Филиал



Ветвление или узор ветвей ( нем . Astwerk , нидерл. Lofwerk of Loofwerk) — тип архитектурного орнамента, часто используемый в поздней готической архитектуре и Северном Возрождении , состоящий из узловатых, переплетенных и безлистных ветвей. Ветвление было особенно широко распространено в искусстве Центральной Европы между 1480 и 1520 годами, и его можно найти во всех средствах массовой информации. Интеллектуальное происхождение ветвлений лежит в теориях гуманизма эпохи Возрождения о происхождении архитектуры в естественных формах и практически необработанных природных материалах.
С художественной точки зрения это часто следует завитковым узорам , которые долгое время использовались для форм более тонких стеблей и усиков растений. Развитие изображения более толстых ветвей деревьев имело долгую историю в крестах на изображениях Распятия Иисуса и популярном сюжете Дерева Иессея .
Происхождение и значения
[ редактировать ]Традиционно ветвление задумывалось как типичный орнамент поздней готики в землях к северу от Альп. Лишь недавно была признана связь между растительными архитектурными формами в ветвях и теориями гуманизма раннего Возрождения о происхождении архитектуры. [1]
Параллельно с увеличением появления ветвей в искусстве с последней трети 15 века в трактатной литературе есть свидетельства архитектурной теоретической основы этой формы дизайна, которая напоминает Витрувия концепцию « Примитивной хижины ». [2] В своем «Об архитектуре» Витрувий создает модель возникновения архитектуры из природы, согласно которой первые люди строили свои жилища из вертикальных развилок ветвей с наложенными на них ветками. Филарете также развивает эту идею в своей книге Trattato di Architettura , в которой он объясняет происхождение арки как первого дверного проема. В начале 16 века подобные объяснения можно найти, среди прочего, в трудах Рафаэля .
Возникновение готической стрельчатой арки из связанных вместе ветвей деревьев нашло еще одну историческую основу в De Germania римского автора Тацита (ок. 98 г. н.э.), которая была заново открыта в начале 15 века учеными-гуманистами. [3] Тацит сообщает, что германцы поклонялись своим богам в лесах. Особенности готической архитектуры к северу от Альп — остроконечные арочные своды по аналогии с пологом листьев германских рощ — интерпретируются ранними немецкими гуманистами как собственная национальная древность. кардинал Франческо Тодескини-Пикколомини (1439–1503), владевший копией « Германии» своего дяди, папы Пия II Решающую роль в рецепции Тацита немецкими учеными сыграл . Несколько экземпляров этого экземпляра пересекли Альпы через Регенсбург .
Использовать
[ редактировать ]В среднеевропейском искусстве 15-16 веков архитектурные элементы часто заменялись ветвями. В каменной скульптуре сопоставление архитектурных и природных элементов, таких как ветки, выходит на новый уровень. Сначала в камне имитируется деревянная ветка, которая затем заменяет деталь.
Очень ранним примером этого нового подхода к архитектуре является свод западного хора Айхштетского собора (датированный 1471 годом), где архитектурные ребра представлены в форме круглого посоха ветвей. Здесь Вильгельма фон Райхенау, гуманиста и епископа Айхштетта, можно назвать источником идей и интеллектуального образования. Вильгельм учился вместе с Йоханнесом Пиркхаймером, отцом Виллибальда Пиркхаймера , в Падуанском университете и представляет собой типичного раннего представителя раннего гуманизма в Германии с итальянскими корнями. В библиотеке Иоганна Пиркхаймера находился также экземпляр « Германии» , который он, вероятно, приобрел во время учебы в 1460-х годах. [4]
В Айхштетте, с так называемой «красивой колонной» ( Schöne Säule ) 1489 года в морге собора, имеется еще один, более поздний пример использования ветвей. В то же время этот столб с витым стержнем является ранним примером возрождения романских форм и стилистических особенностей в архитектуре XV века. Этот стиль романского ренессанса, понимаемый как специфически северная альпийская древность, впервые был использован в ранней нидерландской живописи для изображения древних зданий, а также стал источником вдохновения для новых архитектурных мотивов в Германии примерно с 1460 года. [5]
Примером соединения архитектурной и растительной формы является Тильмана Рименшнейдера » «Хейлиг-Блут-Алтарь ( церковь Св. Иакова, Ротенбург-об-дер-Таубер , 1501/05). Здесь навесы образованы переплетающимися ветвями, которые, в свою очередь, увенчаны архитектурным навершием . Этот художественный подход сознательно нарушал ожидаемый порядок и понятность архитектурной системы.
Точно так же монументальный северный портал бенедиктинской монастырской церкви в Хемнице , построенный в 1525 году резчиком по дереву и каменной скульптурой Францем Майдбургом, сочетает в себе доготические (романские) формы, такие как закругленные арки с ветвями. И стиль, и образная программа с основателями императора XII века Лотаря II отсылают здесь к далекому основанию монастыря и подчеркивают возраст и почтение комплекса. [6] также деревянные колонны Браманте в монастыре Сант-Амброджо в Милане Подобной реализацией теоретического дискурса архитектуры являются .
Галерея
[ редактировать ]- Ребрышки в Айхштетском соборе (1471 г.)
- Ветвь в верхней части алтаря Паппенгейма в Айхштетском соборе.
- Айхштеттский собор , морг, «Красивая колонна»
- Филиальный портал, 15 век, Берлин, Музей Боде.
- Браманте , древесная колонна в монастыре Сант-Амброджо в Милане (1498 г.)
- Ветвь как архитектурный орнамент в Дюрера « Житии Богородицы» (1504 г.)
- Алтарь Святой Крови в Ротенбурге (1501/05)
- Тупенканзель (кафедра в форме тюльпана) во Фрайбергском соборе (около 1505/10 г.)
- Либфрауенмюнстер, Ингольштадт, ветвистый свод придела (1515 г.)
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Кроссли: Возвращение в лес: естественная архитектура и немецкое прошлое в эпоху Дюрера. В: Томас В. Гетгенс (ред.): Художественный обмен, файлы 28-го Международного конгресса по истории искусств. том 2, Берлин, 1993, стр. 71–80.
- ^ Джозеф Рикверт: О доме Адамса в раю: идея примитивной хижины в истории архитектуры. Нью-Йорк: Музей современного искусства. 1972 год ISBN 0870705121 .
- ^ Кристофер Б. Кребс: Самая опасная книга. Германия Тацита от Римской империи до Третьего рейха. WW Нортон 2011.
- ^ См. Дитер Мертенс: Инструментализация Германии Тацита немецкими гуманистами. В: Генрих Бек (ред.): К истории германо-германского уравнения. Язык и имена, история и институты. Берлин, 2004 г., стр. 37–101, здесь стр. 39 и 59–61.
- ^ Стефан Хоппе: романский стиль как античность и структурные последствия. Догадки о забытом дискурсе . В: Норберт Нуссбаум и др. (Ред.): Пути к Возрождению. Наблюдения о зарождении современной концепции искусства в Рейнской области и соседних регионах около 1500 г., Кельн, 2003 г., стр. 89–131 Онлайн-версия .
- ^ Стефан Хоппе: Дискурсы о стиле, архитектурные выдумки и реликвии. Наблюдения в Галле, Хемнице и Хайльбронне за влиянием изобразительного искусства на мастеров Центральной Европы около 1500 года . В: Стефан Бюргер и Бруно Кляйн (ред.): Мастера периода поздней готики. Положение и роль архитекторов в строительстве XIV-XVI веков. Дармштадт, 2009 г., стр. 69–91, онлайн-версия .
Литература
[ редактировать ]- Итан Мэтт Кавалер: О растительных образах в готике эпохи Возрождения. В: Моник Шатене, Криста Де Йонге, Итан Мэтт Кавалер, Норберт Нуссбаум (Hrsg.): Готика Возрождения, протоколы четвертой встречи европейской архитектуры, Париж, 12–16 июня 2007 г. (= De Architectura. 13) . Париж 2011, стр. 298–312.
- Стефан Хоппе: Северная готика, итальянский ренессанс и не только. К «толстому» описанию стиля . В: Моник Шатене, Криста Де Йонге, Итан Мэтт Кавалер, Норберт Нуссбаум (Hrsg.): Готика Возрождения. Материалы четвертой Европейской встречи архитекторов, Париж, 12–16 июня 2007 г. Париж, 2011 г., стр. 47–64. онлайн-версия
- Этьен Амон: Натурализм во французской архитектуре около 1500 года. В: Моник Шатене, Криста Де Йонге, Итан Мэтт Кавалер, Норберт Нуссбаум (Hrsg.): Готика Возрождения, протоколы четвертого европейского архитектурного собрания, Париж, 12–16 июня. , 2007. (= De Architectura. 13). Париж 2011, стр. 329–343.
- Хубертус Гюнтер: Das Astwerk und die Theorie der Renaissance von der Entstehung der Architektur. В: Мишель-Каролин Хек, Фредерик Лемерль, Ив Повелс (Hrsg.): Теория искусства и художественного творчества в Северной Европе с 16 по начало 18 века, Вильнёв д'Аск (Лилль). 2002, стр. 13–32. онлайн-версия
- Ханнс Хубах: Иоганн фон Дальберг и натуралистические ветви современной скульптуры в Вормсе, Гейдельберге и Ладенбурге. В: Герольд Боннен, Буркард Кейльманн (ред.): Епископ Вормса Иоганн фон Дальберг (1482–1503) и его время. (= Источники и трактаты по истории церкви Среднего Рейна. Том 117). Майнц, 2005, стр. 207–232. Онлайн-версия на АРТ-доке
- Хартмут Кром: «образцовый персонаж» гравюры на меди с епископским посохом и кадильницей. В: Альбер Шатле (ред.): Красавчик Мартен. Этюды и мизаны в точку. Кольмар, 1994, стр. 185–207.
- Пол Кроссли: Возвращение в лес: естественная архитектура и немецкое прошлое в эпоху Дюрера. В: Томас В. Гетгенс (ред.): Художественный обмен, файлы 28-го Международного конгресса по истории искусств. Том 2, Берлин, 1993, стр. 71–80.
- Вальтер Паатц: появление кроны ветвей в немецкой позднеготической скульптуре и титульная гравюра на дереве Эрхарда Ройвича в «Перегриниатах в святых местах» Брайденбаха. В: Зигфрид Йост (ред.): Bibliotheca docet. Церемония в честь Карла Вемера. Амстердам, 1963, стр. 355–368.