Готическая миниатюра из самшита
Готические миниатюры из самшита — это очень маленькие деревянные скульптуры на христианскую тематику, созданные в 15 и 16 веках в Нидерландах , в конце готического периода и в период зарождающегося Северного Возрождения . [2] Они состоят из очень сложных слоев рельефа , часто выполненных почти на микроскопическом уровне, и изготовлены из самшита , который имеет мелкое зерно и высокую плотность, подходящую для детальной микрорезьбы. Сохранилось около 150 экземпляров; большинство из них представляют собой сферические четки (известные как молитвенные орехи ), статуэтки, черепа или гробы; около 20 имеют форму полиптихов , в том числе триптихов и диптихов , алтарей , кущей и чудовищ . [3] Полиптихи обычно имеют высоту 10–13 см. Большинство бусин имеют диаметр 10–15 см и созданы таким образом, чтобы их можно было держать в ладони, подвешивать к ожерельям или ремням или носить как модный аксессуар.
Миниатюры из самшита высоко ценились в начале 16 века. Их иконография, форма и полезность могут быть связаны со средневековой резьбой по слоновой кости , а также с современными освещенными миниатюрами , алтарными образами, панно, скульптурой, гравюрами на дереве и гравюрами. Обычно они содержат образы из жизни Марии , распятия Иисуса или виды рая и ада . Производство каждой миниатюры требовало исключительного мастерства, а для завершения некоторых, возможно, потребовались десятилетия совокупной работы, что позволяет предположить, что они были заказаны высокопоставленной знатью.
Некоторые миниатюры, судя по всему, были созданы в мастерской Адама Диркса , который, как полагают, создал десятки таких работ. О нем и мастерах, создавших миниатюры, почти ничего не известно. Некоторых из первоначальных владельцев можно идентифицировать по маркировке, обычно инициалам или гербам, нанесенным скульпторами. [4] Важные коллекции самшитовых миниатюр находятся в Художественной галерее Онтарио , в Британском музее как часть завещания Уоддесдона и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [5] Из-за своей редкости и сложности различения сложности репродукций миниатюры из самшита не изучались так широко, как другие формы нидерландского изобразительного искусства.
Производство
[ редактировать ]Самшит — плотная твердая древесина с мелким зерном , устойчивая к раскалыванию и сколам; что делает его идеальным для резьбы по дереву. [8] [9] В 16 веке деревянные блоки, используемые для гравюры на дереве, обычно изготавливались из самшита. Использование самшита было аналогично использованию слоновой кости в средневековой резьбе, однако самшит был гораздо менее дорогим вариантом. [10] За дизайном наблюдали мастера, которые, должно быть, имели доступ к гравюрам и гравюрам на дереве современных произведений искусства и, очевидно, находились под влиянием диптихов и триптихов картин . [11]
Самшит растет медленно, поэтому ствол остается довольно узким, что ограничивает размер любых резных фигурок, сделанных из любого цельного куска. Древесина приобретает ровную, мягкую и тактильную поверхность, если ее полировать или часто с ней обращаться, как это было в случае с молитвенными орехами. [12] Дерево теряет тактильность при покраске, что объясняет, почему большинство миниатюр выполнены в монохромном исполнении. Полихромия снизила разборчивость резных фигурок, «не говоря уже о трудностях эффективного раскрашивания таких крошечных и сложных сцен», как историк искусства Фриц Шолтен . отметил [13]
Инструменты, используемые в производстве, были аналогичны тем, которые использовались при производстве более крупных алтарных образов , и включали пилы , рубанки , скребки для карт , долота, шнеки , скобы и буравчики . Древесину распиливали на брусочки нужных размеров, после чего стыки вырезали . Четки были выточены на токарном станке . [14] Лесорубы вырезали из цельного бруска самшита сферу, разрезали ее пополам, выдолбили и прикрепили крепежную петлю и петли для переноски. Резьба внутри обычно делалась отдельно от меньших полусфер, а затем помещалась на внешнюю оболочку. [15] В некоторых случаях эти деревянные ракушки помещались в серебряный корпус. [16] [17]
Из-за миниатюрных размеров изделий при их изготовлении использовались увеличительные стекла. [19] Очень маленькие кусочки дерева было трудно закрепить (удержать на месте) во время резьбы. Вероятно, их расположили на скамейке между двумя столбами, чтобы их можно было развернуть. Куполообразные помещения, призванные напоминать церковную архитектуру, были просверлены или вырезаны и разделены с помощью циркуля и линейки на сегменты в форме пирога. Была установлена плоскость поверхности, на которую были нанесены рельефы . Они были созданы из нескольких отдельных деревянных листов, изготовленных индивидуально, а затем соединенных слоями. [8] Главные фигуры, обычно святые, вырезались из цельных кусков дерева. Рельефные компоненты либо вклеивались в заранее закрепленные ниши, [20] [21] либо их связывали колышками, которые иногда были функциональными и явно видимыми, либо вживлялись в рельефную форму. [22] Из-за такой слоистой структуры они часто бывают хрупкими. [21]
Примером этой техники наслоения являются четки «Страшный суд» (AGO 29365), приписываемые Адаму Дирксу и ныне находящиеся в Художественной галерее Онтарио, где около тридцати крошечных индивидуально вырезанных шипов вставлены в свод потолка и вокруг Христа. намекать на лучи света. Пунктуации на дереве, напоминающие звезды, были добавлены к потолку через крошечные просверленные отверстия. [23] [24] [25]
Уровень детализации указывает на использование при их изготовлении увеличения, вероятно, с использованием тех же инструментов, которые используют современные ювелиры. [26] Описывая эти тонкости, историк искусства Ева Кан пишет, что работы могут быть настолько богатыми, что «на ангельских крыльях видны отдельные перья, а шкуры драконов покрыты толстой чешуей. Обрушивающиеся хижины показаны с отсутствующей черепицей на их остроконечных крышах. Святые» мантии и солдатская форма отделаны пуговицами и вышивкой, есть мельчайшие изображения украшений и четок». [27]
Атрибуция и датировка
[ редактировать ]Только одна миниатюра явно датирована: триптих (WB.232) из наследия Уоддесдона в Британском музее имеет надпись «1511». [28] [29] Меньшинство имеет герб или другие указания на происхождение или источник поручения. Резьба в Музее Клюни в Париже содержит букву «М» и, должно быть, была завершена до инвентаризации Маргариты Австрийской 1524 года . Приблизительные даты других примеров можно определить из описей их владельцев. [30] Четки, принадлежавшие английскому Генриху VIII, должно быть, были изготовлены в период между его женитьбой на Екатерине Арагонской в 1509 году и его первыми попытками расстаться с ней в 1526 году. [28]
Большинство сохранившихся миниатюр из самшита приписываются ремесленникам Северного Возрождения, работавшим в Бургундских и Габсбургских Нидерландах в конце 15 - начале 16 веков. [31] Из-за их качества и стилистического сходства с полноразмерными фламандскими и брабантскими алтарями на протяжении веков считалось, что они происходят из Южных Нидерландов . Однако более поздние исследования показали, что большинство первых владельцев были выходцами из северных провинций Голландии и Зеландии . [32] Есть примеры из Италии, хотя, по словам Вильгельма Боде, «широкая монументальная тенденция итальянского искусства, особенно в скульптуре, кажется, исключает вкус к изящно выполненным небольшим произведениям». [33] Немецкие примеры включают резьбу, заключенную в миниатюрный череп, который сейчас находится в Художественной галерее Онтарио, которая содержит ветвь ( Атверк ) типа, часто встречающегося в современной немецкой скульптуре. [34]
То, что большинство миниатюр имеют техническое, стилистическое и тематическое сходство и могут рассматриваться как почти однородная группа, было впервые отмечено искусствоведом Яапом Леувенбергом. [35] К таким стилистическим особенностям относятся обширные и густонаселенные анимированные сцены, часто размещаемые, по словам историка искусства Уильяма Уиксома, на «круто наклоненных плоскостях плиточного пола». [28] Другие общие черты включают пространственные устройства, фигуры в современной одежде и драпировки, расположенные в угловых складках. На этом основании Леувенберг приписал Дирксу большое количество объектов, около 35–40, хотя в последние годы эта оценка была пересмотрена в сторону понижения. [28]
По оценкам искусствоведов Лизы Эллис и Александры Суда , на создание более сложных миниатюр из самшита могли уйти десятилетия работы, то есть период, эквивалентный всей карьере средневекового мастера-резчика. [36] Производство было организовано между различными мастерскими специализированных ремесленников. [37] Поскольку миниатюры настолько сложны, в их производстве, вероятно, участвовало лишь небольшое количество мастерских. [38] Историки искусства предполагают, что из-за такой высокой степени артистизма они предназначались как предметы роскоши и символы статуса для знатной и утонченной европейской элиты; [39] Генрих VIII и Екатерина, [40] Император Карл V [41] и Альберт V Баварский [15] Известно, что у них были отдельные миниатюры из самшита. [27]
Адам Диркс
[ редактировать ]Из-за общих характеристик, в том числе общего использования ужасов , схожих пространственных подходов и использования глубины, [42] а также аналогичные петли и методы изготовления, [24] Леувенберг предположил, что производством ряда миниатюр руководил один мастер по имени Адам Диркс . [43] [44] Впервые Диркса опознали по подписи на молитвенном орехе, который сейчас находится в Государственном музее Копенгагена, с надписью « Адам Теодричи меня Fecit » ( «Адам Диркс сделал меня »). [45] Латинское имя «Адам Теодричи» можно перевести на английский как «Адам Теодорих», но историки искусства обычно используют голландскую версию его имени, Адам Диркс. [35] [46] Хотя в XVI веке художники редко подписывали законченную работу, обычно это принимало форму « me fecit » (заставило меня), фактически заставляя объект говорить. [47]
О Дирксе почти ничего не известно, кроме того, что произведения были созданы ок. 1500–30. В подписи может указываться, что он был дровосеком, скульптором, медалистом или просто меценатом. [48] Считается, что Диркс действовал между 1500 и 1530 годами и ответственен за около шестидесяти сохранившихся экземпляров. [48] Возможно, он проводил семинар в южных Нидерландах. [49] учитывая, что на некоторых резьбах присутствуют фламандские надписи. [28] Альтернативно, он располагался севернее, возможно, на севере Брабанта или в Делфте в Голландии. [50] В любом случае, за исключением Генриха VIII и Екатерины, все первоначальные владельцы родом из Нидерландов. [51]
Независимо от количества работ, к которым можно отнести Диркса или его мастерскую, историки искусства часто спорят о том, какими могут быть художественные и технические прецеденты миниатюр. Схолтен отмечает, что в значительной степени кажется, что «эта изысканная скульптура родилась ex nihilo около 1500 года», но отмечает, что «гигантские успехи редко достигаются в истории искусства», указывая на сходство с искусством серебряных дел мастеров, особенно с миниатюрами. архитектурные элементы, часто встречающиеся в церковном серебре и орнаментах. [32]
Иконография
[ редактировать ]Миниатюры из самшита следуют традициям более ранних христианских скульптур, в том числе диптихов из слоновой кости, [10] скульптуры Богородицы с Младенцем и рельефная резьба. [24] По стилю они похожи на более масштабные современные произведения искусства, особенно фламандские панно, алтари и скульптуры, и они были задуманы с аналогичным религиозным мировоззрением и убеждениями. Их иконография часто представляет собой смесь сцен Ветхого и Нового Завета изображения Рождества и Страстей . , причем наиболее распространенными являются [53] [54] Хотя центральная тема может быть одинаковой во многих произведениях, существуют значительные различия в композиции. [55] Обширные изображения, такие как Распятие , иногда находились под влиянием современной литературы. [41] Драматическое и нелепое воздействие объектов, будучи одновременно крошечными и чрезвычайно обширными, особенно подходит для изображений Рая и Ада. [56]
Форматы
[ редактировать ]Метрополитен-музей (МЕТ) в Нью-Йорке разделяет миниатюры на две группы: с простыми рельефами и со сложным дизайном. [57] Из 150 сохранившихся экземпляров большинство представляют собой одиночные четки, часто с экстравагантными сочетаниями резьбы, готического узора и надписей на внешних оболочках. Они часто имеют форму двух полусфер, соединенных поясом с петлями и застежками, с выемками внутри для размещения сложной резьбы. [58]
Помимо более обычных молитвенных орешков и полиптихов, другие форматы включают статуэтки, круглые подвески , гробы, статуэтки и флаконы для духов. [52] [59] и memento mori в форме черепов (последний формат также использовался для современной резьбы по фруктовому дереву с столь же драматичными и яркими результатами). [60]
Благодаря общности материалов, технологии изготовления и общему отсутствию окраски миниатюры имели схожую оригинальную окраску. На протяжении веков эти различия менялись из-за различных методов хранения и обращения, а также различных способов реставрации и нанесения покрытий. [61]
Узор, используемый для геометрического декора экстерьера, можно разделить на три разных стиля. Один стиль накладывает пересекающиеся круги вокруг главы купола. Второй использует маленькие круги, чтобы подчеркнуть и разделить купол на сегменты. Третий стиль представляет собой комбинацию первых двух, но гораздо более сложный и использует дуги кругов, чтобы связать цикличные круги первого стиля с повторяющимися узорами второго стиля. Однако все произведения схожи по пропорциям, окружности и размеру петель и застежек. [61]
Молитвенные орехи
[ редактировать ]Английский термин «Молитвенный орех» происходит от эквивалентного голландского слова gebedsnoot и получил широкое распространение в 18 веке. Использование слова «орех» может быть связано с тем фактом, что некоторые бусины на самом деле были вырезаны из орехов или косточек, и хотя таких миниатюр не сохранилось, это была известная практика в средневековой южной Германии. [12] Они в основном одинаковой формы (намеренно напоминают яблоки). [62] украшен резным ажурным готическим узором и цветочными головками и по размеру удобен для удержания в ладони. [63]
Молитвенные орехи часто содержат центральные сцены, изображающие эпизоды из жизни Марии или Страстей Иисуса . [64] Некоторые представляют собой одну бусину; более редкими являются бусы, состоящие из одиннадцати бус, в том числе « Четсуортские четки», подаренные Генрихом VIII Екатерине Арагонской; [65] Это один из двух сохранившихся четок из самшита. [66] Фигуры часто одеты в модную современную одежду. Уровень детализации распространяется на солдатские щиты, пуговицы на куртках, украшения и свечи. [67] В некоторых случаях они содержат резные надписи, обычно связанные со смыслом повествования. [14] [68] Есть и более скромные примеры, такие как два медальона, составляющие « Половину четок с Оплакиванием » (MS 17.190.458a, b) в МЕТ, на которой изображена Богородица с Младенцем рядом с коленопреклоненной монахиней, держащей веревку с бусы и Пьета . Оба изображения необычайно просты для этого типа; лишь небольшая часть доступной поверхности бордюров содержит надписи. [69]
Бусины довольно однородны по размеру и форме, диаметром от 30 до 65 миллиметров. [42] Суда отмечает, что их «духовное воздействие … [было] как ни странно … обратно пропорционально их размеру». [71] Их часто делали в виде двух полуоболочек, которые можно было открыть, чтобы обнажить замысловатые детали интерьера. По словам историка искусства Доры Торнтон, когда молитвенный орех был открыт, он «обнаружил изображение божественного, скрытого внутри». [14] Интерьеры значительно различаются по сложности и детализации, причем более простой состоит из низкого рельефа, вырезанного на диске, закругленного сзади. [72] В наиболее подробном и сложном виде Суда описывает, как бусины «разыгрываются как большая опера на миниатюрной сцене, дополненная экзотическими костюмами, тщательно продуманным реквизитом и животными, большими и маленькими», и отмечает, что они обладают качеством « Алисы в стране чудес ». где «человек падает с головой в крошечный мир, созданный резчиком … в мир, который они открывают за пределами непосредственного окружения». [73]
Схолтен отмечает, что узор, возможно, был предназначен для того, чтобы предположить, что объект содержал небольшую реликвию , «так что объект приобрел характер талисмана и , как считалось, имел апотропный эффект». [74] У некоторых номеров есть деревянная петля в середине половины, чтобы их можно было носить на поясе или носить в футляре. [65] [75] Иногда внутрь скорлупы помещали ароматное вещество, которое распространялось при открывании бус, что делало их сравнимыми с модными в то время помандерами . [74]
Форма молитвенного ореха, вероятно, имела глубокое значение; с внешней оболочкой, представляющей человеческую плоть Христа; подставка для четок, его крестик; а внутренние рельефы — его божественность. [14] [76] По словам Торнтона, «разворачивание ореха само по себе является актом молитвы, все равно что открыть личный молитвенник с подсветкой или наблюдать, как листья огромного алтаря откидываются назад во время церковной службы». [77] Однако Схолтен подвергает сомнению их использование для частных религиозных обрядов, отмечая, что их миниатюрный размер делал их непрактичными для медитации, поскольку их образы не были различимы без увеличительного стекла или сильных очков. [78]
- «Половина четок с изображением Иисуса, несущего крест», вид изнутри. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Четки с Распятием и Иисусом перед Пилатом , вид изнутри. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- «Чётки со сценой Христа, несущего крест», ок. 1500–25. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
Полиптихи
[ редактировать ]Миниатюрные полиптихи из самшита обычно представляют собой алтари, реже кущи и дароносицы. Эти многопанельные работы существуют как в горизонтальном, так и в альбомном формате. [79] Полиптихи служили переносными устройствами для мирян, предназначенных для личного богослужения. [80] Их популярность отражает растущий класс купцов, живущих в крупнейших портовых городах Северной Европы. Их иконография часто повторяет современные панно большего размера. [81] с изображениями Христа, несущего Крест, и Входа в Иерусалим как общие сюжеты. [34] Алтари обычно состоят из трех основных элементов; архитектурный корпус, внутренние рельефы и основание или пределла , которые могут быть фиксированными или съемными. В свою очередь, каждый из этих элементов может иметь несколько компонентов, которые либо скреплялись, либо скреплялись клеем. [82] Обычно они содержат складные крылья, вырезанные в низком рельефе, с более мелкими фигурами и сценами по краям центрального изобразительного пространства. [83] Обычно более крупные фиксированные элементы строились из единого деревянного куска, при этом соединенные компоненты соединялись с помощью пазовых и шиповых соединений, врезанных в плиты. [21]
В алтарном триптихе (ММА 17.190.453) в МЕТ имеется отсек (приемник) для хранения мощей, прикрытый шарнирным диском. [81] [66] Особенно подробный и сложный триптих высотой 25,1 см, каталогизированный как WB.232 в Британском музее и приписываемый мастерской Адама Диркса, содержит два триптиха в верхнем и нижнем регистрах. Верхний, гораздо больший регистр состоит из центральной панели с Распятием на заднем плане и многочисленными фигурами на переднем плане; Воскресение Положение , во гроб и другие сцены находятся на правой створке, а изображения Несения креста и Жертвоприношения Исаака являются основными элементами левой створки. [29]
Рельефы обычно располагаются в горизонтальной плоскости, оставляя большое пространство между вершинами фигур и концами закругленных верхних арок. [79] Резьба обычно довольно неглубокая, с глубиной ниш, достаточной для размещения фигур, которые могут быть как отдельно стоящими, так и вырезанными в горельефе основного блока. [85] Многие из наиболее сложных и детальных резных фигурок, включая элементы ландшафта, были созданы отдельно, а затем вставлены; в этих случаях ограниченное пространство не позволяло вырезать их на основном куске дерева. [21]
Многие миниатюры содержат элементы современной архитектуры северной готики. Пример из Британского музея имеет влияние итальянского Возрождения, что проявляется в его балясинах и пророках на пилястрах по обе стороны от Распятия. [44] Почитание Страстей Иисуса и Скорби Марии в конце XV века оказало сильное влияние на их дизайн. [86] Частично привлекательность «Страстей» заключалась в контрасте между относительно простыми сценами из Жизни Христа и более сложными сценами с детальными видами, такими как Распятие или изображения Рая и Ада. [87]
Коллекции
[ редактировать ]Миниатюры из самшита, по-видимому, выполняли три оригинальные функции: средство личной преданности, предметы роскоши и статус и новые игрушки. Позже они стали семейными реликвиями, передаваемыми из поколения в поколение, но поскольку средневековое искусство вышло из моды в период раннего Нового времени, их происхождение часто терялось. [88] Самая ранняя запись о коллекции — это опись герцогов Баварии 1598 года , содержащая несколько экземпляров. [89]
Из сохранившихся работ более сотни вновь появились на парижском антикварном рынке XIX века, который в то время был ведущим рынком средневекового искусства. [90] В этот период их приобрели такие люди, как британский коллекционер Ричард Уоллес (1818–1890), который приобрел графа ван Ньюверкерке (1811–1892), включая два самшитовых молитвенных ореха, всю коллекцию [91] родившийся в Вене коллекционер предметов искусства Фредерик Спитцер (1815–1890) и Фердинанд де Ротшильд (1839–1898). [92] Спитцер не был пуристом и поручил мастерам по металлу производить современные версии или копии различных средневековых произведений искусства. Сегодня сохранились четыре резные фигурки из самшита, которые он дополнил для продажи. [93]
Когда американский финансист Дж. П. Морган приобрел коллекцию барона Альберта Оппенгейма в 1906 году, он приобрел четыре самшитовые миниатюры, в том числе триптих с Распятием и Воскресением, а также молитвенный орех с изображением Несения креста, все из которых сейчас находятся в МЕТ. . [94] [95] Канадский издательский магнат Кеннет Томсон был важным коллекционером на протяжении более 50 лет, и его коллекция включала крупнейшее в мире собрание миниатюр из самшита, в том числе два черепа, два триптиха и шесть четок. Они были завещаны Художественной галерее Онтарио вместе с тремя другими работами, собранными его семьей после его смерти. [96]
Изучение и сохранение
[ редактировать ]Объекты такого масштаба трудно рассмотреть невооруженным глазом, и даже если держать их в руках, нелегко распознать истинный уровень сложности. [3] Сложность создания увеличенных репродукций способствует тому, что этот формат сравнительно мало исследован. Даже традиционная фотография не может передать истинный уровень детализации. Значимое воспроизведение может быть достигнуто только путем компьютерного моделирования, при котором серии фотографий с разной фокусной глубиной складываются друг в друга для достижения постоянной резкости. [57]
Современные технологии визуализации значительно улучшили изучение объектов с конца 20 века, включая использование рентгеновских лучей. [97] МикроКТ -сканирование с использованием технологии, аналогичной медицинскому сканированию, позволяет получать тысячи изображений, которые затем можно собрать в трехмерную модель. [3]
Галерея
[ редактировать ]- Молитвенный орех (CA 17.190.328), фламандский, ок. 1525–50. Высота: 8,7 см [99] Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Молитвенный орех с узором, приписываемый Адаму Дирксу, ок. 1500–30. Рейксмузеум, Амстердам
- Мужчина, держащий молитвенный орех : Ян Герритц ван Эгмонд (ум. 1523), судебный пристав Ньюбурга. Якоб Корнелис ван Оостсанен или мастерская, ок. 1518. Рейксмузеум , Амстердам.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ « Чётки 1500–10 ». Нью-Йорк: Метрополитен-музей. Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Шарп, Эмили. « Хорошие вещи в Рейксмузеуме продаются в маленьких упаковках ». « The Art Newspaper », 17 июня 2017 г. Дата обращения 8 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Суда, Саша; Эллис, Лиза. « Маленькие чудеса: введение в готические миниатюры из самшита ». Художественная галерея Онтарио , 28 октября 2016 г. Дата обращения 24 ноября 2017 г.
- ^ Маркс (1977), с. 162
- ^ Торнтон (1985), стр. 162–94.
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 53
- ^ « Половина четок с распятием ». Метрополитен-музей. Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ellis; Suda (2016), p. 25
- ^ Дрейк Бём, Барбара; Суда, Александра. « Что такое Самшит? » Художественная галерея Онтарио. Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Шолтен (2017), с. 23
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 23
- ^ Jump up to: а б Шолтен (2017), с. 20
- ^ Схолтен (2017), стр. 22–23
- ^ Jump up to: а б с д Торнтон (1985), с. 162
- ^ Jump up to: а б Торнтон (1985), с. 164
- ^ Схолтен (2011), с. 332
- ^ « Чётки, ок. 1525–1550, фламандский (CA 17.190.328) ». Метрополитен-музей. Проверено 18 ноября 218 г.
- ^ « Миниатюрный алтарь ». Музей Виктории и Альберта . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ Схолтен (2017), с. 57
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 63
- ^ Jump up to: а б с д Дэндридж, Питер; Эллис, Лиза. « Внутренняя резьба миниатюрных алтарей из готического самшита ». Художественная галерея Онтарио. Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 47
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 55
- ^ Jump up to: а б с Суда, Александра; Эллис, Лиза. « Исследование миниатюрной резьбы по самшиту в Художественной галерее Онтарио в Торонто ». Электронный журнал CODART, весна 2003 г. Дата обращения 18 ноября 2018 г.
- ^ « Страшный суд; Коронация Богородицы ». Художественная галерея Онтарио. Получено 10 декабря.
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 27
- ^ Jump up to: а б Кан, Ева. « Раскрытие секретов самшитовых миниатюр ». New York Times , 3 ноября 2016 г. Проверено 17 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уиксом (1983), с. 43
- ^ Jump up to: а б WB.232: Триптих / футляр / алтарь. Архивировано 24 ноября 2018 г. в Wayback Machine ». Британский музей. Проверено 30 ноября.
- ^ Маркс (1977), с. 140
- ^ Маркс (1977), с. 132
- ^ Jump up to: а б Шолтен (2017), с. 31
- ^ Боде (1904), с. 179
- ^ Jump up to: а б Погода; Шолтен (2017), с. 171
- ^ Jump up to: а б Шолтен (2011), с. 339
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 28
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 73
- ^ Андерсон (2012), с. 112
- ^ МакКоннелл (1991), с. 69
- ^ Уиксом (1983), с. 39
- ^ Jump up to: а б Шульц (1986), с. 18
- ^ Jump up to: а б Шолтен (2017), с. 27
- ^ Ван Ос; Филедт Кок (2000), стр. 107–08
- ^ Jump up to: а б Маркс (1977), с. 142
- ^ Схолтен (2017), стр. 24–36
- ^ « Четки с распятием и Иисусом, несущим крест ». Метрополитен-музей. Проверено 8 октября 2018 г.
- ^ Схолтен (2017), с. 32
- ^ Jump up to: а б « Адам Диркс (Биографические подробности) ». Британский музей. Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Шоу, Тэмсин. « Вселенная в двух словах ». The New York Review of Books , 12 мая 2017 г. Дата обращения 8 октября 2018 г.
- ^ Схолтен (2011), с. 342
- ^ Маркс (1977), с. 141
- ^ Jump up to: а б « Memento Mori: Погружение в ад. Миниатюрный гроб ». Метрополитен-музей. Проверено 29 января 2017 г.
- ^ Погода; Шолтен (2017), с. 176
- ^ Схолтен (2017), с. 39
- ^ Схолтен (2017), с. 64
- ^ Аллейн, Аллиссия. « 500-летние тайны самшитовых миниатюр раскрыты ». CNN , 9 декабря 2016 г. Дата обращения 29 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Овчарек, Нина. « Изучение самшитовых четок и миниатюрных алтарей. Архивировано 12 февраля 2017 г. в Wayback Machine ». Американский институт консервации , 16 мая 2016 г. Дата обращения 11 февраля 2017 г.
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 31
- ^ " Флакон для духов WB.265 ." Британский музей. Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ « Четки в виде черепа со входом в Иерусалим и ненесением креста ». Метрополитен-музей. Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Дэндридж, Питер; Эллис, Лиза. « Ажурные узоры готических самшитовых четок ». Художественная галерея Онтарио. Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Схолтен (2017), с. 15
- ^ Бреймбридж, Марк. « Завещание Уоддесдона в Британском музее, часть 1 ». Топиариус , Том 14, лето 2010 г., стр. 15–17. Проверено 25 февраля 2017 г.
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 80
- ^ Jump up to: а б Ellis; Suda (2016), p. 77
- ^ Jump up to: а б Дрейк Бём, Барбара; Суда, Александра. « Готические самшитовые миниатюры и частная молитва ». Художественная галерея Онтарио. Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 50
- ^ Ellis; Suda (2016), pp. 78–79
- ^ Boehm; Suda (2016), p. 351
- ^ « Чётки с Распятием и Иисусом перед Пилатом ». Метрополитен-музей. Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ Boehm; Suda (2016), p. 352
- ^ Дэндридж, Питер; Эллис, Лиза. Внутренняя резьба по готическим самшитовым четкам . Художественная галерея Онтарио. Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Boehm; Suda (2016), p. 355
- ^ Jump up to: а б Шолтен (2011), с. 323
- ^ Торнтон (1985), стр. 167, 187.
- ^ Фриман (1976), с. 115
- ^ Торнтон (1985), с. 186
- ^ Схолтен (2011), с. 338
- ^ Jump up to: а б Ellis; Suda (2016), pp. 65–66
- ^ Уиксом (1999), с. 283
- ^ Jump up to: а б Ellis; Suda (2016), p. 85
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 65
- ^ Погода, Схолтен (2017), с. 172
- ^ « Миниатюрный алтарь с Распятием ». Метрополитен-музей. Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 68
- ^ Торнтон (1985), с. 189
- ^ Торнтон (1985), с. 179
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 94
- ^ Ellis; Suda (2016), pp. 93–94
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 97
- ^ Boehm; Suda (2016), p. 374
- ^ Уиксом (1983), с. 44
- ^ Boehm; Suda (2016), p. 371
- ^ Ellis; Suda (2016), pp. 97–98
- ^ « Старые резные фигурки мистера Моргана; Коллекция барона Оппенгейма, купленная Дж. Пирпонтом Морганом, показана в Лондоне, но не в Нью-Йорке - наш нелепый тариф не позволяет привозить древние статуи и рельефы ». The New York Times , 18 ноября 1906 г. Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ Ellis; Suda (2016), p. 99
- ^ Эллис, Лиза; Нельсон, Эндрю. « МикроКТ-сканирование наших готических миниатюр из самшита ». Художественная галерея Онтарио, 28 октября 2016 г. Дата обращения 12 февраля 2017 г.
- ^ « Буква P с легендой о святом Филиппе ». Метрополитен-музей. Проверено 9 октября 2018 г.
- ^ " Четки (с внутренней частью Страшного суда ) ". Метрополитен-музей. Проверено 1 декабря 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Максвелл . Инстинкт качества: взгляд на искусство глазами директора музея . Вашингтон, округ Колумбия: Американский альянс музеев , 2012. ISBN 978-1-9332-5367-1
- Боде, Вильгельм. «Итальянская резьба по самшиту начала шестнадцатого века». Журнал Burlington для ценителей , том 5, вып. 14, 1904. стр. 179–89.
- Бём, Барбара Дрейк; Суда, Александра. «Отобрано вручную: коллекционирование резных фигурок из самшита с шестнадцатого по двадцать первый века». В: Схолтен, Фриц (редактор), Маленькие чудеса: микрорезьба из самшита поздней готики из Нидерландов . Амстердам: Рейксмузеум, 2016.
- Эллис, Лиза; Суда, Александра . Маленькие чудеса: готические миниатюры из самшита . Художественная галерея Онтарио , 2016. ISBN 978-1-8942-4390-2
- Фриман, Маргарет Бим. Гобелены с единорогами . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1976. ISBN 978-0-8709-9147-9
- Маркс, Ричард. «Две резные фигурки из самшита начала XVI века, связанные с семьей Глаймс из Бергена-оп-Зума». Уд Голландия , том 91, вып. 3, 1977. стр. 132–43.
- МакКоннелл, Софи. Столичные ювелирные изделия . Нью-Йорк: Метрополитен-музей , 1991. ISBN 978-0-87099-616-0
- Шолтен, Фриц . Маленькие чудеса: микрорезьба из самшита поздней готики из Нидерландов . Амстердам: Рейксмузеум , 2017. ISBN 978-9-4917-1493-1
- Шолтен, Фриц. «Молитвенный орех в серебряном корпусе Адама Диркса». Бюллетень Рейксмузеума , том 59, вып. 4, 2011. стр. 322–47.
- Серк-Девайде, Мириам. В: Расписное дерево: история и сохранение , Дорге, Валери; Хоулет, Кэри (ред.). Лос-Анджелес: Публикации J Paul Getty Trust, 1998. ISBN 978-0-8923-6501-2
- Шульц, Эллен (ред.). Недавние приобретения: подборка, 1985–1986 гг . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1986. ISBN 978-0-8709-9478-4
- Торнтон, Дора. Возрождение Ротшильдов: завещание Уоддесдона . Лондон: Издательство Британского музея, 1985. ISBN 978-0-7141-2345-5
- Ван Ос, HW; Филдт Кок, Ян Пит. Нидерландское искусство в Рейксмузеуме: 1400–1600 гг . Анн-Арбор, Мичиган: Клуб коллекционеров антиквариата Limited, 2000. ISBN 978-9-0400-9376-0
- Погода; Эвелин, Шолтен, Фриц. Молитвенные орехи, личное благочестие и коллекционирование раннего современного искусства . Риггисберг: Фонд Абегга, 2017. ISBN 978-3-9050-1464-8
- Уиксом, Уильям. Зеркало средневекового мира . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1999. ISBN 978-0-8709-9785-3
- Уиксом, Уильям. «Триптих из брабантского самшита». Бюллетень Детройтского института искусств , том 61, вып. 1/2, лето 1983. стр. 38–45.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гоу Манн, Джеймс. Каталоги коллекций Уоллеса: Скульптура . Лондон: Попечители коллекции Уоллеса, 1931 г.
- Поррас, Стефани. Искусство Северного Возрождения: суды, торговля и преданность . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, 2018. ISBN 978-1-7862-7165-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Исследование миниатюрной резьбы по самшиту в Художественной галерее Онтарио в Торонто» . Электронный журнал CODART, весна 2003 г., Александра Суда и Лиза Эллис. Изображения с высоким разрешением
- Интернет-каталог Резонне , база данных, содержащая все известные образцы миниатюрного самшита, вырезанного в первой половине 1500-х годов, Художественная галерея Онтарио.
- Примечания по сохранению: взгляд изнутри на четки. Архивировано 17 ноября 2018 г. в Wayback Machine , Художественная галерея Онтарио.
- Проект Самшит , Художественная галерея Онтарио