Храм Лакшми Деви, Доддагаддавалли
Храм Лакшми Деви в Додда Гаддавалли | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Хасан |
Божество | Махалакшми |
Расположение | |
Расположение | Доддагаддавалли |
Состояние | Карнатака |
Страна | Индия |
Географические координаты | 13 ° 05'45,6 "с.ш. 76 ° 00'14" в.д. / 13,096000 ° с.ш. 76,00389 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Хойсала |
Создатель | Куллахана Рахута и жена Сахадж Деви (торговцы) |
Завершенный | т. 1113 г. н. э. |
Храм Лакшми Деви — комплекс индуистских храмов начала XII века, расположенный в деревне Доддагаддавалли в районе Хасан , штат Карнатака , Индия . Главный храм состоит из четырех святынь, которые имеют общий мандапа (зал), причем каждое святилище представляет собой квадрат и выровнено по сторонам света. В восточном храме находится богиня Лакшми , северный храм посвящен Кали-Дурге, западный — Шиве, а южный — пуст и, вероятно, Вишну. В комплексе есть отдельный храм Бхайравы к северо-востоку от главного храма и четыре небольших святилища по углам внутри почти квадратной пракары (комплекса). Все девять храмов примечательны своим пирамидальным Нагара шикхара в североиндийском стиле – вероятно, это влияние Махараштры и свидетельство активного потока идей между южной, центральной и северной Индией. В комплексе есть дополнительные святыни меньшего размера. [1]
Место и дата
[ редактировать ]называется Гадумбалли Доддагаддавалли в исторических надписях . Он расположен примерно в 20 километрах (12 миль) к северо-западу от Хасан города , примерно в 16 километрах (10 миль) к югу от Халебиду и примерно в 25 километрах (16 миль) к юго-востоку от Белура (NH 373). Храм находится на южной стороне современной деревни, на берегу исторического водохранилища. Храм Лакшми Деви был построен в 1113 году нашей эры богатым торговцем Куллаханой Рахутой и его женой Сахадж Деви во время правления Вишнувардхана. [1]
Архитектура
[ редактировать ]Комплекс храмов находится на территории пракары (комплекса) высотой семь футов и имеет площадь почти 115 футов. На западе от него была двара-мандапа, а на востоке — дварасобха, но они вместе с первоначальным сложным декором теперь отсутствуют, за исключением дверных рам и конструкции, напоминающей мандапу. [1] Вполне вероятно, что первоначальный город находился недалеко от искусственного водоема. Внутри исторической пракары в каждом углу находились четыре небольших святилища, конструкция которых в санскритских текстах называется париваралаяс . Кроме того, к северо-востоку от главного храма находится пятая отдельная святыня, посвященная Бхайраве. В центре находится главный храм чатускута (четыре святилища) с общей мандапой. Таким образом, комплекс состоит из девяти святынь. [1]
Храм Лакшми Деви — один из самых ранних известных храмов, построенных в стиле Хойсала . Строительный материал – хлоритовый сланец, более известный как мыльный камень . [2]
Храм не стоит на джагати (платформе). Три вимана ( святыни) имеют общую квадратную мантапу (зал). Четвертая вимана , одна на севере и посвященная Кали, соединена с мантапой продолговатым удлинением. Пристройка имеет два боковых входа в храм: один с востока, другой с запада. сохранилась У виман первоначальная башня (надстройка) в стиле фамсана . Они иллюстрируют архитектуру Кадамба Нагара . [3] Из девяти святынь в этом комплексе восемь виман представляют собой простые фамсаны и симметричны внутри каждого набора. Девятая вимана, открывающаяся на восток, отличается от других – это тритала (трехэтажная) надстройка, посвященная богине Лакшми, что делает ее главным божеством и дает этому храму посвятительное имя. [1]
Каждая из трех виман , разделяющих мандапу, имеет ардха-мантапу (вестибюль), соединяющую ее с центральной, большей квадратной ранга-мантапой . На вершине вестибюля каждого храма находится суканаси (или «нос», потому что он выглядит как низкое продолжение главной башни над святилищем). Суканаси находится на ярус ниже главной башни фамсаны над святыней. Все четыре суканаси целы, как и калаша (декоративное сооружение в виде горшка с водой) на вершине главных башен. [4] Эмблема Хойсала (скульптура легендарного воина Сала, сражающегося со львом) установлена на вершине одного из Суканаси . [4]

Мантапа . открытая и квадратная В нем и пристройке к храму Кали есть джали (перфорированные каменные перегородки), пропускающие свет в храмы. Потолок главного зала поддерживают восемнадцать токарных колонн. Рядом со святилищем Кали находится каменная статуя истощенного скелетоподобного гоблина ( ветала ), напоминание о ее ужасающей свирепости и силе причинять смерть. [1] [5]
По словам искусствоведа Жерара Фокема, в целом храм демонстрирует элементы архитектуры до Хойсалы. Вокруг храма есть только один карниз , где главные башни сходятся со стеной святилища. [6] У основания стены святилища находятся пять лепных украшений ; Однако между карнизами и карнизами обычные панели скульптур Хойсала, изображающие индуистских богов , богинь отсутствуют и их сопровождающих. Вместо этого все пространство занимают декоративные миниатюрные башенки на пилястрах (так называемые эдикулы ). [7]
Главный храм, обращенный на восток, украшен изображением богини Лакшми высотой 3 фута (0,91 м) со служителями по обе стороны. На изображении изображены иконы Вишну – раковина в правой верхней руке, чакра (обсуждение) в левом верхнем углу, четки в правом нижнем углу и булава в левом нижнем углу. В святилищах, обращенных на север, юг и запад соответственно, находятся изображения Кали (форма Дурги ), бога Вишну и Бутанатхи Линга (универсальный символ бога Шивы ). Скульптура Тандавешвары (танцующего Шивы) находится на круглой панели в центре потолка мантапы . изображения Гаджалакшми (форма Лакшми со слонами по обе стороны), Тандавешвары и Йоганарасимхи ( аватары Вишну Другими примечательными произведениями искусства являются ), найденные на дверях храма. [6] Главной достопримечательностью этого прекрасного храма является то, что здесь поклоняются как шиваизму , так и вайшнавизму . Однако недавно, 20 ноября 2020 года, храм подвергся разграблению и разрушению. [8]
Галерея
[ редактировать ]- Один из двух входов
- Пракара Стена (западная сторона)
- Макара-пранала, желоб для слива ритуальной воды святилища.
- Кадамба нагара шихара (башня)
- Изысканная перемычка над входом в святилище в храме Лакшми Деви в Доддагаддавалли.
- Истощенный гоблин возле святилища Кали
- Изысканная балюстрада в виде слона у главного входа в храм.
- Богато украшенный потолок эркера внутри храма
- Богато украшенный потолок
- Старая надпись на каннаде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мадхусудан А. Даки; Майкл Мейстер (1996). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 3, текст и таблички Южной Индии . Американский институт индийских исследований. стр. 309–311. ISBN 978-81-86526-00-2 .
- ^ Цитата: «Идиома, общая и для западных Чалукья», Камат (2001), стр.136. Цитата: «Резьба в Западном Чалукья была выполнена на зеленом сланце (мыльном камне). Эту технику переняли Хойсалас», Архитектура Индийского субконтинента , Такео Камия
- ^ Цитата: «Наиболее заметной особенностью архитектуры Кадамба является их шихара , называемая Кадамба Шикхара . Шикхара имеет форму пирамиды и поднимается ступенями без каких-либо украшений с вершиной, называемой ступика или каласа наверху, Камат (2001), стр.38. Цитата: «Этот тип башни распространен по всей Карнатаке и также называется Памасаной , Фокема (1996), стр.58 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цитата: « Каласа — это конструкция, похожая на горшок с водой, которая образует самую высокую точку башни», Foekema (1996), стр.27.
- ^ Цитата: «Открытые мантапы храмов Хойсала обычно имеют шахматную квадратную форму, называемую крестом в квадрате», Foekema (1996), стр.22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цитата: «Карниз — это выступающая крыша, нависающая над стеной», Foekema (1996), стр.93.
- ^ Фокема (1996), стр. 57–59
- ^ Сломанный идол богини Махакали восстановлен в храме Лакшми Деви [1] [2] [3]
Библиография
[ редактировать ]- Джерард Фокема, Полный путеводитель по храмам Хойсала, 1996, Абхинав, ISBN 978-81-7017-345-8
- «Сверкающий скульптурной красотой» . Spectrum, Deccan Herald, вторник, 16 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2006 года . Проверено 29 ноября 2006 г.
- «Архитектура Индийского субконтинента, Такео Камия» . Жерар да Кунья, Автономная архитектура, Гоа, Индия . Проверено 29 ноября 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]