Хойсала литература


Литература Хойсала — это большой объем литературы на языках каннада и санскрите , созданный империей Хойсала (1025–1343 гг.) На территории нынешней южной Индии . [1] Империя была основана Нрипой Камой II , приобрела политическую известность во время правления царя Вишнувардхана (1108–1152 гг.), [2] и постепенно пришел в упадок после поражения от захватчиков из династии Халджи в 1311 году. [3]
Литература каннада в этот период состояла из сочинений, касающихся социально-религиозного развития джайнов и вирашайвов и , в меньшей степени, вайшнавов . Самые ранние известные писатели- брамины на Каннаде были выходцами из двора Хойсала. [4] Хотя большая часть изысканной текстовой продукции была на каннаде, [5] Важный корпус монашеской вайшнавской литературы, посвященный философии Двайты (дуалистической), был написан известным философом Мадхвачарьей на санскрите. [6]
Написание литературы на каннада родными размерами впервые было популяризировано придворными поэтами. Этими размерами были сангатья , композиции, исполняемые под аккомпанемент музыкального инструмента; шатпади , шестистрочные стихи; рагале , лирические композиции белым стихом; и трипади , трехстрочные стихи. [7] Однако джайнские писатели продолжали использовать традиционное чампу , состоящее из прозы и стихов. [8] Важный литературный вклад на каннада был внесен не только придворными поэтами, но также дворянами, полководцами, министрами, аскетами и святыми, связанными с монастырями. [9]
каннада сочинения
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Начиная с XII века, важные социально-политические изменения произошли в Декане , к югу от реки Кришна . В этот период Хойсалас, коренные жители Каннадигаса из региона Малнад (холмистая местность в современной Карнатаке), находились на подъеме как политическая сила. [10] [11] [12] [13] Известно, что они существовали как вожди с середины 10 века, когда отличились в качестве подчиненных западных чалукьев Кальяни. [14] 1116 году король Хойсала Вишнувардхана разбил Чола Танджора В и присоединил Гангавади (части современной южной Карнатаки). [15] тем самым вернув регион под власть туземцев. В последующие десятилетия, с ослаблением власти Чалукья, Хойсалас провозгласили независимость и превратились в одну из самых могущественных правящих семей южной Индии. [2] [16] Следовательно, литература на каннада, местном языке, процветала в империи Хойсала. [17] Эту литературу можно условно разделить следующим образом: произведения, в которых преобладают темы джайнских сочинений, [8] контрастные произведения писателей-вирашайва, не принадлежащих к поэтической традиции вачана , [18] опровержения писаний Шайвы со стороны джайнских писателей, [19] ранние брахманические произведения (вайшнавы), [20] [21] работы с момента зарождения движения бхакти (преданного) в регионе, говорящем на каннада, сочинения на светские темы, [22] и первые письменности родными размерами ( рагале , сангатья и шатпади ). [23] [24] [25]
Известные поэты и писатели каннада в империи Хойсала. (1100-1343 гг. н. э.) | |
Нагачандра | 1105 |
И | 1108 |
Раджадитья | 12-е. с |
Харихара | 1160–1200 |
Удаядитья | 1150 |
Вритта Виласа | 1160 |
Керея Падмараса | 1165 |
Немичандра | 1170 |
Суманобана | 1175 |
Рудрабхатта | 1180 |
торопиться | 1189 |
Палкурики Соманатха | 1195 |
Суджаноттамса (Боппана) | 1180 |
Жесткий лайк | 12 в. |
Девакави | 1200 |
Рагхаванка | 1200–1225 |
Бхандуварма | 1200 |
Балачандра Кави | 1204 |
Паршва Пандит | 1205 |
Будьте готовы | 1209 |
Жанна | 1209–1230 |
Пулигере Соманатха | 13 в. |
задыхаясь | 13 в. |
Чандрама | 13 в. |
Сомараджа | 1222 |
Гунаварма II | 1235 |
Полалваданданатха | 1224 |
Андайя | 1217–1235 |
Согласен | 1232 |
Модель поезда | 1245 |
Нарахаритиртха | 1281 |
Кумара Падмараса | 13 в. |
Махабала Кави | 1254 |
Царство | 1260 |
В глуши | 1275 |
Начираджа | 1300 |
Ратта Кави | 1300 |
Нагараджа | 1331 |
Известные поэты и писатели каннада в Королевстве Сеуна Ядава. | |
Камалабхава | 1180 |
Ачанна | 1198 |
Амугидева | 1220 |
Чаундараса | 1300 |
Как и в предыдущие века, джайнские авторы писали о тиртханкарах (святых), принцах и других личностях, важных для джайнской религии. Также были написаны джайнские версии индуистских эпосов, таких как Рамаяна и Бхагавата (сказки об индуистском боге Кришне). [26] [27] По словам Р. Нарасимхачарьи, известного исследователя литературы каннада, в «августовскую эпоху» литературы каннада, от самых ранних известных произведений до XII века, на каннада писало больше джайнских писателей, чем на любом другом дравидийском языке. [28] Писатели Вирашаива, приверженцы индуистского бога Шивы , писали о его 25 формах в изложениях шиваизма своих . Авторы-вайшнавы написали трактовки индуистских эпосов, Рамаяны, Махабхараты и Бхагаваты. [29] Отвернувшись от старой джайнской традиции использования формы чампу для написания литературы на каннада, Харихара написал стихи размером рагале в « Шива-ганада-рагалегалу» (1160 г.). Его племянник Рагхаванка основал традицию шатпади , написав уникальную версию истории царя Харишчандры в «Харишчандра Кавья » (1200 г.). Шисумаяна представил метр сангатья в своих «Анджаначарите и Трипурадхане » (1235 г.). [30] [31] Однако некоторые учёные продолжали использовать санскритские жанры, такие как чампу ( Рамачандра Чаритапурана ), [32] шатака (100 стихотворных композиций, пампа сатака ) [18] и аштака (восьмистрочные стихотворные композиции, Мудиге аштака ). [33]
Точное начало движения харидасов в регионе, где говорят на каннада, остается спорным. Белур Кешавадас, известный ученый -харикатха , утверждал в своей книге «Карнатака Бхактавиджая» , что движение было вдохновлено святым Ачаланандой дасом из Турвекере (в современном районе Тумкур ) в 9 веке. [34] Однако ни язык, используемый в сочинениях Ачалананды даса, ни обнаружение сочинения под псевдонимом «Ачаланада Виттхала», в котором упоминается философ 13-го века Мадхвачарья, не подтверждают теорию 9-го века. Поэтому Нарахаритиртха (1281 г.), один из первых учеников Мадхвачарьи, считается первым харидасом, написавшим вайшнавские сочинения на каннаде. [35] Светские темы были популярны и включали трактаты по поэзии ( Шрингараратнакара ) и сочинения по естественным наукам ( Раттасутра ), математике ( Вьявахараганита ), художественной литературе ( Лилавати ), грамматике ( Шабдаманидарпана ), риторике ( Удаядитьяланкара ) и другим. [8] [22] [26] [36]
Важный вклад внесли некоторые известные литературные семьи. Одна джайнская семья произвела на свет несколько авторов, в том числе Малликарджуну, известного антолога (1245 г.); его зять Жанна (1209 г.), придворный поэт короля Виры Баллалы II ; Сын Малликарджуны Кешираджа (1260 г.), которого Д. Р. Нагарадж, исследователь литературных культур в истории, считает величайшим теоретиком грамматики каннада; и Суманобана, который был при дворе короля Нарасимхи I и был дедушкой по материнской линии Кешираджи. [37] [38] Харихара (1160 г.) и его племянник Рагхаванка (1200 г.), поэты, заложившие тенденцию к использованию местных размеров, происходили из семьи Шайва (поклонников бога Шивы). [37]
Поддержка правителями Хойсала языка каннада была сильной, и это видно даже по их эпиграфам , часто написанным изысканным и поэтическим языком, а не прозой, с иллюстрациями цветочного орнамента на полях. [39] Помимо покровительства Хойсалы, королевской поддержкой в этот период пользовались поэты и писатели каннада при дворах соседних королевств западного Декана . Западные Чалукья, Южные Калачури , Сеуна Ядава Девагири и Силхары Колхапура — вот некоторые из правящих семей, которые с энтузиазмом использовали каннада в надписях и продвигали его литературу. [39] [40] [41] [42]
Писатели, владеющие двумя языками на каннада и телугу, приобрели популярность, что вызвало взаимодействие между двумя языками, и эта тенденция сохранилась и в наше время. Канон Вирашива языка каннада был переведен или адаптирован на телугу с этого периода. [43] Палкурики Соманатха (1195), приверженец социального реформатора Басаванны , является самым известным из этих двуязычных поэтов. Вождь Чола Наннечода (ок. 1150 г.) использовал много слов каннада в своих сочинениях на телугу. [44] После упадка империи Хойсала короли империи Виджаянагара продолжали поддерживать писателей на обоих языках. В 1369 году, вдохновленный Палкурики Соманатхой, Бхима Кави перевел Басавапурану с телугу на каннада. [45] а король Дева Рай II (ок. 1425 г.) приказал « перевести знаковое сочинение Чамарасы Прабхулингалиле» на телугу и тамильский язык . [46] Многие писатели-вирашайвы при дворе Королевства Майсур 17-го века говорили на каннаде, телугу и санскрите, в то время как придворные писатели Шривайшнава (секта вайшнавизма) каннада конкурировали с писателями на телугу и санскрите. [47]
Информация из современных записей о нескольких писателях этого периода, чьи работы считаются утерянными, включает: Магхананди (вероятный автор Рамы Кате и гуру Камалабхавы 1235 года), Шрутакирти (гуру Аггала и автор Рагхавы Пандавии и, возможно, Джина-стути) , 1170 г.), Самбха Варма (упоминается Нагавармой в 1145 г.), [48] Вира Нанди ( Чандрапрабха Кавьямала , 1175 г.), [49] Дхарани Пандит ( Биджала Райа Чарита и Варангана Чарита ), [50] Амрита Нанди ( Дханвантари Ниганту ), Видьянатха ( Пратапарудрия ), Ганешвара ( Сахитья Сандживана ), [51] Харабхакта, нищий Вирашайва ( Ведабхашья , 1300 г.), и Шива Кави (автор Басава Пураны в 1330 г.). [52]
Джайнские эпосы
[ редактировать ]
Во время господства Хойсала в начале XII века короли династии преследовали имперские амбиции. [16] Царь Вишнувардхана хотел совершать ведические жертвоприношения, достойные императора, и превзойти своих повелителей, западных Чалукья, в военных и архитектурных достижениях. Это привело к его переходу из джайнизма в вайшнавизм. Примерно в то же время известный философ Рамануджачарья нашел убежище от Чола на территории Хойсала и популяризировал веру шри-вайшнавов , секту индуистского вайшнавизма. Хотя джайны какое-то время продолжали доминировать в культурном отношении на территории нынешнего южного региона Карнатаки, эти социальные изменения позже способствовали упадку джайнской литературной деятельности. [1] [53] Растущее политическое влияние Хойсала привлекло к их двору многих бардов и ученых, которые, в свою очередь, написали панегирики своим покровителям. [54]
Нагачандра, ученый и строитель Маллинатха Джиналая (джайнский храм в честь 19-го джайнского тиртханкара Маллинатхи в Биджапуре, Карнатака ), написал Маллинатхапурану (1105 г.), отчет об эволюции души джайнского святого. По мнению некоторых историков, король Вира Баллала I. его покровителем был [55] Позже он написал свой выдающийся опус — джайнскую версию индуистского эпоса «Рамаяна» под названием «Рамачандра Чаритапурана» (или Пампа Рамаяна ). Написанный традиционным размером чампу и в традиции Паума чариа Вималасури, это самая ранняя из сохранившихся версий эпоса на языке каннада. [32] Произведение содержит 16 разделов и значительно отклоняется от оригинального эпоса Вальмики . Нагачандра представляет царя Равану , злодея индуистского эпоса, как трагического героя, который в минуту слабости совершает грех похищения Ситы (жены индуистского бога Рамы), но в конечном итоге очищается своей преданностью Раме . В дальнейшем отклонении верный брат Рамы Лакшмана (вместо Рамы) убивает Равану в финальной битве. [32] В конце концов Рама принимает джайна-дикшу (обращается в монаха дигамбара ), становится аскетом и достигает нирваны (просветления). Эта работа, считающаяся дополнительным произведением к « Пампа Бхарате » Адикави Пампы (941 г., джайнская версия эпоса «Махабхарата»), принесла Нагачандре почетное звание «Абхинава Пампа» («новая Пампа»). [56] Только на языке каннада существуют джайнские версии индуистских эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна» в дополнение к их брахманической версии. [57]
Канти (1108 г.), известная своим остроумием и юмором, была одной из первых поэтесс на языке каннада и современницей Нагачандры, с которой она вела дебаты и остроты. [58] Раджадитья, уроженец Пувинабаге или Райбхага (современный район Белгаум ), находился при дворе Хойсала во времена короля Виры Баллалы I и короля Вишнувардхана. [55] [59] Он писал легкими стихами по арифметике и другим математическим темам, и ему приписывают три самых ранних сочинения по математике на языке каннада: Вьявахараганита , Кшетраганита и Лилавати . [8] Удаядитья, принц Чола, написал статью по риторике под названием «Удаядитьяланкара» (1150 г.). Дандина Он был основан на санскритской Кавьядарше . [8]
Эпоха Харихара
[ редактировать ]Харихара (или Харисвара, 1160), происходивший из семьи карников (бухгалтеров) в Хампи , был одним из первых писателей-вирашаива, не принадлежавших к поэтической традиции вачана . Он считается одним из самых влиятельных поэтов каннада эпохи Хойсала. Нетрадиционалист, его называли «поэтом поэтов» и «поэтом для масс». Благодаря его усилиям поэзия каннада изменила курс, и он стал источником вдохновения для последующих поколений поэтов. [60] [61] Впечатленный его ранними произведениями, Керейя Падмараса, придворный поэт короля Нарасимхи I , представил его королю, который стал покровителем Харихары. [62] Мастер многих метров, он написал « Гириджакальяну» («Брак богини, рожденной в горах - Парвати») в традиции Калидаса , используя стиль чампу , чтобы рассказать историю из 10 частей, ведущую к свадьбе бога Шивы и Парвати . [63] [64] Согласно анекдоту, Харихара был настолько против восхваления земных смертных, что ударил своего протеже Рагхаванку за то, что он написал о царе Харишчандре в знаковом труде «Харишчандра Кавья » (ок. 1200 г.). [65] Харихаре приписывают разработку местного размера рагале . [66] Самый ранний поэтический биограф на языке каннада, он написал биографию Басаванны под названием Basavarajadevara ragale , в которой приводятся интересные подробности о главном герое, хотя и не всегда соответствующие популярным верованиям того времени. [67] [68] Ему приписывают группу из 100 стихотворений под названием « Намбиянана рагале» (также называемую «Шиваганада рагале» или «Сараначаритаманаса» – « Святое озеро жизней преданных»). [31] [63] [69] в размере сатака он написал Пампа сатаку , а в аштака размере — аштаку Мудиге . Примерно в 1200 году [33]

известный среди писателей-вайшнавов и первый известный писатель-брамин ( секты Смартха ), Рудрабхатта, написал «Джаганнатха Виджая» (1180 г.) в стиле, который считается переходным между древним и средневековым каннада. [70] Его покровителем был Чандрамули, министр при дворе короля Виры Баллалы II. Письмо, написанное чампу- метром, повествует о жизни бога Кришны . Ведущий к битве бога с Банасурой, он основан на более раннем сочинении «Вишнупурана» . [71]
Немичандра, придворный поэт короля Виры Баллалы II и короля Силхары Лакшмана из Кхолапура , написал «Лилавати Прабандхам» (1170 г.), самый ранний доступный правдивый художественный рассказ (и, следовательно, роман) на каннаде, с эротическим уклоном. [70] [72] Написанный чампу- метром на фоне древнего города Банаваси , он повествует историю любви принца Кадамбы и принцессы, которые в конце концов женятся, столкнувшись со многими препятствиями. [8] История основана на ок. 610 г. Санскритский оригинал Субханду под названием Васавадатта . [72] Другая его работа, «Неминатхапурана» , незаконченная из-за его смерти (и, следовательно, названная «Ардханеми» или «неполная Неми»), подробно описывает жизнь 22-го джайнского тиртханкара Неминатхи , одновременно рассматривая жизнь бога Кришны с джайнской точки зрения. [73]
Палкурики Соманатха , уроженец современной Карнатаки или Андхра-Прадеша, считается одним из выдающихся многоязычных поэтов Шайвы (или последователей Шивы) XII и XIII веков. Историки расходятся во мнениях относительно времени и места его рождения и смерти, а также его первоначальной веры. Он владел языками санскрит, телугу и каннада. Он был приверженцем Басаванны (основателя движения Вирашайва), и все его произведения пропагандируют эту веру. [74] Принято считать, что он родился брахманом и позже принял веру Шайва, хотя, по мнению ученого Бандару Таммайи, он родился Джангамой (последователем веры Шайва). [74] Время его рождения было идентифицировано как XII век. [75] или конец 13 века. [76] На каннаде его наиболее важные сочинения — «Шиласампадане» , «Сахасрагананама» и «Панчаратна» . Его известные стихи, написанные размером рагале , — «Басава рагале» , «Басавадхья рагале» и «Садгуру рагале». Известно, что он унизил в дебатах многих поэтов-вайшнавов. [74] [77]
Среди других известных личностей XII века было несколько джайнских писателей. К ним относятся Аггала, автор «Чандрапрабхапураны» (1189 г.), [72] рассказ о жизни восьмого джайнского тиртханкара Чандрапрабхи; написавший панегирик Гоматешваре Суджаноттамса , Шраванабелаголы; и Вритта Виласа, автор Шастрсары и Дхармапарикше (1160 г.). Последний был версией Виласы одноименного санскритского оригинала, написанного Амитагати ок. 1014. В этом сочинении чампу автор рассказывает историю двух принцесс -кшатриев , которые отправились в Бенарес и разоблачили пороки богов после бесед с тамошними браминами. Автор ставит под сомнение достоверность Ханумана (индуистского бога-обезьяны) и ванаров (обезьяноподобных гуманоидов в индуистском эпосе Рамаяна). Несмотря на спорность, эта работа дает полезную информацию о современных религиозных верованиях. [78] [79] Керейя Падмараса, поэт-вирашайва, которому покровительствовал король Нарасимха I, написал Дикшабодхе размером рагале в 1165 году. Позже он стал главным героем биографического произведения под названием «Падмараджапурана», написанного его потомком Падманакой в ок. 1400. [80] Поэт-брахман Дева Кави написал романтическое произведение под названием «Кусумавали» (1200 г.), а поэт-брамин Кави Кама (12 век) написал трактат « Шрингара-ратнакара» о расе (вкусе) поэтических чувств. [36] Суманобана (1170 г.) был поэтом-грамматиком и катакачарьей («военным учителем») при короле Нарасимхе I. Он также был священником в Девагири, столице Сеуна Ядава. [26] [38]
Конфликт джайнов и Вирашайвы
[ редактировать ]
Племянник и протеже Харихары, драматический поэт Рагхаванка из Хампи , чей стиль сравнивают со стилем поэта X века Ранны , был первым, кто установил размер шатпади в литературе каннада в эпосе Харишчандра Кавья (1200). [75] [77] По мнению Л.С. Сешагири Рао, считается, что ни на одном другом языке история царя Харишчандры не интерпретировалась подобным образом. Это письмо является оригинальным по традиции и вдохновению, которое полностью раскрывает потенциал шатпади- метра. [25] [81] В повествовании много примечательных элегических стихов, таких как оплакивание Чандрамати по поводу смерти ее маленького сына Лохиташвы от укуса змеи. [82] Само сочинение, прославившее Рагхаванку, было отвергнуто его гуру Харихара. Другие его известные сочинения, придерживающиеся строгих принципов Шайвы и написанные для того, чтобы умилостивить своего гуру, - это « Сиддхарама чаритра» (или «Сиддхарама Пурана» ), более масштабная, чем жизнь, стилистическая хвалебная речь сострадательному святому Вишайва XII века, Сиддхараме из Сонналиге; [25] « Соманатха-чаритра» , пропагандистское произведение, описывающее жизнь святого Сомайи (или Адайи) из Пулигере (современный Лакшмешвар ), его унижение со стороны джайнской девушки и его месть; « Вирешвара-чарита» , драматическая история слепого гнева воина-шиваита Вирабхадры; Харихарамахатва ; , рассказ о жизни Харишвары из Хампи и Сарабха Чаритра . Две последние классики считаются утерянными. [77] [81]
В 1209 году джайнский ученый, министр, строитель храмов и командующий армией Джанна написал, среди других классических произведений, «Яшодхара Чарите» , уникальный набор историй в 310 стихах, посвященных садомазохизму , переселению души , неудачной страсти и предостерегающей морали для человека. руководить. Письмо, хотя и вдохновлено одноименной санскритской классикой Вадираджи, отличается оригинальной интерпретацией, образностью и стилем. [83] В одном рассказе поэт рассказывает об увлечении мужчины женой своего друга. Убив своего друга, мужчина похищает жену, которая умирает от горя. Охваченный раскаянием, он сжигает себя на погребальном костре женщины. [25] [84] Истории увлечения достигают апогея, когда Жанна пишет о влечении царицы Амрутамати к уродливому погонщику Аштавакре, который ублажает царицу пинками и ударами кнута. Эта история вызвала интерес современных исследователей. [85] В честь этого произведения Джанна получил титул Кавичакраварти («Император среди поэтов») от своего покровителя, короля Виры Баллалы II. [75] Другая его классическая книга, «Анатханатха Пурана » (1230 г.), представляет собой рассказ о жизни 14-го тиртханкара Анантанатхи. [86] [87]
Андайя , встав на нонконформистский путь, который никогда не повторялся в литературе каннада, написал Мадана Виджая («Триумф Купидона», 1217–1235), используя только чистые слова каннада ( десья ) и натурализованные санскритские слова ( тадбхава ) и полностью избегая ассимилированного санскрита. слова ( татсамас ). [88] Некоторые рассматривают это как опровержение, призванное доказать, что написание литературы на каннада без заимствованных санскритских слов возможно. [89] Поэма повествует историю о том, как бог Шива заточил Луну в своей обители в Гималаях . В гневе Кама (Амур, бог любви, также называемый Манмата) напал на Шиву своими стрелами, но был проклят Шивой и разлучен со своей возлюбленной. Затем Каме удалось избавиться от проклятия Шивы. Работа также носит другие названия, такие как Собагина Сугги («Жатва красоты»), Каване Гелла («Покорение Купидона») и Каббигара-кава («Поэты-защитники»). [90] Кама занимает важное место в джайнских писаниях еще до Андайи. Возможность того, что это письмо было еще одним тонким оружием в усиливающемся конфликте между доминирующими джайнами [91] и Вирашаивас , популярность которых росла, не ускользнула от внимания историков. [92]
антологию стихов под названием «Суктисудхарнава» Малликарджуна, джайнский аскет, составил в 1245 году при дворе короля Вира Сомешвары («Драгоценности поэтов») . [93] Некоторые интересные наблюдения были сделаны учеными по поводу этого важного предприятия. Хотя сама антология дает представление о поэтических вкусах того периода (и, следовательно, квалифицируется как «история литературы каннада»), она также выполняет функцию «путеводителя для поэтов», напористого метода преодоления разрыва между придворной литературной интеллигенцией. и народная поэзия. [94] Будучи руководством для «профессиональных интеллектуалов», произведение, верное своей природе, часто включает стихи, восхваляющие королей и членов королевской семьи, но полностью игнорирует стихи канона вачана XII века (народная литература Вирашайва). [37] Тем не менее, в подборку стихотворений включены произведения Харихара, писателя-нонконформиста Вирашайвы. Это предполагает компромисс, посредством которого автор пытается включить «повстанцев». [37]
Другими известными писателями начала 13 века были Бхандуварма, автор книг «Харивамсабхьюдайя» и «Джива самбходана» (1200 г.), последняя из которых касалась морали и отречения и писала обращения к душе; [90] Балачандра Кави Кандарпа, автор надписи форта Белгаум, утверждавший, что он «владеет четырьмя языками»; [95] Магханандычарья, автор исчезнувшего комментария к джайнскому богословскому труду «Шастрасара Самучкая-тику» (1209 г.), на который имеются ссылки, а также доступного комментария под названием «падартхасара», дающего полное объяснение авторитетных цитат на санскрите и пракрите; [96] [97] Хастималла, написавший Пурвапурану ; [96] Чандрама, автор благотворительной организации «Каркала Гоматешвара» , [98] и Шисумаяна, представивший в 1232 году новую форму композиции под названием сангатья. Он написал аллегорическую поэму под названием «Трипурадахана» («Сожжение тройной крепости») и «Анджаначарита» . Последняя работа была вдохновлена санскритской « Падма-чаритрой» Рависены . [88] [90] Сомараджа, ученый-вирашайва, написал восхваление Удбхаты, правителя Герсоппы, и назвал его Шрингарасара (или Удбхатакавья , 1222). [99] Другими джайнскими писателями были Паршва Пандит, автор «Параванатха-пураны» , и Гунаварма II, автор истории девятого джайнского тиртханкара Пушпаданты под названием Пушпаданта-пурана (обоим покровительствовали ратта-цари Саундатти ). [88] [100] Полалва Данданатха, полководец, министр и строитель храма Харихарешвара в Харихаре, написал «Харичаритру» в 1224 году. Ему покровительствовали король Вира Баллала II и его преемник, король Вира Нарасимха II . [100] Пулигере Соманатха написал книгу о морали под названием Сомешварасатака . [77]
Закрепление грамматики
[ редактировать ]
Кешираджа был известным писателем и грамматистом 13 века. Он происходил из семьи известных поэтов-писателей. Хотя пять сочинений Кешираджи не удалось проследить, его самая устойчивая работа по грамматике каннада, Шабдаманидарпана («Зеркало драгоценностей слов», 1260 г.), доступна и свидетельствует о его научной проницательности и литературном вкусе. [26] [90] [101] Верный своему желанию, чтобы его сочинения по грамматике «длились до тех пор, пока существовали солнце, луна, океаны и гора Меру », Шабдаманидарпана популярен даже сегодня и считается авторитетным авторитетом в старой грамматике каннада. Предназначен в качестве учебника для студентов аспирантуры и аспирантуры на языке каннада. Хотя Кешираджа следовал модели санскритской грамматики (школы Катантры) и моделям более ранних работ по грамматике каннада (короля Амогхаварши I из 9-го века и грамматика Нагавармы II из 1145 года), его работа отличается оригинальностью. [101] Утерянные сочинения Кешираджи — это Чолапалака Чаритам , Шри Читрамале , Шубхадрахарана , Прабодхачандра и Киратам (или Киратарджуниям ). [101]
Важным событием этого периода, которое оказало глубокое влияние на литературу каннада даже в наше время, стало рождение движения Харидаса («слуги Хари или Вишну »). Это религиозное движение, хотя и напоминало в некотором смысле движение Вирашайва XII века (которое создавало поэзию Вачана и учило преданности богу Шиве), напротив, было глубоко предано индуистскому богу Вишну как верховному Богу. [102] Вдохновением для этого движения послужила философия Мадхвачарьи из Удупи . Нарахаритиртха (1281 г.) считается первым известным харидасом и композитором вайшнавских религиозных песен на каннаде. До своего вступления в орден Мадхвы он служил министром при дворе Калинга (современная Орисса). [71] Однако поэзия вайшнавов исчезла примерно на два столетия после смерти Нарахаритиртхи, прежде чем вновь появиться как популярная форма народной литературы во время правления Империи Виджаянагара . [103] Сегодня доступны только три композиции Нарахаритиртхи. [104]
Среди других авторов, заслуживающих упоминания, — Махабала Кави, автор «Неминатхапураны» (1254 г.), повествования о 22-м джайнском тиртханкаре Неминатхе, [72] и Кумуденду, автор джайнской версии эпоса «Рамаяна» размером шатпади под названием «Кумуденду Рамаяна» в 1275 году. На эту работу повлияла Пампа Рамаяна из Нагачандры. [105] Кумара Падмараса, сын Кереи Падмарасы, написал Сананда Чаритре метром шатпади- . [106] Ратта Кави, дворянин-джайн, написал квазинаучную работу под названием «Раттасутра» (или «Раттамала» ) в 1300 году. В сочинении говорится о таких природных явлениях, как дождь, землетрясения, молнии, планеты и предзнаменования. [26] [90] Комментарий к Амара Хоса , считающийся полезным для изучающих язык, под названием Амара Хоса Вьякхьяна, был написан джайнским писателем Начираджей (1300 г.). [107] Ближе к концу правления Хойсалы в 1331 году Нагараджа написал «Пуньяшраву» в стиле чампу , произведение, в котором повествуются истории пуранических героев в 52 сказках и которое, как говорят, является переводом с санскрита. [26] [90]
Санскритские сочинения
[ редактировать ]Движение вайшнавов в регионах, где говорят на каннада, набрало силу после прибытия философа Рамануджачарьи (1017–1137). Спасаясь от возможного преследования со стороны короля Чола (который был шиваитом), Рамануджачарья сначала искал убежища в Тондануре, а затем переехал в Мелькоте . [108] Но это событие не оказало никакого влияния на вайшнавскую литературу в землях Хойсала того времени. Однако учение Мадхвачарьи (1238–1317), проповедника философии Двайты , действительно оказало прямое влияние на вайшнавскую литературу как на санскрите, так и на языке каннада. Этот сборник писаний известен как Харидаса Сахитья (литература Харидаса). [103]
Родившийся как Васудева в деревне Паджака недалеко от Удупи в 1238 году, он изучил Веды и Упанишады под руководством своего гуру Ачьютапрекши. Он был посвящен в саньясу (аскетизм), после чего получил имя Мадхвачарья (или Анандатиртха). [109] Позже он не согласился со взглядами своего гуру и начал путешествовать по Индии. За это время он успешно дискутировал со многими учеными и философами и победил Нарахаритиртху, министра в Калинге, который позже стал первым известным учеником Мадхвачарьи. В отличие от Ади Шанкарачарьи (788–820), который проповедовал Адвайты философию (монизм), и Рамануджачарьи, который пропагандировал философию Вишиштадвайты (квалифицированный монизм), Мадхвачарья учил философии Двайты (дуализм). [110]
Мадхвачарья учил полной преданности индуистскому богу Вишну, делая упор на Джнанамарге или «пути знания», и настаивал на том, что путь преданности «может помочь душе достичь возвышения» ( Атмонати ). Однако он был готов принять поклонение и другим индуистским божествам. [111] Он написал 37 произведений на санскрите, в том числе Двадаша Сутра (в которой нашла полное выражение его преданность богу Вишну), Гита Бхашья , Гита Татпарья Нирная , Махабхарата Татпарья Нирная , Бхагавата Татпарья Нирная , Маявада Кхандана и Вишну Таттва Нирная . [6] [111] Для распространения своего учения он основал восемь монастырей недалеко от Удупи , монастырь Уттарадхи и монастырь Рагхавендра в Мантралаяме (в современном Андхра-Прадеше ) и Нанджанагуде (недалеко от современного Майсура ). [112]
Сочинения Мадхвачарьи и Видьятиртхи (автора « Рудрапршнабхашьи »), возможно, были поглощены Саяначарьей, братом Видьяраньи , покровителя основателей империи Виджаянагара в 14 веке. [113] Бхаратасвамин (которому покровительствовал царь Хойсала Раманатха) написал комментарий к Самаведе : [114] Шадгурусишья написал комментарий к Айтарейе Брахману и Араньяке , а Катьяяна написал Сарванукрамани . Семья потомственных поэтов, имена которых не установлены, носила при дворе Хойсала титул «Видьячакраварти» (поэт-лауреат). Один из них написал «Гадьякарнамриту» , описание войны между царем Хойсалы Вирой Нарасимхой II и Пандьями в начале 13 века. [115] Его внук с таким же титулом при дворе короля Виры Баллалы III сочинил стихотворение под названием «Рукминикаляна» в 16 кандах (главах) и написал комментарии (по поэтике) к Аланкарасарвасве и Кавьяпракасе . [115] Кальяни Деви, сестра Мадхвачарьи, и Тривикрама, его ученик, написали комментарии к философии Двайты. Тривикраме приписывают стихотворение, повествующее историю Уши и Анируддхи, называемое Ушахарана . Нараяна Пандит сочинил Мадхвавиджая , Маниманджари и стихотворение под названием Париджатахарана . Джайнский писатель Рамачандра Маладхари является автором книги «Гурупанчасмрити» . [55]
Литература после Хойсаласа
[ редактировать ]Литературное развитие периода Хойсала оказало заметное влияние на литературу каннада в последующие столетия. Эти события популяризировали народные метры, что сместило акцент на дези (родные или народные) формы литературы. [116] С упадком джайнской литературы на первый план вышла конкуренция между писателями-вирашайвами и вайшнавами. Писатель-вирашайва Чамараса (автор «Прабхулингалиле» , 1425 г.) и его конкурент-вайшнав Кумаравьяса ( Карната Бхарата Катхаманджари , 1450 г.) популяризировали метрическую традицию шатпади , начатую поэтом Хойсалы Рагхаванкой при дворе царя Виджаянагара Дева Рая II . [80] [117] Лакшмиса , автор эпических поэм XVI–XVII веков, продолжил традицию в « Джаймини Бхарате» , произведении, которое остается популярным даже в современный период. [118] Трипади - метр, один из старейших в языке каннада ( надпись Каппе Арабхатта который использовал Акка Махадеви ( Йоганна тривидхи , 1160 г.), был популяризирован в 16 веке нищенствующим поэтом Сарваджной. 700 г.) , [119] Даже джайнские писатели, которые доминировали в куртуазной литературе на протяжении всего классического периода благодаря своему санскритскому стилю чампу , начали использовать местные размеры. Среди них Ратнакараварни известен тем, что успешно интегрировал элемент мирских удовольствий в аскетизм и сдержанно трактовал тему эротики в религиозном эпосе, написанном местным размером сангатья (метр, инициированный поэтом Хойсала Сисумаяной), его выдающимся произведением , Бхаратадеша Вайбхава (ок. 1557 г.). [120] [121]
Хотя куртуазные сочинения вайшнавов на каннаде начались с поэта Хойсала Рудрабхатты, а жанр религиозных песен был инициирован Нарахаритиртхой, движение вайшнавов начало оказывать сильное влияние на литературу каннада только с 15 века. Писатели-вайшнавы состояли из двух групп, которые, казалось, не взаимодействовали друг с другом: комментаторов -брахманов , которые обычно писали под покровительством королевской семьи, и писателей- бхакти (преданности) (также известных как харидасы), которые не играли никакой роли в придворных делах. Авторы-бхакти донесли послание Бога людям в форме мелодичных песен, написанных с использованием таких народных жанров, как киртан (музыкальная композиция с припевом, основанная на мелодии и ритме), сулади (композиция, основанная на ритме) и угабхога (композиция, основанная на мелодии). Кумара Вьяса и Тимманна Кави были хорошо известны среди комментаторов-брахманов, а Пурандара дас и Канака дас были наиболее известными писателями-бхакти. [122] [123] Философия Мадхвачарьи , зародившаяся в регионе, говорящем на каннада, в 13 веке, в течение следующих двух столетий распространилась за его пределы. Странствующие харидасы, которых лучше всего можно назвать мистиками-святыми поэтами, распространяли философию Мадхвачарьи на простом языке каннада, привлекая внимание масс, проповедуя преданность Богу и превознося добродетели гьяны (просветления), бхакти (преданности) и вайрагьи (непривязанности). [124] [125]
Поэзия вачана, возникшая в ответ на жесткое кастовое индуистское общество, достигла пика популярности среди малообеспеченных слоев населения в XII веке. Хотя в этих стихотворениях не использовался какой-либо регулярный размер или схема рифм, известно, что они произошли от более ранней трипади -метрической формы. [126] Вирасайвы, написавшие эти стихи, достигли влиятельных позиций к периоду Виджаянагара (14 век). [127] Придворные министры и представители знати, принадлежащие к вере, такие как Лакканна Дандеса и Джакканарья, не только писали литературу, но и покровительствовали талантливым писателям и поэтам. [80] [128] [129] Антологи вирасайвы 15 и 16 веков начали собирать сочинения Шайвы и стихи вачана, первоначально написанные на рукописях из пальмовых листьев. [127] Из-за загадочного характера стихотворений антологи добавляли к ним комментарии, тем самым придавая их скрытый смысл и эзотерическую значимость. [130] Интересным аспектом этой антологической работы стал перевод Шайвского канона на санскрит, введя его в сферу санскритского ( марга или мейнстрима в отличие от дези или народного) культурного порядка. [122]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Камат (2001), с. 132
- ^ Jump up to: а б Тапар (2003), с. 368
- ^ Камат (2001), с. 129
- ^ Камат (2001), стр. 133–134.
- ^ Поллок (2006), стр. 288–289.
- ^ Jump up to: а б Камат (2001), с. 155
- ^ Шива Пракаш в Айяппапаникер (1997), стр. 164, 203; Райс EP (1921), с. 59
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шастри (1955), с. 358
- ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 20–21; Э.П.Райс (1921), стр. 43–45; Шастри (1955) с. 364
- ^ Цитата: «Чисто династия Карнатаки» (Мораес 1931, стр. 10)
- ^ Райс, Б.Л. (1897), с. 335
- ^ Уроженцы Южной Карнатаки (Чопра, 2003, стр. 150, часть – 1)
- ^ Кей (2000), с. 251
- ^ Из надписи Марла (Чопра 2003, стр. 149, часть – 1)
- ^ Камат (2001), с. 124
- ^ Jump up to: а б Кей (2000), с. 252
- ^ Нарасимхачарья (1988), с. 19
- ^ Jump up to: а б Шастри (1955), с. 361
- ^ Нагарадж в Поллоке (2003), с. 366
- ^ Рудрабхатта и Нарахаритиртха (Шастри, 1955, стр. 364)
- ^ Кави Кама и Дева (Нарасимхачарья 1988, стр. 20)
- ^ Jump up to: а б сочинения Раджадитии по ганите Ратты Кави о природных явлениях (Шастри 1955, стр. 358–359). (математике) (1190 г.) и «Раттасутра» Примерами могут служить
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 164, 203
- ^ Райс EP (1921), с. 59
- ^ Jump up to: а б с д Сахитья Академи (1988), с. 1181
- ^ Jump up to: а б с д и ж Э.П.Райс (1921), с. 45
- ^ Шастри (1955), с. 357
- ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 61, 65.
- ^ Нарасимхачарья (1988), с. 61
- ^ Шастри (1955), стр. 359, 362
- ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 205
- ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1988), с. 1180
- ^ Jump up to: а б Сахитья Академи (1987), с. 248
- ^ Белур Кешавадас в книге Карнатака Бхактавиджая (Сахитья Академи, 1987, стр. 881)
- ^ Сахитья Академия 1987, с. 881
- ^ Jump up to: а б Нарасимхачарья (1988), стр. 20, 62.
- ^ Jump up to: а б с д Нагарадж (2003), с. 364
- ^ Jump up to: а б Сахитья Академи (1988), стр. 1475–1476.
- ^ Jump up to: а б Айяр (2006), с. 600
- ^ Нарасимхачарья (1988), с. 68
- ^ Камат (2001) с. 143, стр. 114–115.
- ^ Масика (1991), стр. 45–46
- ^ Велчуру Нараяна Рао в Поллоке (2003), стр. 383–384
- ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 27–28.
- ^ Сахитья Академи (1988), с. 1182
- ^ Шахитья Академи (1987), с. 612
- ^ Нагарадж (2003), с. 377–379
- ^ Райс Льюис (1985), с. хх
- ^ Райс Льюис (1985), с. XXI
- ^ Райс Льюис (1985), с. xxiii
- ^ Райс Льюис (1985), xxiv
- ^ Райс Льюис (1985), xxvi
- ^ Райс Льюис (1985), стр. xxiv – xxv.
- ^ Кей 2000, с. 251
- ^ Jump up to: а б с Камат (2001), с. 133
- ^ Шастри (1955), стр. 357–358
- ^ Нарасимхачарья (1988), с. 66
- ^ Сахитья Академи (1988), с. 1603 г.
- ^ Райс EP (1921), с. 36
- ^ Сахитья Академи (1987), с. 191
- ^ Сахитья Академи (1988), стр. 1411–1412, с. 1550 г.
- ^ Сахитья Академи (1988), с. 1548 г.
- ^ Jump up to: а б Шастри (1955), стр. 361–362
- ^ Нарасимхачарья, (1988), с. 20
- ^ Нагара (2003), с. 364
- ^ Сахитья Академи (1987), стр. 551–552.
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 179
- ^ Сахитья Академи (1987), стр. 403–404.
- ^ Райс EP (1921), с. 60
- ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 203
- ^ Jump up to: а б Шастри (1955) с. 364
- ^ Jump up to: а б с д Райс EP (1921), с. 43
- ^ Сахитья Академи (1987), с. 620; (1988), с. 1180
- ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1992), с. 4133
- ^ Jump up to: а б с Нарасимхачарья (1988), с. 20
- ^ Сешая в Sahitya Academi (1992), стр. 4133
- ^ Jump up to: а б с д Шастри (1955), с. 362
- ^ Райс Б.Л. (1897), с. 499
- ^ Райс EP (1921), стр. 37
- ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1992), с. 4003
- ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 207
- ^ Сахитья Академи (1988), с. 1149
- ^ Сахитья Академи (1992), с. 4629
- ^ Райс EP (1921), стр. 43–44.
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 204
- ^ Сахитья Академи (1987), с. 620
- ^ Нагарадж (2003), с. 377
- ^ Jump up to: а б с Э.П.Райс (1921), стр. 43–44.
- ^ Сахитья Академи (1987), с. 170
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шастри (1955), с. 359
- ^ Нарасимхачарья (1988), с. 65
- ^ Нагарадж (2003), с. 366
- ^ Райс EP (1921), с. 44–45
- ^ Нагарадж (2003), с. 363
- ^ Государственный справочник Карнатаки: Белгаум (1973), стр.721, Бангалор, директор отдела печати, канцелярских товаров и публикаций в правительственной прессе
- ^ Jump up to: а б Сингх (2001), с. 975
- ^ Сахитья Академи (1987), стр.761
- ^ Сингх (2001), с. 979
- ^ Нарасимхачарья (1988), с. 21
- ^ Jump up to: а б Нарасимхачарья (1988), стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1988), с. 1476
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 192–193
- ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 192
- ^ Шив Пракаш (1997), с. 195
- ^ Райс EP (1921), с. 45
- ^ Академия Сахитья (1992), с. 4003
- ^ Райс EP (1921), стр.112
- ^ Камат (2001), с. 151
- ^ Камат (2001), с. 154
- ^ Камат (2001), стр. 150, 155.
- ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 193
- ^ Камат (2001), стр. 155–156.
- ^ КТ Пандуранги в Каматхе 2001, стр. 132–133.
- ^ Шастри (1955), с. 310
- ^ Jump up to: а б Шастри (1955), с. 316
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 167
- ^ Шастри (1955), с. 364
- ^ Сахитья Академи, (1992), с. 4004
- ^ Сахитья Академи (1992), с. 4392
- ^ Нагарадж (2003), с. 373
- ^ Сахитья Академи (1987), стр. 453–454.
- ^ Jump up to: а б Нагарадж (2003), с. 368
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 193–194
- ^ Шарма (1961), с. 514–515
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 192–196
- ^ Шива Пракаш (1997), с. 169
- ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), с. 188
- ^ Райс EP (1921), с. 70
- ^ Шастри (1955), с. 363
- ^ Сахитья Академи (1987), с. 761
Ссылки
[ редактировать ]- Айяр, П.В. Джагадиса (1993) [1993]. Южноиндийские святыни . Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0151-3 .
- Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN 80905179 . OCLC 7796041 .
- Кей, Джон (2000) [2000]. Индия: История . Нью-Йорк: Публикации Гроува. ISBN 0-8021-3797-0 .
- Льюис, Райс (1985). Карнатака Бхаша Бхушана Нагаварммы . Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0062-2 .
- Масика, Колин П. (1991) [1991]. Индоарийские языки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29944-6 .
- Мораес, Джордж М. (1990) [1931]. Кадамба Кула, История древней и средневековой Карнатаки . Нью-Дели, Мадрас: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0595-0 .
- Нагарадж, Д.Р. (2003) [2003]. «Критическая напряженность в истории литературной культуры каннада» . В Шелдоне И. Поллоке (ред.). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. п. 1066. стр. 323–383. ISBN 0-520-22821-9 .
- Рао, Велчуру Нараяна (2003) [2003]. «Критическая напряженность в истории литературной культуры каннада» . В Шелдоне И. Поллоке (ред.). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. п. 1066. с. 383. ИСБН 0-520-22821-9 .
- Нарасимхачарья, Р. (1988) [1988]. История литературы каннада . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0303-6 .
- Поллок, Шелдон (2006). Язык богов в мире людей: санскрит, культура и власть в досовременной Индии . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. п. 703. ИСБН 0-520-24500-8 .
- Райс, EP (1982) [1921]. Каннада Литература . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0063-0 .
- Райс, Б.Л. (2001) [1897]. Майсурский географический справочник, составленный для правительства, том 1 . Нью-Дели, Мадрас: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0977-8 .
- Шастри, Нилаканта К.А. (2002) [1955]. История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара Нью-Дели: Индийское отделение, Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-560686-8 .
- Шарма, БНК (2000) [1961]. История школы Двайты Веданты и ее литературы (3-е изд.). Бомбей: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1575-0 .
- Шива Пракаш, HS (1997). «Каннада». В Айяппапаникере (ред.). Средневековая индийская литература: Антология . Сахитья Академия. ISBN 81-260-0365-0 .
- Сингх, Нарендра (2001). «Классическая литература каннада и дигамбара-джайнская иконография». Энциклопедия джайнизма . Anmol Publications Pvt. ООО ISBN 81-261-0691-3 .
- Тапар, Ромила (2003) [2003]. История пингвинов ранней Индии . Нью-Дели: Книги Пингвина. ISBN 0-14-302989-4 .
- Разное (1987). Амареш Датта (ред.). Энциклопедия индийской литературы – том 1 . Сахитья Академия. ISBN 81-260-1803-8 .
- Разное (1988). Амареш Датта (ред.). Энциклопедия индийской литературы – том 2 . Сахитья Академия. ISBN 81-260-1194-7 .
- Разное (1992). Мохан Лал (ред.). Энциклопедия индийской литературы – том 5 . Сахитья Академия. ISBN 81-260-1221-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «История литературы каннада-I» . История литературы каннада . Проверено 8 марта 2008 г.
- Райс Э.П. (1 декабря 1982 г.). Книга «История литературы каннада», автор: Райс Э.П. Азиатские образовательные службы. ISBN 978-81-206-0063-8 . Проверено 8 марта 2008 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )