Гавакша
В индийской архитектуре гавакша или чандрашала ( куду по -тамильски, также наси). [1] — это термины, которые чаще всего используются для описания мотива, сосредоточенного на овальной , круглой или подковообразной арке , которая украшает многие образцы индийской скальной архитектуры , а затем и индийские структурные храмы и другие здания. В своем первоначальном виде арка имеет форму поперечного сечения цилиндрического свода . Ее называют аркой чайтьи, когда она используется на фасаде зала чайтьи вокруг единственного большого окна. [2] В более поздних формах он выходит далеко за рамки этого типа и становится очень гибкой единицей, «наиболее распространенным мотивом индуистской храмовой архитектуры». [3] Гавакша (или гавакша ) — это санскритское слово, которое означает «бычий или коровий глаз». В индуистских храмах их роль рассматривается как символическое излучение света и великолепия центральной иконы в ее святилище. Альтернативно, они описываются как окно, через которое божество может взглянуть в мир. [4]
Как и вся классическая чайтья, форма возникла в виде деревянных соломенных крыш зданий, ни одно из которых не сохранилось; самая ранняя версия, воспроизводящая такие крыши в камне, находится у входа в небуддийскую пещеру Ломас Риши , одну из рукотворных пещер Барабар в Бихаре . [5]
«Арка чайтьи» вокруг большого окна над входом часто повторяется как небольшой мотив в декоре, а развитые версии продолжают превращаться в индуистские украшения спустя долгое время после того, как настоящие чайтьи перестали строить. [6] В этих случаях он может представлять собой сложную картушную рамку, довольно широко раскинувшуюся вокруг круглого или полукруглого медальона, который может содержать скульптуру фигуры или головы. Ранний этап показан у входа в пещеру 9 в пещерах Аджанты , где арочная оконная рама чайтья повторяется несколько раз в качестве декоративного мотива. Здесь, как и во многих подобных ранних примерах, внутренняя часть арки в этом мотиве содержит низкую рельефную решетку, имитирующую отступающие стропила крыши ( прогоны ).
Первый этап
[ редактировать ]
Арочная форма фронтона , наблюдаемая в пещере Ломас Риши и других местах, является особенностью как священных, так и светских зданий, представленных в рельефах с ранних буддийских памятников в Индии, и, очевидно, широко использовалась для крыш из растительных материалов в древней индийской архитектуре. . [7] Простые версии подобных структур по-прежнему используются народом Тода с холмов Нилгири . [8]
Высеченная в скале пещера Ломас Риши была раскопана во время правления Ашоки в Империи Маурьев в III веке до нашей эры для адживиков , небуддийской религиозной и философской группы того периода. Полоса под аркой содержит рельефную решетку , предположительно изображающую потолок соломенной крыши. Ниже находится изогнутый рельеф линии слонов. Вход ведет в сторону зала, поэтому, в отличие от большинства более поздних примеров оконных рам, арка не имеет большого отношения к пространству, в которое она ведет. Непосредственно соседняя пещера в той же скале имеет у входа простую недекорированную нишу, которая первоначально могла содержать крыльцо аналогичной конструкции из растительных материалов. [9]

, высеченных в скале, В ранних залах чайтьи используется та же форма главного окна, которая необходима для освещения интерьера, а также часто в качестве украшения используются небольшие рельефные оконные мотивы. В них внутренняя часть арки имеет ряд выступов с квадратными концами, представляющих балки , а внутри - изогнутую решетку с низким рельефом, которая представляет собой выступающие балки крыши внутри условного здания. Внизу небольшая область, более или менее полукруглая, представляет дальнюю стену сооружения и может быть простой (например, пещеры Бхаджа над боковыми галереями), с другим решетчатым рисунком (например, пещеры Бхаджа главный фасад ), Пандавлени. Пещеры ( пещера 18, выше) или декоративный мотив (например, пещера 9, Аджанта , пещера 18 Пандавлени , над дверным проемом). Часто области вокруг этих окон или фронтонных мотивов имеют полосы решетчатой конструкции , по-видимому, представляющие собой решетчатые перила, подобные тем, которые изображены по краям балконов и лоджий дворца-форта на рельефе Кусинагара во время войны за мощи Будды , Южные ворота, Ступа. нет. 1, Санчи . Особенно это касается пещер Бедсе . [10] это ранний пример того, что Джеймс Фергюссон заметил в девятнадцатом веке: «Повсюду ... в Индии архитектурные украшения состоят из маленьких моделей больших зданий». [11]
У входа в пещеру 19 в Аджанте в четырех горизонтальных зонах декора используются повторяющиеся мотивы «арки чайтьи» на простой полосе (две на выступающем крыльце и две наверху). Внутри каждой арки находится голова. Ранние примеры включают пещеры Эллора 10, пещеры Аджанта 9 и 19 и пещерный храм Вараха в Мамаллапураме . [12]
-
Предполагаемая реконструкция главных ворот Кусинагары около 500 г. до н.э. на основе этого рельефа в Санчи .
-
Интерьер высеченного в скале зала чайтьи, пещеры Бхаджа , деревянные ребра.
-
Мотив арки Чайтья в вихаре в пещерах Бедсе
-
Боковая стена внутри чайтьи в пещерах Бедсе
-
Развитие арки Чайтья из пещеры Ломас Риши, из книги Перси Брауна .
-
Сцена на перилах Бодх-Гая (копия), изображающая здание.
-
Внешний вид зала Чайтья, пещера 9, пещеры Аджанта , I век до нашей эры. Арочная оконная рама чайтья повторяется несколько раз в качестве декоративного мотива.
-
Мотив арки Чайтьи в вихаре в Аджанте
-
Вход в пещеру 19, пещеры Аджанты «арки Чайтья». , конец V века, также с четырьмя зонами с использованием мотива
-
Современная хижина народа Тода
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
Примерно к 650 году, времени последнего высеченного в скале зала чайтьи, пещеры 10 в Эллоре , окно на фасаде значительно изменилось. Главное окно стало меньше и теперь не имеет никакого отношения к внутренней крыше (которая все еще имеет традиционные ребра). У него всего два традиционных выступа, имитирующих концы балок прогона , и широкая декоративная рама, в несколько раз превышающая ширину настоящего оконного проема. Две боковые двери имеют фронтоны с «разрезными и наложенными» глухими гавакшами, также с широкими наличниками. Это должен был быть стиль гавакши, который уже был широко принят для украшения индуистских и джайнских храмов и в упрощенной форме встречается в буддийском храме Махабодхи в Бодх-Гайе и индуистском храме Дашаватара в Деогархе . [13]
Также в VII веке появились суканаса . Это очень крупный развитый мотив гавакши, закрепленный на внешней стороне башни храма над его входом, обычно стоящий вертикально, хотя башня наклонена внутрь. [14]
К концу VII века, а возможно, и раньше, все поверхности больших башен шикхара или других поверхностей могли быть покрыты решетками из переплетающихся мотивов гавакши, часто называемыми «сеткой гавакши» или сотами. [15] Ранние примеры включают буддийскую шихара башню Махабодхи в храме в Бодх-Гайе , где мотивы покрывают большую часть поверхности, но фактически не пересекаются. Это самое позднее VI века, но, возможно, это восстановление конструкции еще II или III века. [16] Пещера 15 в Эллоре , построенная к 730 году, если не раньше, и, возможно, начатая как буддийские раскопки, может быть одним из самых ранних примеров полного стиля. [17] Этот мотив распространился на Южную Индию, например, в храмах 7-го и 8-го веков в Паттадакале в Карнатаке .
Храм Гопа в Гуджарате , построенный, вероятно, в VI веке, является крупнейшим и лучшим из группы ранних храмов, выполненных в ярко выраженном местном стиле. Сегодняшний голый замковый вид центральной квадратной башни, вероятно, не отражает первоначальный дизайн, поскольку верхние части конструкции вокруг нее отсутствуют. Над простыми стенами наклонная вершина включает в себя три большие гавакши на каждой грани, две внизу и одну вверху, которые необычны тем, что фактически открыты, а не имеют мелкого рельефа , как почти все более поздние гавакши. Первоначально за ними стояли статуи, от которых сейчас осталось очень мало. [18]
Гавакши занимают видное место в некоторых храмах группы 8-го века на плато Диенг в центральной Яве , среди самых ранних монументальных индуистских храмов в современной Индонезии . [19]
Ноздри юга
[ редактировать ]Адам Харди проводит различие между гавакшей, которую он в основном ограничивает архитектурой Нагара на севере, и ее двоюродным братом в дравидийской архитектуре юга, наси («куду» на тамильском языке). Он допускает ранний период «постепенной дифференциации», когда наси развивается из гавакши, появившейся первой. При детальном анализе частей мотива он указывает на некоторые различия формы. Среди других характеристик наси: у мотива нет рамы в основании, внутренняя часть окна часто пустая (возможно, изначально окрашенная), а киртимукхи наверху мотива часто находится голова . В целом форма менее линейна и более богато орнаментирована. [20]
-
Северная крыша храма Гоп Сурья , Гуджарат , ок. конец VI - начало VII века
-
Два мотива арки чайтьи, расположенные друг на друге. Индуистский храм, Осиан, Джодхпур , 8 век.
-
Гавакша в Наланде
-
Суканаса с Шивой Натараджем и небольшими мотивами гавакши, храм Джамбулингешвара, Паттадакал , 7-8 века. [21]
-
Украшение храма Касивишванатха 9-го века в Паттадакале включает гавакши в нескольких формах.
-
Сложные гавакши в джайнской пещере 32 начала IX века в Эллоре.
-
«Соты» гавакш на шихаре храма Вамана, Кхаджурахо , 1050-75 гг.
-
Храм Бима, храмы Диенг , Ява , 8 век
-
Бхима Ратха (Пять Ратх), Махабалипурам
Примечания
[ редактировать ]- ^ правильно: чандрашалас , гавакша , куду . Harle, 49, 166, 276. Харле ограничивает использование чандрашалы примерами из периода Гуптов, когда в современных текстах используется этот термин.
- ^ «Словарь индийского искусства» . Проверено 18 мая 2015 г.
- ^ Харл, 48 лет.
- ^ Элгуд (2000), 103
- ^ Харл, 48 лет; Митчелл, 217–218.
- ^ Харл, 48 лет.
- ^ Харди, 38 лет; Харл, 43–48 лет.
- ^ Гованс, Алан. Художественный вестник , вып. 38, нет. 2, 1956, стр. 127–129, [www.jstor.org/stable/3047649 JSTOR] (обзор Zimmer)
- ^ Харл, 48 лет; Митчелл, 217–218.
- ^ Харл, 48, 54
- ^ Цитируется в Харди, 18 лет.
- ^ Харл, 276
- ^ Харл, 112, 132, 201; Харди, 40 лет
- ^ Крамриш, 240–241; Харле, 140
- ^ Харл, 134, 140.
- ^ Харл, 201
- ^ Харл, 134
- ^ Харл, 136–138.
- ^ Мичелл (1988), 160–161
- ^ Харди, 101–103.
- ^ Мичелл, 105
Ссылки
[ редактировать ]
- Элгуд, Хизер, индуизм и религиозное искусство , 2000, A&C Black, ISBN 0304707392 , 9780304707393, книги Google
- Харди, Адам , Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века , 1995, Abhinav Publications, ISBN 8170173124 , 9788170173120, книги Google
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Крамриш, Стелла , Индуистский храм , Том 1, 1996 г. (первоначально 1946 г.), ISBN 8120802225 , 9788120802223, книги Google
- Мичелл, Джордж, Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , 1989, Penguin Books, ISBN 0140081445