Картуш (дизайн)
Картуш картуш (также выпуклой ) представляет собой овальную или продолговатую конструкцию со слегка поверхностью , обычно окаймленную орнаментальными завитками . Его используют для удерживания расписной или барельефной конструкции. [1] С начала 16 века картуш представляет собой устройство с прокручивающейся рамкой, происходящее от итальянского caruccia . Для таких картушей характерна вытянутая, пронизанная и закручивающаяся форма.
Другой картуш занимает видное место на титульном листе книги Джорджо Вазари « Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» XVI века , обрамляя небольшую виньетку с пронизанным и закручивающимся картушем из бумаги.
На гравированной визитной карточке лондонского часовщика Перси Вебстера изображена виньетка магазина в рамке-картуше с прокруткой в стиле рококо , полностью состоящей из устройств прокрутки.
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Картуши встречаются на зданиях, погребальных стелах и саркофагах . Картуш обычно имеет прямоугольную форму, ограниченную молдингом или одной или несколькими врезанными линиями, с двумя симметричными трапециями по боковым краям.
- Римский прямоугольный картуш на саркофаге, III век, мрамор, Археологический музей Аданы , Адана , Турция
- Римский картуш на постаменте обелиска Феодосия , Константинопольский ипподром , Стамбул , Турция , неизвестный архитектор или скульптор, 390 г. [3]
- Римский картуш на правом листе диптиха Симмахи-Никомахи , ок. 400, слоновая кость, Музей Виктории и Альберта , Лондон. [4]
китайский
[ редактировать ]- Китайские картуши на керамической вазе Лунцюань , 14 век, цвет морской волны , Британский музей , Лондон [5]
От Ренессанса до Ар-Деко
[ редактировать ]Эпоха Возрождения вернула элементы греко-римской культуры, в том числе такие орнаменты, как картуш. По сравнению со своими древними предками, представители эпохи Возрождения обычно гораздо сложнее. Картуши продолжают использоваться в стилях, пришедших на смену эпохе Возрождения. Большинство из них имеют обычный вид симметричного овала с завитками, разработанными в периоды Возрождения и Барокко , но некоторые сильно стилизованы, демонстрируя разнообразие стилей, популярных с течением времени. Они использовались постоянно и были одним из основных мотивов архитектуры рококо и изящных искусств .
Их использование начало исчезать в ар-деко , стиле, созданном коллективными усилиями нескольких французских дизайнеров по созданию нового современного стиля примерно в 1910 году. Это связано с тем, что художники этого направления пытались создать новые орнаменты для своего времени, чаще всего стилизуя используемые мотивы. раньше, или придумываем совершенно новые. Ар-деко также следовал принципу простоты, что является еще одной причиной редкости сложных орнаментов, таких как картуши или маскароны , в ар-деко.
- Картуш эпохи Возрождения на кассоне , 16 век, скорее всего, орех, Вилла Медичи в Черрето-Гвиди , Черрето-Гвиди , Италия
- Ренессансный картуш на сундуке, 16 век, орех, Палаццо Даванцати , Флоренция , Италия
- картуш эпохи Возрождения Лепной на стене в Галерее Франциска I, дворец Фонтенбло , Фонтенбло , Франция, работа Россо Фьорентино , спроектированный в 1532 году. [6]
- Картуши эпохи Возрождения на памятнике сердцу Франциска I , базилика Сен-Дени , Сен-Дени , Франция, работа Пьера Бонтана , 1556 г. [7]
- Патрон эпохи Возрождения на отеле Bénigne Le Compasseur (улица Ваннери № 64), Дижон , Франция, неизвестный архитектор, 1570 г. [8]
- Два картуша эпохи Возрождения , большой с Александром Македонским и меньший с надписью, работы Криспина ван де Пассе Старшего , 1574-1637, гравюра на бумаге, Рейксмузеум , Амстердам , Нидерланды
- Картуш эпохи Возрождения на фронтоне западного фасада Кур в Карре Лувра Париже, спроектированный Пьером Леско , 16 век. [9]
- Картуши эпохи Возрождения XVI и XVII веков из L'Ornement Polychrome Альберта Расине , 1888 год.
- Барочный картуш у входа в базилику Святого Петра в Риме, неизвестный архитектор или кузнец, ок. 1615 г.
- Дизайн картуша в стиле барокко работы Стефано делла Белла , 1647 год, офорт на бумаге, Художественный музей Кливленда , Кливленд , США
- Барочный картуш с путти , над зеркалом в спальне Мекленбургской квартиры, дворец Шарлоттенбург , Берлин, неизвестный архитектор, 17 век.
- Барочный картуш с гербом семьи Даванцати на Палаццо Даванцати , Флоренция, неизвестный скульптор, конец 17 века.
- Барочный картуш и фронтоны на алтаре святого Алоизия Гонзаги , Сант-Игнацио , Рим, работа Пьера Ле Гро Младшего , 1697-1699 гг.
- Брынковенеский картуш на поврежденном камне во дворе монастыря Антим , Бухарест , Румыния , неизвестный скульптор, конец 17-начала 18 века.
- Барочный картуш фронтисписа к « Франсуазам и комическим фигурам» Робера Эке , возможно, 1702 год, офорт на бумаге, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Картуш в стиле барокко, дата неизвестна, гравюра на бумаге, Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна , Нью-Йорк
- Барочные картушные карнизы на фасаде отеля д'Эйно ( улица де л'Арбре-Сек , 52), Париж, неизвестный архитектор, 1721 г.
- Барочный картуш по краям и углам «Астрономов» , проект Ги-Луи Вернансала , 1722-1724, шерсть, шелк и гобеленовое плетение, Лувр
- Картуши XVIII века в стиле рококо из L'Ornement Polychrome работы Альберта Расине, 1888 г.
- Картуш в стиле рококо отеля де Конти (площадь замка № 14), Сен-Жермен-ан-Ле , Франция, неизвестный архитектор, 18 век.
- Картуш в стиле рококо из Второй книги картушей, ок. 1710-1772, Рейксмузеум
- Барочный картуш на Фонтане дель Пантеон в Риме работы Филиппо Бариджиони , 1711 год.
- Барочный картуш алтаря -Прозрачного Эль собора Толедо , Толедо , Испания, спроектированный и изготовленный Нарцисо Томе , 1729-1732 гг. [10]
- Патрон в стиле рококо в углу плана Версаля работы Жана Делагрива , 1746 год, гравюра на бумаге, Национальная библиотека Франции , Париж. [11]
- Картуш в стиле рококо в театре Кювилье , Мюнхен , Германия, работа Франсуа де Кювилье , 1751-1753 гг. [12]
- Картуш в стиле рококо на супнице, работа Севрской фарфоровой фабрики , 1757–1758, фарфор мягкая паста, Метрополитен-музей.
- Выгравированная в стиле рококо торговая карточка Перси Вебстера, часовщика из Лондона, ок. 1760 г., гравюра, место неизвестно.
- Брынковенесский картуш на писании , изображающем строительство Валашской академии в Бухаресте, Музей Бухарестского университета , неизвестный архитектор или скульптор, 1776 г.
- Картуш в стиле возрождения рококо на веере, неизвестный дизайнер и производитель, ок. 1850, бумага, гуашь, золочение, перламутр , Музей Гальера , Париж
- Картуш в стиле возрождения рококо на конусообразной вазе, часть пары, работа Николя Бюжара ?, середина XIX века, твердый фарфор, роспись и позолота, Музей декоративного искусства , Париж
- Картуши эпохи Возрождения на кувшине, украшенном гербами, неизвестный художник или производитель, 1855 г., фарфор, надглазурная эмаль и позолота, Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна , Нью-Йорк
- Картуши эпохи Возрождения на витрине, спроектированные Эженом Приньо и Альбертом-Эрнестом Каррье де Беллёз и созданные Бернаром , 1867 год, дерево и слоновая кость, Пти-Пале , Париж.
- Картуш изящного искусства с кадуцеем на крыше штаб-квартиры Crédit Lyonnais ( бульвар Итальянский номер 17–23), Париж, работа Уильяма Бувенса ван дер Бойена , 1876–1883 гг.
- Картуш изящных искусств с маскароном над входной дверью Сельскохозяйственной академии Франции , Париж, неизвестный архитектор, 1878 г. [13]
- эпохи Возрождения Картуш на улице Архивов №. 9, Париж, неизвестный архитектор, ок. 1880 г.
- Маскарон Beaux Arts на Монументе Республики на площади Республики в Париже, созданный Леопольдом Морисом и спроектированный Франсуа-Шарлем Морисом , 1883 год.
- Полихромный картуш эпохи Возрождения на фасаде Художественного музея Тулона , спроектированный Гауденси Алларом и созданный Викторьеном Бастетом , ок. 1888 г.
- Неоклассический картуш на стене в помпейском стиле на улице Николае Филипеску №. 45, Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор или художник, ок. 1890 г.
- Неоклассические картуши на фронтоне и под фронтоном Зала Траяна ( Calea Călăraşilor № 133), Бухарест, работа Джулио Маньо , 1896 г.
- Картуш изящных искусств моста Александра III в Париже, спроектированный Жозефом Кассианом-Бернаром и Гастоном Кузеном , 1896–1900 гг.
- Картуш в стиле модерн на доме Александру Гр Ионеску ( Bulevardul Lascăr Catargiu № 4), Бухарест, работа Эдуарда Романчо , 1898 г. [14]
- Лепнина в стиле возрождения рококо с картушами по углам на потолке дворца Кантакузино в Бухаресте, работа Иона Д. Бериндея , 1898-1906 гг. [15]
- Комплексный картуш изящных искусств Intrarea Costache Negri no. 1, Бухарест, неизвестный архитектор, 1899 г.
- Патрон изящных искусств над входом в отель Le Vavasseur ( улица Буасьер , № 21), Париж, автор Эрнест Сансон , 1899 г.
- Картуш изящного искусства на фасаде булочной Козетт ( улица Монгалле, № 19), Париж, неизвестный архитектор или художник, конец XIX века. [16]
- Стилизованный картуш в стиле изящного искусства монументального портика Жюля-Феликса Кутана на площади Феликса-Дезрюэля в Париже работы Жюля Кутана или Шарля-Огюста Рислера , до 1900 года.
- Стилизованный картуш в стиле модерн с монограммой RF (что означает Французская республика) на потолке ратуши Эвиля , Франция, работа Анри Гуттона , 1901-1909 гг. [17]
- Патрон изящных искусств с мостом Бир-Хакейм , Париж, работы Жана Камилла Формиже , Луи Бьетта и Дайде и Пилле , 1903-1905 гг.
- готического возрождения Щитоподобные картуши в стиле на вагонной фабрике Германа И. Рибера ( ул. Strada Romulus № 17), Бухарест, работа Зигфрида Кофчинского , 1903 г. [18]
- Картуш в стиле готического возрождения с инициалом на двери дома Василе Зотту ( Strada CA Rosetti № 7), Бухарест, неизвестный архитектор, 1909 г. [19]
- Картуш в стиле румынского возрождения над окном дома Аурела Минку ( Bulevardul Dacia № 60), Бухарест, автор Аргир Кулина , 1910 год. [20]
- Сильно стилизованный патрон в стиле модерн на улице Жан-де-Ла-Фонтен №. 21, Париж, картина Гектора Гимара , ок. 1911 год
- Картуш в стиле греческого возрождения на конском кольце из дома Адины и Эмиля Костинеску ( Strada Polonă № 4), Бухарест, работа Иона Д. Бериндея, 1911-1915 гг. [21]
- Картуш в стиле ар-деко на веере, производство Au Bon Marché , 1920-1925, пергамент , чеканка, дерево, металл, серебрение, Musée Galliera.
- Картуш в стиле ар-деко над входными колоннами здания Национального парламента , в Киото работа Фукудзо Ватанабэ , 1920-1936 гг.
Постмодернизм и ретро-резюзи
[ редактировать ]В конце Великой Отечественной войны рост популярности интернационального стиля , характеризующегося полным отсутствием каких-либо украшений, привел к полному отказу от любых украшений, в том числе и от картушей.
Позже они снова появляются в некоторых постмодернистских движениях, которые ставили под сомнение модернизм ( статус-кво после Второй мировой войны) и способствовали включению элементов исторических стилей в новые проекты. Ранний текст, ставящий под сомнение модернизм, был написан архитектором Робертом Вентури « Сложность и противоречие в архитектуре» (1966), в котором он рекомендовал возродить «присутствие прошлого» в архитектурном дизайне. Он пытался включить в свои здания качества, которые он описывал как «включенность, непоследовательность, компромисс, приспособление, адаптацию, сверхсмежность, эквивалентность, множественность фокусов, сопоставление или хорошее и плохое пространство». [22] Вентури поощрял «цитирование», что означает повторное использование элементов прошлого в новых проектах. Отчасти манифест, отчасти архитектурный альбом, накопленный за предыдущее десятилетие, книга представляла видение нового поколения архитекторов и дизайнеров, выросших в условиях модернизма, но ощущавших все больше ограничений из-за его воспринимаемой жесткости. Многие постмодернистские архитекторы и дизайнеры использовали в своих творениях упрощенные интерпретации элементов классического декора. Однако в большинстве случаев они были сильно упрощены и содержали больше реинтерпретаций, чем истинного повторного использования задуманных элементов. Из-за своей сложности картуши крайне редко использовались в постмодернистской архитектуре и дизайне. [23]
Картуши пользовались большей популярностью в стиле ретро 21 века благодаря дизайну, вдохновленному в основном 18 и 19 веками.
- Постмодернистские маскароны в картушах, проливающие воду на площади Пьяцца д'Италия , Новый Орлеан , США, автор Чарльз Мур , 1978 год. [24]
- Картуш с принтом в стиле модерн на футболке Vans , неизвестный модельер и иллюстратор, ок. 2021, печать на текстиле
См. также
[ редактировать ]- Тондо (искусство) : круглое (круглое)
- Медальон (архитектура) : круглый или овальный.
- Архитектурная скульптура
- Картуш (картография)
- Картуш
- Резист : техника в керамике для выделения картушей и т. д.
- Консоль (геральдика)
Сноски
[ редактировать ]- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К. (1995). Визуальный словарь архитектуры . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. п. 183. ИСБН 0-471-28451-3 .
- ^ Фуллертон, Марк Д. (2020). Искусство и археология римского мира . Темза и Гудзон. п. 87. ИСБН 978-0-500-051931 .
- ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианского мира . Файдон. п. 46. ИСБН 978-0-7148-4810-5 .
- ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианского мира . Файдон. п. 36. ISBN 978-0-7148-4810-5 .
- ^ Ирв Грэм (9 августа 2012 г.). «Ваза для посуды Лунцюань – Коллекция Персиваля Дэвида» . chineseantiques.co.uk . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Робертсон, Хаттон (2022). История искусства – от предыстории до наших дней – глобальный взгляд . Темза и Гудзон. п. 784. ИСБН 978-0-500-02236-8 .
- ^ «Гробница сердца Франциска I, короля Франции» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «Мезон» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Бреск-Ботье, Женевьева (2008). Лувр, история дворца . Издания Лувра. п. 28. ISBN 978-2-7572-0177-0 .
- ^ Хопкинс 2014 , с. 82.
- ^ Робертсон, Хаттон (2022). История искусства – от предыстории до наших дней – глобальный взгляд . Темза и Гудзон. п. 870. ИСБН 978-0-500-02236-8 .
- ^ Ирвинг, Марк (2019). 1001 ЗДАНИЕ, которое вы должны увидеть, прежде чем умереть . Кассель иллюстрировал. п. 217. ИСБН 978-1-78840-176-0 .
- ^ «Пространство Бельшасс» . abcsalles.com . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Мариначе, Оана (2019). ArchiTur - Бульвар Кольцеа - Бульвар Ласкэр Катарджиу (на румынском языке). Издательство «История Артей». стр. 21.
- ^ Мариана Челак, Октавиан Карабела и Мариус Марку-Лападат (2017). Архитектура Бухареста — аннотированный путеводитель . Орден архитекторов Румынии. стр. 90. ISBN 978-973-0-23884-6 .
- ^ «Буланжери» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ «Мэри» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ Кроитору-Тончу, Моника (2022). Альфред Поппер - 1874-1946 - (повторное) открытие архитектора (на румынском языке). СИММЕТРИЯ. стр. 30. ISBN 978-973-1872-51-3 .
- ^ Оана Мариначе (19 февраля 2021 г.). «Резиденция Зотту, образец восточного неорумынского стиля» . adevarul.ro . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Войнароски, Кристина (2013). Городская история, Надел и парк Иоаннидов в Бухаресте в европейском контексте (на румынском языке). СИММЕТРИЯ. стр. 218. ISBN 978-973-1872-30-8 .
- ^ Войнароски, Кристина (2013). Городская история, Надел и парк Иоаннидов в Бухаресте в европейском контексте (на румынском языке). СИММЕТРИЯ. стр. 205. ISBN 978-973-1872-30-8 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 660. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Хопкинс 2014 , с. 200, 203.
- ^ Ходж 2019 , с. 47.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ходж, Сьюзи (2019). Краткая история архитектуры . Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-1-7862-7370-3 .
- Хопкинс, Оуэн (2014). Архитектурные стили: наглядное руководство . Лоуренс Кинг. ISBN 978-178067-163-5 .