Ужас пустоты (арт)


В изобразительном искусстве — «horror vacui» ( с латыни «страх перед пустым пространством»; Великобритания : / ˌ h ɒ r ə ˈ v æ k ju aɪ / ; США : /- ˈ v ɑː k -/ ), или кенофобия ( по-гречески «страх перед пустотой»), [1] Это явление, при котором вся поверхность пространства или произведения искусства заполняется деталями и содержанием, оставляя как можно меньше воспринимаемой пустоты. [2] Это связано с устаревшей физической идеей ужаса вакуума , предложенной Аристотелем , который считал, что «природа не терпит пустого пространства». [3]
Происхождение
[ редактировать ]Итальянский искусствовед и ученый Марио Праз использовал этот термин, чтобы описать чрезмерное использование орнамента в дизайне в викторианскую эпоху . [4] Другие примеры ужаса вакуума можно увидеть на густо украшенных ковровых страницах островных а иллюминированных рукописей, где замысловатые узоры и переплетающиеся символы могли выполнять « апотропные, также декоративные функции». [5] Интерес к тщательному заполнению пустых пространств также отражается в арабесках в исламском искусстве с древних времен до наших дней. Историк искусства Эрнст Гомбрих предположил, что такие богато орнаментированные узоры могут служить рамкой для священных изображений и пространств. «Чем богаче элементы кадра, — писал Гомбрих, — тем больше достоинства выиграет центр». [6]
Другой пример взят из Древней Греции в эпоху геометрической геометрии (1100–900 гг. До н. э.), когда ужас вакуума считался стилистическим элементом всего искусства. Зрелые работы французского гравера эпохи Возрождения Жана Дюве постоянно демонстрируют вакуум ужаса.
Примеры
[ редактировать ]Horror vacui проявляется в некоторых стилях постмодернистского графического дизайна , включая работы таких художников, как Дэвид Карсон или Воган Оливер , а также в андеграундном движении комиксов в работах С. Клея Уилсона , Роберта Крамба , Роберта Уильямса и более поздних художников-комиков, таких как как Марк Бейер . Картины Уильямса, Фариса Бэдвана , Эмерсона Барретта, Джо Коулмана и Тодда Шорра являются еще одним примером ужасного вакуума в современном движении низколобого искусства. [ нужна ссылка ]
, , вдохновленное энтеогеном 1960 Визионерское искусство некоторых коренных народов такое как картины пряжи Уичоль и вдохновленное аяуаской искусство Пабло Амаринго , часто демонстрирует этот стиль, как и психоделическое художественное движение контркультуры -х годов . Иногда узорчатое искусство в одежде коренных народов Средней и Южной Америки демонстрирует ужас вакуума. Например, геометрические мола народа Куна и традиционная одежда народа Шипибо-Конибо .
Обложка из книги « Где Уолли?» серия детских книг является общеизвестным примером ужасов-вакуи, как и многие небольшие книги, написанные или проиллюстрированные жутким воображением Эдварда Гори .
Стиль живописи Тингатинга в Дар-эс-Саламе в Танзании является современным примером ужаса-вакуи. Другие африканские художники, такие как Малангатана из Мозамбика, также заполняют холст таким же образом.
Расположение древнеегипетских иероглифов предполагает отвращение к пустому пространству. Знаки повторялись или добавлялись фонетические дополнения , чтобы избежать пробелов.
В эстетике
[ редактировать ]Существует связь между ужасом вакуума и обратным ему явлением — ценностным восприятием. Коммерческие дизайнеры отдают предпочтение визуальной ясности в витринах и рекламе, чтобы привлечь внимание богатых и хорошо образованных потребителей, исходя из того, что сдержанность и сдержанность привлекают более богатую и образованную аудиторию. [4]
В ходе исследования магазины одежды были опрошены, чтобы выявить закономерности и взаимосвязь между эффективностью использования недвижимости магазина и престижем бренда магазина; Было обнаружено, что магазины оптовых продаж и сетевые магазины заполняют свои витрины до отказа, эффективно демонстрируя принцип ужасного вакуума , в то время как элитные бутики часто используют свои площади редко и без ценников. Предполагалось, что если прохожим нужно знать цену, они не смогут себе этого позволить. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лесли Браун: Новый краткий Оксфордский словарь английского языка . Том. 1: А-М. Clarendon Press , Оксфорд, 1993, стр.360.
- ^ merriam-webster.com/dictionary/horror%20vacui ужас, вакуум согласно определению в словаре Merriam Webster.
- ^ Торп, Дж. (1990). «Ужас Аристотеля Vacui ». Канадский философский журнал . 20 (2): 149–166. дои : 10.1080/00455091.1990.10717213 . S2CID 171269247 .
- ^ Jump up to: а б Лидвелл, Уильям, и Критина Холден, Джилл Батлер (2010). Универсальные принципы дизайна, переработанные и обновленные: 125 способов повысить удобство использования, повлиять на восприятие, повысить привлекательность, принять более эффективные дизайнерские решения и обучать посредством дизайна . Беверли, Массачусетс: Rockport Publishers. стр. 128–9. ISBN 978-1592535873 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гильмен, Жак (1987). «Геометрия перекрёстных страниц в Линдисфарнском Евангелии». Зеркало . 62 (1): 21–52. дои : 10.2307/2852565 . ISSN 0038-7134 . JSTOR 2852565 . S2CID 162852637 .
- ^ Кэрриер, Дэвид (2008). Мировая история искусства и ее объекты . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 12. ISBN 9780271036069 . OCLC 1080549502 .
- ^ Уильям Лидуэлл, Критина Холден, Джилл Батлер (2010). Универсальные принципы дизайна . Rockport Publishers, Inc. ISBN 978-1-59253-007-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )