Молитвенный орех

Молитвенные орехи или четки ( голландский : Gebedsnoot ) — это очень маленькие миниатюрные скульптуры из готического самшита XVI века , в основном происходящие с севера сегодняшней Голландии. Обычно они съемные и раскрываются на половинки с очень подробными и сложными христианскими религиозными сценами. Их размер варьируется от размера грецкого ореха до мяча для гольфа. Они преимущественно одинаковой формы, украшены резным ажурным готическим узором и цветочными головками. [ 1 ] Большинство из них имеют диаметр 2–5 см и спроектированы таким образом, чтобы их можно было держать в ладони во время личного поклонения или подвешивать на ожерелья или пояса в качестве модного аксессуара.
Молитвенные орехи часто содержат центральные сцены, изображающие эпизоды из жизни Марии или Страстей Иисуса . [ 2 ] Некоторые из них представляют собой одиночные бусины; более редкие экземпляры состоят из одиннадцати бус, включая « Четсуортские четки», подаренные Генрихом VIII Екатерине Арагонской; [ 3 ] Это один из двух сохранившихся четок из самшита. [ 4 ] Фигуры часто одеты в модную современную одежду. Уровень детализации распространяется на щиты фигурки, пуговицы куртки и украшения. [ 5 ] В некоторых случаях они содержат резные надписи, обычно связанные со смыслом повествования. [ 6 ] [ 7 ]
Этимология
[ редактировать ]
Английский термин «Молитвенный орех» происходит от эквивалентного голландского слова gebedsnoot и получил широкое распространение в 18 веке. Использование слова «орех» может быть связано с тем, что некоторые бусины на самом деле были вырезаны из орехов или косточек, и хотя такие миниатюры не сохранились, это была известная практика в средневековой южной Германии. [ 8 ]
Формат
[ редактировать ]
Бусины довольно однородны по размеру и форме, часто диаметром от 30 до 65 миллиметров. [ 10 ] Суда отмечает, что их «духовное воздействие... [было] как ни странно... обратно пропорционально их размеру». [ 11 ] Их часто делали в виде двух полуоболочек, которые можно было открыть, чтобы обнажить замысловатые детали интерьера. По словам историка искусства Доры Торнтон, когда молитвенный орех был раскрыт, он «обнаружил изображение божественного, скрытое внутри. [ 6 ]
Интерьеры значительно различаются по сложности и детализации, причем более простой состоит из низкого рельефа, вырезанного на диске, закругленного сзади. [ 12 ] В наиболее подробном и сложном виде Суда описывает, как бусины «разыгрываются как большая опера на миниатюрной сцене, дополненная экзотическими костюмами, тщательно продуманным реквизитом и животными, большими и маленькими», и отмечает, что они обладают качеством « Алисы в стране чудес ». где «человек падает с головой в крошечный мир, созданный резчиком... в мир, который они открывают за пределами непосредственного окружения». [ 13 ]

Форма молитвенного ореха, вероятно, имела глубокое значение; с внешней оболочкой, представляющей человеческую плоть Христа; подставка для четок, его крестик; а внутренние рельефы — его божественность. [ 6 ] [ 15 ] По словам Торнтона, «развертывание ореха само по себе является актом молитвы, как открытие личного молитвенника с подсветкой или наблюдение за тем, как листья большого алтаря откидываются назад во время церковной службы». [ 16 ] Однако Схолтен подвергает сомнению их использование для частных религиозных обрядов, отмечая, что их миниатюрный размер делал их непрактичными для медитации, поскольку их образы не были различимы без увеличительного стекла или сильных очков. [ 17 ]
Производство
[ редактировать ]
Считается, что многие из них пришли из мастерской Адама Диркса в Делфте и были частью более широкой традиции готических миниатюр из самшита . Важные образцы хранятся в различных музеях, в первую очередь в Рейксмузеуме , чей реставратор Яап Леувенберг в 1968 году впервые проследил их происхождение до Делфта, Метрополитен-музее , в котором есть несколько экспонатов из завещания Джона Пирпонта Моргана , и Художественной галерее Онтарио . с его важной коллекцией Томсона . [ 19 ] Вместе три музея объединили исследования и провели выставку «Маленькие чудеса» , которую каждый из них проводил в период с 2016 по 2017 год. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Хотя многие из них сделаны полностью из дерева, другие заключены в позолоченные серебряные корпуса, что, возможно, сделало их более удобными для ношения на поясе или прикрепления к четкам. [ 23 ]
Схолтен отмечает, что узор, возможно, был предназначен для того, чтобы предположить, что объект содержал небольшую реликвию , «так что объект принял характер талисмана и , как считалось, имел апотропный эффект». [ 24 ] У некоторых номеров есть деревянная петля в середине половины, чтобы их можно было носить на поясе или носить в футляре. [ 3 ] [ 25 ] Иногда внутрь скорлупы помещали ароматное вещество, которое распространялось при открывании бус, что делало их сравнимыми с модными в то время помандерами . [ 24 ]
В 1910 году, когда Г. К. Уильямсон написал каталог коллекции для Дж. П. Моргана, происхождение этих молитвенных орешков все еще оспаривалось, но он считал, что портрет старика из коллекции брюссельского музея, приписывавшийся в то время Кристоф Амбергер показал молитвенный орех, похожий на четки из коллекции. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
«Половина четок с Иисусом, несущим крест и распятие», начало 16 века, Метрополитен-музей. [ 27 ]
-
Деталь: «Половина четок с Иисусом...».
-
Реверс «Половины четок с Иисусом...»,
-
« Четки с Поклонением волхвов и Распятием », ок. 1500–10, Метрополитен-музей. [ 28 ]
-
Деталь: «Четки с Поклонением волхвов и Распятием».
-
Молитвенная гайка (WB.238) с верхними волхвами и нижней Пьетой со Святым Иаковом Великим , Святой Урсулой и надписями, ок. 1510–1525, Британский музей. [ 29 ]
-
Четки со Страстями Христовыми. Нидерланды, начало 16 века, самшит. Художественно-исторический музей , Вена
-
«Четки с Распятием и Воскресением», редкий испанский экземпляр, из слоновой кости . [ 30 ] Метрополитен-музей
Ссылки
[ редактировать ]Наш
[ редактировать ]- ^ Бреймбридж, Марк. « Завещание Уоддесдона в Британском музее, часть 1 ». Топиариус , Том 14, лето 2010 г., стр. 15–17. Проверено 25 февраля 2017 г.
- ^ Эллис; Суда (2016), с. 80
- ^ Перейти обратно: а б Эллис; Суда (2016), с. 77
- ^ Дрейк Бём, Барбара; Суда, Александра. « Готические самшитовые миниатюры и частная молитва ». Художественная галерея Онтарио. Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Эллис; Суда (2016), с. 50
- ^ Перейти обратно: а б с Торнтон (1985), с. 162
- ^ Эллис; Суда (2016), стр. 78–79
- ^ Схолтен (2017), с. 20
- ^ 17 190 457 на сайте МЕТ.
- ^ Схолтен (2017), с. 27
- ^ Boehm; Suda (2016), p. 352
- ^ Дэндридж, Питер; Эллис, Лиза. « Внутренняя резьба по готическим самшитовым четкам ». Художественная галерея Онтарио. Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Boehm; Suda (2016), p. 355
- ^ « Распятие; Святой Иероним ». Художественная галерея Онтарио. Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Фриман (1976), с. 115
- ^ Торнтон (1985), с. 186
- ^ Схолтен (2011), с. 338
- ^ « Молитвенный орех 1510-25 ». Британский музей. Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Дж. Леувенберг, «Молитвенная записка Эверта Янса ван Блейсвика и другие произведения Адама Диркса», Miscellanea Jozef Duverger, Гент, 1968, стр. 614-624.
- ^ Маленькие чудеса: микрорезьба из самшита поздней готики из Нидерландов , авторы Фриц Шолтен (редактор), Райндерт Фалькенбург, Ингмар Рисинг, Александра Суда, Барбара Дрейк Бем, Пит Дэндридж, Лиза Эллис, Художественная галерея Онтарио, Метрополитен-музей Искусство (Монастыри), Рейксмузеум, 2017, OCLC 980905300.
- ^ Маленькие чудеса на сайте MET.
- ^ Маленькие чудеса на сайте AGO.
- ^ Молитвенный орех с дорогой на Голгофу и распятием с крышкой, проданный на Sotheby's за 133 250 фунтов стерлингов 5 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шолтен (2011), с. 323
- ^ Торнтон (1985), стр. 167, 187.
- ^ Резные изделия из дерева , страница 57 в Каталоге Г. К. Уильямсона коллекции драгоценностей и драгоценных произведений искусства, принадлежащих Дж. Пирпонту Моргану , 1910 г., на archive.org
- ^ Половина четок с изображением Иисуса, несущего крест , Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- ^ Четки с Поклонением волхвов и Распятием на сайте MET.
- ^ « Молитвенный орех ». Британский музей. Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ « Чётки с Распятием и Воскресением ок. 1500–25 ». Метрополитен-музей. Проверено 9 ноября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Эллис, Лиза; Суда, Александра . «Маленькие чудеса: готические миниатюры из самшита». Художественная галерея Онтарио , 2016. ISBN 978-1-8942-4390-2
- Шолтен, Фриц . Маленькие чудеса: микрорезьба из самшита поздней готики из Нидерландов . Амстердам: Рейксмузеум , 2017. ISBN 978-9-4917-1493-1
- Торнтон, Дора, Возрождение Ротшильдов: Завещание Уоддесдона . Лондон: Издательство Британского музея, 1985. ISBN 978-0-7141-2345-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фриц Шолтен демонстрирует открытие и изучение молитвенного ореха вместе с Витеке ван Зейлем для «Маленьких чудес» в Рейксмузеуме, на холсте.
- Проект Самшит , Художественная галерея Онтарио