Суканаса

В индуистской храмовой архитектуре суканаса IAST ( санскрит : शुकनास , или внутреннюю : śukanasa) или суканаси — это внешний орнаментированный элемент над входом в гарбхагриху святыню. Он расположен на фасаде башни Сикхара в Южной Индии ( вимана ) как своего рода антефикс . [ 2 ] Формы суканасы могут значительно различаться, но обычно она имеет вертикальную грань, очень часто в виде большого мотива гавакши или «окна», с орнаментальной рамкой сверху и по бокам, образующей примерно треугольную форму. [ 3 ] При обсуждении храмов в Карнатаке местные авторы склонны использовать «суканаси» (предпочтительная форма в этих случаях) как термин для обозначения всей конструкции антаралы или прихожей от пола до верха крыши суканаса наверху. [ 4 ]
Внутри этой рамки часто содержится изображение божества, которому посвящен храм, или других образных предметов. Вертикальная грань может быть завершением горизонтально выступающей конструкции той же формы. [ 5 ] особенно в храмах с антаралой или прихожей между мандапой или залом общественного поклонения и гарбхагрихой. В этих случаях проекция находится над антаралой. [ 6 ] В некоторых храмах на всех четырех сторонах шикары есть большие мотивы гавакши, по сути, суканаса, и вверх по башне могут идти два яруса суканаса. Сукасаны также часто встречаются в джайнских храмах. [ 7 ]
Название строго означает «клюв попугая» и часто упоминается как «нос» храмовой надстройки, что является частью понимания храма как представляющего в своих различных частях анатомию божества. [ 8 ] В различных ранних текстах установлены пропорции формы сукасаны, в центре которой находится круглая гавакша, и ее размер пропорционален остальной части храма, особенно высоте шикары. Они различаются и в любом случае не всегда соблюдаются. [ 9 ]
Особенно на юге суканаса может быть увенчана головой киртимукхи , при этом монстр с открытой пастью глотает или изрыгает остальную часть мотива внизу. [ 10 ] Как и в случае с гавакшей, этот мотив представляет собой окно, через которое свет божества сияет по всему миру. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Суканаса, по-видимому, возникла из более поздних форм большой «арки чайтьи» на внешнем фасаде буддийских залов чайтьи . Первоначально это были большие практичные окна, пропускающие свет внутрь и отражающие форму изогнутой внутренней крыши, основанной на предшественниках из дерева и соломы. Позже эти крупные мотивы превратились в декорацию для скульптуры, которая была в основном «слепой» или фактически не являлась отверстием в стене. Обе фазы теперь сохранились только в высеченных в скалах «пещерных храмах» в таких местах, как пещеры Аджанта , где первый тип можно увидеть в пещерах 9, 10, 19 и 26, и Эллора , где пещера 10 демонстрирует второй тип.
По словам Адама Харди , «возможно, первым использованием суканасы в храме Дравида» является храм Парвати, Сандур (7–8 века), используя его терминологию, где архитектура «Карнатака Дравида» трактуется как форма дравидийской архитектуры ; другие описывают это как архитектуру Бадами Чалукья или подобные термины. [ 12 ]
В архитектуре Хойсала суканаса обычно выдвигается вперед над антаралой, а королевская эмблема империи Хойсала , мифический основатель Сала, наносящий удар льву (согласно легенде, тигру, но в индийском искусстве эти двое не различаются ), часто стоит над крышей бочки как круглая скульптура. [ 13 ] Среди других мест это можно увидеть в храме Бучешвара, Коравангала , обоих храмах храмового комплекса Нагешвара-Ченнакешава, Мосале , и храме Кедарешвара, Баллигави . [ 14 ]
-
Храм Бучешвара, Коравангала, вид сбоку. Проект суканаса с отдельно стоящей скульптурой на вершине эмблемы Хойсала.
-
Частично разобранный храм Галаганатха, Паттадакал , в котором отсутствуют антефиксные камни суканаса.
-
Латинская шихара храма Адинатха, Кхаджурахо , с очень сложной суканасой.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- Фокема, Джерард, Полный путеводитель по храмам Хойсала , Абхинав, 1996 г. ISBN 81-7017-345-0 , книги Google
- Харди, Адам , Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века , 1995, Abhinav Publications, ISBN 8170173124 , 9788170173120, книги Google
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Кришна Мурти, магистр наук, «Джайнские памятники в Южной Карнатаке» , Фонд Ахимсы (www.jainsamaj.org)
- Крамриш, Стелла , Индуистский храм , Том 1, 1996 г. (первоначально 1946 г.), ISBN 8120802225 , 9788120802223, книги Google
- Мичелл, Джордж, Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , 1989, Penguin Books, ISBN 0140081445