Киртимукха
Киртимукха ( санскрит : कीर्तिमुख, kīrtimukha , также kīrttimukha , соединение бахуврихи, переводящееся как «славное лицо») — имя глотающего свирепого лица монстра с огромными клыками и разинутой пастью, очень распространенное в иконографии индуистской храмовой архитектуры в Непале. Индии и Юго-Восточной Азии , а также часто встречается в буддийской архитектуре . [1]
В отличие от других индуистских легендарных существ, например, морского чудовища макара , киртимукха, по сути, представляет собой орнаментальный мотив в искусстве , берущий свое начало в легендах из « Сканда-пураны» и « Шива-пураны» .
Происхождение и характеристики
[ редактировать ]
Слово мукха на санскрите относится к лицу, а кирти означает «слава, слава». История Киртимукхи начинается с царя асуров Джаландхары , который «благодаря необыкновенным аскезам... накопил себе непреодолимые силы». [2] В порыве гордыни он послал своего посланника, чудовища Раху , главная задача которого — затмить луну, бросить вызов Шиве. «Задача… заключалась в том, чтобы Шива отказался от своей сияющей драгоценности невесты Парвати ». [3] Немедленным ответом Шивы был взрыв огромной силы из его третьего глаза, который создал ужасного, истощенного и хищного льва. Испуганный Раху обратился за милостью Шивы, на что Шива согласился. Чтобы накормить хищного льва, Шива предложил этому существу питаться эгоизмом, жадностью и привязанностью людей. Шива, довольный результатом, дал ему имя «славный лик» и заявил, что оно всегда должно находиться у дверей его храмов. Таким образом, Киртимукха является символом самого Шивы.
Киртимукха часто используется как мотив, венчающий вершину храма или изображение божества, особенно в Южной Индии архитектуре . Как пишет Циммер, «Киртимукха служит прежде всего апотропной демонической маской, ужасным, внушающим трепет стражем порога». [4]
Это лицо иногда путают с другим скульптурным элементом — лицом льва ( Симхамукха ) . [5] Однако для того, чтобы быть Киртимукхой, ему необходимо заниматься глотанием, поскольку Киртимукха — это образ «всепоглощающего». [6]
Это чудовищное лицо с выпученными глазами также украшает перемычку ворот внутреннего святилища во многих индуистских храмах, обозначая повторное поглощение, которое отмечает вход в храм. [7] В дравидской архитектуре и других местах он возвышается над мотивами гавакши ( куду, наси ). Чаще всего это только лицо, причем очень часто видна только верхняя челюсть и верхняя часть лица, хотя кое-где изображены и руки. Этот мотив иногда можно встретить и в спутанных волосах Шивы. [8]
Некоторые авторы сравнивают Киртимукху с греческим мифом об Уроборосе . [9]
Галерея
[ редактировать ]-
Киртимукха в храме Амрутешвара в Аннигери , район Дхарвад , штат Карнатака, Индия
-
Киртимукха в храме Каси Вишвешвара в Лаккунди, район Гадаг, штат Карнатака, Индия
-
Кала-Макара , Киртимукха яванского портала Сайлендра Боробудур 9-го века , Индонезия
-
Кхмерская перемычка Киртимуха в Ват Кралане , Камбоджа, Бафуон , стиль Ангкора, 11 век
-
Киртимукха в храме Сиддхешвары в Хавери , штат Карнатака, Индия
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Яллы и Муха» . Проверено 25 февраля 2007 г.
- ^ Генрих Циммер, Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации , под редакцией Джозефа Кэмпбелла. Нью-Йорк: Harper Torchbooks, 1946, стр.175.
- ^ Там же , с. 176
- ^ Там же. , с. 182
- ^ Роберт Бир (2004). Энциклопедия тибетских символов и мотивов . Serindia Publications, Incorporated. ISBN 1-932476-10-5 .
- ^ Экард Шлебергер, Индийский мир богов
- ^ Рохан Бастин, Область постоянного избытка: множественное поклонение в храмах Муннесварам в Шри-Ланке
- ^ Комната, с. 182
- ^ Теософское общество - Хищник, обращающийся против самого себя
Внешние ссылки
[ редактировать ]