Шастри (1955), стр. 361–362
  64. ^ Нарасимхачарья, (1988), с. 20
  65. ^ Нагара (2003), с. 364
  66. ^ Сахитья Академи (1987), стр. 551–552.
  67. ^ Шива Пракаш (1997), с. 179
  68. ^ Сахитья Академи (1987), стр. 403–404.
  69. ^ Райс EP (1921), с. 60
  70. ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 203
  71. ^ Jump up to: а б Шастри (1955) с. 364
  72. ^ Jump up to: а б с д Райс EP (1921), с. 43
  73. ^ Сахитья Академи (1987), с. 620; (1988), с. 1180
  74. ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1992), с. 4133
  75. ^ Jump up to: а б с Нарасимхачарья (1988), с. 20
  76. ^ Сешая в Sahitya Academi (1992), стр. 4133
  77. ^ Jump up to: а б с д Шастри (1955), с. 362
  78. ^ Райс Б.Л. (1897), с. 499
  79. ^ Райс EP (1921), стр. 37
  80. ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1992), с. 4003
  81. ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 207
  82. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1149
  83. ^ Сахитья Академи (1992), с. 4629
  84. ^ Райс EP (1921), стр. 43–44.
  85. ^ Шива Пракаш (1997), с. 204
  86. ^ Сахитья Академи (1987), с. 620
  87. ^ Нагарадж (2003), с. 377
  88. ^ Jump up to: а б с Э.П.Райс (1921), стр. 43–44.
  89. ^ Сахитья Академи (1987), с. 170
  90. ^ Jump up to: а б с д и ж Шастри (1955), с. 359
  91. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 65
  92. ^ Нагарадж (2003), с. 366
  93. ^ Райс EP (1921), с. 44–45
  94. ^ Нагарадж (2003), с. 363
  95. ^ Государственный справочник Карнатаки: Белгаум (1973), стр.721, Бангалор, директор отдела печати, канцелярских товаров и публикаций в правительственной прессе
  96. ^ Jump up to: а б Сингх (2001), с. 975
  97. ^ Сахитья Академи (1987), стр.761
  98. ^ Сингх (2001), с. 979
  99. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 21
  100. ^ Jump up to: а б Нарасимхачарья (1988), стр. 20–21.
  101. ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1988), с. 1476
  102. ^ Шива Пракаш (1997), с. 192–193
  103. ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 192
  104. ^ Шив Пракаш (1997), с. 195
  105. ^ Академия Сахитья (1992), с. 4003
  106. ^ Райс EP (1921), стр.112
  107. ^ Камат (2001), с. 151
  108. ^ Камат (2001), с. 154
  109. ^ Камат (2001), стр. 150, 155.
  110. ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 193
  111. ^ Камат (2001), стр. 155–156.
  112. ^ КТ Пандуранги в Каматхе 2001, стр. 132–133.
  113. ^ Шастри (1955), с. 310
  114. ^ Jump up to: а б Шастри (1955), с. 316
  115. ^ Шива Пракаш (1997), с. 167
  116. ^ Шастри (1955), с. 364
  117. ^ Сахитья Академи, (1992), с. 4004
  118. ^ Сахитья Академи (1992), с. 4392
  119. ^ Нагарадж (2003), с. 373
  120. ^ Сахитья Академи (1987), стр. 453–454.
  121. ^ Jump up to: а б Нагарадж (2003), с. 368
  122. ^ Шива Пракаш (1997), с. 193–194
  123. ^ Шарма (1961), с. 514–515
  124. ^ Шива Пракаш (1997), с. 192–196
  125. ^ Шива Пракаш (1997), с. 169
  126. ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 188
  127. ^ Райс EP (1921), с. 70
  128. ^ Шастри (1955), с. 363
  129. ^ Сахитья Академи (1987), с. 761
  • Айяр, П.В. Джагадиса (1993) [1993]. Южноиндийские святыни . Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0151-3 .
  • Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN   80905179 . OCLC   7796041 .
  • Кей, Джон (2000) [2000]. Индия: История . Нью-Йорк: Публикации Гроува. ISBN  0-8021-3797-0 .
  • Льюис, Райс (1985). Карнатака Бхаша Бхушана Нагаварммы . Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0062-2 .
  • Масика, Колин П. (1991) [1991]. Индоарийские языки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-29944-6 .
  • Мораес, Джордж М. (1990) [1931]. Кадамба Кула, История древней и средневековой Карнатаки . Нью-Дели, Мадрас: Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0595-0 .
  • Нагарадж, Д.Р. (2003) [2003]. «Критическая напряженность в истории литературной культуры каннада» . В Шелдоне И. Поллоке (ред.). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. п. 1066. стр. 323–383. ISBN  0-520-22821-9 .
  • Рао, Велчуру Нараяна (2003) [2003]. «Критическая напряженность в истории литературной культуры каннада» . В Шелдоне И. Поллоке (ред.). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. п. 1066. с. 383. ИСБН  0-520-22821-9 .
  • Нарасимхачарья, Р. (1988) [1988]. История литературы каннада . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0303-6 .
  • Поллок, Шелдон (2006). Язык богов в мире людей: санскрит, культура и власть в досовременной Индии . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. п. 703. ИСБН  0-520-24500-8 .
  • Райс, EP (1982) [1921]. Каннада Литература . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0063-0 .
  • Райс, Б.Л. (2001) [1897]. Майсурский географический справочник, составленный для правительства, том 1 . Нью-Дели, Мадрас: Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0977-8 .
  • Шастри, Нилаканта К.А. (2002) [1955]. История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара Нью-Дели: Индийское отделение, Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-560686-8 .
  • Шарма, БНК (2000) [1961]. История школы Двайты Веданты и ее литературы (3-е изд.). Бомбей: Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1575-0 .
  • Шива Пракаш, HS (1997). «Каннада». В Айяппапаникере (ред.). Средневековая индийская литература: Антология . Сахитья Академия. ISBN  81-260-0365-0 .
  • Сингх, Нарендра (2001). «Классическая литература каннада и дигамбара-джайнская иконография». Энциклопедия джайнизма . Anmol Publications Pvt. ООО ISBN  81-261-0691-3 .
  • Тапар, Ромила (2003) [2003]. История пингвинов ранней Индии . Нью-Дели: Книги Пингвина. ISBN  0-14-302989-4 .
  • Разное (1987). Амареш Датта (ред.). Энциклопедия индийской литературы – том 1 . Сахитья Академия. ISBN  81-260-1803-8 .
  • Разное (1988). Амареш Датта (ред.). Энциклопедия индийской литературы – том 2 . Сахитья Академия. ISBN  81-260-1194-7 .
  • Разное (1992). Мохан Лал (ред.). Энциклопедия индийской литературы – том 5 . Сахитья Академия. ISBN  81-260-1221-8 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7194bcb57de17c0a8ebf9e751eb83c4__1715595180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/c4/d7194bcb57de17c0a8ebf9e751eb83c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hoysala literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)