Шабдаманидарпана
Шабдаманидарпанам ( каннада : ಶಬ್ದಮಣಿದರ್ಪಣಮ್ ), также пишется как Шабдаманидарпанам , представляет собой всеобъемлющий и авторитетный труд по грамматике каннада, написанный Кешираджем в 1260 году нашей эры. [1] [2] Эта работа, которая буквально означает «Драгоценное зеркало грамматики», до сих пор остается всеобъемлющей и авторитетной работой по грамматике каннада. Правила здесь изложены размером канда и сопровождаются прозаическим комментарием врутти (иллюстративный комментарий самого автора) и считаются произведением высокой ценности. [1] [3] Хотя Кешираджа следовал модели санскритской грамматики школы Катантры и модели более ранних работ по грамматике каннада, его работа имеет свою собственную оригинальность. [4]
Шабдаманидарпанам - самая ранняя из сохранившихся работ такого рода, научно излагающая принципы старого языка каннада и имеющая уникальное значение. [5]
Упоминание о ранних поэтах
[ редактировать ]Текст «Сабдаманидарпанам» начинается с обращения к великим поэтам каннада предыдущих поколений, которых Кешираджа считает авторитетами, как он цитирует.
Опытный путь (сумаргам) Гаджаги, Гунананди, Манасии, Асаги , Чандрабхатты, Гунавармы , Шривиджая, Хонны ( Понны ), Хампы (Пампы), Суджаноттамсы – они представляют собой наглядные примеры ( лакшья ) в этой работе.В Шабдаманидарпанаме цитируется около двадцати поэтов и тридцати произведений, причем почти каждое правило поясняется цитатами. Эта работа указывает на развитие языка каннада в предыдущие три столетия.
- Кезираджа (перевод)
Грамматические темы
[ редактировать ]Значение грамматики
[ редактировать ]В самом начале «Шабдаманидарпанам » , в предисловии, Кешираджа объясняет значение грамматики в контексте языка и его изучения:
Через грамматику (правильные) возникают слова; через слова этой грамматики значение (зарождается); через смысл созерцания истины; через созерцание истины, желаемого окончательного блаженства; это (последнее блаженство) — плод для учёных.
- сутра 10 предисловия, Шабдаманидарпанам - Кешираджа [6]
Прилагательные
[ редактировать ]В одном из афоризмов ( сутр ) Шабдаманидарпанама Кешираджа приводит список форм, оканчивающихся на /-tu/ и /-du/, называя их гуНаваачи (ಗುಣವಾಚಿ), прилагательными . [7]
Лексикография
[ редактировать ]Шабдаманидарпанам важен с точки зрения лексикографии . Попытка лексикотворчества представлена в нескольких частях работы. В работе приведен список глагольных корней и слов, содержащих звуки ḷ и ḹ. Есть также глава под названием «Прайогасара», где Кешираджа процитировал ряд редких слов с указанием их значений. [8]
Звуковые формы
[ редактировать ]- Артикуляционные звуки
По желанию индивидуальной души, посредством подходящего (жизненного) воздуха, у основания пупка, подобно трубе, возникает субстанция звука (шабда-дравья), белая (света, дхавала); его результатом является (членораздельный, акшаратмака) звук (шабда); и: «Тело — это музыкальный инструмент, язык — медиатор, индивидуальная душа — исполнитель; в результате работы его ума (членораздельного) возникает звук (шабда), который имеет белый цвет (дхавалаварна) и имеет форму букв (акшарарипа).
- Фердинанд Киттель , перевод с оригинального Шабдаманидарпанам Кезираджи. [6]
- Нечленораздельные звуки
Нечленораздельные (анакшаратмака) звуки, такие как гром облаков или рев моря, не имеют представления в грамматических алфавитах.
- Фердинанд Киттель , перевод оригинального Шабдаманидарпаны Кешираджи. [6]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б EP Райс - стр. 111
- ^ Доктор Джйотсна Камат. «История литературы каннада-III» . Проверено 1 мая 2008 г.
- ^ Шастри (1955), стр. 359
- ^ Сахитья Академи (1988), с. 1476
- ^ Энциклопедия индийской литературы, том. 5, Сахитья Академи (1996), стр. 3929.
- ^ Jump up to: а б с Грамматика языка каннада на английском языке, Фердинанд Киттель - стр. 4.
- ^ Структура слова на дравидском языке - Р. Шрихари, Б. Рамакришна Редди, Дравидийский университет, стр. 28
- ^ Лексикография в Индии: Материалы Первой национальной конференции по созданию словарей на индийских языках, Бал Говинд Мисра, стр. 82
Ссылки
[ редактировать ]
|