Jump to content

Филиал

Ветвь над купелью Вормсского собора
ветвей Ажурный узор в Ульмском соборе , ок. 1475
Филиал портала бывшей монастырской церкви Хемница (1525 г.)

Ветвление или узор ветвей ( нем . Astwerk , нидерл. Lofwerk of Loofwerk) — тип архитектурного орнамента, часто используемый в поздней готической архитектуре и Северном Возрождении , состоящий из узловатых, переплетенных и безлистных ветвей. Ветвление было особенно широко распространено в искусстве Центральной Европы между 1480 и 1520 годами, и его можно найти во всех средствах массовой информации. Интеллектуальное происхождение ветвлений лежит в теориях гуманизма эпохи Возрождения о происхождении архитектуры в естественных формах и практически необработанных природных материалах.

С художественной точки зрения это часто следует завитковым узорам , которые долгое время использовались для форм более тонких стеблей и усиков растений. Развитие изображения более толстых ветвей деревьев имело долгую историю в крестах на изображениях Распятия Иисуса и популярном сюжете Дерева Иессея .

Происхождение и значения

[ редактировать ]

Традиционно ветвление задумывалось как типичный орнамент поздней готики в землях к северу от Альп. Лишь недавно была признана связь между растительными архитектурными формами в ветвях и теориями гуманизма раннего Возрождения о происхождении архитектуры. [1]

Параллельно с увеличением появления ветвей в искусстве с последней трети 15 века в трактатной литературе есть свидетельства архитектурной теоретической основы этой формы дизайна, которая напоминает Витрувия концепцию « Примитивной хижины ». [2] В своем «Об архитектуре» Витрувий создает модель возникновения архитектуры из природы, согласно которой первые люди строили свои жилища из вертикальных развилок ветвей с наложенными на них ветками. Филарете также развивает эту идею в своей книге Trattato di Architettura , в которой он объясняет происхождение арки как первого дверного проема. В начале 16 века подобные объяснения можно найти, среди прочего, в трудах Рафаэля .

Возникновение готической стрельчатой ​​арки из связанных вместе ветвей деревьев нашло еще одну историческую основу в De Germania римского автора Тацита (ок. 98 г. н.э.), которая была заново открыта в начале 15 века учеными-гуманистами. [3] Тацит сообщает, что германцы поклонялись своим богам в лесах. Особенности готической архитектуры к северу от Альп — остроконечные арочные своды по аналогии с пологом листьев германских рощ — интерпретируются ранними немецкими гуманистами как собственная национальная древность. кардинал Франческо Тодескини-Пикколомини (1439–1503), владевший копией « Германии» своего дяди, папы Пия II Решающую роль в рецепции Тацита немецкими учеными сыграл . Несколько экземпляров этого экземпляра пересекли Альпы через Регенсбург .

Использовать

[ редактировать ]

В среднеевропейском искусстве 15-16 веков архитектурные элементы часто заменялись ветвями. В каменной скульптуре сопоставление архитектурных и природных элементов, таких как ветки, выходит на новый уровень. Сначала в камне имитируется деревянная ветка, которая затем заменяет деталь.

Очень ранним примером этого нового подхода к архитектуре является свод западного хора Айхштетского собора (датированный 1471 годом), где архитектурные ребра представлены в форме круглого посоха ветвей. Здесь Вильгельма фон Райхенау, гуманиста и епископа Айхштетта, можно назвать источником идей и интеллектуального образования. Вильгельм учился вместе с Йоханнесом Пиркхаймером, отцом Виллибальда Пиркхаймера , в Падуанском университете и представляет собой типичного раннего представителя раннего гуманизма в Германии с итальянскими корнями. В библиотеке Иоганна Пиркхаймера находился также экземпляр « Германии» , который он, вероятно, приобрел во время учебы в 1460-х годах. [4]

В Айхштетте, с так называемой «красивой колонной» ( Schöne Säule ) 1489 года в морге собора, имеется еще один, более поздний пример использования ветвей. В то же время этот столб с витым стержнем является ранним примером возрождения романских форм и стилистических особенностей в архитектуре XV века. Этот стиль романского ренессанса, понимаемый как специфически северная альпийская древность, впервые был использован в ранней нидерландской живописи для изображения древних зданий, а также стал источником вдохновения для новых архитектурных мотивов в Германии примерно с 1460 года. [5]

Примером соединения архитектурной и растительной формы является Тильмана Рименшнейдера » «Хейлиг-Блут-Алтарь ( церковь Св. Иакова, Ротенбург-об-дер-Таубер , 1501/05). Здесь навесы образованы переплетающимися ветвями, которые, в свою очередь, увенчаны архитектурным навершием . Этот художественный подход сознательно нарушал ожидаемый порядок и понятность архитектурной системы.

Точно так же монументальный северный портал бенедиктинской монастырской церкви в Хемнице , построенный в 1525 году резчиком по дереву и каменной скульптурой Францем Майдбургом, сочетает в себе доготические (романские) формы, такие как закругленные арки с ветвями. И стиль, и образная программа с основателями императора XII века Лотаря II отсылают здесь к далекому основанию монастыря и подчеркивают возраст и почтение комплекса. [6] также деревянные колонны Браманте в монастыре Сант-Амброджо в Милане Подобной реализацией теоретического дискурса архитектуры являются .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пол Кроссли: Возвращение в лес: естественная архитектура и немецкое прошлое в эпоху Дюрера. В: Томас В. Гетгенс (ред.): Художественный обмен, файлы 28-го Международного конгресса по истории искусств. том 2, Берлин, 1993, стр. 71–80.
  2. ^ Джозеф Рикверт: О доме Адамса в раю: идея примитивной хижины в истории архитектуры. Нью-Йорк: Музей современного искусства. 1972 год ISBN   0870705121 .
  3. ^ Кристофер Б. Кребс: Самая опасная книга. Германия Тацита от Римской империи до Третьего рейха. WW Нортон 2011.
  4. ^ См. Дитер Мертенс: Инструментализация Германии Тацита немецкими гуманистами. В: Генрих Бек (ред.): К истории германо-германского уравнения. Язык и имена, история и институты. Берлин, 2004 г., стр. 37–101, здесь стр. 39 и 59–61.
  5. ^ Стефан Хоппе: романский стиль как античность и структурные последствия. Догадки о забытом дискурсе . В: Норберт Нуссбаум и др. (Ред.): Пути к Возрождению. Наблюдения о зарождении современной концепции искусства в Рейнской области и соседних регионах около 1500 г., Кельн, 2003 г., стр. 89–131 Онлайн-версия .
  6. ^ Стефан Хоппе: Дискурсы о стиле, архитектурные выдумки и реликвии. Наблюдения в Галле, Хемнице и Хайльбронне за влиянием изобразительного искусства на мастеров Центральной Европы около 1500 года . В: Стефан Бюргер и Бруно Кляйн (ред.): Мастера периода поздней готики. Положение и роль архитекторов в строительстве XIV-XVI веков. Дармштадт, 2009 г., стр. 69–91, онлайн-версия .

Литература

[ редактировать ]
  • Итан Мэтт Кавалер: О растительных образах в готике эпохи Возрождения. В: Моник Шатене, Криста Де Йонге, Итан Мэтт Кавалер, Норберт Нуссбаум (Hrsg.): Готика Возрождения, протоколы четвертой встречи европейской архитектуры, Париж, 12–16 июня 2007 г. (= De Architectura. 13) . Париж 2011, стр. 298–312.
  • Стефан Хоппе: Северная готика, итальянский ренессанс и не только. К «толстому» описанию стиля . В: Моник Шатене, Криста Де Йонге, Итан Мэтт Кавалер, Норберт Нуссбаум (Hrsg.): Готика Возрождения. Материалы четвертой Европейской встречи архитекторов, Париж, 12–16 июня 2007 г. Париж, 2011 г., стр. 47–64. онлайн-версия
  • Этьен Амон: Натурализм во французской архитектуре около 1500 года. В: Моник Шатене, Криста Де Йонге, Итан Мэтт Кавалер, Норберт Нуссбаум (Hrsg.): Готика Возрождения, протоколы четвертого европейского архитектурного собрания, Париж, 12–16 июня. , 2007. (= De Architectura. 13). Париж 2011, стр. 329–343.
  • Хубертус Гюнтер: Das Astwerk und die Theorie der Renaissance von der Entstehung der Architektur. В: Мишель-Каролин Хек, Фредерик Лемерль, Ив Повелс (Hrsg.): Теория искусства и художественного творчества в Северной Европе с 16 по начало 18 века, Вильнёв д'Аск (Лилль). 2002, стр. 13–32. онлайн-версия
  • Ханнс Хубах: Иоганн фон Дальберг и натуралистические ветви современной скульптуры в Вормсе, Гейдельберге и Ладенбурге. В: Герольд Боннен, Буркард Кейльманн (ред.): Епископ Вормса Иоганн фон Дальберг (1482–1503) и его время. (= Источники и трактаты по истории церкви Среднего Рейна. Том 117). Майнц, 2005, стр. 207–232. Онлайн-версия на АРТ-доке
  • Хартмут Кром: «образцовый персонаж» гравюры на меди с епископским посохом и кадильницей. В: Альбер Шатле (ред.): Красавчик Мартен. Этюды и мизаны в точку. Кольмар, 1994, стр. 185–207.
  • Пол Кроссли: Возвращение в лес: естественная архитектура и немецкое прошлое в эпоху Дюрера. В: Томас В. Гетгенс (ред.): Художественный обмен, файлы 28-го Международного конгресса по истории искусств. Том 2, Берлин, 1993, стр. 71–80.
  • Вальтер Паатц: появление кроны ветвей в немецкой позднеготической скульптуре и титульная гравюра на дереве Эрхарда Ройвича в «Перегриниатах в святых местах» Брайденбаха. В: Зигфрид Йост (ред.): Bibliotheca docet. Церемония в честь Карла Вемера. Амстердам, 1963, стр. 355–368.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27b85b3552507b3e9a3968e677e08a45__1610624340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/45/27b85b3552507b3e9a3968e677e08a45.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Branchwork - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)